-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32881
        Написано: 47781


        ЖЗЛ (ЕЛЕНА ЛУКШ-МАКОВСКАЯ. СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО.)

        Четверг, 18 Февраля 2016 г. 21:34 + в цитатник
        Семья Маковских хорошо известна во всем мире, это одна из значительных династий в художественной истории России. О самых ярких и известных ее представителях – братьях Константине Егоровиче (1839-1915) и Владимире Егоровиче (1846-1920) Маковских, много написано, их боярышни и картины старинной жизни, яркие портреты помещены на многих сайтах, во многих галереях и блогах. В интернете без труда можно найти информацию и о родоначальнике династии – отце Константина и Владимира - Егоре Ивановиче Маковском (1802-1866), и о других детях Маковского-старшего - Николае (1841-1886) и Александре (1837-1915), которые тоже посвятили свою жизнь живописи. Вы и без меня знаете, что династию Маковских продолжили дети Константина и Владимира. Александр Владимирович Маковский стал живописцем, Константин Владимирович – архитектором. Дети Константина от двух браков - Сергей, Елена, Владимир, Константин, Ольга, Марина и Николай, тоже многие связали свою жизнь с искусством в целом и живописью в частности.
        Сегодня хочу рассказать о художнице, чье имя не так известно, вернее, более известно в Германии, чем в России. В биографических справках так и указано: русская и немецкая художница. Речь идет о дочери Константина Егоровича - Елене Маковской. Впрочем, нужно согласиться, наверное, с формулировкой историков. Художница была русской по происхождению, стала профессиональным живописцем в России и, даже уже находясь за границей, принимала участие в русских выставках. Но с другой стороны, с 20 лет и до самой смерти она жила в Европе, приняла немецкое гражданство и активно творила и выставлялась в Германии. Отмечу, что до того, как я стал работать над этим материалом, мне не было известно ни о жизни, ни о творчестве Елены Константиновны, хотя имя ее я встречал в очерках о семье Маковских. И только благодаря моему другу, историку искусства Владимиру из Рязани, который не только поведал мне о личности художницы, но и помог собрать изобразительный материал, было решено сделать эту статью. Поэтому, перефразируя слова бойца Сухова, «в первых строках своего письма шлю привет и слова благодарности вдохновителю этого материала – Владимиру!». Ну, а теперь давайте начнем по порядку.

        Елена Константиновна Лукш-Маковская
        Elena Konstantinovna Luksch-Makowsky


        13 ноября 1878, Санкт-Петербург – 25 ноября 1967, Гамбург



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Автопортрет.

        Русская и немецкая художница, скульптор, график и иллюстратор. Писала портреты, натюрморты, пейзажи, мифологические и жанровые сцены, занималась мелкой пластикой, керамикой, майоликой, книжной иллюстрацией, создавала эскизы для театральных постановок, декоративных изделий из кованой меди, исполняла садовые скульптуры, барельефы и скульптурные украшения.




        Детство

        Елена родилась в состоятельной семье известного художника Константина Егоровича Маковского (1839-1915) и его второй супруги Юлии Павловны Летковой (1859-1954), которая вместе со своей сестрой Екатериной неоднократно служила будущему мужу моделью для его работ.



        Маковский Константин Егорович (1839-1915) Автопортрет. 1860 г. Третьяковская галерея, Москва
        Маковский Константин Егорович (1839-1915) Головка (портрет Ю.П.Маковской). 1890-е г.

        После смерти первой жены в 1871 году 36-летний Константин Егорович 22 января 1875 года женился на шестнадцатилетней Юленьке Летковой, приехавшей в столицу поступать в консерваторию. Помимо Елены в семье росли двое сыновей. Старший брат Елены - художественный критик и поэт Серебряного века Сергей Маковский (15 августа 1877 - 13 мая 1962) и младший - Владимир (1883-17 июня 1966). Детский образ Елены запечатлен на нескольких картинах отца.



        Маковский Константин Егорович (1839-1915) Мать и дочь в интерьере. 1883 г.



        Маковский Константин Егорович (1839-1915) Дети, играющие в мастерской. 1883 г.



        Маковский Константин Егорович (1839-1915) Семейный портрет. Ю.П.Маковская с детьми Сергеем и Еленой. 1882 г. Русский музей, С.-Петербург



        Маковский Константин Егорович (1839-1915) Портрет детей художника. 1882 г. Тверская картинная галерея

        Елена детство провела в Санкт-Петербурге, а в юности четыре года (1889-1893) жила за границей с болевшей тяжелой формой перитонита матерью. Маковские жили на европейских курортах, посещали Бад-Киссинген, Байройт, Сен-Жан-де-Люс, Биарриц, Париж и Ниццу. А с 1890 года зимой жили в Ницце, а летом посещали курорты на озере Комо и в Санкт-Морице, а также Монтре, Флоренцию и Вену. Сам художник старался как можно чаще проведывать больную жену.
        Впрочем, болезненность супруги и ее долгое отсутствие рядом стали причиной того, что Константин Егорович завёл роман на стороне. Он стал встречаться с Марией Алексеевной Матавтиной (1869-1919), которая в 1891 году родила художнику сына Константина. Юлия Павловна не простила мужу измены, и, в конце концов, супруги расстались. Осенью 1893 года Юлия Павловна с дочерью вернулась на родину, но с этого времени К.Е. Маковский жил с семьей отдельно. Годом ранее жена художника оформила ходатайство «О предоставлении права проживать с тремя детьми по отдельному паспорту от мужа и об устранении последнего от всякого вмешательства в дело воспитания и образования детей».
        Впрочем, развод был официально оформлен только шесть лет спустя - 26 мая 1898 года, и с этого времени дети Маковского практически не общались с отцом. А сам Константин Егорович, спустя буквально неделю (6 июня), женился в третий раз на той самой Марии Матавтиной, которая кроме Константина родила ему еще троих детей – Ольгу, Марину и Николая.

        Учеба

        В 1893 году Елена Маковская поступила в художественные классы Художественно-промышленной школы княгини М. К. Тенишевой при Императорском обществе поощрения художеств. Проведя в 1894 году летние каникулы в Финляндии, девушка осенью начала занятия в частной студии художника Ильи Ефимовича Репина.



        Маковский Константин Егорович (1839-1915) Портрет дочери.

        Признаюсь, несмотря на то, что эта картина помещена на сайте искусства русского зарубежья, как портрет художницы, и на самой картине есть сигнатура Маковского, у меня есть некое подозрение, что атрибутирована она не верно. Конечно, мы не знаем даты ее создания, а к моменту, когда К.Е. ушел из семьи, Елене было уже 15 лет. Может быть эта девушка пятнадцатилетней или ей немного больше лет? Задаюсь этим вопросом, потому что после ухода из семьи, как пишут историки, согласно ходатайства матери, Маковский не общался с детьми и женой. Об этом свидетельствуют и воспоминания брата Елены - Сергея, в которых он пишет, что до конца жизни ни мать, ни он с сестрой не смогли простить отцу его измену. Поэтому, помещая эту картину в материал, я оговорюсь, что на ней предположительно изображена Елена Маковская.

        В 1896 году Маковская провела лето с «репинцами» в летнем лагере в Тульской губернии, а в октябре по совету своего учителя записалась вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, где продолжила заниматься в мастерской Репина.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Студенты Ильи Репина - Константин Сомов, Борис Кустодиев, Николай Мурашко, Филипп Малявин и Павел Шмаров.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Военный лагерь. Этюд для студии Репина. 1896 г.

        В 1896-1897 учебном году девушка участвовала в организованной Репиным Выставке опытов художественного творчества русских и иностранных художников и учеников, представив на выставку живописный этюд «Мартин Лютер». В июле 1897 года Елена в одиночку совершила поездку по Волге - от Рыбинска до Самары, во время которой были созданы многочисленные эскизы для будущих картин.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Волжский лодочник.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Сельские женщины, Тульская губерния, Россия. 1896 г.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Деревенские сплетни.

        По возвращении одну из работ молодой художницы приобрёл банкир, железнодорожный магнат, меценат и общественный деятель Иван Станиславович (Ян Готтлиб) Блох (1836-1901), который также предоставил Елене двухгодичную стипендию для обучения за рубежом.

        Весной 1898 года Маковская уехала в Мюнхен, где поступила в известную Художественную школу австро-венгерского художника словенского происхождения Антона Ажбе (Anton Ažbe, 30 мая 1862 - 6 августа 1905). В мастерской Ажбе Елена познакомилась со многими художниками-соотечественниками: Иваном Билибиным, Мстиславом Добужинским, Марианной Верёвкиной, Алексеем Явленским и Дмитрием Кардовским.
        В том же 1898 году Елена Маковская стала заниматься в Школе живописи, открытой мюнхенским скульптором Матиасом Гаштайгером (Mathias Gasteiger, 1871-1934) и художником-авангардистом Юлиусом Экстером (Julius (Leopold Bernhard) Exter, 20 сентября 1863 - 16 октября 1939) во дворце Дойтенхофен близ Дахау. В Дойтенхофене Елена Маковская познакомилась со своим будущим мужем - скульптором Рихардом Лукшем.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Автопортрет.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Портрет Рихарда Лукша. 1898 г.
        Увы, портрет Лукша кисти Елены Маковской удалось найти только в таком качестве...

        Спустя год, весной 1899, Елена вернулась в Петербург и создала небольшую собственную студию. В июне она побывала в Курске, где сделала несколько эскизов для картины «Крестный ход», а в августе отдыхала на даче в Крыму, там состоялась тайная встреча со своим женихом Ричардом Лукшем.



        Елена и Рихард Лукш 1900 г.

        Осенью Маковская продолжила учебу в Петербургской Академии в мастерской Репина, параллельно изучая скульптуру в мастерской ректора Академии художеств, скульптора Владимира Александровича Беклемишева (15 августа 1861 - 21 декабря 1919). Благодаря Игорю Грабарю художница познакомилась со многими художниками «Мира искусства».



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Лес под снегом.

        В это же время, вместе с будущим известным скульптором и народным художником СССР Сергеем Тимофеевичем Конёнковым (1874-1971) Маковская выполнила барельеф на тему «История будущей войны». А в декабре 1899 года выполнила заказ И. С. Блоха – рельеф для русского павильона на Всемирной выставке 1900 года в Париже.

        О муже

        В 1900 году Маковская участвует в VIII выставке Венского Сецессиона, став первой из женщин-художниц членом этого объединения художников, а 20 мая этого же года Елена вышла замуж за Рихарда Лукша, взяв себе двойную фамилию – Лукш-Маковская.

        Для справки:
        Рихард Лукш
        Richard Luksch


        23 января 1872, Вена - 21 апреля 1936, Гамбург



        Richard Lucksch

        Немецкий скульптор и керамист австрийского происхождения.
        Окончив школу и отслужив добровольцем один год в армии, Рихард учился в Мюнхенской академии художеств. Он неоднократно участвовал в выставках Венского Сецессиона и в выставках Мюнхенского Сецессиона в Стеклянном дворце, имел в Мюнхене собственную мастерскую. Лукш входил в группу художников, объединившихся вокруг Густава Климта и покинувших в 1905 году Венский Сецессион. Скульптор активно сотрудничал с Венскими мастерскими, работая над интерьерами санатория в Пуркерсдорфе, брюссельского дворца Стокле (1905). Также Лукш выполнил с Отто Вагнером статуи на башне церкви Ам-Штайнхоф в Вене (1906-1907), создал скульптурные рельефы для нового здания Гамбургской высшей школы изобразительных искусств (1911-1912), был автором Мемориала павшим в Первую мировую войну на Нинштедтенском кладбище в Гамбурге (1920). С 1907 по 1936 года Лукш преподавал в Гамбургской школе прикладного искусства, оставаясь в течение всей жизни верным «югендстилю» и воспитав огромное количество учеников. Лукш был женат дважды. После развода с первой супругой – художницей Еленой Маковской, Рихард в 1923 году женился на танцовщице Урсуле Фальке. В 1934 году за критическое отношение к национал-социалистическому режиму и участие в Гамбургском художественном фестивале Лукш был досрочно уволен с государственной службы.

        Начало творческой карьеры

        Вскоре после свадьбы, которая состоялась в Дахау, супруги переехали в Вену. Там в мае месяце Елена родила первенца - сына Петера (Peter Luksch, 8 мая 1901-1988), который продолжит семейную традицию и в будущем станет художником.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Автопортрет с сыном Петером. 1901 г.

        После рождения сына Елена продолжила активно заниматься творчеством. С 1900 по 1903 год она регулярно участвовала в выставках Венского Сецессиона: марте 1901 года на X выставке с портретами, в 1902 году на XIII выставке и XIV «Бетховенской» выставке с настенными рельефами. Отмечу, что вместе со скульптором Терезой Райс (Teresa Ries, 1874-1956) Маковская была единственной женщиной, принявшей участие в этой экспозиции Сецессиона 1902 года, посвященной Бетховену.
        На выставке вместе с всевозможными бетховенскими фризами, панелями и витражами разных художников были представлены работы Маковской «Смерть и Время» (Death and Time) и «Садко выбирает невесту» (Sadko's viewing of the Brides), вторая картина стала отправной точкой для темы русских народных сказок, пословиц и фольклора в ее творчестве.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Смерть и Время. 1902 г.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Садко выбирает невесту. 1902 г.

        Кроме того, Елена выполнила ксилографии для каталога выставки.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Оригинальная гравюра в каталоге выставки XIV Венского Сецессиона. 1902 г.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Оригинальная гравюра в каталоге выставки XIV Венского Сецессиона. 1902 г.

        В марте-апреле 1902 года Маковская также приняла участие в IV выставке общества «Мир искусства» в Санкт-Петербурге, став одновременно членом этой Ассоциации художников. В мае художница совершила поездку в Санкт-Петербург и Москву, чтобы лично договориться об участии в следующей выставке «мирискусников» в будущем году. В мае-октябре этого же года Елена приняла участие в Международной художественной выставке в Дюссельдорфе, а с октября работала над новыми картинами в семейной усадьбе Лукша в Бадене под Веной.

        В 1903 году художница выпустила буклет «Ver Sacrum» с серией графических картин.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Мифологические сцены. Хоровод танцующих обнаженных мальчиков, цветная гравюра из "Ver Sacrum". 1903 г.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Мифологические сцены, цветная гравюра из "Ver Sacrum". 1903 г.

        В этом же году участвовала в нескольких выставках венского искусства и в XVII выставке Венского Сецессиона, где ей с мужем выделили для экспозиции отдельный зал. Наиболее заметной работой этого периода является иконографическая картина «Adolescentia» (Отрочество), которая сейчас находится в коллекции венского Бельведера.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Отрочество (Adolescentia). 1903 г. Галерея Бельведер, Вена, Австрия

        В декабре 1903 года в семье Лукш родился второй сын - Андреас (Andreas Luksch, 1903-1966). Первые шесть месяцев 1904 года Елена проводит с детьми в Бадене, пока в их квартире и студии проходит капитальный ремонт.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Автопортрет с сыном Андресом. 1908-1909 гг.

        Тем не менее, в начале года она участвует в очередной выставке венского искусства в галерее «Niccolo Markt». Игорь Грабарь рекомендует Елене принять участие в московской выставке Союза русских художников (СРХ), но картина «Отрочество», представленная художницей на выставку, не прошла цензуру и была отклонена жюри по соображениям «нравственности».



        Елена Лукш-Маковская на фоне своей картины "Отрочество".

        Елена Лукш-Маковская также, как и супруг, занималась прикладным искусством и участвовала в работе Венских мастерских, создавала эскизы эмалей для шкатулок, металлического дизайна и мозаик для мебели, оформления чехлов для батарей отопления. В 1905 году, с мая по август, художница работает над монументальными рельефами для фасада венского городского театра (Бургтеатра), написав также картины и портреты для интерьера театра. Традиционно, в этом же году, Елена приняла участие в XXIII выставке Сецессиона.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Орфей.

        Весной 1906 года художница на целый месяц приезжает в Россию. Она посещает Санкт-Петербург, слушает рассказы о революции, налаживает связи с издателями и коллекционерами, в Москве встречается с Грабарем.
        Вернувшись в Германию, Елена начинает работу над проектом «Лубки» (Народные пословицы), пробует себя, как книжный иллюстратор, создавая картины для «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле и в течение трех недель 10 иллюстраций для «Немецких фарсов» Леопольда Фришлина.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Дизайн для книги русских пословиц.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Рисунок из серии "Лубки". Народные пословицы (Russischer Volksbilderbogen). 1908 г.

        Болезнь сына Андреаса заставляет художницу в августе отправиться с обоими детьми в Италию, а затем продолжить лечение в Бадене под Веной. В это же время к Елене приезжает погостить мать. Как пишут историки, «ностальгия по родине заставляет художницу вплотную начать работу над серией рисунков «Лубки» (Lubki).



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Рисунок из серии "Лубки". Народные пословицы (Russischer Volksbilderbogen). 1908 г.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Рисунок из серии "Лубки". Народные пословицы (Russischer Volksbilderbogen). 1908 г.

        Гамбургский период

        В 1907 году Рихард Лукш получает приглашение преподавать в городской Школе прикладного искусства в Гамбурге, и в апреле-мае семья переезжает на новое место жительства. В Гамбурге Елена принимает германское подданство и продолжает активно творить. Она создает декоративные работы для «Кабаре «Летучая мышь»», участвует с работами, созданными в Вене, на юбилейной выставке Немецкого союза художников в Мангейме.
        В Гамбурге Елена знакомится с одним из видных немецких поэтов кайзеровской Германии Рихардом Демелем (Richard Dehmel, 1863-1920) и его женой Идой, которые на долгие годы становятся близкими друзьями семьи Лукш. Многие стихи поэта были положены на музыку такими композиторами, как, например, Рихард Штраус, Арнольд Шёнберг и Курт Вайль. После начала Первой мировой войны в 1914 году Демель ушел добровольцем на фронт, в 1916 году получил тяжелое ранение, вследствие которого и умер в 1920 году.

        В 1908 году Лукш-Маковская принимает участие в традиционной венской выставке, выставляя свои работы в зале Венских мастерских и представляя часть своих иллюстраций русских пословиц и народных плакатов.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Рисунок из серии "Лубки". Народные пословицы (Russischer Volksbilderbogen). 1908 г.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Рисунок из серии "Лубки". Народные пословицы (Russischer Volksbilderbogen). 1908 г.

        На рождественские праздники нового 1909 года Елена с семьей совершает поездку в Россию, где в январе 1909 года выставляет свои работы в салоне старшего брата Сергея Маковского, который к тому времени уже был редактором журнала «Аполлон» в Санкт-Петербурге. В 1910 году в Музее искусств и ремесел в Гамбурге состоялась большая выставка Рихарда Лукша, на которой были представлены также работы Елены и студентов Школы. В этом же году Лукш-Маковская создает одну из самых известных своих работ – скульптуру «Судьба женщины», которая будет экспонироваться на многих выставках.
        Всё лето и осень (июнь-октябрь) художница вместе с сыновьями снова проводит в России, она посещает Санкт-Петербург, Павловск, Царское Село и Москву. Сотрудничает там с художником Евгением Евгеньевичем Лансере (1875-1946). Зиму 1911-1912 года Лукш-Маковская снова проводит в России, в январе она участвует в выставке объединения «Мир искусства» в Санкт-Петербурге, выставив свои керамические фигуры, и договаривается с Лансере о перспективе творческих заказов для фарфоровой фабрики и мастерских гравировки стекла в Санкт-Петербурге, художественным руководителем которых он был в 1912-1915 годах.

        3 июля 1912 года в семье Лукш рождается третий сын – Димитрий, который в будущем станет архитектором. В этом же году художница посещает свою мать, которая приезжала отдохнуть в Гамбург. Радостной новостью для Елены является факт, что ее серия «Русские пословицы» издана Венскими мастерскими в виде почтовых открыток. Художница также приняла традиционное уже участие в выставке Немецкого союза художников в Мангейме.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Рисунки из серии "Лубки". Народные пословицы (Russischer Volksbilderbogen). 1908 г.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Рисунки из серии "Лубки". Народные пословицы (Russischer Volksbilderbogen). 1908 г.

        В годы первой мировой войны

        В начале 1914 года Елена приняла участие еще в двух выставках – в выставке «Werkbund» в Кельне со скульптурой «Судьба женщины» и в Международной книжной выставке в Лейпциге. На книжной выставке художница была представлена в русской экспозиции, благодаря содействию брата Сергея. Отпуск в этом году Елена провела с тремя сыновьями в Дании, на острове Борнхольм, на побережье Балтийского моря, а когда началась первая мировая война, решила остаться там подальше от военных действий, и провела почти год в Копенгагене.
        В 1915 году художница получает известие о смерти отца – Константина Маковского. Напомню, что уважаемый, именитый и обласканный властью художник умер в результате несчастного случая в ДТП в возрасте 76 лет. Лошадь его экипажа испугалась трамвая и понесла, перевернув саму коляску, вследствие чего художник получил тяжелые травмы головы, а после сложной операции умер, не приходя в сознание.



        Константин Егорович Маковский (1839-1915).

        В конце этого же года тяжело заболел муж Елены, он провел в больнице почти девять месяцев. В семье Лукш назревает конфликт. Летом 1916 года Рихард выписывается из больницы и едет на три месяца на родину – в Австрию. Своему другу Рихарду Демелю он сообщает, что намерен развестись с женой. К Рождеству Лукш возвращается домой, но живет не дома, а у себя в студии. Только весной 1917 года скульптор возвращается в семью, и в Мекленбурге устраивается большой семейный праздник.
        Свой отпуск в 1918 году Елена проводит с детьми на острове Бальтрум в Нижней Саксонии, Рихард остается «скучать» в Вене. На Бальтруме она знакомится с органистом и хоровым дирижёром Гюнтером Рамином (Günther Werner Hans Ramin, 1898-1956), с которым много говорят о музыке, особенно церковной.
        В том же году художница получает первые с начала войны новости из России о своей семье. Оказывается, после Октябрьской революции ее братья и мать «первой волной» эмиграции успели уехать из России во Францию.

        Развод

        Семейный кризис продолжается. Сын Андреас сообщает из Вены о романе отца с некоей Беатрикс Визер. Елена пытается обсудить свои взаимоотношения с мужем в надежде спасти брак. Но осенью 1919 года Рихард официально заявляет о желании развестись и 26 декабря уезжает в Австрию.
        На фоне начавшейся в ноябре буржуазной революции в Германии, художнице не остается ничего, как не падать духом и делать вид, что ни семья, ни мир вокруг не рушатся.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Портрет мальчика. 1919 г.

        В канун нового, 1920-го года, Елена вместе с сыновьями и друзьями организовывает домашний спектакль, который назывался "Революционное ревю" (Revolutionsrevue). Но новый год не спешит радовать хорошими новостями. В январе умирает от ранения, полученного на фронте, друг семьи, поэт Рихард Демель. Затем сын Димитрий переносит тяжелую операцию. А в 1921 году Рихард официально оформляет развод.



        Richard Luksch (1872-1936) Marmorbüste von Elena Makowsky. 1899 г. Museum für Kunst und Gewerbe, Hamburg

        Спасает Елену, опять-таки, работа. Она оформляет благотворительный бал в отеле «Атлантик», который проводит «Русский Клуб», пишет на заказ портреты семьи Варбург, придумывает дизайн для эмблемы местного университета.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Эскизы костюмов. 1923 г.

        1920-е годы

        Последующее десятилетие было также активно занято работой. В 1922-1928 годах Лукш-Маковская написала ряд картин по своим эскизам, выполненным еще во время студенческой поездки по Волге.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Приволжские бурлаки. 1922 г.

        В октябре 1925 года художница участвовала в выставке в поддержку гамбургских живописцев, устроенной городским музеем Кунстхалле, и все ее четыре картины, представленные на выставке, были приобретены музеем.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) В бассейне (Im Freibad). 1925 г.

        В этом же году Елена создала эскиз памятника русским пленным времен первой мировой, но заключить договор о создании самого монумента у нее так и не получилось. Зато в следующем, 1926 году скульптура Лукш-Маковской «Судьба женщины» была установлена в гамбургском городском парке. В этом же году на здании Сената была установлена памятная доска, выполненная художницей, под названием "Лояльность работы на службе народа".



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Лояльность работы на службе народа (Treue Arbeit im Dienste des Volkes). 1926 г.

        В 1929 году Елена переезжает на новую квартиру. В связи со сносом ее дома на улице Людольфа, она с детьми переезжает в квартиру по адресу Grasweg, 38, которая находится рядом с городским парком.
        В 1930 году художница получает заказ на две группы фигур для фонтана в школе Ганса Меервайна. В апреле этого же года Лукш-Маковская совершает поездку в Ниццу и Париж с намерением договориться там о своих выставках и продаже картин. Во Франции происходит долгожданная встреча с матерью и братьями. В ноябре Елена вновь приезжает в Париж в рамках подготовки к персональной выставке, но узнает, что финансирование этого проекта потерпело крах.

        При новой власти

        Ну, а в начале 1930-х годов в Германии к власти пришел Гитлер. В 1933 году Елена Лукш-Маковская попыталась наладить отношения с новой властью, вступив в национал-социалистический Союз немецких художников и графиков при Имперской палате изобразительных искусств, но это не принесло ей ожидаемых государственных заказов. В том же 1933 году художница получила частный заказ на проектирование значка с изображением Адольфа Гитлера, но и этот проект не был завершен, поскольку эскиз не был утвержден «уполномоченными органами». Думаю, это своеобразное "сотрудничество" с властями и стало одной из причин того, что имя Лукш-Маковской не особо известно у нас в стране. Елена зарабатывала на жизнь, перебиваясь работой над частными заказами портретов.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Портрет Эккехарда, Карины и Роланда Йохлеров (Bildis von Ekkehard, Karin und Roland Johler). 1931 г.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Два брата.

        В 1936 году умирает бывший супруг – Рихард Лукш. Елена пытается организовать мемориальную выставку скульптора, но проведение ее запрещается нацистами.
        В 1937 году художница вновь посещает Париж в сопровождении сына Димитрия, где встречается с матерью и братом Сергеем. В 1939 году в доме Елены в последний раз собираются все три сына, Андреас принимает решение уезжать из страны, и в том же году эмигрирует в США.

        В годы второй мировой войны

        Осенью 1941 года, когда в мире уже бушевала вторая мировая война, Елена еще принимала участие в осенней художественной выставке в Гамбурге, где из четырех выставленных акварелей три были проданы. Всё время войны Лукш-Маковская провела в Германии.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Портрет Ганса Йохлера (Portrait of Hans Johler). 1942 г.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Обнаженный мужчина (Männlicher Akt). 1936 г.

        Сыновей Питера и Димитрия призвали в армию, и они воевали на Восточном фронте. В 1943 году во время очередного отпуска с фронта Димитрий женится в Штутгарте на Сибилле Колиг (Sibilla Kolig, 1921-1990), и Елена приезжала туда на свадьбу сына. Видимо, комиссовавшись, конец войны Димитрий провел у родителей жены в Австрии. Не особо сложилась судьба Андреса в Соединенных Штатах, он, как гражданин Германии, провел также почти всю войну в качестве военнопленного. Родня предлагала Елене уехать во Францию или в Австрию, но она наотрез отказалась. К счастью, дом художницы, где хранились все ее работы, во время бомбежек Гамбурга пострадал незначительно. Работы Рихарда Лукша удалось сохранить в подвалах Гамбургского выставочного зала. Интересный факт, что во время войны Лукш-Маковская писала иконки для русской православной церкви в Гамбурге. Хотя для меня лично, наличие русской церкви в немецком городе во время войны как-то звучит недостоверно. Может, историки меня поправят. Знающие люди подсказали, что, возможно, речь идет о Gnadenkirche (Церковь Милости Божией), где ныне размещается собор Русской православной церкви.
        Впрочем, известно, что в конце войны Елена познакомилась в Гамбурге с семьей русского эмигранта – иконописцем и архитектором Анатолием Александровичем Нератовым (1907-1973) и его женой, тоже художницей и иконописцем Риммой Ивановной. Нератов – выпускник Академии художеств в Петрограде, работал в студии академика Владимира Алексеевича Щуко над реставрацией фасадов неоклассических зданий и главных улиц города. Возможно, написание икон связано как-то с этим знакомством. Поскольку Нератов после войны основал в Гамбурге Школу русской иконописи, резьбы и зодчества, а в 1945 году создал в гамбургском лагере беженцев Художественную школу, на выставках которой Лукш-Маковская экспонировала свои работы.

        Послевоенный период

        В послевоенные годы художница активно занималась исследованиями гамбургской культуры, стала преподавать в городской Школе искусств и ремесел. В 1948 году она написала по заказу гамбургского муниципалитета триптих «Старый Гамбург» или «Гамбург в 1800 году». Провела выставки «Русское искусство» в Школе, где преподавала (1947), и свою ретроспективную выставку в Музее искусств и ремесел (1954).



        Елена Лукш-Маковская. 1950-е гг.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Портрет немецкого актера Рихарда Лауфена (Richard Lauffen, 1907-1990). 1947 г.

        В 1948 году Елена совершила путешествие во Францию со всей своей семьей. Эта поездка произошла, благодаря помощи ее сына Андреаса, который только в 1955 году получит американское гражданство, и брата Владимира. Полгода художница провела в Ницце, Жюан-ле-Пене и Париже. В этом же году Елена стала бабушкой, у нее родился первый из шести внуков – сын Димитрия - Дмитрий Дмитриевич Лукш (1954-2007). Всего же у Димитрия было трое детей. В 1951 году произошло еще одно радостное событие - сын Димитрий получил разрешение вернуться на постоянное проживание в Германию из Австрии и переехал с семьей в город Билефельд.

        Последние годы

        Последние годы жизни художницы были наполнены личными трагическими событиями. 23 ноября 1954 года в возрасте 95 лет умирает мать Елены - Юлия Павловна Маковская. В 1961 году умирает сын Димитрий, а в следующем – 1962, брат Сергей, с которым художница виделась последний раз в Париже в 1952 году. В 1966 году из Америки приходит весть о смерти сына Андреаса, а 17 июня 1966 года умирает брат Владимир. Видимо, эти события подкосили здоровье Елены Константиновны. Она умерла 15 августа 1967 года в Гамбурге в возрасте 88 лет.



        Могила художницы на кладбище Ohlsdцrfer.

        В последние 15 лет жизни художница приняла участие всего в трех выставках: коллективной выставке в музее этнологии, организованной Ассоциацией художников Гамбурга (декабрь 1954), ежегодной выставке гамбургских художников «Kunstverein» (1965) и последней своей выставке «Картинки из старой России» (март 1967).



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Поляна городского парка (Stadtparkwiese). 1950 г.



        Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878-1967) Старый пастух (Altes Schäfer).

        О ретроспективных мемориальных выставках художницы после ее смерти я не нашел никакой информации. Известно, что портрет брата Сергея и ученические офорты Лукш-Маковской были представлены на выставке «Семья Маковских» в Русском музее в Санкт-Петербурге в 2008 году. Кроме того, немецкие историки искусства написали объемную в 500 листов монографию о жизни и творчестве Елены Константиновны. Надеюсь, когда-нибудь этот труд будет издан и на русском языке.

        Источники – Википедия, диссертация о творчестве Е.К.Лукш-Маковской, сайт «Искусство и архитектура русского зарубежья».

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
        Рубрики:  ЖЗЛ/Россия
        ЖЗЛ/Германия
        Женщины-художницы
        Метки:  

        Процитировано 10 раз
        Понравилось: 14 пользователям

        Felisata   обратиться по имени Четверг, 18 Февраля 2016 г. 23:34 (ссылка)
        Изумительный пост, огромная работа! Спасибо - забираю!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Livitalia   обратиться по имени Пятница, 19 Февраля 2016 г. 04:49 (ссылка)
        С благодарностью цитирую. Замечательная художница, талантлива и труженица. Замечательно подобран ценный материал о творчестве. Спасибо, очень интересно !
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Пятница, 19 Февраля 2016 г. 19:37 (ссылка)
        Livitalia, рад, что Вы оценили мои старания, рад, что материал понравился!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Четверг, 25 Февраля 2016 г. 13:56 (ссылка)
        Очень интересный рассказ об удивительной судьбе женщины художницы. Все переплелось в ее жизни: и семейные корни, и судьбы близких, и мировые потрясения, и стойкость, и попытки творить и выживать, когда творить и выживать невозможно
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Четверг, 25 Февраля 2016 г. 14:25 (ссылка)

        Ответ на комментарий Татьяна_Зеленченко

        Спасибо, Татьяна Борисовна, за Ваш отзыв!!!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Валентина-л   обратиться по имени Понедельник, 11 Апреля 2016 г. 12:49 (ссылка)
        Восхитительный пост!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Суббота, 16 Апреля 2016 г. 01:05 (ссылка)
        Парашутов, Парашутов, здравствуйте! Очень интересная статья.
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Аноним   обратиться по имени Суббота, 16 Апреля 2016 г. 01:09 (ссылка)
        Парашутов, я имею родственное отношение к семье Маковских и хочу сообщить Вам некоторую информацию. Племянник Елены и сын Владимира Константиновича Маковского -- Юрий Владимирович Маковский - мой дядя.
        Сообщаю Вам точные даты по Владимиру Константиновичу -- 1883 - 17.06.1966 Франция.
        Кроме того, у меня есть сведения, что дети Маковские (Лена и Владимир) после развода своих родителей общались со своим отцом Константином Егоровичем.
        Еще мне известно, что Елена в Гамбурге писала портрет Юры Маковского. Нет-ли у Вас сведений об этом портрете?
        Спасибо за Вашу статью.
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Парашутов   обратиться по имени Суббота, 16 Апреля 2016 г. 01:11 (ссылка)

        Ответ на комментарий Felisata

        Ирина, спасибо за добрые слова! Рад, что материал понравился!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Суббота, 16 Апреля 2016 г. 01:11 (ссылка)

        Ответ на комментарий

        Уважаемый Аноним! Рад, что материал Вам понравился!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Суббота, 16 Апреля 2016 г. 01:12 (ссылка)

        Ответ на комментарий Валентина-л

        Валентина, спасибо!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Суббота, 16 Апреля 2016 г. 01:29 (ссылка)

        Ответ на комментарий

        Уважаемый Аноним, обидно, что не представились, поэтому не знаю, как к Вам обращаться. Огромное спасибо за Ваш комментарий, за сведения.
        Дату смерти Владимира Константиновича уже внес в материал. О нем самом, как видите, нет особой информации.
        Насчет портрета Юры Маковского, увы, у меня нет никаких сведений, иначе я поместил бы картину и информацию о ней в материале. Не подскажете, даты жизни Юрия Владимировича? Просмотрев еще раз помещенные в статье картины, подумал, возможно, на картине Лукш-Маковской "Два брата" изображен Юрий с кем-то из детей самой Елены? Картину отыскал на каком-то аукционном сайте, поэтому она не датирована, увы. Других версий у меня пока нет.
        Насчет общения с отцом после развода я предполагал, судя по его портрету уже повзрослевшей Елены.
        Еще раз спасибо Вам за комментарий. Если Вы узнаете какие-то интересные сведения о Елене, портрете Вашего дяди и т.д., я с удовольствием вернусь к теме Лукш-Маковской и напишу дополнение. Со мной можно связаться по электронному адресу:
        parashutov@gmail.com
        Удачи Вам!!!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Вторник, 24 Апреля 2018 г. 07:59 (ссылка)

        Ответ на комментарий

        разыскиваю переписку Елены Лукш-Маковской с отцом, о которой она упоминает в письмах к брату Сергею. Возможно. есть сведения о судьбе ее архива.
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Парашутов   обратиться по имени Вторник, 24 Апреля 2018 г. 12:37 (ссылка)

        Ответ на комментарий

        Уважаемый Аноним, если у Вас появятся какие-либо сведения об этой переписке или новые сведения о художнице - поделитесь с нами, пожалуйста!!
        С уважением, Анатолий
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 14 Апреля 2019 г. 01:23 (ссылка)
        Уважаемый автор материала, сердечная. Благодарность за прекрасную статью.
        Елена Лукш-Маковская обязательно вернётся в Россию. С Вашей по осью это произойдёт быстрее.
        Всех Вам благ
        Андрей Борейко
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Парашутов   обратиться по имени Воскресенье, 14 Апреля 2019 г. 02:10 (ссылка)

        Ответ на комментарий

        Уважаемый Андрей, спасибо большое за добрые слова! Удачи Вам!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку