Гламур
Как и многие из тех, кто наблюдает эволюцию современного общества, я задавалась вопросом, к чему же стремиться человек?
Для явления, которым можно охарактеризовать цель современного общеста, придумано множество названий, как хотите: общество потребления, бездумное поколение, обыватель, религия удовольствия, вечный фан, культ вечно-здорового-вечно-богатого. Но все они как-то вроде вокруг да около.
Гламур (англ. glamour, ['glæmə], собственно «чары», «очарование») — оценочное понятие (оценка при этом может быть как положительной, так и отрицательной в зависимости от взглядов говорящего), означающее близость к общепринятым стандартам «роскоши», «шикарного», внешне «блестящего».
В. Пелевин в произведении Empire V, пишет, что Гламур — это маскировка, которая нужна для того, чтобы повысить свой социальный статус в глазах окружающих. Гламур нужен для того, чтобы окружающие думали, что человек имеет доступ к бесконечному источнику денег.
«Человек гламурного мышления есть существо, которое считает акты потребления достижениями» — К. Крылов.
Употребление
Применяется прежде всего к моде на одежду и косметику (противопоставляется, в частности, гранжу), а в расширительном употреблении — также к стилю жизни, развлечениям и прочему. К «гламурным» обычно относят стандарты одежды и жизни, рекламируемые в «женских» и «мужских» глянцевых журналах (понятия «глянцевый журнал» и «гламурный журнал», «гламур» и «глянец» часто выступают как взаимозаменимые). Во Франции в старину Гламуром называли специальную вуалетку, скрывающую прыщи и недостатки кожи лица.
Гламурное фото
Фоторедакторы «гламуром» называют, такое фото, на портрете которого все-все стерто и отретушировано: все прыщики, неровности, поры. Абсолютно чистое лицо — так и получается глянцевая обложка, на которую все так отчаянно хотят быть похожи, но на которую никто непохож и не будет похож, даже та супер-пупер-модель, что для нее снялась. Великая иллюзия — гламур.
История слова
Английское слово glamour возникло в средние века как вариант к grammar «грамматика», «книга», заимствованного из фр. grammaire (развитие значений такое: грамматика → сложная книга → книга заклинаний → колдовство, заклинания → чары, очарование; ср. также фр. grimoire, рус. гримуар «книга заклинаний», того же происхождения). В Оксфордском университете до сих пор есть должность профессора of glamour (грамматики).
Первые фиксации слова «гламу́р» в русском языке отмечены в 1997 году, однако широко распространённым оно стало с 2005 года.
Когда слово grammaire попало в Великобританию, оно несколько деформировалось. «Glamour» происходит от шотландского слова, обозначавшего колдовство. Оно произошло от «grammar», а «grammar», в свою очередь, восходит к слову «grammatica». Им в средние века обозначали разные проявления учености, в том числе оккультные практики, которые ассоциировались с грамотностью.
Целью современного человека стала обложка. Гламур вбирает в себя все — для всего найдется свой штамп и красивая обертка. Любой эсцентричной выходке будет придуман штамп, про нее будет написано в журналах, и у нее найдутся последователи! Орите сколько душе угодно. Ужас в том, что «антигламур» — это такой же гламур, как и все остальное.
В 1998 г. Татьяна Толстая пишет статью «Я планов наших люблю гламурье» с критикой чистого гламура. Пожалуй, это первая серьезная попытка препарировать надвигающийся новый мир со всеми его пенами для ванны и позитивным восприятием мира. «Гламур — высшее, разреженное, лучистое, эфирное, запредельное состояние бытия. В гламуре гражданин — а тем более гражданка — уж не сеет, не жнет, не собирает в житницы. Все в ней гармония, все диво. В гламуре нет ни прыщей, ни вросших ногтей, ни кишечных колик, ни заусениц, ни храпа: все это преодолено на более ранней стадии развития... В гламуре нет заплаканных глаз, хлюпающего носа, уныния, отчаяния, наплевательства, ответственности, тревоги за родственников. Наконец, нет смерти, в лучшем случае — «неумирающая легенда». Гламурное существо — молодое, худое, извилистое, как правило, женского пола. Рожденное без родителей, оно мерцает на фоне безликих, но многочисленных «друзей», изредка имеет изящное гламурное дитя возрастом не более трех лет, которое неизвестно кто воспитывает. Оно не нуждается в деньгах, не берет и не дает в долг; источник его богатства неясен, но, очевидно, неистощим»
За все то время 20-го века, пока людей пичкали различными идеологиями, он привыкли не следовать своему мнению, а идти вслед за толпой. Сейчас главной целью является достижение Гламура, розовый туман и одурение перед глазами.
Конечно, Человек всегда хотел жить хорошо и ни о чем не думать. Но с приходом рекламы, кино, радио и телевидения наше существование превратилось в иллюзию, в мечту. Все информационные процессы направились на удовлетворение потребностей. Стало незазорным просто есть, спать и зарабатывать деньги. С приходом гламура, все вокруг окончательно уверились в том, что ну совсем ничего стыдного или дурного в этом нет, а душе «трудиться», в общем, и не обязательно. Само волшебное слово пошло от глянцевых журналов, а что нам говорит глянец? Что самое чудесное в жизни — белая яхта, голубое море и солнце в глаза. А если не получается, то хотя бы мечтать об этом. Телевизор и кино – сделали нас очевидцем, люди перестали вырабатывать собственные эмоции, став просто очевидцами, переживающими чужие чувства, радость и горе.
И вроде что дурного? Зачем, у людей мечту отнимать — кому помешает белая яхта или домик на лазурном берегу? Но мы же отчаянно обкрадываем себя, нам говорят, что делать, и мы это делаем, нам говорят, где зарыто счастье, и мы только туда и копаем. Помните стихи Заболотского:
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
В современном обществе важнее стал сосуд, а не то, что у него внутри! И каждый боиться это признать, а гламур помогает все заретушировать, спрятать подальше, сделать так, как будто там ничего быть и недолжно!
Я хочу закончить свою небольшую статью цитатой Андрея Кочетова из статьи «Национализм больших и малых наций», она не раскрывает понятие Гламур, но говорит о том, куда мы себя загнали, следуя за своими желаниями, модой и целью достижения огромного богатства:
«Те, кому сейчас 30-35 лет, и кто постарше, наверняка помнят, о чем мы тогда мечтали, каким видели не такое уж отдаленное наше будущее (начало XXI века, в котором мы как раз сейчас живем). О чем фантасты писали тогда в своих произведениях, а кинорежиссеры снимали фильмы. Мы видели общество, свободное от пороков. Мы видели созидательный порыв всего человечества, направленный на освоение космического пространства, открытие новых источников энергии, раскрытие тайн вселенной, овладение новыми знаниями. И мы уж точно не предполагали, что в совсем недалеком будущем увидим такую гниль, такую мерзость и такие пороки, о существовании которых раньше и не подозревали. Мы не предполагали, что весь научно-технический прогресс сведется к бесконечному совершенствованию стиральных машин, утюгов и унитазов, а главной добродетелью „глобализированного“ общества станет терпимость к цветным, извращенцам и наркоманам.»