Цитата сообщения Женский_днев
День Мороза и Снегурки – древний славянский праздник
30 Января.
В тот день славяне почитали противника Перуна – Мороза – одну из ипостасей могучего бога Велеса. Можно сказать, что Мороз – это зимняя ипостась Велеса, так же как Яр (сын Велеса и Дивы) — весенняя.
Согласно мифам древних славян, Мороз женат на Снежной Царице, дочери Мары и Кощея – правителей подземного темного царства. У Мороза и Снежной Царицы есть дочь – Снегурочка.
В эти дни, согласно обычаю, рассказывают сказки о Деде Морозе и о Снегурочке. О том, как Снегурочка по прихоти богини любви Лели полюбила человека, потому с приходом Весны не стала улетать на Север. И только ее пригрело Солнце, как она растаяла. Знакомый всем нам сюжет, легший в основу классической русской сказки.
И еще:
Наш Дед Мороз - образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса", карело- финский эпос "Калевала").
_____Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.
_____В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи.
_____Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.
_____Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.
Мороз, Морозко— персонаж славянского сказочного и обрядового фольклора; культ МОРОЗА косвенно отражен во всех славянских традициях (главным образом в пословицах и поговорках). У восточных славян представлен сказочный образ МОРОЗ-— богатыря, кузнеца, который сковывает воду “железными” морозами (калинниками, по народной этимологии связанными с “калить”); сходные представления отражены в чешских и сербохорватских фразеологических оборотах и обычаях, связанных с кузнецами. Возможно, что сказочный образ МОРОЗА (Трескуна, Студенца), в русской сказке идущего с Солнцем и Ветром и угрожающего заморозить встретившегося им мужика, может быть сопоставлен с образом МОРОЗА, живущего в ледяной избушке и одаривающего (в функции сказочного помощника) пришедшего к нему.
Обрядовые представления, лежащие в основе этих образов, сохранялись у восточных славян в ритуале кормления МОРОЗА накануне Рождества (см. Приглашение). В каждой семье старший должен был выйти на порог или высунуться в волоковое окно с печи и предложить МОРОЗУ ложку киселя или кутьи со словами: “Мороз! Мороз! Приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес!”; затем следовало перечисление растений и злаков, которые МОРОЗ не должен был побить (ср. обычай кормления дедов-предков и сочетание Дед МОРОЗ). В восточнославянской низшей мифологии МОРОЗ — старичок низенького роста, с длинной седой бородой, бегающий по полям и стуком вызывающий трескучие морозы; от удара МОРОЗА по углу избы трескается бревно.
Дальнейшая трансформация обрядов, связанных с МОРОЗОМ, в городской среде вызвана влиянием западноевропейских рождественских обычаев.
Древний Дед Мороз, согласно славянским языческим мифам, обитал в ледяной избушке в стране мертвых, куда можно было попасть, пройдя через колодец (кстати, именно такой переход описан в некоторых народных русских сказках, ежели помните). Сейчас Дед Мороз живет в городе Великий Устюг, на востоке Вологодской области.
И еще:
Оказывается, сначала люди не ждали от Деда Мороза подарки, а… дарили их ему сами! В давние времена славяне верили, что от бед и несчастий людей оберегают древние духи предков. И, чтобы они стали благодушными, их нужно умилостивить. Для этого зимой устраивали колядки. Колядующие одевались как можно страшнее: шубы наизнанку, маски - они изображали духов. Духи стучались в окна и люди выносили им подарки, угощения. Самый страшный из колядующих назывался Дед. Его и считают самым древним прообразом современного Дедушки Мороза. Больше похож на нашего Деда Мороза персонаж старинных сказок Морозко (он же в более поздних версиях - Мороз Иванович, Мороз Красный нос). Это Дух Зимы - строгий, иногда злой, сварливый, но справедливый. Хорошим людям благоволит и одаривает, а плохих - может и заморозить своим волшебным посохом. Другое имя властителя Зимы с крутым нравом - Дед Трескун, ибо именно он насылал на землю трескучие морозы.
Елка в качестве новогоднего атрибута появилась в России при Петре Первом, и постепенно получила широкое распространение. В России прижилась распространенная в Европе традиция дарения подарков под елкой особым мифологическим персонажем. Этот персонаж, заведующий елкой - совсем не обязательно Санта Клаус: в разных странах в его роли могут выступать и гном, и Короли, и эльфы. В России конкретное имя у этого персонажа появилось не сразу. Называли дарителя и Дедушка Николай, и Старый Рупрехт (персонаж из немецкой традиции), добрый Морозко, Мороз Елкич… Но постепенно свое место у елки прочно занял Дед Мороз. Постепенно из злого персонажа, которым родители пугали детей, Мороз превращается в доброго волшебника, властителя зимнего леса, создающего зимний праздник. И поныне все знают, что живет Дед Мороз в лесу и дружит с лесными зверями и птицами. Сначала шуба его была синей (как указывающий на северное, холодное происхождение), на дореволюционных открытках можно встретить и белого Деда Мороза. Сейчас Дед Мороз чаще всего приходит в красном костюме, хотя бывает что и в синей шубе.
Внучка стала сопровождать Дедушку Мороза далеко не сразу. Появление Снегурочки возводят к древним фольклорным традициям. Старинная красивая сказка, где сделанная из снега Снегурка тает, прыгая через летний костер на праздник Ивана Купалы, символизирует смену зимы и лета. Благодаря опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка", имевшей громадный успех, сказочный персонаж получает широкую известность. И Дед Мороз, и Снегурочка (признанная внучкой Дедушки) становятся персонажами стихов и картинок о Зиме, непременными участниками новогоднего детского праздника.
Увы, не всегда судьба доброго Дедушки Мороза складывалась легко. После Октябрьской революции 1917 года, в 1920-ых годах Дед Мороз стал подвергаться гонениям, как идеологически вредный персонаж (вместе с ни в чем не повинной елкой, как символом Нового года). Опала закончилась только в 1935 году, и сценаристы стали разрабатывать программы массовых новогодних елок, ведущими которых стали Дед Мороз и его внучка, Снегурочка. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник елки в московский Дом Союзов. После этого популярность персонажей продолжала расти, и Дед Мороз стал известен по всему Советскому Союзу. Постепенно он стал не только участвовать в праздниках елки, но и приходить в гости к детям и взрослым, поздравлять и дарить подарки. Традиция приглашать в дом Деда Мороза распространилась в советское время, в 1970-ые годы, и жива по сей день. Теперь Дед Мороз - непременный участник не только детского Нового года, но и корпоративного праздника или банкета. У Дедушки сложились стойкие атрибуты: яркая шуба (красная или синяя), красный нос, валенки, посох и, конечно же, волшебный мешок с подарками. В наш век техники и прогресса в глубине души все дети по-прежнему верят в Деда Мороза, радуются его неожиданному приходу и взрослые. Ведь так хочется поучаствовать в настоящей сказке хотя бы раз в году!