-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32881
        Написано: 47781


        ЖЗЛ (ШЕСТЬ ШВЕДСКИХ ХУДОЖНИКОВ НА ОДНОЙ КАРТИНЕ. ЧАСТЬ 3 - ЭЖЕН ЯНССОН. ДВА ВЕКА - ДВЕ ТЕМЫ.)

        Четверг, 26 Мая 2011 г. 00:29 + в цитатник
        Признанный в родной Швеции этот художник не очень известен во всем мире. Впрочем, и на родине он многие годы после смерти был не в чести, если не сказать - изгоем. Такая репутация была основана, главным образом, из-за тематики его картин, написанных в последнее десятилетие жизни. Историки искусства и критики много лет избегали вопроса о гомоэротических тенденциях в позднем творчества художника, но когда исследования установили, что Янссон был гомосексуалистом и жил с одной из своих моделей, они же в купе с журналистами поспешили негласно провозгласить Янссона главным гей-художником страны. Какая чушь! Во многих источниках его называют «голубым художником» (по-шведски – blåmålaren), не понимая, что это связано не с ориентацией художника, а с периодом его творчества (и у Пикассо был свой «голубой период»!). На одном из иностранных сайтов я нашел большую и подробную статью о жизни и творчестве этого художника. Ее перевод и составляет основу данного материала.

        Эжен Фредрик Янсон
        Eugène Fredrik Jansson


        18 марта 1862, Стокгольм — 15 июня 1915, Стокгольм



        Eugene Jansson Self-Portrait. 1900 г.

        Шведский художник, один из известнейших представителей шведского символизма.
        Янссон родился в Стокгольме, где и прожил всю жизнь. Свое двойное имя мальчик получил от матери Эугении и отца Фредерика. Отец Фредерик Янссон работал курьером в почтовом отделении, поэтому семья жила скромно, если не сказать, бедно. Единственной отрадой семьи было увлечение музыкой. Отец был любителем – флейтистом, мать мечтала стать профессиональной оперной певицей, но ее болезни на нервной почве не дали реализоваться таланту. Родители надеялись, что Эжен станет профессиональным музыкантом, но мальчик увлекся рисованием и часто в свое удовольствие писал натюрморты. В последние годы жизни, Эжен вспоминал, что «насильственное» приобщение родителями его к музыке повлияло во многом на вызывающие настроения в его картинах.
        Несмотря на скромный семейный бюджет, родители решили Эжену и его младшему брату Адриану (1871-1937) дать приличное образование. В 1871 году Эжен поступил в престижную Немецкую Школу (Tyska Skola) в Стокгольме. Он сразу же стал отличником по многим академическим предметам и рисунку, но, к ужасу родителей, плохо учился в музыкальном классе.




        Биографы пишут, что Эжен в детстве был очень болезненным ребенком. В двенадцать лет у мальчика случилась проблема с глазом, и в 1874 году он лечил отслоившуюся сетчатку. В этом же году на обследовании родителям сообщили неутешительный диагноз – врожденный порок сердца, эта болезнь висела «домокловым мечом» над Эженом всю жизнь, и в результате умер он именно от болезни сердца.
        В следующем 1875 году мальчик заболел скарлатиной, болезнь после выздоровления оставила ему целый букет хронических проблем с почками и нарушение слуха. Кстати, на протяжении многих лет слух Янссона постоянно ухудшался, и в начале 1900-х годов художник стал практически глухим.
        Врачи предсказывали, что мальчик не доживет и до двадцати лет. Но Эжен решил пойти наперекор судьбе, он, несмотря на слабое сердце, начал заниматься специальной программой физических упражнений, которые поддерживали его здоровье даже в зрелые годы. Зная об этой болезненности художника и стойкой борьбой за свое здоровье, на картины Янссона поздних лет с обнаженными мужскими телами смотришь под другим углом зрения, понимая, что это не воплощение его сексуальной ориентации, а психологическое выражение своей мечты – быть здоровым.

        Учеба (1876-1885)

        Окончив в 1876 году обучение в Немецкой школе, Янссон решил твердо стать художником.
        Но отец, расстроенный отсутствием у сына музыкального таланта, настоял на том, чтобы юноша пошел работать и финансово поддерживал семью. Эжен стал работать в магазине и по-прежнему рисовать в свободное от работы время. Видя, что увлечение сына серьезно, отец смягчился и решил поддержать Эжена в его стремлении стать художником.

        В 1879 году юноша поступил в Техническую школу искусства и дизайна. Среди его первых работ были натюрморты и портреты членов семьи. Один из его преподавателей Эдвард Персеус (Edvard Perséus 1840-1890), который, к тому же, был официальным художником при дворе короля Оскара II, сразу приметил талант Эжена и настоятельно рекомендовал ему продолжать обучение.
        По рекомендации Персеуса, Янссон поступил в Королевскую академию изящных искусств, где проучился с 1881 по 1883 год. Художник специализировался на натюрмортах, которые были высоко оценены его учителями, но выпускные экзамены на получение степени юноша так и не сдал, бросив учебу.



        Eugene Jansson Gripsholms Slott. 1881 г.

        Руководитель курса, исторический живописец Георг фон Розен (Georg von Rosen, 1843-1923) приобщил Эжена к натуралистическим тенденциям, изображению фигур, но традиционная учебная программа была такая устаревшая и консервативная, что художник решил бросить Академию. Кроме того, этому решению способствовал и ряд других факторов, в первую очередь, политическо-социальная среда. Во-первых, у Эжена не было денег на продолжение учебы. А во-вторых, в Академии была создана аристократическая среда богемных студентов, которые предвзято относились к «рабочему пареньку». Биографы пишут, что студенты в Академии часто высмеивали его манеру одеваться, его застенчивость и плохой слух.

        Ассоциация (1885-1890)

        Бросив учебу, Янссон стал работать в мастерской своего первого учителя Персеуса. Помогая работать мастеру, Эжен смог продавать и свои собственные работы, пополняя доход семьи.
        Несмотря на то, что Персеус занимал престижную должность при королевском дворе, он явился одним из лидеров группы радикальных художников-оппонентов, которые стремились изменить ситуацию в Академии. Естественно, Персей сделал своего ученика своим сторонником, тем более положение в главном ВУЗе искусства было известно Эжену не на словах.
        В 1885 году Янссон принял участие в выставке художников-оппозиционеров в галерее Бланч. В этом же году Эжен стал одним из восьмидесяти четырех художников, которые подписали петицию Академии с требованиями, чтобы студенты могли выбирать себе педагогов, чтобы в Комитете, распределяющем стипендии, было равное число членов Академии и оппонентов и т.д..
        В 1886 году Янссон стал одним из членов-учредителей Ассоциации художников (Konstnärsförbundet), которая была основана, как альтернатива Академии, она поощряла развитие современных течений и новшеств в живописи за счет проведения выставок и внедрения учебных программ. Художник был активным членом Ассоциации на протяжении всей жизни, в некоторые периоды выполняя должность секретаря. Янссон принимал участие во всех выставках Ассоциации в Швеции, а также в международных выставках этой организации в Копенгагене (1903) и Берлине (1910).



        Eugene Jansson Vid Pianot. 1886 г.

        Знакомство с членами Ассоциации позволило художнику расширить диапазон своих тем и попробовать себя в качестве «художника современных городских сцен».



        Eugene Jansson Blasippor. 1890 г.

        Одной из первых работ стала картина «Boys Going for a Swim» (Мальчики, готовящиеся к купанию,1884), в которой искусствоведы видят «первый сигнал» серии картин с мужскими ню.



        Eugene Jansson badande pojkar. 1884 г.

        Но неужели обнаженный мальчик, изображенный в центре полотна спиной к зрителю во время погружения в воду, может вызывать какие-то другие ассоциации, кроме беззаботного детства, тем более, что он написан на фоне толпы ребятишек, готовящихся к купанию и с радостью снимающих одежду? Неужели искусствоведов не привлекает яркий солнечный свет, наполняющий полотно, сочные краски, подчеркивающие голубизну неба и зелень травы? Тем более, те же искусствоведы подчеркивают, что картина написана по всем классическим принципам, которые художник изучил в Академии. Эжен этой работой убедил и себя в том, что он может убедительно и натуралистично изображать человеческие фигуры.

        В середине 1880-х годов Янссон познакомился и подружился с художником Карлом Нордстремом (Karl Nördstrom, 1855-1923), который стал первым президентом Ассоциации художников. Об этом художнике Эжен впервые услышал от своего учителя Персеуса, у которого Нордстрём учился в 1875-1878 годах. Как и Янссон, Карл бросил учебу в Академии, в которой учился с 1878 по 1880 год. В Асоциации Янссон и Нордстрем работали над общими проектами, обменивались опытом, нашли общие интересы и стали близкими друзьями на всю жизнь.
        Мало того, пейзажи, написанные Яннсоном в конце 1880-х годов, находятся под явным влиянием творчества Нордстрема, его модифицированной шведской версии французского импрессионизма, которым Карл увлекся во время учебы в Париже в 1881-1886 годах. Ярким примером служат пейзажи Янссона - залитые солнцем улицы Стокгольма и виды районов Рослагсгатен и Дебельгсатен.



        Eugene Jansson Roslaggatan 1889 г.

        К тому же, дружба с Нордстремом, активное участие в работе Ассоциации и общение со многими коллегами опровергают один из мифов о жизни художника – мол, он был очень одинок и вел замкнутый образ жизни.

        На рубеже веков (1890-1904)

        К концу 1880-х годов Янссон уже начал утверждаться в шведской столице, как известный художник. Стоит правда заметить, что пейзажи художника не имели большого успеха, поскольку техника картин была непривычна для публики, к тому же художник писал картины размером полтора на два метра. Такой «пейзажик» не повесишь в гостиной!



        Eugene Jansson Sunrise over the Rooftops. 1898 г.

        В 1890 году умирает Эдвард Персеус – «надежда и опора» Эжена. Художник был лишен не только личной и профессиональной поддержки наставника, но и основного источника дохода. Янссон был вынужден просить финансовой помощи у отца, но в 1891 году Фредерик Янссон внезапно умирает от плеврита. Эжен становится не только главой, но и основным кормильцем семьи. Но случайные продажи его картин приносят мало денег. В результате, не имея денег на оплату жилья, семья переезжает в один из самых бедных районов Стокгольма – Сёдермальм.



        Eugene Jansson Stora Nygatan. 1898 г.

        И в то время, когда брат с матерью были опечалены создавшейся ситуацией, сам художник пытался извлечь из нового района вдохновение для своих работ, которые стали очень не похожи на то, что писал Эжен раньше.
        Солнечные пейзажи центра сменились мрачными пустынными видами рабочего квартала.



        Eugene Jansson Motiv fran Timmermansgatan. 1899 г.

        В пейзажах появились меланхолия и таинственное настроение, в палитре стали доминировать синие и серые тона. В это же время, видимо, в целях экономии материалов для картин, Янссон разработал новую своеобразную технику нанесения краски на холст. Сначала художник покрывал холст очень тонким слоем мазков краски, сверху наносил толстые слои тисненных мазков большой выразительной силы, и в конце соскребал сегменты верхних слоев краски ножом, придавая картине богатство за счет текстурной выразительности холста.



        Eugene Jansson Stдmningen i mitten av sommaren. 1898 г.

        Кроме того, Янссон черпал вдохновение из самых разных художественных источников.
        В 1894 году на выставке в Стокгольме он был очарован картинами норвежского художника Эдварда Мунка (Edward Munch, 1863-1944). Под влиянием Мунка, Янссон упростил свои городские пейзажи, используя текущие контуры, систему фигурных и волнистых штрихов для различия изображения воды и земли, например, «Южный пляж» (Southern Strand, 1896).
        Восхищение вызывали у художника популярные в Скандинавии ноктюрны американца Джеймс Макнейл Уистлер (James McNeill Whistler, 1834-1903). Подобно Уистлеру, Янссон в пейзажах стал использовать изображение фонарей и огней на берегу и их отражения в воде. Многие из своих пейзажей Эжен тоже назвал ноктюрны и в подражание Уистлеру, и потому, что Шопен был его любимым композитором.



        Eugиne Jansson Nocturne 1900 г.

        Очень нравился Эжену постимпрессионизм Винсента Ван Гога (Vincent van Gogh, 1853-1890), тем более, что в манере голландца писал коллега Янссона по Ассоциации Нильс Крюгер (Nils Kreuger, 1858-1930).



        Eugene Jansson Hornsgatan. 1897 г.

        Живя на холмах Сёдермальма, художник открыл для себя залив Риддарфьорд в северной части города и стал первым художником, начавшим изображать виды этой местности. Начиная с 1893 года, Янссон стал писать многочисленные городские виды города, открывающиеся из окон его квартиры, в сумерках или на рассвете. И это тоже было новшеством в шведской пейзажной живописи.



        Eugene Jansson Riddarfjärden, Stockholm.

        Много городских пейзажей было создано именно в 1893-1894 годах, а к концу 1890-х годов художник стал писать свои пейзажи по памяти, а не с натуры, т.е. на пленэре.
        Янссон долгое время наблюдал пейзаж, после чего быстро, за один прием, создавал картину, даже не размечая предварительно холст. Друг Эжена Нордстрём считал, что «такой метод позволил ему наиболее эффективно передать те чувства, которые он испытывал, глядя на свой город». Критик Варнедо отмечал, что ночные пейзажи Янссона вызывают «почти галлюцинаторные настроения красоты и тайны».



        Eugene Jansson I skymningen. 1902 г.

        В картинах Янссона выражались и его политические симпатии к социалистам. Возможно, это идеологические предубеждения критиков, но в творчестве художника есть и картина «В окрестностях города» (In Outskirts of the City, 1899, Национальный музей, Стокгольм), на которой изображен один из многоквартирных домов, построенных для рабочих на окраине Стокгольма, и картина «Майская демонстрация» (May Day Procession), изображающая длинную процессию с красными развевающимися знаменами.

        Благодетель Эрнест Тиль (1898-1904)

        Возможно, со временем Эжен и превратился бы в «пролетарского художника», своеобразного шведского «передвижника», певца бедных и обездоленных. Но такое желание, если оно и было, исчезло после одной из встреч в конце 19 века.
        Осенью 1898 года по рекомендации Карла Нордстрёма студию Янссон посетил богатый банкир Эрнест Тиль (Ernest Thiel, 1859-1947), с которым художник быстро нашел взаимопонимание. Тиль активно поддерживал авангардных писателей и художников, при этом являясь не только щедрым меценатом, но и проницательным критиком и крупным коллекционером.



        Eugene Jansson Portratt av Ernest Thiel. 1902 г.

        После первой встречи с Янссоном Тиль сразу же купил три его картины. В последующие годы банкир собрал большую коллекцию картин художника. Эти картины Тиль представил на выставке в собственной галерее, построенной между 1904 и 1906 годами. В 1924 году коллекция работ Янссона была передана в дар городу Стокгольму.

        В результате финансовой поддержки Тиля и его пиара творчества Янссона жизнь художника изменилась и в экономическом, и в творческом плане. Банкир пользовался большим авторитетом среди богатых коллекционеров, поэтому они, следуя примеру Тиля, начали активно покупать городские пейзажи Янссона. Художник зажил «на широкую ногу», изменил внешний вид, купив элегантные костюмы стиля «денди», став в начале 1900-х годов завсегдатаем ночных клубов шведской столицы и переехал с родственниками в новую квартиру.
        Даже художник Рихард Берг на своей картине «Совет Ассоциации художников» (1903) из шести персонажей одного Янссона изобразил в цилиндре, поскольку элегантный цилиндр считается символом статуса и успеха.



        Richard Bergh The Council of the Society of Artists. 1903 г.

        Кроме того, Тиль субсидировал расходы на заграничные поездки художника по Европе, которые Янссон совершил с 1900 по 1903 год. В 1900 году Эжен впервые попал за границу, причем, не куда-нибудь, а на Всемирную выставку в Париже. С восторгом и уймой впечатлений он совершил путешествия по другим городам Франции.
        В 1901 году Янссон путешествовал по Италии и Германии. Причем, в Венеции художник, почти спонтанно, принял участие в открытии Биеннале. Три его картины экспонировались в шведском зале выставки.
        Во время этого турне «прозвенел и второй звонок» гомосексуального влечения художника, о котором так любят писать исследователи его творчества. Думаю, вовсе не пагубно было то, что во время длительной поездки по Италии в 1903 году художник сделал много рисунков древних греческих и римских статуи обнаженной мужской фигуры. Художники всего мира стремились на родину Возрождения, чтобы копировать античные скульптуры. Другое дело, что в одном из писем друзьям из Германии Эжен признается, что он в Мюнхене «чаще посещал бани, чем музеи».

        Новая тема (1904-1915)

        В 1904 году, как пишут историки, Янссон написал последний свой пейзаж «Österlånggatan» - узкую улицу, занятую торговцами в районе столицы Старый город.



        Eugene Jansson Österlånggatan. 1904 г.

        Своеобразным прощанием с «голубым периодом» смотрится автопортрет художника, написанный тремя годами ранее – в 1901-м. На портрете художник изобразил себя перед окнами своей мастерской в районе Содер. В окне любимый им пейзаж, ночной Стокгольм, в свойственных ему свободно закрученных мазках кисти и глубоких тонах синего цвета. Но всей этой красоте художник говорит: «Прощай!»



        Eugene Jansson Self-Portrait. 1901 г.

        В течение трех лет, с 1904 по 1907 год, художник, которому исполнилось уже 42 года, пытался «начать все сначала», перестроить свой стиль и технику, стараясь освоить навыки, необходимые для изображения обнаженной мужской фигуры. Большим подспорьем стали для Эжена изучение древней классической скульптуры и рисунки, сделанные во время поездки в Италию. До 1907 года художник не написал ни одной крупной работы, как прилежный ученик, выверяя сотни раз позы и жесты в многочисленных эскизах.



        Eugene Jansson Sittande ung Man.

        Некоторые историки пишут, что обращение Янссона к обнаженной мужской фигуре связано с тем, что он принял теорию позитивистского философского движения под названием «витализм открытого воздуха» (Open Air Vitalism). Витализм (от латинского vitalis - жизненный) – направление, утверждающее наличие в организмах нематериальной сверхъестественной силы, управляющей жизненными явлениями. Витализм развивался в восточных учениях «ци» и «прана», в учении Гиппократа, в аристотелевском классицизме, в христианской и буддийской традициях. «Витализм Open Air» в 1900-х годах был господствующей силой в шведской социальной и культурной жизни. Приверженцы этого движения считали наготу средством активизации контактов с омолаживающей силой Солнца и природных сил. Ярким представителем шведского витализма был художник Аксель Густав Аке (Axel Gustav Acke, 1859-1924). Но оппоненты теории принадлежности Янссона к этому движению, выдвигают аргументы, что если Аке и другие художники, стремясь выразить единение людей и природы, изображали обнаженные фигуры в пышных сельских ландшафтах, то Янссон изображает своих мужчин ню исключительно в городских интерьерах и видах. К тому же Янссон подчеркивал анатомические особенности атлетических фигур, изображая, как мышцы, так и половые органы. Сам Янссон позже признавался, что витализм был для него общественным оправданием обращения к теме мужских ню, своеобразным щитом.



        Eugene Jansson Two Male Nudes.

        Большинство искусствоведов считают, что обнаженные мужчины художника, ставшие основной темой его позднего творчества – это публичное выражение его сексуальности и ориентации. Они считают, что и костюм денди, ассоциирующийся с Уайльдом, и более открытые разговоры о привлекательности других мужчин, и частое посещение общественных бань являются публичным признанием сексуальных предпочтений художника.
        И если в 1890-х годах коллеги говорили, что Эжен практически ничего не рассказывает о своей личной жизни, то в начале ХХ века об этой жизни уже судачат все. В 1903 году в письме Карла Нордстрёма к Рихарду Бергу описываются прогулки Эжена со своим братом Адрианом (которого все тоже считали гомосексуалистом) и двумя молодыми спутниками по прозвищу Стоматол и Азимол по престижному дачному поселку Сандхамн под Стокгольмом.



        Eugene Jansson Portratt av konstnarens Bror Adrian Jasson. 1887 г.

        Я так подробно пишу об этом не для того, чтобы «покопаться в чужом белье», а чтобы, складывая факты и события, самому понять – почему последние десять лет жизни художник был «зациклен» на этой теме.
        Кроме того, есть сведения, что художник настаивал, чтобы его моделями были «добровольцы» или друзья, а не студийные натурщики. Если обратить внимание, то многие мужчины на картинах Янсена смотрят на художника (зрителя), что является признаком доверия и открытости модели. Кроме того, история оставила даже имена некоторых моделей Янссона. Например, на картине «Сидящий молодой человек» (Seated Young Man, 1906) изображен некто Карл Гюллинс.



        Eugene Jansson Sittande ung Man (Karl Gyullins).

        Человек в дверном проеме (1906-1913)

        Впервые картины новой темы Янссон выставил в 1907 году. Одной из них была картина «Молодой человек, стоящий в дверном проеме» (The Young Man Standing in a Doorway, 1906, Галерея Тиля), которая стала поворотным моментом и в творческой, и в личной жизни художника. На картине изображен Кнут Найман (1887-1946), чье имя художник поместил прямо на холсте под своим автографом. Третьей строчкой стоит год – и создания картины, и начала их отношений. Критик Эман предполагает, что эту картину можно понимать, как признание в любви художника Найману.



        Eugene Jansson En ung man i dörren (Knut Nyman) 1906 г.

        Эжен познакомился с Кнутом во Флотской купальне (Flottans badhus), где художник был частым гостем с конца 1890-х годов. Существуют даже фотографии, сделанные в 1910 году, на которых изображены обнаженные Эжен и Кнут в компании друзей на отдыхе в купальне.
        Нужно напомнить, что с детства Янссон пытался укреплять свое слабое здоровье системой физических упражнений. Вот и в купальню он отправился заниматься плаванием и принимать солнечные ванны. Впрочем, в разных источниках эти купальни называют то бассейном, то баней, то ваннами. Скорей всего, это были обыкновенные бани с бассейном во внутреннем дворике для ныряния после сауны, и бани эти принадлежали Военно-морскому ведомству, поэтому туда приходили купаться молодые матросы (на картинах художника не увидишь дядечку с пивным пузиком!).
        Кстати, в начале ХХ века шведские законы преследовали сексуальные отношения между мужчинами (в Швеции гомосексуальные связи были запрещены до 1944 года). Но в банях- купальнях можно было безопасно знакомиться и общаться с обнаженными мужчинами. Отмечают, что стокгольмские купальни привлекали многочисленных посетителей со всей Европы. Естественно, сексом там не занимались, но часто возникали такие длительные романы, как у Янссона.



        Eugene Jansson Två sjömän i parken.

        В 1907 году Найман поселился в студии Янссона, и жил с художником в течение 6 лет. Причем, в художественных кругах Стокгольма их воспринимали, как пару, чему способствовали периодические выходки Эжена. То он отвергал приглашение на какое-либо мероприятие, если в открытке не было имени Кнута, то эпатажно посещал с юношей рестораны и ночные клубы. Отказавшись скрывать свои отношения с Кнутом, Янссон демонстративно выступил против общества и его законов. К тому же, эта связь, безусловно, вдохновляла художника на творчество. Правда, в 1913 году они расстались.

        Матросы и спортсмены (1907-1914)

        Между 1907 и 1911 годами Янссон создал несколько монументальных картин, изображающих обнаженных мужчин в Флотских купальнях. Причем, художник использовал цитаты и своих прошлых работ. При том, что картины называются по разному, то «Сцена в бане» (Båttavla, 1908), то «Флотская купальня» (Flottans badhus, 1907), практически на всех полотнах изображен ныряющий пловец в воздухе, в той же позе, что и в ранней картине с мальчишками на пляже.



        Eugene Jansson In the Baths of the Navy. 1907 г.

        К тому же одну из копий картины Эжен изобразил в сумерках, используя свой любимый пейзажный синий цвет.



        Eugene Jansson In the Baths of the Navy. 1907 г.

        В картине «Бассейн» (Badsump, 1911) художник писал водное пространство с низкой точки, поэтому фигуры, стоящие на другой стороне бассейна, кажутся такими миниатюрными.



        Eugene Jansson Badsump. 1911 г.

        Но при этом, изменилась тактика работы над картиной. Если раньше художник мог «в один присест» написать готовый пейзаж, то сейчас он делал многочисленные подготовительные эскизы. При этом, отмечу, все его персонажи - красивые, молодые и спортивные люди. Янссон, как и художники и скульпторы античности и Возрождения словно воспевает красоту обнаженного тела, создавая гармоничные композиции из человеческих фигур.



        Eugene Jansson Flottans badhus (Svanhopp). 1907 г.

        Символичным кажется автопортрет художника, написанный в 1910 году. Янссон изобразил себя во Флотской купальне на фоне компании красивых молодых обнаженных мужчин, но одетым в элегантный белый костюм с желтым галстуком и в соломенной шляпе, хотя посещая купальни Эжен, естественно, раздевался.



        Eugene Jansson Selfportrait. 1910 г.

        Одни, падучие до «сенсаций», критики усмотрели в этом оправдательный смысл, мол, «я не такой, как они!». Другие, наоборот, увидели в фигуре художника лидера, знаменосца того «обнаженного порока», который он изобразил за своими плечами.

        В 1911 году художник «оставил в покое» матросов и бани и переключился на спортсменов, цирковых гимнастов и силачей. До конца 1914 года Янссон написал очередную серию «мужской обнаженки», но на этот раз герои картин поднимали тяжести и выполняли акробатические упражнения в спортивном зале. При этом, если с купальщиками в бане все было понятно, то со спортсменами возникает вопрос – почему все-таки они голые?



        Eugene Jansson Atleter.

        В качестве моделей для многих из этих картин послужили матросы, с которыми Эжен познакомился в купальнях, неоднократно позировал художнику его любимая модель – Кнут Найман. В картине «Атлеты» (Atleters, 1912), например, Курт изображен сидящим на полу с мячом в руке. Поза позаимствована у знаменитой древнегреческой статуи «Умирающий галл», находящейся в римском Капитолийском музее.



        Eugene Jansson Atleters. 1912 г.

        Изображая усилия спортсменов, художник иногда жертвуют изящной красотой моделей. Так, в двух картинах 1914 года, изображающих поднятие штанги одной и двумя руками (Pressning av stång på en arm II и Pressning av stång på två armar II), Янссон так подчеркивает выпуклость напряженных мышц и сухожилий, что контуры фигур становятся почти расплывчатыми. Кроме того, напряжение мышц художник передает толщиной штрихов непрозрачный масляной краской – импасто.



        Eugene Jansson Lifting weights with One Arm. 1914 г.



        Eugene Jansson Pressning av stång på två armar. 1914 г.

        В последние три года своей жизни Янссон создал еще одну группу картин, которые отличаются от ранних серий смело написанными и стилизованными фигурами, причем не обнаженными. К ним относятся работы «Два борца» (Två brottare, 1912) и «Матросский бал» (Matrosbal, 1912), причем, к теме бала художник обращался тремя годами ранее.



        Eugene Jansson Matrosbal. 1912 г.

        Новшеством является и то, что художник изображает в сценах бала женщин, хотя в раннем творчестве Эжен несколько раз написал женские портреты (ну, не женоненавистник же он, в конце концов!)



        Eugene Jansson Matrosbal. 1909 г.

        Отмечу, что картины с обнаженными мужчинами были встречены с еще меньшим энтузиазмом, чем огромные по формату ранние пейзажи, причем пейзажи-то хвалили и критика, и зрители, а мужское ню народ не понял.
        Лояльным покровителем художника остался только Эрнст Тиль, купивший одну из «Флотских купален» в 1907 году.

        Зато художник приобрел нового поклонника своего творчества в лице младшего сына шведского короля Оскара II – принца Евгения, который порвав с королевскими протоколами и традициями, сам стал художником. Принц активно экспонировался на выставках Ассоциации художников, даже просился к ним в члены, но не был принят, и был азартным коллекционером. Возможно, азарт побудил Евгения приобрести в 1914 году несколько ярких картин Янссона. Среди них – «Тяжелоатлет» (Weightlifter, 1911), "Молодой человек, стоящий в дверном проеме (1907) и «Атлеты» (Athletes, 1912). После смерти принца в 1947 году в его замке Вальдемарсюдде был открыт публичный музей, где в настоящее время и можно посмотреть картины Янссона.



        Eugene Jansson Acrobats 1912 г.

        Именно Евгению Янссон рассказал о своем давнем желании рисовать обнаженных мужчин, о чем принц записал в своем дневнике. Художник признался, что только достижение финансовой независимости позволило ему дать волю своей природной сексуальной склонности, при этом он удачно прикрылся популярным в то время витализмом.

        В 1912 году к проведению Олимпийских игр в Швеции Ассоциацией художников была организована выставка, на которой видное место занимали несколько картин Янссона. Искусствовед Tor Хедберг охарактеризовал позднее творчество Янссона, как важный и оригинальный вклад в шведское искусство. В частности, он хвалил натуралистическое моделирование обнаженного тела и чувство света.

        При этом в опубликованных комментариях художник Геста Адриан-Нильссон (Gösta Adrian-Nilsson, 1884-1965), тоже гомосексуалист, после посещения олимпийской выставки написал, что выражение сексуального желания было основной целью картин Янссона. Даже непонятно - похвалил или поругал! От себя подчеркну, что сам Адриан-Нильссон был абстракционистом, поэтому, наверное, не мог выразить человеческое тело с такой «эротической силой».

        Последний год жизни (1915)

        16 января 1915 года у Янссона случился инсульт, в результате чего художника парализовало с одной стороны.
        До самой смерти за художником ухаживал Рудольф Рюдстрём по прозвищу Рулле. Он был профессиональным борцом и прошедшим подготовку медбратом. В художественных кругах Рудольф был известен, благодаря позированию (в обнаженном виде) для картины Карла Ларссона "Жертвоприношение в день зимнего солнцестояния" (Sacrifice for Winter Solstice, 1914-15).



        Carl Larsson Sacrifice for Winter Solstice. (studie). 1914-15 гг.

        Художник Карл Нордстрём, навещавший друга до последних дней, 12 мая 1915 года написал в своем дневнике, что во время недавнего визита в дом Эжена был тронут той заботой и нежностью, с которой Рюдстрём обращался с Эженом. Да сам художник чувствовал себя радостным в компании Рудольфа.
        Спустя месяц, 15 июня 1915 года, Янссон скончался после второго кровоизлияния в мозг.

        Послесловие

        Вскоре после смерти художника, его младший брат Адриан уничтожил многие личные документы – письма, дневники, фотографии и часть рисунков Эжена. Во-первых, он не хотел, чтобы эти материалы стали достоянием общественности и смогли запятнать репутацию брата, пусть даже посмертно. Во-вторых, Адриан был другом директора ведущего шведского литейного производства Нильса Сантессона, которого в 1906 году судили за мужеложство. Тогда Адриан сумел не попасть в полицейские протоколы и расследование, но боялся, что документы брата могут привлечь внимание и к нему. Поскольку Сантессону после отбывания десяти месяцев каторжных работ не смог восстановить карьеру и ему пришлось покинуть страну. В 1912 году он переехал в Париж, но Адриан постоянно общался с «отверженным», о чем свидетельствует сохранившаяся переписка.

        Позднее творчество Янссона не нашло признания и после смерти художника. Несмотря на старания Карла Нордстрёма, известный писатель и коллекционер Клас Фохреус, куратор крупной выставки современного шведского искусства, которая проводилась в Стокгольме в 1918 году, отказался включить любую из работ Янссона в экспозицию. В оправдание он заявил, что шведская общественность еще не была готова принять такие натуралистические изображения обнаженных мужских тел.



        Эжен Янссон.

        Практически весь ХХ век творчество Янссона или отрицали, или игнорировали. Хотя работы художника были представлены во всех крупнейших шведских национальных коллекциях.



        Eugene Jansson Cirkusscene. 1913-14 гг.

        Только в 1999 году в парижском музее Орсе была проведена большая выставка работ художника, которая была открыта в течение трех месяцев. В 2008 году на большой выставке в Национальном музее Стокгольма автопортрет Янссона 1910 года занимал самое видное место. Это стало началом запоздалого признания творчества художника.



        Источники - Википедия, сайт музея д'Орсе, сайты 1 и 2.

        b295a26142b9 (147x40, 0 Kb)
        Рубрики:  ЖЗЛ/Швеция
        Метки:  

        Процитировано 1 раз
        Понравилось: 3 пользователям

        mindfulness   обратиться по имени Thank you. Четверг, 26 Мая 2011 г. 00:46 (ссылка)
        Wishing you a very nice sleep!
        Ответить С цитатой В цитатник
        ВВВладимиров   обратиться по имени Четверг, 26 Мая 2011 г. 01:04 (ссылка)
        Благодарю,Анатолий!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Валентина_Шуткова   обратиться по имени Четверг, 26 Мая 2011 г. 10:18 (ссылка)
        Interesting, amusing!!!
        Ответить С цитатой В цитатник
        NADYNROM   обратиться по имени Суббота, 28 Мая 2011 г. 16:43 (ссылка)
        Своеобразный художник. И, если не зацикливаться на его работах с изображением здоровых обнаженных мужчин, тематика у него была разнообразная.
        Спасибо за пост!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку