Представьте себя в самой плохой из всех возможных ситуаций: вы даете худшее выступление, которое только возможно в вашей жизни — хуже некуда. У всей аудитории такое выражение лица, как у героя в картине «Крик». За несколько минут вы собственноручно доказали, насколько безобразно может звучать гитара, и разогнали всех присутствующих. Это еще не все: лучший друг вашего отца, Тед Коппелл, решил захватить всю свою команду операторов, чтобы запечатлеть ваше выступление.
Тед, будучи законченным репортером, не упустил свой шанс. Он решил выпустить историю под названием: «Худший гитарист всех времен и народов». Затем, все музыкальные критики поглумились над тем, почему от вашей игры так воняет. Теперь вся страна знает, что вы не умеете играть. Звучит подобно самому страшному ночному кошмару, верно? Допустим, если бы это все же произошло, какие были бы реальные последствия:
1. Все будут помнить Ваше имя не более 15 минут.
2. За это время все решат, что Вы — худший гитарист.
3. Может быть, Вам не удастся реализовать что-то в будущем. А может и наоборот.
4. Вы чувствуете себя очень хреново.
5. Все забудут обо всем через один-два дня.
6. Вы поймете насколько слава мимолетна и ничтожна.
7. Вы узнаете, кто Ваши друзья.
А в чем собственно дело, если так вот подумать. Отвратительная игра — конечно, не та цель, к которой нужно стремиться (хотя поведение некоторых наталкивает на мысль об обратном), но каждый, кто играет хорошо, прошел через это. Более того, это не влечет за собой никаких «физических» последствий. Ныряльщик не может позволить себе плохой прыжок, потому что может погибнуть. Сердечный хирург не может иметь «критического» дня, потому что тогда его пациент отправится туда же. По сравнению с ними, мы только отделываемся легким испугом. Так что, если они могут, то чем мы хуже?
Теперь представьте тот же сценарий, но с точностью до наоборот. На сей раз все идет даже лучше, чем вы мечтали. Вы только чувствуете, как высшие силы вселились в вас, и не можете поверить, что это играете вы. Тед Коппелл выпускает историю о «Лучшем гитаристе всех времен и народов». Умники извергают интеллектуальные перлы и поют дифирамбы их недавно найденному «Мессии Гитары». И вот результаты:
1. Все будут помнить Ваше имя не более 15 минут.
2. За это время все решат, что Вы — лучший гитарист.
3. Может быть, Вам удастся реализовать что-то в будущем. А может и наоборот.
4. Вы чувствуете себя очень круто.
5. Все забудут обо всем через один-два дня.
6. Вы поймете насколько слава мимолетна и ничтожна.
7. Вы узнаете, кто Ваши друзья.
8. Спойте мне, толстая леди
Последствия самого плохого сценария, по сравнению с лучшим, не так чтобы сильно отличаются. Фактически, вообще нет разницы. Как много раз после выступлений я хотел совсем бросить музыку, потому что был настолько расстроен своей игрой. На тех же самых концертах люди, подходившие ко мне, говорили, что я им очень понравился. Что-то внутри меня хотело схватить их за горло и прокричать: «Вы что — обалдели? Я не способен играть! Или вы оглохли?» Но потом я понял, что мои собственные чувства по этому поводу отличаются от того, что чувствуют другие люди. Поговорив с музыкантами, которых я уважаю, я обнаружил, что это весьма обычное явление, если не всеобщее.
Я начал добиваться большего успеха, когда перестал выносить приговоры своей музыке. Моя работа — это играть. Судит пусть кто-то другой. Я не властен над тем, будут ли другие любить это или нет. Переживания по этому поводу ни к чему хорошему не приведут, а только уменьшат мою способность концентрироваться.
Несколько лет назад я прочел книгу, которая изменила мою жизнь. Она назвается «Внутренняя игра музыки». Ее написал Барри Грин — контрабасист симфонического оркестра Балтимора, вместе с Тимом Галлвеем — автором «Внутренней игры тенниса». Это — здравомыслящий подход к процессу создания музыки. Там много говорится о преодолении препятствий и положительном отношении к своим способностям, в том смысле, что «расслабься и позволь себе делать музыку». Авторы утверждают, что большинство препятствий — внутренние. Они также обучают вас искусству игнорирования тех препятствий, которые не зависят от вас. Я очень рекомендовал бы эту книгу любому, кто когда-либо мучился над вопросом: «Действительно ли я хорош?»
Однажды мне довелось сидеть и разговаривать с одим очень известным актером кино. Я спросил его: «Вы очень талантливы, но ведь есть тысячи других актеров столь же талантливых как вы, но о которых никто никогда не слышал. В чем разница между вами и ними?» Его ответ поразил меня, но в нем заложен большой смысл. Он сказал: «Я более голоден, чем они. Я не могу представить свою жизнь без актерства. Я должен это делать. Вот в чем разница». Я знаю, что он под этим подразумевал. Коммерческий успех — не критерий для таланта или музыкальной ценности. Любой музыкант с высокими стремлениями никогда не будет чувствовать себя удовлетворенным от своей работы. Учитесь любить слушать свою игру, даже если вы не чувствуете себя полностью удовлетворенным. Поскольку мы всего навсего люди, а это — всего лишь музыка.
p.s. кто не спит с восьми до часу ругайте мну. помощь нужна