Валдайский Летний сад и Музей колоколов |
На первом месте среди валдайских достопримечательностей стоит Музей колоколов. Значит, обязательно надо его посетить.
Приехали мы пораньше, ещё до открытия. Утро было тёплым, солнечным, в такую погоду приятно прогуляться. Тем более что место рядом с музеем непростое.
В XVIII веке Санкт-Петербург и Москву соединили 728 верст «государевой дороги». Чтобы царям было комфортно путешествовать, шоссейный путь вымостили брёвнами и фашинником (связками хвороста). Но монарху требовался ещё и отдых в дороге. Для этого на трассе через каждые 65 км поставили одиннадцать путевых дворцов.
Императрица Екатерина II пожелала, чтобы во дворцах постоянно находились люди, готовящие «для проезжих всякие потребности, как пищу и питье, так и прочие нужные и к спокойствию в пути служащие надобности».
Валдайский путевой дворец был построен в 1770-х годах на самой высокой горке города, получившей название Екатерининской. Он и сейчас здесь. Вернее, его остатки.
Это длинное двухэтажное здание, вытянутое вдоль дороги, с эркером посередине и боковыми флигелями.
Не знаю, был ли «дворец» по замыслу таким скромным или его лишили царственного лоска последующие года эксплуатации. На архивных фотографиях он не запечатлён.
Ещё в царские времена часть помещений путевого дворца стали использовать как гостиницу и почту, потому что содержать довольно большое и дорогое пустующее здание в провинции было накладно. В советские времена в здании разместилась районная больница, тогда же значительно изменились его внешний облик и внутреннее устройство. Но уже около десяти лет здание пустует и разрушается, часть окон заколочена фанерой, часть разбита. Так что даже представить, каким был путевой дворец во времена Екатерины, невозможно.
Рядом располагалось здание казначейства (сейчас в нём детская библиотека).
Во второй половине XIX века стараниями валдайского гражданина бывшего исправника Михаила Ивановича Клокачева на Дворцовой площади был устроен обнесённый оградой Летний сад.
По склонам холма проложили ровные дорожки, вдоль которых высадили деревья и кустарники, подчеркивающие красоту рельефа. Наверняка было немало клумб.
В саду в тёплое время года гуляли горожане, по вечерам играл военный духовой оркестр.
Сейчас городской парк «Летний сад» является памятником градостроительства и охраняется государством. Он по-прежнему является излюбленным местом прогулок и отдыха горожан и туристов.
Говорят, что несколько лет назад он был более густым и красивым. Но 13 августа 2017 года на Валдай обрушился ураган. Шквалистый ветер повалил 150 деревьев.
Фото из Интернета.
Парк восстанавливали всем городом. Подрезали поломанные деревья, посадили липы, клёны, ясени, рябины, сирень. Но, к сожалению, деревья растут не так быстро, как хотелось бы.
Сейчас об урагане напоминают только огромные пни.
В Летнем саду увидели деревянный колодезный сруб, прикрытый двухскатной крышей. Надпись на резной доске гласит, что раньше на этом месте стоял храм. А колодец устроен на месте алтаря.
Сначала здесь была деревянная часовня, построенная в конце XVII века стрельцами, переселёнными в Валдай по указу Петра I. В 1693 году к часовне пристроили алтарь и освятили её как церковь во имя Живоносного Источника Божией Матери.
В 1882 году во время городского пожара храм сгорел, и только через 17 лет на месте пепелища построили новую деревянную церковь Живоносной Источницы. Красивый пятиглавый храм с большими окнами по фасаду, с шатровой колокольней.
В 1930–1931 годах с храма сняли главы и шатер колокольни, устроили печное отопление и разместили в нём маслозавод, который работал до конца 1950-х годов, а потом был снесён «за ветхостью».
Однако люди по-прежнему ходили к святому источнику и в месте выхода ключа поставили колодец. Вода в нём освящается в храмовый праздник уже не существующей церкви.
Часовня Иакова Боровичского и церковь Живоносного Источника в 1905 году.
А вот выстроенная рядом с церковью в 1826 году каменная часовня Иакова Боровичского и сейчас украшает собой Московскую дорогу. Построена она была в память императора Александра I (внука Екатерины II), гроб с телом которого при следовании траурной процессии из Таганрога в Санкт-Петербург одну ночь находился в Валдае.
Это действующая часовня, приписанная к Иверскому монастырю. Свою яркую раскраску она получила при реставрации в 2021 году, до этого была скромная, жёлтенькая, с бледно-голубым куполом.
Интересна история святого Иакова Боровичского, имя которого носит часовня. Во время половодья по реке Мсте неизвестно откуда принесло дубовую колоду (гроб) с обнажённым трупом неизвестного мужчины.
Ну а дальше начинаются легенды. Вроде бы как старосте села, куда прибило покойника, приснился человек, сказавший: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Моё имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня».
Но вместо того чтобы похоронить, покойника объявили святым, а его останки – мощами. После этого у него появилась биография, где утверждалось, что он был благочестивым судовщиком и юродивым, убило его громом около 1540 года. А после смерти он вроде бы как исцелял больных и защищал от гроз и половодий.
Когда был построен Иверский монастырь, мощи Иакова Боровичского по повелению патриарха Никона перенесли туда.
В 1888 году на склоне Екатериниской горки появилась ещё одна часовня. Её построили в память чудесного спасения семьи императора Александра III во время железнодорожного крушения под Харьковом.
Часовня была уничтожена в 1930-е годы, но фундамент её сохранился. На нём в послевоенный период установлен памятник советскому воину.
Гуляя по парку, набрели на такое чудо – детскую площадку с милыми зверушками. Не знаю, в какое время они здесь появились, но подобные фигурки ставили в парках годах в 70-х. Такой привет из детства.
Звери немножко облупившиеся, но забавные. Судя по композиции, изображают они цирк.
Ну и как не оседлать льва?!
Да и козлы замечательные.
А рядышком за деревьями – тройка!
Такие чудесные пушистые зелёные лошадки.
Скульптура создана из стеклопластика и искусственного декоративного газона. Автором и исполнителем композиции стала фабрика топиари «Бачо» из Липецкой области.
Говорят, что сначала тройка стояла на другом месте. Но именно здесь, в Летнем саду, она органично вписалась в ансамбль. Соответствует и зелени парка, и духу времени, и ореолу царственности, и архитектуре. Настоящее украшение парка.
Лошадок этих любят не только туристы, но и валдайцы. Одна женщина, случайно встретившаяся в парке, сказала нам, что каждое утро делает по пути крюк, чтобы увидеть красавицу тройку.
Стоит карета у церкви, главной достопримечательности Летнего сада.
Это храм святой великомученицы Екатерины (1793-1794). Круглое в плане здание с колоннадой
построено на средства, выделенные императрицей Екатериной II, по проекту архитектора Николая Александровича Львова.
В туристических путеводителях церковь часто называют Львовской ротондой.
Ротонда должна была стать храмом при путевом дворце, однако церковные службы совершались в ней редко.
Но именно в этом храме провёл ночь гроб с телом покойного Александра I в 1825 году.
Здание настолько необычно и красиво, что практически не подверглось внешним изменениям в советскую эпоху (только кованые решётки и крест сняли). Хотя судьба у ротонды непростая. После революции 1917 года в здании разместили пивбар, потом склад. Позже здесь был установлен маятник Фуко. Во время Великой Отечественной войны высокое здание храма использовалось в качестве наблюдательного пункта.
В 1949 году церковь была включена в список объектов, представляющих художественную и историческую ценность и подлежащих государственной охране. В 1970 году здание было отреставрировано и передано краеведческому музею. В 1980 году к началу Олимпийских игр здесь была открыта экспозиция «Валдайский колокольчик».
С 1995 года в Львовской ротонде находится Музей колоколов (Валдайский филиал Новгородского государственного объединённого музея-заповедника).
Было бы интересно узнать, каким был алтарь этой круглой церкви, были ли расписаны купол и стены, где располагались иконы. Но сейчас внутри здания ничего не напоминает о храме. Теперь здесь обитель колоколов.
На этот музей я возлагала большие надежды. Кое-что о колоколах довелось узнать в экспозициях Кирилло-Белозерского монастыря (о нём тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post497059020 ) и суздальской Преподобенской колокольни (о ней тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post499388973/ ). Но экспозиции в монастырских стенах не касались дохристианской колокольной традиции, тесно переплетённой с языческими верованиями. Думалось, что уж в этом специализированном музее посчастливится узнать подлинную колокольную историю Руси. Но нет. И здесь, в, казалось бы, светском музее, история начинается с рассказа о том, что в России колокола появились только в конце XVI – начале XVII века, их привозили из Европы и называли «кампанами».
А до этого людей на службу в церковь созывали с помощью била.
По закреплённым на подвесе длинным деревянным (а позднее – железным) доскам ударяли молотком. В XVI-XVII веках била начали заменять колоколами.
Сначала Россия приобретала готовые колокола у западных мастеров или самих мастеров приглашала для отливки колокола. А к XVII веку появились свои колокололитейщики в Пскове, Пурехе, Касимове. Новгородская колокольная школа сложилась позже, зато сразу с размахом.
В Валдае находились крупные колокольные заводы Смирновых, Стуколкиных, Усачёвых, Андреевых, мастерские Терских, Лебедевых, Чистюниных, Нефёдовых, Митрофановых и множество небольших частных производств. В городе отливались и большие церковные, и маленькие поддужные колокола. И все они пользовались большим спросом. Почему?
Обычно в качестве объяснения рассказывают такую историю. В 1478 году после завоевания земель вольной Новгородской республики войсками московского великого князя Ивана III новгородский вечевой колокол был снят и отправлен в Москву – это должно было символизировать утрату Новгородом независимости. Когда государево войско дошло до Валдая, большой колокол упал и раскололся на множество мелких частей. Осколки подобрали валдайцы и стали лить из них свои колокола, которым суждено было вечно скитаться по долгим российским дорогам и петь о вольности. Наступит день, вернутся они в Новгород, чтобы слиться воедино и возродить вечевой колокол Свободы. Тогда вновь поплывёт над Россией его вольный звон…
Фрагмент памятника Тысячелетию России в Новгороде. Марфа-Посадница у разбитого вечевого колокола.
Это, конечно, легенда. Потому что колокол был благополучно доставлен в Москву и помещён на церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле. А потом в XVI или в XVII веке он был переплавлен. Но, видимо, народу не хотелось верить, что со свободой и независимостью можно так просто и навсегда расправиться…
Наверное, есть и другое объяснение популярности валдайских колоколов. Например, местоположение Валдая – на оживлённой дороге, связывающей Санкт-Петербург и Москву. Может, ещё хорошая местная глина, многовековой опыт работы с металлом, покровительство государей…
Экспозиция рассказывает о строении подвесных колоколов:
1 хомут,
2 корона (ухо),
3 голова,
4 поясок,
5 талия,
6 звуковое кольцо,
7 губа,
8 устье (4 – 8 вместе – юбка или сарафан),
9 язык,
10 заплечики.
Способы размещения колоколов были разными. Кроме известных сейчас колоколен, были специально сооруженные деревянные звонницы, размещавшиеся на земле рядом с церковью.
Существовали и очапные звоны – размещённые в барабане церкви колокола, звонили в которые с помощью специальных приспособлений с земли.
Так выглядели печи для получения колокольной бронзы.
Отливка колокола – только первый этап работы мастера. Ещё нужно было колокол перевезти и поднять, не повредив.
Подъём колокола в 1674 году.
А потом подвесить и настроить. Если же в звоннице производился ремонт или появлялись новые колокола, проводили повторную подвеску и настройку. Сохранилось письмо владельца колокольного завода Николая Усачёва с рекомендациями по перевеске колоколов на колокольне Ивана Великого в Москве.
Чтобы колокола хорошо звучали и долго служили, необходимо было создать новую систему балок. Кроме того, «для сохранения звуковой правоспособности следует: а) чтобы от нижнего края колокола до настила полов было бы расстояние равное высоте колокола, считая с ушами, б) чтобы балки, на которых имеет быть повешен колокол, были бы заделаны заподлицо с арками окон, в) чтобы голова колокола не прикасалась к балке, д) чтобы между головой колокола и балкою была устроена глухая подшинья, дабы в колокольне не было бы тяги воздуха вверх, уносящей туда звук».
Как всё, оказывается, сложно. Кстати, к рекомендациям Усачёва в Кремле прислушались, всё переделали.
Репутация у завода братьев Усачевых была безупречная. Они могли отлить и потрясающий по красоте колокол к 300-летию дома Романовых для царской звонницы (732 пуда), и стопудовый колокол для маленькой приходской церквушки. Но с одинаково высоким качеством изготовления и обслуживания (о чём свидетельствуют благодарственные письма приходских священников, размещённые в витринах).
Колокола предприятия братьев Усачёвых в дореволюционный период можно было найти во всех епархиях европейской части России, Кавказа, Закаспийского края, Туркестана и Дальнего Востока. Завод был закрыт в 1930 году, последним в стране (братьев арестовали, имущество конфисковали, а колокола переплавили).
В музее старые колокола стоят на специальных постаментах. Их голос услышать нельзя.
Но можно прочесть надписи, увидеть клеймо или подпись мастера, рассмотреть орнамент.
А современные колокола разных размеров и различных производителей можно послушать, после лекции экскурсовода можно позвонить в любой понравившийся колокол.
Большую славу заслужили и валдайские ямщицкие колокольчики, распространившиеся по всей России во второй половине XVIII века.
Ямщицкие колокольчики выполняли несколько функций. Во-первых, сигнальную — хорошие образцы было слышно за две версты, так заранее подавался сигнал на станцию, что пора готовить подставу (сменных лошадей). В ненастную погоду звон служил ориентиром, что было особенно важно в снежные бураны.
Колокольчики были самых разных размеров и форм и носили разные имена: воркуны, глухари и т.д. Глухари вешались на шею последней идущей в обозе лошади, и если та начинала отставать, то глухарь звенел всё тише и тише. Тогда обоз останавливался и поджидал отстающих.
Вторая функция была развлекательной. Поддужные колокольчики вешали по три рядом и настраивали в терцию и квинту (малиновый звон). Они совместно с пением ямщиков (ямщицкие песни – особый жанр народного творчества с богатейшим репертуаром) заменяли современные аудиосистемы в автомобиле.
В-третьих, по их звуку определялся владелец тройки. Чехов в рассказе «Соседи» писал: «Это был затейливый и очень удачный подбор колокольчиков и бубенчиков, издававших стеклянные звуки. С таким звоном ездил один только исправник Медовский».
А ещё колокольчики корректировали ход лошадей, задавая им тот или иной темп.
Колокольчики снабжались рисунками и поучительными или забавными надписями: "Нет барыша, зато слава хороша", "Прощай, милая моя, еду в дальние края", «Кого люблю, того дарю» (колокольчики с такой надписью дарили невестам), «Купи не скупись, езди веселись», «Нелюбо – не звени, нравится — так прими», ”Сдалеча весточку собою подавай”, ”Кто колокол купит, тот счастлив будет”, "Езжай – поспешай, звони – утешай", "Звону много – веселей дорога", "Купи, денег не жалей – со мной ездить веселей", "Спеши на родину"… А надпись на этом колокольчике сделана человеком, не очень прилежно учившимся в школе.
Видимо, хотел написать «Колокольчик, дар Валдая, звени уныло под дугой».
Слова "Дар Валдая" появились после опубликования стихотворения поэта-декабриста Фёдора Глинки "Сон русского на чужбине" в 1825 году.
И мчится тройка удалая
В Казань дорогой столбовой,
И колокольчик — дар Валдая —
Гудит, качаясь под дугой…
Потом стихотворение, несколько изменённое, было положено композитором А. Н. Верстовским на музыку:
Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой.
И колокольчик, дар Валдая,
Звенит уныло под дугой.
«Дар Валдая» в песне сохранился, но прилип к нему эпитет «уныло»…
Интересный факт: в XIX веке правительство пыталось ограничить использование поддужных колокольчиков, вышло даже специальное постановление Сената, запрещающее употреблять колокольчики для собственных и вольнонаемных экипажей: их имели право использовать только почтовые курьерские экипажи и полицейские кареты, и наличие колокольчиков давало приоритетное право на дороге. Правда, постановление как-то быстро позабылось, и уже к концу века колокольчиками пользовались все желающие.
Когда эпоха конных экипажей прошла, ямщицкие колокольчики перешли в разряд сувенирных и благополучно дожили до наших дней.
У валдайских колокололитейных заводов была и другая продукция, пользовавшаяся спросом: наддверные колокольчики,
железнодорожные и почтовые,
корабельные и пожарные, школьные и комнатные для вызова слуг (сонетки).
И, конечно, ботала и клепала – пастушьи колокольчики. Они подвязывались на шею скоту и выполняли не только "сигнальную", но и магическую функцию – считалось, что они оберегают от сил зла. Голос у таких колокольчиков глухой, неяркий: дикие звери больше боялись глухих звуков, чем звонких и мелодичных.
В музее есть ботало, сделанное в 1941 году из немецкой гильзы, расстрелянной в прифронтовом Валдае.
Отдельный стенд знакомит с подарками музею от предприятий и частных лиц, как-то связанных с производством колоколов.
Колокольчик настольный «Памяти 11 сентября 2001 года» (модель памятника на Манхеттене).
Вот мы и познакомились с историей валдайских колокольчиков и их особенностями. А в конце лекции трио туристов (и я в том числе) под руководством гида исполнило на колоколах «Вечерний звон» Александра Алябьева.
Мне досталось вызванивать «бом-бом».
Кстати, в музее (церкви) замечательная акустика. Высота зала – 30 метров! Есть где звуку разгуляться.
Поэтому здесь часто проходят музыкальные вечера и концерты.
В общем, без экскурсовода в этом музее делать нечего. Для нас экскурсию проводила старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Надежда Петровна Яковлева. Она и пела, и подражала колокольчикам, и звонила в колокола, и стучала, и рассказывала весьма эмоционально.
А так там особо и смотреть нечего. Кроме сувенирной лавки.
Зато в нескольких метрах от Музея колоколов находится Колокольный центр. Вот там-то море всякой колокольной красоты. Но об этом в другой раз.
Серия сообщений "На небе рай, на земле Валдай":
Часть 1 - Валдай. Отель "Мара"
Часть 2 - Валдай. Музей уездного города.
Часть 3 - Валдайский Летний сад и Музей колоколов
Часть 4 - Валдай. Музейный колокольный центр
Часть 5 - Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь
Ответ на комментарий lider28
Спасибо, мне и самой интересно было)Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |