Поводом сделать этот пост послужило найденное мной стихотворение Ильи Сельвинского.
К. Моне "Женщина с зонтиком"
Эта кисть - из пламенно-мягких.
Не красками писано - огнями!
Поле в яростных маках,
Небо лазурное над нами.
В лазури - маковый зонтик,
А в маках - лазоревое платье,
Как зной голубой на горизонте,
Зыблется оно и пылает.
Здесь небо босыми ногами
По макам трепетно ходит,
Земля же в небо над нами
Кровавым пятном уходит.
И ясно, что все земное
К идеальному кровно стремится!
Само же небо от зноя,
От земного зноя томится.
Илья Сельвинский
Париж 1935 г.
Клод Моне Маки в Аржентеле (Poppies at Argenteuil) 1873 г.
На этом можно было и завершить пост, но я узрел в стихотворении и картине несоответствие.
Сельвинский назвал стихотворение "Женщина с зонтиком", а описывает явно картину "Маки в Аржентеле".
Тем не менее, в творческом наследии Моне я нашел три картины с дамами, держащими в руках зонт и стоящими на пригорке, усыпанном полевыми цветами. Все три картины называются "Женщина с зонтиком". Правда, зонт на всех картинах зеленый, да и на полотне "Маки в Аржентеле" он не красный, поэтому мне непонятно, почему Сельвинский пишет «маковый зонтик»? Между первой и двумя другими работами пролегает больше 10 лет.
Итак, стихотворение Сельвинского дало импульс для поисков и сравнений.
Но для того, чтобы понять, кто изображен на картинах и почему художник обращался к сюжету "Женщина с зонтиком" трижды, думаю, необходимо поговорить о личной жизни Моне.
Клод Моне Автопортрет в берете 1886 г.
Итак, 1865 год в жизни художника был насыщенным. Во-первых, родители перестали помогать ему финансово, и Моне стал снимать студию вместе с Ренуаром и Базилем.
Во-вторых, два морских пейзажа Моне приняты в Салон 1865 года и привлекают внимание критиков. В-третьих, Моне начинает работу над картиной "Завтрак на траве". Ну, и наконец, Клод знакомится с семнадцатилетней Камиллой - Леонией Донсье (Camille-Leonix Doncieux, 1847 — 5 сентября 1879), дочерью состоятельного буржуа (!!!).
Клод Моне Камилла с маленькой собачкой (Camille with a Small Dog) 1866 г.
В этом месте я поставил три восклицательных знака, поскольку биографы очень часто пишут разные версии, иногда практически противоположные.
Общепринято, что Камилла была низкого происхождения. Она работала в качестве модели, поскольку была привлекательной, умной девушкой с темными волосами и удивительными глазами.
Как раз сам Клод Моне был в ту пору бедным художником. И только потому, что пошел наперекор родителям. Отец хотел, чтобы Клод стал бакалейщиком и присоединился к семейному бизнесу, но он с детства увлекался рисованием.
Тем не менее, Камилла стала его моделью, подругой, любовницей и впоследствии женой.
Впрочем, чтобы расставить все точки над «i», стоит процитировать и отрывок из книги Ж.- П. Креспель "Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883" в переводе Е.Пуряевой:
Дочь мелких лионских буржуа, Камилла получила небольшое приданое, которое вскоре после свадьбы, во время кризиса 1874 года, было растрачено ее мужем. Красивая девушка с мягким характером, она одинаково ровно принимала взлеты и падения в карьере своего супруга, в тяжелые времена не сетуя на холод в нетопленной квартире и скудный рацион, состоявший лишь из черствого хлеба с молоком; не жаловалась она, и когда была брошена беспечным мужем без денег накануне родов на произвол судьбы; спокойно приняла она и то, что счастье и достаток вдруг пришли к ним в дом с появлением доброго гения Поля Дюран-Рюэля; теперь в их доме были кухарка, садовник, гувернантка для детей, а у Камиллы - превосходные туалеты, выгодно подчеркивавшие ее утонченную красоту.
История их любви была положена в основу сюжета романа Золя "Творчество".
Версия о бедности Камиллы правдоподобна еще и потому, что Моне до поры до времени скрывал от родных ее существование.
Как упоминалось выше, молодая семья жила в удручающей бедности. Моне не мог расплатиться с кредиторами и нуждался настолько, что вынужден был соскабливать красочный слой со своих старых картин, чтобы на тех же холстах продолжать работу. Очаровательная Камилла часто служила моделью для художника.
Для его знаменитой картины "Женщины в саду" для всех четырех женских фигур на полотне позировала Камилла.
Клод Моне Женщины в саду. 1866-1867 гг.
Она была моделью еще нескольких полотен, включая и «Даму в зеленом». Этот портрет Камиллы очень нравился Золя.
Клод Моне Камилла Донсье (Дама в зеленом). 1866 г.
Родители Моне были согласны приютить его в доме тетки в Сент-Адрессе, но требовали разрыва с Камиллой. Не найдя другого выхода, Моне уезжает, временно оставляя жену, у которой вскоре должен был родиться ребенок, почти без средств. Он работает над морскими пейзажами, а затем возвращается в Париж, где всю зиму бедствует в нетопленном жилище, без копейки денег. В конце концов, его вообще выставляют на улицу, и он перебирается с семьей в деревню. Художник был близок к самоубийству. Лишь неожиданная помощь одного из покровителей в Гавре позволила ему временно устроиться с семьей в Фекане и продолжать работу.
В 1867 году Камилла родила Моне первого сына – Жана. Отец Клода по-прежнему отказывался признавать невестку и внука, рожденного вне брака. Семья по-прежнему нуждается.
9 августа 1869 года Моне писал своему другу Базилю: "Ренуар приносит нам из дому хлеб, чтобы мы не умерли с голоду. Неделя без хлеба, без огня в очаге, без света - это ужасно".
И все-таки, 28 июня 1870 Клод Моне и Камиль Донсье наконец поженились.
Клод Моне Камилла на пляже в Трувилле 1870 г.
Клод Моне Камилла на пляже в Трувилле 1870 г.
Клод Моне Пляж в Трувиле (Sur la côte Trouville). 1870 г.
Клод Моне Камилла, сидящая на пляже в Трувиле (Camille Sitting on the Beach at Trouville). 1870-71 г.
Сразу же после свадьбы Моне покидает Францию в связи с начавшейся франко-прусской войной.
Вернулся художник на родину в конце 1871 года и поселился в Аржентеле, маленьком городке на Сене, в двадцати милях от Парижа. С Аржентелем связаны многие самые известные темы, сюжеты и картины Моне.
Клод Моне Камилла Моне у окна, Аржентель (Camille Monet at the Window, Argentuile) 1873 г.
В начале 1870-х годов именно в Аржентеле Клод неоднократно писал свою супругу.
Клод Моне Камила Моне в саду с Жаном и его няней 1873 г.
Клод Моне Камилла Моне на садовой лавочке (Camille Monet on a Garden Bench) 1873 г.
В 1875 году в окрестностях Аржентея он и написал портрет Камиллы и Жака на прогулке, картину, которая называется "Женщина с зонтиком".
Клод Моне Прогулка. Камилла Моне с сыном Жаном (Женщина с зонтиком) 1875 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Клод Моне Женщина за вышиванием (Портрет Камиллы). 1875 г.
Клод Моне Японка (Камилла Моне в японском костюме). 1875-76 г.
В начале 1878 года семейство Моне покидает Аржентей и отправляется на жительство в Ветейль, также городок на Сене. В марте 1878 года у Камиллы родился сын Мишель-Жак.
Рождение второго ребенка ослабило уже и без того хрупкое здоровье Камиллы. 5 сентября 1879 года в возрасте 32 лет Камилла Моне умирает.
Как пишет тот же Креспель:
Смерть Камиллы была трагична. Она умерла от рака матки после рождения второго ребенка.
Агония несчастной была мучительна, к тому же легкомысленный супруг оставил ее на попечение, если это можно так назвать, деревенского доктора и Бланш (а может все-таки Алисы? Поскольку Бланш была ее дочерью, а в будущем женой одного из сыновей Моне) Гошеде, которая чувствовала себя госпожой в доме еще при жизни Камиллы. Лишь когда Камилла умерла, на горизонте появился Клод Моне, который стал умолять доктора отправиться в Мон-де-Пьете за медальоном, принадлежавшим несчастной женщине; по мнению Клода, Камилла должна была быть погребена с этим медальоном.
Даже в такой трагический момент Моне оставался художником, решив изобразить Камиллу на смертном одре окутанной голубой дымкой: настолько поразила его красота умершей. Так появилось одно из самых волнующих видений. Настоящий шедевр!
Клод Моне Посмертный портрет Камиллы Моне (Camille Monet sur son lit de mort) 1879 г. Музей Орсе, Париж
Можно ли верить Креспелю, не знаю, поскольку многие источники пишут как раз обратное, что Клод был глубоко потрясен смертью Камиллы и в порыве эмоций написал её портрет на смертном одре.
В 1881 году Моне познакомился с Алисой Гошеде (в некоторых источниках написано – Ошеде), вдовой коллекционера живописи и поклонника его таланта Эрнеста Гошеде. Если верить всем источникам, пишущим о жизни художника, то он начал отношения с Алисой, еще будучи в браке с Камиллой.
Но справедливости ради, помещаю здесь еще одну цитату из очередной биографии Моне, которая говорит о том, что Моне познакомился с Алисой Гошеде не в 1881 году, а намного раньше:
Весной 1876 года (когда Камилла была еще жива!) Эрнест Гошеде, французский финансист и коллекционер, пригласил художника расписать свое загородное поместье Роттенбург в Монжероне. Для украшения большого приёмного зала Моне задумал и написал четыре больших холста на темы времён года. Два года спустя, когда Гошеде разорился, художник, не задумываясь, предложил его семье, жене и шестерым детям, приют в своём загородном доме в Ветёе, где семья Моне жила с 1878 года.
Так что, Камилла и Алиса были знакомы, более того, жили в одном доме, поэтому, видимо, и возникла версия адюльтера.
В 1881 году Моне и семья Гошеде перебрались в Пуасси, на виллу Сен-Луи, поскольку художник не мог оставаться жить в доме, где умерла жена. Однако и Пуасси, как признавался сам художник, действовал на него угнетающе.
"Я буду путешествовать до тех пор, пока не найду нужный мне дом", - сообщает он Дюран-Рюэлю в апреле 1883 года. Вскоре после этого, при содействии всё того же Дюран-Рюэля, ссудившего деньги на переезд, Моне и Гошеде окончательно поселились в Живерни, близ Вернона в Нормандии.
С 1883 года жизнь и творчество Моне тесно связаны с Живерни, где художник провел вторую половину своей жизни - 43 года. Моне счастлив: Живерни - это то, что он искал.
Через семь лет после переезда Моне выкупил дом и участок земли, на котором своими руками разбил сад. Чтобы обустроить второй, так называемый "водный сад" - пруд с водяными лилиями, над которыми перекинут изогнутый мостик в японском стиле художник добился у властей разрешения отнести воды реки Эпт в своё имение.
Здесь он в 1886 году пишет еще две картины, изображающие «Даму с зонтиком».
Клод Моне Дама с зонтиком, повернувшаяся направо. 1886 г.
На этих парных картинах корпус дамы повернут налево и направо. Почему эти две картины так похожи на ту, которую Моне написал десятью годами ранее со своей первой женой Камиллой, остается загадкой.
Но искусствоведы считают, что из этих трех картин "Дама с зонтиком, повернувшаяся налево" самая удачная. Она отличается эффектной позой, отчетливым изображением, энергичной манерой письма.
Клод Моне Дама с зонтиком, повернувшаяся налево. 1886 г.
Моделью для картин послужила Сюзанна Ошеде, ставшая приемной дочерью Моне после того, как он женился на ее матери, Алисе.
В июле 1892 года, после смерти Эрнеста Ошеде, Моне женился на Алисе, взяв на себя заботу и о её детях.
Здесь хочется поместить еще одну цитату Креспеля, из которой видно, что «Клод был весьма слабохарактерным». Креспель пишет, что «по указке этой властной женщины (Алисы – прим. Мое) Моне уничтожил все, что сколько-нибудь напоминало о Камилле, так что даже могила ее была заброшена». Впрочем, Алиса появляется только на одной картине Моне. Он увлечен стогами, лилиями, Руанским собором, но никак не супругой.
Клод Моне Алиса Ошеде в саду (Alice Hoschedé in the Garden). 1881 г. Частная коллекция, Нью-Йорк, США
Мне остается добавить, что Моне пережил и вторую свою супругу, Алиса скончалась в 1911 году, и даже старшего сына Жана.
Сам Клод Моне умер 6 декабря 1926 года на руках у своей невестки Бланш - дочери Алисы Ошеде. "Какой у меня печальный конец", - признался Моне в одном из писем Гюставу Жеффруа.
Клод Моне Автопортрет 1917 г. Музей д'Орсе, Париж
Использованы материалы из Википедии, сайтов
www.artelino.com,
impressionnisme.narod.ru и
impressio-07.narod.ru.