Первую картину и ее автора вам представлять не надо. Она классическая, "хрестоматийная", одна из самых известных в творчестве художницы. И все же "конспективно" напомню ее биографию.
____________________________________________________________________________
Зинаида Евгеньевна Серебрякова
12 декабря 1884 — 19 сентября 1967
Зинаида Серебрякова За туалетом. Автопортрет 1909 г.
Русская художница.
Зинаида Лансере родилась в имении Нескучное, Белгородского уезда, Курской губернии, в одной из прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Ее отец, Евгений Лансере — известный скульптор, мать — сестра Александра Бенуа, в молодости была художником-графиком.
В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903—1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. В 1902—1903 Зинаида путешествует по Италии. В 1905—1906 занимается в Академии живописи в Париже. В 1905 Зинаида Лансере выходит замуж за студента Бориса Серебрякова и принимает его фамилию. Широкую известность принес Серебряковой именно этот автопортрет «За туалетом» (1909), впервые показанный в 1910 году на выставке общества «Мир искусства», членом которого она стала в 1911 году.
В 1916 Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала в Москве, он приглашает Зинаиду Серебрякову принять участие в работе, для которой художница берет темы Востока.
Октябрьскую Революцию художница встретила в своем имении. В 1919 умирает от тифа муж. Она остается с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Однако Серебрякова находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов. В декабре 1920 Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда.
Осенью 1924 Серебрякова выезжает в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Однако вернуться ей не удалось, и она оказывается оторванной от Родины и детей. Это отдельная трагическая история в биографии художницы. Все деньги, которые ей удается заработать, она отправляет в Россию. В Париже она проживает по Нансеновскому паспорту и лишь в 1947 получает французское гражданство. В 1928 и 1930 годах художница едет в Африку, посещает Марокко.
Во времена хрущёвской оттепели власти СССР разрешают контакты с Серебряковой. В 1966 году выставки Серебряковой проходят в Москве, Ленинграде и Киеве.
В 1967 году Зинаида Серебрякова умирает в Париже в возрасте 82 лет. Похоронена художница на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
____________________________________________________________________________________
А теперь познакомьтесь с почти ровесницей Серебряковой, родившейся на другом континенте. Обнаружив недавно ее автопортрет, я сразу же подумал о Серебряковой. Поэтому эти художницы и попали в рубрику "Идеи витают в воздухе". К сожалению, портрет Розенталь не дарирован, но, судя по тому, что в 1909 году американка еще не занималась живописью, "пальму первенства" получает Серебрякова. А теперь познакомьтесь с новым именем.
____________________________________________________________________________________
Дорис Розенталь
Doris Rosenthal
10 июля 1889 - 26 ноября 1971
Doris Rosenthal Self-Portrait.
Американская художница, гравер и литограф.
Родилась в Риверсайде, штат Калифорния, в семье Юлиуса и Анны Унрух Розенталь.
Дорис окончила государственный педагогический колледж в Лос-Анджелесе и в 1912-13 годах аспирантуру Колумбийского университета. В 1918-1919 годах она получила художественное образование в Студенческой Лиге в Нью-Йорке, где училась у Джорджа Беллоуза и Джона Слоуна. Затем она некоторое время работала коммерческим дизайнером по шелку, откладывая деньги, чтобы продолжить образование в Европе, где она училась с 1920 по 1922 год.
После возвращения из Европы, Дора вышла замуж за театрального агента Чарльза Джека Чараша.
Ее ранние работы изображают сцены за кулисами и в гримерных комнатах нью-йоркских театров.
С 1915 по 1925 год Дорис жила в Лос-Анджелесе, а затем переехала в Нью-Йорк. В течение нескольких лет она преподавала в школах искусства в Нью-Йорке.
Первая персональная выставка художницы состоялась в известной галерее Мортон в 1928 году.
В конце 1920-х Розенталь опубликовала уникальные наборы открыток «The Prim - Art Series» для профессиональных дизайнеров. В них художница собрала графические изображения по темам, таким, как транспорт, костюмы, птицы и т.д. Эта работа сыграла важную роль в получении двух стипендий Гуггенхайма в 1931 и 1936 годах.
В 1931 году Дорис, получив первую стипендию Гуггенхайма, отправилась в Мексику. Там она нашла темы, которые занимали центральное место в ее творчестве - старая Мексика и ее народ, цветы и пейзажи.
Дорис поселилась в мексиканском городе Оахака, где и провела всю жизнь. Она была смелым этническим исследователем, написав много красочных и выразительных работ, показывающих повседневную жизнь мексиканских индейцев. В мексиканской прессе часто появлялись статьи о «талантливой гринго» (слово «гринго» употреблялось, конечно же, не в презрительном смысле, а в значении «иностранец»).
Приезжая в Америку на зиму, Дорис занималась в своей студии в штате Коннектикут, короткое время она преподавала в средней школе искусства Джеймса Монро в Бронксе. А летом Розенталь традиционно путешествовала на ослике по удаленным штатам Мексики, рисовала эскизы, фотографировала, иногда используя в качестве закрепителя текилу. Мексиканские семьи часто давали приют художнице в своих домах.
К 1934 году Розенталь была уже в самой Мексике и дома, в США, признанным художником и «певцом жизни мексиканского народа». Мексиканский критик Гильермо Ривас писал в 1934 году о работах художницы: «Она не стремится бежать от жизни, а всегда делает шаг ей навстречу».
Умерла Дорис Розенталь в ноябре 1971 года в Мексике, ставшей ей вторым домом, в возрасте 82 лет.
____________________________________________________________________________
И, напоследок еще одна картина, в 1910 году Зинаида Серебрякова написала портрет, очень похожий на предыдущие два.
Зинаида Серебрякова Портрет О. К. Лансере 1910 г.