Знойными летними днями в небольшом среднеазиатском городке, где мне довелось расти, часто можно было увидеть умиротворяющую картину: люди играли в нарды. В чайханах и во дворах сидели убеленные сединами старики, поглощенные магией игры. По вечерам бабушки открывали заветные мешочки с лото. Наши отцы, отдыхая после работы, расслаблялись у доски или за преферансом. А мы, дети, не имея возможности разобраться в тайнах чисел и ходов взрослых игр, устраивали морские баталии на тетрадных листочках…Разве можно представить жизнь без настольных игр? Почему они так привлекательны?
Настольные игры существуют много тысячелетий. По мнению Дэвида Палетта, написавшего известную книгу «Оксфордская история игр», даже самые современные игры имеют древние корни. Помимо классических шахмат и шашек, людям известна целая семья популярных настольных игр. Например, монополия, скрэбл, лото.
Знаменитые карточные игры из домашнего развлечения давно превратились в целую индустрию азарта. В мире немало знатоков азиатских экзотических игр, таких как го, маджонг или рендзю. Но самой популярной восточной на протяжении многих веков остаются нарды. Правда, никто не может сказать точно, в чью светлую голову пришла мысль придумать все это.
Нельзя даже определить национальную принадлежность той умной головы. Известно лишь, что нардам не меньше 5000 лет. Именно столько лет самой древней доске для нард, обнаруженной при раскопках в Средней Азии. В игру, очень сильно напоминающую нарды, играл сам Тутанхамон.
Все началось с драгоценного благовония для храмов
По одной из легенд, индусы, традиционно соревновавшиеся в остроумии с персами, прислали им комплект шахмат. Персидский мудрец Бюзюркмехр, достаточно быстро поставил индусам шах и мат, а в ответ выслал свою версию настольного развлечения. Индусам пришлось поломать голову – на разгадку игры у них ушло 12 лет.
Этой загадочной игрой были, конечно, нарды («тахте нард» - «бой на доске»). Новая игра безумно понравилась не только жителям Месопотамии. Крестоносцы развезли доски по всей Европе, наполняя ее восточным колоритом. Кстати говоря, интересно, что «нардом» в Азии называлось драгоценное благовоние для храмов, упоминаемое в священных книгах. Во многих странах игре дали собственное название.
Испанцы назвали ее - tablero, немцы - bretspiel, греки - diagramismos, итальянцы -tavola reale, французы - trick-track, турки – tavla, англичане – backgammon. Примечательно, что впервые общие правила игры в нарды зафиксировал англичанин Эдмонд Хойл в 1743 году.
Тысячи вариантов дальнейшего развития событий
Надо отметить, что нарды считались занятием не только развлекательного характера. Персы были уверены, что они обладают мистическими свойствами. Все на доске было кратно 6 и имело связь со счетом времени – месяцами, временами года, часами в сутках и даже количеством лунных ночей. Поле для игры считалось небом, а движение фишек по кругу обозначало движение звезд. Поэтому персидские астрологи часто использовали нарды как гадательно-прорицательный инструмент, предсказывая судьбу владык.
Другим популярным способом погадать играючи были кости. Если нарды изначально предназначались для тренировки ума, то кости вначале считались «волшебными» предметами. В древности считалось, что небольшие овечьи косточки, помеченные с четырех сторон, способны предсказывать будущее.
О таких костях упоминается в индийском трактате 2000-летней давности «Махабхарата». Помимо классических костей, тогда использовались пирамидальные, пятигранные, и восьмигранные кости с разнообразными изображениями на гранях. Спустя какое-то время кости стали использовать для игры.. Их стали делать из сливовых и персиковых косточек, рогов оленя, камешков, глины и даже из зубов боров и сурков.
Богатые греки и римляне играли в кости, изготовленные из мрамора, янтаря, агата, горного хрусталя. Можно сказать, что именно такая кость стала прародительницей игрального кубика и другой популярной дворовой игры – домино. Современные кости не могут похвастаться индивидуальным к себе подходом. Их массово ваяют из дешевого пластика.
Вероятно, единственной настольной игрой, сохранившей до сих пор функции развлечения и гадания, остаются карты. Люди, желающие разобраться в своих проблемах или узнать свое будущее, часто прибегают к услугам гадалок. Имея в своем распоряжении не больше 52 карт, опытные гадалки способны предложить вам больше тысячи вариантов дальнейшего развития событий.
Трудно сказать, кто первый придумал гадать на обычных игральных картах, но, тем не менее, такое гадание остается самым популярным и востребованным. Конечно, гадание может дать совершенно неожиданный результат, каковой, к примеру, получила мадам Грицацуева в известном романе Ильфа и Петрова…
Игра как лекарство
Любая хорошая игра обладает удивительным свойством увлекать, погружать в мир виртуальных переживаний. Именно этим свойством воспользовался китайский рыбак Цзе, которому легенда приписывает изобретение любимой азиатами игры «маджонг». Этот человек жил 3000 тысячи лет назад, на берегу озера близ деревни Нин По.
Он первым стал ловить рыбу в открытом море, а не у берега. И идея была верной, и улов был хороший, но сильно мешала рыбачьей команде морская болезнь. Цзе не страдал ею, поэтому считал болезнь просто игрой воображения. Чтобы развеять эту иллюзию, он предложил рыбакам поиграть.
По его мнению, игра должна отвлечь людей, переключить внимание. Будучи человеком творческим, Цзе придумал «маджонг», одну из самых увлекательных игр в мире. Рыбаки, поглощенные новыми ощущениями, напрочь забыли о морской болезни. А предприимчивый Цзе стал продавать идею, и настолько успешно, что потомки его богатого и уважаемого рода до сих пор живут в Китае. А маджонг, действительно, стал неотъемлемой частью жизни мореплавателей и туристов.
Хорошей игрой можно улучшить не только самочувствие, но и память. Самая любимая американцами игра «скрэбл» (SCRABBLE), была придумана 60 лет назад. С тех пор в нее играют в 122 странах мира, игра переведена на 30 языков, в том числе русский. Свое свободное время скрэблу посвящали Ричард Никсон и Владимир Набоков, Елизавета II и Мэл Гибсон.
Игра имеем много общего с кроссвордом и строится по принципу взаимосвязанных слов. Во время игры стимулируется память, развивается логическое мышление, тренируются реакция и интеллект. Виду очевидной пользы скрэбла его рекомендуют к использованию в детских учреждениях и школах.
Монополия «монополии»
Пожалуй, самой развлекательной и в то же время интеллектуальной игрой уже много лет остается «монополия». Со дня ее создания в 1935 году клан «монополистов» насчитывает более 480 миллионов человек. Примечательно, что игра о том, как разбогатеть, родилась в голове человека, действительно мечтающего о богатстве.
Чарльз Б. Дарроу играл в эту игру дома, на кухонном столе. У него никак не получалось разбогатеть в реальном мире, и он решил сделать это в мире воображаемом. Друзья и соседи с удовольствием подключились к его игре, на перебой соревнуясь в предпринимательстве и интуиции. Чарльз стал производить игру кустарным способом, но даже не слишком красивая внешне, она все равно нравилась людям.
Спустя некоторое время он продал за хорошие деньги права на игру компании «Паркер Бразерс». Теперь Чарльз разбогател в реальности. За прошедшие годы фанатами игры были придуманы самые невероятные варианты: «монополия», в которую можно играть под водой, самая маленькая «монополечка» размером всего один квадратный дюйм, поролоновая «монополия» и «монополия» из золота и серебра. Всемирный «монопольный» чемпионат проводится в Монте-Карло, в одной из игровых столиц мира.
Все по христианским правилам
Конечно, в свое время играм досталось. Вплоть до XV века католическая церковь нещадно боролась с ними, называя «бесовскими наваждениями». Причем священнослужители не делали различий между шахматами и костями. Может быть, в отместку одна из самых популярных игр получила название «домино», а именно так называлось зимнее черно-белое облачение «слуг Божьих».
Примечателен тот факт, что настольные игры признаются официальной христианской церковью. В хороших играх нет нездорового азарта, а есть естественное желание победить, добиться успеха. Конечно, кто-то может спросить, а как отличить хорошую игру от плохой? Церковь не приводит перечня нежелательных игр, зато выпускает в свет собственные, призванные помогать настоящему христианину осознать свое предназначение.
Недавно при поддержке Екатеринбургской епархии была выпущена настольная игра "Вознесенская игрушка". Передвигаясь по полю, игроки переходят через реки и горы, бродят по тропинкам в лесу. Цель этого похода – паломничество по храмам. На карте обозначены известные храмы Екатеринбургской епархии, возле которых раскладываются квадратики с изображением просфор.
Интересный момент – «паломники» пропускают ход, если приходят к роднику или останавливаются помолиться. Конечно, выигрывает тот, кто успел обойти большее количество храмов и собрать больше просфор. С разрешения официальной церкви в свет выпущены также электровикторина «Религии мира» и интеллектуальная игра «Православие». Так что можно сказать, что христианство идет в ногу со временем.
Можно ли постичь магию всех ходов
То, что настольные игры – неотъемлемая часть нашей жизни, наверное, уже никто не сомневается. То, что игры пережили тысячелетия, войны, правителей, империи, говорит о том, что бессмысленно пытаться их запрещать или ставить под сомнение. Когда-то, во времена Великой депрессии, американцы спаслись только игрой в «монополию», потому что лишь так могли почувствовать себя состоявшимися людьми, реализовать свои амбиции и устремления.
Где еще, как не в игре, можно за полчаса стать нефтяным магнатом, за час стать преуспевающим врачом, за 15 минут выиграть суд или купить на аукционе знаменитый «Черный квадрат» Малевича? Психологи говорят, что, играя, человек учится жить. Недаром даже существует понятие «развивающая игра», по которой ребенок делает свои первые шаги в самостоятельной жизни.
Конечно, существует и оборотная сторона медали. ХХ век породил не только интеллектуальные, вполне безобидные игры. На свет появились новые виды настольных игр – игровые приставки и компьютерные игры. Скрэбл, домино и лото психологически объединяют людей, даря ощущение семьи, друзей, вообще, ощущение собственной принадлежности к чему-то большому и хорошему.
Когда же муж или сын занят многочасовым хождением по лабиринтам и подвалам компьютерных «стрелялок», жены и матери только вздыхают – им нет места в этих увеселениях. Эту нездоровую тенденцию уже второе десятилетие с сожалением наблюдают семейные психотерапевты, горюя о тех временах, когда, когда семьи собирались перед лотошными карточками.
Исследователь этой проблемы Леонид Песвианизде:
- Настольные игры нужны для того, чтобы весело проводить время, лучше понимать друг друга, получать новые знания. Они нужны для того, чтобы сделать вашу семью благополучной.
Ирина Баринова
http://cloudwatcher.ru