-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32881
        Написано: 47781


        НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 23 - РУМЫНИЯ. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ ЖИТЕЛЕЙ БАЛКАН В АКВАРЕЛЯХ КАРОЛЯ ДЕ САТМАРИ)

        Понедельник, 06 Апреля 2015 г. 20:20 + в цитатник
        Эх, жаль я "сломался" на итальянском народном костюме, сделав только восемь галерей и рассказав лишь о нескольких регионах этой прекрасной страны. К тому же, я понимал, что сделать полномасштабное исследование у меня не получится за неимением времени и из-за недостатка иллюстраций в Сети. Впрочем, до меня несколько раз в самой Италии была проделана кропотливая работа и изданы целые энциклопедии об итальянском национальном костюме. В общем, тема была заброшена, а вновь заговорить о народном костюме меня заставило исследование жизни и творчества румынского живописца и фотографа Кароля Поп де Сатмари (Carol Popp de Szathmari, 1812-1887), которое я уже опубликовал. Художник создал целую серию акварельных рисунков, на которых изображены жители Румынии, Валахии, Молдовы, Сербии и других балканских регионов в традиционных народных костюмах. Понятное дело, что национальные костюмы этих стран во многом схожи, но и имеют также отличительные черты. Поэтому в материале я покажу вам не только картины художника, но и постараюсь вкратце рассказать о румынском народном костюме, используя материалы сборника "Народы зарубежной Европы" (1965) и статью историка Валентина Степановича Зеленчука "Балканский субстрат в традиционной одежде восточнороманских народов" (1984).

        Румынский национальный костюм



        Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Țărănci de la sud de Dunăre (Крестьянки юга Дуная).
        Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Țărănci de la sud de Dunăre (Крестьянки юга Дуная).

        Румынский народный костюм в общих чертах восходит к одежде дакийцев, изображение которой сохранилось на памятнике из Адам-Клисси (Добруджа) и на колонне Траяна в Риме, где на барельефах видны некоторые элементы костюмов, схожие с современными деталями нарядов. Хотя румынский археолог, этнограф и исследователь А. Одобеску писал, что наряду с романскими (древнеримскими) заимствованиями в одежде румын имеются славянские, венгерские и «восточные». Существует термин «одежда восточнороманских народов», который рассматривают как обобщенное определение для обозначения одежды трех самостоятельных впоследствии этносов: румын, молдаван и балканских влахов. Единство происхождения и ранних этапов этнического развития этих близкородственных народов обусловило наличие в их культуре многих общих черт. Тем не менее, следует отметить, что в ходе длительного исторического и этнического развития у каждого из народов сложилась своя собственная культура, в том числе и народная одежда.






        Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Bune prietene (Alegoria relațiilor valaho-bulgărești)
        (Подруги (Аллегория валашско-болгарских отношений)

        Одной из характерных черт народной одежды восточных романцев был белый цвет ткани, преобладавший в летней одежде. Эта особенность имела не только этническое значение, но и социальное, так как она была присуща исключительно крестьянской одежде. На протяжении веков сложились характерные закономерности в одежде, общие для всех восточных романцев, - вырезной ворот рубахи, обязательное ношение пояса мужчинами и женщинами, свободный покрой верхней плечевой одежды. Этими чертами одежда восточнороманских народов отличалась от одежды других крупных этнических групп Центральной и Восточной Европы.



        Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Ţărănci din Orşova (Крестьянки из Оршовы). 1870 г. Biblioteca Academiei Române

        Правящие классы, заинтересованные в изоляции народных масс от иноземных влияний и сохранении этнической стабильности, нередко издавали законы, запрещавшие изменять традиционный костюм. Так, по молдавским обычаям XVI в. крестьяне и жители городов должны были строго соблюдать ношение традиционной одежды, а заимствование и ношение турецкой или одежды других народов даже карались. В Дунайских княжествах, так же как и в других европейских странах, существовали законодательно установленные правила, определявшие типы одежды и украшений для различных социальных групп. В Валахии, Трансильвании и Молдавии запрещалось всем, кроме бояр, носить одежду из позолоченных или серебряных нитей, обувь желтого и красного цвета, золотые украшения.



        Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Bănăţence (Крестьянки из Баната). 1870-е The Romanian Academy Library

        Ткани для одежды ткали из льна, конопли и шерсти. Шерстяное сукно, сотканное дома, отдавали затем на сукновальню для уплотнения. Из него шили шубы, мужские штаны, иногда жилеты, делали шнуры для украшения одежды. Из полотняных тканей шили мужские я женские рубахи, делали портянки и другие части одежды.
        Костюм вышивали хлопчатобумажными и шерстяными нитками. Для вышивки употребляли, например, козью шерсть, сохранявшую характерный блеск. Женские костюмы иногда расшивали золотыми и серебряными нитями. Украшалась одежда, особенно женская, и блестками. В северных районах страны женские рубахи вышивают бисером, а в Банате и Трансильвании еще и отделывают кружевами. Зажиточные крестьяне заимствовали формы одежды у бояр, например, подбитые лисьим или хорьковым мехом кацавейки типа доломана и т. д. Начиная со второй половины XIX в. городское влияние в области народной одежды проникает все глубже и глубже, но и в настоящее время традиционный костюм бытует еще довольно широко.



        Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) La izvor (У источника).

        Женский костюм

        У женщин Валахии, Трансильвании и Молдавии в народном костюме можно отметить такие распространенные идентичные части, как рубаха или блуза, юбка, головные уборы и верхняя одежда.

        Рубаха

        Основным элементом женского национального костюма являются с цельнокроенным рукавом или туникообразная белая холщовая рубаха camasa (кэмяшэ ку лиличе). Ее рукава украшены многочисленными поперечными вышитыми полосками. Впрочем, женская рубаха у румын и молдаван имеет ряд подтипов, поскольку по покрою женские рубахи тоже не однородны:
        1) рубаха карпатского типа, собранная у шеи;
        2) туникообразная, большей частью длинная рубаха
        3) рубаха на кокетке.



        Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Ţigancă (Цыганка). 1870-е гг. The Romanian Academy Library

        Рубаха карпатского типа существует в двух вариантах. Первый характеризуется полным отсутствием специально вырезанного ворота. Как ворот, так и рукава рубахи образуются при помощи конопляной или льняной нити, продернутой в ткани и стягивающей в сборки отверстие у шеи и проймы рукавов. Сейчас эти рубахи сохранились только в Северной Молдове. Второй вариант отличается наличием стоячего воротничка в виде узкой полоски ткани, закрепляющей сборку. Рубахи с воротником встречаются в Молдове, Мунтении, Олтении, большей части Трансильвании и Баната. Иногда такие рубахи имеют рукава особого покроя. Их шьют из треугольного куска материи, свернутого по спирали. Шов и вышивка на таком рукаве также идут по спирали. Рубаха с такими рукавами имеет ограниченную зону распространения: районы Вранча (Молдова) и Бран (Трансильвания). Женские рубахи карпатского типа богато орнаментированы по груди, спине, вороту и рукавам. Орнамент на рукавах имеет традиционное место - альтицу (наплечник, прямой полик), шириной около 12 см и высотой около 18 см. Ниже альтицы идет вышивка шириной 4-6 см поперек рукава, затем - продольные ряды вышивки до манжета и, наконец, вышивка на манжете. Орнамент на рубахах чаще всего монохромный.
        Пожилые женщины и старухи носят длинные туникообразные рубахи, сходные по покрою с мужскими. Они скромно орнаментированы только у ворота. Ареал их распространения охватывает Молдову, Мунтению и Олтению.
        На юге Трансильвании и в Мунтении вместо рубах носят короткие кофты, полотняные блузы,
        которые называются ия (iia). Только в двух этнографических районах - Марамуреше и Цара Оашулуй, женщины носят богато орнаментированную рубаху на кокетке с воланом.



        Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Tânără ţărancă (Молодая крестьянка).

        Поясная одежда (юбка)

        Весьма разнообразна поясная одежда женщин. Поясная одежда – это несшитая юбка, состоящая из одного или двух полотен, на узком богато орнаментированном тканом поясе. Носят и широкий пояс, наподобие мужского, но им опоясывают рубаху, а поверх надевают юбку, так что снаружи он не виден.
        Одноплатовая юбка, состоящая из прямоугольного куска шерстяной ткани, называется catrinţa (катринца) или fotă (фотэ). Впрочем, так же называются юбки, которые состоят из двух фартуков.



        Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Către izvor (К источнику). 1879 г.

        Шерстяная катринца, состоящая из двух фартуков - спереди и сзади, распространена в Олтении, Южных Карпатах, почти во всей Трансильвании, за исключением западной ее части, изредка встречается в Мунтении. В зависимости от орнамента и расцветки, выделяются различные варианты катринцы: горжский, романацкий, хунедоарский, марамурешский, бихорский и т. д. Фотэ состоит из обернутого вокруг талии куска цветной шерстяной материи на узком поясе. Фотэ распространена в северной части Мунтении, Молдове, Буковине и на западе Трансильвании (верхнее течение Муреша). Она может быть гладкой или с тканым орнаментом в виде вертикальных полос, идущих вдоль всей юбки или доходящих только до полы. Очень своеобразна opregul in franjuri - поясная одежда женщин Баната и части Хунедоарской области. Это несшитая юбка, состоящая из отдельных полосок или шнурков на поясе. Ее богато украшают серебряными и золотыми нитями.



        Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Bănăţeancă cu ulcior (Девушка из Баната с кувшином). 1870-е гг. The Romanian Academy Library

        Имеются и другие региональные типы поясной одежды. К ним относятся vilnic (выльник) и poalele. Выльник представляет собой два фартука: гладкий спереди и сборчатый или плиссированный сзади, он, как правило, богато орнаментирован. Эта часть одежды напоминает болгарскую, которую носят на севере Болгарии. В Румынии выльник вместе с катринцей распространен по всей Олтении. В северо-западной части страны (Цара Оашулуй и Арад) женщины носят fustă (фустэ). Это домотканые сшитые юбки белого цвета, на которые спереди надевают фартук. Считается, что фустэ были заимствованы у мадьяр.



        Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Țărăncuță din Silistra (Крестьянка из Силистры).

        Верхняя одежда

        Поверх рубахи или кофты надевают безрукавку из бархата, суконный жилет (кептар) или меховой жилет. Поверх жилета в холодное время года женщины надевали грубошерстную верхнюю плечевую одежду халатообразного типа, по покрою сходную с мужской, - ципуня и дулумэ.



        Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Ţigancă (Цыганка). 1870-е гг. The Romanian Academy Library

        Еще в народном костюме румынок встречаются платье темного цвета (фустаня) и шерстяной передник (поала), повязанный поясом с крупной металлической пряжкой (чупрекэ).



        Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Cernetz. 1870-е гг. The Romanian Academy Library
        Чернец - деревня в кантоне Граубюнден на юго-востоке Швейцарии, где живет народность романши.

        Головной убор и обувь

        Девушки обычно ходили с непокрытой головой или повязывали голову косынкой. Головной убор женщин был сложнее. Представлял он убор полотенцеобразного типа белого или черного цвета (балцу, шимие) или с твердой основой в комплекте с покрывалом.



        Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Veronica Popa, Siebenbürger Rumanin (Портрет Вероники Попа из
        трансильванской Румынии). 1870-е г.

        В первом случае – это были косынка - cirpa, или шарф из шелка - marama. Во втором - красный фес, который в некоторых местностях украшали лентой с монетами (лиличе ди мэрдзяле) или своеобразный шлем из ткани conci, при этом кусок ткани спускался на спину.



        Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Ţărăncuţă din Argeş (Девушка из Аргеша).

        Носили женщины также чепчик (ciapsa) или головной платок (invalilura). На ногах женщины, как и мужчины, носили сыромятные постолы - опинчи (opinci) - с портянками или белыми шерстяными носками. Дома женщины носили разнообразные войлочные или суконные туфли.



        Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Lăptăreasă din satul Tunari, judeţul Ilfov (Доярка из Тунари, округ Ильфов). 1854-55 гг. Muzeul Naţional de Artă al României

        Мужской костюм

        В мужской одежде населения Валахии, Трансильвании и Молдавии имелось много общих черт, как в покроях одежды, так и в терминологии. К ним можно отнести мужские рубахи туникообразного покроя, суконные жилеты или меховые безрукавки, кожаные или шерстяные пояса, различные типы штанов (летние, зимние, кожаные), самодельную обувь, барашковые шапки и войлочные или соломенные шляпы, меховые шубы или суконные свиты с капюшоном.

        Рубаха

        Мужская одежда румын состоит из холщовой рубахи и белых штанов из шерсти или холста.
        Мужские рубахи довольно разнообразны. Подавляющее их большинство туникообразного покроя, но все же выделяются:
        1) рубаха с полой, составленной из отдельных частей;
        2) рубаха с широкими, в полтора полотнища, рукавами;
        3) рубаха с треугольной вышитой вставкой (barbura) на спине;
        4) рубаха с юбкой, называемой фустанеллой (fustanela);
        5) короткая до пояса рубаха на кокетке; у нее очень широкие рукава; она имеет сходство с венгерскими и словацкими рубахами.
        Все эти рубахи богато орнаментированы. Специфический облик традиционному мужскому костюму влахов придавала длинная рубаха туникообразного покроя с многочисленными складками на полах (кэмяшэ ку клине), которая полностью скрывала штаны, так что видны были только ноги ниже колен, обтянутые в белые обертки.



        Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Oltean (Мужчина из Олтении). 1870-е гг. The Romanian Academy Library

        Штаны

        Имеются два вида мужских штанов: широкие чиореч (cioareci) и узкие ицари (itari). Чиоареч шьют из белого сукна, обработанного на сукновальне, из грубошерстного или из покупного небеленого сукна. По покрою эти штаны близки к брюкам городского типа, их часто носят поверх сапог или башмаков. Крестьяне украшают чиоареч белым, черным или голубым шнуром, изготовленным дома. Белые штаны из тонкой хлопчатобумажной ткани еще называются «змяне». Ицари - штаны, сшитые из белого грубошерстного сукна, конопляного или смешанного со льном полотна или из полушерстяной ткани с примесью льна. Ицари очень узки и плотно облегают ногу. По покрою они подразделяются на ицари нормальной длины и сборчатые. Последние в длину иногда доходят до 4 метров. Их носят, собирая в поперечные сборки от щиколотки до колена или до бедра.

        Безрукавки и жилеты

        Обязательной принадлежностью мужского костюма являются широкий шерстяной или кожаный пояс и безрукавка (ilic или pieptar) из овечьего меха. Существуют разные названия безрукавок и жилетов. Двубортная суконная нагрудная одежда без рукавов с разрезом на левую или правую сторону называется джимэдане или джуминдане, туникообразная шерстяная накидка без рукавов с клиньями на спине - ципуня, шигуне, суконная нагрудная одежда с рукавами, имеющими вертикальный разрез от плеча до локтя – кундуше и скурту, а длинная плечевая одежда, скроенная в талию и застегивающаяся только до пояса, так чтобы нижние полы расходились - малот, тэлэган.



        Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Bucovina (Буковина). 1870-е гг. The Romanian Academy Library

        Верхняя одежда

        Верхняя мужская одежда изготовляется из сукна или овечьего меха и имеет несколько вариантов:
        1) короткая одежда, местами называемая tundra, и представляет собой длинную белую накидку без рукавов;
        2) длинная белая или черная одежда с рукавами, называемая suman;
        3) длинная косматая бурка (sarica);
        4) короткий кожок (соjос) с рукавами;
        5) длинный кожок с рукавами или без них, который шьют мехом наружу (его носят главным образом пастухи).
        Поверх верхней одежды повязывали один на другой шерстяной пояс (брын, бырну) и кожаный ремень (силяфе, чиляхе).
        Отмечу, что мужской костюм имеет тоже областные различия. Так, белая джубя (giubea), отделанная шнуром, белая верхняя одежда с рукавами и украшенные шнуром чиоареч являются типичными для Олтении. Черная zeghe и царикэ специфичны для всей северной части Мунтении. Черный суман и сборчатые ицари носят в Молдове. Белая шуба с аппликациями из цветного сукна характерна для Бихора, короткая до пояса рубаха и косматая бурка - для Марамуреша и т. д.



        Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Ciobănaş (Пастух).

        Головной убор и обувь

        На голове носят смушковую шапку (caciula), шляпу (palarie) - фетровую или войлочную, и в редких случаях фес (феску) красного или белого цвета (кэчулэ, киллере, барбарусэ), которая закрепилась, благодаря турецкому владычеству на Балканах. Самодельная кожаная обувь (цэрухе), имея общие черты с восточнороманскими опинчей, отличалась своим кроем и отсутствием связующих кожаных ремешков.

        Источники - 1, 2.

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

        Серия сообщений "Народный костюм":
        Часть 1 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 1 - УКРАИНА. ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ В ЖИВОПИСИ)
        Часть 2 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 2 - УКРАИНА. МУЖСКОЙ КОСТЮМ В ЖИВОПИСИ)
        ...
        Часть 22 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 21 - ИТАЛИЯ. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РЕГИОНА САРДИНИЯ.)
        Часть 23 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 22 - ИТАЛИЯ. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РЕГИОНА САРДИНИЯ. Часть II)
        Часть 24 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 23 - РУМЫНИЯ. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ ЖИТЕЛЕЙ БАЛКАН В АКВАРЕЛЯХ КАРОЛЯ ДЕ САТМАРИ)

        Рубрики:  Гардероб
        Метки:  

        Процитировано 5 раз
        Понравилось: 6 пользователям

        lorikshink   обратиться по имени Вторник, 04 Августа 2015 г. 13:26 (ссылка)
        Цитирую с благодарностью!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Вторник, 04 Августа 2015 г. 14:40 (ссылка)
        lorikshink, рад, что понравилось!
        Ответить С цитатой В цитатник
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку