Малыш и Тайлер
А ведь история про Малыша и Карлсона - это не просто забавный сюжет про коротышку с пропеллером, говорящего голосом Ливанова, а философская притча, если хотите.
Где-то в Стокгольме жил мальчик семи лет, у которого не было друзей..Мама, папа вечно заняты, у брата с сестрой свои интересы, помноженные на подростковый скепсис.А этому мальчику очень хотелось кого-то ждать, с кем-то разговаривать.И тут появляется Карлсон, влетает в окно и усаживается на подоконник.
Человечек с пропеллером - воплощение тайных желаний Малыша : люстра разбивается, варенье съедается, а виноват во всем Карлсон, который "только что улетел, но обещал вернуться".
И даже когда появляется долгожданная собака, она не может заменить непредсказуемого Карлсона, потому что пока собаки не было, ее очень хотелось, но стоило только Малышу стать обладателем вожделенной существа, как оно становится уже не таким важным.
У Малыша в книге Линдгрен нет имени, как нет имени у главного героя "Бойцовского клуба" Паланика.Простите, не мне первой пришла в голову эта параллель, но уж больно много точек сопрокосновения у фантомного Карлсона, который разбил люстру, и не менее фантомного Тайлера Дердена, который, работая механиком в кинотеатре, вклеивал в пасторальные картины порнокадры.
Малышу не хватало острых ощущений, и он ввязался в драку, чтобы защитить собаку, безымянному рассказчику из "Бойцовского клуба" так опротивела рутинная жизнь, что он избил самого себя, Малыш не хотел донашивать за братом "пижаму, коньки, велосипед и старую жену", паланиковский герой, чтобы избавиться от гнета вещей, взорвал свой дом.
Карлсон жил на крыше, Тайлер Дерден жил в заброшенном доме, предназначенном на снос.Карлсон воровал плюшки у Фрекен Бок, Тайлер Дерден делал мыло из ворованного жира.
Карлсон был свободным и делал, что хотел, в отличие от закомлексованнного Малыша, Тайлер Дерден помог своему безымянному другу избавиться от привычного уклада жизни, делать не что надо, а что нравиться, драться, например.
И вот эта безымянность главных героев наводит на мысль, что имени у них нет по той простой причине, что Карлсон - это и есть Малыш, как Тайлер Дерден и есть сам рассказчик.
Малыш нуждался в дружбе, поэтому он вложил накопленные эмоции в одно существо."Карслон - он такой, такой замечательный, он веселый, с ним так интересно". Не так ли происходит в дружбе вообще? Мне так интересно с ним, мы можем обо всем поговорить, он так хорошо меня понимает.И мы наделяем человека теми свойствами, в которых мы ощущаем потребность.
Читая в больнице "Жизнь взаймы" Ремарка, я поймала себя на том, что у главного героя тоже нет имени.У всех, даже у второстепенных персонажей есть имя, и лишь гонщик Клерфэ безымянен.
Он появляется из ниоткуда, спасает Лилиан от фобий, дает ей возможность почувствовать то, чего она давно была лишена.
И в какой-то момент становится немного досадно от того, как часто и легко Клерфэ признается Лилиан в любви."Я тебя люблю" Почему-то это звучит так немужественно из уст сорокалетнего мужчины..Но не надо забывать, что у него нет имени, поэтому вся эта история отчасти фантом - либо Клерфэ выдумал себе идеальную женщину, ради которой хочется жертвовать собой, либо Лилиан выдумала себе совершенного мужчину, не боящегося быть искренним..
Мы все что-то выдумываем себе и в этой фантазии живем.Почему-то так не хватает того, что есть рядом, а хочется далекого и какого-то несбыточного.Фантомов, которые бы влетели бы в открытое окно или на худой конец сели рядом в самолете.