Валдай. Музейный колокольный центр |
В Летнем саду в 50 метрах от Музея колоколов (о нём тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post504664207/ ) находится Музейный колокольный центр. Он появился, когда в запасниках Львовской ротонды скопилось более тысячи экспонатов и потребовались новые выставочные площади. Сейчас в Музее колоколов располагается коллекция, связанная с валдайскими колоколами, а в Музейном колокольном центре рассказывается о мировом колокольном деле.
Колокольный центр расположен в двухэтажном кирпичном здании (1913 год постройки, памятник гражданской архитектуры и градостроительства), где располагались сначала реальное училище, а затем школа. После ремонта, 10 миллионов рублей на который выделил тогдашний президент Д.А. Медведев, в 2015 году центр был отрыт для посетителей.
На газоне у входа в колокольный центр стоит первый экспонат – огромная колокольная корона, состоящая из сковороды – круглого диска, и устройства подвеса к балке: центральной части (маточника) и ушей. Корона через отверстия в сковороде крепится к своду тулова колокола, а изнутри к ней прикрепляется скоба для подвески языка.
История этой короны такова. В августе 1941 года Праздничный колокол Софийской звонницы, укрывая от приближающихся к Новгороду немецких войск, закопали на берегу Волхова. Сразу же после освобождения города, в январе 1944, воины Волховского фронта решили поднять этот 1614-пудовый исполин, отлитый в 1659 году мастером Ермолой Васильевым. Но во время подъёма оторвалась корона. Колокол и сегодня находится на установке для звона в Новгородском кремле без головы.
А к 40-летию начала Великой Отечественной войны на Новгородском заводе «Автоспецоборудование» была отлита новая корона для Праздничного колокола (мастера А. Д. Данилов и Г. М. Шевелев). Но устанавливать эту 500-килограммовую современную голову на исторический колокол не стали. Несмотря на то что колокол сам по себе очень большой и тяжёлый, такая голова просто-напросто размяла бы его.
Корона более 35 лет простояла под открытым небом на Владычном дворе кремля. И вот теперь она предваряет осмотр колокольного центра.
Экскурсоводы рядом с ней начинают рассказ. Колокола отливали в земле, чтобы форму не разорвало от сильного давления. И здесь можно предположить, что под головой в земле целый колокол, ещё не остывший после отливки.
Экспозиция Музейного колокольного центра состоит из четырёх тематических залов, проходя по которым можно ознакомиться с колокольной историей с глубокой древности до наших дней.
Первый зал знакомит посетителей музея с древними бубенцами и колокольчиками от III века до н.э. до XIV века н.э.
Найденные при археологических раскопках эти скифские, сарматские и этрусские колокольчики не самые старые. Различные колокольчики и бубенцы существовали в Древнем Китае ещё в XXIII веке до нашей эры, известны они были и в Вавилоне, и в Месопотамии, и в Древнем Египте.
И везде им приписывалась способность отгонять зло. В экспозиции представлены ритуальные колокола Китая, Вьетнама, Индии, Бенина и других стран.
Колокольчики использовались как подвески-обереги в одежде и как атрибут в магических ритуалах. С их помощью люди с каменного века изгоняли болезни, защищались от нечисти, непогоды, хищного зверья, грызунов, змей. Шаманы, синтоисты, буддисты в обрядах до сих пор используют бубны, колокольчики, бубенчики.
А это спаренные колокольчики вуду: маленький символизирует всё сущее, большой – души умерших. Эти колокольчики позволяют общаться с покойными, их до сих пор используют колдуны вуду в Африке и некоторых частях Америки.
Повсеместно используются пастушьи колокольчики – ботала или клепала (их сшивали - склёпывали по бокам заклёпками). Они подвешивались на шею скотине и выполняли не только "сигнальную", но и магическую функцию – отпугивали нечисть и хищников. Поэтому имели глухой и неприятный звук.
Форма пастушьих колокольчиков практически не изменилась с древности до XXI века. Вот с такими боталами на шеях гуляют бахчисарайские, финские и швейцарские бурёнки.
А с такими наши.
В Турции и Пакистане были распространены верблюжьи колокольчики, складывающиеся друг в друга, как русская матрешка. Вешали такой колокольчик на шею вожаку.
Стадо следовало за ним и, подчиняясь звуку колокольчика, копировало его поведение. Если вдруг вожак захромал, звук колокольчика стал неровным и прерывистым – все верблюды начинали прихрамывать.
Подобные колокольчики были и у слонов, но по форме напоминали мяч.
На Руси пастушьи колокольчики, как и другие скотоводческие атрибуты, изготавливали в небольших кузницах с помощью молота и наковальни.
Церковные колокола появились позднее. Христианство долгое время колокола не использовало, считая их языческими атрибутами.
На Руси верующих в храм созывали с помощью била – металлической доски, по которой ударяли колотушкой.
Форма дуги символизировала небесный свод. Каждый конец этого била звучал по-своему. На одном конце его надпись «Время трудиться», на другом — «Время срамиться», т.е. выяснять отношения, улаживать споры.
Существует предание о том, как появились христианские церковные колокола. Однажды святой Павлиний Ноланский Милостивый, живший в IV веке в итальянской провинции Кампания, прилёг отдохнуть среди трав на лугу и задремал. Во сне ему приснились ангелы, раскачивающие чудесные полевые цветы - колокольчики, которые издавали мелодичные звуки: «Кам-пан, кам-пан, кам-пан». Голос с небес пояснил ему, что это музыка Неба, Божий дар. Вернувшись домой, святитель заказал несколько колоколов тюльпанообразной формы, которые оказались весьма удачными и скоро начали использоваться в храмах Западной Европы.
По научению св. Павлиния христианские колокола назвали кампанами.
В экспозиции музея можно увидеть церковные христианские колокола русских, голландских, шведских, немецких, итальянских, финских и польских мастеров XVI – XХ веков.
Создать коллекцию церковных колоколов центра помогли коллекционеры. Но есть колокола, чудом сохранившиеся в период уничтожения церквей в запасниках разных музеев. Вот этот, например.
Назначение прорезей на юбке колокола неизвестно. Предполагают, что в отверстия должны были вставить иконы, изготовленные отдельно. Но может быть и другая причина.
А это – трофейный колокол, привезённый из Германии после войны.
Второй зал представлен большим разнообразием сигнальных колоколов. В основном это знаменитые поддужные колокольчики, прославившие Валдай (о них подробно рассказано в предыдущем посте о Музее колоколов).
Сначала их изготавливали в небольших мастерских. А потом, с развитием ямщицкого промысла, центры литья ямских колокольчиков обосновались вдоль больших дорог.
В экспозиции можно увидеть крупнейшую в России коллекцию поддужных колокольчиков разных литейных центров.
Но колокольчиками и бубенцами украшались не только дуги и хомуты. Это седелка – специальная амуниция, предназначена для сбалансированного распределения давления на спину коня и создания смягчающего эффекта. Также она обеспечивает надлежащий комфорт всаднику. Ну и украшается бубенцами.
А это кронштейн с седелочными колокольчиками, сделанный в США в начале ХХ века.
Во времена Петра I колокола пришли в корабельное дело. Их тут же окружил мистический ореол. Считалось, что именно в них жила душа судна, защищавшая капитана и экипаж.
Когда корабль списывали, колокол не шёл в переплавку. Он хранился дома или у капитана, или у его старпома, становясь семейной реликвией.
Это швейцарский корабельный колокол.
Очень хороши рыбаки в порту Волендам на фото за ним.
Рядом – рыбацкие колокольчики.
Без театрального колокольчика не начнётся представление. До сих пор перед началом спектакля звучат три звонка, правда, уже электрических.
Станционные колокольчики предупреждали о прибытии или отправлении дилижанса или поезда.
Колокольчиками оснастили и новый городской транспорт – трамвай на лошадиной тяге.
Такая замечательная миниатюра, что даже внутрь заглянуть хочется.
Ещё одна миниатюра – макет валдайского Вольного Пожарного Общества. А здесь она потому,
что колокола такой же важный атрибут пожарной команды, как каска
и брандспойт.
О другой стихии предупреждает этот сигнальный колокольчик, подаренный Валдаю американским городом-побратимом Каньон-сити. Он ветровой.
У него удивительно мягкое звучание, но его звон – штормовое предупреждение: надвигается ураган. Нежный звук – психологический ход, чтобы люди не паниковали.
В прежние времена ни одна школа не могла обойтись без колокольчиков.
До сих пор первый и последний школьные звонки даются именно ручным колокольчиком.
А ещё колокольчики были в часах,
у входа в дом,
в гостиницах и ресторанах, и даже на столе хозяев для вызова горничной или денщика. Вот колокольчик с длинной ручкой стоит на бюро письменного стола.
Кстати, этот кабинетный интерьер воссоздает рабочую обстановку в доме местной писательницы Ольги Александровны Фрибес (1859—1933), писавшей под псевдонимом И.А. Данилов. Известность в литературных кругах ей принесли «монастырская трилогия» («От света к свету», «В тихой пристани», «Игуменья Рахиль. Картина монастырской хроники») и другие повести и рассказы, написанные на рубеже веков. Писательница создала свой мир с вымышленными провинциальными городами Онегинск и Печоринск, старинными монастырями, дворянскими усадьбами и постоялыми дворами и «за пресловутым пьянством, ложью и плутовством» попыталась увидеть «духовные богатырские силы» великорусской народности.
Следующий зал знакомит с множеством разнообразных кабинетных, подарочных и декоративных колокольчиков.
Очень хороша серия колокольчиков колокололитейного мастера из Санкт-Петербурга Виктора Пирайнена.
Она состоит из семи кабинетных колокольчиков, объединенных в цикл «Коллекция дель’Арте». В ручках колокольчиков воплощены герои комедии: Панталоне, Арлекин, Бригелло, Принц с маской, Франческина, Коломбина и влюблённые.
А рядом – великое разнообразие кабинетных колокольчиков.
Очень хороши сувенирные колокольчики всевозможных форм и расцветок из металла, керамики, стекла, дерева…
Это тоже колокольчик. Звенящая голова волка.
Есть колокольчики с религиозной тематикой – рождественские и пасхальные.
А это подарки музею из восточных стран.
Очень захотелось купить какой-нибудь из таких красивеньких колокольчиков. К сожалению, эти не продаются. Но в Валдае немало мест, где можно приобрести звонкий и красивый колокольчик.
Оказывается, есть правила для домашнего использования сувенирных колокольчиков. Вешать их нужно на нити не короче семи сантиметров, размещая вдали от электрического света и посторонних глаз.
Время от времени нужно звонить. Звук даже самого простенького колокольчика полезен для здоровья. Он положительно влияет на психику слушателя и препятствует распространению болезнетворных бактерий.
А иногда колокольчики устают от молчания и посторонних глаз. Чтобы вернуть им бодрость, советуют окунуть в ёмкость с красным вином.
На первом этаже располагается четвёртый зал, посвящённый современной истории церковных колоколов.
После колокольных трагедий начала ХХ века
колокололитейное производство было возобновлено только в 90-х годах. Сейчас колокольных центров в России немало. Один из них – воронежский завод «Вера». Это его продукция – колокол на рамной конструкции "300 лет российскому флоту" (2010 г.)
и церковный колокол «Троица»
Эти колокола изготовлены заводами «ЛИТЭКС» и «ИТАЛМАС».
Красивые колокола, и звук, наверное, приятный. Но послушать не удастся. В Музейном колокольном центре все экспонаты за стеклом.
Но есть мультимедийная библиотека и кинозал, в котором на семиметровой видеостене показывают фильмы о технологии колокольного производства, истории колоколов, различных звонах и известных звонарях.
Нам демонстрировали на экране карильоны.
Карильон – это музыкальный инструмент, собранный из отдельных колоколов. Инструмент содержит не менее 23 бронзовых колоколов,
которые ударяются поочерёдно или аккордами. На традиционном карильоне играют с помощью клавиатуры, представляющей собой набор рычагов по которым ударяют кулаками, а также педальной клавиатуры.
Рычаги с помощью проволочных тяг связаны с языками колоколов, позволяя исполнителю менять громкость ноты в зависимости от силы, приложенной к клавише. В документальном фильме показано звучание карильона в Мехелене (Малине) – родине "малинового звона".
Родина карильона – Бельгия, оттуда колокольные установки в средние века распространились по всей Европе.
Когда-то карильон был в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге, интерактивная модель (масштаб 1 к 50) которого изготовлена в 2012 году.
Модель раскрывается, подобно кукольному домику, и можно увидеть внутреннее устройство всех трех ярусов колокольни и услышать звон разных типов колоколов — карильонных, часовых, церковных. Но мы ходили по центру без экскурсовода, поэтому никто не подсказал, что можно попросить смотрительницу продемонстрировать. Так что мы удовлетворились внешним осмотром модели.
Тщательность проработки деталей восхищает.
Есть в этом зале и интерактивный тачскрин-стол с тематическими играми, где можно запрячь виртуальную тройку с бубенцами или отлить колокол, который можно отправить по электронной почте себе или другу. Но во время нашего посещения тачскрин был выключен. Тоже, наверное, можно было попросить включить, но не случилось.
В целом Музейный колокольный центр – место интересное. Разглядывание этих чудесных колокольчиков доставляет настоящее удовольствие. Вот только бликующие стеклянные витрины совсем не предназначены для фотографирования. А так хотелось сохранить эту красоту на память.
Серия сообщений "На небе рай, на земле Валдай":
Часть 1 - Валдай. Отель "Мара"
Часть 2 - Валдай. Музей уездного города.
Часть 3 - Валдайский Летний сад и Музей колоколов
Часть 4 - Валдай. Музейный колокольный центр
Часть 5 - Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь
Ответ на комментарий Алла_Студентова
Спасибо большое!Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |