-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32881
        Написано: 47781


        ЖЗЛ (НИКОЛАЙ СТРУННИКОВ. ОТ КАЗАКОВ К БОЛЬШЕВИКАМ.)

        Понедельник, 06 Июня 2011 г. 01:10 + в цитатник
        В начале поста хочу сразу же поблагодарить авторов статей, на которые я опирался, готовя этот материал. И если для журналистов Андрея Марина и Александра Локоткова – это профессиональная работа, то для библиотекаря Малоархангельской городской библиотеки Ольги Егоровой – это настоящее подвижничество, выражение любви к своему краю и знаменитым землякам. К тому же, Ольга Егорова, опираясь на воспоминания младшей сестры героя сегодняшнего поста, написала наиболее подробную из всех биографию художника.
        Итак, представляю в серии ЖЗЛ новое для себя имя.

        Николай Иванович Струнников

        14 мая 1871, Орел – 20 сентября 1945, Москва



        Николай Струнников Казак с трубкой. Автопортрет. 1920 г.

        Русский и украинский живописец, портретист и реставратор, заслуженный деятель искусств РСФСР.
        Николай родился в Орле, детские годы провел в селе Богородицкое Малоархангельского уезда. Отец художника – Иван Алексеевич был приказчиком в сельском магазине. В семье было шесть детей - два сына и четыре дочери, поэтому семья жила в постоянной нужде.
        Младшая сестра художника, Мария Ивановна, много лет проработавшая учителем русского языка и литературы в Малоархангельской средней школе, вспоминала, что «их мать Александра Николаевна, была чуткой, отзывчивой, доброй и ласковой. Она обладала художественными способностями и выполняла великолепные вышивки бисером. Николай любовался ими и зарисовывал акварельными красками. Когда отец бранил сына, мать заступалась за него и говорила: «Ты, Колечка, не обижайся на папу, он больной, нервный. Помогай ему в работе, а в свободное время рисуй. У тебя это хорошо получается»».




        В людях

        После окончания трехлетнего обучения в начальной школе Николаю пришлось идти работать, как писал Горький – в «люди», чтобы поддерживать семью.
        Мальчик уехал в Орел, где стал служить на складе купца Конькова. Это была суровая школа: вечно голодный, всегда готовый к подзатыльникам, потому, что били и старшие мальчики, и приказчики. Но, несмотря на невзгоды, Коля был уверен, что вырастит и станет художником. По ночам, при свете коптилки он рисовал на клочках бумаги.
        Опять же сестра вспоминала: «Он любил иллюстрировать художественные книги. В свое время ему полюбились рассказы и повести Н. В. Гоголя, особенно повесть «Тарас Бульба». Хозяину и приказчикам нравились его рисунки, и они часто говорили: «Ну, мальчишка! Молодец!». Вот оказывается, откуда любовь художника к казачьей теме.

        Москва

        В Орле творческие способности заметил один из местных художников, кроме добрых слов типа, «Тебе нужно обязательно учиться, у тебя талант к живописи!», этот безымянный художник посоветовал ехать в Москву и дал рекомендации своему знакомому – художнику Грибкову.

        Для справки:

        Сергей Иванович Грибков

        4 июля 1822, Касимов Рязанской губ. - 16 декабря 1893, Москва

        Русский жанровый живописец.
        В живопись пришел поздно, в 1844 году начал обучение художественному мастерству в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Еще будучи студентом, в 1852 году за картину "Испанка, молящаяся в церкви" получил от Академии художеств звание неклассного художника. Окончил училище в 1856 году.
        Работал в различных жанрах: картины на бытовые темы сочетались с картинами историческими, портреты соседствовали с иллюстрациями литературных произведений. В последние годы своей достаточно продолжительной жизни Грибков трудился над росписями ряда церквей в Москве (Параскевы Пятницы, Архангела Михаила в Овчинниках, Св. Николая на Маросейке) и кафедрального собора в Курске.

        Итак, Николай решил ехать в Москву, чтобы в мастерской художника Грибкова получить первоначальное художественное образование.
        Об ученичестве Струнникова в мастерской Грибкова пишет в своей известной книге «Москва и москвичи» историк В. А. Гиляровский, ставший на долгие годы другом и покровителем начинающего художника.



        Николай Струнников Портрет В.А.Гиляровского 1924 г.

        Цитирую «дядю Гиляя»:
        «Струнников поступил к Грибкову в ученики четырнадцатилетним мальчиком. Так же, как и
        все, он был "на побегушках", был маляром, тёр краски, мыл кисти, а по вечерам учился рисовать с натуры. Раз Грибков послал ученика Струнникова к антиквару за Калужской заставой реставрировать какую-то старую картину.
        В это время к тому приехал П. М. Третьяков покупать портрет архимандрита Феофана работы Тропинина. Увидав П. М. Третьякова, антиквар бросился снимать с него шубу и галоши, а когда они вошли в комнату, то схватил работавшего над картиной Струнникова и давай его наклонять к полу: Кланяйся в ноги, на колени перед ним. Ты знаешь, кто это?
        Николай в недоумении упирался, но П. М. Третьяков выручил, подал ему руку и сказал: - Здравствуйте, молодой художник!
        Портрет Тропинина П. М. Третьяков купил тут же за четыреста рублей, а антиквар, когда ушел Третьяков, заметался по комнате и заскулил: А-ах, продешевил, а-ах, продешевил!»

        Тем не менее, своего первого учителя Струнников очень ценил и впоследствии называл отцом и другом.
        Судя по хронологии, у Грибкова в мастерской Николай работал с 1885 по 1892 год, после чего сбылась его мечта о поступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). В 1892 году Николай поступил в МУЖВЗ в мастерскую А. Архипова и В. Серова и закончил училище с двумя серебряными и одной бронзовой медалью в 1899 году.
        Параллельно с учебой Николай продолжал работать над реставрацией картин у известного московского парфюмера (?) Брокара, владельца большой художественной галереи, о чем тоже читаем у Владимира Гиляровского:
        «За работу Струнникову Брокар денег не давал, а только платил за него пятьдесят рублей в училище и содержал "на всем готовом". А содержал так: отвел художнику в сторожке койку пополам с рабочим, - так двое на одной кровати и спали, и кормил вместе со своей прислугой на кухне. Проработал Николай год и пришел к Брокару: - Я ухожу.
        Брокар молча вынул из кармана двадцать пять рублей. Струнников отказался: - Возьмите обратно.
        Брокар молча вынул бумажник и прибавил еще пятьдесят рублей. Струнников взял, молча, повернулся и ушел. Нелегка была жизнь этих начинающих художников без роду, без племени, без знакомства и средств к жизни».

        Есть сведения, что узнав о трудной судьбе Струнникова, Гиляровский бедного студента приютил у себя и всячески помогал.



        Николай Струнников Портрет Н.В.Гиляровской 1904 г.

        «Я читал его стихи, — вспоминал Николай Иванович, — заслушивался рассказами из его в некоторых частях легендарной биографии, через него увлекался героями Запорожья, поэму о которых он в то время писал… В его удали, энергии, исключительной веселости, даже его коренастой фигуре, как казалось тогда мне, было что-то от этих запорожских героев».
        В 1900 году Струнников под влиянием поэзии В. Гиляровского написал портрет дяди Гиляя (как его называли друзья) в образе лихого запорожца, лихо сидящего верхом на коне, на фоне пейзажа с высокими южными горами.



        Николай Струнников Портрет В. А. Гиляровского на коне. 1900 г.

        Основой для картины стала фотография Гиляровского на коне, сделанная во время путешествия по Кавказу.



        В. А. Гиляровский на Кавказе.

        В доме у Гиляровского Струнников в конце 1890-х годов познакомился и на долгие годы подружился с украинским историком Д.И. Яворницким.

        Для справки:

        Дмитрий Иванович Яворницкий

        25 октября (6 ноября) 1855, Борисовка, Харьковская губерния — 5 августа 1940, Днепропетровск



        Дмитрий Иванович Яворницкий

        Российский и украинский историк, археолог, этнограф, фольклорист, лексикограф, писатель.
        Академик АН УССР (1929), член Московского археологического общества, один из самых значительных исследователей истории Запорожского казачества.
        Окончил Харьковский университет (1881), преподавал в Московском, Петербургском и Екатеринославском (Днепропетровском) университетах, в последнем создал кафедру украиноведения. В 1902—1932 годах был директором краеведческого музея в Екатеринославе (ныне Днепропетровский национальный исторический музей его имени). В мае 1940 года Яворницкий был арестован по подозрению в изготовлении и хранении литературы буржуазно-националистического содержания, а за неделю до смерти выпущен на свободу. В тюрьме академик заболел воспалением легких и вскоре умер.
        Яворницкий написал «Историю запорожских казаков» в трех томах (1892-97), собрал обширный фольклорный материал в сборнике «Малороссийские народные песни» (1906), писал также повести, сатирические рассказы и стихи.

        Еще посещая училище, Струнников в 1899 году создал портрет "Запорожец (Казак в бою)", с которым связана интересная история.
        После продолжительного общения с Яворницким Струнников также «заболел» казацкой тематикой. В знак глубокого уважения к историку, Николай по его просьбе написал запорожца на дверях московской комнаты, где жил Яворницкий. Фигура запорожца изображена была в энергичном движении, лицо казака полно гнева, на лбу кровоточащая рана, большие, выступающие из орбит глаза налиты кровью. Картина очень понравилась Яворницкому.
        Когда историк собирался уезжать из Москвы в Екатеринослав, он предложил хозяину оплатить стоимость двери, поскольку решил забрать расписанную Струнниковым дверь с собой.
        Но по воле случая хозяином меблированных комнат, где жил Яворницкий, оказался известный коллекционер Бахрушин. Он, естественно, запротестовал, поскольку "Запорожец" понравился и ему. Бахрушин заявил, что дверь и все, что на ней находится, принадлежит ему, как законному домовладельцу. Дело дошло до суда, однако судья тоже оказался оригиналом и предложил распилить двери пополам и поделить по жребию – кому какая часть достанется. В результате необычного решения Яворницкий получил верхнюю часть двери с поясным изображением казака. «А Бахрушину достались штаны и то, что в штанах» - любил впоследствии шутить Дмитрий Иванович. В 1905 году необычную картину Яворницкий подарил музею.

        Тем временем, Струнников понимает, что знаний, полученных в стенах училища, явно недостаточно, и необходимо продолжать учиться.



        Николай Струнников Стрелец.

        Санкт-Петербург

        В 1901 году Струнников был зачислен в Высшее художественное училища Петербургской Академии художеств и попал в мастерскую к прославленному Илье Ефимовичу Репину.



        Серов В.А. Портрет Репина 1901 г.

        Николаю нелегко достались и эти годы учебы, так как нужно было снова добывать средства к существованию.
        Младшая сестра художника Мария Ивановна вспоминала: «Он учился и работал, часто ходил без «подошв», почти босиком, жил впроголодь, ночевал на чердаках. Из своего очень маленького заработка он нам сёстрам помогал, потому, что наши родители умерли, и нам совершенно не на что было жить. Мне в это время было 7-8 лет, у меня не было ни одной хорошей игрушки. Вдруг однажды Коля привез мне красивую большую куклу, которую купил на последние деньги. Когда я играла с куклой, он смотрел на меня и рисовал. Позже я узнала, что он создавал иллюстрации к «Отверженным» Виктора Гюго. Ему надо было видеть выражение лица Козетты, когда ей Жан Вальжан подарил куклу. Иллюстрации к произведениям Виктора Гюго у него не приняли. Он был очень расстроен, переживал… Эти иллюстрации брат подарил мне. Я, к большому сожалению, их не могла сохранить: во время оккупации картины забрали фашисты».

        В 1902-1904 годах во время летних каникул Струнников жил в родном городе Малоархангельске.
        Работая в мастерской И.Е. Репина и находясь под его влиянием, Струнников серьезно увлекся историей Запорожского казачества. Нужно напомнить, что Репин сам увлекся темой казачества, еще работая над своими знаменитыми «Запорожцами», к тому же, художник был тоже из малороссиян и даже часто разговаривал и писал письма на украинском «суржике».

        Для справки:

        Работа над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» была начата Репиным в 1880 году. Сначала Репин занимался неспешной и длительной серией эскизов и подбором моделей. Кстати, среди моделей, позировавших Репину для картины, были и друзья Струнникова. В частности, лукавого писаря художник писал с историка Яворницкого, а для смеющегося казака в белой папахе Репину позировал Гиляровский. Репин познакомился с Яворницким в 1887 году в Петербурге, на вечере памяти Т.Г.Шевченко. К этому времени работа над «Запорожцами» была не только начата, но и заметно продвинулась.



        Илья Репин Запорожцы пишут письмо турецкому султану (деталь, Портрет Д.И.Яворницкого).



        Илья Репин Запорожцы пишут письмо турецкому султану (деталь, Портрет В.А.Гиляровского).

        Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году, Репин подарил его Яворницкому. Позже Яворницкий продал эскиз П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее.
        Основной вариант картины (2,03×3,58 м) был завершён в 1891 году.



        Илья Репин Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-91 гг.

        После шумного успеха на нескольких выставках в России и за рубежом (Чикаго, Будапешт, Мюнхен, Стокгольм) картину в 1892 году купил за 35 тыс. рублей император Александр III. Картина оставалась в царском собрании до 1917 года, а после революции оказалась в собрании Русского музея.
        Ещё не завершив основной вариант, Репин в 1889 начал работу над вторым вариантом, работу над которым он так и не закончил. Это полотно несколько уступает по размерам первоначальному варианту, и является, так сказать, кулуарным экземпляром.



        Илья Репин Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Харьковский музей изоб.искусств.

        Второй вариант «Запорожцев» художник попытался сделать более «исторически достоверным». Хранится он сейчас в Харьковском художественном музее.
        После «Запорожцев» почти все произведения И.Е.Репина на украинские темы были связаны с именем Яворницкого. Историк переписывался с художником до самой его смерти.

        Дружеские отношения связывали Струнникова с еще одним потомком украинских казаков, рожденным в селе Красионовка Полтавской губернии - чемпионом мира по французской борьбе Иваном Поддубным. Днепропетровский историк-искусствовед Олекса Шведив рассказывал:
        «Художника и Ивана Поддубного связывали не только дружеские отношения. Сохранилась фотография начала 1900-х годов, изображавшая атлетически сложенного Струнникова в костюме спортсмена-борца. Смолоду художник увлекался кулачными боями, а затем конькобежным спортом и борьбой. И даже пробовал силы в официальных соревнованиях с Иваном Поддубным».

        Весной 1906 года Струнников написал портрет Поддубного в костюме запорожца и подарил его опять-таки Д.И. Яворницкому. Правды ради, стоит заметить, что, на самом деле, были написаны две картины. На одной Поддубный изображен в борцовском костюме, в образе силача, каким его любила публика. А на другом полотне художник пририсовал борцу оселедец, опустил вниз кончики усов, одел в синие шаровары и подпоясал красным кушаком.



        Николай Струнников Казак. Портрет Ивана Поддубного. 1906 г.

        Превратил Поддубного в казака Струнников по просьбе Яворницкого. 29 мая 1907 года художник писал историку:
        «Я Вам послал копию с некоторыми изменениями, а оригинал находится у И.М. Поддубного. Написан он с натуры и лучше, чем копия. На оригинале он без чуба, усы закручены, вместо штанов - трико. Только одна грудь на вашем портрете осталась без изменений. Рост на обоих портретах натуральный». Видел ли этот казацкий портрет сам Поддубный – неизвестно.

        Сам Николай, имеющий атлетическое сложение, служил моделью для своего учителя. Илья Репин
        писал с него молодого, обнаженного до пояса казака и гребущего веслом могучего запорожца для картины "Черноморская вольница". История этой картины тоже необычна.



        Репин в зимней мастерской во время работы над картиной Черноморская вольница 1906 г.

        Для справки:

        В 1888 году во время гастролей в Санкт-Петербурге украинской труппы Репин преподнес корифею украинского театра Марку Кропивницкому адрес с изображенной запорожской лодкой и фигурой актера в образе рулевого. Этот сюжет художник вспомнил много лет спустя. Картину Репин решил посвятить ее защитникам Украины – запорожцам, застигнутым бурей на море после набега на турецкий берег. По просьбе Репина Яворницкий нашел для картины морской запорожский малиновый флаг (стяг) с изображением запорожцев, который скопировал сын художника Юрий.
        Все, кто видел картину на передвижной выставке 1909 года, восхищались ее экспрессией и колоритом. К сожалению, эта картина ушла за границу и только в 2008 году была обнаружена в одном из финских музеев. В этом же году в Русском музее была представлена сама картина и два этюда к ней, которые наши музейщики нашли в разных собраниях отечественных музеев.



        Илья Репин Черноморская вольница (эскиз). Начало 1900-х.

        Я не нашел саму картину, поэтому представляю один из эскизов, на котором, увы, невозможно понять, где герои, написанные со Струнникова.

        Малоархангельск

        Живя в Петербурге, занимаясь любимым делом, художник скучал по своему родному краю. Я уже писал, что во время летних каникул он уезжал к своим сестрам, которые жили в Малоархангельске. В один из таких приездов, в 1902 году местный священник предложил Николаю расписать Воскресенскую церковь. Струнников не только согласился, у него возникла идея: в росписях повторить Владимирский собор в Киеве, с творениями художников В. М. Васнецова, М.А Врубеля и М. В. Нестерова.

        Н.И. Струнников подал прошение в совет Академии об оказании в этом содействия, и на удивление, ему не было отказано. Струнников отправился в Киев, много там работал, копируя росписи Владимирского собора. Позже живописный комплекс Малоархангельской церкви был успешно завершен.
        Николай Иванович вспоминал: «Трудная работа, особенно где-нибудь под куполом. Если бы не моё гимнастическое прошлое, я бы не выдержал. Однажды поскользнулся и свалился с десятисаженной высоты. Месяц пролежал и опять полез на леса. Эта работа хорошо оплачивалась, и я уже мог помогать семье».
        Во время работы он «боялся потерять то главное, что ценил в живописи – естественность позы и движения, а также близость к природе».
        Как пишут историки, «чудесная земля Украины с ее удивительной природой, добрыми и щедрыми людьми издавна притягивала к себе российских художников».
        А известный украинский художник Константин Трутовский (1826-1893) добавлял: "Сколько неразработанных материалов дает Украина художнику - и тому, кто рисует сцены жизни, и пейзажисту. Все тянутся в Италию - хорошо, естественно пожить и поучиться там, но не подобает российскому художнику ограничиваться итальянскими сценами, когда у нас есть свои прекрасные виды и сцены".
        Малоархангельцы восхищались росписями Струнникова, но, к сожалению, церковь не сохранилась. Она была разрушена в 1943 году, поскольку, по воспоминаниям местных жителей, была хорошим ориентиром для вражеской авиации.

        Киев

        Будучи в Киеве, Струнников влюбился в этот город, в 1913 году он решил переехать туда жить.
        По рекомендации Репина Николая пригласили работать преподавателем в Киевское художественное училище (КХУ). «Преподавательская работа была мне по сердцу», — вспоминал Струнников. Своим ученикам Струнников передавал педагогические методы, унаследованные от своих учителей — В. Серова и И. Репина. В училище художник преподавал семь лет (до 1920 года).

        Вскоре после переезда в Киев Струнников женился. Жена художника Прасковья Алексеевна стала ему большим другом и безропотно сносила тяготы беспокойной и неустроенной жизни. Сестра художника вспоминала, что «это была счастливая семья. Жену Николай Иванович глубоко любил, она была замечательная женщина: скромная, чуткая умела беречь талант брата. У меня о ней остались самые светлые воспоминания, как о близком друге и родной сестре».
        В семье Струнниковых родилось трое сыновей. Старший Сергей впоследствии работал фотокорреспондентом газеты «Правда» и погиб в 1943 году под Полтавой. О младших - Игоре и Ростиславе, ничего неизвестно.

        Влюбленный в жену художник написал несколько ее портретов: «Украинка» (1914), «Портрет жены художника» (1916), «Невеста» (1917), «Горе» (1917), «Портрет жены художника в национальном костюме» (1917), «Головка» (1925). На картинах Прасковья предстает перед зрителем то совсем юной девушкой, одетой в украинский национальный костюм, то невестой в подвенечном наряде, то глубоко скорбящей женщиной.
        Мне удалось найти только один портрет 1917 года.



        Николай Струнников Портрет жены 1917 г.

        В Киеве Струнников сдружился с Ф.Е. Мироновым, который содержал мастерскую по изготовлению рам и подрамников. Будучи любителем искусства, тот скупал по дешевке работы художников, и собрал таким образом значительную коллекцию полотен.
        Незадолго до отъезда из Киева Струнников подарил Миронову свой автопортрет, выполненный акварелью и цветными карандашами, где изобразил себя запорожцем с бритой головой, свисающим чубом и длинными казацкими усами.



        Николай Струнников Запорожец. Автопортрет 1917 г.

        На портрете у него лукаво усмехающееся лицо, в зубах запорожская люлька, а изо рта клубится мягкий табачный дымок. Позже вариант этого портрета был подарен в 1920 году Д.И. Яворницкому.

        Революция

        Надо отметить, что художник принял и поддержал революцию 1917 года. Искусствоведы называют несколько причин – бедное детство и постоянная борьба за существование, гибель брата при Цусиме и смерть старшей сестры во время восстания 1905 года.
        Осенью 1919 года, в канун революционной годовщины, Струнников с группой педагогов и учеников художественного училища принимал активное участие в оформлении улиц и площадей Киева в соответствии с предложенной Лениным идеей монументальной пропаганды.
        По инициативе наркомвоенмора Украины Николая Ивановича Подвойского в том же 1919 году были расписаны Луцкие казармы. Темы росписей - "Борьба с двуглавым орлом", "Борьба с капиталом", "Борьба с Антантой", "Шах и мат белому королю" и т.д. Во время работы художник познакомился с самим Подвойским, и это знакомство переросло в прочную дружбу.
        Так художник-реалист, приверженец народной темы запорожского казачества стал приспосабливаться к новому времени.



        Неизвестный автор Портрет Н.Струнникова.

        Стоит отметить, что первые два десятилетия нового века Струнников активно выставлялся. Он был экспонентом Московского общества любителей художеств (МОЛХ), распущенного в 1918 году, Московского общества «Группа художников» с 1909 по 1911 год, Ассоциации художников революционной России и последних 47 и 48 выставок Товарищества передвижных художественных выставок (ТПВХ). Художник также был активным участником литературно-художественного кружка «Среда» в Москве.



        Николай Струнников Весельчак. 1920е



        Николай Струнников Рабочий-металлист.

        Екатеринослав

        В 1920 году Струнников по приглашению Яворницкого, ставшего директором Екатеринославского (ныне Днепропетровского) краевого исторического музея, переезжает в Екатеринослав и начинает работать сотрудником музея. Жил Струнников с семьей в доме Яворницкого.
        У художника далекоидущие планы и цели – «организовать художественную мастерскую исторического быта запорожцев, иметь учеников и работать для музея".



        Николай Струнников Казак с бандурой. В подпитии.

        В гостиной дома Яворницкого художник выполнил монументальную роспись на стене "Тарас Бульба с сыновьями в походе " (1920).
        — Смотрю, как вы вот кистью прикасаетесь к полотну, — говорил Дмитрий Иванович, — и узнаю репинскую школу. Счастливый вы, Николай Иванович, что работали с гениальным человеком.
        Николай Иванович радостно улыбнулся.
        — И стараюсь, чтобы не омрачить имя своего учителя и наставника...



        Николай Струнников Настенная роспись Тарас Бульба с сыновьями 1920 г.

        А вот создать художественную мастерскую при музее не удалось, и по рекомендации Яворницкого Струнников поехал в село Беленькое Екатеринославской губернии в качестве преподавателя рисования.
        — Вижу, Николай Иванович, что вы все более и больше увлекаетесь запорожцами. – сказал Яворницкий. - То, говорю, было бы хорошо, если бы вы проехались в казацкие села Покровское и Беленькое.
        Там, помимо лозунгов, агитационных панно и портретов в волостном исполкоме, художник создал серию портретов крестьян. Правда, искусствоведы отмечают: «по работам видно, что художник работал без вдохновения, видимо, заставляла нужда, ведь время было тяжелое и голодное».



        Николай Струнников Бабушка внуку пришивает пуговицы.

        Революцией мобилизованный

        В 1921 году по вызову Наркомпроса Струнников переехал в Москву и больше в Украину не возвращался.
        Пользуясь дружескими связями с Н.И. Подвойским, художник стал официальным художником (или, как шутили некоторые коллеги, придворным живописцем) Наркомата обороны СССР.



        Николай Иванович Струнников.

        Героико-романтические образы запорожских казаков сменились более пафосно-идеологическими портретами героев Октябрьской революции и гражданской войны. В период 1927-1930 годов Струнников создал целую галерею портретов - К. Е. Ворошилова, А. Е. Щаденко, А. Пархоменко, Н.И. Подвойского.



        Николай Струнников Портрет Е.А. Щаденко.

        Художник участвовал на выставке к десятилетию Красной Армии (РККА) с работами «Красный партизан товарищ Якимов» и «Портрет начальника царицынских бронепоездов товарища Алябьева».
        В 1938 году Струнников получил Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за портрет партизана Лунёва.



        Николай Струнников Партизан Лунев 1929 г.

        В 1940 году художнику, за выдающиеся заслуги в области искусства и как признанному мастеру советской портретной живописи, было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
        Во время Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Свердловске, Струнников для местного Дома офицеров написал полотна "Зоя Космодемьянская" и "Партизан".
        До последних дней своей жизни художник не расставался с палитрой и кистями.
        Скончался Николай Иванович 20 сентября 1945 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

        Послесловие

        На мой взгляд, и это подтверждают многие историки искусства, украинская казацкая тема в творчестве Струнникова остается самым ярким проявлением его таланта.



        Николай Струнников Казак с кобзой.

        Картины художника хранятся в 13 музеях и картинных галереях – Третьяковской галерее, Центральном музее Вооружённых сил в Москве, Музее новейшей истории России в Москве, Днепропетровском национальном историческом музее им. Д. Яворницкого, Полтавском, Донецком и Орловском художественных музеях и др.

        Источники – Википедия, статьи Ольги Егоровой, Андрея Марина, Александра Локоткова, Любови Романчук, сайт Донецкого художественного музея и сайт www.maslovka.org.

        b295a26142b9 (147x40, 0 Kb)

        Серия сообщений "Украина":
        Часть 1 - ОКНА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 49 - ОКНА ТАТЬЯНЫ ЯБЛОНСКОЙ)
        Часть 2 - ЖЗЛ (ХОЗЯЙКА МАГИЧЕСКИ-НАИВНОГО МИРА ОЛЬГА КВАША)
        ...
        Часть 8 - ЖЗЛ (ЕЛЕНА КУЛЬЧИЦКАЯ. ДНЕВНИК ЕЕ ЖИЗНИ (Часть 1))
        Часть 9 - ЖЗЛ (ЕЛЕНА КУЛЬЧИЦКАЯ. МОНОГРАФИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ (ЧАСТЬ 2))
        Часть 10 - ЖЗЛ (НИКОЛАЙ СТРУННИКОВ. ОТ КАЗАКОВ К БОЛЬШЕВИКАМ.)
        Часть 11 - ЖЗЛ (НИКОЛАЙ ВАКЕР. УКРАИНСКИЙ ПАРИЖАНИН)
        Часть 12 - ЖЗЛ (ОЛЕГ ШУПЛЯК. ИЛЛЮЗОРНАЯ ЖИВОПИСЬ ПО-УКРАИНСКИ)
        ...
        Часть 37 - ЖЗЛ. ГРИГОРИЙ СВЕТЛИЦКИЙ - УКРАИНСКИЙ МАСТЕР РЕАЛИЗМА.
        Часть 38 - ЖЗЛ (МИХАИЛ САПОЖНИКОВ - УКРАИНСКИЙ СИМВОЛИСТ)
        Часть 39 - ПАЛЬМЫ В ЯПОНИИ. ХУДОЖНИК ВИКТОР ПАЛЬМОВ (1888-1929) – УКРАИНСКИЙ АВАНГАРДИСТ РУССКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

        Рубрики:  ЖЗЛ/Россия
        Метки:  

        Процитировано 3 раз
        Понравилось: 6 пользователям

        Андрей_Лысенко   обратиться по имени Понедельник, 06 Июня 2011 г. 02:24 (ссылка)
        Отлично! Браво!
        Ответить С цитатой В цитатник
        NADYNROM   обратиться по имени Понедельник, 06 Июня 2011 г. 09:07 (ссылка)
        Для меня имя этого художника тоже является новым=)
        Спасибо, Анатолий!
        Очень понравились его работы. И материал отличный=)
        Ответить С цитатой В цитатник
        Валентина_Шуткова   обратиться по имени Понедельник, 06 Июня 2011 г. 10:46 (ссылка)
        Всё ентересно.Маленькое дополнение про Геляровского.Когда-то в восьмидесятых я была на экскурссии в Москве по местам Геляровского.Помню, что было очень интересно.Больше всего запомнилась Хитровка, где артисты, которые должны были играть в "На дне", специально переодевались и жили некоторое время в самых падших слоях населения(на Хитровке), что было очень опасно, Геляровский там тоже был.Интересно, а сейчас Хитровка осталась в старом стиле или там тоже всё перестроили, было бы жаль?
        Ответить С цитатой В цитатник
        ВВВладимиров   обратиться по имени Понедельник, 06 Июня 2011 г. 12:38 (ссылка)

        Ответ на комментарий Валентина_Шуткова

        "Рассказы Горького разожгли нас, и нам захотелось видеть самую гущу жизни бывших людей. Для этого была устроена экспедиция, в которой участвовали многие артисты театра, игравшие в пьесе, В. И. Немирович-Данченко, художник Симов, я и др. Под предводительством писателя Гиляровского, изучавшего жизнь босяков, был устроен обход Хитрова рынка. ...
        Все эти милые ночлежники приняли нас, как старых друзей, так как хорошо знали нас по театру и ролям, которые переписывали для нас. Мы выставили на стол закуску, т. е. водку с колбасой, и начался пир. Когда мы объяснили им цель нашего прихода, заключающуюся в изучении жизни бывших людей для пьесы Горького, босяки растрогались до слез.
        "Какой чести удостоились!" -- воскликнул один из них.
        "Да что же в нас интересного, чего же нас на сцену-то нести?" -- наивно дивился другой.
        Разговор вращался на теме о том, что вот, мол, когда они перестанут пить, сделаются людьми, выйдут отсюда, и т. д., и т. д.
        Особенно один из ночлежников вспоминал былое. От прежней жизни или в память о ней у него сохранился плохонький рисунок, вырезанный из какого-то иллюстрированного журнала: на нем был нарисован старик-отец, в театральной позе, показывающий сыну вексель. Рядом стоит и плачет мать, а сконфуженный сын, прекрасный молодой человек, замер в неподвижной позе, опустив глаза от стыда и горя. По-видимому, трагедия заключалась в подделке векселя. Художник Симов не одобрил рисунка. Боже! Что тогда поднялось! Словно взболтнули эти живые сосуды, переполненные алкоголем, и он бросился им в голову... Они побагровели, перестали владеть собой и озверели. Посыпались ругательства, схватили -- кто бутылку, кто табурет, замахнулись, ринулись на Симова... Одна секунда -- и он не уцелел бы. Но тут бывший с нами Гиляровский крикнул громоподобным голосом пятиэтажную ругань, ошеломив сложностью ее конструкции не только нас, но и самих ночлежников. Они остолбенели от неожиданности, восторга и эстетического удовлетворения. Настроение сразу изменилось. Начался бешеный смех, аплодисменты, овации, поздравления и благодарности за гениальное ругательство, которое спасло нас от смерти или увечья. "
        К.С. Станиславский "Моя жизнь в искусстве". М. "Искусство" 1962. стр. 315.
        Ответить С цитатой В цитатник
        ВВВладимиров   обратиться по имени Понедельник, 06 Июня 2011 г. 13:27 (ссылка)
        Портрет партизана А.Г. Лунева. 1929 г. (Государственная Третьяковская галерея).
        Скан с почтовой открытки 30-х годов.
        Ответить С цитатой В цитатник
        ВВВладимиров   обратиться по имени Понедельник, 06 Июня 2011 г. 13:39 (ссылка)
        А вот и "Черноморская вольница" Ильи Репина!

        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Понедельник, 06 Июня 2011 г. 15:19 (ссылка)
        Владимир, спасибо за дополнения! Хитровка и Гиляй - это, конечно, тема не совсем этого материала. Я видел нецветную иллюстрацию Черноморской вольницы, но в таком маленьком разрешении и жутком качестве, что и не стал копировать. А Лунев у меня скан с марки, тоже качество ничего, правда у Вас картина полностью. Вообщем, за всё еще раз спасибо!
        Ответить С цитатой В цитатник
        ВВВладимиров   обратиться по имени Понедельник, 06 Июня 2011 г. 16:22 (ссылка)
        Анатолий, я просто немного подкорректировал фактографическую часть в сообщении Валентины Шутковой. ))
        Понимаю, что не совсем в тему, но "истина дороже"))

        Интересно, что эскиз и фото "Черноморской вольницы" сильно отличаются по композиции от картины, обнаруженной в Финляндии, (в лучшую сторону, как мне кажется).
        Спасибо за интересный материал об интересном хуудожнике!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Понедельник, 06 Июня 2011 г. 16:41 (ссылка)
        Владимир, Вы же знаете, что с радостью делюсь своими находками. А Черноморская вольница для меня все равно осталась загадкой, ведь размер картины огроменный, как она могла "затеряться" за границей? То, что в Финляндии - понятно, дача Репина находилась на территории этой страны после революции. И еще, мне кажется, что и сама картина осталась незавершена, хоть и отличается от эскизов, как Вы точно заметили, в лучшую сторону!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Валентина_Шуткова   обратиться по имени Понедельник, 06 Июня 2011 г. 20:31 (ссылка)
        Спасибо за корректировку, очень интересно.Это ничего, что не в тему,зато на ваших постах всегда что-нибудь вспоминается хорошее.
        Ответить С цитатой В цитатник
        kprem   обратиться по имени Вторник, 14 Июня 2011 г. 12:56 (ссылка)
        Очень здорово! Спасибо!
        http://kinderpremium.com.ua/ , іграшки
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 03 Июля 2011 г. 12:53 (ссылка)
        Спасибо Вам большое за добрые слова в мой адрес, хотя, я - не из подвижников:) Ольга Е.
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Парашутов   обратиться по имени Воскресенье, 03 Июля 2011 г. 13:12 (ссылка)
        Уважаемая Ольга Егорова! Рад, что Вы заглянули в мой Дневник и спешу поблагодарить Вас за Вашу статью-исследование. Она - одна из немногочисленных подробных материалов о жизни художника. Благодаря Вам, известны воспоминания сестры, упорядочен хронологический ряд, так что Вы - настоящий подвижник! И не возражайте! Я желаю Вам удачи и надеюсь, что если появятся интересные факты, подробности о жизни Струнникова, связанные с Вашим городом или вообще с его биографией, Вы еще появитесь у меня "в гостях"!!!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Людмила_Юферова   обратиться по имени Суббота, 01 Сентября 2012 г. 23:29 (ссылка)
        как интересно, спасибо...
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку