-

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Привалова

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2007
Записей: 11999
Комментариев: 65197
Написано: 98933


Традиционный японский театр – это сложный и многоцветный мир. Кабуки

Воскресенье, 19 Июня 2011 г. 02:05 + в цитатник
Традиции и история японского театра уходят корнями в очень далёкое прошлое. Прямая преемственность традиции прослеживается чуть ли не полтора тысячелетия, к эпохе, когда в Японию с материка проник буддизм, а вместе с ним – музыка и танцы из Китая, Индии, Кореи.


Знаменитый знаток японской культуры академик Н. Конрад предположил, что классический японский театр сохранил в себе и элементы античной драмы, проникшей на Дальний Восток долгим и окружным путем – через эллинистические государства Передней Азии, Индию и Китай.

В Японии много разновидностей классических традиционных театров.
Попытаюсь немного рассказать о некоторых...
ТЕАТР КАБУКИ.

В начале эпохи Токугава родился, расцвел и принёс плоды демократический театр Японии. Это была драма Кабуки.

Кабуки, самый известный вид классического театрального искусства Японии, имеет примерно 400-летнюю историю: сначала это были упражнения для развития техники исполнения женского танца (Кабуки одори). Ритуальные танцы часто исполнялись для развлечения прихожан при синтоистском храме в Идзумо. Они и по сей день исполняются при синтоистских храмах в Нара и других местах.



Юные девушки в тонких накидках поверх белых кимоно и алых хакама, с распущенными волосами и красиво загримированными лицами танцуют в зале храма.

Из числа таких храмовых танцовщиц была и девушка по имени Идзумо-но Окуни, дочь кузнеца. В старинных хрониках говорится, что она была красавицей с волосами мягкими и длинными, как ветки ивы, и обликом походила на цветок персика.
«Её танцевальная манера была величественной, – отмечали хроники, – а звонкий голос поражал всех, приходивших её посмотреть». Она была известна также своим нежным сердцем, и ей в равной степени восторгались и мужчины, и женщины.
Примерно на рубеже XVII века Окуни прибыла в Киото и начала исполнять некоторые из ритуальных танцев в высохшем русле реки или на шумных улицах древней столицы. Первым она исполнила «Буддийский танец возглашения», сопровождаемый буддийскими молитвами (танец изобрёл буддийский священник Куя, отвечая вкусам народа, танец стал очень популярным). Её красота и прекрасные танцы принесли ей симпатии множества поклонников и покровительство феодальных князей. Юки Хидэясу, сын Токугава Иэясу и приёмный сын Тоётоми Хидэёси, был покорён её красотой и исполнительским мастерством. Рассказывают, что однажды он подарил ей свои драгоценные коралловые бусы, сказав, что стеклянное ожерелье, которое она носила, «слишком холодно и не вызывает радости».
Начав с раскованного неофициального развлечения киотской толпы, Окуни постепенно добавляла в репертуар романтические и светские танцы, исполнявшиеся вначале под аккомпанемент флейты, старомодных барабанов, в которые надо было ударять пальцами, и других инструментов театра Но. Со временем она приобрела популярность во всей столице, и её появление на маленькой открытой сцене привлекало многочисленных зрителей, жаждущих после долгой эпохи войн эстетических развлечений. Она умело совместила различные традиционные танцы, народные баллады, стихотворные импровизации и другие элементы в одно гармоничное целое и таким образом создала театр Кабуки (слово «Кабуки» состоит из трёх китайских иероглифов, буквально означающих «искусство пения и танца»), в котором выступали молодые танцовщицы.

Принятие сямисэна также способствовало дальнейшему развитию театра Окуни. Этот инструмент своей популярностью многим обязан Рютацу, композитору, известному также своим прекрасным голосом. Пантомима возникла благодаря усилиям Нагоя Сандзабуро, который стал мужем Окуни. К новому театрализованному танцу были добавлены комические диалоги, а сама Окуни вскоре стала исполнять мужские роли. Этот новый вид представления распространился по разным провинциям и вызвал множество подражаний.
В 1603 году Кабуки Окуни окончательно оформился и принял форму театра. Вначале Окуни выступала со своей группой в Киото, в кварталах Сидзёгавара и Кодзёгавара, а в 1604 году она построила собственную стационарную сцену на территории синтоистского храма Китано. Однако, несмотря на славу нового театра, к участвовавшим в нём актёрам и актрисам сохранялось значительное социальное предубеждение. Но, несмотря на падение репутации Кабуки Окуни, причиной чему была растущая безнравственность и распутство некоторых актёров и актрис, которые всё ещё занимали наиболее презренное место в феодальной иерархии, саму Окуни в своё время с необычайной теплотой встречали в высших сферах, примером чего является покровительство Хидэясу и одной знатной придворной дамы из Киото.

Памяттник Идзумо-но Окуни в Киото
В 1607 году труппа Окуни отправилась в Эдо, где точно так же, как в Киото и Осаке, её представления вошли в моду. Во время представлений помещения всегда были переполнены, и популярность Кабуки была столь головокружительной, что самураи Эдо до безумия влюблялись в танцовщиц и устраивали поединки, дабы завоевать их симпатии. Властям это показалось уже излишним, и они решили запретить выступления труппы, хотя запрет был скорее вызван поведением эдоских кавалеров, чем деятельностью самого Кабуки.
В трёх крупнейших городах – Киото, Осака и Эдо – быстро росло число актрис, воодушевлённых примером Окуни, и исполняемые ими представления Кабуки стали излюбленным развлечением широкой публики. Но развитие театра сопровождалось пагубным влиянием актрис на общественную нравственность, и токугавское правительство издало ряд декретов, запрещающих появление актрис на сцене. В 1608 году был издан указ, разрешающий выступление Кабуки только на городских окраинах, где его тлетворное влияние менее пагубно сказывалось бы на обществе. Несколько придворных дам, которые завели романы с красивыми актёрами Кабуки, были отправлены в изгнание. Правительство часто вмешивалось в дела Кабуки. В 1626 году, когда группа актрис выступала в пригороде Эдо, театр был настолько переполнен, что возникли крупные беспорядки, и было приказано прекратить представление. И, наконец, правительство третьего сёгуна Иэмицу издало в 1629 году строгий указ, запрещающий любые представления с участием женщин. Театр Онна Кабуки (женский театр Кабуки) был уничтожен.


Его место занял возникший ещё в начале XVII века Вакасю Кабуки (мужской театр), в котором играли только юноши.

Однако, так как театр, в котором выступали только мальчики и молодые люди, также начал считаться подрывающим моральные устои, в 1644 году правительство его запретило. После этого был издан указ, предписывавший закрыть четыре ведущих театра Эдо, равно как и кукольные театры и другие центры развлечений, поводом для чего послужил скандальный роман актёра Кабуки и жены крупного аристократа. Под давлением владельцев театров в следующем году они были открыты снова, но в 1648 году был издан указ, запрещающий аристократам посещать театры, а в 1656-м – запрещающий актёрам давать представления в усадьбах самураев, даже если их специально приглашают.






Театр Кабуки во многих отношениях уникален — поразительный грим, пышные одежды, тщательно разработанное сценическое оснащение, экзальтированный стиль исполнения...



Зрелищность Кабуки требует от актёров огромного мастерства.
Среди актёров кабуки существуют целые театральные династии, которые специализируются на определённых стилях игры.





Художественные приёмы театра Кабуки передаются от отца к сыну, от сына к внуку и так далее, поэтому данное искусство во многом остаётся достоянием ограниченного числа актёрских семей. Каждая семья становится хранителем определённых ролей, и эти амплуа, в свою очередь, передаются от поколения к поколению.


Существование оннагата – мужчин, исполняющих женские роли, после запрета выступления актрис стало совершенно необходимым и сохранилось до настоящего времени. Даже в середине XIX века, когда были отменены многие запреты, женщины долго не могли достичь такого же совершенства в исполнении женских ролей, как мужчины – оннагата, тратившие долгие годы на накопление опыта.

Любопытно, что оннагата были обязаны носить женское платье и в повседневной жизни, эта практика была отменена во время реставрации Мэйдзи в 1868 году.

Существуют арагото («грубый стиль») и вагото («гармоничный стиль»).
Стандартные мужские роли кабуки: красавец-любовник, добродетельный герой или злой самурай;
Стандартные роли для оннагата: знатная леди, молодая девушка, злая женщина.


В современной Японии жанр традиционного театра Кабуки остается популярным и любимым миллионами зрителей. Отличительной особенностью сцены в этом театре является уходящий в зрительный зал помост «ханамити», на который актеры выносят действие спектакля. Находясь непосредственно среди зрителей, под острым прицелом сотен глаз, актерская игра не может не отличаться подлинным профессионализмом и богатством мимики. Зачастую существенная часть театрального действия переносится на ханамити, что обусловливает полное подчинение зрительного зала актерскому мастерству, и в конечном итоге, способствует единению зрителей и актеров. Многие театры Европы воспользовались этим изобретением Кабуки, также начав выносить театральное действие в зрительный зал с помощью специальных помостов.


Вращающаяся сцена (маварибутай)– еще одно из изобретений театра Кабуки. На небольших возвышениях по обе стороны от сцены располагаются в специальных ложах музыканты и певцы, которые сопровождают особо значительные эпизоды спектаклей музыкой, дополняя драматичность момента. Смена реквизита происходит при раскрытых кулисах: считающиеся невидимыми люди в черном (куроко) быстро и незаметно уносят предметы со сцены, заменяя их новыми.




Запрет на актерское участие женщин в Кабуки давно снят, но верность традициям не позволяет ломать веками сложившиеся устои, и женские роли по-прежнему блестяще играют мужчины.

Кроме того, актеры в амплуа оннагата настолько мастерски перевоплощаются в женщин, что их игра составляет одно из главных достоинств традиционного японского театра Кабуки. Существует даже мнение, что подлинный японский идеал женского изящества и красоты сохранили именно оннагата, а не реальные современные японские женщины.


На снимках: наш современник, актер театра Кабуки Tachibana Daigoro.
Выделяют несколько категорий пьес кабуки:
- Одаймоно – исторические драмы, основанные на событиях эпохи Хэйан. Место действия, в основном, дворцы Киото, а действующие лица – придворная аристократия.
- Дзидаймоно – исторические драмы, основанные на событиях времен Гэмпэй и последующих периодов вплоть до конца 16 века. Героями этих пьес являются самураи и воины.
- Оиэмоно – семейные пьесы. Социальные драмы, в основе которых лежат события, происходившие в семьях феодальных князей в эпоху Эдо (1603-1876) Сэвамоно – бытовые пьесы. Драмы в основе которых лежит жизнь простых людей в эпоху Эдо.

Популярные театры кабуки в Японии: Кабукиза в Токио, Шин-Кабукиза в Осаке или Минамиза в Киото.
Спектакли кабуки длятся около 5 часов.
Центральной темой являются человеческие чувства...

Кабуки был и остается целым миром с собственными законами, устоями, иерархией и предрассудками, остающимся верным незыблемым японским традициям и не теряющим при этом связи с современностью.
Рубрики:  Искусство
Япония
Метки:  

Процитировано 12 раз
Понравилось: 1 пользователю

МОННА   обратиться по имени Воскресенье, 19 Июня 2011 г. 08:08 (ссылка)
Люсенька, чудесный пост!!! Сколько материала перелопатила, пчелка наша! Спасибо! И с добрым утром!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Ryusei_Yamagawa   обратиться по имени Воскресенье, 19 Июня 2011 г. 11:38 (ссылка)
Благодарю за пост
Ответить С цитатой В цитатник
Привалова   обратиться по имени Воскресенье, 19 Июня 2011 г. 12:47 (ссылка)
МОННА, с добрым утром и хорошим днем! 5 лет тому назад ко мне обратился студент-заочник - ему надо было сдать культурологию моей коллеге (а я преподавала социологию и культуру речи), говорит, не знаю, какую тему взять. А я и говорю, а давай мы с тобой напишем работу по японским театрам. Он говорит, а я ничего не знаю об этом. Я: вот теперь узнаешь. Стали собирать материал (к сожалению, у меня в прошлом году сгорел системник, и большая часть материалов пропала бесследно), сделали работу, пошел он сдавать зачет. Сдал. Приходит моя коллега в преподавательскую комнату и говорит: "Ну, Люся, ты сделала две хорошие вещи: нашла прекрасный материал и спасла человека". Я очень гордилась вторым фактом... Вот и решила сделать сообщение. Возможно, будет продолжение...
Ответить С цитатой В цитатник
Привалова   обратиться по имени Воскресенье, 19 Июня 2011 г. 12:50 (ссылка)
Ryusei_Yamagawa, ой, пожалуйста! Обожаю Японию и ее культуру.
Ответить С цитатой В цитатник
ily_domenech   обратиться по имени Воскресенье, 19 Июня 2011 г. 20:21 (ссылка)
Очень интересно.Столько фотографий о Кабуки я никогда не видела.
Ответить С цитатой В цитатник
Привалова   обратиться по имени Воскресенье, 19 Июня 2011 г. 20:35 (ссылка)
ily_domenech, а я вчера попала в блог к онномати Дайгоро - он там рассказывает о своей работе, очень много фотографий, пишет, слава Богу, по-английски. А сколько комментариев! У них сейчас очень популярна зрелая актриса Mamma Rose - она из династии актеров Кабуки, ее сын - тоже актер (у меня в посте она после слов "заменяя их новыми" 2 фотка, она в очень дорогом, богатом костюме, а пацанчик ее - выше слов "Художественные приёмы театра Кабуки передаются от отца к сыну" - 2 фотки. Красавец, актер и танцор...
Ответить С цитатой В цитатник
ily_domenech   обратиться по имени Воскресенье, 19 Июня 2011 г. 20:47 (ссылка)

Ответ на комментарий Привалова

Нашла, нашла, всех нашла...
Ответить С цитатой В цитатник
Привалова   обратиться по имени Воскресенье, 19 Июня 2011 г. 20:47 (ссылка)
ily_domenech, слава Богу.
Ответить С цитатой В цитатник
Натали_Пушкина   обратиться по имени Понедельник, 20 Июня 2011 г. 05:25 (ссылка)
Интересно...благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
Привалова   обратиться по имени Понедельник, 20 Июня 2011 г. 05:34 (ссылка)
Натали_Пушкина, пожалуйста!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку