Все никак не мог дочитать это произведение, а тут добрался)))
Глава XII
О шакти
1. На девятнадцатый день Бхаратваджа Капали,
возвышенная душа, выдающийся знаток Писаний,
Задавал вопросы Гуру Рамане.
Капали:
2. О Бхагаван,
в каждодневной жизни и Мудрец, и невежественный,
Оба наблюдают триаду -
субъект, объект и познание.
3. В каком особом свойстве тогда
Мудрец превосходит невежественного?
О Мастер, рассейте, пожалуйста,
это моё сомнение.
Бхагаван:
4. Для кого субъект не отличается от Атмана,
Для того объект и познание
тоже не отличаются от Атмана.
5. Для кого, благодаря привязанности к телу,
субъект отличается от Атмана,
Для того объект и познание
тоже кажутся отличающимися от Атмана.
6. Даже в этом мнимом различии
Мудрец воспринимает неотъемлемое единство.
Невежественный человек,
захваченный мнимым различием,
считает себя отдельным.
Капали:
7. О Мастер, то Бытие,
в котором появляются эти различия в триаде,
Наделено Силой [шакти] или лишено шакти?
Бхагаван:
8. Дитя, то Бытие,
в котором эти различия в триаде появляются,
Знающие Веданту именуют всесильным.
Капали:
9. Та Божественная Сила,
о которой говорят ведантисты,
Динамична или статична?
Бхагаван:
10. Дитя, лишь только благодаря движению шакти
миры возникают,
Но Реальность как основание этого движения
всегда неподвижна.
11. То движение шакти,
что основано на неподвижном - Реальности -
и является причиной этого мира,
Знатоки Писаний именуют
не поддающейся объяснению иллюзией [майя].
12. Это движение кажется реальным
только незнающему, субъекту.
На самом деле в Бытии нет движения,
о лучший из людей.
13. Кажущееся различие между Богом [Ишвара]
и его Силой [шакти]
возникает из-за дуалистичности взгляда.
Если ум погружен в свой Источник,
эти двое становятся Одним.
Капали:
14. Бхагаван, эта активность Ишвары,
причина этой грандиозной вселенной,
является вечной или нет?
Пожалуйста, просвети меня.
Бхагаван:
15. Хотя Всевышний движется
благодаря Его собственной Высочайшей Силе,
Он, на самом деле, недвижим.
Только Мудрец может постичь
эту глубокую тайну.
16. Движение само по себе есть активность,
и её называют шакти.
Верховная Личность посредством Своей шакти
сотворила всё, что мы видим.
17. Активность бывает двух видов:
развертывание [пpaвритти] и спад [нивритти].
Ведический текст:
«Всё это стало Атманом самим»
говорит о нивритти.
18. Поэтому санскритское слово «сарвам» («всё это»)
относится к множеству,
наблюдаемому при дуалистическом взгляде,
А слово «абхоот» («стало»)
подразумевает некоторую активность.
19. Специфическое выражение «Атманом самим»
подразумевает,
что множество разнообразных вещей,
порожденных Им,
В конце концов будет возвращено в Атман.
20. О лучший из людей,
Бытие нельзя осознать без шакти.
Шакти имеет две стороны:
активность [вьяпара] и основание [ашрайя].
21. Знатоки Писаний говорят,
что работа по созданию, поддержанию
и растворению вселенной
суть активность [вьяпара].
О лучший из людей,
основание [ашрайя] есть не что иное, как Бытие.
22. Поскольку Бытие само по себе есть всё,
Оно ни от чего не зависит.
Кто понимает шакти
и как активность, и как основание,
только тот и знает.
23. При отсутствии движений ума
в Бытии нет различий.
Когда Бытие подавляет или успокаивает шакти,
движения ума не возникают.
24. Если, со временем,
наступит великое растворение вселенной,
То эта активность поглотится Бытием
без каких-либо различий.
25. Без шакти невозможны
никакие проявления этой активности,
Ни творение, ни познание,
включающие триаду: субъект, объект и познание.
26. Единая трансцендентная шакти,
причина всех причин,
известна под двумя именами.
Как основание её называют «Бытие»,
и как работу творения её именуют «активность».
27. О достойнейший из людей,
тем, кто считает отличительным знаком шакти
только движение,
Надо указать, что существует
как её основание
некоторая высочайшая Реальность.
28. Ту единую высочайшую Реальность
одни называют шакти,
другие - Бытие,
третьи - Брахман,
А еще некоторые - Личность.
29. Есть два средства, о дитя,
которыми постигается Истина.
Она определяется своими характерными атрибутами
или непосредственно переживается как Реальность.
30. Таким образом, знание Бытия
можно получить двумя способами -
посредством Его активности
или переживанием Его как такового;
То есть косвенно, через Его атрибуты,
или непосредственно, будучи единым с Ним.
31. Говорят, что Бытие является Основанием, дитя мое,
а активность - Его атрибутом.
Постижением источника активности
с помощью активности
человек твердо пребывает в Основании,
то есть в Бытии.
32. Бытие сопровождается атрибутом,
и атрибут - Бытием.
Говорят, что связь между ними - тождество.
33. Так как Бытие постигается только по Его атрибуту,
А именно - активности,
то Оно вечно активно.
34. На самом деле активность -
не что иное, как Бытие.
Все представления о различии -
лишь проекции ума.
35. Это творение, называемое игрой шакти, -
только идея Ишвары.
Если выйти за её пределы,
то останется одно Бытие.
Такова двенадцатая глава, именуемая
«О шакти»,
в Шри Рамана Гите,
науке о Брахмане и Писании йоги,
сочиненной учеником Раманы, Васиштхой Ганапати.