-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32881
        Написано: 47781


        ЖЗЛ (МАРИ ЛОРАНСЕН. АВТОПОРТРЕТ НА ФОНЕ ЭПОХИ Часть 1.)

        Четверг, 14 Июня 2012 г. 00:21 + в цитатник
        Мари Лорансен
        Marie Laurencin


        31 октября 1883, Париж – 8 июня 1956, Париж



        Marie Laurencin Self-Portrait. 1906 г.

        Французская художница, гравер и книжный иллюстратор.
        Мари родилась, как сейчас пишут, в неполной семье и была не очень желанным ребенком для своих родителей. Отец, которого девочка никогда и не знала, работал где-то служащим, а мать – Полина Мелани Лорансен, была родом из Нормандии и работала портнихой. Мать воспитывала дочку сама и прожила с ней до самой смерти. Мари посещала занятия в лицее Ламартина, еще в юные годы девушка почувствовала тягу к искусству. Ее любимыми художниками были Боттичелли и Гирландайо. Окончив лицей, восемнадцатилетняя Мари в 1901 году стала работать на фабрике фарфора в юго-западном пригороде Парижа – Севре, расположенном на берегу Сены. Здесь девушка брала уроки живописи на фарфоре, училась у Мадлен Лемер рисовать цветы на шелке и расписывала фарфоровые чашки. Уже в эти годы юная художница написала свои первые картины.






        Marie Laurencin Paysage.1904-05 гг.



        Marie Laurencin Jeune femme pensive Charlotte Renaudin.1901-02 гг.

        Затем Мари вернулась в Париж и поступила в Академию Эмбера на бульваре Клиши, где всерьез занялась изучением живописи. В Академии девушка познакомилась с Жоржем Браком (Georges Braque, 13 мая 1882 - 31 августа 1963). Впрочем, историки пишут, что систематического профессионального образования художница так и не получила.



        Жорж Брак.
        Marie Laurencin Autoportrait.1904 г.

        В первые годы ХХ века Лоренсен активно заявила о себе в парижском обществе авангардистов, стала вращаться в кругу друзей Пабло Пикассо. Дружба с Пикассо и Браком поспособствовала становлению творчества молодой художницы.



        Marie Laurencin Pablo Picasso. 1909 г.

        Здесь стоит рассказать о знаменитом парижском общежитии на Монмартре, Бато-Лавуар (Bateau-Lavoir), в котором в начале XX века проживали многие знаменитые художники, включая Пикассо и Модильяни. Это здание бывшей фабрики пианино получило свое название – «корабль - прачечная» за внешнюю схожесть со старыми баржами, на которых прачки стирали бельё и за это самое, развешенное прямо на окнах, постиранное бельё. Ветхий барак представлял собой огромное количество небольших комнатушек, которые сдавались под мастерские художникам. Здание располагалось на крутом склоне холма Монмартр, со стороны улицы Гаро оно было пятиэтажным, в то время как со стороны главного входа казалось одноэтажным.





        "Бато-Лавуар": вид с улицы Гаро (1960-е г.) и со стороны площади Эмиля Гудо (1920-е г.).

        Весной 1904 года здесь поселился Пикассо, через год у него поселилась его модель и возлюбленная, бедная служанка, жившая неподалеку, Фернанда Оливье (1881-1966). Фернанда иногда приходила в Бато–Лавуар позировать художникам, но после того, как девушка поселилась у Пикассо, он практически «запирает» ее в своей мастерской, поскольку, как пишут историки, «ревнивый испанец не хотел ни с кем делиться своей драгоценной находкой».



        Fernande Olivier.
        Kees van Dongen Portrait of Fernande Olivier. 1905 г.

        В Бато-Лавуар проживали также румын Константин Брынкуши, голландец Кеес ван Донген, испанец Хуан Грис, итальянец Амедео Модильяни, французы Макс Жакоб и Андре Сальмон.



        Marie Laurencin André Salmon. 1908 г.

        По совету писателя, арт-дилера, коллекционера и критика Анри-Пьера Роше (Henri-Pierre Roché, 28 мая 1879 – 8 апреля 1959) в 1907 году Мари Лорансен впервые приняла участие в выставке Салона Независимых, где ее работы были приняты очень благосклонно.



        Marie Laurencin Autoportrait. 1905 г.

        Годы бурной жизни и страстной любви

        В этом же 1907 году Пабло Пикассо в уже упомянутом выше Бато-Лавуар познакомил Мари со своим другом, поэтом Гийомом Аполлинером (Guillaume Apollinaire, 26 августа 1880 – 9 ноября 1918).



        Гийом Аполлинер.
        Maurice de Vlaminck Portrait of Guillaume Apollinaire. 1903 г.

        Замечу, что настоящее имя Гийома – Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий, он был сыном польской аристократки, которая родила его в Риме, а в 1899 году переехала в Париж.
        Романтические отношения Мари и Гийома очень быстро переросли в страстный роман. Аполлинер считал художницу своей Музой, даже примитивист Анри Руссо, по прозвищу «Таможенник», изобразил эту пару на своей картине «Поэт и его муза».



        Henry Rousseau Self Portrait with a Lamp. 1903 г.
        Henri Rousseau The Muse inspiring the Poet. 1909 г.

        Гийом посвящал Мари стихи и вдохновил на одну из ее известных картин «Аполлинер и его друзья». Причем, Мари к этой теме обращалась дважды.



        Marie Laurencin Apollinaire et ses amis. 1909 г.

        В 1909 она написала большое полотно — групповой портрет друзей Гийома, где изобразила в центре самого поэта, рядом себя, Пикассо с Фернандой, Жоржа Брака и группу из «трех граций», одной из которых является американская писательница Гертруда Стайн (Gertrude Stein, 3 февраля 1874 - 27 июля 1946).



        Pablo Picasso Portrait of Gertrude Stein. 1906 г.
        Gertrude Stein in 1913 г.

        Гертруда Стайн в 1902 году приехала в Париж и провела там всю жизнь. Её квартира на улице Флёрюс была одним из центров художественной и литературной жизни Парижа до Первой мировой войны. Стайн коллекционировала и пропагандировала кубизм, собирала работы Пикассо, Брака и других художников Парижской школы. Экспериментальная, близкая к кубизму поэзия и проза Стайн никогда не находили широкого читательского признания. Писательница стала известна, благодаря книге «Автобиография Алисы Б. Токлас» (1933), в которой от лица своей подруги, с которой познакомилась еще в 1907 году и которая стала её пожизненной спутницей, очень живо и остроумно описала Париж в годы перед Первой мировой войной. Интересно, что эта книга, многократно изданная и переведенная на многие языки, на русском языке еще не выходила.
        В книге Гертруда Стайн описывает и Мари Лорансен: «Она была худая и угловатая, как средневековая француженка с французского примитива. Она говорила высоким голосом с красивыми модуляциями. Она была легка и остроумна, быстро говорила, быстро ела и очень медленно работала, что не помешало ей оставить после себя множество удивительных картин».



        Marie Laurencin Self-Portrait. 1905 г.

        Второй раз Мари написала картину под тем же названием – «Аполлинер и его друзья», в 1912 году.



        Marie Laurencin Apollinaire et ses amis. 1912 г.

        Она более камерная, поскольку художница изобразила на полотне только себя с Гийомом и Пикассо с Фернандой.
        Если знать, что в 1912 году Мари расстанется с Гийомом, а Пикассо покинет Фернанду, то можно усмотреть в этой работе какой-то потаенный «расставанческий» смысл. Но если Ларансен с Апполинером расстались трудно, но мирно, и в дальнейшей жизни больше не встречались, то история отношений Пикассо и Оливье имеет свое продолжение.



        Пабло Пикассо и Фернанда Оливье на Монмартре с собаками. Фото 1904 г.
        Pablo Picasso Fernande Olivier en una mantilla de negro.

        Пабло вскоре стал знаменитостью, в его жизни появились новые женщины и слава, а первая его любовь Фернанда многие годы была крайне стеснена в средствах. Когда же Оливье в 1930-х годах решит опубликовать книгу своих воспоминаний «Пикассо и его друзья», художник будет препятствовать выходу книги, поскольку не захочет афишировать свою бурную молодость и ее интимные подробности. Адвокаты Пикассо добились того, что вышли лишь шесть глав воспоминаний и то – в Бельгии. После второй мировой войны уже всемирно известный художник стал выплачивать Фернанде небольшую пенсию, с условием, что она не будет больше ничего публиковать, пока кто-то из них двоих жив. Фернанда Оливье умерла в 1966 году в возрасте 85 лет. Полностью воспоминания были опубликованы только в 1988 году, а до этого, но уже после смерти Пикассо, воспоминания Оливье подробно цитировал Норман Мейлер в своей книге «Пикассо. Портрет художника в юности». Но это так, «лирическое отступление»…
        Пока же у обеих пар расцвет их любовных отношений. Правда, историки пишут, что страстный роман между художницей и поэтом был «восхитительным и чудовищным одновременно».



        Marie Laurencin Portrait of Apolinair.



        Marie Laurencin Autoportrait. 1908 г.

        О таких людях говорят – «единство противоположностей», страстному чувству периодически мешали и чрезмерная эмоциональность, и различные, но жесткие характеры, и социальные различия. Историки отмечают, что «не последнюю роль в разрыве Аполлинера и Лорансен сыграла мать художницы, которая открыто недолюбливала поэта». Сама художница, ведя богемную, в большинстве своем, ночную жизнь, продолжала жить с матерью, их домашний быт был скуден и напоминал монастырский аскетизм. К матери Мари относилась с почтением, и возможно, именно по ее настоянию, в 1912 году она порвала все отношения с поэтом.



        Marie Laurencin Autoportrait.1912 г.

        Расстались они красиво, написав друг другу «прощальные» стихотворения. В строках Мари было много отчаяния, Аполлинер же посвятил любимой загадочное стихотворение «Сумерки».
        Смерть матери Мари в начале 1913 года на короткое время снова сблизила Мари и Гийома, но «разбитую чашку склеить не удалось».



        Marie Laurencin Self-Portrait. 1912 г.

        Впрочем, поэт на прощание сделал Мари большой подарок в лице графика, гравера и иллюстратора Жана-Эмиля Лабурера (Jean-Émile Laboureur, 16 августа 1877 - 16 июня 1943).
        Летом 1912 года Гийом познакомил художницу с Лабурером, который с 1899 по 1910 год жил и работал в Германии и США, а в 1912 году возвратился в Париж. В этот период художник под влиянием кубизма начал менять свой авторский стиль, и именно в этот период Лорансен стала изучать у Лабурера искусство гравюры.
        В начале 1910-х годов Мари даже участвовала в выставках кубистов, переняла у них некоторые стилевые черты, но это направление было чуждо, как пишут историки, «ее женственному и лиричному искусству».



        Marie Laurencin Bacchante 1911 г.



        Marie Laurencin La maison meublée.1912 г.



        Marie Laurencin Le Bal élégant ou la danse à la campagne.1913 г.

        Брак и эмиграция

        Замечу, что после расставания с Аполлинером, Лорансен не стала особо страдать и вести замкнутый образ жизни. Художница, как и в бытность с Гийомом, продолжала посещать, например, известные в Париже еженедельные пятницы у французской писательницы американского происхождения, дочери известной художницы Натали Клиффорд Барни (Natalie Clifford Barney, 31 октября 1876 – 2 февраля 1972).



        Alice Pike Barney Natalie Clifford Barney in Fur Cape. 1897 г.

        Несмотря на то, что Барни была лесбиянкой, и открыто декларировала свою ориентацию, в ее старинном особняке на улице Жакоб собирался весь художественный цвет космополитического Парижа. В салоне Барни бывали Луи Арагон, Анри Барбюс, Грета Гарбо, Айседора Дункан, Жан Кокто, Тамара де Лемпицка, Сомерсет Моэм, Марсель Пруст, Огюст Роден, Ида Рубинштейн, Франсуаза Саган, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Рабиндранат Тагор, Анатоль Франс, Мата Хари… От одного перечисления дух захватывает.
        Посещала Мари и роскошные костюмированные вечеринки известного французского модельера Поля Пуаре (Paul Poiret, 20 апреля 1879 - 30 апреля 1944), которого называют одним из отцов французской моды ХХ века.



        Paul Poiret. 1913 г.
        Marie Laurencin Autoportrait. 1912 г.

        Историки упоминают шикарную вечеринку «Тысяча и вторая ночь», которая состоялась 24 июня 1911 года. На светский раут Пуаре пригласил более 300 гостей, при этом обязательным условием было наличие восточных костюмов и нарядов. Тем гостям, которые пришли без костюмов, предлагали одеть наряды Пуаре его «персидской» коллекции или покинуть мероприятие.
        В 1913 году Мари на Монпарнасе познакомилась с крупным немецким землевладельцем, а еще и художником, бароном Отто фон Вётьеном (Otto von Wätjen, 1881-1942), 22 июня 1914 года художница вышла за него замуж. Возможно, их сблизила похожая стилистическая манера письма? Мне все-таки удалось найти фото супруга Мари и пару его картин.



        Otto von Wätjen



        Otto von Wätjen Frauen Freudenmädchen in Bar Paris (Проститутки в парижском баре). 1920 г.



        Otto von Wätjen Les Soeurs de l'artiste et Marie Laurencin (à droite). 1922 г.
        Сестры художника и Мари Лорансен (справа).

        Но в этом же 1914 году началась первая мировая война, и вскоре после ее начала супруги из-за немецкого происхождения барона были вынуждены покинуть Францию. Причем, Лорансен, выйдя замуж, автоматически потеряла французское гражданство.
        Следующие шесть лет новоиспеченная баронесса с мужем провели в вынужденной эмиграции. В этом же 1914 году супруги уехали в Испанию, сначала они обосновались в Мадриде, затем переехали в Малагу, а позже в Барселону. Доподлинно известно, что в марте 1916 года Мари и Отто жили в Каррер-де-Барселона.
        Отмечу, что довоенные работы Лоуренсен были конфискованы и после войны проданы.
        В Испании художница встретилась со своими старыми парижскими друзьями – эксцентричным художником-авангардистом и писателем Франсисом Пикабиа (Francisco Maria Martinez Picabia della Torre, 22 января 1879 - 30 ноября 1953) и его женой Габриэль Бюффе. Сын кубинского дипломата и француженки, родившийся в Париже, в 1915–1917 годах жил в Нью-Йорке, организовал там кружок дадаистов, и в целях интернационального развития этого движения в 1917–1918 годах посетил Барселону и Цюрих. В Испании он даже участвовал в издании журнала «З91».
        Благодаря Пикабиа, Мари встретилась в Мадриде с художниками Соней и Робертом Делоне.
        Большую поддержку художнице во время эмиграции оказывала ее парижская подруга Николь Груль (Nicole Groult), с которой Мари вела постоянную переписку. Николь была женой известного декоратора и дизайнера мебели в стиле арт-деко Андрэ Груля (André Groult, 1884–1966) и сестрой модельера Поля Пуаре.



        Мари Лоуренсен.
        Marie Laurencin Madame André Groult née Nicole Poiret. 1937 г.

        Возможно, от Николь художница узнала о смерти Аполлинера. С началом мировой войны поэт ушел добровольцем на фронт, 17 марта 1916 года он был ранен в голову осколком снаряда и в мае перенес трепанацию черепа.



        Гийом Аполлинер. 1916 г.
        Pablo Picasso Retrato de Guillaume Apollinaire. 1916 г.



        Аполлинер в госпитале. 1917 г.

        Ослабленный операцией Аполлинер осенью 1918 года умер от эпидемии испанского гриппа и был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже. Какой печальный каламбур получается – Мари в Испании, Гийом умер от испанского гриппа…
        В испанской эмиграции Мари стала писать стихи, позже они вышли в сборнике «Ночной блокнот» под псевдонимом Луиза Лаланн. Кроме того, художница продолжала активно заниматься живописью.



        Marie Laurencin Portraits Marie Laurencin, Cecilia de Madrazo and the Dog Coco. 1915 г.



        Marie Laurencin Fantaisie.1919 г.

        В Испании Мари и Отто оставались до 1919 года, после окончания войны супруги переехали в Германию, где некоторое время жили в Дюссельдорфе. Но в 1920 году Лоуренсен разводится с бароном-художником и возвращается в Париж.

        ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
        Рубрики:  ЖЗЛ/Франция
        Женщины-художницы
        Автопортрет
        Метки:  

        Процитировано 5 раз
        Понравилось: 5 пользователям

        limonaliza   обратиться по имени Суббота, 16 Июня 2012 г. 00:44 (ссылка)
        здорово!!!
        Ответить С цитатой В цитатник
        slavyankaLI   обратиться по имени Воскресенье, 09 Марта 2014 г. 20:45 (ссылка)
        Парашутов, Благодарю за интересное сообщение.
        Ответить С цитатой В цитатник
        КристинаТН   обратиться по имени Суббота, 04 Мая 2019 г. 12:01 (ссылка)
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку