На одном из зарубежных аукционов мне понравилась картина - вид Венеции:
Карл Кауфманн. Вид на церковь Санта Мария делла Салюте
Я заинтересовалась творчеством этого художника... Но на русских сайтах информации почти не нашла - была ссылка только на дневник одного пользователя Лиру (имени называть не буду, потому что там - сплошной компот: пейзажи Венеции + картины природы, картины в рамах, картины без рам) - в общем, я решила твердо: буду искать, пока не найду...
Каких только ссылок мне не давали: попадала на различные аукционы, в галереи, музеи, на немецкий сайт, где было несколько лиц с таким же именем, прочитала даже брошюру с информацией об одном пейзаже Кауфмана, вот только из брошюры я узнала, что это австрийский художник, хорошо известный в Европе!
Таким образом, у меня в коллекции оказались вот эти репродукции:
Наконец, поисковая система одумалась и вывела меня на сайт Венской галереи, где творчество художника было представлено более-менее хорошо: к картинам помещен пояснительный текст профессора (Prof.H.Fuchs, Lexicon of austrian artists, Vienna, 1975), из которого я узнала, что художник Карл Кауфманн (1843 – 1901) родом из Вены, пейзажист, маринист, ориенталист, мастер архитектурных видов. Выпускник Академии Художеств в Вене, учился на живописном и архитектурном отделениях.
После окончания много путешествовал по Германии, Бельгии и западному побережью Франции, делая многочисленные натурные зарисовки, впоследствии воплощенные в картинах.
В 1880 – 1890-е часто посещал Италию, посвятив ее видам множество полотен. В творчестве доминируют виды побережья с эффектным освещением и оригинальной колористической трактовкой.
Подписывал работы как своим именем, так и псевдонимами (их более 10): Charles Marchand, L. Van Howe, B. Lambert, C. Carlo и др.).
"Н. CARNIER " - один из самых известных псевдонимов Карла Кауфмана, также часто использовал для подписи своих работ псевдоним «La Prtla»:
ВИД ВЕНЕЦИИ СО СТОРОНЫ ПОРТА. 1902.Холст, масло. 68,5 х 106
Слева внизу подпись и дата: L. Prtla
Получил широкую известность в первую очередь как автор итальянских городских пейзажей, изображающих Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, а также благодаря серии видов Зальцбурга.
И далее - серия венецианских пейзажей, которые я рассматривала несколько часов с лупой... Почему у художника столько псевдонимов? Что это: желание не привлекать к себе внимание, остаться неузнанным? Так ведь даже я, дилетант, и то через некоторое время стала узнавать манеру художника: его корабли и лодки, паруса и фигуры людей, цвета и краски, архитектурные приметы дорогой мне Венеции!
А пока я с волнением переводила лекцию профессора...
Панорамные пейзажи на фоне венецианской архитектуры – один из излюбленных сюжетов в творчестве Карла Кауфмана. Именно венецианские пейзажи пользовались особым спросом у заказчиков еще при жизни мастера.
К.Кауфман развивал традиции жанра ведуты – панорамного архитектурного пейзажа венецианского «сеттченто», основанного Антонио Каналетто и Франческо Гварди.
Работы отличает мягкий лиризм в изображении архитектурного вида. Роскошные парусные суда, доминирующие на первом плане, определяют образный строй полотна и подчеркивают значение Венеции как старейшего и крупнейшего порта Средиземноморья.
Из парижской серии я нашла только один,где изображена знаменитая Триумфальная Арка:
Триумфальная арка (архитекторы Персье и Фонтэн), изображенная на полотне, была построена между 1806 и 1808 годами при Наполеоне 1.
Отдельной темой в творчестве художника является изображение видов городов Востока – как реальных, так и воображаемых:
Потом нашла пейзажи из голландской серии:
И еще один, скорее всего, ранний:
И никакого объяснения, никаких подробностей о жизни художника!
Так и не разгадала я эту загадку многочисленных псевдонимов Карла.
Зато смогла познакомиться с его творчеством и совершить путешествие в прошлое! Это ли не чудо?!