-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32883
        Написано: 47783


        ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 23 - КАРЛ ЛАРССОН. ТРИПТИХ О ТРЕХ КИТАХ МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ)

        Пятница, 11 Октября 2013 г. 16:56 + в цитатник
        Об известном (как указано во многих статьях - самом известном) шведском живописце Карле Ларссоне я писал уже в дневнике, большое исследование его творчества в серии материалов провела у себя Анна Kykolnik, да и интернетные сайты изобилуют картинами художника и фактами его биографии. В первую очередь, все знают Ларссона, как прекрасного акварелиста, «воспевшего» в своем творчестве свою многочисленную семью (у Ларссонов было восемь детей) и любимое поместье в Сундборне. Я же сегодня, продолжая свою любимую тему «Живопись о живописи», хочу представить триптих художника, который и посвящен этой самой живописи.

        Часть I. О художнике

        По традиции начну с биографии автора картины.

        Карл Улоф Ларссон
        Carl Ulof Larsson


        28 мая 1853, Стокгольм - 22 января 1919



        Carl Larsson Self-Portrait. 1918 г.

        Шведский художник, график.
        Родился в районе Гамла стан в Стокгольме в бедной семье – мать работала прачкой, отец простым рабочим - плавал кочегаром на корабле, потом перевозил зерно. У Карла был брат Йохан. Семья жила в бараке, где в каждой комнате проживали три семьи. Как вспоминал художник, отец был жестоким и вспыльчивым, а напившись, срывал на нем свой гнев.
        Художественный талант Карл, вероятно, унаследовал от своего деда по линии матери, который был художником. На одаренного 13-летнего парня обратил внимание его школьный учитель школы для бедных детей Якобсен, который помог Карлу поступить на подготовительное отделение Королевской академии художеств. В 1869 году 16-летний Ларссон перешел в «античный класс» Академии, вскоре получив первую медаль за рисунок ню.
        Для оплаты учебы Ларссон был вынужден подрабатывать ретушером у фотографа, работал карикатуристом в журнале «Каспер» и рисовал иллюстрации для «Новой иллюстрированной газеты» (Ny Illustrerad Tidning). Он получал неплохую зарплату и мог даже помогать финансово родителям.




        В 1877 году Ларссон впервые побывал во Франции, где провел несколько лет, не добившись успеха. Два лета он провел в любимом месте художников для пленэра – Барбизоне, затем вместе с другом поселился в колонии скандинавских художников в Грез-сюр-Луане, в 70 км от Парижа.
        В 1882 году художник познакомился со своей будущей женой Карин Бергее, свадьбу они сыграли в Швеции. В 1880-е годы Ларссон много работает, используя различные техники - карандаш, уголь, перо, ксилографию. Он становится одним из основателей Ассоциации шведских художников «Оппоненты», часто бывает во Франции, на парижском Салоне 1883 года завоевывает приз.
        Друг за другом в семье появляются дети - Сюзанна (1884), Ульф (1887, умер в 18 лет), Понта (1888), Лисбет (1891), Брита (1893 ), Матс (1894, умер в 2 месяца) , Керсти (1896) и Эсбьерн (1900).
        В 1901 году Ларссон с семьей переезжают в дом в окрестностях Сундборна, подаренный в 1888 году родителями жены. Тихая семейная жизнь становится основным источником вдохновения для художника. В 1909 году Ларссон пишет книгу «Дом под солнцем», которая сразу становится бестселлером (в течение трех месяцев был продан весь тираж в 40 тысяч экземпляров).
        Кроме семейных акварелей художник писал станковые и монументальные работы - фрески в школах, музеях и общественных зданиях. Например, картина маслом «Зимнее жертвоприношение» (Midvinterblot, 1915) была заказана для Национального музея в Стокгольме. Несмотря на то, что Совет музея изначально отказался от работы, она десятилетие спустя все же была приобретена и помещена в музее.



        Carl Larsson Midvinterblot (Зимнее жертвоприношение). 1915 г.

        В мемуарах, опубликованных уже после смерти Ларссона, он писал: «Этот отказ сломал меня. Моя интуиция подсказывает мне, что эта картина, со всеми ее слабостями, в один прекрасный день, когда я уйду, будет удостоена гораздо лучшей судьбы…»
        Художник умер в 1919 году. В доме в Сундборне в настоящее время находится музей, который потомки Карла и Карин открывают для туристов ежегодно с мая по октябрь.

        Часть II. О заказчике

        Прежде, чем перейти к самому триптиху, кстати, еще одной монументальной работе художника, ради которой и затеялся этот пост, необходимо несколько слов сказать о заказчике картины – известном коллекционере и меценате Понтусе Фюрстенберге, информация о котором встречается у меня в дневнике, когда речь идет о живописи Скандинавии. Итак!

        Понтус Фюрстенберг
        Pontus Fürstenberg


        4 октября 1827, Гётеборг – 10 апреля 1902



        Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Poträtt av Pontus Fürstenberg. 1883 г. Konstmuseum, Göteborg

        Крупный текстильный фабрикант и коллекционер произведений искусства, швед еврейского происхождения.
        Семья прибыла в Швецию в начале 19-го века. Понтус был старшим ребенком, а его родители Леви Фюрстенберг и Роза Варбург не только владели текстильной компанией «Леви Фюрстенберг & Co», но и занимались оптовой торговлей. В школе Понтус учился плохо, тем не менее, он окончил торговый институт (Handelsintitutet) и в 26 лет стал совладельцем текстильной компании отца. В возрасте 42 лет он начал заниматься политикой, был избран в Городской совет, принимал участие в городских мероприятиях, а также был избран вице-президентом Общества древних памятников в Гётеборге.



        Anders Zorn (Swedish, 1860-1920) Pontus Fürstenberg. 1898 г. Konstmuseum, Göteborg

        Понтус начал интересоваться искусством в 1860 году, но интенсивное коллекционирование началось после женитьбы Фюрстенберга 31 мая 1880 года на дочери банкира Эдвард Магнуса – Готхильде (Göthilda Magnus). Впрочем, молодые были знакомы давно, их родители были в дружеских отношениях, но отец невесты был против брака, считая, что Понтус - не такой богатый, как он, торговец, да еще и на десять лет старше, чем дочь – и это недостойная партия для его красавицы. Влюбленные встречались тайно и смогли пожениться только после смерти Магнуса в 1879 году.
        Женившись на одной из самых богатых наследниц в городе, Понтус оставил оптовую торговлю, некоторое время еще занимался текстильной коммерцией, но остаток жизни посвятил собирательству произведений искусства. Причем, жена его в этом поддерживала. Семья жила в огромном доме в центре Гетеборга, который позже назовут «Фюрстенберг Палас». В качестве начального капитала для увлечения, ставшего смыслом жизни, из семейного бюджета была выделена сумма в несколько миллионов шведских крон. В результате коллекция Понтуса и Готхильды к концу 19 века стала крупнейшей и наиболее известной художественной коллекцией Швеции.



        Carl Larsson (Swedish, 1853-1919) Interior of the Fürstenberg Gallery. 1885 г. Konstmuseum, Göteborg

        Во время Скандинавской художественной выставки в Гетеборге в 1881 году Понтус, сделав несколько приобретений, «положил глаз» на нескольких молодых шведских художников, назвав их «гениями искусства». Уточню, что Фюрстенберг был еще и щедрым меценатом, он помогал художникам не только едой, одеждой, материалами для живописи и жильем, но и оплачивал их учебу за границей, в частности, во Франции. Он даже оплачивал долги художников, понятно, что не безвозмездно, а в обмен на их работы. Историки пишут, что без помощи Понтуса Карл Ларссон, Эрнст Джозефсон и Андерс Цорн (как я понимаю, это те самые «гении», поскольку с ними меценат сотрудничал долгие годы) не смогли бы сосредоточиться исключительно на искусстве. Периодически он делал своим «подопечным» выгодные и престижные заказы.
        Умер Фюрстенберг в 1902 году в возрасте 75 лет.



        Per Hasselberg (Swedish, 1850-1894) Pontus Fürstenberg. 1887 г. Konstmuseum, Göteborg

        Часть III. О триптихе

        Наконец, добрались до предмета самого рассказа.
        Понтус заказал Ларссону этот триптих для лестничной площадки своей «Фюрстенберг галереи». Художник и меценат оговорили тему и решили, что полотно должно быть посвящено трем великим эпохам в истории искусства: ренессансу, рококо и модерну.
        С этим решением в апреле 1888 года Карл вместе с Карин, естественно, на деньги заказчика, отправились в Париж, оставив двух малолетних детей - Сюзанну и Ульфа на попечение родителей Карен в Халлсберге. В письме Фюрстенбергу в том же 1888 году Ларссон «отчитался», что намерен начать работу с боковых панелей, чтобы хотя бы они могли быть готовы к Всемирной выставке в Париже, которая открывалась в мае 1889 года. А к теме Ренессанса художник намеревался приступить в начале нового 1889 года.



        Carl Larsson Karin gick till Paris (Карин отправляется в Париж).
        Карл и Карин Ларссоны. 1904 г.



        Carl Larsson Dream Journey (Путешествие мечты). 1905 г.

        Описанию триптиха посвящена целая статья искусствоведа Ханса-Олофа Бострома, которая была написана в 1987 году. Эту статью цитирует Бьерн Фредлунд на сайте художественного музея Гётеборга. У меня давно сложилось ощущение, что искусствоведческие описания картин – вещь весьма субъективная. Часто искусствоведы видят то, о чем художник и не задумывался, иногда придумывают свои версии тем и идей, но часто, надо отдать им должное, пишут о символах, деталях, смысле изображенного то, на что рядовой зритель может не обратить внимания. Вот и я взял из работы Бострома цитаты о том, что меня заинтересовало, и на что искусствовед обратил мое внимание.

        РЕНЕССАНС

        Для вдохновения Карл не раз посещал Лувр, проводя часы в залах мастеров Возрождения. Композицию картины он построил на принципах симметрии и гармонии. Симметрия создается, в первую очередь, за счет архитектуры, например арки, которая часто фигурирует на полотнах итальянцев.



        Carl Larsson (Swedish, 1853-1919) Renaissance. 1888-1889 гг. Konstmuseum, Göteborg

        Общая композиция картины напоминает многие алтарные образы с Марией, младенцем Иисусом в окружении святых. Темой работы Бостром называет «возрождение древнего искусства к новой жизни», используя для этого и мраморный саркофаг, и античные барельефы, украшающие гроб. Сама сцена изображена в средневековой церкви. Видимо, автор хотел подчеркнуть, что возрождение искусства началось с церковных росписей. Сама женщина – аллегория Живописи напоминает «спящую красавицу», очнувшуюся ото сна. Сгруппированные вокруг героини люди с благоговением смотрят на нее, как на воплощение нового искусства. Среди них и сам Папа, и представитель власти, который кладет к ногам девушки ларец с богатством. Постаментом для всей группы людей служит средневековая гробница с рельефами, внутри которой видны черепа, греческие амфоры и горящая керосиновая лампа. На переднем плане изображена лопата, как символ освобождения от древних останков.

        РОКОКО

        Историки пишут, что Ларссон любил рококо за его пасторальные семейные идиллии, легкие отношения, не зря же он и свое творчество посвятил своей семье. Если Возрождение построено у автора в виде симметричной композиции, то Рококо художник строит на асимметрии, используя повсюду волнистые формы, начиная с картуша с надписью вверху.



        Carl Larsson (Swedish, 1853-1919) Rococo. 1888-1889 гг. Konstmuseum, Göteborg

        Ларссон учитывает, что если во времена Ренессанса превалировали теплые цвета, то на картинах 1700-х годов, характеризующих рококо, краски стали пастельно привлекательных цветов, но полностью прохладными. Антуражем для героев рококо художник делает парк, именно там происходит действие многих мастеров рококо – Ватто, Буше и т.д. На заднем плане изображен замок в лучах заходящего солнца, на переднем плане уже в сумерках две фигуры на зеленой лужайке. «Художник словно приглашает нас в мирское, чувственное и мечтательное царство» - пишет Бостром. Главные герои - молодой юноша (возможно, художник) и томная пастушка с обнаженной грудью. Напомню, что в XVII веке художники часто изображали пастухов и пастушек, как символ тоски по жизни в гармонии с природой. Бостром в своей статье пишет, что картина содержит символы и атрибуты, связанные с Венерой – большие морские раковины, дельфин, амуры - постоянные спутники богини, один из которых связывает руки молодого художника розовыми лентами. Модель художника – пастушка пытается накормить парня вишней с помощью поцелуя. Эта девушка может олицетворять и саму Венеру, прикинувшуюся для конспирации простушкой.
        Когда картина была готова и показана заказчику, Фюрстенберг высказал мнение, что пастушка воспринимается крайне неоднозначно и выглядит девушкой легкого поведения. Мысль о распущенности девицы подчеркивала и задравшаяся «до нельзя юбка». Видимо, по требованию Фюрстберга к презентации триптиха на выставке Ассоциации шведских художников в Стокгольме в 1890 году Карл дописал поверх юбки цветочную гирлянду, которая частично скрыла «прелести» героини. Гипсовые и бронзовые рельефы к картине выполнены Ларссоном лично.

        МОДЕРН

        Модерн для Ларссона – это, прежде всего, импрессионизм и пленэр, поэтому композицию решено было делать на природе (для равновесия лужайки рококо). Художник даже начал делать эскизы на открытом воздухе, но лето 1888 года выдалось в Париже таким дождливым, что художник чуть не пришел в отчаяние, пока не написал эскизы, чтобы потом доделывать их в студии. Бостром пишет, что картина является, с одной стороны, чистой аллегорией, но, с другой стороны, может быть прочитана, как историческая хроника.



        Carl Larsson (Swedish, 1853-1919) Modern Art. 1888-1889 гг. Konstmuseum, Göteborg

        За годы, когда Карл и Карин жили в Париже, велось стремительное строительство Эйфелевой башня, которую тоже хотели открыть в Всемирной выставке. Строительные работы велись в течение двух лет, двух месяцев и пяти дней - с 28 января 1887 года по 31 марта 1889 года.



        Париж. Эйфелева башня. июль 1888 г.

        Поэтому часть строящейся башни изображена и на полотне, на другом берегу Сены, и центр картины художник изобразил в виде устремленной вверх доминирующей фигуры мальчика, тянущего руки с картушем с надписью, на фоне растущего, опять же, вверх дерева. Картину заполняет яркий свет, время действия художник обозначает, как весну – время зарождения всего нового. Пейзаж с видом на Сену с правой стороны полотна выполнен в импрессионистской манере. На переднем плане, на стуле художник изобразил цилиндр с инициалами Фюрстенберга. Эта деталь говорит не только о том, что Понтус приезжал часто в Париж, но и имеет более широкий смысл, почти символ. Мол, теперь промышленники вместо представителей церкви и королевских дворов выступают в роли покровителей искусств.
        Кроме того, картина представляет собой двойной автопортрет самого Ларссона, как представителя современного искусства. На заднем плане слева, в зелени растительности, он изображает себя в образе живописца перед мольбертом, добавляя рядом японскую фигуру. Историки пишут, что японское искусство было одним из источников вдохновения, и не только для Ларссона. А на переднем плане, спиной к зрителю, Ларссон выступает уже в роли скульптора, трактуя по-своему старую легенду о Пигмалионе и Галатее. Можно обратить внимание, что скульптурная фигура, ожив, берет сама скульптора за руку, как бы обозначая, что реализм 1880-х достиг своего апогея - художественные работы превращаются в реальность!
        В этой части триптиха Ларссон также выполнил рельефы и декоративные рамы.

        Часть IV. Эпилог

        Триптих был представлен на Всемирной выставке в Париже, которая прошла в мае 1889 года, и художник получил за него Золотую медаль. Когда работа была перевезена для установки в галерее Фюрстенберга в Гётеборге, выяснилось, что размеры общей композиции немного больше, чем площадь стены, куда триптих собирались поместить. Поэтому триптих был разделен, и картины экспонировались отдельно. После смерти Фюрстенберга в 1903 году, его вдова передала часть коллекции в художественный музей Гётеборга. Ларссон получил возможность представить триптих публике, как и планировалось первоначально. С тех пор три картины, представляющие три эпохи в развитии истории искусств, занимают почетное место в экспозиции этого музея.



        Гётеборгский художественный музей (Göteborgs konstmuseum).

        Основной источник – шведский официальный сайт художественного музея Гётеборга.

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

        Серия сообщений "Тематические циклы":
        Часть 1 - ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (Часть 1 - ФЕРДИНАНД ВАГНЕР)
        Часть 2 - ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (Часть 2 - "ПОЭМА О КОРДОВЕ" ХУЛИО РОМЕРО ДЕ ТОРРЕСА.)
        ...
        Часть 21 - ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 21 - БОЖИЙ ГОД ПЕТРА СТАХЕВИЧА)
        Часть 22 - ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 22 - КАРТЫ ОТ ПЕТРА ФРОЛОВА)
        Часть 23 - ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 23 - КАРЛ ЛАРССОН. ТРИПТИХ О ТРЕХ КИТАХ МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ)
        Часть 24 - ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 24 - ПЯТЬ ЧУВСТВ ХЕНДРИКА ГОЛЬЦИУСА)
        Часть 25 - ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 25 - ХЕНДРИК ГОЛЬЦИУС О ПОРОКАХ И ДОБРОДЕТЕЛЯХ.)
        ...
        Часть 43 - ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 41 - "ПЯТЬ ЧУВСТВ" НЕМЦА ФЕРДИНАНДА ВАГНЕРА Младшего)
        Часть 44 - ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 42 - ЛЕОНИД СТРОГАНОВ. СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ.)
        Часть 45 - ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 43 - ГЕННАДИЙ ШЛЫКОВ. СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ.)

        Рубрики:  ЖЗЛ/Швеция
        Живопись о живописи
        Метки:  

        Процитировано 3 раз
        Понравилось: 5 пользователям

        ВВВладимиров   обратиться по имени Понедельник, 14 Октября 2013 г. 02:04 (ссылка)
        Ларссон - превосходный художник, но всё-таки САМЫМ известным шведским художником, несомненно, является Андрес Цорн...

        Большое спасибо за замечательный, инфрмативный и, просто - красиво сделанный пост!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Понедельник, 14 Октября 2013 г. 04:13 (ссылка)
        Владимир, безусловно, я не хотел принизить роль и значение Цорна, я всего лишь процитировал то, что прочитал в нескольких материалах о Ларссоне, начиная с Википедии (хотя знаю, как Вы к ней относитесь!). Рад, что мой материал Вам понравился!
        Ответить С цитатой В цитатник
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку