Сказка о Николае Богданове-Бельском...

Суббота, 29 Сентября 2012 г. 00:01 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda Сказка о пастушке и добром волшебнике.|Николай Богданов-Бельский

Николай Богданов-Бельский







Крестьянские мальчики

Когда Коля Богданов был совсем маленьким, он очень любил слушать сказки. Сказки рассказывала Коле мама. Жаль только, что она редко это делала, потому что очень много и тяжело работала, чтобы прокормить себя и маленького Колю, так как отца у него не было. А еще удивительные истории рассказывали странники, которые иногда заходили в деревню.

С шести лет стал работать и сам Коля: пас стадо на берегах речки Плюссы. С утра до позднего вечера Коля один. Только огромные пестрые коровы жуют свою бесконечную жвачку, бегают по отмели длинноногие кулики, да кудлатая собачка Тузик разлеглась в тени, вывалив наружу темно-розовый язык.



Визитеры


Вы думаете, Коля скучал? Ничуть не бывало. Он придумывал и сам себе рассказывал сказки. Сказки получались разные — веселые и печальные. Но в каждой сказке непременно был добрый волшебник, который соглашался исполнить заветные желания героя. Конечно, героем сказки Коля воображал самого себя.

Больше всего на свете Коля хотел учиться. Но как это сделать бедному крестьянскому мальчику? Хромой звонарь местной церкви обучил его читать по темным и таинственным старославянским книгам. На всю жизнь запомнил Коля их удивительный травяной запах и прекрасные картинки, из которых получались первые буквы на каждой странице.


В церкви

Весной, летом и осенью Коля работал, а зимой ходил за несколько верст в школу для крестьян, в село Шоптово. Но там было всего два класса, и оба их Коля уже превзошел...Только и оставалось, что сочинять сказки, где исполняются желания, да вырезать из дерева чудные фигурки, которые очень нравились односельчанам и даже учителю в Шоптовской школе. Как живые, получались у Коли рогатые коровы, курчавые овцы, веселая собачка Тузик, старающаяся поймать
свой хвост...

— Мама, есть на свете волшебники? — спрашивал Коля у матери.

— Нету, Коленька, — грустно вздыхала мать.

«Как же так? — удивлялся Коля. — Откуда же они в сказках взялись? Может, приглядеться надо?»

На каждого незнакомого человека маленький Коля смотрел с любопытством: а вдруг это и есть волшебник?



День рождения в саду

Однажды в Шоптовскую школу пришел на урок неизвестный мальчикам человек. Сначала Коля его даже испугался. Желтая кожа, впалые щеки, очки в толстой оправе...

«Если он и есть волшебник, то злой», — подумалось ему. Украдкой он взял лист бумаги и стал рисовать портрет незнакомца.

— Меня зовут Сергей Александрович, — представился меж тем пришелец.

«Ну вот, — совсем разочаровался Коля. — Разве могут настоящего волшебника звать так обыкновенно? У волшебников и имена должны быть волшебные...»

Учитель подвел Сергея Александровича к парте, за которой сидел Коля. Мальчик на всякий случай прикрыл почти готовый портрет рукой. «Вдруг незнакомец рассердится?»

— Вот у этого мальчика, — сказал учитель, — художественные способности. Прекрасно рисует, вырезает по дереву. Жаль, если все это зачахнет в нашем захолустье...

— А что это здесь? — Сергей Александрович мягко отвел руку мальчика, посмотрел на листок... и засмеялся. — Неужто я такой суровый?

И сразу стало видно, что он вовсе не страшный, а умный и добрый. И лучики-морщинки от глаз бегут, веселятся. Молча склонился Коля над портретом, уверенной рукой добавил несколько штрихов.

— До чего ж похож! — ахнули все.

— Такому дару и впрямь нельзя пропасть, — задумчиво сказал Сергей Александрович и обратился к Коле: — Будешь в мою школу ходить, в село Татево?


У школьного порога

Удивительная это была школа. Все ученики в ней были крестьянские ребятишки. А учитель — Сергей Александрович Рачинский — профессор ботаники из Московского университета. Он уехал из Москвы, на свои деньги построил светлую, просторную школу с большим садом и сам жил при ней, обучая детей. Дети у него сидели за партами, только когда надо было писать. Уроки ботаники он проводил на лугу или в саду, во время уроков математики каждому ученику давал свое задание, и тот шел
думать над ним, куда ему было удобно.


За книжкой, 1915


Коля всему учился прилежно: и ботанике, и математике, и русскому языку, но больше всего нравились ему уроки рисования. Даже среди крестьянских ребят оставался он одним из самых бедных учеников, часто голодал, ходил в порванной одежде. Рачинский заметил это, принес Коле теплый жакет, осторожно, чтобы не обидеть, подкармливал мальчика. Например, так: принесет учитель в класс крупной картошки, нарежет Коля из картошки смешных зверей, порадует одноклассников. Потом унесет их домой, сварит и съест. Не пропадать же добру!

Вскоре Сергей Александрович понял: Коля научился у него всему, чему он мог его научить. Надо мальчику учиться дальше, но где? Как?

По рекомендации Рачинского Колю взяли в монастырь, в школу иконописцев. Там мальчик учился писать иконы. Иногда с удовольствием писал портреты монахов. Все тот же Рачинский отправляет его учиться в Москву, в Школу живописи и ваяния.

— Ты уносишь с собой часть моего сердца! — говорит он при расставании любимому ученику.


Деревенский мальчик

В Москве Коле Богданову нравится и все удается. Он поступает в класс пейзажа (жанр, изображающий природу), учится у прекрасных художников, дружит с сокурсниками. И вот выпускная работа. Все ждут от Николая мастерского изображения леса или поля. Может быть, цветущего сада. Но...

В душе Коля остался все тем же маленьким мальчиком, обожающим сказки. И он представляет на экзамен картину, на которой хрупкий, бедно одетый пастушок слушает волшебные рассказы старика странника.

Картину купил за 3000 рублей известный коллекционер. Денег хватило как раз на то, чтобы исполнить давнишнюю мечту — съездить в Константинополь, посетить святую гору Афон.


Горе

А дальше у бывшего пастушка все было хорошо. Вспоминая свое детство, он писал картины из сельской жизни, учился в Петербурге и Париже, вместе с другими художниками участвовал в передвижных выставках, которые они возили по городам России. Не забывал Николай и своего учителя Сергея Александровича — для его
школы написал прекрасную картину «Устный счет». Картина сразу же стала знаменитой, ее печатали на обложках тетрадей, в календарях.


Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского 1895


Стал академиком, появились деньги, слава. Сам царь Николай II приобрел и велел повесить в своем кабинете в Царском Селе картину Николая Богданова «Мальчики играют в шахматы». Купил Богданов модные сюртуки и жилеты, золотые часы с цепочкой, лакированные туфли, карету. Для важности прибавил к своей фамилии название уезда, в котором родился. Пусть все знают: теперь уже он не пастушок Коля, а Николай Петрович Богданов-Бельский.


Летний день, 1931

«Ну вот, и без волшебников обошлись, — с гордостью думал Коля, обозревая свою роскошную квартиру и список заказов на будущие портреты. Но отчего-то иногда делалось ему грустно. — Отчего это?» —думал Николай и не находил ответа. И спросить не у кого. Старый учитель и мама умерли, товарищи-художники заняты каждый своим делом.

Однажды прогуливался Коля по берегу тихой речки, напоминавшей ему родную Плюссу, и вдруг видит: сидит на камне седой старичок с длинной бородой и в плаще со
звездами. Настоящий волшебник, сразу видно!

— Здравствуй, Коля! — говорит старичок.

— Где ж ты раньше был? — с горечью спросил Николай Богданов-Бельский, забыв поздороваться. — Я тебя много лет ждал, искал, надеялся. А теперь... Теперь мне уж и попросить у тебя нечего. Все у меня есть.

— Все ли? — усмехнулся лукаво старичок.

— Да вот грустно частенько бывает, — признался Николай. — Отчего — не пойму.

— Так я для того и пришел...

— Объясни же скорей! — поторопил Николай.

— Не буду я тебе ничего объяснять. Подскажу только: вспомни, не встречались ли тебе до меня волшебники, которые твои желания исполняли. Вспомнишь, тогда и поймешь, что тебе дальше делать, чтоб с тоской своей справиться...

Сказал старичок свои слова и растаял, словно и не было его никогда.


Дети, 1910

Коля даже головой затряс: привиделось, что ли? Но делать нечего, задумался: были волшебники или нет? Неужто проглядел? И вдруг вспомнилось совсем другое: хромой звонарь, научивший грамоте; помещик и народный учитель Рачинский, который вывел его в люди; молчаливый монах из Троицкого монастыря, показавший мальчику, как красками передать человеческую душу; друзья-художники, которые и учили, и поддерживали во всем... Вот оно где! Вот те волшебники, о которых мечталось бедному пастушку!

«Спасибо за науку! — поклонился Николай в сторону реки, сбросил модный сюртук, уселся, как в детстве, прямо на траву и задумался: — Что ж теперь?»

Как и обещал волшебник, думал он недолго.


Новая сказка, 1891

Спустя месяц в деревне Удомля открылась художественная школа для крестьянских детей. У новой школы были светлые, бревенчатые, пахнущие смолой стены и красивое, даже романтическое, название — «Чайка». Он объяснял детям, как рисовать птицу, кувшин, человека. Учитель глядел в чистые восторженные глаза ребятишек и чувст-
вовал, как тепло стало у него на сердце, и следа не осталось от прошлой тоски.

«Вокруг нас очень много настоящих волшебников, — думал художник Николай Богданов. — Просто мы не всегда замечаем их. Больше того. Волшебником может стать каждый. Нынче мой черед».


Новые хозяева, 1913


Дети за пианино, 1918



У больного учителя, 1897



Мальчик со скрипкой



Портрет девочки



Ученицы, 1901



Юный музыкант


За чтением письма, 1892



Крестьянский мальчик



Автопортрет, 1915

Николай Богданов-Бельский
Scan0001 (200x277, 22Kb)Мурашова Екатерина Вадимовна. Сказка о пастушке и добром волшебнике. Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945)

Мы рады, что серия "Сказки о художниках" нравится вам и нашим малышам. Знаем это по вашим теплым откликам.
Признаемся, сначала мы хотели ограничить серию именами известными, но, видя ваш интерес, решили пойти дальше и показать всю нашу великую живопись — неизвестную, забытую, скрываемую от нас с вами за стенами «запасников». В конце XIX начале XX века все, что воспевало красоту мира и природы, что говорило о Боге, было объявлено мещанством, «салоном» - искусством, «не раскрывающим социальных язв общества». К сожалению, многое мы никогда больше не увидим. Но даже то, что осталось, никто не торопится выставлять для всеобщего просмотра...
Мы пытаемся с вашей помощью возродить имена художников, составляющих золотой фонд нашей культуры, открыть их шедевры вам — нашим читателям. Дух захватывает при виде этих гениальных полотен! Только русские живописцы могли так писать!
Русская культура не умрет, покуда есть люди, стремящиеся открыть мир прекрасного для своих детей. (От редакции)

отсюда



Серия сообщений "СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ":

Часть 1 - Сказка о художнике, любимце муз. Орест Кипренский
Часть 2 - Сказка о волшебной стране. Сильвестр Щедрин
...
Часть 9 - СКАЗКА О ВОЛНЕ И ХУДОЖНИКЕ. АЙВАЗОВСКИЙ
Часть 10 - СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ И ДОМОВОМ. ВЕНЕЦИАНОВ
Часть 11 - Сказка о пастушке и добром волшебнике.|Николай Богданов-Бельский
Часть 12 - СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ И ВЕСЕННИХ ПТИЦАХ. САВРАСОВ А. К.


Серия сообщений "Сказки о художниках":
Часть 1 - Детям о художнике-сказка ...Айвазовский
Часть 2 - Детям о художнике-сказка ...Венецианов
...
Часть 11 - СКАЗКА О ВОЛНЕ И ХУДОЖНИКЕ. АЙВАЗОВСКИЙ
Часть 12 - СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ И ДОМОВОМ. ВЕНЕЦИАНОВ
Часть 13 - Сказка о Николае Богданове-Бельском...
Часть 14 - СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ И ВЕСЕННИХ ПТИЦАХ. САВРАСОВ А. К.
Часть 15 - СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ-БОГАТЫРЕ. И. Е. РЕПИН
Часть 16 - СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ - МАШКОВ И. И.

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку