Интернет-школа «Просвещение.ru» |
С 2000 года Некоммерческое партнерство «Телешкола» ведет работу по созданию и реализации в практической деятельности общеобразовательных учреждений моделей освоения образовательных программ в специализированной информационно-образовательной среде с использованием дистанционных образовательных технологий. Открытая информационно-образовательная платформа Интернет-школа «Просвещение.ru», разработанная специалистами НП «Телешкола» совместно с ОАО «Издательство «Просвещение», организует и обеспечивает образовательный процесс учащихся 10–11 классов — как в системе основного общего образования, так и в системе дополнительного образования.
Сегодня с НП «Телешкола» сотрудничают администрации образовательных учреждений, учителя и учащиеся из 68 регионов Российской Федерации, а также из 19 стран ближнего и дальнего зарубежья.
В настоящее время приоритетным направлением деятельности НП «Телешкола» является развитие системы дистанционного образования, разработка специализированных сетевых учебных курсов и их использование в учебном процессе в общеобразовательных учреждениях, а также в системе повышения квалификации работников образования.
Принципы построения образовательной платформы Интернет-школа «Просвещение.ru» обеспечивают, прежде всего, доступность, качество и эффективность получаемого образования независимо от географической принадлежности, социального статуса, национальности и состояния здоровья потребителей образовательных услуг, оказываемых посредством дистанционных образовательных технологий.
Принцип модульности обеспечивает учащемуся возможность строить индивидуальную образовательную траекторию, набирая независимые курсы-модули, с учетом индивидуальных или групповых интересов. Гибкость процесса обучения определяется тем, что учащийся не посещает регулярных занятий, а занимается в удобное для себя время, в удобном месте и в индивидуальном темпе, в соответствии с индивидуально-ориентированным графиком учебной деятельности. Интерактивность обучения выражается в постоянных контактах всех участников образовательного процесса друг с другом при помощи Интернета (форумы, система личных сообщений и электронная почта). Таким образом обеспечивается организация методического сопровождения — координации, руководства ходом процесса обучения, консультирования по ходу обучения и корректировки индивидуального учебного плана учащихся.
Образовательный ресурс Интернет-школы представлен сетевыми учебными курсами базового и профильного уровней по предметам Федерального базисного учебного плана для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений. В него входят банки разноуровневых тестов и заданий тренажера, контрольные и домашние работы, лабораторный практикум удаленного доступа, различные творческие задания и проекты. Ресурс также содержит инновационные мультимедийные учебные курсы, предназначенные для системы повышения квалификации работников образования.
Каждый сетевой курс представляет собой совокупность интернет-уроков, содержание которых соответствует требованиям Федерального компонента государственных стандартов общего образования. Структурные элементы интернет-уроков представлены на рис. 2. Демонстрационные версии интернет-уроков размещены на веб-сайте http://www.internet-school.ru .
Навигационная система, используемая в Интернет-школе, позволяет пользователям безошибочно ориентироваться в учебном материале и выбирать те разделы, которые необходимы для достижения поставленных целей.
Для свободного и осознанного перемещения учащегося в пространстве профильного Интернет-урока предусмотрено более 30 различных рубрик, таких как: «План урока», «Словарь терминов и понятий», «Информация к размышлению», «Энциклопедия», «Мини- исследование», «Читальный зал», «Полезный совет», «Важный вывод», «Домашнее задание» и т.п.
Ключевым фактором управления учебным процессом является методическое и педагогическое сопровождение, осуществляемое сетевыми преподавателями (СП) и педагогами-кураторами (ПК). Основными направлениями деятельности СП и ПК являются:
Разноуровневая и множественная по типологии тестовая база сетевого образовательного ресурса дает возможность осуществлять подготовку школьников к итоговой аттестации как в традиционном режиме, так и в режиме ЕГЭ.
Современная комплексная on- и off-line система оценивания, принятая в Интернет-школе «Просвещение.ru», позволяет реализовать на практике индивидуально-ориентированный подход в оценке учебных достижений учащихся, так как базируется одновременно на принципах максимальной объективизации (on-line) и ориентации на психолого-педагогические особенности каждого учащегося, а также на их образовательные приоритеты (off-line).
Технология использования сетевого образовательного ресурса образовательной платформы «Интернет-школа «Просвещение.ru» доступна и проста в обращении как для педагогов, так и для учащихся ввиду системности в организации учебного процесса, модульного построения и направленности на достижение педагогических целей в соответствии с традиционной для российского образования дидактикой.
В настоящее время в Интернет-школе реализуются следующие проекты:
Данный проект предоставляет возможность учащимся 10-х и 11-х классов освоить общеобразовательные программы на основе дистанционных образовательных технологий и получить образование в форме экстерната.
После зачисления в Интернет-школу учащиеся получают право доступа к информационно-образовательному ресурсу школы и работают с ним. По результатам выполнения всех видов заданий, предусмотренных в сетевом уроке, учащиеся получают отметки, автоматически заносимые системой в электронный журнал. Все результаты хранятся в персональном архиве учащегося. Творческие работы (сочинения, эссе, проекты и т.п.), а также контрольные работы хранятся в индивидуальных файлах. В ходе учебной деятельности учащиеся получают консультации по предмету. Расписание консультаций в режиме он-лайн всегда доступно для учащегося; более того, может быть назначена индивидуальная консультация. Для группы учащихся проводятся открытые уроки-семинары. Весь учебный процесс сопровождается сетевыми преподавателями (СП), осуществляющими проверку домашних заданий, тестов с открытыми ответами, творческих заданий и т.п., дающими комментарии по результатам текущего контроля знаний, назначающими и проводящими консультации и т.п. Педагог-куратор (ПК) осуществляет координацию учебного процесса как отдельных учащихся, так и группы учащихся.
Одной из основных задач, стоявшей перед разработчиками образовательной платформы Интернет-школы «Просвещение.ru», было выполнение всех педагогических требований индивидуально-ориентированного подхода в образовании. Поэтому в школе предусмотрена и работает психологическая служба, деятельность которой направлена на выявление индивидуальных способностей и особенностей учащихся с целью оказания им помощи при освоения нового образовательного пространства. Психолог Интернет-школы собирает данные о личности учащегося, на основе которых составляет индивидуальные карты и рекомендации для СП и ПК по работе с каждым конкретным учащимся.
Обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса происходит посредством форумов и электронной почты.
Учащиеся, освоившие образовательные программы в Интернет-школе, проходят итоговую аттестацию и получают аттестат о среднем (полном) общем образовании.
Данный проект предполагает использование образовательного ресурса Интернет-школы в классно-урочной системе в общеобразовательных учреждениях. Это дает возможность администрации общеобразовательных учреждений организовать учебный процесс на основе индивидуализации учебной деятельности учащихся, использовать смешанные формы освоения образовательных программ (очную, очно-заочную, заочную, а также форму самообразования и экстерната).
В классно-урочной системе учителя могут использовать сетевой образовательный ресурс следующим образом:
· полностью заимствуя содержание интернет-уроков при проведении уроков разного типа (урок – изучение нового материала, урок – закрепление материала, урок – отработка изученного материала, урок – проверка сформированных навыков и т.д.); при этом можно учитывать результаты оценивания учебных достижений учащихся, полученные в автоматическом режиме за интернет-урок, и переносить их из электронного журнала в классный; при необходимости, можно организовать последующий контроль в очном режиме;
· частично используя содержание интернет-уроков в зависимости от потребностей учителя в дополнительном учебном материале: теоретический материал, базу тестовых заданий, упражнения тренажера, лабораторный практикум удаленного доступа;
· готовя учащихся к промежуточной и итоговой аттестации, в том числе к сдаче ЕГЭ (в каждом интернет-уроке существует рубрика «Готовимся к ЕГЭ»);
· организуя консультационные занятия для детей с ослабленным здоровьем;
· организуя дополнительные занятия с неуспевающими;
· организуя проектную деятельность учащихся.
Использование сетевого образовательного ресурса Интернет-школы в повседневной практике учителя дает возможность разнообразить учебные материалы, построить учебную деятельность учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, что в значительной степени приводит к повышению эффективности образовательного процесса в целом. Принципы гибкости, модульности и интерактивности, положенные в основу сетевых учебных курсов, позволяют организовать учебный процесс на основе индивидуальной образовательной траектории учащихся, реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.
В настоящее время в России ведется интенсивная разработка нормативной базы профильного обучения на старшей ступени школы, и здесь дистанционные образовательные технологии приобретают особенно высокую акутальность. Делаются попытки организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений на основе индивидуальных учебных планов. Старшеклассникам предоставляется право выбора способов профильного обучения не только в их собственной школе, но и в кооперированных с ней структурах. В этой ситуации Интернет-школа может выступать как:
- дистанционный ресурсный центр, обеспечивая образовательному учреждению готовые, полностью разработанные профильные курсы;
- кооперированная с образовательным учреждением структура, привлекаемая им на паритетных началах к организации учебного процесса.
Функциональные возможности открытой образовательной платформы Интернет-школы «Просвещение.ru» позволяют образовательным учреждениям реализовывать многопрофильный вариант построения учебного плана по модели «внутришкольная профилизация», а также организовывать учебный процесс в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций по следующей схеме:
бного процесса при профильном оень, 10 класс).В условиях внутришкольной профилизации образовательное учреждение самостоятельно обеспечивает потребности своих учеников. В целом за счет увеличения количества предлагаемых учащимся профильных и элективных учебных курсов образовательное учреждение может в полной мере реализовать свои индивидуальные образовательные программы. Здесь целесообразно использовать сетевые образовательные ресурсы и технологии дистанционного обучения следующим образом:
· для преподавания предметов профильного уровня;
· для преподавания предметов базового уровня;
· для преподавания элективных курсов;
· для организации проектной и исследовательской деятельности;
· для организации системы дополнительного образования в школе.
Данные модели используются как для стационарно функционирующих классов, сформированных по профилям обучения, так и для учащихся, осваивающих учебные программы по индивидуальным учебным планам.
Помимо дидактического потенциала сетевых образовательных ресурсов и технологий дистанционного обучения, в условиях профильного обучения должен быть использован и их организационный потенциал. Так, учащиеся получают возможность осваивать образовательные программы, используя смешанные формы обучения: очную, очно-заочную, экстернат (Закон РФ «Об образовании», ст.10) — заниматься по одним предметам в очном режиме, а по другим — дистанционно.
Выбор конкретной модели организации обучения определяется, прежде всего, ресурсами, которыми располагает школа, ее партнеры, региональная и муниципальная система образования в целом. Это могут быть смешанные модели, когда часть старшеклассников реализует свои индивидуальные учебные планы в общеобразовательном учреждении, а остальные используют образовательные возможности сетевого ресурса Интернет-школы «Просвещение.ru». Возможно чередование очных и дистанционных занятий.
Моделирование уроков с применением сетевого образовательного ресурса имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами организации учебной деятельности учащихся:
В рамках данного проекта обеспечивается возможность полноценного удовлетворения образовательных потребностей учащихся. Данный проект востребован общеобразовательными учреждениями, которые в силу кадровых и технических затруднений не могут в полном объеме обеспечить профильное обучение на старшей ступени в соответствии с интересами и профильной ориентацией учащихся.
НП «Телешкола», ОАО «Издательство «Просвещение» и Федеральный центр педагогических измерений реализуют совместный проект по подготовке к сдаче ЕГЭ с использованием образовательного ресурса Интернет-школы. Данный ресурс представлен специальными тренажерами по всем предметам, выносимым на ЕГЭ. База заданий тренажеров содержит контрольные измерительные материалы за период 2001–2006 гг. Кроме того, в системе предусмотрены репетиционные ЕГЭ, выполнение которых дает учащимся возможность приобрести опыт работы в тестовом режиме и практические навыки работы с бланками ЕГЭ.
При упражнениях с тренажерами и репетиционными ЕГЭ учащиеся могут получать консультации со стороны сетевых преподавателей в режимах on-line и off-line.
Наряду с выпускниками общеобразовательных учреждений, к ЕГЭ смогут подготовиться все лица, желающие сдать этот экзамен или улучшить свои результаты прошлых лет, с целью поступления в учреждения профессионального образования различных уровней — НПО, СПО, вузы.
В рамках данного проекта осуществляется подготовка абитуриентов к поступлению в высшие учебные заведения при помощи учебных программ подготовительных курсов различных вузов, осваиваемых в дистанционном режиме. Методическое сопровождение учебного процесса осуществляется высококвалифицированными преподавателями тех вузов, куда поступают абитуриенты. Данный проект в значительной степени повышает уровень доступности высшего образования для всех категорий граждан независимо от места их проживания, возраста и социального положения. В настоящий момент реализуется совместный проект с Санкт-Петербургским государственным университетом информационных технологий, механики и оптики по подготовке абитуриентов к поступлению в вуз.
В целях повышения эффективности образовательного процесса, основанного на использовании инновационных подходов к организации учебной деятельности учащихся, в НП «Телешкола» работает Центр переподготовки и повышения квалификации работников образования (ПКРО), целью которого является разработка и апробация новой модели взаимодействия субъектов образовательного пространства на основе ДОТ. Веб-сайт Центра расположен по адресу: http://www.prosv-ipk.ru/ .
Деятельность Центра включает разработку сетевых образовательных ресурсов для системы ПКРО по следующим направлениям:
· использование ДОТ в образовательной практике основной и старшей (профильной) школы.
Дистанционный режим занятий предоставляет возможность учителям из самых отдаленных регионов проходить обучение под руководством известных ученых и педагогов страны. Открытая образовательная платформа Интернет-школы позволяет разворачивать продуктивные дискуссии по вопросам образования на форуме «Открытый педсовет». Данная практика способствует развитию инициативы на местах и формированию открытого гуманитарного социально-педагогического сообщества в России.
Данный проект обеспечивает доступность образования и межличностного общения для лиц с ограниченными возможностями функционирования, связанными с состоянием здоровья. Эта категория учащихся особенно нуждается в образовательном ресурсе Интернет-школы как единственном способе получить полноценное среднее образование в дистанционном режиме. Получение аттестата о среднем (полном) общем образовании по результатам дистанционного обучения в Интернет-школе позволяет лицам с ограниченными возможностями продолжить свое образование по дистанционным программам в учреждениях профессионального образования последующих уровней (НПО, СПО, вузы), которые в настоящее время используют дистанционные образовательные технологии достаточно широко. Таким образом, инвалиды и люди с тяжелыми хроническими заболеваниями, проживающие в отдаленных от центра населенных пунктах, получают возможность полноценной самореализации в привычном для них социокультурном пространстве.
Обучение в Интернет-школе «Просвещение.ru» позволяет освоить образовательные программы за 10 и 11 класс в сокращенные сроки и получить аттестат о среднем (полном) общем образовании в 15–16 лет. Используя открытую образовательную платформу Интернет-школы, одаренные дети, проживающие в отдалении от крупных научных и культурных центров, получают возможность организации межрегиональных детских научных сообществ по интересам, выполнения индивидуальных и групповых телекоммуникационных проектов под руководством ведущих российских ученых и деятелей культуры.
Данный проект предусматривает обучение лиц, находящихся в местах лишения свободы и учреждениях предварительного заключения, по программам 10 и 11 классов, а также по программам подготовительных факультетов вузов. Обучение осужденных сопровождают сетевые преподаватели и педагоги-кураторы, а также квалифицированные психологи. Курируют данный проект специалисты по ювенальной юстиции. Проект «Школа для всех» одобрен руководством федеральной службы исполнения наказаний. В настоящее время он реализуется в трех колониях РФ: Покровской, Судоготской и Владимирской.
В рамках проекта НФПК «Информатизация системы образования» в части «Развитие образовательных учреждений, ведущих заочную учебную работу со школьниками» НП «Телешкола» разрабатывает 10 сетевых учебных курсов, которые впоследствии будут проходить апробацию на базе сетевой образовательной платформы «Интернет-школа «Просвещение.ru».
В рамках проекта НФПК «Обучение с использованием Интернет для решения задач подготовки школьников на профильном уровне» реализуется задача вовлечения учащихся и учителей сельских школ в учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий (см. также раздел «Профильная школа»).
Таблица 1. Экспериментальное поле НП «Телешкола».
Тема эксперимента |
Сроки проведе-ния |
Общ. кол-во уч-ся в системе |
Кол-во CП и ПК |
Обучение учащихся в форме экстерната с использованием ДОТ |
2000–2002 уч. год |
53 |
16 |
Освоение учащимися сетевого образовательного ресурса |
2002–2003 уч. год |
154 |
21 |
Апробация сетевого образовательного ресурса в системе общего образования |
2003–2004 уч. год |
397 |
37 |
Апробация новых моделей освоения общеобразовательных программ в заочной форме и подходов к оцениванию учебных достижений учащихся при заочном обучении |
2004–2005 уч. год |
1 494 |
58 |
Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений при профильном обучении на старшей ступени |
2005–2006 уч. год |
3 618 |
73 |
Обучение с использованием Интернет для решения задач подготовки школьников на профильном уровне |
2006–2008 уч. год |
≈ 10 000 |
≈ 400 |
Итоги реализации проектов Интернет-школы по использованию сетевого мультимедиа образовательного ресурса в практике традиционной школы, а также в практике индивидуального самостоятельного освоения образовательных программ учащимися, выявленные путем опроса всех участников и проведения контрольных срезов, продемонстрировали:
· высокий уровень заинтересованности учащихся в освоении сетевого образовательного ресурса с использованием дистанционных технологий, а также отсутствие затруднений в освоении образовательного пространства Интернет-школы всеми участниками образовательного процесса;
· высокий уровень адаптивности образовательного ресурса Интернет-школы «Просвещение.ru» к системе общего образования в целом;
· признание учителями экспериментальных общеобразовательных учреждений эффективности дидактических моделей уроков, реализуемых с использованием сетевого ресурса Интернет-школы;
· признание учителями и учащимися адекватности и валидности системы оценивания, принятой в Интернет-школе. Отметки, полученные учащимися при освоении образовательного ресурса Интернет-школы, могут быть использованы в качестве текущих и итоговых результатов учебных достижений;
· признание учителями экспериментальных школ целесообразности и педагогической оправданности введения комплексного on- и off-line оценивания, дающего возможность максимально быстро и объективно оценить учебные достижения учащихся, с учетом их индивидуальных способностей и наклонностей;
· высокую педагогическую значимость режима «назначения сетевых уроков заново», принятого в Интернет-школе и направленного на создание ситуации успешности для учащихся;
· возможность полноценного использования образовательного ресурса и системы оценивания, принятой в Интернет-школе, в условиях отсутствия преподавателя, что означает его пригодность для самообучения во внеаудиторном режиме.
Более подробную информацию об образовательном ресурсе Интернет-школы «Просвещение.ru» и возможностях его использования можно получить в компании:
НП «Телешкола»
Адрес: Россия, 125190, Москва, ул. Балтийская, 14 Телефон: (495) 155-4403, 729-3522 Факс: (495) 729-3522 |
Веб-сайты: E-mail: Воронцов Сергей Владимирович koordinator@internet-school.ru Рычагова Татьяна Викторовна Окольская Лидия Александровна |
Рубрики: | Школа |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |