Наскальные рисунки являются объектом постоянного интереса туристов. Многие дикие, отдаленные места, например, в Африке, путешественники посещают только для того, чтобы увидеть сохранившиеся фрагменты наскальной живописи. К настоящему моменту наскальные рисунки обнаружены в 120 странах и регионах мира.
Крым не может похвастаться большим числом петроглифов, то есть высеченных на скалах изображений доисторического периода. Академическая наука признает единственным памятником наскальной живописи в Крыму стоянку Таш-Аир в Качинской долине [1]. Однако, это вовсе не означает, что таких изображений на нашем полуострове больше нет. Они, безусловно, есть, но часть из них еще недостаточно исследована, чтобы делать выводы, другие ещё только предстоит открыть в труднодоступных пещерах и гротах.
Изображения, которые мы предлагаем вам осмотреть, относятся к разряду первых – разведанных, но не исследованных. Это обстоятельство делает их еще загадочней и притягательней. Здесь нет однозначных ответов, ничего нельзя сказать наверняка, но зато можно сколько угодно строить догадки, выдвигать свои версии и гипотезы. Можно даже заявить, что всё это явная подделка и крыть будет нечем. Пока наука не внесёт полную ясность и не расставит все точки над «i».
Итак, над левым берегом Бельбека треугольной громадиной возвышается мыс Бурун-Кая. Могучий утес первым принимает лучи восходящего солнца. Солнечным светом озаряются скалы и загадочное изображение на них. На скальном выступе чётко проступает силуэт верхней части человека – головы, туловища, рук. Одно из предположений сводится к тому, что перед нами человекоподобное изображение Солнца, или солнечный жрец. Поэтому изображение и ориентировано на восток. Скальный идол, вбирая энергию небесного божественного диска, направляет её на домики и фруктовые сады села Куйбышево.
«Космонавта» - такое название уже приклеилось к рисунку - обнаружил археолог А. Щепинский, и он же выдвинул предположение, что на скале древний художник изобразил космического пришельца. Щепинский провёл аналогию между крымским «космонавтом» и наскальными рисунками, найденными в пустыне Сахара, на Тассилийском плато. Там, среди тысяч рисунков особенно выделялось изображение шестиметрового круглоголового гиганта, которого первооткрыватель Анри Лот назвал «Великий бог марсиан». Они действительно похожи, тот, африканский и наш, крымский: тот же схематизм, та же большая голова и крупные складки на шее, широкие плечи и опущенные руки. Расхождение в более детальной прорисовке «скафандра» у тассильского «марсианина» и в технике исполнения: в первом случае – рисунок охрой, во втором – глубокой насечкой. Возраст фресок Тассили - 5-7 тыс. лет, возраст крымского «пришельца» пока не определен.
Помимо «портретов» загадочных людей-космонавтов, учёные нашли на Тассилийском плато множество изображений охотников и животных. Как говорят в Одессе, «вы хочите песен, их есть у меня»: в ста метрах от «космонавта» - ещё одна крымская загадка. В соседнем скальном гроте охрой нанесён рисунок. Изображение чётко различимо – наездник на быке, а рядом нечто вроде быка, но перевёрнутого на бок и без головы. Открытие этих изображений связывают с именем краеведа, путешественника, топографа И.Л. Белянского; изучением рисунка занимался археолог С.Жук.