-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32883
        Написано: 47783


        ЖЗЛ (ЯННИС МОРАЛИС. ТВОРЧЕСТВО ДЛИНОЙ В 70 ЛЕТ: ОТ РЕАЛИЗМА К АБСТРАКЦИИ)

        Пятница, 25 Мая 2012 г. 14:26 + в цитатник
        Удивительное чувство наслаждения, когда открываешь для себя новое имя художника. «Посмакуешь» полотна, пороешься в поисках биографии, и потом такое ощущение, что встречался с этим художником лично. Имя героя сегодняшнего материала мне подсказал мой замечательный интернетный друг ВВВладимиров. Нужно отметить, что не так давно я рассказывал уже о греческих живописцах XIX века Никифоросе Литрасе и Елене Букури – Альтамура. Вот решил продолжить «греческую серию».
        Греческое изобразительное искусство - как "белое пятно" в истории мировой живописи. Попроси назвать живописцев Греции (не берем античность - там фрески и скульптуры в основном), и народ с трудом сможет назвать хотя бы пару имен, Эль Греко, прожившего в Испании, во внимание не берем. Уверен, любителям живописи необходимо знать о художнике Яннисе Моралисе, поскольку он является одним из ярких греческих художников ХХ века. Думаю, основные причины "нераскрученности" художника в том, что, во-первых, история современной греческой живописи начинается всего лишь с середины 19 века, а, во-вторых, сам художник умер всего 3 года назад, поэтому при жизни историкам, наверное, неловко было его называть гением.
        ВВВладимиров написал мне: "Моралис - художник очень "греческий", точнее - "элладный" - и цветовая гамма и композиция его работ, не копируют, но - помнят об античной вазописи. Архаизированная фактура его ранних фигуративных работ со сдержанной, и вдруг озаряемой внезапной вспышкой цвета гаммой, приводит на память строки Мандельштама:
        Ты красок себе пожелала --
        И выхватил лапой своей
        Рисующий лев из пенала
        С полдюжины карандашей.
        Вот таким «рисующим львом» мне представляется и Янис Моралис".
        И я полностью согласен с Владимиром!

        Яннис Моралис
        Yiannis Moralis
        Ιωάννης Μόραλης


        23 апреля 1916, Арта – 20 декабря 2009, Афины



        Yiannis Moralis Self Portrait. 1938 г.

        Греческий художник, один из величайших художников современной Греции, яркий представитель так называемого «поколения 30-х годов».
        Яннис родился в городе Арта в западной части Греции. Этот город расположен на месте древнего города Амбракия, основанного коринфянами в 640 г. до н. э., свое нынешнее название Арта получила в XI веке. Город периодически переходил от турков к венецианцам (1688), потом к французам (1797), и, наконец, снова стал греческим только в 1881 году.
        Все детство Яннис провел в Арте. Есть информация, что в период с 1922 по 1927 год Моралисы проживали в городе Превеза. Греческая Википедия даже публикует фото сохранившегося дома, где жил будущий художник. Но в 1927 году семья переехала в Афины.






        Дом в Превезе, где художник жил в период между 1922 и 1927 годами.

        Учеба. 1930-е.

        Скорей всего, живописью Яннис увлекся в столице, поскольку он стал посещать воскресные лекции в известной Афинской Школе (позже Академии) изобразительного искусства (ASFA), на живописный факультет которой Яннис поступил в 1931 году в возрасте 15 лет. В АСФА Моралис получил основательное образование. Живопись юноше преподавали Димитриос Гераниотис (Dimitrios Geraniotis, 1871-1966), Умбертос Аргирос (Umbertos Argyros, 1882-1967) и Константинос (Костас) Партенис (Konstantinos (Costas) Parthenis, 10 мая 1878 – 25 июля 1967), а искусство гравюры Яннис изучал у Янниса Кефаллиноса (Yannis Kefallinos, 1894-1957).



        Yiannis Moralis Self Portrait. 1934 г.



        Yiannis Moralis Love - Hope. 1934 г.



        Yiannis Moralis Abduction of Ganymede (Похищение Ганимеда) sketch. 1937 г.



        Yiannis Moralis Still Life. 1934 г.



        Yiannis Moralis At the Photographer's. 1934 г.

        Однокурсники Янниса – Никос Николау (Nikos Nikolaou, 1909–1986), Христос Капралос (Christos Kapralos, 1909 - 1993) и Яннис Царухис (Yannis Tsarouchis, 1910-1989) – стали его друзьями на долгие годы.



        Yiannis Moralis Self Portrait with Nikos Nikolaou. 1937 г.



        Yiannis Moralis Portrait of sculptor John Pappas 1938 г.



        Yiannis Moralis Nikolaos Lytras.
        Yiannis Moralis Portrait of the artist Christodoulou. 1938 г.

        В 1936 году Моралис в Школе получил годовой грант – стипендию на продолжение учебы за рубежом, и в следующем году отправился в Рим, где изучал мозаики и фрески. Правда, в «Вечном городе» художник пробыл недолго, потому что решил продолжить учебу во Франции.



        Yiannis Moralis Paris 1938 г.

        В Париже Моралис посещал занятия по живописи и семинары по настенной росписи в Высшей национальной Школе изящных искусств. Одновременно художник изучал искусство мозаики в Школе искусств и ремесел.
        Когда в 1939 году началась Вторая мировая война, Моралис был вынужден вернуться в Грецию.



        Yiannis Moralis Still Life. 1939 г.



        Yiannis Moralis Reclining Nude 1939 г.

        На родине. Армос. 1940-е.

        В 1940 году в Афинах состоялась первая выставка, на которой была представлена одна из картин художника, на этой национальной Всегреческой выставке работа Моралиса была удостоена первой премии.
        После такого успешного дебюта Моралис стал активно участвовать во многих национальных и международных выставках.



        Yiannis Moralis Girl sleeping.



        Yiannis Moralis Hats. 1939 г.



        Yiannis Moralis Still Life with Shoes. 1941 г.

        В 1947 году художник был избран профессором в подготовительный класс своей «альма-матер», а спустя десять лет стал вести собственную мастерскую в Академии. Педагогической деятельностью в Афинской Академии изобразительных искусств профессор Моралис занимался в течение почти сорока лет вплоть до своей отставки в связи с уходом на пенсиию (1947-1983).



        Yiannis Moralis Self Portrait.

        История изобразительного искусства Греции подобна истории самого государства, получившего независимость только в 1830 году. В течение XIX века греческие живописцы черпали навыки и вдохновение в так называемой «Мюнхенской школе», а уже в ХХ веке фаворитами стали Париж и движения модернизма. К концу 1940-х годов образовалась целая группа художников, которая вошла в историю, как «Поколение тридцатых», которые попытались в своем творчестве искать, как окрестили это историки, «греческость», то есть обратить свое внимание на собственную многотысячную историю.
        В 1949 году Моралис совместно со своими друзьями, однокурсниками и коллегами создал художественное объединение «Армос». Как отмечают историки, «это был наиболее сплоченный кружок из тех, которые когда-либо появлялись в греческом искусстве».



        Yiannis Moralis The Table. 1947 г.



        Yiannis Moralis Portrait of a Young Lady.

        Кроме Моралиса и его названных выше друзей-однокурсников Никоса Николау и Янниса Царухиса инициаторами создания группы «Армос» выступили Никос Хатзикириакос-Гикас (Nikos Hadjikyriakos-Ghikas, 26 февраля 1906 – 3 сентября 1994), Никос Энгонопулос (Nikos Engonopoulos, 21 октября 1907 – 31 октября 1985), Панайотис Тетсос (Panayiotis Tetsis, родился в 1925 году), Диамандис Диамантопулос (Diamandis Diamantopoulos, 1914-1996),
        Георгос Мавроидис (родился в 1913 году) и Спирос Папалукас (Spiros Papalucas, 1892-1957).
        Историки отмечают, что эту группу художников «отличает экспериментальность, инновационность техники и оригинальность сюжетов, среди которых не теряются греческие национальные черты». Многих художников «Армоса» считают основателями греческого модерна.



        Yiannis Moralis Two Girl Friends. 1946 г.
        Yiannis Moralis Pregnant Woman. 1948 г.

        Уже в 1950 году группа «Армос» провела свою первую коллективную выставку во дворце Заппейон в Афинах. Как сказал в одном из интервью ученик Моралиса Д. Коккинидис: «Целое поколение художников 1930-х годов пыталось создать стиль для себя, не забывая мотивы и формы греческого искусства».

        Жена Мария

        В эти же годы Яннис Моралис женился на Марии Роуссен, которую неоднократно изображал на своих полотнах. Сын Марии от второго брака – Симон Бадделей в своем блоге рассказал о судьбе своей матери – первой жены Янниса Моралиса.



        Yiannis Moralis The Artist and his Wife 1943 г.

        Мария родилась в Афинах 26 августа 1916 года в семье Лилли и Перикла Роуссена, который служил адмиралом греческого военно-морского флота. Мария была средним ребенком из пяти дочерей – Янины, Эмили, Долли и Норы. Она обожала отца, который дразнил ее ласково Марио, ожидая все время мальчика, он дал ей такое мужское прозвище. Между двумя мировыми войнами Мария вместе с сестрами была извесными фигурами гламурного высшего света Афин, в городе их называли «клан сестер Роуссен». Увы, со смертью отца все изменилось. Перикл Роуссен, монархист по убеждениям, отказался выполнять какой-то приказ правительства, который мог привести к гибели греческого флота, был заключен в тюрьму, где скоропостижно умер.
        Марии пришлось отказаться от получения образования и, чтобы поддерживать семью, устроиться на работу в городскую энергетическую компанию. Но привыкшая к богемному образу жизни Мария все же успевала в свободное от работы время посещать афинские литературные и художественные сообщества. Здесь она и познакомилась с Моралисом, который пригласил девушку написать с нее портрет. Историки пишут, что Марию писал также друг Моралиса – Яннис Царухис. Симон Бадделей утверждает, что Мария сама в это время увлеклась живописью.



        Yiannis Moralis Portrait of Maria Roussen.

        Забегая вперед, сообщу, что после немецкой оккупации во время второй мировой войны, и последующей Гражданской войны в Греции, Мария встретила и влюбилась в англичанина Джона Халкетт Бадделея, который служил дипломатом в британском посольстве в Афинах. Джон увлекся красотой Марии, а она была покорена его обаянием и английскими манерами.



        Yiannis Moralis Portrait M.R 1943 г.

        Вскоре они поженились и были очень счастливы. Мария поддерживала мужа в работе, сопровождала его в поездках в Гонконг, Сингапур, Бирму и Бельгию, родила Джону четверых детей и воспитывала двух от первого брака. В начале 1960-х годов Бадделеи переехали в Лондон, где Джон стал работать в МИДе. Семья жила в Сассексе, а когда дети выросли и разъехались, Джон получил назначение в британское посольство в Вашингтоне. В 1972 году он в возрасте 52 лет умер от рака. Мария вернулась в Фулхэм, а с середины восьмидесятых годов делила время между Грецией, Швейцарией и Англией. Умерла Мария Бадделей в ноябре 2005 года и была похоронена в Великобритании.
        Есть сведения, что второй женой Янниса стала гречанка Аглаи Либераки (Aglae Liberaki, 1923-1985), которая занималась скульптурой.
        Судя по всему, детей у него не было.

        О творчестве. 1950-е.

        Впрочем, это не так и важно, поскольку лучше продолжить разговор о творчестве Моралиса. Начало 1950-х годов "ознаменовалось" целой серией женских портретов и очаровательных ню, выполненных в реалистической и экспрессионистской манере.



        Yiannis Moralis Figure. 1951 г.
        Yiannis Moralis Portrait of Fani.



        Yiannis Moralis Female Nude. 1950 г.
        Yiannis Moralis Figure. 1951 г.



        Yiannis Moralis Nude Standing.
        Yiannis Moralis Figure. 1952 г.
        Yiannis Moralis Figure.

        В 1954 году художник начал сотрудничество с ведущими театрами Греции, создав декорации и костюмы для многих театральных и танцевальных спектаклей сначала для Художественного театра под руководством Карлоса Куна, а позже для Национального театра Греции и греческого Национального театра балета.



        Композитор Манос Хатзидакис, режиссер Карлос Кун и Яннис Моралис.

        Художник создал несколько украшений архитектурных сооружений, среди них фрески для фасада отеля Хилтон в Афинах (1959) и станций афинского метрополитена «Панепистимиу» (улица Панепистимиу – одна из центральных улиц Афин, дословно название улицы переводится как «улица Университетская») и «Центральный вокзал».
        Стоит отметить, что некоторые из критиков Моралиса называли его «декоративные» работы «дешевыми», указывая, что художнику «не хватало интеллекта и духовности». Но историки утверждают, что подобное отношение связано, в первую очередь, с коммерческой подоплекой всего, что связано с термином «декоративные работы».



        Yiannis Moralis Funerary Composition I. 1958-1962 гг.



        Yiannis Moralis Funeral Composition. 1958 г.

        В 1959 году в выставочном зале «Армос» в Афинах состоялась первая персональная выставка Моралиса. В следующем, 1960 году, он вместе с художником Яннисом Царухисом и скульптором Антонисом Сохо участвовал в Венецианской Биеннале, где получил приз.

        Абстракция. 1960-е и 1970-е.

        В 1960-х годах Моралис – реалист уступает место Моралису – абстракционисту. Впрочем, заметный поворот к абстрактному искусству был отмечен в шестидесятых годах во всем греческом искусстве. В работах Моралиса абстракция стала появляться, когда художник начал участвовать в крупных проектах, выполняя архитектурный декор (например, фреска с тремя фигурами, которая экспонировалась в Венеции). Элементы абстракции заметны и в многочисленных ню, написанных, начиная с конца 1950-х годов.



        Yiannis Moralis Bride. 1970 г.



        Yiannis Moralis Composition I. 1949-1958 гг.
        Yiannis Moralis Daydreaming. 1959 г.

        Но в отличие от других художников Моралис применял в своих картинах, как пишут искусствоведы, «рационалистическую абстракцию», основанную на строгой ритмике геометрических фигур, построению красочно-графических монументальных символов, выражающих многообразие динамичной современной жизни.
        Геометрическая абстракция и акцент на женской фигуре стали занимать центральное место в творчестве Моралиса. Художник часто изображал женские фигуры, словно пытаясь расшифровать ее загадки.



        Yiannis Moralis Girl untying her sandal. 1973 г.



        Yiannis Moralis Reclining Nude.

        Кроме того, Моралис проиллюстрировал книги поэтов Георгиоса Сефериса и лауреата Нобелевской премии по литературе 1979 года Одисеаса Элитиса, выпустил серию гравюр, оформил не одну обложку музыкальных альбомов.



        Yiannis Moralis 10 colored drawings for the poems of George Seferis. 1965 г.



        Yiannis Moralis 10 colored drawings for the poems of George Seferis. 1965 г.



        Yiannis Moralis 10 colored drawings for the poems of George Seferis. 1965 г.

        1960-е годы стали временем государственного признания художника. В 1962 году Моралис был избран действительным членом Международного Института литературы и искусства, в 1965 году
        король Константин II наградил художника Орденом Феникса.
        В Положении о награде сказано: «Орденом Феникса награждаются греческие граждане, отличившиеся в области государственной деятельности, науки, искусства и литературы, торговли, промышленности и судоходства, а также иностранные граждане, которые внесли свой вклад в укрепление положения Греции за рубежом, в указанных выше областях». Орден Феникса имеет пять степеней, Моралис стал Командором Ордена (третья степень).



        Yiannis Moralis Epithalamio. 1968 г.
        Yiannis Moralis Summer. 1968 г.

        В 1970-х годах художник окончательно переходит из реалистичного изображения человеческих форм его ранних работ к геометрической стилизации. Так и хочется добавить – Почувствовал вкус!



        Yiannis Moralis Love Scene. 1982 г.

        В 1973 году Моралис получил Золотую медаль на Международной выставке в Мюнхене, в 1979 году был награжден Медалью искусств афинской Академии художеств.



        Яннис Моралис в 1975 году.

        В 1983 году, как я уже писал выше, Академия художеств проводила профессора Моралиса на заслуженный отдых. Отмечу, что в момент выхода на пенсию девять из десяти профессоров в Академии были его бывшими учениками. Среди них и ректор Академии, помощник и большой друг Моралиса – Димосфен Коккинидис (Dimosthenes Kokkinidis). Среди известных учеников Моралиса можно назвать также Алекоса Фасианоса и Янниса Метзикова.

        Последние годы. XXI век.

        Последние годы жизни художник жил и работал то в Афинах, то на своей вилле на острове Эгина в Сароническом заливе. Он редко давал интервью, избегал гласности.



        Яннис Моралис

        В интервью журналистке Кристи Пападопулу по поводу его ретроспективной выставки летом 2008 года художник сказал: «Одна из причин, почему я не даю интервью, в том, что я чувствую, как после этого снижается восприятие моих картин. Я хочу, чтобы мои произведения, как и я, были свободными, чтобы зритель, не стесняясь, читал в них тот смысл, который он хочет, а не тот, который объяснил я».



        Yiannis Moralis Erotic.

        В 1988 году Национальная галерея Греции организовала большую ретроспективную выставку Моралиса, еще одна была проведена в 2008 году в Музее современного искусства Афин, в 1999 году художник получил еще одну государственную награду – медаль за заслуги.
        Нужно отметить, что художник активно творил в течение почти восьмидесяти лет (1931 – 2009), он не боялся экспериментировать, в творческом наследии художника картины разных течений и направлений – от реализма и экспрессионизма до кубизма и абстракции. При этом, он всегда благоговел перед античным греческим искусством и византийской иконографией.



        Yiannis Moralis Erotic.

        В конце 2005 года картина Моралиса «Диалог» (1982) была продана на торгах Аукционного дома «Bonhams» за 207 200 фунтов стерлингов и стала самой дорогой картиной греческих художников. Я нашел картину Моралиса "Диалог", датированную 1974 годом.



        Yiannis Moralis Dialogue. 1974 г.

        Яннис Моралис скончался в Афинах 20 декабря 2009 года в возрасте 93 лет и был похоронен на Первом кладбище в тесном семейном кругу.



        Яннис Моралис

        Министр культуры Греции Павлос Еруланос, узнав о смерти художника, сказал в интервью: «Мы прощаемся с одной из величайших художественных фигур современной Греции. Пока он был жив, он давал нам уверенность, что мы все еще связаны с прошлыми поколениями и причастны к событиям той эпохи, когда мы еще не родились».
        За последние два года работы греческого Мастера были представлены на выставке «Женщина как муза, 1900-1950», представляющей женщин-муз, вдохновлявших знаменитейших художников ХХ века взяться за кисть и написать очередной шедевр. Картины Моралиса в афинском музее Ираклидон осенью 2010 года были выставлены рядом с полотнами Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, Анри Матиса и других мастеров прошлого века. В прошлом году в Музее Бенаки в Колонаки прошла выставк «Архитектурные композиции», на которой был представлен Моралис – абстракционист.
        Работы художника находятся в многочисленных государственных и частных коллекциях как в Греции, так и за рубежом.



        Yiannis Moralis Eroticon. 1990 г.

        Источники – мои переводы из зарубежных Википедий и статей на сайтах: 1, 2, 3, 4, 5.

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

        Серия сообщений "Греция":
        Часть 1 - ЖЗЛ (ГЕОРГИОС ЯКОВИДИС. МЭТР ГРЕЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА.)
        Часть 2 - КОЛЛЕКЦИЯ АВТОПОРТРЕТОВ (ЧАСТЬ 53 - ФИДИЙ. ПЕРВЫЙ АВТОПОРТРЕТ В МИРОВОМ ИСКУССТВЕ?!)
        ...
        Часть 4 - ЖЗЛ (НИКОЛАОС ЛИТРАС. СЫН АКАДЕМИСТА, ЗВЕЗДА МОДЕРНА.)
        Часть 5 - ЖЗЛ (ЕЛЕНА БУКУРИ-АЛЬТАМУРА. НАСТОЯЩАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ)
        Часть 6 - ЖЗЛ (ЯННИС МОРАЛИС. ТВОРЧЕСТВО ДЛИНОЙ В 70 ЛЕТ: ОТ РЕАЛИЗМА К АБСТРАКЦИИ)
        Часть 7 - ЖЗЛ (ЯННИС ЦАРУХИС. ТРИ СТРАСТИ ХУДОЖНИКА - ВИЗАНТИЯ, МОДЕРН И ЭРОС. Часть 1 )
        Часть 8 - ЖЗЛ (ЯННИС ЦАРУХИС. ТРИ СТРАСТИ ХУДОЖНИКА - ВИЗАНТИЯ, МОДЕРН И ЭРОС. Часть 2)
        Часть 9 - ЖЗЛ (АПЕЛЛЕС. О ЛЮБВИ, ДРУЖБЕ И ТАЛАНТЕ.)
        Часть 10 - ЖЗЛ (НИКОЛАОС ГИЗИС. НЕМЕЦКИЙ ГРЕК, ПАТРИОТ ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ)

        Рубрики:  ЖЗЛ
        Метки:  

        Процитировано 1 раз
        Понравилось: 4 пользователям

        ВВВладимиров   обратиться по имени Пятница, 25 Мая 2012 г. 19:44 (ссылка)
        Браво, Анатолий!
        Великолепная мини-монография!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Пятница, 25 Мая 2012 г. 22:11 (ссылка)
        Владимир, спасибо! Ваша оценка для меня ценна!
        Ответить С цитатой В цитатник
        lira_lara   обратиться по имени Воскресенье, 17 Января 2016 г. 21:14 (ссылка)
        геометрические фигуры понравились- умыкаю с благодарностью!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку