-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32881
        Написано: 47781


        ЖЗЛ (САМЮЭЛЬ ГРАНОВСКИЙ - НАШИ В ПАРИЖЕ! КОВБОЙ С МОНПАРНАСА)

        Вторник, 18 Октября 2011 г. 00:18 + в цитатник
        Самюэль (Хаим) Грановский
        Samuel Granowsky


        5/17 октября 1882, Екатеринославль — июль 1942, Освенцим, Польша



        Samuel Granowsky Autoportrait, le cow-boy de Montparnasse. 1920 г.

        Русский художник, живописец и скульптор еврейского происхождения, всю сознательную жизнь жил и работал во Франции, представитель «Парижской школы».
        Хаим родился в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в мещанской еврейской семье. После окончания школы покинул семью и переехал в Одессу. В 1901 году он поступил в Одесское художественное училище. Осенью 1904 года был временно отпущен из училища для прохождения воинской службы в связи с русско-японской войной. После армии в училище не вернулся, в 1908 году выехал для продолжения художественного образования в Мюнхен, а в 1909 году Хаим поехал «завоевывать Париж».




        Париж

        Чтобы как-то зарабатывать на жизнь, высокий и красивый Хаим стал работать моделью в Академии «Гранд Шомьер». Он обладал яркой внешностью и потрясающей харизмой, поэтому другие художники часто приглашали его попозировать.
        Подрабатывал он и статистом в кино, снимался в вестернах, ходил по улицам в одежде со съемочной площадки и даже несколько раз приезжал на встречу с друзьями верхом на лошади, поэтому получил прозвище – «ковбой Монпарнаса».
        Есть упоминания о том, что Грановский ездил на заработки в Америку, снимался там тоже в вестернах — но не разбогател, поэтому вернулся в Париж, но любовь к «ковбойству» осталась при нем. Художник любил, когда его называли на американский манер – Сэмом.



        Сэм Грановский с приятельницами в парижском кафе «La Rotonde» на фоне своих работ. 1920-е гг.

        Писатель Борис Носик в 2008 году выпустил книгу «Еврейская лимита и парижская доброта», посвященную русским художникам «Парижской школы», в которой пишет и о Грановском: «Самюэль Грановский, «ковбой» из Екатеринослава, искатель счастья, попавший в Париж как будто со страниц Джека Лондона. Конечно, дома, в былом Екатеринославе (нынешнем Днепропетровске) и потом в одесской «художке» его звали не Ковбой, не Грано и даже не Сэм, а просто Хаим, но раз человеку хотелось быть Сэмом, носить на Монпарнасе ковбойскую шляпу и сапоги, кто мог запретить ему это в свободном Париже? Он ходил по Монпарнасу в яркой клетчатой рубашке, в ковбойской шляпе, в кожаных штанах, с лассо на поясе, словно там не шлюхи бродили, а необъезженные кобылы или мустанги».



        Samuel Granowsky Haywagon.

        Позже он зарабатывал на жизнь в должности служащего по хозяйству (так красиво называлась должность уборщика) в кафе «Ротонда» - популярном месте сбора художников. Грановский поддерживал тесные связи со многими представителями «русского зарубежья».



        Samuel Granowsky Seated Nude.



        Samuel Granowsky Nude in a Red Scarf.

        С началом Первой мировой войны художник вернулся в Одессу, и в 1918 году участвовал пятью работами в выставке одесского «Общества независимых художников». Но в 1920 году снова вернулся в Париж и поселился в известном общежитии художников «Улей» на Монпарнасе. По воспоминаниям современников, иногда днем, а чаще ночью из открытого окна «Улья» доносился победный крик Хаима, ставшего во Франции Самюэлем: «Ура! Я гений!»
        Среди художественной богемы Парижа, Грановский вместе со своей женой – знаменитой натурщицей-мулаткой с Монпарнаса – Аишей, считались одними из самых колоритных фигур. Как пишут историки, эта пара являлась «знаковыми персонажами того времени».



        Samuel Granowsky Aicha.

        Творчество

        Грановский писал сцены парижской жизни, портреты, ню и изображения животных пастелью, сепией и сангиной. Есть в его парижском творчестве и «русская тема» - картины, изображающие ярмарки, музыкантов и др.



        Samuel Granowsky Musiciens russes. 1921 г.



        Samuel Granowsky Paris, fiacres place Saint-Sulpice.



        Samuel Granowsky Nu. 1923 г.

        Историки пишут о том, что художник известен эклектичным характером своего искусства.
        Кроме картин, он выполнял росписи в частных домах, расписывал мебель, изготавливал ширмы и занимался скульптурой, создав ряд абстрактных композиций.



        Samuel Granowsky Nature morte au pasteque.



        Samuel Granowsky Panthere.

        В начале 1920-х годов художник был активным членом группы «Через» (Cherez, 1923–1924) и Союза русских художников во Франции (1920-е), тогда же увлекся дадаизмом.
        Грановский известен также, как театральный сценограф. В 1923 году вместе с Соней Делоне (Sonia Delaunay, настоящее имя Сарра Ильинична (Элиевна) Штерн, 14 ноября 1885, Градижск, Полтавская губерния - 5 декабря 1979, Париж) и Виктором Бартом (8 апреля 1887, село Величаево Ставропольской губернии - 27 мая 1954, Москва) оформил постановку пьесы Тристана Тцара «Воздушное сердце». В этом же году художник выполнил обложку для книги одного из интересных писателей «русского авангарда» Ильи Зданевича «лидантЮ фАрам».



        Samuel Granowsky Danseuse.



        Samuel Granowsky Nude. 1921 г

        Грановский очень активно выставлялся в Париже. Он принимал участие в выставках Салона Независимых (1908, 1910, 1921-23) и Осеннего Салона (1912, 1913, 1920, 1922, 1926, 1928-31, 1933-38).
        Художник участвовал в групповой выставке русских художников в Лондоне (Уайтчепел, 1921), в выставках «47 художников» и «Сотня с Парнаса» в парижском кафе «Парнас» (1921), в выставках в галерее «La Licorne» (1923), в кафе «Port-Royal» (1924) и «Ротонда» (1925). Картины Грановского были представлены на выставке Общества художников Монпарнаса «La Horde» (1927) и выставке, организованной редакцией журнала «Наш Союз» в галерее Зака (1936).
        Художник написал портрет В. В. Маяковского, который был использован во французском издании поэмы «Облако в штанах» (1947).



        Emile Savitry (French, 1903-1967) Samuel Granowsky à Montparnasse. 1938 г.



        Samuel Granowsky Promenade en Calèche 1926 г.



        Samuel Granowsky Chien endormi.

        Впрочем, критик М. Рейналь дает творчеству художника неоднозначную оценку: «Вещи Грановского... ничем не напоминают нам окружающую нас действительность... они не находятся ни в каком соответствии с нашими представлениями о существующих предметах, несмотря на то, что по конструктивной своей сущности сохраняют одинаковую общность с шаром или кубом, как любой предмет. Мы вправе поэтому спросить себя, не являются ли его работы отправным пунктом для обновленного искусства, которое найдет, в конце концов, свою собственную, одному ему присущую эстетику...»



        Samuel Granowsky Maternite. 1928 г.



        Samuel Granowsky Nu. 1921 г.



        Samuel Granowsky Nu assis. 1925 г.

        Трагическая гибель

        После начала второй мировой войны, даже после оккупации Парижа нацистами, Грановский оставался в городе, хотя многие его коллеги-евреи уехали, найдя убежище в небольших деревушках, например, в Альпах.



        Самюэль Грановский Фото из Музея искусства и истории иудаизма (Париж).

        После начала Второй мировой войны, даже после оккупации Парижа нацистами, Грановский оставался в городе, хотя многие его коллеги-евреи уехали, найдя убежище в небольших деревушках, например, в Альпах.
        17 июля 1942 года художник был арестован во время облавы французской полицией и интернирован в концентрационный лагерь в Дранси (на территории Франции). 22 июля 1942 года Грановский в эшелоне «конвоя № 9» был переправлен в концлагерь Освенцим (по-немецки – Аушвиц) в 60 километрах от Кракова, где в том же году был убит.

        Послесловие

        Многие скульптуры и картины художника были уничтожены. Поэтому его работы находятся в основном в частных коллекциях. В 1955 году работы Грановского экспонировались Музеем еврейского искусства в Париже на выставке художников и скульпторов, погибших в депортации в галерее Зака, в 1961 – на выставке «Русские художники Парижской школы» в Доме французской мысли. В 1968 году художник был представлен на мемориальной выставке «Еврейские художники, погибшие в Холокосте» в Музее искусств Тель-Авива, в 2001 – на выставке «Парижская школа. Художники-евреи в Париже, 1905–1939), в 2006 – на выставке «Одесские парижане» в Рамат-Гане (Израиль).
        В 2000 году во Франции вышла иллюстрированная энциклопедия «Еврейские художники Парижской школы» («Peintres Juif’s 1905-1939 Ecole de Paris», авторы Надин Нисзавер, Мария Бойе и Поль Фогель), где была помещена информация о художнике.



        Обложка книги.



        Samuel Granowsky Seated Nude.



        Samuel Granowsky Femmes A La Cruche.



        Samuel Granowsky Nu.



        Samuel Granowsky Nu.

        Источники – Википедия, электронные биографические энциклопедии, статья Леонида Школьника в интернет-газете «Мы здесь», сайт «Ecole de Paris» и сайт Artinvestment.ru

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

        Серия сообщений "Украина":
        Часть 1 - ОКНА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 49 - ОКНА ТАТЬЯНЫ ЯБЛОНСКОЙ)
        Часть 2 - ЖЗЛ (ХОЗЯЙКА МАГИЧЕСКИ-НАИВНОГО МИРА ОЛЬГА КВАША)
        ...
        Часть 11 - ЖЗЛ (НИКОЛАЙ ВАКЕР. УКРАИНСКИЙ ПАРИЖАНИН)
        Часть 12 - ЖЗЛ (ОЛЕГ ШУПЛЯК. ИЛЛЮЗОРНАЯ ЖИВОПИСЬ ПО-УКРАИНСКИ)
        Часть 13 - ЖЗЛ (САМЮЭЛЬ ГРАНОВСКИЙ - НАШИ В ПАРИЖЕ! КОВБОЙ С МОНПАРНАСА)
        Часть 14 - ЖЗЛ (ГЕНИАЛЬНЫЙ И НАИВНЫЙ ЕПИФАНИЙ ДРОВНЯК ПО ИМЕНИ НИКИФОР)
        Часть 15 - ЖЗЛ (МИХАЙЛО МОРОЗ. ХУДОЖНИК, ДЛЯ КОТОРОГО ЖИВОПИСЬ БЫЛА МОЛИТВОЙ)
        ...
        Часть 37 - ЖЗЛ. ГРИГОРИЙ СВЕТЛИЦКИЙ - УКРАИНСКИЙ МАСТЕР РЕАЛИЗМА.
        Часть 38 - ЖЗЛ (МИХАИЛ САПОЖНИКОВ - УКРАИНСКИЙ СИМВОЛИСТ)
        Часть 39 - ПАЛЬМЫ В ЯПОНИИ. ХУДОЖНИК ВИКТОР ПАЛЬМОВ (1888-1929) – УКРАИНСКИЙ АВАНГАРДИСТ РУССКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

        Рубрики:  ЖЗЛ/Франция
        Метки:  

        Процитировано 4 раз
        Понравилось: 2 пользователям

        Лариса_Воронина   обратиться по имени Вторник, 18 Октября 2011 г. 06:10 (ссылка)
        Огромное спасибо!
        Ответить С цитатой В цитатник
        ВЕнеРИН_БАШМАЧОК   обратиться по имени Вторник, 18 Октября 2011 г. 07:11 (ссылка)
        Спасибо!Трагический конец, слишком рано оборвана жизни нить...
        Ответить С цитатой В цитатник
        ВВВладимиров   обратиться по имени Вторник, 18 Октября 2011 г. 11:45 (ссылка)
        Отменно, Анатолий!
        Спасибо!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Вторник, 18 Октября 2011 г. 17:04 (ссылка)
        Все понравилось, но есть вопрос: по национальности - еврей, родился в Украине, работал во Франции, а художник ..."русский".
        То, что выставлялся в т. ч. на выставках "Русских художников" ничего не значит. С ними выставлялись и украинцы, и поляки, и грузины и сами французы... А потом наоборот: русские художники - на выставках украинской "Парижской группы АНУМ" и т.д. по кругу. Ecole de Paris - это интернациональный феномен и "растаскивать" имена по национальным ящичкам не стоит.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Зоя_Яр   обратиться по имени Среда, 19 Октября 2011 г. 11:05 (ссылка)
        А украинская парижская группа, это не ящичек...Думал по-русски, умер как еврей... Да и написано Наши в Париже... Национализм в искусстве страшнее, чем в жизни, потому что люди искусства далеки от политики по своей сути...Конечно же художники западной украинской школы не наши , их поляки считают своими (особенно довоенных). Интересно, к кому вы припишите Левитана, великого русского художника, гоняемого из Москвы несколько раз за национальность (а ведь общеизвестно - художнику нужна своя среда). Еврейские деятели искусства (писатели, художники и пр.) всегда и безусловно жили под постоянным гнетом национальности не зная иврита и идиша, не молясь богу, их силой заставляли быть евреями, именно поэтому они еврейские деятели искусства. Силой, хотя известно, человек есть плод той национальности на языке которой он думает. Вот интересно, были ли в группе анум евреи и если нет, то не ящичек ли это....
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Среда, 19 Октября 2011 г. 15:49 (ссылка)
        Зоя_Яр, спасибо за комментарий! Увы, с художниками-эмигрантами всегда была проблема с определением "принадлежности". Кто принял гражданство страны, той же Франции, США и т.д., тот автоматически стал французом, американцем. А художникам "имперских окраин", как правильно заметил Юрий, было сложновато - родился там-то, учился и работал там-то, по национальности тоже то еврей, то белорус, то украинец, то поляк и т.д. Вот и появляется путаница даже в интернетной информации. Если просмотреть материалы даже о художниках, о которых я написал, то в разных источниках встречается разное определение.
        Думаю, для представителей "Парижской школы", которые до конца жизни оставались за границей (ведь некоторые и вернулись или переехали в Штаты) логично употреблять словосочетание - французский художник еврейского (украинского, русского и т.д.) происхождения.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Среда, 19 Октября 2011 г. 15:53 (ссылка)
        Юрий, я абсолютно согласен, что Парижская школа - интернациональный феномен, и я об этом пишу в материале, но у каждого художника есть своя национальность, место рождения. Можно, конечно, писать, как Вы предлагаете: Просто - художник, а потом - родился там-то, работал там-то, по национальности тот-то. Но я нигде не встречал подобной характеристики.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Четверг, 20 Октября 2011 г. 00:06 (ссылка)

        Ответ на комментарий Зоя_Яр

        Один пример: в начале 1950-х из собрания Львовского музея украинского искусства было изъято и уничтожено по указке из Москвы "за буржуазный формализм" более 2000 произведений. Зверски разбивались скульптуры Архипенко, а лиричные пейзажи Алексея Грищенко горели в печах... Что антисоветского было в этих натюрмортах и пейзажах? Почему не жгли эмигранта-Коровина? И чем провинились Грищенко, Архипенко, Бабий и многие другие "инородцы"?
        И это не в 1930-е, когда был расстрелян весь цвет украинской культуры, а в "тихие" 1950-е... Я приветствую патриотизм каждого человека, если это патриотизм, а не шовинизм.
        Тему можно продолжать и дальше, а что толку? Преимущественному боьшинству россиян не охота примерять хоть на минуту шкуру другого человека, особенно, если это шкура "инородца".
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Четверг, 20 Октября 2011 г. 00:40 (ссылка)
        Нельзя не согласиться, что в Ecole de Paris были и те, кто отчетливо относил себя к искусству той или другой нации. Но во всех русских источниках информации они числятся русским художниками. Это относится и к Архипенко, и Андеенко-Нечитайло, и моему любимому Грищенко, и многим-многим другим. И это только из украинцев. Я уже молчу о том, что добрая половина, «русских» художников XVIII-XIX веков «из золотого списка» - «инородцы». Тогда все работало по принципу: желаешь получить в жизни «зеленый свет» - отрекайся от своих корней, веры, меняй фамилию и т.д. Вот и появлялись, например, айвазовские.
        В советское время имперская тактика несколько «усовершенствовалась»: «на основании гор «искусствоведческой» литературы» во все мировые справочные издания (многотомный французский Benezit, американский Davenport’s и все-все остальные, включая мировые национальные энциклопедии) поступила информация «о русских художниках». Как ни парадоксально, но в этот список попали даже те, кто ни жил в Российской империи, ни в СССР и вообще к России не имел даже касательного отношения. Так, Иван Труш, Олекса Новакивский и даже полька-львовянка Альбиновская и еще много других вдруг стали для всего мира «русскими художниками».
        К чему я веду?
        - Да к тому, что теперь очень сложно доказать миру «что ты - НЕ СЛОН»! Доказать, что твой народ действительно имеет свою древнюю национальную культуру и вправе ею гордиться.
        Перед всем миром народы бывших республик «лишились» СВОИХ художников, ученых, артистов, изобретателей, педагогов и т.д. и т. д.
        СОВЕРШЕНО ПРЕСТУПЛЕНИЕ ВСЕМИРНОГО МАСШТАБА!!!
        Следуя кремлевской трактовке понятий «дружбы» и «интернационализма», к культурному наследию моего народа можно отнести лишь сало, шаровары и «Гопак», грузины могут «поражать» весь мир папахой, кинжалами и «Сулико», а Прибалты – мифом о медлительности своих «горячих» парней…
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Вот интересно, были ли в группе анум евреи и если нет, то не ящичек ли это.... Четверг, 20 Октября 2011 г. 10:22 (ссылка)

        Ответ на комментарий Зоя_Яр

        Были ли в группе АНУМ евреи? И почему сразу "и если нет"? - КОНЕЧНО ЖЕ БЫЛИ!
        Например, Маргит Сельская (девичья фамилия Райх).
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 30 Октября 2011 г. 17:59 (ссылка)
        Почему больше никто не пишет?
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Среда, 16 Ноября 2011 г. 08:35 (ссылка)
        Добрый день!
        Ищу информацию о детских, отроческих и юношеских годах художнике Виктора Сергеевича Барта (Барт). Если кто располагает информацией, пишите на электронный адрес: left4sarmat@rambler.ru
        С уважением Николай Федорович Блохин, журналист, г. Ставрополь
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Аноним   обратиться по имени Среда, 16 Ноября 2011 г. 08:45 (ссылка)
        Здравствуйте!
        В 2012 году исполняется 125 лет со дня рождения художника Виктора Сергеевича Барта (Барт). Он родился в 1887 году на Ставрополье, умер в 1954 году и похоронен в Москве.
        К сожалению, на сайтах нашел всего лишь две его работы. Биографические данные скупые. Нет информации о детских, отроческих и юношеских годах. Кто его родители? Были ли у него братья и сестры? Нет подробностей о его пребывании в Алжире. Нет воспоминаний его современников. Для хорошей журнальной статьи этого мало. Если кто располагает информацией, пишите на электронный адрес: left4sarmat@rambler.ru
        С уважением Николай Федорович Блохин, член Союза журналистов России, г. Ставрополь.
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Аноним   обратиться по имени Вторник, 30 Июня 2015 г. 04:12 (ссылка)
        Очень интересно. Спасибо.
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку