-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32881
        Написано: 47781


        МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 69 - СКРИПКА № 2)

        Пятница, 19 Июня 2009 г. 13:21 + в цитатник
        ИТАЛИЯ ИЛИ ПОЛЬША – РОДИНА СКРИПКИ?
        (Две версии о родине скрипки)

        Как в известной песне «Спорит Вологда и спорит Кострома», музыковеды до сих пор спорят о том, где впервые стали делать скрипки. Давайте «выслушаем» обе точки зрения, тем более, что я собрал неплохую коллекцию картин итальянских и польских художников.

        Мастера из Милана.

        Как известно, с XVII столетия виола начинает уступать свое место скрипке — сначала в Италии и Чехии, затем в Германии и, наконец, во Франции и Англии. Дольше всего виола задержалась в двух последних из названных стран, а во Франции она дожила даже до середины XVIII века.
        Первое бесспорное свидетельство появление скрипки и инструментов скрипичного семейства на территории Италии в начале XVI века подтверждается картинами и фресками итальянского художника Г.Феррари (1480-1546), в различных церквях около Милана.
        Самая ранняя из этих картин – "La Madonna degli aranci) (Мадонна апельсиновых деревьев) в церкви св. Кристофера в г. Верчелли, где Феррари жил с 1529 по 1536 год, была написана около 1529-30 года. Она изображает детскую игру на одной из таких ранних скрипок с примитивным контуром и тремя струнами.
        Другая картина Феррари в Sacro Monte (Священная гора) в г. Варалло изображает ангелочка, играющего на скрипке. Эту картину я, увы, не нашел!



        Гауденцио Феррари Мадонна апельсиновых деревьев Церковь Св. Кристофера в г. Верчелли, около 1529-30 г.г.




        Однако, самое известное из изображений скрипки находится на большой фреске под куполом Саронского Кафедрального Собора. В 1535-36 годах Феррари изобразил на ней трех типичных представителей скрипичного семейства: дискант, альт-тенор и бас.



        Гауденцио Феррари Музицирующие ангелы 1530-40 г.г. Фреска in Santa Maria dei Miracoli, Saronno.

        Все три инструмента имеют завиток и типичную для скрипки форму.
        Правда, у инструментоведов возникают споры по поводу того, четырехструнный или трехструнный изображен инструмент, поскольку в колковой коробе скрипки ясно видны четыре колковых стержня, которым соответствуют всего три колковых головки.
        Но это не принципиальный спор, поскольку в те времена скрипка могла быть одновременно и трехструнным, и четырехструнным инструментом.
        Небрежность художника проявилась в другом - эфы у виолончели оказались перевернутыми, хотя у альта они изображены правильно. Скрипка повернута к зрителю спиной и ясно видна выпуклость дна.
        Так как эти картины были обнаружены в церквах недалеко от Милана, резонно предположить, что эти инструменты были изготовлены на севере Италии и их увидел художник во время проживания там около 1530 года.
        Кто же создал эти ранние итальянские скрипки, которые изображены на картинах Феррари? Можно сделать лишь некоторые предположения.



        Джорджоне. Фриз с гризайлями с изображениями "семи свободных искусств" в Каза Пеллиццари Кастельфранко, Венето Музыкальные инструменты 1500-10 г.г.



        Джованни Беллини Скрипка. Деталь алтаря церкви Св. Захария, Венеция 1505 г.

        Дело в том, что в то время в Брешии (город недалеко от Милана) работали два мастера - Джиовани Джакобо далла Корна (1484-1550) и Цанетто Монтичиаро (родился около 1488 г.), которые, по словам Ланфранко (1533), изготовляли лютни, виолы, лиры и другие аналогичные инструменты (можно предположить, что и скрипки). Их работа отличалась большой тщательностью.
        К сожалению, не сохранились инструменты далла Корна, хотя lira da braccio, изготовленная его отцом Джиовани Мария далла Корна, ноходится сейчас в Ашмолианском Музее в Оксфорде.
        Этот прекрасный инструмент снабжен этикеткой "Gioan Maria bresiano in Venetia", указывающая на то, что инструмент был изготовлен в Венеции брешианским мастером.



        Доменико Компаньола Ангел со скрипкой 1517 г.



        Джованни Баттиста Лутери Досси. Аполлон 1524 г.



        Гверчино Святой Франциск и ангел, играющий на скрипке.

        Другой мастер Цанетто Монтичиаро родился в небольшом городке Монтичиаро в семи милях от Брешии. В 1530 году он поселился в Брешии, где и умер между 1562 и 1568 годами. Цанетто довел свое искусство до такого совершенства, что считался одним из основателей брешианской школы со своими коллегами Дж.Дж. далла Корна, Г.Б. Донедо и Дж. Вирхи.
        Из самых ранних брешианских мастеров, чьи скрипки сохранились до наших дней, известен Гаспаро да Сало. Хотя его первые скрипки датируются 1562 годом, что не позволяет ему считаться зачинателем скрипичного строительства в Италии, он по праву остался в истории как основатель брешианской скрипичной школы.
        Что касается Кремоны и Андреа Амати как основателя так называемой кремонской школы, то здесь все гораздо сложнее. До сих пор неизвестно точно, когда родился и умер А. Амати. По разным источникам, он родился в промежутке от 1500 до 1535 г.



        Микеланджело Меризи де Караваджо. Отдых на пути в Египет1594-96 г.г.



        Микеланджело Меризи де Караваджо. Амур-победитель 1600 г.

        Если принять версию более раннего рождения Амати ( у Д.Бойдена, например, 1511 год), то он мог бы изготовить скрипки около того времени, когда Феррари изобразил их на своих фресках в 1530 году.
        Но если принять во внимание, что между изображением скрипки на картинах и датой ее появления на музыкальной сцене должна быть достаточная временная дистанция, то Андреа Амати нельзя отнести к тем мастерам, которые начинали производство скрипок в Италии.
        Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко.



        Гвидо Рени Святая Сесилия 1606 г.



        Доменикино Madonna and Child with St Petronius and St John the Evangelist 1629 г.



        Лоренцо Липпи Аллегория Музыки вторая треть 17 века

        Несмотря на кажущуюся известность скрипки в музыкальных кругах Италии, большой популярностью она не пользовалась. Итальянские скрипичные мастера работали в основном на экспорт.
        Получается парадокс - на родине скрипки, естественным ходом подготовившей ее появление, инструмент признания не получает, а в других странах, где также существуют свои музыкальные традиции, скрипка пользуется популярностью.
        Этот факт рождает мысль, что Италия не была родиной скрипки, она отвергала чуждый ей инструмент. Но при этом изготовление скрипок было очень прибыльным делом, об этом говорит факт небывалого роста скрипичных школ не только на севере Италии, но и по всей стране.



        Лука Джордано Фрески "Середина жизни" 1684-86 г.г. Галерея Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция



        Лука Джордано Фрески "Середина жизни" (фрагмент) 1684-86 г. г. Галерея Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция

        Скрипки славян.

        Искусствоведы рассматривают вопрос об истоках скрипки и со стороны славянских стран. Многие факты указывают на раннее развитие смычковых инструментов в Польше, России и Украине.
        Об этом свидетельствуют и иконографический материал, и археологические раскопки.
        Так в Ополе и Гданьске были обнаружены струнно-смычковые инструменты, относящиеся еще к XI-XIII векам: двухструнный инструмент, похожий на пошетте (карманную скрипку), и пятиструнный, почти вдвое больший по размеру; они были сделаны из липы, дерева, используемого для изготовления посуды.



        Ян Купецкий Юноша со скрипкой 1690е

        К древним польским смычковым инструментам относятся трехструнные геньсле и мазанки, корпус которой выдалбливался из целого куска дерева.
        Название "мазанка" (mazanka) произошло от древнего польского слова "мазаня" - что значит тянуть смычком по струнам. Древние мазанки имели грушевидный долбленный корпус небольших размеров, колковую коробку и гриф без ладов. Настраивались они по квинтам и имели строй выше современных скрипок. Впервые мазанки начали изготавливать в начале XV века, что сближает их с русскими народными инструментами скоморохов, известные нам, в частности, по фреске церкви в Мелетове и раскопкам в Новгороде.
        К другому типу древних славянских смычковых инструментов принадлежали трех- и четырехструнные геньсле (Польша) и "смык" (Россия). По размерам они были больше мазанки, с овальным корпусом, без ладов и также удерживались исполнителем на плече.



        Walery Eljasz-Radzikowski Jan Krzeptowski Sabała.



        Артур Гроттгер Бедная скрипачка 1867 г.

        Все эти инструменты имеют и общие черты - квинтовый строй и отсутствие ладов на грифе.
        К концу XV века в Польше был известен и популярен народный инструмент скрипица.
        У него было три или четыре струны. Подобное название появляется в России в начале XVI века (до этого предок скрипки здесь назывался скрипель).
        Л.Гинзбург предполагает, "что новое имя было дано уже не старому, а профессиональному инструменту, использующемуся в городском музицировании".



        Йозеф Челмовский Селянка 1885 г.



        Wincenty Wodzinowski Na swojska nute 1889 г.



        Влодзимир Тетмайер Музыканты в Броновичах 1891 г.



        Влодзимир Тетмайер Перед корчмой 1893 г.



        Винсент Водзиновский Жнецы на отдыхе 1893 г.



        Теодор Аксентович Коломийка 1895 г.

        Можно предположить, что именно скрипица и была предшественницей итальянской скрипки. Первые изображения инструмента, аналогично классической скрипке, можно найти в Польше, например, в Кракове - это надгробие Ф. Ягеллона (1510 г.), и в Гданьске - фронт одного из домов древнего центра города, построенного в 1505 году.
        Надгробие Ф. Ягеллона оформлял Вит Ствош, получивший заказ, по обычаю того времени, еще при жизни короля. На стенах саркофага, по обычаю, изображены плакальщики из разных сословий. Интересная деталь: для оформления часовни, где был установлен саркофаг Ягеллон пригласил псковских живописцев. Росписи русских мастеров, созданные в лучших византийских традициях, производят необыкновенное впечатление: редкостная смесь восточного и западного живописного искусства здесь просто ошеломляет.
        Совершенно очевидно, что скрипка появилась в Польше намного раньше этих изображений.
        В начале 16 века, когда королевой Польши стала итальянская княжна Бона Сфорца (1518), наметились тесные культурные связи Польши с Италией. Особенно это коснулось юга Польши и севера Италии. Можно даже предположить, что именно Польша оказала влияние на итальянских мастеров в деле производства скрипок.



        Теодор Аксентович Золотой ангел 1900 г.



        Владислав Яроцкий Гуцул играющий на скрипке



        Фредерик Паутш Portret mężczyzny ze skrzypcami 1930 г.



        Фредерик Паутш Натягивание струн 1930 г.

        Итальянизация "польской скрипки" заметно модифицировала внешний вид инструмента и его звучание. И это можно считать закономерным, так как любой скрипичный мастер, будь то поляк или итальянец, стремился приблизить звучание скрипки к человеческому голосу, а вокальная школа Италии в рекламе не нуждается.
        Если принять эту гипотезу, что в Италию скрипка попала из Польши, то становится понятен расцвет скрипичного мастерства именно на севере Италии, а не где-нибудь на юге.
        Именно итальянские скрипки получили мировое признание как совершеннейшие музыкальные инструменты благодаря общей музыкальной, особенно вокальной, культуре страны. И не вина польских скрипичных мастеров, что итальянцы, подхватив эстафету эволюционного развития инструмента, превзошли их, опередив на столетия.

        Материалы из Википедии, а также отрывки из книги Л. Раабена "Скрипка" (1963 г.) и статьи Сергея Муратова "Скрипка: вопросы истории и происхождения" .

        Серия сообщений "Скрипка":
        Часть 1 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 68 - СКРИПКА № 1)
        Часть 2 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 69 - СКРИПКА № 2)
        Часть 3 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 70 - СКРИПКА № 3)
        Часть 4 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 71 - СКРИПКА № 4)
        ...
        Часть 15 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 110 - ВЕРНИСАЖ СКРИПАЧЕЙ.)
        Часть 16 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 111 - ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ.)
        Часть 17 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 159 - СКРИПКА - ДУША КОМПАНИИ. № 17)

        Рубрики:  Музыкальные инструменты
        Метки:  

        Процитировано 11 раз
        Понравилось: 1 пользователю

        Nadechka_Kors   обратиться по имени Вторник, 05 Января 2010 г. 15:05 (ссылка)
        спасибо,очень интересная информация.

        (Добавил ссылку к себе в дневник)

        Ответить С цитатой В цитатник
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку