Я не считаю, что душа человека настолько ничтожна и несовершенна, как усматривают большинство религий, в концепциях которых излагается, что душа рождена чуть ли не исключительно для страданий.
Сначала душа, согласно большинству религиозных писаний, должна блюсти строжайшие ограничения в этой жизни, а затем, поскольку выполнение этих ограничений представляется мало возможным, еще и бесконечное наказание адом. Ну конечно есть еще и рай, но туда, учитывая требования, попасть практически невозможно.
Душу, согласно многим религиозным писаниям, постоянно одолевают греховные помыслы. Душа должна ни на минуту не забывать о лежащем на ней бремени греха, безмерной вины, чуть ли не оскверненности. Она постоянно должна каяться и очищаться, что в конечном итоге бесполезно, потому что малейший негативный проступок, противоречащий строжайшим требованиям, перечеркивает все раскаянья и опускает душу на еще более низкий уровень. Так, например, в отдельных источниках говориться, что если человек делает благо и при этом осознает, даже более того, гордиться совершаемым, то такое благо не принимается Богом. Странно. Мне, например, кажется весьма маловероятным, что есть люди делающие благо и не осознающие сего. Есть ведь весьма реальная наука психология, которая давно доказала, что человек в силу своей разумности прекрасно различает положительные поступки и отрицательные и при наличии здоровой психики испытывает удовлетворение от хороших поступков и угрызения совести от плохих. Тем не менее, в тех - же религиозных писаниях зачастую присутствует концепция « Делай благо! Господь видит хорошие дела твои. Но если ты сделал благо и возгордился (читай – «осознал, что сделал доброе дело») - благо твое не принято». Какие уж тут шансы душе избежать адских мук?
Ужасно мрачная картина. Если Вы считаете, что я сгущаю краски, почитайте, например Библию. Да, там, в общих словах говориться, что душа божественна, что она творение Бога и в принципе заслуживает места у подножья престола Господня. Но куда больше и куда более суровыми словами говориться об обратном. Даже только что родившееся существо считается порождением греха и подлежит крещению (фактически очищению).
Более того, прямо указывается, что Бога и человека разделяет пропасть людских грехов.
Все мы не без греха, но как-то страшно, что тебя обрекают родиться в грехе, всю жизнь жить под тяжестью собственной скверны и после смерти попасть со всеми твоими некуда не девшимися от тебя грехами в ад. И никакой надежды, что ты можешь что - то изменить, при всех твоих искренних благих побуждениях. В итоге установка такова: живи и помни - ты рожден во грехе, твоя жизнь сплошной грех , скверна твоя не смываема и тебя в итоге ждет расплата в виде ужасных мучений которым не будет конца.
Я вижу нашу жизнь несколько иначе. Душа человека, это уникальное, постоянно совершенствующееся создание Божественной сущности. Не только тело человека создано по образу и подобию Божьему, но и душа. И это главное. Возможно, душа является даже частью Божественной субстанции. Душа стремиться к высшему совершенству через множество рождений, жизней и смертей. В этом и других мирах. И возможно не только в образе человека. Перед тем как прийти в очередной мир, душа производит самостоятельный выбор мира, в котором она родиться и жизни, которую ей будет суждено прожить. Она знает все, через что ей придется пройти, и она делает выбор. И все проблемы, сложности и горести в нашей жизни мы выбираем сами. Только мы. Впрочем, как и радости и достижения.
Но зачем нам горести и беды? Разве нельзя выбрать прекрасную, обеспеченную, здоровую и счастливую жизнь и жить в ней? Можно. Но это не является выбором разумной сущности стремящейся к развитию и совершенствованию. Вспомним школу. Когда мы ходили в школу, мы посещали не только любимые и легкие предметы. Мы (или наши родители) точно знали, что для того чтобы получить достойное образование необходимо изучать и трудные дисциплины.
Разве можно получить необходимый совершенный опыт, живя только жизнью богача, фаворита, счастливчика? И кто знает, какой опыт можно получить, проживая жизнь калеки, душевнобольного, обездоленного или понесшего тяжелую утрату, да и просто преодолевающего повседневные трудности, возникающие на нашем жизненном пути.
Возможно, возникает вопрос, что если души столь совершенны, то, как же объяснить существование среди людей тиранов, убийц, садистов и просто подлых людей. Трудно сказать. Это может говорить о нарушении ориентации отдельных душ, о таковой форме расплаты за какие либо деяния совершенные в прошлых жизнях, о происходящей деградации (ведущей возможно в последствии к опусканию души на низшие уровни развития (не отсюда ли представления о дьяволе как о «падшем ангеле»?), а то и вообще последующем уничтожении (распаде души) либо трансформации её в иные формы. Но это уже тема другой теории.
Душа содержит в себе океан информации. Безмерный океан. Мы можем забыть прочитанную книгу, или выученную в школе формулу, но это лишь иллюзия забывания. В памяти нашей сущности это сохраниться навсегда. Мы не забываем ничего. После смерти мы сможем заново пересмотреть свой багаж накопленных знаний, и поразиться их объему. И такой багаж мы приносим из каждой новой жизни.
Возможно, возникнет вопрос, почему мы не помним ничего из своих предыдущих рождений? Попробую предположить следующее: обучение идет легче, если вас ничто не отвлекает. Например, вы приходите в кино, вокруг вас целый мир, здание зала, кинотеатра, и целой вселенной за стенами кинотеатра. Но гаснет свет и зажигается экран и все кроме фильма просто перестает существовать для вас. Вы живете только жизнью показанной на экране. И как захватывает Вас происходящее! Сколько эмоций, сколько впечатлений, сколько западающей в память информации! Таким образом, отсутствие памяти о прошлых жизнях, по - видимому позволяет нам более полнообъемно прожить именно ЭТУ жизнь, получить более глубокие знания, сталкиваясь с различными « ранее неизвестными ситуациями» и переживая их, приобрести больший опыт.
К слову сказать, в литературе описывающей опыт переживания людьми клинической смерти, часто указывается на то, что человеку в состоянии клинической смерти некая высшая сущность задает примерно следующий вопрос « Что ты можешь рассказать мне о своей жизни?» Причем задает этот вопрос доброжелательным тоном. Обратите внимание на формулировку вопроса. Речь идет о достигнутом в жизни, а не об отчете в грехах, То есть вопрос, как бы сказали психологи, поставлен позитивно.
После окончания просмотра фильма вы можете прокрутить его в памяти еще раз, обсудить с друзьями, обдумать отдельные показанные ситуации, сравнить данный фильм с фильмами просмотренными ранее. После окончания жизни мы можем сделать такой же анализ. То, что у человека близкого к смерти, вся жизнь проносится перед глазами в мельчайших подробностях это уже почти научно доказанный факт. Чем не дополнительное интеллектуальное обогащение?
Кстати в педагогике считается, что большую пользу для обучения дают не представляемые ситуации, а последующий их анализ и обсуждение.
Возможно, и по окончании нашей жизни, мы имеем возможность, произвести сравнение с предыдущим опытом и выявить, что же мы имеем на данный момент, и что нам еще необходимо получить и на основании этого сделать СВОЙ СЛЕДУЮЩИЙ ВЫБОР.