В столице Китая, городе Пекине, есть известное по всему миру производство изделий прикладного искусства – это перегородчатая эмаль.
Пекинская перегородчатая эмаль – оригинальное национальное искусство.
Одна из самых нарядных ювелирных техник — перегородчатая эмаль. На металлической пластине (обычно серебряной, медной или из желтого золота) выкладывается рисунок при помощи тонких проволочек (чаще серебряных). Проволочки и играют роль «перегородок», внутрь которых помещается эмаль.
В старину на изделиях эта техника часто играла роль свиты вокруг «королей» — драгоценных камней.
Техника перегородчатой эмали
Многие помнят капли росы, пойманные летней паутинкой.
У перегородчатой, как и у витражной (разновидности перегородчатой) эмали схожий принцип. Просветы в выложенном проволокой рисунке — ажурной филиграни — заполняют мокрой молотой эмалевой массой. Изделие осторожно просушивают и немедленно обжигают. Многоцветный рисунок обжигается в муфельной печи многократно. Эмаль сплавляется и образует как бы стекло, вправленное в просветы металлического кружева.
Витражную эмаль отличает от перегородчатой только то, что она прозрачна, если смотреть сквозь изделие на свет. У перегородчатой же имеется «донышко» — непрозрачная основа обычно из меди, серебра, либо желтого золота. Кстати, есть мнение, что в старину (до Бенвенутто Челлини, виртуоза витражной эмали), «донышко» именно стачивали, и после обжигали.
Эта эффектнейшая техника перегородчатой эмали — подвиг бесконечного терпения и сноровки.
Настоящая перегородчатая эмаль — тонкая и трудоемкая ручная работа. Именно по этой причине в массовом производстве украшений она практически не используется, иначе цены стали бы слишком высокими. Ювелирные компании чаще «воссоздают эффект» перегородчатой эмали более экономически оправданными способами, например — отливая изделие с готовыми ячейками под эмаль (аналогично технике выемчатой эмали).
Настоящая перегородчатая эмаль иногда используется на фабриках в украшениях на заказ или в эксклюзивных коллекциях.
Знаменита китайская (пекинская) перегородчатая эмаль во всем мире.
Узоры по степени тонкости дают фору современной высокоточной полиграфии. И как правило, никаких камней.
Сплошь узорчатым поверхностям строго аккомпанирует литьё: морды и лапы реальных и волшебных зверей служат ручками на сосудах и вазах. Китайцы и сегодня работают в этой технике, по-прежнему по большей части без камней. Рационально, если вдуматься — камни грабители и варвары норовят выковырять, а с пекинской эмалевой вазы уж точно «взятки гладки».
Благодаря своим замечательным художественным качествам перегородчатые эмали Китая пользуются большой популярностью во всем мире, это одна из важных статей китайского экспорта - один из традиционных видов народного мастерства Китая.