И еще одно жизнеописание вместе с коллекцией автопортретов. На этот раз предлагаю познакомиться с французским портретистом Гиацинтом Риго.
Гиацинт Риго
Hyacinthe Rigaud
18 июля 1659, Перпиньян, Руссильон – 27 декабря 1743, Париж
Hyacinthe Rigaud Autoportrait dit au turban. 1698 г.
Французский живописец-портретист эпохи барокко каталонского происхождения, мастер французского парадного портрета времён Людовика XIV и Людовика XV.
Предки
Риго родился на юге Франции, в городке Перпиньян, в Восточных Пиренеях, и был крещен в соборе Сен-Жан-де Перпиньян 20 июля 1659 года каталонским именем Хячинто (Jyacintho). Вернее, полное имя у художника было Хячинто Франсиско Конрад Матиас Пер Мартир Андре Хуан Риго (!!). Сам город принадлежал испанской Каталонии, но по Пиренейскому договору 7 ноября 1659 года вместе с Риссильоном и Герданией отошел к Франции. Этот договор был подписан по окончании войны между Францией и габсбургской Испанией, шедшей с 1635 года и окончившейся в связи с женитьбой французского короля Людовика XIV на испанской инфанте Марии Терезии.
Дед и прадед Гиацинта были художниками-позолотчиками из Руссильона, с 1570 по 1630 год они были уважаемыми горожанами, в мастерской которых, как пишут историки, можно было встретить «печатные издания о живописи, кисти и палитры для рисования». Кроме того, прадед будущего художника с 1560 года был членом городской Гильдии живописцев и позолотчиков, а дед написал картину «Канонизация Святого Гиацинта» (The Canonisation of Saint Hyacinthe) в доминиканском монастыре в Перпиньяне, запрестольные образы в церкви Монтальбы возле Амели-ле-Бен и церуви Сан-Ферриол (1623), участвовал в украшении храма Палау-дель-Видре (1609).
Отец Гиацинта, Хусепе Матиас Пер Рамон Риго, был портным, но в городе его называли и художником, потому что он неоднократно украшал шатры и расписывал панели для литургий в местной церкви и для городских праздников. 13 марта 1647 года он женился на дочери плотника Терезе Фаге (1634-1655). После ранней смерти жены Хусепе 20 декабря 1655 года женился вторично на дочери торговца текстилем Марии Серра. В 1665 году он купил дом рядом с собором и занялся разведением виноградников на участке в Бомпасе. Во втором браке у Риго и родились два сына – Гиацинт и младший Гаспар, и дочь Клер. Гаспар тоже стал художником, но о нем нет никаких сведений.
Юность
Первые уроки рисования Гиацинт брал у отца, затем был отдан в ученики малоизвестному художнику Полю Пезе. В 1671 году отец привез сына в Монпелье, где в течение четырех лет Гиацинт учился у художника Антуана Рана (Antoine Ranc, 1634-1716), после чего отправился в Лион.
О жизни в Лионе тоже нет сохранившихся документов. Историки пишут, что по традиции художники из Монпелье приезжали учиться в этот город, который славился производством шелка и ярмарками, куда съезжались французы и иностранцы – итальянские банкиры, мелкие торговцы сукном и продавцы галантереи. Исследователи творчества Риго указывают, что изучение моделей на ранних картинах художника подтверждают, что он работал в городе «торговцев тканей».
Hyacinthe Rigaud Autoportrait. 1692 г.
В 1681 году Гиацинт Риго по совету своего лионского друга Древе, сына известного гравера, решил переехать в Париж, чтобы добиваться успеха в столице. Тем более, что среди местных клиентов от Швейцарии до Экс-ан-Прованса Гиацинт уже создал себе репутацию талантливого живописца. К тому же, в Лионе юноша познакомился с фламандской, голландской и итальянской живописью, изучал творчество Рубенса и Рембрандта, попал под влияние Ван Дейка и влюбился в Тициана, картины которого позже собирал.
Париж
Приехав в Париж двадцатидвухлетним юношей, Риго уже в следующем, 1682 году получил Римскую премию, дающую право продолжить учебу в Италии, во Французской Академии художеств в Риме. Но по совету художника Шарля Лебрена юноша не поехал в Рим, а последующие годы учебы в Париже посвятил «завоеванию рынка и авторитета». Замечу, что успешная карьера портретиста развивалась стремительно. В середине 1680-х годов художником были написаны портреты известного банкира швейцарского происхождения Сарацина из Лиона (1685), советника короля и губернатора провинции Лион Антуана Домерга (1686), торговца шелком, банкира и консула в Лионе Жана де Брунена (1687).
Отмечу, что трогательные отношения связывали художника с матерью. В 1695 году Гиацинт бросил все дела и приехал в родительский дом, чтобы написать портрет матери. Известно, что скульптор Кузаво выполнил мраморный бюст Марии, и этот бюст находился в кабинете художника до конца его жизни, а портрет матери Риго завещал потом старшему сыну своего брата Гаспара, которого звали тоже Гиацинтом.
Hyacinthe Rigaud Self-Portrait in Blue Cloak. 1696 г.
С 1688 года Риго стал работать по заказам версальского двора – написал портрет герцога Орлеанского, брата короля, а годом позже - портрет его сына, герцога Шартрского. Эти портреты открыли художнику доступ к королевскому двору и во все аристократические дома Франции. В 1700 году Риго был избран членом Королевской Академии живописи и скульптуры, как исторический живописец. Хотя последующие почти полвека он писал исключительно портреты.
Версальский фаворит
В 1701 году Риго наконец-то удостоился чести писать портрет Людовика XIV в коронационном костюме, который сегодня висит в Лувре во дворце Версаль. Современники отмечали, что парадную помпезность Риго сумел сочетать с реалистично написанным образом стареющего «Короля-Солнце», и на картине Риго Людовик XIV больше всего похож на самого себя.
Художник создал огромную галерею выдающихся деятелей своей эпохи, среди которых королевская семья Людовика и другие европейские монархи, придворные вельможи дворов Европы, финансисты, дворяне, промышленники, государственные министры, послы и деятели культуры. Среди последних – скульптор Дюжарден и Кузаво, художники Жозеф Паррокель, Пьер Миньяр, Шарль де Ла Фосс (или Лафосс), архитекторы Робер де Кот, Жюль Ардуэн –Мансар и Жак Анж Габриэль, баснописец Жан де Лафонтен и поэт Никола Буало-Депрео.
Hyacinthe Rigaud Self Portrait. 1703 г.
Hyacinthe Rigaud Autoretrat anomenat el portamines. 1711 г.
Надо отметить, что Риго писал преимущественно мужские портреты, избегая писать дам. Сам художник говорил: «Если я напишу их такими, каковы они есть на самом деле, то они не найдут себя достаточно красивыми, а если я им польщу, то они не будут на себя похожи».
Искусство Риго было прямым порождением блистательной эпохи Людовика XIV. Создавая свои портреты, художник пользовался всеми приемами художников эпохи барокко: пышные аксессуары и богатые драпировки, балетные позы и архитектурные задники. Но, «выпячивая» внешнюю театральность, он не забывал об индивидуальности и характере портретируемого.
Hyacinthe Rigaud Autoportrait huile sur toile. 1716 г. Galleria degli Uffizi, Florence
Hyacinthe Rigaud Autoportrait dit au cordon noir de l'ordre de Saint-Michel devant l'esquisse des portraits d'Élisabeth de Gouy et de sa fille Marguerite Charlotte Le Juge. 1727 г.
Автопортрет художника с черным шнуром вокруг ордена Сен-Мишеля, рисующего портреты Элизабет де Гуи и ее дочери Маргариты Шарлотты Ле Юге (правда самого портрета на картине не видно!).
В 1709 году художник получил дворянский титул в своем родном городе Перпиньян, в 1727 году он стал кавалером ордена Святого Михаила (Сен-Мишеля), а в 1735 году был назначен ректором Королевской Академии живописи и скульптуры. Замечу, что в создании портретов художника большое участие принимали его ученики и помощники, что было обычной практикой для художественных мануфактур того времени. Повторения и копии делали чаще всего именно они. Риго мог лишь пройтись кистью по уже готовой работе, внося свои коррективы. А еще, выполняя новые заказы, художник брал за образцы уже существующие варианты портретов, повторяя позы, костюмы и даже детали. Кроме учеников, художнику помогали мастера, специализирующиеся в определенных жанрах. Они писали батальные сцены, костюмы, пейзажные фоны, цветы и знаки достоинства. Историки до сих пор не могут определить точное число картин, созданных Риго, хотя художник и оставил весьма подробный каталог. Считается, что было написано более тысячи портретов, к которым нужно добавить большое количество копий.
Hyacinthe Rigaud Autoportrait devant le portrait de François Castanier. 1730 г. Museum Perpignan
Hyacinthe Rigaud Autoportrait. 1742 г.
Гиацинт Риго умер в Париже в 1743 году в возрасте 84 лет, став еще при жизни одним из самых известных французских портретистов. В 1820 году Музей изящных искусств в Перпиньяне стал носить имя Риго.
Louise Weyler-Kugler Portrait de Hyacinthe Rigaud.
Кроме этого музея картины художника представлены в крупнейших музеях мира: Лувре и Версале, Эрмитаже и Художественно-историческом музее в Вене, Дрезденской галерее и Музее Прадо, дворце Фредериксборг в Дании и Музее изящных искусств в Лионе, Центре Блока в Оттаве, Музее Вальрафа Рихардса в Кельне и государственной галерее Франкфурта-на-Майне.