-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32881
        Написано: 47781


        ЖЗЛ. ГРИГОРИЙ СВЕТЛИЦКИЙ - УКРАИНСКИЙ МАСТЕР РЕАЛИЗМА.

        Воскресенье, 25 Сентября 2016 г. 22:11 + в цитатник
        Выдался свободный денёк, вот и решил опубликовать материал об интересном украинском художнике, который давно был собран, только ждал своего формирования и редактуры.

        Григорий Петрович Светлицкий

        20 или 27 сентября 1872, Киев - 28 августа 1948, Киев



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Автопортрет. 1919 г.

        Украинский живописец и мозаичист, первый народный художник УССР (1946).
        Григорий родился в 1872 году в семье киевского музыканта, оркестранта оперного театра. Заработка отца едва хватало на одиннадцать детей. У Григория был младший брат Павел (1878–1967), окончивший в 1907 году Санкт-Петербургскую Академию художеств и ставший архитектором, членом Петербургского общества архитекторов. Племянники Григория Петровича, сыновья Павла - Борис Павлович (1908–1978) и Сергей Павлович (1913–1992) Светлицкие, продолжили дело отца и тоже стали архитекторами. С детства мальчик полюбил театр, музыку и рисование.






        Семья Светлицких

        С четырех лет он начал учиться игре на скрипке, а позже стал писать музыку. В совершенстве овладев инструментом, пятнадцатилетний юноша уже участвовал в концертах симфонического оркестра. Его первые музыкальные произведения были даже напечатаны, а некоторые романсы и композиции для скрипки и виолончели исполнялись в концертах. При этом Григорий увлёкся и рисованием.

        Учеба

        Заметив склонность сына к живописи, отец определяет его в известную Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко, где Светлицкий проучился с 1889 по 1893 год. Получив начальное художественное образование в школе Мурашко, молодой человек в 1893 году отправился продолжать обучение в Петербург. Он успешно сдает экзамены в Петербургскую Императорскую Академию художеств, первые два года обучается под руководством Ильи Ефимовича Репина (1844-1930), а позже переходит в мастерскую художника Николая Дмитриевича Кузнецова (2 (14) декабря 1850 - 2 марта 1930).



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Обнаженная мужская модель.

        В конце декабря 1895 года, окончив курс Академии, Светлицкий был удостоен звания классного художника III степени, а в 1900 году за картину «Мелодия» ему было присуждено звание художника-живописца.

        Петербург

        С 1896 года Светлицкий принимал участие в Весенних и Осенних художественных выставках, выставлял свои работы на выставках художников-акварелистов и передвижников.



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Автопортрет. 1897 г. Национальный художественный музей Украины, Киев

        Значительное влияние на молодого студента оказал знаменитый пейзажист А. И. Куинджи. Их знакомство позже переросло в крепкую дружбу и сыграло исключительную роль в творческом развитии художника. Одно время Светлицкий работал в мастерской А. Куинджи.
        В 1901 году художник поступил в Мозаическое отделение учеником, в 1906 году стал младшим художником-мозаичистом, а позже - художником-мозаичистом. С 1901 по 1917 год Светлицкий участвовал в реставрации Исаакиевского собора в Петербурге, возглавлял группу, занимающуюся росписями в соборе. За эту работу российский император Николай ІІ присвоил художнику почетный дворянский титул.
        Почти восемнадцать лет (1900-1918) художник проработал в мозаичных мастерских Академии Художеств под руководством известного живописца Павла Петровича Чистякова (5 июля 1832 – 11 ноября 1919). В 1918 году Светлицкий экспонировал свои картины на выставке передвижников (ТПХВ) и на выставке Общества художников им. А. И. Куинджи. В 1919 году – на 1-й государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде.



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Дачники.



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Уж вечер. 1913 г. Музей истории города Киева



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) У омута. («Где гнутся над омутом лозы»). 1916 г. Национальный художественный музей Украины, Киев



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Поезд на станции. 1916 г.

        Самыми известными произведениями Светлицкого дооктябрьского периода являются картины «Музыканты» (1912), «В город» (1907) и «На заработки» (1909), «Возле станции Мотовиловка» (1909), которые входят нынче в Золотой фонд украинского изобразительного искусства.



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Музыканты 1912 г.



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) В город. 1907 г. Национальный художественный музей Украины, Киев



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) На заработки. Этюд. 1909 г. Национальный художественный музей Украины, Киев



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) На прогулке. 1908 г. Донецкий художественный музей

        Революция у художника была связана с личными трагедиями. У Светлицкого умерла жена и погиб сын Юрий, к тому же у художника экспроприировали его петербургскую квартиру. В 1919 году Григорий Петрович переезжает в Киев, где обосновывается в двухэтажном особняке на улице Дегтярной.
        Художник и до этого часто приезжал на Украину. С огромным удовольствием он изображал украинские ночи ( «Взошел месяц», «Ясная ночь», «Июльская ночь», «Лунная ночь», «Весенняя ночь» и другие), в чем отразилось влияние его друга и коллеги Архипа Куинджи. Светлицкого в прессе не раз называли «украинским Куинджи».



        Г.П.Светлицкий за работой. Фото 1914 г.



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Лунная ночь. 1915 г.



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Марусина хата (Богуславка). 1918 г. Харьковский музей изобразительного искусства



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Лунная ночь.



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Сельская улица в лунном свете 1920-е гг.



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Хата в лунную ночь 1942 г.



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Серебряная ночь.

        О своем творчестве сам Григорий Петрович говорил так: «Лейтмотивом моего творчества является в основном лирический композиционный пейзаж. Определяя образы и краски природы, я в своих картинах был реалистом, но реализм мой всегда насыщен музыкальностью».

        Советский период

        Как пишут историки, «после победы Октябрьской революции Григорий Светлицкий принимал активное участив в строительство советской культуры». В Киеве художник работал над плакатами, декорациями к спектаклям рабочих студий, писал картины для музеев.
        Не знаю, насколько Светлицкий принял советскую власть, особенно после экспроприации жилья, но в своем творчестве художник отображал становление Страны Советов («Сельсовет» (1918), «Аграрный вопрос» (1919), «Переход богунцов через Днепр» (1928), «Над колхозными полями» (1930-е)). Индустриальному строительству был тоже посвящен ряд картин («Днепрострой» (1932), «Варят асфальт» (1934), «Гидроэлектростанция (1935)).



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Переход богунцов через Днепр. 1928 г.



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Аграрный вопрос. 1918 г. Национальный художественный музей Украины, Киев



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Ждут пароход. 1934 г.



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Колхоз в цвету. 1935 г. Национальный художественный музей Украины, Киев



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Гидроэлектростанция. 1935 г. Национальный художественный музей Украины, Киев

        Светлицкий активно работал как пейзажист, портретист, писал жанровые картины, участвовал в росписи Крестовоздвиженской церкви в Киеве, занимался книжной иллюстрацией.



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Роспись в Крестовоздвиженском храме на ул. Крестовоздвиженской в Киеве



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Роспись Крестовоздвиженском храме на ул. Крестовоздвиженской в Киеве



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Лики святых в Крестовоздвиженском храме на ул. Крестовоздвиженской в Киеве

        К 125-летию со дня рождения украинского поэта Тараса Шевченко в 1939 году художник создал несколько картин и эскизов («Катерина», «Хата Шевченко», «Этап», «В ссылке», «Крепостное село»).
        В 1920-е годы Светлицкий много выставлялся. Он принял участие в тематических выставках «По селам, местечкам и городам Украины» (1926), «В помощь жертвам наводнения в Западной Украине» (1927) в Киеве. Экспонировался на выставках Ассоциации художников червонной Украины (1927, 1928) в Харькове, Киеве и Чернигове. Принимал участие во Всеукраинской юбилейной выставке, посвященной 10-летию Октября (1927) в Харькове, 2-й всеукраинской художественной выставке Наркомпроса УССР (1929), 1-й передвижной художественной выставке на правобережной Украине (1929) и других. Большая персональная выставка Светлицкого с успехом прошла в Киевском государственном музее украинского искусства.



        Г.П. Светлицкий в своей мастерской



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Дорога на станцию. 1946 г.



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Алушта. 1930 г.



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Богуславка. 1936 г.



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Сирень. 1919 г. Музей Г.П. Светлицкого



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Весенний вечер (Ветка цветущей сливы). 1929 г.

        Художник был членом Ассоциации художников Красной Украины, в 1946 году он первым был удостоен звания народного художника Украинской ССР, а в 1947 году стал профессором Киевского художественного института (КХИ).



        Удостоверение за № 1 о присвоении звания Г.П.Светлицкому звания "Народный художник Украинской ССР".

        В картинах, написанных Светлицким во время и после Великой Отечественной войны, показан героизм народа и жестокость оккупантов («Партизаны около железной дороги» (1944), «Краснодонцы» (1946), «Жертвы оккупации» (1943-1944), «Без крова» (1944).



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Без крова. 1944 г. Национальный художественный музей Украины, Киев



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Без названия.



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Зима. 1945 г.



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Родной край. 1945 г. Национальный художественный музей Украины, Киев

        В 1945 году художник завершил многолетнюю роботу над полотном «П. И. Чайковский на Украине».



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Петр Ильич Чайковский на Украине. 1938-1945 гг. Музей Светлицкого, Киев



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Петр Ильич Чайковский на Украине. Вариант. 1947 г. Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Украина

        Бытует мнение, что в годы советской власти каждый известный художник был обязан написать портрет В.И. Ленина. Около девяти лет работал Григорий Светлицкий над картиной «В. И. Ленин слушает «Аппассионату» Бетховена».



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) В.И. Ленин слушает «Аппассионату» Бетховена. 1938-1948 гг. Национальный художественный музей Украины, Киев

        Еще до войны он выполнил 6олее сорока эскизов, но все они были уничтожены во время оккупации. Завершив работу, художник выставил картину на IX Республиканской выставке 1947 года. Друзья-художники на обсуждении картину хвалили. Но партийные функционеры узрели какой-то скрытый смысл сюжета и неоднозначную трактовку композиции. Мол, почему рояль изображен далеко, почему изображена буря, в то время, как Ленин стоит на террасе? и т.д. На заседании в Союзе художников 28 августа 1947 года картину раскритиковали в пух и прах. Григорий Петрович на заседание опоздал, но всё обсуждение слышал в приоткрытую дверь. Вернувшись домой, и тот же вечер художник умер. Похоронен Светлицкий на Лукьяновском кладбище в Киеве.
        Произведения Светлицкого представлены во многих музеях и частных собраниях, среди них — Национальный художественный музей Украины в Киеве.



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Портрет сестры М.П.Светлицкой.



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Портрет моряка.



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Портрет Садовской. 1924 г.

        О доме-музее художника

        В 1958 году, к десятилетию со дня смерти художника, по адресу ул. Дегтярная, 30, в доме, где прожил Светлицкий почти 30 лет, был открыт дом-музей его имени. Через 14 лет во дворе установили бронзовый бюст на гранитном постаменте.



        Дом-музей Светлицкого, Киев

        В музее было представлено немало экспонатов — работы художника: жанровые картины, портреты, пейзажи, миниатюрные этюды, эскизы, а также фотографии, личные вещи и документы, рассказывающие о жизни и творчестве Григория Петровича.



        Уголок экспозиции музея



        В доме-музее Светлицкого

        Пишу «были представлены», поскольку обнаружил в ЖЖ материал блогера questrum от февраля 2013 года о том, что ныне дома-музея Светлицкого уже нет…
        Улица Дегтярная, где был расположен музей, находится в районе Подола в урочище Гончары-Кожемяки. Одна из посетительниц музея рассказывала: «Директором музея была внучка художника. Сам музей поражал домашней теплотой и гостеприимством. Потомки художника угощали посетителей фруктами из своего сада».
        В 1980-х годах дома там начали разселять, планируя устроить продолжение туристической зоны Андреевского спуска. Но, как всегда, благое дело оказалось заброшенным, помешал кризис 1990-х-2000-х. Долго район стоял полупустым и именовался в народе «Мертвым городом». В 1992 году Дом-музей Григория Светлицкого был закрыт на реконструкцию. Правнук художника Алексей Гуляницкий рассказал журналистам о том, что картины и экспонаты музея в связи с его закрытием на ремонт, были переданы в фонды Музея истории города Киева. Часть работ художника и ряд антикварных вещей остались в распоряжении семьи.
        Алексей Гуляницкий рассказал интересную историю, как в музей дважды приезжал глава администрации тогдашнего президента Украины Деонида Кучмы – Дмитрий Табачник. «Он приехал с охраной и искусствоведом, причем довольно поздно, под вечер. Мы с ним долго ходили по этажам музея, много разговаривали, он смотрел экспозицию... Ко мне подошел его искусствовед и говорит: «Ты понимаешь, с кем ты разговариваешь? Не будь дураком, подари ему пару работ из тех, что ему пришлись по вкусу...». Намекнул мне, а сам пошел на первый этаж. Но я ничего не подарил». Впоследствии, как оказалось, приехала «делегация» в сопровождении милиции, которая привезла «распоряжение» Табачника – забрать картины и другие старинные вещи – мебель, скрипку, фарфор, часы XIX века (некоторые из экспонатов являлись реликвиями семьи) - в фонды Музея истории Киева. Еще в 2006 году музей художника был обитаем. А в 2008 году в музее случился пожар, который до сих пор считают поджогом, устроенным из-за желания выселить наследников из дома и продолжить застройку квартала. Родственники из дома-музея съехали, естественно средств на восстановления здания у них не было. Эпопея с застройкой района продолжалась, и оказалось, что музей (являющийся историческим зданием) «не вписывается в концепцию этой застройки». В 2013 году журналисты издания «Голос Украины» увидели музей таким.







        Территория обнесена массивным забором, бюста на постаменте нет, и судьба его не известна.
        Единственное, что утешает, коллекция дома-музея Григория Светлицкого частично все же выставлена в музее истории Киева. А памятник культуры со столетней историей и интересный музей в центре Киева Украина, видимо, потеряла навсегда…



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Портрет старой женщины.



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Портрет гречанки. 1913 г. Музей Г.П. Светлицкого, Киев



        Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Теплый день. 1920-е гг.

        Источники – Википедия, сайты 1 , 2.

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

        Серия сообщений "Украина":
        Часть 1 - ОКНА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 49 - ОКНА ТАТЬЯНЫ ЯБЛОНСКОЙ)
        Часть 2 - ЖЗЛ (ХОЗЯЙКА МАГИЧЕСКИ-НАИВНОГО МИРА ОЛЬГА КВАША)
        ...
        Часть 35 - ЖЗЛ (ИВАН ИЖАКЕВИЧ. СУДЬБА ДЛИНОЮ В ВЕК. ВОЗВРАЩЕНИЕ К НАПИСАННОМУ.)
        Часть 36 - ЖЗЛ (ИВАН ИЖАКЕВИЧ. СУДЬБА ДЛИНОЮ В ВЕК. ВОЗВРАЩЕНИЕ К НАПИСАННОМУ - II.)
        Часть 37 - ЖЗЛ. ГРИГОРИЙ СВЕТЛИЦКИЙ - УКРАИНСКИЙ МАСТЕР РЕАЛИЗМА.
        Часть 38 - ЖЗЛ (МИХАИЛ САПОЖНИКОВ - УКРАИНСКИЙ СИМВОЛИСТ)
        Часть 39 - ПАЛЬМЫ В ЯПОНИИ. ХУДОЖНИК ВИКТОР ПАЛЬМОВ (1888-1929) – УКРАИНСКИЙ АВАНГАРДИСТ РУССКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

        Рубрики:  ЖЗЛ
        Метки:  

        Процитировано 3 раз
        Понравилось: 12 пользователям

        daizyLeningrad   обратиться по имени Воскресенье, 25 Сентября 2016 г. 22:50 (ссылка)
        Парашутов, благодарю за интересный и обширный материал! Ничего не знала о художнике, жаль, что и по его жизни прошла колесница "перемен". Мир праху его! Спасибо.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Donnarossa   обратиться по имени Воскресенье, 25 Сентября 2016 г. 23:35 (ссылка)
        Благодарю за новое знакомство. Понравились работы художника.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Понедельник, 26 Сентября 2016 г. 01:59 (ссылка)
        daizyLeningrad, Donnarossa, спасибо за добрые слова. Рад, что материал понравился!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Валентина-л   обратиться по имени Понедельник, 26 Сентября 2016 г. 16:15 (ссылка)
        Исключительный пост!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Понедельник, 26 Сентября 2016 г. 16:43 (ссылка)
        Валентина-л, спасибо!
        Ответить С цитатой В цитатник
        вереница   обратиться по имени Воскресенье, 09 Октября 2016 г. 19:57 (ссылка)
        Как-то случилось, что пропустила этот очень интересный пост. Такая большая работа! Не все картины впечатлили, что вполне нормально ( это импрессионисты виноваты:)).) Очень понравились портреты и "Сирень", я просто очень люблю эти цветы. Редко, кто из художников их не писал. А история этого варварского уничтожения музея !.. Нет слов, даже дыхание перехватило! Спасибо огромное за Ваши труды, Анатолий!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Воскресенье, 09 Октября 2016 г. 21:58 (ссылка)

        Ответ на комментарий вереница

        Майя, спасибо за комментарий и добрые слова. Самого заинтересовала судьба этого художника и возмутила история с его Домом-музеем, поэтому и родился этот материал. Всегда рад вижеть Вас у себя в гостях!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку