"Легенды и мифы мира"
Блестящая яркими, великолепными красками, радуга поражала поэтическую фантазию первобытных народов. Она то протягивается над землей, то сверкает в самом саде Ирии, где на ней отдыхают райские птицы и крылатые души.
За радугой был признан особый, божественный характер, как и за всеми светилами, поэтому как в природе радуга находится на грани между грозой и солнечным светом, так и в народных сказаниях она находится в связи с богом грома и молний Перуном и светлой богиней Ладой, одно из наименований которой, между прочим, Перуница-громовержца. В преданиях радуга сравнивается с самыми разнообразными предметами.
Всеволод Иванов Радуга над Арконой
Славяне издревле верят, что радуга «пьет» воду из озер, рек и морей: подобно змею, опустив свое жало в воду, набирает в себя воду, а после выпускает, отчего и бывает дождь; на концах радуги повешено по котелку с древними золотыми монетами. Легенда рисует трех божеств, один из которых держит радугу и подымает ею воду из реки, другой творит из этой воды облака, а третий, разрывая их, вызывает дождь. Это как бы триединое воплощение Перуна.
У западных славян есть поверье, что ведьма может украсть радугу и спрятать ее, а значит, произвести на земле засуху.
Существуют и такие поверья: радуга - мост между небом и землей; или пояс богини Лады; или путь на тот свет, по ней души умерших приходят иногда на грешную землю. Это символ изобилия, и если радуга долго не появлялась, следует ждать голода, неурожая.
Борис Ольшанский Русь Великая
В некоторых местах верили, что радуга - блестящее коромысло, с помощью которого Лада Перуница черпает из моря-океана воду, а потом орошает ею поля и нивы. Это чудное коромысло хранится на небе, а по ночам - в созвездии Большой Медведицы. Загадки про радугу тоже сохранили уподобление ее коромыслу и ведрам с водой: «Два моря на дуге висят», «Разноцветное коромысло над рекою повисло».
Сербы, македонцы, болгары и западные украинцы верят, что прошедший под радугой изменяет свой пол. В западной Болгарии верили, что «если кто-то хочет изменить свой пол, он должен пойти во время дождя на реку и там, где радуга „пьет воду", на том же месте должен пить, и тогда он превратится из мужчины в женщину и из женщины в мужчину». Это свойство радуги может быть использовано для того, чтобы магически переменить пол будущего ребенка. «Если женщина, у которой рождались только девочки, пойдет напиться воды на том месте, где «пьет» радуга, то после этого у нее будут рождаться мальчики».
Евгений Демаков Венецианский карнавал. Радуга 2000 г.
В Болгарии известно также представление о том, что радуга — это «пояс Господа, который он полощет во время дождя или сушит после дождя». Вместе с тем радугу называют и «поясом самовил». У сербов и хорватов говорят, что Бог с помощью радуги показывает женщинам, как надо ткать и какие цвета употреблять.
В Древней Индии радуга - это лук Индры, бога-громовержца; кроме того, в индуизме и в буддизме "радужное тело" - это высшее йогическое состояние, достижимое в царстве сансары.
В исламе радуга состоит из четырех цветов - красного, желтого, зеленого и синего, соответствующих четырем стихиям.
В некоторых африканских мифах с радугой отождествляют небесную змею, которая служит стражем сокровищ или же охватывает кольцом Землю.
Американские индейцы отождествляют радугу с лестницей, по которой можно подняться в иной мир. У инков радуга связывалась со священным Солнцем, и правители инков носили ее изображение на своих гербах и эмблемах.
У индейцев чибча-муисков радуга считалась добрым божеством. В специфических горных условиях Кордильер наблюдается удивительное природное явление: на фоне туманной дымки иногда возникает радуга, как бы обрамляя многократно увеличенное отражение самого наблюдателя. Главное святилище, посвященное богине Радуги, чибча воздвигли рядом с горным водопадом Текендама, где ярчайшая дуга высвечивается всегда, как только на водные брызги попадают лучи солнца.
В скандинавской мифологии "Биврёст" ("трясущаяся дорога", "дрожащий путь") - радуга-мост, соединяющая небо и землю. Его охраняет страж богов Хеймдалль. Перед концом мира и гибелью богов мост рушится.
В Древней Греции богиней радуги была девственная Ирида, вестница богов, дочь Тавманта и океаниды Электры, сестра гарпий. Она изображалась с крыльями и кадуцеем. Ее одеяние составляют переливающиеся цветами радуги капли росы.
По представлениям древних, радуга соединяла небо и землю, поэтому с оформлением олимпийской мифологии Ирида считалась посредницей между богами и людьми. В отличие от Гермеса, Ирида выполняла приказания Зевса и Геры, не проявляя собственной инициативы.
Каноническое изображение Ириды — крылатая дева (обычно сидящая рядом с Герой), держащая в руках сосуд с водой, которым она доставляла воду облакам.
Мариус ван Доккум Тандем
В христианстве радуга символизировала прощение, пакт между Богом и человеком, знак того, что с этого момента больше не будет всемирного потопа. Всемирный судья в конце света часто изображается восседающим на радуге. В христианской символике Средневековья три главных цвета радуги толкуются как образы всемирного потопа (синий), мирового пожара (красный) и новой земли (зеленый), а семь цветов - как образы семи таинств и семи даров Святого Духа.
А. и С. Ткачевы. На родной земле. 1980 г.
А теперь немного классической живописи и современной поэзии.
![](//i051.radikal.ru/0908/76/4b12e782f2c8.jpg)
Константин Сомов Пейзаж с беседкой. 1897 г.
![](//s53.radikal.ru/i139/0908/0a/77d594e68272.jpg)
Константин Сомов Лето. Вечерние тени. 1900 г.
Радуга
Мчится в небе колесница
Под дождём и Солнцем,
Колесница в небе мчится
Весело и звонко.
Управляет колесницей
Радуга – кудесница,
Разноцветная Ирида –
Смелая наездница.
Семь послушных лошадей
Впряжены возницей,
Легкокрылых, удалых –
Семёрка быстро мчится.
Красный конь быстрее лани,
Грива вьётся на ветру,
А оранжевый с ним рядом
Лягнул тучу на скаку.
Жёлтый конь желтее Солнца,
Весь как золото блестит,
А зелёный – презелёный
Будто камень малахит.
Голубой – кусочек неба,
Вроде даже голубей.
Братец синий самый сильный,
Всех быстрее и смелей.
Фиолетовый – как лето –
Жаркий, лёгкий, озорной.
Мчатся лошади по небу –
Слышен топот удалой.
Напоить коней возница
Тормозит у речки,
Пьют лошадки – не напьются…
Дождик сумасшедший
Вдруг внезапно прекратился,
Так же, как начался.
Колесница дальше мчится –
Белый след остался.
Тамара Людная
![](//i072.radikal.ru/0908/fe/0cffa1944f15.jpg)
Константин Сомов Радуга. 1908 г.
![](//s60.radikal.ru/i168/0908/66/a27be49b497d.jpg)
Архип Иванович Куинджи Радуга. 1885-95 г.г. Чувашский художественный музей
Радуга
Дождь прошел и вдруг над домом
Встала радуга шатром,
Нимбом ярким и огромным
Озаряя все кругом!
Мы с шестого этажа
Загляделись, не дыша...
Все как будто на картине:
Мы с тобой посередине,
Сверху сумрак грозовой,
Снизу — город золотой!
Разноцветные ворота
Распахнул нам небосвод,
Словно ждет от нас чего-то,
Словно манит нас в полет...
И взлетели мы, смеясь,
Крепко за руки держась!
Ввысь уносит нас волнами
Ветра солнечный прибой
И Земля лежит под нами,
В дымке бело — голубой!
В вышине печали нет —
Счастье в людях, в мире — свет!
Гаснет радуга... Не жалко!
Ведь на долгих полчаса
Из окошка коммуналки
Мы летали в небеса!
Тает сполох разноцветный,
Только в сердце не погас
Тот волшебный мост заветный,
Что связал любовью нас —
Светом радуги чудесной,
Спектром ауры небесной!
Анна Ткаченко
![](//s61.radikal.ru/i171/0908/1d/9c95a4d2e80c.jpg)
Юрий Кугач Дождь прошел
![](//s19.radikal.ru/i192/0908/0a/b2dbec2f21b9.jpg)
Карп Трофименко Над Большой дорогой. 1925 г.
Материал из книги "Легенды и мифы мира" процитирован отсюда .
Серия сообщений "Радуга":
Часть 1 - РАДУГА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 1)
Часть 2 - РАДУГА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 2)
Часть 3 - РАДУГА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 3)
Часть 4 - РАДУГА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 4)
Часть 5 - РАДУГА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 5)
Часть 6 - РАДУГА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 6)
Часть 7 - РАДУГА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 7)