В среду вечером нижняя палата британского парламента в третьем чтении одобрила закон, позволяющий плодить химеры – гибридные эмбрионы человека и животного. Если палата лордов одобрит это решение, то эксперименты разрешат уже с ноября. Ученые надеются, что теперь они смогут «плодить» сколь угодно много стволовых клеток, способных вызвать переворот в современной медицине. Впрочем, российские эксперты утверждают, что проще и дешевле добывать стволовые клетки по старинке – из маточной крови или собственных клеток пациента.
Гибриды, узаконенные британским парламентом, будут создаваться простой операцией: из яйцеклетки млекопитающего уберут весь генетический материал, а затем поместят в нее ДНК человека. Процесс деления запускают электрическим разрядом. Разумеется, оговариваются ученые, никто не собирается выращивать из эмбрионов мутантов, как это делал доктор Моро из известного рассказа Герберта Уэллса. Гибрид проживет около двух недель и не достигнет в размерах и сантиметра. Зато с его помощью можно будет вырастить колонии стволовых клеток, идентичных человеческим.
Стволовые клетки отличаются тем, что способны превращаться в клетки любой другой ткани (это называется «дифференцировка») и даже вырастать в целые органы. Поэтому ученые надеются на их помощь в борьбе с такими страшными недугами человека, как сахарный диабет, болезни Паркинсона и Альцгеймера, рак.
Вообще-то проще всего брать стволовые клетки из настоящих зародышей человека. Но это уже строго запрещено практически во всех странах, и в основном по религиозным мотивам. В той же Великобритании споры в парламенте шли более полугода: весной консерваторы пытались запретить создание гибридов – они считали такие опыты неэтичными, но их поправка не прошла.
Протесты в Британии (как и во многих других странах) исходят в основном от религиозных организаций. Но есть среди противников и специалисты по биомедицинской этике, которые выражают опасение, что подобные эксперименты могут окончательно разрушить грань между человеком и животным, что, в свою очередь, приведет к попранию прав и достоинства человеческого существа. Ученые же отвечают, что использование клеток животных – это надежный и этически приемлемый источник биоматериала, который может привести к созданию принципиально новых методов лечения ряда тяжелейших заболеваний, травм головного и спинного мозга, врожденных дефектов развития.
В России опыты со стволовыми клетками ведутся не так бурно, как на островах за Ла-Маншем. «Мы не работаем с гибридными клетками, потому что нам просто это не нужно, – поясняет “НИ” руководитель группы генетики развития Института биологии гена РАН Галина Павлова. – В наших экспериментах по дифференциации клеток мы пользуемся не гибридными, а аутологическими либо фитальными клетками».
Аутологическими называют клетки, донором которых выступает сам пациент (как правило, их выращивают из его костного мозга), а фитальные клетки берутся из маточной ткани или крови (что можно получить при родах или аборте).
«Такие клетки тоже хорошо приживаются, и получать их проще, – продолжает г-жа Павлова. – Их можно использовать не только при испытаниях, но и в лечении. С аутологическими клетками в лечебной практике не возникает вообще никаких этических проблем, а использование фитальных клеток контролируют специальные этические комитеты. Когда человек смертельно болен и подписывает соглашение на лечение с помощью фитальных клеток, ему могут разрешить, если это его последний шанс».
«Новые Известия»