Крым:
![](https://b.radikal.ru/b30/1810/bb/da6a95bd6844.jpg)
![](https://a.radikal.ru/a03/1810/fb/00c426ee363e.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b05/1810/34/e41a6f5a395b.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b40/1810/0f/66c430475e16.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b13/1810/47/ccfe640c412a.jpg)
![](https://c.radikal.ru/c21/1810/38/f746c6e66694.jpg)
Вид с горы Митридат (Керчь) на нашу кубанскую сторону. Сейчас здесь мост.
Кавказ:
![](https://a.radikal.ru/a30/1810/f0/950b955ed117.jpg)
Вид на реку Кубань
![](https://c.radikal.ru/c22/1810/5e/e87f8ece65e4.jpg)
Линия укреплений, Кавказ
![](https://c.radikal.ru/c21/1810/88/b60f87cd333b.jpg)
Река Псезуапсе, пос. Лазаревское, район Сочи
![](https://b.radikal.ru/b32/1810/37/430f24290678.jpg)
Черкесы
![палитра мал png (200x200, 64Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/2/145/45/145045060_palitra_mal_png.PNG)
![](https://b.radikal.ru/b15/1810/60/f9569c1e8d35.jpg)
Уильям Симпсон (William Simpson, Глазго 1823 - Лондон 1899) — шотландский и английский художник, очевидец Крымской войны.
Будучи одним из ведущих художников своего времени, нарисовал много картин с батальными сценами и буднями английской армии для «Illustrated London News», первой в мире иллюстрированной еженедельной газеты.
Работая военным корреспондентом, Симпсон сделал многочисленные репортажные серии рисунков с театров военных действий в Крыму, во время восстания сипаев в Индии, с франко-прусской войны, Второй Афганской войны, Палестины, Суэца, Абиссинии, Персии и т.д.
Так, по заданию редакции Уильям был направлен в Крым, на место боевых действий, где нарисовал много картин со сценами войны. Ценнейшим историко-этнографическим источником для изучения Крыма и Западного Кавказа являются записки и - главное - рисунки знаменитого военного корреспондента и художника-баталиста Уильяма Симпсона, чьи картины удивительно четко отражают ход событий Крымской войны 1853-1856 годов.
Именно по его рисункам британская общественность судила о реальности этой плохо управляемой военной кампании. Крымский альбом У. Симпсона признали художники и военные историки всего мира благодаря точности отражения событий и вниманию к деталям. Литографии с этих картин прославили Симпсона, дав ему имя «Симпсона Крымского».
Исследователям Восточной (Крымской) войны его работы хорошо знакомы. Рисунки У. Симпсона, изображающие военные действия и будни английской армии в Крыму, прекрасно известны во всем мире: практически ни одно издание о Крымской войне не обходится без них. Целью художника было не только отображение военных событий. Он хотел познакомить английского зрителя с новой, неизвестной землей. На его рисунках из крымской серии можно увидеть дворец графа Воронцова, мыс Фиолент, Байдарскую долину и многое другое.
Симпсон прибыл в Крым 15 ноября 1854 года, и хотя он пропустил более ранние сражения, он написал несколько картин с событиями до своего приезда. В этом ему помогли многочисленные знакомые военные, рассказавшие ему о многих деталях этих сражений. Во время работы над своими картинами Симпсон был поражен бедственным положением простых рядовых солдат.
В мае 1855г. Симпсон побывал с военной экспедицией в Керчи.
Он оставил Крым только осенью 1855 года.
В результате получилось 79 акварелей, которые он отослал в Лондон, чтобы хозяева еженедельника изготовили литографии.
Симпсону заплатили 20 фунтов за каждую картину. Для полной передачи цвета использовали отдельный камень для каждого тона. Первые рекламные объявления для литографий появились в мае 1855 г., а уже в следующем месяце объявили и о второй серии.
Были произведены две тысячи копий полного комплекта.
Симпсон посвятил это издание Королеве Виктории, патронажем которой он наслаждался весь остаток своей жизни и был постоянным посетителем Виндзорского замка.
Картины художника были настолько популярны, что он стал называться «Крымским Симпсоном».
Но Симпсон побывал и в наших местах и даже в Геленджике!!!
Путешествие в неведомые земли вызвало у Симпсона величайший интерес, во многом он чувствовал себя первооткрывателем.
В автобиографии художник пишет, что британцев, посетивших Черкессию до Крымской войны, можно пересчитать по пальцам одной руки.
Симпсон был проводником герцога Ньюкасла в Крыму (художник показывал бывшему министру поля сражений), и впоследствии ему было предложено сопровождать Ньюкасла по Черкесии и сделать ряд рисунков. Партия, которая включала слугу герцога Лукку, знавшего многие языки народов Кавказа, писателя Лоренса Олифанта и морского художника Освальда Брайерли, отплыла 29 сентября 1855 г. на пароходе "Highflier" вскоре после падения Севастополя. Путешественников сопровождала большая группа патриотически настроенных черкесов.
После высадки в Анапе 3 октября в сопровождении большой партии черкесов отряд отправился к р. Кубань, что нашло отражение в одном из рисунков У. Симпсона. Здесь, чтобы показать свою решительность и удаль англичанам, черкесы совершили нападение на русский форт, завершившееся перестрелкой обеих сторон.
Следующей остановкой отряда был Новороссийский форт, неподалеку от которого англичане приняли участие в черкесских поминальных обрядах.
После посещения Геленджикского форта отряд в сопровождении черкесов отправляется в длительное путешествие по суше.
В своих записках Симпсон подробно описывает кунацкую и обычаи гостеприимства, у черкесов приводя и интересную поговорку о трех великих добродетелях: «Острый меч, сладкий язык и сорок блюд».
Уильяму Симпсону принадлежат и первые изображения сочинских дольменов из долины реки Шахе, выполненные с большой точностью. Использованы изображения одного и того же дольмена, выполненные Симпсоном и более ста лет спустя, известным исследователем дольменов Кавказа В.И. Марковиным.
Еще в XIX веке рисунки кавказских дольменов У. Симпсона широко используются западноевропейскими исследователями мегалитов.
К сожалению, отечественными исследователями дольменов Западного Кавказа в историографии рисунки и записки У. Симпсона не упоминаются.
А между тем в долине Шахе он записывает услышанный от местных черкесов оригинальный вариант легенды о кавказских дольменах:
«Именно в северной части Черкессии мы в один прекрасный день натолкнулись на очень большие гробницы, относящиеся к древним эпохам. Это были грубо обработанные, огромные мегалитические гробницы с каменными крышками. Черкесы рассказали, что в этой стране в древние времена жили две расы гигантов и карликов.
Гиганты держали карликов в этих сооружениях, как в тюрьме, и через небольшое отверстие в каждом мегалите гиганты кормили своих маленьких заключенных. Рассматривая эти памятники, как гробницы, приходим к естественному выводу, судя по другим примерам, что отверстия были для предназначены для приношения продуктов питания и т.д., умершим.
Есть два эскиза этих гробниц в моих книгах, датированных 18 октября 1855 года.
Лонгворт описывает раскопки Беллом (Якуб-беком, как называли его черкесы) пирамиды или кургана, в котором была найдена грубая циста, не содержащая ничего, кроме нескольких фрагментов терракоты».
Читая его автобиографию, мы узнаем, что он находился в свите принца Уэльского во время венчания Цесаревича Александра (будущего Императора Александра III) с датской принцессой Дагмар 28 октября 1866 года в Петербурге.
В 1886г. Уильям Симпсон посетил Баку.
В своей автобиографии Симпсон пишет, что приехав в Баку, он явился с рекомендательным письмом к Торнудду (управляющему у Нобелей). Один из братьев Нобелей провез его по нефтепромыслам, а затем в Сураханы в "Храм огнепоклонников", где он сделал несколько рисунков.
Британцы твердо считают У. Симпсона не только художником и путешественником, но и писателем, регулярно переиздавая автобиографию, написанную Симпсоном в 1893 году.