-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32881
        Написано: 47781


        ЖЗЛ (ПЕТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. ДВЕ ЛЮБВИ, ДВЕ СВЕТЛЫХ ПОВЕСТИ ЧАСТЬ 1)

        Четверг, 30 Июля 2009 г. 14:25 + в цитатник
        Эх, опять потянуло на классику! Вообщем-то собирался рассказать о женах Рубенса, собрав их портреты, которые нашел в Интернете, но как-то получилось, что без самой биографии художника не обойтись. Поэтому и получилась очередная серия постов в моей рубрике «ЖЗЛ».
        Основу этого материала составила книга бельгийского писателя Роже Авермата на сайте о Рубенсе. Книга Авермата о Рубенсе не является исследованием творчества художника, ее можно назвать лирической биографией великого художника, лишенного ореола легенды. Тем интересней мне было читать бытовые, пусть даже и придуманные, подробности.
        Приглашаю вас в путешествие по страницам жизни великого Рубенса.

        Петер Пауль Рубенс
        Peter Paul Rubens


        28 июня 1577, Зиген — 30 мая 1640, Антверпен



        Питер Пауль Рубенс Автопортрет 1628-30 г.г. Дом Рубенса, Антверпен

        Великий фламандский живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. По мощи таланта и многогранности дарования, глубине знаний и жизненной энергии Рубенс принадлежит к числу самых блестящих фигур европейской культуры XVII века.




        Вступление

        Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа. Современники называли его королем художников и художником королей.
        Родину Рубенса - Нидерланды - на протяжении всей его жизни разрывала упорная борьба за независимость от Испании. Она началась за десять лет до его рождения и завершилась спустя восемь лет после его смерти. Трудно себе представить, что Рубенс мог рисовать свои жизнерадостные, ослепительные по колориту картины в такое мрачное время, когда повсюду торжествовали насилие и разорение.
        Сюжеты из Священного писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты – основные жанры искусства Фландрии XVII века. Петер Пауль Рубенс работал во всех этих жанрах искусства.
        Величайший художник, наставник молодых талантов, человек огромной эрудиции, блестящий дипломат, серьезный коллекционер, создавший в своем доме прекрасный музей, неутомимый труженик, Рубенс был одной из самых выдающихся фигур своего времени. Из его мастерской вышло более трех тысяч картин и бесчисленное количество рисунков. Его картины приобретают императорские и королевские дома всей Европы.
        Великолепная коллекция работ Рубенса, собранная в основном во второй половине XVIII века, находится в Государственном Эрмитаже.

        Глава 1. Тайна отца. Детство.

        Отец Петера Пауля - единственный сын аптекаря, он первый в своей семье получил хорошее образование. Кроме деда, торговавшего аптекарскими товарами, все его предки были кожевниками и уже в XIV веке числились среди граждан Антверпена. После смерти мужа мать вышла замуж за вдовца Яна Лантметера. Этот честный бакалейщик заменил пасынку родного отца. Юноша учился сначала в Лувене, потом в Падуе и Риме. В двадцать два года он получил степень доктора гражданского и канонического права в римском коллеже делла Сапиенца.
        Вернувшись домой в родной город, он был назначен городским советником. Вскоре он женился на Марии Пейпелинкс, дочери антверпенского купца. Несмотря на то, что Ян всегда был приверженцем римско-католической церкви, впоследствии он начал симпатизировать протестантскому учению Жана Кальвина (1509-1564), а это считалось опасной ересью в стране, контролируемой испанским королем-католиком. Семье пришлось бежать из родного города, спасаясь от преследования испанских властей.

        Сначала Рубенс с семьей направился в Линмбург, где неподалеку от Курингена жили родители его жены Марии Пейпелинкс. Отсюда они направились в Кёльн, который предоставил убежище многим беженцам из Фландрии. Но едва Рубенсы обосновались, в Кёльне, у них снова начались неприятности. Они поселились напротив дома священника, а кто-то распустил слух, что бывший городской советник Антверпена никогда не ходит в церковь. В мае 1569 года Яну Рубенсу предложили в недельный срок покинуть город. Местные власти смотрели на него косо, но так как он похвалялся покровительством принца Оранского, они не смели ничего сказать.

        А Ян Рубенс и в самом деле был вхож в дом принца, поскольку являлся поверенным в делах принцессы Оранской, урожденной Анны Саксонской, незадолго до этого обосновавшейся в Кёльне. Анна принимает Яна Рубенса за своим столом. Она берет его с собой в разъезды. Наконец, доверяет ему свое имущество и своих детей. Анне двадцать пять лет.



        Старинная гравюра Анна Саксонская

        Ее супруг, которому она родила четверых детей, вечно скитается вдали от дома. Он то воюет, то ведет переговоры. Как и многие другие принцессы, она отстранена от какой бы то пи было активной деятельности. Она слывет фантазеркой и злюкой. Ее справедливо укоряют в том, что она не любит своего мужа.
        Когда после неудачного похода в Нидерланды потерпевший поражение и разоренный Вильгельм возвратился в Германию, жена отказалась встретиться с ним, несмотря на его настояния.
        Ян Рубенс - красивый мужчина, красноречивый, с приятными манерами. Принцесса открыла ему двери своей спальни. К концу 1570 года принцесса забеременела, она не могла приписать принцу плод своей греховной любви, поскольку уже давно не виделась со своим супругом.
        Вскоре разразился скандал. В марте 1571 года, когда Ян Рубенс собирался направиться к принцессе в Зиген, его арестовали люди графа. Его доставили в Дилленбург, и он во всем признался. По германскому законодательству, его ждет виселица.
        Его жена рассылает повсюду письма, наконец она получает ответ - письмо, в котором виновный признается ей во всем и молит о прощении. Она прощает его без колебаний.
        В ответ она пишет: «Я буду молить бога за Вас от всего сердца, и наши дети последуют моему примеру; они, бедняжки, посылают Вам свою любовь и очень скучают по Вас, как и я! Бог тому свидетель! Писано первого апреля, между полуночью и часом ночи. И не пишите больше «Ваш недостойный муж», потому что Вы уже прощены».

        После двухлетних хлопот Мария добивается наконец разрешения повидать мужа. Она распродает все свое имущество в Кёльне и переезжает в Зиген в надежде остаться там на постоянное жительство. А принцесса тем временем в августе 1571 года разрешилась дочерью.
        Ян Рубенс вышел целый и невредимый из тюрьмы, где его продержали двадцать шесть месяцев. При этом Мария заплатила залог в размере 6 тысяч талеров, которые будут конфискованы при малейшем нарушении условий, ограничивающих свободу узника. А условий этих очень много: он не имеет права пи появляться на улицах города, ни ходить в церковь; к нему будет приставлен соглядатай семьи Нассауских.

        24 апреля 1574 года у четы Рубенс рождается сын Филипп.
        В 1576 году - то есть за год до рождения Петера Пауля – Антверпен стал жертвой взбунтовавшегося испанского гарнизона. Целые кварталы были сожжены, тысячи людей убиты. Эти зверства получили зловещее название «испанского бешенства». Потом Антверпен был осажден герцогом Пармским и после героической защиты сдался.
        28 июня 1577 года в Зигене Мария Пейпелинкс разрешается от бремени шестым ребенком. Его нарекают Петером Паулем.
        Еще в ХIХ веке за звание родины художника боролись три города - Зиген, Кёльн и Антверпен. Уже в ХХ веке при разборе очередных церковных архивов в Антверпене обнаружили документ, в котором Рубенс записан уроженцем Зигена. Увы, в городе не сохранились здания, связанные с пребыванием там семьи Рубенс. Только на территории Верхнего замка есть "Фонтан Рубенса", построенный в 1935 году Германом Кумихелем. В декабре 1944 года город был полностью разрушен после налета союзной авиации.



        Зиген сегодня

        Кроме Филиппа у него были старший брат Ян Баптист и сестры Бландина и Клара, умершая в 1580 году в трехлетнем возрасте в Льерре у деда и бабки.
        Несколько месяцев спустя, в возрасте тридцати трех лет, умирает Анна Саксонская. На следующий год Яну Рубенсу разрешают наконец покинуть земли Нассауских, но он должен держаться вдали от владений принца Оранского.
        Семья Рубенс переезжает в Кёльн и поселяется в доме бургомистра Пилля. Ян пытается восстановить адвокатскую практику.

        В 1581 году на свет появляется их седьмой отпрыск – Бартоломеус, который умирает в младенчестве. Бландина, семнадцатилетняя девушка, стала невестой, но помолвка дочери расстроилась, умер шестнадцатилетний Хендрик. Но надо беречь остальных.
        Ян Рубенс сам занимался образованием Петера Пауля и передал ему свою неувядающую любовь к наукам и литературе. От матери Петер унаследовал ее мягкий, уравновешенный характер, умение любить и хранить верность, а также, вероятно, ее рачительное отношение ко времени и деньгам. Образованность отца и мудрость матери сыграли огромную роль в воспитании Рубенса.

        После очередной сдачи Антверпена 17 августа 1585 года наместнику Алессандро Фарнезе в город смогли вернуться изгнанники. Но Ян Рубенс болен, постарел, потерял энергию. Он твердит своим близким, что, как только он окрепнет, они вернутся на родину. Все последние годы он жаловался на свое расстроенное здоровье. Похоже было, что он начал хворать в пору своих несчастий. Мать заботливо ухаживала за ним и не позволяла ему вспоминать о прошлом. В марте 1587 года Ян Рубенс умирает пятидесяти семи лет от роду после долгой болезни. Погребли его неподалеку от дома, где жила семья, в церкви св. Петра. Провожающих было много - покойный был человек известный, и у него не было недостатка в друзьях. Мария Пейпелинкс вдовой возвращается в Антверпен, из которого уехала девятнадцать лет назад. Но с нею четверо детей - а значит, не все потеряно.

        Глава 2. Учителя

        Вернувшись в Антверпен и приняв католичество, мать Рубенса определила Петера Пауля в латинскую школу Ромбоутса Вердонка. Учитель Вердонк - знаток греческого и латинского языков. Он очень любит детей. Школьные ученики не отбили у него охоты иметь собственных отпрысков - их у него тринадцать! Юные братья Рубенс учатся в школе у Вердонка до 1590 года.

        В августе их сестра Бландина выходит замуж за Симеона дю Парка. У этого дворянина ежегодный доход в 400 флоринов, и он не намерен брать в жены бесприданницу. Марин Пейпелинкс приходится сделать героическое усилие, чтобы обеспечить дочери приданое.
        Филипп отправлен в университет в Лувене, так как мать хочет, чтобы он стал адвокатом, как и его отец.
        Петера Пауля мать определила его на некоторое время в пажи к вдове графа Филиппа де Лален, Маргарите де Линь. Так начинался обычно путь молодого человека из хорошей семьи с ограниченными средствами, чтобы, в конце концов, занять достойное положение в обществе.
        Учтивый паж с хорошими манерами мог рассчитывать на повышение, а с возрастом - и на важный и ответственный пост у какого-либо вельможи, а, следовательно, и на определенную роль в управлении государством. Так начиналась не одна знаменитая политическая карьера.
        Рубенс научился изысканным придворным манерам в доме графини Лален, но уже тогда он хотел стать художником и несколько месяцев спустя убедил свою мать забрать его со службы у графини и определить учеником к какому-нибудь художнику.

        Этим учителем был Тобиас Верхахт. Петер Пауль перебирается к нему в дом. Он приобщается к благородному искусству живописи. Это означает, что его учат вытирать кисти, смешивать краски, и прибирать мастерскую. Кроме того, он смотрит, как работает его учитель и пытается ему подражать. Но Тобиас Верхахт был ничем особенно не выделявшимся пейзажистом - рисовал ландшафты небольших размеров, на которые всегда существовал спрос, и Петер Пауль не мог многому у него научиться.
        По истечении двух лет Петер Пауль переходит в мастерскую Адама ван Ноорта. Тот пишет композиции с фигурами – может быть, именно этим объясняется решение Рубенса учится у него.



        Старинная гравюра Адам ван Ноорт

        Ван Ноорт по сведениям современников был действительно оригинальным художником. Но он был также своенравный человек, обходившийся со своими учениками очень грубо. Рубенс провел у него четыре года.
        Девятнадцати лет от роду Петер Пауль снова меняет учителя, став учеником одного из самых замечательных антверпенских художников Отто ван Веена ( Вениус).



        Отто ван Веен Художник Отто Вениус в окружении домочадцев 1584 г.

        Он был человеком ученым, с превосходным вкусом, одним из членов элитарной группы "романцев", художников, когда-то учившихся в Италии, чьи произведения были пронизаны гуманистическим духом Ренессанса. Этот художник привил своему ученику тщательное изучение композиции, довел Рубенса до мастерства и расстался с ним лишь тогда, когда он достиг «если не зрелости лет, то зрелости таланта».

        Глава 3. Первые шаги

        Когда Петеру Паулю исполняется двадцать один год, его принимают мастером в Гильдию св. Луки, антверпенскую ассоциацию художников и ремесленников, старейшина которой - его бывший учитель Адам ван Ноорт.
        У него пока не было собственной студии, и он продолжал еще два года работать у Отто ван Веена, но ему теперь разрешалось брать учеников.
        О работе Рубенса в это время мало известно.



        Рубенс The Battle of the Amazons 1600 г. Bildgalerie, Sanssouci-Potsdam

        В 1600х у матери хранилось несколько его картин, так как она с гордостью говорила о них в своем завещании.



        Рубенс Адам и Ева 1597 г.



        Рубенс Леда и лебедь 1598-1600 г.г.

        Но существует только одна точно подписанная им работа за все эти годы - полностью завершенный портрет молодого человека, чье выписанное твердой рукой лицо кажется живым.



        Рубенс Портрет юноши 1597 г. Метрополитен

        Нидерландские художники того времени были убеждены, что подлинный свет искусства идет от изучения творчества мастеров итальянского Возрождения, и в 1600 году Рубенс едет в Италию.

        Глава 4. Италия

        8 мая 1600 года Петер Пауль получает паспорт. В нем магистрат города Антверпена удостоверяет, что на берегах Шельды нет чумы и податель сего не является носителем какой-либо опасной болезни. На другой день он седлает коня.
        Первым итальянским городом, который посетил Рубенс, стала Венеция.
        Венецианская живопись, искусство Джорджоне, Тициана, Веронезе, Тинторетто оставили самый глубокий след в его творчестве. Сверкающая, богатая звучностью и чистотой цвета палитра Веронезе, могучие полные динамизма и необычных ракурсов композиции дар Тинторетто и особенно у
        Универсальный живописный дар Тициана он будет изучать и копировать на протяжении всей своей жизни. Рубенс был исключительно трудолюбив, со свойственной жителям севера Европы обстоятельностью, размерностью и внутренней педантичностью.
        Надо полагать, что у Петера Пауля имелись какие-то более существенные рекомендации. Неизвестно какие именно, но их действенная сила налицо: 5 октября 1600 года он присутствует во Флоренции на бракосочетании Марии Медичи, а к концу того же года поступает на службу ко двору в Мантуе.
        Правитель Мантуи, герцог Винченцо I, берет молодого художника на службу, чтобы тот делал для него копии с известных картин. Рубенсу удается даже завоевать доверие государственного секретаря Мантуи, почтенного Аннибале Кьеппио.
        В июле 1601 года герцог собирается на войну, но перед отъездом он не забывает приказать, чтобы все работы по украшению его столицы продолжались. Петера Пауля направляют в Рим копировать картины.
        В Риме Рубенс получает заказ расписать капеллу св. Елены в церкви св. Креста Иерусалимского.



        Церковь св. Креста Иерусалимского в Риме

        Рубенс пишет центральное панно, изображающее св. Елену, и боковые створки «Коронование терновым венцом» и «Водружение креста». На итальянском сайте этой церкви я нашел изображение святой Елены, не утверждая, что это именно панно Рубенса, все же помещаю его здесь.



        Святая Елена

        Весной он возвращается в Мантую.

        Глава 5. В Испании

        Винченцо задумал послать подарки испанскому королю Филиппу III и министру двора – герцогу Лерме. Королю он решает подарить маленькую выездную карету, запряженную шестеркой лошадей, одиннадцать аркебуз новой модели и вазу из горного хрусталя, наполненную благовониями, а министру ящик картин.
        Приготовив все эти дары, герцог решает, что было бы полезно отправить с ними кого-нибудь из своих приближенных. Выбор падает на Рубенса. Герцог Винченцо видит в этом двойную выгоду. Во-первых, «Петер Пауль, как человек весьма сведущий, найдет что сказать». Во-вторых, и он пишет об этом мантуанскому представителю в Испании синьору Ашшбале Иберти: «Так как упомянутый выше Петер Пауль весьма преуспел в живописи и в писании портретов, мы желали бы, если есть еще благородные дамы, чтобы Вы воспользовались для этой цели его пребыванием в Испании и его обходительностью».
        В начале марта 1603 года Рубенс пустился в путь вместе с предназначенной в подарок каретой, лошадьми и ящиками.
        В Вальядолиде представитель мантуанского двора синьор Иберти взял Рубенса под свою опеку, снабдил его деньгами - тот остался без гроша, - одел его так, как принято у испанцев, чтобы он имел благопристойный вид, и подготовил церемонию вручения подарков. Извлеченные из ящиков полотна оказались в плачевном состоянии - на них было страшно смотреть, поскольку последние двадцать пять дней пути лил проливной дождь.
        К счастью, королевский двор выехал в замок Аранхуэц и король возвратится в Вальядолид не раньше июля. За эти два месяца Петер Пауль исправил попорченные полотна Факкетти, а безнадежно погубленные произведения заменил двумя полотнами собственной работы.
        По возвращении короля подарки были вручены.



        Король Испании Филипп III

        Петер Пауль присутствовал на церемонии, но ему не удалось сыграть ту роль, на какую он рассчитывал, зная, что герцог Мантуаиский приказал синьору Иберти представить Рубенса королю. Петеру Паулю не удалось даже сделать безмолвный реверанс!
        Повезло ему у герцога Лермы - он был в составе депутации, вручавшей министру картины. Более того, произведения же Рубенса понравились ему настолько, что Рубенс удостоился чести быть приглашенным в замок Вентосилья, чтобы написать портрет этого могущественного вельможи. Вскоре Рубенс принялся за конный портрет герцога Лермы.



        Рубенс Герцог Лерма 1603 г. Прадо

        С тех пор, как на престол взошел Филипп III, подлинным государем Испании стал Лерма. Первому министру Испании сорок восемь лет, он достиг вершины своего могущества.
        Влияние Лермы на короля было так велико, что при дворе считали, что тут замешано колдовство.
        В конце апреля он возвращается в Мантую.

        Глава 6. Самостоятельная работа. "Святая Троица"

        Спустя некоторое время герцог наконец разрешает Рубенсу выполнить оригинальную работу. Он заказывает ему роспись алтаря для церкви св. Троицы - три картины для алтарной части церкви иезуитов в Мантуе. Он пишет триптих внушительного размера, среднее панно, которого изображает святую Троицу.



        Рубенс The Gonzaga Family Worshipping the Holy Trinity 1604-05 Palazzo Ducale, Мантуя

        Первая створка изображает – «Крещение Христа Иоанном Крестителем», а правая «Преображение».



        Рубенс The Baptism Of Christ 1605 г.

        Рубенс нашел способ поместить в триптихе портрет самого герцога, его супруги и его родителей.
        Впоследствии этот вид изобразительного искусства займёт видное место в его творчестве.

        Во время французского нашествия в Италию церковь иезуитов использовалась как склад и при этом центральный холст композиции «Семейство Гонзага поклоняется Троице» был сильно поврежден, и в 1801 году его разрезали на несколько частей. При этом основная часть холста, на котором изображены молящийся герцог Винченцо I Гонзага, его супруга и родители, осталась в герцогском дворце в Мантуе. Рядом с герцогом располагались фигуры его детей. Сохранились три фрагмента.



        Рубенс Vincenzo II. Gonzaga 1605 г. Вена

        Наиболее известен этот фрагмент. Вероятно, что этот портрет изображает младшего сына Винченцо I — будущего герцога Мантуи Винченцо II Гонзага.

        Глава 7. В Риме

        Петер Пауль вновь отправляется в Вечный город «продолжать свое учение». В Риме он сделал копию с картона «Битва при Ангари» Леонардо да Винчи. Сама картина не сохранилась, и мир о ней знает, только благодаря этой копии.



        Рубенс Битва при Ангиари копия с фрески Леонардо да Винчи 1603-05 г.г.

        Живет Рубенс вместе со своим братом, который уже приезжал в Рим, чтобы получить степень доктора права, когда младший брат был в Испании, а теперь, состоя на службе при кардинале Асканио Колонна, он приехал заниматься археологическими изысканиями.
        В конце 1606 года Рубенс получает заказ от святой конгрегации на украшение главного алтаря в новой церкви Санта Мария ин Валличелла. Получить этот заказ пытались многие художники, в том числе Гвидо Рени и Помаранцио. То, что Рубенс мог одержать победу над таким признанным в Риме художником, как Гвидо Рени, доказывает, что он добился больших успехов в умении завязывать связи.



        Рубенс Madonna Adored by Angels (Madonna della Vallicella) 1608 г. Santa Maria Vallicella, Рим

        Но он не позаботился о том, чтобы заручиться разрешением своего властелина. А тот не замедлил напомнить о себе, и притом самым неприятным для Рубенса образом - он приказал ему вернуться в Мантую.
        Рубенс просит государственного секретаря, Кьеппио исхлопотать ему отсрочку, признаваясь, что взялся за роспись алтаря:
        «Меня вынудила к этому необходимость, ибо я не мог целый год вести в Риме жизнь, подобающую моему положению, содержать дом и двух слуг, получив из Мантуи со времени отъезда за все про все 140 скудо».
        Картина, правда, еще не начата, но «в ней заинтересованы многие знатные лица, и, откажись я от этого заказа, который получил, одержав славную победу над знаменитыми римскими художниками, я навлек бы на себя великую хулу».
        Винченцо предоставляет ему трехмесячную отсрочку. Но прошло полгода, а Петер Пауль все еще находится в Риме. На сей раз он получает формальный приказ. Герцог намерен предпринять длительное путешествие во Фландрию и хочет взять с собой своего художника. Рубенс повинуется и в конце июня 1607 года возвращается в Мантую.
        Но за это время герцог передумал, он отправляется в Геную, где проводит приемы, пиршества, представления, концерты, поездки. Петер Пауль присутствует на этих пышных увеселениях в качестве статиста, но при этом он не забывает свое ремесло. Ему представляется возможность написать портрет невесты дожа "Маркизы Бриджида Спинола-Дориа" (1606-07, Национальная галерея, Вашингтон).



        Рубенс Portrait of Marchesa Brigida Spinola Doria 1606 г. Национальная галерея, Вашингтон

        И еще несколько парадных портретов.



        Рубенс Portrait of Maria Serra Pallavicino 1606 г. частная коллекция



        Рубенс Portrait of Kaspar Scioppius 1606 г. Galleria Palatina (Palazzo Pitti), Флоренция



        Рубенс Сусанна и старцы 1607 г. Галерея Боргезе, Рим

        В Италии родился также замечательный портрет - "Автопортрет с мантуанскими друзьями" ( 1606, музей Вальраф-Рихартц, Кельн).



        Питер Пауль Рубенс Автопортрет в кругу друзей из Мантуи Фальфраф Ришартц Музей, Кельн

        По сути дела, очень немного из ранних, написанных Рубенсом в Италии, работ сохранились до нашего времени.
        Рубенс в Италии не только учился, но и плодотворно и много работал, так что к концу своего путешествия он прославился и стал признанным на родине Возрождения живописцем.

        Глава 8. Смерть матери

        В середине декабря 1607 года Петер Пауль вновь вернулся в Рим.



        Рубенс Landscape with the Ruins of Mount Palatine in Rome 1608 г. Лувр

        Двадцать восьмого октября 1608 года Рубенс пишет Аннибале Кьеппио из Рима:
        «Хотя Его высочества нет сейчас в Мантуе, я считаю своим долгом объяснить Вашей милости причины, вынуждающие меня совершить поступок, граничащий почти что с неучтивостью по отношению к герцогу, и продлить и так уже затянувшееся отсутствие поездкой за границу. Я надеюсь, однако, что по крайней мере эта отлучка будет недолгой. Позавчера я получил дурные известия о здоровье моей матушки, которая страдает от тяжелого приступа астмы и от бремени своих семидесяти двух лет. Увы, приходится ожидать, что ее постигнет участь всех смертных».

        Рубенс не знает, когда он возвратится, но заверяет, что по возвращении явится прямо в Мантую, потому что его работа в Риме закончена. Воля его господина всегда и везде пребудет для него непреложным законом. Так по крайней мере он пишет секретарю Кьеппио, прежде чем вскочить в седло.
        «Я спешу как безумный», - пишет он. Прощай, Италия!
        Его мать Мария умела страдать и бороться, всегда стояла на страже благополучия семьи и никогда не сдавалась, какие бы испытания ни выпадали ей на долю. Между тем жизнь по-прежнему обходилась с ней круто. Смерть унесла еще двух ее детей: в 1601 году старшего сына - Яна Баптиста, в 1606 году дочь Бландину.

        Вернувшись домой, Петер Пауль не застает уже мать в живых. Она умерла 19 октября 1608 года.
        Согласно воле покойной, ее тело было погребено в аббатстве св. Михаила.
        Еще два года назад, когда она была совершенно здорова, «памятуя о бренности рода человеческого и о том, что нет на свете ничего более неотвратимого, чем смерть, и более неопределенного, чем час оной», она взяла в руки перо и сама, без всякой посторонней помощи, обстоятельно изложила, свою последнюю волю, потому что не хотела стать причиной семейных неурядиц.
        Мария обстоятельно перечислила в этой бумаге все денежные потери последних лет, потом подвела итог тому, что у нее осталось, и перешла к разделу. Она поделила наследство между теми, кто остался в живых, то есть Филиппом, Петером Паулем и детьми Бландины.
        Рубенс тяжело переживал смерть матери. В память о матери Петер Пауль установил на могиле "лучшей из матерей" в качестве памятника созданную им величественную запрестольную скульптуру, которую он первоначально разработал для Новой Церкви в Риме и которую считал своим самым лучшим в то время творением.

        Глава 9. Возвращение домой

        Антверпен встретил художника в состоянии упадка. Крупнейший в XVI веке европейский город и порт потерял к началу XVII века былое величие и значение. Война наложила свой отпечаток на некогда процветающий и богатый город.



        Карта Антверпена XVII век

        Теперь они с Филиппом остались вдвоем.
        С помощью доброго друга Балтазара Моретуса Филипп напечатал свой труд «Electorum libri duo». Книга иллюстрирована рисунками, которые Петер Пауль выполнил специально для нее еще в Риме.
        Филипп пользуется большим уважением в Антверпене.



        Рубенс Portrait of Philip Rubens 1610-11 г.г.

        После смерти одного из четырех секретарей города ему предложили занять место покойного. В числе новых коллег Филиппа - почтенный Анри де Мой. Его двадцатитрехлетняя дочь произвела большое впечатление на молодого секретаря. В марте он на ней женился.

        В первое время по приезде в Антверпен Рубенс еще колеблется: оставаться здесь или вернуться в Италию.
        «Не знаю, оставаться ли мне на родине или окончательно перебраться в Рим, где мне предлагают выгодные условия. Здесь, впрочем, тоже прилагают все усилия и старания, чтобы меня удержать. Эрцгерцог и всемилостивейшая инфанта передали мне приглашение остаться в стране и поступить к ним на службу. Они предложили мне щедрое вознаграждение, но я не намерен становиться придворным. В тот день, когда я окончательно вознамерюсь покинуть Рим, мне лучше всего искать приюта в Антверпене», - пишет Рубенс одному из своих друзей.
        Пока он взвешивает все «за» и «против» происходит много событий, которые окончательно повлияют на его судьбу. 9 апреля 1609 года в Антверпене подписал мир на двенадцать лет между Нидерландами и Испанией. Властителями Нидерландов объявлены Эрцгерцог Альберт и его жена Изабелла, но находятся они в зависимости от Испании.



        Рубенс Albert VII, Archduke of Austria and Isabella Clara Eugenia of Spain

        Альберт и Изабелла прилагают все усилия, чтобы казаться независимыми правителями, они полны самых лучших намерений. Недаром они заказали Рубенсу свои портреты.
        Эрцгерцог и его супруга посылают Рубенсу золотую цепь и назначают его придворным живописцем. Придворным художникам обычно предоставлялось жилье либо во дворце, либо рядом с ним, в Брюсселе, но Рубенс добился права жить в Антверпене.
        Неизвестно, каким образом Рубенсу удалось настоять на своем, так как в XVII веке было далеко не просто добиться особого положения у своих венценосных хозяев. Вероятно, он проявлял « вежливую строптивость», а его умение успешно улаживать свои дела через несколько лет навело эрцгерцогиню на мысль использовать даровитого художника в качестве дипломата.

        Использованы материалы из Википедии и книги Роже Авермата "Петер Пауль Рубенс" (Вольное описание жизни художника).

        ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
        Рубрики:  ЖЗЛ/Нидерланды
        Семьи художников
        Метки:  

        Процитировано 25 раз

        Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Суббота, 01 Августа 2009 г. 20:10 (ссылка)
        Анатолий! Огромная и интересная работа! Вы-умница! Очень интересно!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Суббота, 01 Августа 2009 г. 21:43 (ссылка)
        Татьяна Борисовна, спасибо за добрые слова! Рад, что понравилось!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Юрий_Стойда   обратиться по имени Понедельник, 03 Августа 2009 г. 01:10 (ссылка)
        Присоединяюсь к оценкам Татьяны Борисовны. Спасибо, Анатолий.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Понедельник, 03 Августа 2009 г. 02:23 (ссылка)
        Юрий, спасибо, всегда рад Вас видеть у себя в гостях!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Mikulishna   обратиться по имени Четверг, 29 Октября 2009 г. 23:36 (ссылка)
        Прекрасно!
        Спасибо большое!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Улыбка_Ольга_Н   обратиться по имени Четверг, 29 Октября 2009 г. 23:48 (ссылка)
        Спасибо
        Ответить С цитатой В цитатник
        Nadechka_Kors   обратиться по имени Вторник, 22 Декабря 2009 г. 21:01 (ссылка)
        спасибо
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Среда, 02 Июня 2010 г. 19:44 (ссылка)
        простите, но картину "Св. Елена" писал не Рубенс
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Парашутов   обратиться по имени Среда, 02 Июня 2010 г. 22:47 (ссылка)
        Ув. Аноним! Я же написал в материале: На итальянском сайте этой церкви я нашел изображение святой Елены, не утверждая, что это именно панно Рубенса, все же помещаю его здесь.
        А если Вы утверждаете, что не Рубенс, могли бы написать - кто автор.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку