Учёба царских детей...2

Суббота, 25 Августа 2012 г. 23:25 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda Чему и как учили царских детей в в XVI-XVII столетиях.| Обучение чтению

ИСТОРИЯ РОССИИ






Неизвестный художник.
Портрет царевича Петра Алексеевича. XVIII в. Музеи Московского Кремля






Вы можете задать вопрос: неужели в те времена царских детей начинали учить чтению в таком раннем возрасте? Да, и это было характерно не только для России, по и для стран Западной Европы.


Так, французский принц Луи (будущий король Людовик XII - один из героев романа А. Дюма «Три мушкетера») в три года пять месяцев листал Библию с картинками, кормилица показывала ему буквы, он уже знал весь алфавит. С четырех лет наследного принца учили письму, причем обучал его причетник дворцовой часовни. Значит, во Франции начала XVII века детям короля давали уроки не учителя, а обычные люди, входившие в повседневное окружение маленького принца - это кормилица и причетник дворцовой капеллы, которую регклярно посещала королевская семья. В Западной Европе ХVI-ХVII столетий сведений о существовании чего-либо подобного потешным книгам царских детей пока обнаружить не удалось, поэтому принц, очевидно, листал только Библию с гравюрами.

До нас не дошли свидетельства о том, кто обучал читать и писать царских детей на Руси в XVI веке, в эпоху Ивана Грозного. Основная часть сохранившихся документов относится ко второй половине XVII столетия, и речь в них идет о детях царя Алексея Михаиловича. Из них следует, что изучение грамоты и всех остальных премудростей происходило в ХVII веке постепенно, с помощью ярких и красочных потешных книг и картинок. К сожалению, нам неизвестно, насколько широко бытовали в то время такие детские книги за пределами царского дворца.



Царевич Симеон Агексеевич. Литография XIX в. по рисунку из "Титулярника", ХVII в.


Потешные книги не исчезали из обихода царских детей даже в том возрасте, когда они уже умели читать и писать. В 1675 году придворный художник Иван Филатов писал потешную кигу для царевича Фёдора Алексеевича, которому было уже тринадцать лет. В данном случае речь идет, скорее всего, о книге типа энциклопедии, где могли быть изображены представители разных народов в национальных одеждах, диковинные заморские звери, корабли, города и многое другое.




Вид Конюшенного двора. Акварель. Копия с оригинала Ф.Я. Алексеева. 1929. Музеи Московского Кремля


Если в XVII веке для детей царя обязательно писали уникальные потешные книги, значит, царская семья сознавала их необходимость. А вот после реформ, проведенных Петром I, в первой половине XVIII века детские книги совершенно исчезают из обихода. В документах о воспитании младших детей Петра и его второй жены Екатерины Алексеевны, а также его внуков они уже не упоминаются. Многие мемуаристы XVIII столетия сетуют на то, что книг, пригодных ля детского чтения, не было вообще никаких, даже у очень состоятельных людей. Вновь вопрос о специальной литературе для детей встает только во второй половине XVIII века, когда императрица Екатерина II, воспитывая внуков, приходит к выводу о необходимости детских книг и сама начинает сочинять для внуков азбуку, а затем сказки.





Мастерская Ф.Я. Алексеева. Вид на Боярскую площадку. Акварель. Начало XIX в. (?) . Музеи Московского Кремля.


Согласно известному сочинению Григория Котошихина о России XVII столетия, «а как царевич будет лет пяти, и к нему приставят для бережения и научения боярина честью великого, тиха и разумна, а к нему придадут товарища окольничего или думного человека». Боярин, приставленный к царевичу, а также его помощник более низкого звания назывались «дядьками», и с этого времени именно они, а не боярыня-мама, отвечали за все стороны жизни своего воспитанника, в том числеза его обучение грамоте. Григорий Котошихин прямо связывал начало «научения» с появлением дядек и с переходом царевича из рук мамушек и нянюшек на попечение мужчин.





Никита Зотов обучает царевича Петра Алексеевича.
Иллюстрация к сочинению П. Крекшина "История Петра Великого". Первая половина XVIIIв. Государственный Исторический музей


Другой интересный документ - сочинение Петра Крекшина о детстве и юных годах Петра Великого - говорит об этом так: «Когда же великому государю царевичу Петру Алексеевичу приспе время книжного учения и писания, аще от рождения был пятилетен... тогда великий государь царь и великий князь Фёдор Алексеевич... глаголя: "Яко время приспе учения царевичу Петру Алексеевичу"». Пятилетнему царевичу по решению старшего брата-царя и матери выбирают учителя, которым стал подьячий Никита Зотов. Его рекомендовал молодому царю боярин Федор Соковнин, который охарактеризовал Зотова как мужа кроткого и смиренного». Царь пожелал проверить знания учителя. В присутствии его и матери Петра царицы Натальи Кирилловны экзамен у Никиты Зотова принимал Симеон Полоцкий, известный поэт и просветитель.




Титульный лист рукописной «Грамматики». Россия, начало XVIII в. Музеи Московского Кремля



И так, обучение царских детей чтению начиналось в возрасте около пяти лет. Первым средством являлась азбука. Патриарх Филарет Никитич в 1633 году благословил своего четырехлетнего внука царевича Алексея Михаиловича «азбукою, большая печать». Видимо, это и было начало учения будущего государя, ведь царевич родился в 1629 году. Однако заботы его дядьки боярина Морозова о достойном такого подарка оформлении (заказ футляра дли книги) относятся только к маю 1634 года, когда царевичу уже исполнилось пять лет.

Не исключено, что эта же азбука, подаренная дедом, служила не только старшим детям царя Михаила Федоровича, но и младшим: в 1642 году какую-то азбуку из царских хором переплетали. По всей видимости, она перешла к царевне Татьяне Михайловне, родившейся в 1636 году. Ее учительницей (в документах она именовалась мастерицей) была некая вдова Марья.



Страница из рукописного букваря Кариона Истомина, принадлежавшего царевичу Алексею Петровичу. Москва, конец XVII в. Музеи Московского Кремля


Кроме печатных букварей, в придворном быту существовали еще и рукописные. Один из таких букварей, принадлежавших царевичу Алексею Петровичу, в настоящее время находится в собрании Музеев Московского Кремля. Рукописный букварь состоит из двадцати шести листов и начинается заглавием: «Букварь славено-российских письмен со образования вещей и со нравоучительными стихами. Написано лета 1693 месяца марта 17».

Подписи говорят, что автором букваря был известный поэт того времени Карион Истомин. На первых его листах помещено обращение к царевичу Алексею Петровичу и к его бабушке царице Наталье Кирилловне. Видимо, именно бабушка, а не мать царевича, была заказчицей этой рукописной книги. Дальше находится «Слово читателю, хотящему же учити кого и писати писмен учитися».



Буква «П» Страница из рукописного букваря Кариона Истомина, принадлежавшего царевичу Алексею Петровичу. Москва, конец XVII в. Музеи Московского Кремля


Далее на каждом листе содержался буквы алфавита того времени, сопровождающиеся рисунками и стихотворным текстом. Всего в рукописи тридцать шесть рисунков, выполненных акварельными красками, киноварьюи твореным золотом. Помимо изысканного исполнения, достойного царского сына, привлекает внимание содержание рисунков. Так, например, буква «П» проиллюстрирована бытовыми предметами, знакомыми каждому человеку того времени: это палата, перстень, пищаль, парус, пояс, перо, праща, пуговица. А вот в примерах на букву «О», помимо ока, осла, овцы, присутствуют окуляры (очки) и обезьяна.

Кроме примеров слов на каждую букву, в букваре имеется красивая заставка к каждой странице. Заставка к букве «М» представляет, видимо, слово «мать» и изображает семью, состоящую из молодого человека, маленького ребенка, который к нему тянется, и молодой женщины.






Буква «М». Страница из рукописного букваря Кариона Истомина, принадлежавшего царевичу Алексею Петровичу. Москва, конец XVIIв. Музеи Московского Кремля



Одна из самых интересных страниц - с буквой «А», которая открывает букварь. Она проиллюстрирована весьма разнообразными сюжетами: изображениями Адама, месяца апреля, Афродиты и Арея, а также частей света - Африки и Америки. О дальнейшем направлении обучения ясно свидетельствует изображение на той же странице арифметики с арабскими цифрами от 1 до 9.





Буква «А». Страница из рукописного букваря Кариона Истомина, принадлежавшего царевичу Алексею Петровичу. Москва, конец XVIIв. Музеи Московского Кремля



Наказывали ли царских детей за плохие результаты в учебе? Наличие розги в рисунках на букву «Р» говорит о том, что этот предмет был прекрасно известен в царском дворце. Однако в документах того времени о телесных наказаниях царевичей и царевен нигде не упоминается. Видимо, в зтом отношении русское обучение несколько отличалось от европейского, где принцев и принцесс подвергали наказаниям.

В букваре одной из последних является буква «Ю», где нарисованы юноша и Юнона - «богиня поганская». Языческая богиня изображена в виде женщины в длинноц русской одежде со скромно сложенными на груди руками.





Буква «Ю». Страница из рукописного букваря Кариона Истомина, принадлежавшего царевичу Алексею Петровичу. Москва, конец XVIIв. Музеи Московского Кремля


Таких букварей было наготовлено несколько. Ученые, изучающие творчество поэта Кариона Истомина, считают, что их было не менее шести экземпляров. Другой
букварь (помимо принадлежащего царевичу Алексею) был поднесен поэтом царице Прасковье Федоровне, жене брата Петра, царя Ивана Алексеевича, и ее дочерям.

Кроме букварей, существовала еще и азбука в столбцах - пропись, которая выполнялась писцами-каллиграфами из Посольского приказа. В те времена научиться читать было гораздо сложнее, чем теперь - ведь помимо печатных книг существовали еще и рукописные, выполненные разными почерками, а все деловые документы переписывались писцами.



Буквы Пси и Кси. Страница из рукописного букваря Кариона Истомина, принадлежавшего царевичу Петру Алексеевичу. Москва, конец XVII в. Музеи Московского Кремля

Как и в современном мире, в эпоху Средневековья начало учебы было связано с особыми датами. В странах Европы первые занятия обычно приходились или на Пасху, или на день святого Реми, который отмечался в октябре. Если октябрь здесь кажется достаточно логичным, то о Пасхе этого сказать нельзя: вряд ли весна и связанные с Пасхой празднества давали ученикам возможность сосредоточиться на учебе. На Руси учиться издавна начинали со дня пророка Наума - 1 декабря. Наум, согласно поговорке, должен был «наставить на ум». Рождественский пост, на который всегда приходился день памяти пророка Наума, не предполагал никаких развлечении и позволял целиком посвятить время занятиям. Единственным недостатком этого времени является короткий световой день, но учение пяти-шестилетних детей вряд ли было растянуто на весь день, и маленькие то па весь день, и маленькие ученики вполне могли обойтись дневным освещением.



Указка с чехлом. Россия, XVII в. Музеи Московского Кремля

Однако обучение царских детей не всегда начиналось с 1 декабря, ведь к занятиям у
Никиты Зотова царевич Петр Алексеевич приступил 12 марта 1677 года.

В начале обучения дети простого звания посещали церковь, молились пророку Науму и своему ангелу-хранителю об успехе в ученье. Заказывали молебен. В хоромах царских детей также совершался молебен в присутствии царя и патриарха, который окроплял ученика святой водой и благословлял его.



Подвесная чернильница. Россия, XVII в. Музеи Московского Кремля


Обучение царских детей обычно происходило непосредственно в дворцовых палатах. В документах второй половины XVII века упоминается «учительный налой» - вероятно, подобие парты. Материалы об учении царевича Фёдора Алексеевича содержат сведения о том, что царственный отрок учился читать на «учительной скамейке», обитой золотым галуном с серебром; говорится и про особую «учительную палату» царевича, то есть помещение, специально предназначенное для занятий.

Начинались занятия довольно рано утром, раньше, чем это принято сейчас. Если в современной школе начало уроков приходится на восемь или половину девятого утра, то в XVII веке они почти наверняка начинались вместе с дневными делами взрослых - часов в шесть утра.

Трудно сказать, сколько времени занимало изучение царевичами и царевнами азбуки или букваря, а вот окончание его можно вычислить косвенно - по выдаче наград их учителям. Так, царевич Адексей Михайлович стал знакомиться с азбукой не ранее мая 1634 года, когда для нее заказали футляр, а в сентябре 1635 года его учитель дьяк Василий Прокофьев получил пару соболей за то, что царевич начал учить Часовник (Часослов). Получается, что изучение азбуки заняло полтора года, ведь в русском алфавите того времени было гораздо больше букв и их разнообразных начертании. Значит, учитель подучил причитающееся ему вознаграждение с некоторым опозданием.



К.В.Лебедев. Никита Зотjв обучает царевича Петра Алексеевича. 1903. Собрание галереи "Мастера", Москва


Афанасий Иванович Федосеев, учитель царевича Фёдора Алексеевича, впервые упоминается в 1668 году, когда ему было выдано сорок соболей и десять аршин камки. Скорее всего, это пожалование отмечает начало учебы: царевичу Фёдору уже исполнилось шесть лет. Обучение азбуке заняло одни год - к 1 июля 1669 года учитель Афанасий вновь получил щедрую царскую награду - сорок соболей и десять аршин сукна.

Что касается царевен, то их обучение проходило точно так же, а их учительницы в 1675-1691 годах состояли в штате царицы. Нам известны имена Варвары Льговой, Феодоры Петровой и вдовы Тимофея Волкова, которая учила чтению и письму царевну Наталью Алексеевну, младшую сестру Петра I.



Письменный прибор. Турция, XVII в. Музеи Московского Кремля


Существовавшая со времен принятия христианства на Руси устойчивая традиция использования для обучения грамоте сначала азбуки, затем церковных книг - Часовника, Псалтыри и Деяний апостолов - позволила создать довольно точный график занятий.

Современному человеку обучение чтению по церковным книгам представляется очень сложным. На самом деле это было не так. Ведь Часовник, или Часослов, - это богослужебная книга, содержащая молитвы, которые читаются каждый день, например утренние молитвы или молитвы на сон грядущий. Без сомнения, царские дети к началу обучения чтению по Часовникк уже знали эти молитвы наизусть, что существенно облегчало уроки чтения.

После Часовника обычно приступали к чтению Псалтыри - сборника церковных Песнопений, который также был хорошо известен всем, кто регулярно посещал церковные службы, даже малым детям. Украшенные красочными изображениями, Псалтыри XVII века как нельзя лучше подходили для обучения чтению: на каждой странице расположены несколько строчек текста и иллюстрирующая их миниатюра.




Обучение царевича грамоте в "учительной палате" в присутствии его дядьки-боярина



Восьмилетний царевич Фёдор Алексеевич вслед за Часовником и Псалтырью в ноябре 1670 года начал читать специально для него написанную книгу «О душенном лекарстве», а затем - Каноник.

Процесс обучения шел не быстро, видимо, игры и развлечения по-прежнему играли в жизни царских детей более важную роль. Поэтому царевна Ирина Михайловна в 1636 году, когда ей было уже девять лет, все еще учила Псалтырь и Апостол.

К числу же реальных сложностей в жизни царских детей можно отнести не обучение по церковным книгам, а то, что они находились наедине с учителем. В отличие от современных школьников, им нельзя было надеяться на то, что учитель спросит кого-то другого. Если играли царские дети со сверстниками - детьми придворных, то учились они одни, в лучшем случае вместе с подходящими по возрасту братом пли сестрой.

После Псалтыри читали книги Нового Завета - Евангелия и Деянии апостолов. «Издревле Российским детоводцем и учителем обычай бе и есть, учити дети малыя, в начале азбуце, потом часословцу и псалтири, также писати, по сих же нецыи преподают и чтение Апостола. Возрастающих же препровождают ко чтению и Священныя Библии, и бесед Евангельских и Апостольских и к разсуждению высокаго в оных книгах лежащаго разумения», - говорится в предисловии к «Грамматике» Мелетия Смотрицкого, одной из самых известных в славянских странах книг XVII века. Итак, учителя-«детоводцы», то есть люди, постоянно занимавшиеся воспитанием детей, сначала изучали вместе со своими учениками азбуку, потом Часослов, Псалтырь и Деяния апостолов, учили их писать. Старших обучали чтению Библии и богословских сочинений на разные темы, которые назывались «беседами».




Страницы рукописной Псалтыри. Россия, XVII в. Музеи Московского Кремля



Страницы рукописной Псалтыри. Россия, XVII в. Музеи Московского Кремля


Подобный порядок начального обучения был характерен не только для православной России, но также и для западноевропейских стран. В качестве одной из реликвий среди сокровищ герцогов Бургундских бережно хранилась Псалтырь, по которой обучался в детстве будущий король Франции Людовик Святой. Хотя в Западной Европе издавна существовали университеты, начальное обучение там практически ничем не отличалось от принятого в России. Отношение к чтению как к получению света божественного знания было одинаково во всех странах, ведь христианство - религия, основанная на Священном Писании. Умение читать и писать рассматривалось в первую очередь не с практической точки зрения, а в качестве знака особого благочестия. Еще в XV веке французские историки гордились тем, что во Франции существует обычай обязательно обучать наследных принцев чтению и письму.

Цель обучения чтению в те времена и состояла в том, чтобы человек мог читать священные книги для спасения своей души. Что касается царских детей, то, видимо, эта цель обычно бывала достигнута. Царь Алексей Михайлович знал церковную службу настолько хорошо, что позволял себе поправлять служащего в церкви дьякона. Петр I, хотя об этом мало говорят его биографы, мог читать Апостол и Евангелие наизусть, в чем видна явная заслуга его учителя Никиты Зотова. Эти книги царь Пётр часто цитировал.



Страницы из Евангелия. Россия, XVII в. Музеи Московского Кремля


Чтение священных книг было не просто благочестивым занятием. Умение читать рассматривалось на Руси не столько как результат трудов и усилий ученика, а как дар, ниспосланный свыше. Об этом говорит история из Жития Сергия Радонежского-самого почитаемого русского святого, которая была известна каждому человеку того времени.







Древо истории от Адама до Иисуса Христа. Страница из Евангелия, Россия, XVII в. Музеи Московского Кремля



Начало: Глава 1. Первые годы жизни и знакомство с окружающим миром


ИСТОРИЯ РОССИИ
обложка (200x259, 13Kb)М.Г.Ракитина. Чему и как учили царских детей в XVI-XVII столетиях.

Книга для семейного чтения из серии «Жизнь Государева двора» рассказывает о том, как учились маленькие царевичи и царевны в XVI–XVII веках, кто были их учителя, по каким книгам обучались чтению и письму царские дети, что являлось для них классом и партой.

Автор описывает издания «потешных книг» – сборников ярких разноцветных картинок, которые придворные художники рисовали по особому заказу в единственном экземпляре; сюжетных книг, где картинки были связаны определенным содержанием, как светским, чисто развлекательным, так и религиозно-поучительным, – например, рукописная книга «Житие Иосафа-царевича».

Детей обучали учителя-«детоводцы», то есть люди, постоянно занимавшиеся их воспитанием.

Сначала изучали азбуку, потом Часослов, Псалтирь и Деяния апостолов, старшие – Библию и богословские сочинения. На завершающем этапе обучения, в «средней школе», большое внимание уделялось таким предметам, как история, география, а для мальчиков – и военное дело.

Книга богато иллюстрирована, снабжена словарем старинных слов. Издание рассчитано на учащихся младшего и среднего возраста.

Серия сообщений "Дети":
Часть 1 -
Часть 2 - Детство
...
Часть 12 - Екатерина Дудник...ч.4
Часть 13 - Учёба царских детей...1
Часть 14 - Учёба царских детей...2
Часть 15 - Учёба царских детей...3
Часть 16 - Учёба царских детей...4
Часть 17 - Рисунки Minna Immonen. Акварель
Часть 18 - Рисунки Minna Immonen. Акварель...2
Часть 19 - Г.Х.Андерсен-Русалочка

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку