-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32881
        Написано: 47781


        НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 4 - УКРАИНА. СВАДЕБНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ ПО ОБЛАСТЯМ)

        Понедельник, 29 Ноября 2010 г. 18:26 + в цитатник
        На сайте www.mith.ru я нашел замечательную подборку свадебных украинских народных костюмов, которую и предлагаю вам посмотреть. Заодно, есть повод поговорить об украинских свадебных традициях и обрядовых символах народного костюма.

        Традиционное народное искусство украинцев являлось составной частью их жизни - оно сопровождало человека от рождения до смерти. Любой предмет материальной культуры украинцы тщательно украшали, проявляя свою фантазию и мастерство, секреты мастеров передавались по наследству, тем самым вырабатывалась традиция, характерная для различных групп этноса.



        Татьяна Яблонская Невеста 1966 г.

        Обрядовая символика костюма - признак, который отражает широкий спектр духовных традиций народа, его мировоззрения и обрядовых норм.




        Большей частью обрядовыми символами являлись отдельные компоненты костюма: платок или полотенце при сватовстве, крестильные пеленки (крыжмо) при родах, белый (или черный) платок при похоронах. Они должны были защитить человека от злых сил, принести благополучие, здоровье, любовь. Особой магической силой, как считалось, обладали вещи, изготовленные специально к тому или иному обряду собственными руками. Так, девушка непременно должна была сшить своему жениху рубашку. Символическое значение имели и обязательные подарки - сапоги, которые зять дарил теще; намитка - подарок свекрови от невестки. Обрядовая функция одежды проявлялась и в специфических способах ее использования. Так, при исполнении большинства ритуальных действий носили одежду навыворот, тогда как в повседневной жизни это считалось плохой приметой. Участники некоторых обрядов нередко переодевались в костюмы противоположного пола, а также независимо от времени года носили меховую одежду. Роль обрядового символа часто исполняла цветовая гамма одежды. В свадебном костюме издавна доминировал красный цвет. Однако иногда семантика цвета существенно изменялась. В похоронной одежде черный цвет стал символом печали на рубеже XIX - XX вв., вытеснив белый, а кое-где синий. Стабильность способов обеспечения обрядовых функций одежды способствовала превращению некоторых из них в этнические символы.



        Константин Трутовский Свадебный выкуп. 1881 г. Киевский государственный музей украинского искусства.

        Традиционное народное искусство украинцев являлось составной частью их жизни - оно сопровождало человека от рождения до смерти. Любой предмет материальной культуры украинцы тщательно украшали, проявляя свою фантазию и мастерство; секреты мастеров передавались по наследству, тем самым вырабатывалась традиция, характерная для различных групп этноса.
        Обрядовая символика костюма - признак, который отражает широкий спектр духовных традиций народа, его мировоззрения и обрядовых норм. Большей частью обрядовыми символами являлись отдельные компоненты костюма: платок или полотенце при сватовстве, крестильные пеленки (крыжмо) при родах, белый (или черный) платок при похоронах. Они должны были защитить человека от злых сил, принести благополучие, здоровье, любовь. Особой магической силой, как считалось, обладали вещи, изготовленные специально к тому или иному обряду собственными руками. Так, девушка непременно должна была сшить своему жениху рубашку. Символическое значение имели и обязательные подарки - сапоги, которые зять дарил теще; намитка - подарок свекрови от невестки. Обрядовая функция одежды проявлялась и в специфических способах ее использования. Так, при исполнении большинства ритуальных действий носили одежду навыворот, тогда как в повседневной жизни это считалось плохой приметой. Участники некоторых обрядов нередко переодевались в костюмы противоположного пола, а также независимо от времени года носили меховую одежду. Роль обрядового символа часто исполняла цветовая гамма одежды. В свадебном костюме издавна доминировал красный цвет. Однако иногда семантика цвета существенно изменялась. В похоронной одежде черный цвет стал символом печали на рубеже XIX - XX вв., вытеснив белый, а кое-где синий. Стабильность способов обеспечения обрядовых функций одежды способствовала превращению некоторых из них в этнические символы.



        Мария Приймаченко Свадьба.1972 г.

        В Украине в свадебных обрядах долгое время, впрочем, как и сейчас, если свадьба проходит в селе, преобладали народные традиции. Некоторые из них настолько древние, что и сейчас им нелегко найти объяснение. Например, традиция выливать вино и разбивать бокал "на счастье" берет начало еще с верований в Бога-Солнце, то есть с языческих времен. Выливая напиток, мы подсознательно приносим жертву Солнцу, а бокал разбиваем, потому что ни один смертный не смеет пользоваться чаше, из которой пило Солнце.



        Свадебные костюмы гуцулов.

        Церковный брак долгое время был для украинцев лишь юридической необходимостью, и после венчания молодые могли еще пару лет жить отдельно, пока не сыграют свадьбу. Священный Синод требовал наказывать таких, якобы за супружескую неверность. Лишь в 19 веке, когда церковь разрешила венчаться в день свадьбы, церковный и народный брак были объединены.



        Свадебные костюмы на Буковине.

        Свадебное действо начиналось со сватанья.
        Старостами выбирали уважаемых пожилых людей с "хорошо подвешенными" языками, ведь от их красноречия часто зависело, уйдет жених с "гарбузом" или с рушниками. Если девушка с одобрения родителей не хотела выходить замуж за парня, который приходил свататься, она выносила ему на рушнике огромную тыкву (по украински – гарбуз), и это означало – отказ.
        «Женихались», как правило, к односельчанкам. Когда же жениху отказывали все девчата на селе (бывало и такое!), старосты отправлялись "на охоту" в соседние села. Поэтому хаты, где жили девушки на выданье, ярко раскрашивались - для заезжих старост это был прекрасный ориентир.



        Свадебные костюмы Волынской области.

        Хотя посвататься к парню могла и девушка.
        Случалось это, когда парень ее обманул. Для девушки эта традиция была спасением, потому что "дать гарбуза" девушке считалось недопустимым. За народной традицией, брак мог также спасти приговоренного к смерти. Хотя известны случаи, когда парень, увидев свою спасительницу, жаждал скорейшей смерти: "Як вести таку до шлюбу, краще на шибениці дать дуба!" (Как вести такую к алтарю, лучше на виселице умереть!)



        Свадебные костюмы Черкасской области.

        Существовал также обычай кражи невест: таким способом можно было заполучить себе и достаточно богатую девушку. Главное для злодея - не меньше суток скрывать свою добычу. Далее он был просто обязан жениться на девушке (конечно, ели она захочет). Иначе - пропала его головушка!

        Засватанные молодые вскоре обручались: обменивались кольцами.
        С этого момента молодой мог ночевать в доме невесты. Существует предположение, что так называемый ныне гражданский брак существовал раньше на Украине и назывался пробным. На так называемых вечерницах девчата подночевывали вместе с парнями. Церковь ужасно противилась такой распущенности, "подчас таких нечестивых сборов разные делаются эксцессы, яко то блудное девства растление, беззаконнее детей прижитее". На самом деле, на основной территории Украины девственность девушки была необходимой в последующем свадебном обряде.



        Свадебные костюмы Черниговской области.

        Конечно, ни одна свадьба не обходилась без символических атрибутов.
        В первую очередь - каравая. Его выпекали женщины-каравайницы, чья семейная жизнь была счастливой и образцовой. Украшали свадебный хлеб барвинком - символом вечной любви, и калиной, символизирующей способность женщины к деторождению. Вдовам и вдовцам, которые вступали во второй брак, караваи не выпекали.

        Почетное место на столе возле каравая занимало «гильце». Для его изготовления брали шикарную ветку дерева и украшали ее цветами и лентами. Символизировало гильце девичью красоту и девственность.



        Свадебные костюмы Полтавской области.

        Свадьба начиналась в хате каждого из молодых. Когда молодой отправлялся за молодой, по дороге его могли остановить (и не один раз!), требуя выкуп за невесту: приходилось откупаться символической суммой или угощеньем. Торги продолжались и во дворе молодой - откуп требовала еще и семья невесты.

        После праздничного обеда невесте расплетали косу. Это делали по очереди члены ее семьи, хотя в некоторых регионах эта обязанность предоставлялась жениху и шаферам.
        На Гуцульщине косу не расплетали, а отрубали топориком, на Волыне - отрезали ножом. С этого момента молодая жена – «молодица» должна была прятать голову под платком или очипком.



        Свадебные костюмы Киевской области.

        После этого отправлялись праздновать в дом жениха. Чтобы молодая семья была богатой, молодоженов посыпали перед отъездом зерном (теперь добавляют еще и конфеты - чтобы жизнь была сладкой, и мелкие монеты). Кто-то из родных невесты, чаще всего сестры, тайком везли невесте сорочку, очипок, тарелки, ложки - все, что внезапно может понадобиться молодой жене. Перед двором жениха свадебный поезд переводили через ритуальный огонь или переливали водой - для очищения.



        Свадебные костюмы Харьковской области.

        Первая брачная ночь происходит на территории молодого мужа под пристальным присмотром старейшин. Утром постель молодых подвергают тщательной "экспертизе", и, не приведи Господь, не найдут там следов девичьей невинности - весь род молодой будет опозорен. А на самом высоком дереве села парни еще и белую простынь вывесят – в знак девичьего бесчестия. Брат молодой жены обязан был снять ее, но парни следили за деревом и всячески препятствовали этому, еще и насмехались. На такой нерадостной ноте свадьба, собственно, и заканчивалась.



        Свадебные костюмы Запорожской области.

        Если же брачная ночь завершалась, как следует, праздничное гуляние продолжались еще несколько дней. В понедельник гостей, которые приходили "поправляться", молодая умывала возле колодца - опять же ритуальное очищение водой. В эти дни, с играми, песнями и переодеваниями, гуляют только взрослые: дети и молодежь в послесвадебных забавах участия не принимают.

        Источник

        b295a26142b9 (147x40, 0 Kb)

        Серия сообщений "Народный костюм":
        Часть 1 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 1 - УКРАИНА. ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ В ЖИВОПИСИ)
        Часть 2 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 2 - УКРАИНА. МУЖСКОЙ КОСТЮМ В ЖИВОПИСИ)
        Часть 3 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 3 - УКРАИНА. НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ ПО ОБЛАСТЯМ)
        Часть 4 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 4 - УКРАИНА. СВАДЕБНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ ПО ОБЛАСТЯМ)
        Часть 5 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 5 - ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УКРАИНСКОГО КОСТЮМА ЕЛЕНЫ КУЛЬЧИЦКОЙ.)
        Часть 6 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 6 - ПОЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ НА ПОЛОТНАХ ПЕТРА СТАХЕВИЧА)
        ...
        Часть 22 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 21 - ИТАЛИЯ. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РЕГИОНА САРДИНИЯ.)
        Часть 23 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 22 - ИТАЛИЯ. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РЕГИОНА САРДИНИЯ. Часть II)
        Часть 24 - НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 23 - РУМЫНИЯ. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ ЖИТЕЛЕЙ БАЛКАН В АКВАРЕЛЯХ КАРОЛЯ ДЕ САТМАРИ)

        Рубрики:  Свадьба
        Гардероб
        Метки:  

        Процитировано 55 раз
        Понравилось: 16 пользователям

        Альгис_Козар   обратиться по имени Суббота, 04 Июня 2011 г. 15:06 (ссылка)
        Украинская свадьба это что-то особенное. К примеру: посажёную мать усаживали на телегу с ворохом колючего кустарника, и она по всей деревне, должна была проехать сидя на ворохе этих колючек вместе со свадебной процессией, изображая радость на лице, и все очень зорко следили как бы она не засунула себе под юбку подушку. Я был свидетелем, когда такую честь оказали моей крёстной маме, и как она всячески пыталась скрыть от всех, что у неё там подушка. Но этот номер у неё не прошёл, и она так и тряслась по деревне на этой колючей телеге изображая радость и веселье. А уж сколько шуток было выпущено в её сторону в это время...
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Суббота, 04 Июня 2011 г. 20:27 (ссылка)
        альгис_козар, насколько я знаю, этот обряд проводится на второй день свадебного торжества. Еще сватов катают в тележке, запряженной свиньями.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Альгис_Козар   обратиться по имени Воскресенье, 05 Июня 2011 г. 14:12 (ссылка)

        Ответ на комментарий Парашутов

        Я точно не помню на который день это происходило, так как ещё мальцом был. Но тем не менее забавного в украинских свадьбах очень много. Было на что посмотреть.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Otatuana   обратиться по имени Воскресенье, 17 Июня 2012 г. 18:00 (ссылка)
        Спасибо за интересный пост! Беру себе в копилку(дневник)
        Ответить С цитатой В цитатник
        koteroza   обратиться по имени Среда, 15 Августа 2012 г. 08:10 (ссылка)
        Спасибо!!!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Алла_просто   обратиться по имени Пятница, 14 Марта 2014 г. 23:10 (ссылка)
        кстати, в разных сёлах и свадьбы по разному играют... спасибочки за интересную подборку! С удовольствием взяла.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Суббота, 15 Марта 2014 г. 00:19 (ссылка)
        Алла, у меня где-то в теме Свадьба был материал об украинских свадьбах.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Суббота, 05 Апреля 2014 г. 16:15 (ссылка)
        Уважаемый Парашутов. Все картинки со свадебными костюмами на зеленом фоне -- это плагиат (в худшем исполнении) набора открыток : "Українське весільне вбрання" Космина Т., Васина З. К.,1989.
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Парашутов   обратиться по имени Суббота, 05 Апреля 2014 г. 20:24 (ссылка)
        Уважаемый Аноним, спасибо за информацию! Поискав в Гугле, нашел первоисточник, который раньше не видел. Поэтому есть повод еще раз поговорить о свадебных украинских костюмах. Сделаю еще один пост, теперь уже с рисунками Васиной.
        Ответить С цитатой В цитатник
        КОТктейль   обратиться по имени Суббота, 24 Мая 2014 г. 14:32 (ссылка)
        Парашутов,

        И снова - спасибо большое, Анатолий!
        http://kotkteil.ucoz.ru/blog/narodnyj_kostjum_ukraina_chast4/2014-05-24-170
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 00:51 (ссылка)
        Владимир, рад, что тема Вам нравится!!!
        Ответить С цитатой В цитатник
        КОТктейль   обратиться по имени Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 00:55 (ссылка)
        Парашутов,
        Нравится - не то слово. Очень нравится, Анатолий! Так дотошно все мелочи отыскали - полная информация!!!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Leykoteya   обратиться по имени Вторник, 10 Июня 2014 г. 15:53 (ссылка)
        Великолепие!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Качелька   обратиться по имени Четверг, 02 Июля 2015 г. 18:52 (ссылка)
        Антоне, дякую !!!!!!!!!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Четверг, 02 Июля 2015 г. 19:12 (ссылка)

        Ответ на комментарий Качелька

        Нема за що, Качелька, але я - Анатолiй. ))
        Ответить С цитатой В цитатник
        Качелька   обратиться по имени Четверг, 02 Июля 2015 г. 19:16 (ссылка)
        Вибачайте за неуважність. Іще раз дякую , Анатолію!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Пятница, 03 Июля 2015 г. 00:39 (ссылка)
        Я радий, що Вам сподобалися мої матеріали.
        Ответить С цитатой В цитатник
        вальс7   обратиться по имени Пятница, 17 Июля 2015 г. 09:34 (ссылка)
        Прочла с интересом ,спасибо,жаль ,что один рисунок исчез! Может можно поправить?
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Пятница, 17 Июля 2015 г. 15:02 (ссылка)
        вальс7, увы, это проблема старых постов на Ли.ру, из-за сбоев фотохостингов, через которые картинки заливались, некоторые работы не отображаются, а в некоторых постах исчезли все... Восстанавливать всё это - нет ни времени, ни желания. Но одну картину можно восстановить! ))
        Ответить С цитатой В цитатник
        вальс7   обратиться по имени Пятница, 17 Июля 2015 г. 17:37 (ссылка)
        Спасибо за оперативность. У меня в дневнике написаны мною несколько постов с 2 выставок ..Во всех нарядах,душенька, ты хороша!.. - В Русском музее и Выставка великого мастера Итику Куботы- в Этнографическом музее. Возможно Вам понравится !
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Пятница, 17 Июля 2015 г. 17:52 (ссылка)
        вальс7, спасибо за информацию. Зайду в гости!
        Ответить С цитатой В цитатник
        lorikshink   обратиться по имени Вторник, 04 Августа 2015 г. 13:19 (ссылка)
        Цитирую с благодарностью!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Писанка   обратиться по имени Вторник, 04 Августа 2015 г. 13:59 (ссылка)
        Сучасне гуцульське весілля.( Современная гуцульськая свадьба).
        Картинка
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Вторник, 04 Августа 2015 г. 14:20 (ссылка)
        Писанка, спасибо за фотографию. Видел очень много ярких и красивых костюмов на фотографиях, но в дневнике помещаю только живопись.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Писанка   обратиться по имени Вторник, 04 Августа 2015 г. 15:24 (ссылка)

        Ответ на комментарий Парашутов

        Это я к тому, что такие костюмы у нас не только на картинах, но и в жизни используются. Гуцульские свадьбы очень красивые и колоритные.)
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Вторник, 04 Августа 2015 г. 15:50 (ссылка)
        Писанка, да, я понял. У меня есть фотографии моих друзей в гуцульских костюмах. Народный костюм просто преображает современного человека!!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Писанка   обратиться по имени Вторник, 04 Августа 2015 г. 15:59 (ссылка)

        Ответ на комментарий Парашутов

        ) да, туристы любят фотографироваться в народных костюмах. Но надо помнить, что головной убор невесты, в том числе и венок, нельзя одевать замужним женщинам и разведённым. Для этого есть платок( хустка).А туристы пялят на себя всё подряд. Всё таки всему своё время и место.)
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Вторник, 04 Августа 2015 г. 16:06 (ссылка)
        Увы, это так, хотя фото в костюме - память на всю жизнь для тех, кто никогда не был на Западной Украине. Но туристам, наверное, должны объяснять народные традиции те, кто устраивает подобные фотосессии... Украинской свадьбе у меня в дневнике тоже посвящено несколько материалов отдельных, я там попытался собрать всё, что известно об украинских свадебных традициях. Материал находится в рубрике "Свадьба".
        Ответить С цитатой В цитатник
        Tatjanuschka   обратиться по имени Воскресенье, 06 Декабря 2015 г. 19:56 (ссылка)
        Огромное спасибо за пост.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Воскресенье, 06 Декабря 2015 г. 20:16 (ссылка)
        Tatjanuschka, рад, что понравилось!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку