-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32883
        Написано: 47783


        ЖЗЛ (ДАВИД И ПИТЕР ОЙЕНСЫ. ЖИЗНЬ И ЖИВОПИСЬ НА ДВОИХ. Часть I.)

        Понедельник, 18 Ноября 2013 г. 22:49 + в цитатник
        Сделав для себя открытие, спешу поделиться им с вами и представить в своей рубрике ЖЗЛ голландских художников – братьев Ойенс. В истории мировой живописи есть немало примеров «семейного творчества», когда родные братья посвящали свою жизнь живописи и становились известными художниками. Но на моей памяти не было еще примера, чтобы братья, еще и были… близнецами. Увы, но так иногда в жизни случается: в свое время Ойенсы были успешными и известными в Бельгии художниками, а вскоре после смерти они были практически забыты. Поэтому и картины их сейчас находятся, в основном, в частных коллекциях и представлены на аукционах, а не в собраниях музеев. Так что – знакомьтесь!

        Питер Ойенс
        Pieter Oyens


        29 июля 1842, Амстердам - 16 февраля 1894, Брюссель

        Давид Ойенс
        David Oyens


        29 июля 1842, Амстердам - 11 февраля 1902, Брюссель



        David Oyens Portrait of Pieter Oyens. 1879 г.
        Pieter Oyens Le peintre David Oyens. 1873 г.

        Бельгийские живописцы, братья – близнецы, будучи родом из Голландии, они большую часть своей жизни жили и работали в Брюсселе.




        Начало

        Давид и Питер родились в 1842 году в Амстердаме, в семье известного в городе банкира Хендрика Жерара Ойенса (Hendrik Gerard Oyens, 1804 - 1886) и его жены Урсулы Кристианы Магдалены Мецлер (Ursula Christina Magdalena Metzler, 1805-1868). Кстати, банк «Ойенс и Ван Эген (Oyens & Van Eeghen) существует до сих пор. Семья была многодетной, в ней было десять детей. О семерых известно, остальные, видимо, умерли в младенчестве. У братьев-близняшек, было две сестры и три брата: (по старшинству) Петронелла Адриана (Petronella Adriana Oyens, 1834-1907), Хендрик, названный в честь отца (Hendrik Oyens, 1837-1905), Урсула Гертруда (Ursula Geertruij Oyens, 1828-1902), Конрад Адриан (Coenraad Adriaan Oyens, 1849-1933) и Йоан Элиас (Joan Elias Oyens, 1844-1897).
        Давид и Питер жили в одной комнате, играли в одни и те же игрушки с одними и теми же друзьями, поэтому и интересы у них были одинаковые. В раннем возрасте они увлеклись рисованием, а когда пошли, естественно, в одну школу, то учились у одного учителя рисования. Отец, конечно же, хотел, чтобы сыновья продолжили его банковское дело, но вопреки его желаниям, братья уже в раннем возрасте заявили, что решили стать художниками. По настоянию матери, которая тоже «баловалась» живописью, Давид и Питер стали заниматься у амстердамского художника Йохана Хендрика Вельдхейзена (Johan Hendrik Veldhuyzen, 1831-1910). Надо отметить, что папа-банкир не особо раскошеливался для сыновей, все еще надеясь, что они одумаются. Поэтому они, как ни странно, считались бедными учениками, а попытка подработать в банковской системе отца, чтобы заработать на «карманные расходы», увы, не имела успеха. Только убедившись в наличии у близнецов неоспоримого художественного таланта, банкир-папаша не стал препятствовать их желанию заниматься творческой деятельностью и даже оказывал в будущем финансовую помощь.

        Учеба

        В 1860 году восемнадцатилетние близнецы, подальше от папиного надзора, переехали в Брюссель, который считался тогда центром искусства. Братья без труда были зачислены в вечерний класс Академии изящных искусств. Но проучились там всего два года, поскольку приехав в Бельгию из Голландии, которая славилась своими живописными традициями, и получив у Вельдхейзена прочную техническую основу и глубокие знания истории голландской живописи, Давид и Питер решили, что они уже узнали все, чему их могли научить в Академии. Но, оставив Академию, братья тут же поступили учиться в студию известного бельгийского исторического живописца и ориенталиста Жана-Франсуа Портальса (Jean- Francois Portaels, 1818-1895).



        Jean-Francois Portaels Self-Portrait. 1880-е г.

        Портальс был учеником Поля Делароша, получив в 1841 году Римскую премию, совершенствовался в Риме, путешествовал по Востоку, посетил Испанию и Венгрию, прежде чем вернуться на родину. В 1878 году Портальс стал директором той самой Брюссельской Академии, где когда-то учились Ойенсы.
        В студии Портальса братья познакомились со многими известными художниками, среди которых были студенты Портальса – портретист Эдуард Агнессенс (Edouard Joseph Alexander Agneessens, 24 августа 1842 – 20 августа 1885) и пейзажист, сын живописца Жана-Франсуа Верхайдена - Исидор Верхейден (Isidore Verheyden, 24 января 1846, Антверпен - 1 ноября 1905, Иксель). Часто заходил к Портальсу и известный бельгийский поэт-символист, фламандец, писавший по-французски, Эмиль Верхарн (Emile Verhaeren, 21 мая 1855, Синт-Амандс, провинция Антверпен - 27 ноября 1916, Руан).



        Isidore Verheyden Portrait du peintre Edouard Agneessens. 1867 г.
        Théo van Rysselberghe Émile Verhaeren dans son cabinet de travail (rue du Moulin). 1892 г. Royal Collection, Brussels

        Известно, что Верхарн погиб в Руане, попав под колёса поезда. Трагически закончилась жизнь и Эдуарда Агнессенса. Он учился у Портальса с 1859 года, в 1869 году завоевал Римскую премию, а годом раньше, в 1868-м, стал одним из членов-учредителей Свободного Общества изящных искусств в Брюсселе. После этого художник долго работал в Санкт-Петербурге, сделав в России довольно неплохую карьеру, и вернулся в Брюссель только в 1880 году. Последние годы жизни Агнессенс страдал от психического расстройства и умер в возрасте 43 лет.

        Брюссель

        Братья Ойенс и в Брюсселе были неразлучны, вместе снимали мастерскую в одном из престижных брюссельских районов Сен-Жос-тен-Ноде (Sint-Joost-ten-Node). Финансовые вливания родственников позволяли Давиду и Питеру вести почти богемный образ жизни, слыли среди друзей «бонвиванами» (бонвиван (от фр. bon vivant - хорошо живущий) – человек, живущий в собственное удовольствие, богато и беспечно, другими словами – кутила и весельчак).



        David Oyens De bon vivant (Portrait of the artist's brother Pieter).



        Pieter Oyens Le peintre David Oyens. 1873 г.

        Да, близнецы умели радоваться жизни, любил часто собирать в ресторанах Брюсселя друзей - художников и своих моделей. Известно, что у братьев было прозвище «Запонки», поскольку они были очень похожи и повсюду бывали вместе. Кроме того, братья были известны своей слабостью к прекрасному полу, хотя распутниками их никто не называл.



        David Oyens The Visit (etude).



        David Oyens Atelier bezoek (In het atelier, David en Pieter Oyens met een model). 1871 г. Stedelijk Museum, Amsterdam

        Они наслаждались жизнью, умели шумно веселиться и много пить, общались со своими друзьями, среди которых, кроме названных Агнессенса и Верхейдена, были Анри ван дер Хехт (Henry van der Hecht, 1841-1901), Эмилио Вердиен (Emilio Verdyen), Эрнест Бланк-Гарин (Ernest Blanc-Garin, 1843-1916) и Андре Хеннебик (André Hennebicq, 1836-1904).



        Eugene Broerman Portrait d'André Hennebicq.

        Но при этом, Ойенсы не забывали трудиться, активно писали, помогая друг другу. В творчестве художники тоже были похожи очень – писали на одни и те же темы, а техника и стиль обоих братьев так близки, что специалисты до сих пор с трудом отличают их работы. И все бы шло весело и беззаботно на пути к успеху и славе, но случилось непредвиденное…

        Давид

        В 1866 году Давид женился. Это стало для Питера неожиданностью, а в глубине души – неприятным сюрпризом. Избранницей Давида стала Катарина Элизабет Вут - Арко (Catharina Elisabeth (Betsy) Voûte - Arco, 1841-1916). Будучи всегда неразлучным с братом, посещая одних и тех же симпатичных белошвеек, как это он проглядел, когда у брата завязался роман с этой Бетси? Питеру трудно было справиться со своими эмоциями, свою половину – брата-близнеца он ни с кем не собирался делить! Брак его брата-близнеца ставил под угрозу всю налаженную жизнь, которая его – Питера, вполне устраивала!



        David Oyens Portret van schilders vrouw (Портрет жены художника).

        Впрочем, внешне всё обстояло вполне чинно и мирно. Питер и Давид с молодой женой продолжали жить в одной квартире и плодотворно работать. Питер делал вид, что не замечает смущенных взглядов молодоженов, выходящих из своей комнаты после занятий любовью, и без стеснения заходивших к брату по делу или без, Бетси добродушно относилась к «семейной обузе», ведь не трудно налить еще одну тарелку супа. Иногда она ворчала, когда браться отправлялись «по делам» - на очередную вечеринку, чтобы встретиться с коллегами.



        Pieter Oyens Portret van David Oyens. 1880 г.

        Существует легенда, что однажды Бетси завела на кухне разговор с мужем, попросив его поговорить с братом, чтобы тот уважал их частную жизнь, не мещал их «брачной близости» и, вообще, пореже «мельтешил перед глазами». На самом деле, она даже не подозревала, что разговаривала не с мужем Давидом, а с Питером, пришедшим раньше брата-близнеца домой и зашедшим на кухню «попить чайку». Говорят, что братья были настолько похожи, что даже жена Давида с трудом различала их, поэтому молодая женщина была очень смущена, узнав, что перед ней не муж.
        Не знаю, была эта история на самом деле или нет, решили разыграть братья Бетси «на свою беду», или это произошло случайно, но вскоре после этого, якобы состоявшегося, разговора, Питер объявил, что он решил отправиться в путешествие. Он на три года покинул брата, отправившись в 1868 году сначала на родину – в Амстердам, а затем – в Париж. Историки пишут, что это была единственная длительная разлука за всю их жизнь.
        А у Давида 7 сентября 1869 года в Брюсселе родилась дочка, которую назвали Урсула Магдалена Кристина. Правда, малышка спустя год – 29 ноября 1870 года, умерла. Больше детей у Давида и Бетси не было.

        Живопись на двоих

        В 1871 году Питер вернулся в Брюссель, братья воссоединились и продолжили жить, словно и не было этой трехлетней разлуки. К началу 1870-х годов их мастерство достигло полной зрелости, братья начали зарабатывать на жизнь как профессиональные художники.



        Pieter Oyens Reading in the Artists Studio (David Oyens in atelier). 1871 г.



        David Oyens De Lezer. Pieter Oyens Looking At An Album.

        Питер привез из Парижа уйму впечатлений, а Давид похвастался, что годом раньше, в 1870 году, выставил свои работы на Салоне в Генте (Salón de Gante) и выиграл Золотую медаль, что сделало его картины и акварели популярными и позволило продавать их за большие цены.
        Ойенсы по-прежнему работали в одной студии, воплощая одинаковые темы в похожей технике и часто используя друг друга в качестве модели.



        David Oyens Ophangen van een schilderij (model Pieter Oyens). 1873 г.

        Искусствоведы с трудом определяют авторство неподписанных работ художников, утверждая, что вариантов может быть три: либо Давид рисовал Питера, либо Питер брата, либо это автопортрет, только остается узнать чей!



        Например, атрибуция этого портрета спорная, автопортрет это или портрет, написанный Давидом? Известно лишь, что на картине изображен Питер, и что она написана в 1878 году.

        Одной из основных тем обоих братьев была их жизнь в собственной мастерской – процесс творчества, работа с моделями, отдых и визиты друзей или заказчиков. Тоже впервые сталкиваюсь с тем, что художник пишет, в основном, «внутреннюю кухню» своей профессии. Реже братья писали сцены в кафе, портреты, натюрморты и пейзажи. Как пишут историки, с точки зрения техники, их манера письма была свободной и слегка импрессионистской.
        К 1875 году к братьям пришел настоящий успех. Влиятельный критик Камилль Лемоннье (Camille Lemonnier) в одной из статей высоко оценил их работу, и ведущие коллекционеры начали стремительно приобретать их картины. Повысились цены на их картины и на выставках.
        Впрочем, Ойенсы достигли признания, не лежа на диване, они активно выставляли свои работы в Салонах Парижа и Брюсселя, постоянно участвовали в таких популярных бельгийских выставках, как «Содружество искусств» и «Литературно-художественный круг Брюсселя».



        Pieter Oyens Het model wekt de schilder. 1879 г.

        К концу 1870-х братья стали принимать участие и во многих международных выставках, причем всегда совместно. Они выставлялись Венеции, Вене и Санкт-Петербурге, собирая восторженные отзывы критики и публики. То ли голландские корни художников, то ли хорошее знание ими голландских традиций живописи, но Давида и Питера чуть ли не сравнивали с такими мастерами, как Франс Хальс и Рембрандт, отмечая, конечно, что картины написаны под влиянием импрессионистов.



        David Oyens Zelfportret (In het atelier). 1885 г.



        David Oyens Portrait of Pieter Oyens. 1879 г.

        Надо отметить, что Давид был удачливее брата в том смысле, что деля творчество и популярность на двоих, именно Давид завоевал Золотую медаль традиционного трехгодичного Салона (Триеннале) в Брюсселе в 1880 году, и выиграл бронзовую медаль на выставке в Хрустальном дворце (Crystal Palace) в лондонском Гайд-парке в 1883 году. Братья представляли свое творчество и на Всемирной выставке 1889 года в Париже, где, на этот раз, поощрительную премию получил Питер.
        Историки отмечают, что Давид был и более плодовитым художником, он написал около тысячи картин, по сравнению с 500-ми, написанными Питером. Да и продавал он больше брата, поскольку Питер просил за картины более высокие цены, но при этом не зарабатывал больше брата, для которого действенной, видимо, была поговорка «курочка по зернышку».

        Последние годы

        Да и в личной жизни Питер занимал «второе почетное место» после женившегося давным-давно Давида. Питер оставался холостяком до 1893 года, когда, наконец, в возрасте 51 года решил жениться. Неизвестно, преподавал он где-то или же давал частные уроки в своей студии, но женой Питера стала его студентка родом из Германии – Августа Крупп (Auguste Krupp, 1860-?). Однако в феврале 1894 года Питер перенес инсульт и скоропостижно умер. Это случилось за месяц до рождения его дочери. 24 марта 1894 года Августа Ойенс родила девочку, которую назвали Анной Магдаленой. Увы, о судьбе матери и дочери ничего неизвестно.



        David Oyens Portrait of Pieter Oyens. 1889 г. Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam

        Смерть Питера стала огромнейшим ударом для Давида. Он забросил живопись, впал в глубокую депрессию, каждый сантиметр их студии напоминал ему о брате. Да и здоровье пошатнулось – стало пошаливать сердце.
        Именно это заставило Бетси уговорить мужа переехать из столицы в загородный дом, поближе к свежему воздуху, тишине и натуральным продуктам. В конце 1890-х годов Давид вместе с женой переехал в город Арнем на востоке Нидерландов. Этот город, стоящий на Рейне, является центром провинции Гелдерланд и с середины XIX века был модным курортом, славящимся своей живописностью, парками и зелеными насаждениями.
        Но Давиду не нравилось жить в тихом загородном доме, он скучал по Брюсселю, досадовал, что изолирован от художественных кругов, ему не хватало городской суеты и общения с друзьями. Здоровье художника вроде бы начало налаживаться, и, теперь уже по настоянию Давида, супруги в начале нового ХХ века решили вернуться в бельгийскую столицу. Вроде бы всё пошло хорошо, Давид даже вновь взялся за кисть, но оказалось ненадолго.



        Pieter Oyens Portret van David Oyens. 1891 г.

        11 февраля 1902 года, за пять дней до восьмой годовщины со дня смерти брата, так и не оправившись от болезни, Давид Ойенс умер. Он был похоронен рядом с Питером, близнецы опять воссоединились.
        В некрологе по поводу смерти Давида известный искусствовед написал: «Стоя у могилы, мы не можем решить – кто же был лучшим художником – Давид или Питер. Думаю, будущие времена это решат и сделают правильный выбор».

        Возвращение

        Но прошло совсем немного времени, и картины Ойенс, их имена были абсолютно забыты. Единственная персональная выставка их работ была проведена в Брюсселе в 1907 году. Только спустя почти сто лет, в 2004 году, и то, не в столице, а в провинциальном художественном музее Шарлье, расположенном в красивом особняке девятнадцатого века, была проведена большая ретроспектива братьев Ойенс.



        David Oyens Self-Portrait.

        Через четыре года, в 2008, подобная выставка была проведена в муниципальном музее (Gemeentemuseum) в Гааге. В залах музея было представлено сто работ Давида и Питера, а в каталоге выставки впервые были опубликованы биографии художников, которые составил Фред Хендрикс, чья жена из рода Ойенс. Устроители выставки придумали интересный рекламный ход – вход для всех близнецов был бесплатный.



        David Oyens Portret van Pieter Oyens, zittend voor zijn schildersezel. Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam



        Pieter Oyens De kunstliefhebber (Portret van David Oyens). 1877 г.



        Выставка в музее Шарлье.

        Так нидерландцы в начале XXI века открыли для себя интересных художников, недооцененных в конце XIX века.

        ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

        Основные источники: Википедия, иностранные энциклопедии, сайты нидерландских музеев, статьи 1, 2.

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
        Рубрики:  ЖЗЛ/Бельгия
        Автопортрет
        Метки:  

        Процитировано 3 раз
        Понравилось: 3 пользователям

        gekata-panti   обратиться по имени Вторник, 19 Ноября 2013 г. 00:17 (ссылка)
        Безусловно, интересные художники. Хм, близнецы... это здорово! Я о таком еще не слышала. Конечно же, интересно.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Вторник, 19 Ноября 2013 г. 00:21 (ссылка)
        Галина, вот и я об этом же!
        Ответить С цитатой В цитатник
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку