-ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать

      Показать все (1)

       -Поиск по дневнику

      Поиск сообщений в ЛенаЛена

       -Подписка по e-mail

       

       -Статистика

      Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
      Создан: 05.05.2007
      Записей:
      Комментариев:
      Написано: 372


      Валдайский Летний сад и Музей колоколов

      Среда, 17 Апреля 2024 г. 13:48 + в цитатник

      На первом месте среди валдайских достопримечательностей стоит Музей колоколов. Значит, обязательно надо его посетить.

      Приехали мы пораньше, ещё до открытия. Утро было тёплым, солнечным, в такую погоду приятно прогуляться. Тем более что место рядом с музеем непростое.

      В XVIII веке  Санкт-Петербург и Москву соединили 728 верст «государевой дороги». Чтобы царям было комфортно путешествовать, шоссейный путь вымостили брёвнами и фашинником (связками хвороста). Но монарху требовался ещё и отдых в дороге. Для этого на трассе через каждые 65 км поставили одиннадцать путевых дворцов.

      1652032_ko1 (614x700, 350Kb)

      Императрица Екатерина II пожелала, чтобы во дворцах постоянно находились люди, готовящие  «для проезжих всякие потребности, как пищу и питье, так и прочие нужные и к спокойствию в пути служащие надобности».

      Валдайский путевой дворец был построен в 1770-х годах на самой высокой горке города, получившей название Екатерининской. Он и сейчас здесь. Вернее, его остатки.

      1652032_ko2 (700x484, 314Kb)

      Это длинное двухэтажное здание, вытянутое вдоль дороги, с эркером посередине и боковыми флигелями.

      1652032_ko3 (466x700, 303Kb)

      Не знаю, был ли «дворец» по замыслу таким скромным или его лишили царственного лоска последующие года эксплуатации. На архивных фотографиях он не запечатлён.

      Ещё в царские времена часть помещений путевого дворца стали использовать как гостиницу и почту, потому что содержать довольно большое и дорогое пустующее здание в провинции было накладно. В советские времена в здании разместилась районная больница, тогда же значительно изменились его внешний облик и внутреннее устройство.  Но уже около десяти лет здание пустует и разрушается, часть окон заколочена фанерой, часть разбита. Так что даже представить, каким был путевой дворец во времена Екатерины, невозможно.

      Рядом располагалось здание казначейства (сейчас в нём детская библиотека).

      1652032_ko4 (700x466, 178Kb)

      Во второй половине XIX века стараниями валдайского гражданина бывшего исправника Михаила Ивановича Клокачева  на Дворцовой площади был устроен обнесённый оградой Летний сад.

      1652032_ko5 (700x459, 261Kb)

      По склонам холма проложили ровные дорожки, вдоль которых высадили деревья и кустарники, подчеркивающие красоту рельефа. Наверняка было немало клумб.

      1652032_ko6 (700x461, 241Kb)

      В саду в тёплое время года гуляли горожане, по вечерам играл военный духовой оркестр.

      1652032_ko7 (453x700, 313Kb)

      Сейчас городской парк «Летний сад» является памятником градостроительства и охраняется государством. Он по-прежнему является излюбленным местом прогулок и отдыха горожан и туристов.

      1652032_ko7a (700x525, 333Kb)

      Говорят, что несколько лет назад он был более густым и красивым. Но 13 августа 2017 года на Валдай обрушился ураган. Шквалистый ветер повалил 150 деревьев.

      1652032_ko8 (700x466, 283Kb)

      Фото из Интернета.

      Парк восстанавливали всем городом. Подрезали поломанные деревья, посадили  липы, клёны, ясени, рябины, сирень. Но, к сожалению, деревья растут не так быстро, как хотелось бы.

      Сейчас об урагане напоминают только огромные пни.

      1652032_ko9 (700x525, 410Kb)

      В Летнем саду увидели деревянный колодезный сруб, прикрытый двухскатной крышей. Надпись на резной доске гласит, что раньше на этом месте  стоял храм. А колодец устроен на месте алтаря.

      1652032_ko10 (525x700, 383Kb)

      Сначала здесь была деревянная часовня, построенная в конце XVII века стрельцами, переселёнными в Валдай по указу Петра I.   В 1693 году к часовне пристроили алтарь и освятили её как церковь во имя Живоносного Источника Божией Матери.

      1652032_ko11 (700x429, 232Kb)

      В 1882 году во время городского пожара храм сгорел, и только через 17 лет на месте пепелища построили новую деревянную церковь Живоносной Источницы. Красивый пятиглавый храм с большими окнами по фасаду, с шатровой колокольней.

      В 1930–1931 годах с храма сняли главы и шатер колокольни, устроили печное отопление и разместили в нём маслозавод, который работал до конца 1950-х годов, а потом был снесён «за ветхостью».

      Однако люди по-прежнему ходили к святому источнику и в месте выхода ключа поставили колодец. Вода в нём освящается в храмовый праздник уже не существующей церкви.

      1652032_ko12 (700x521, 273Kb)

      Часовня Иакова Боровичского и церковь Живоносного Источника в 1905 году.

      А вот выстроенная рядом с церковью в 1826 году каменная часовня Иакова Боровичского и сейчас украшает собой Московскую дорогу. Построена она была в память императора Александра I (внука Екатерины II), гроб с телом которого при следовании траурной процессии из Таганрога в Санкт-Петербург одну ночь находился в Валдае.

      1652032_ko13 (700x525, 374Kb)

      Это действующая часовня, приписанная к Иверскому монастырю. Свою яркую раскраску она получила при реставрации в 2021 году, до этого была скромная, жёлтенькая, с бледно-голубым куполом.

      1652032_ko14 (525x700, 370Kb)

      Интересна история святого Иакова Боровичского, имя которого носит часовня. Во время половодья по реке Мсте неизвестно откуда принесло дубовую колоду (гроб) с обнажённым трупом неизвестного мужчины.

      Ну а дальше начинаются легенды. Вроде бы как старосте села, куда прибило покойника, приснился человек, сказавший: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Моё имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня».

      Но вместо того чтобы похоронить, покойника объявили святым, а его останки – мощами. После этого у него появилась биография, где утверждалось, что он был благочестивым судовщиком и юродивым, убило его громом около 1540 года. А после смерти он вроде бы как исцелял больных и защищал от гроз и половодий.

      Когда был построен Иверский монастырь, мощи Иакова Боровичского по повелению патриарха Никона перенесли туда.

      1652032_ko15 (467x700, 279Kb)

      В 1888 году на склоне Екатериниской горки появилась ещё одна часовня. Её построили в память чудесного спасения семьи императора Александра III  во время железнодорожного крушения под Харьковом.

      1652032_ko16 (697x389, 179Kb)

      Часовня была уничтожена в 1930-е годы, но фундамент её сохранился. На нём в послевоенный период установлен памятник советскому воину.

      1652032_ko17 (525x700, 347Kb)

      Гуляя по парку, набрели на такое чудо – детскую площадку с милыми зверушками. Не знаю, в какое время они здесь появились, но подобные фигурки ставили в парках годах в 70-х. Такой привет из детства.

      1652032_ko18 (700x525, 413Kb)

      Звери немножко облупившиеся, но забавные. Судя по композиции, изображают они цирк.

      1652032_ko19 (700x525, 355Kb)

      Ну и как не оседлать льва?!

      1652032_ko20 (700x525, 384Kb)

      1652032_ko21 (700x525, 363Kb)

      Да и козлы замечательные.

      1652032_ko22 (700x525, 374Kb)

      А рядышком за деревьями  – тройка!

      1652032_ko23 (700x518, 391Kb)

      Такие чудесные пушистые зелёные лошадки.

      1652032_ko24 (700x527, 275Kb)

      Скульптура создана из стеклопластика и искусственного декоративного газона. Автором и исполнителем композиции стала фабрика топиари «Бачо» из Липецкой области.

      1652032_ko25 (700x527, 331Kb)

      Говорят, что сначала тройка стояла на другом месте. Но именно здесь, в Летнем саду, она органично вписалась в ансамбль. Соответствует и зелени парка, и духу времени, и ореолу царственности, и архитектуре. Настоящее украшение парка.

      Лошадок этих любят не только туристы, но и валдайцы. Одна женщина, случайно встретившаяся в парке, сказала нам, что каждое утро делает по пути крюк, чтобы увидеть красавицу тройку.

      1652032_ko26 (527x700, 347Kb)

      Стоит карета у церкви, главной достопримечательности Летнего сада.

      1652032_ko27 (700x527, 350Kb)

      Это храм святой великомученицы Екатерины (1793-1794). Круглое в плане здание с колоннадой

      1652032_ko28 (700x525, 302Kb)

      построено на средства, выделенные императрицей Екатериной II, по проекту архитектора Николая Александровича Львова.

      1652032_ko29 (700x700, 364Kb)

      В туристических путеводителях церковь часто называют Львовской ротондой.

      1652032_ko30 (700x525, 360Kb)

      Ротонда должна была стать храмом при путевом дворце, однако церковные службы совершались в ней редко.

      1652032_ko31 (525x700, 240Kb)

      Но именно в этом храме провёл ночь гроб с телом покойного Александра I  в 1825 году.

      1652032_ko32a (499x700, 279Kb)

      Здание настолько необычно и красиво, что практически не подверглось внешним изменениям в советскую эпоху (только кованые решётки и крест сняли). Хотя судьба у ротонды непростая. После революции 1917 года в здании разместили пивбар, потом склад. Позже здесь был установлен маятник Фуко. Во время Великой Отечественной войны высокое здание храма использовалось в качестве наблюдательного пункта.

      1652032_ko32b (469x700, 180Kb)

      В 1949 году церковь была включена в список объектов, представляющих художественную и историческую ценность и подлежащих государственной охране. В 1970 году здание было отреставрировано и передано краеведческому музею. В 1980 году к началу Олимпийских игр здесь была открыта экспозиция «Валдайский колокольчик». 

      1652032_ko33 (469x700, 221Kb)

      С 1995 года в Львовской ротонде находится Музей колоколов (Валдайский филиал Новгородского государственного объединённого музея-заповедника).

      1652032_ko34 (525x700, 245Kb)

      Было бы интересно узнать, каким был алтарь этой круглой церкви, были ли расписаны купол и стены, где располагались иконы. Но сейчас внутри здания ничего не напоминает о храме. Теперь здесь обитель колоколов.

      1652032_ko35 (700x524, 209Kb)

      На этот музей я возлагала большие надежды. Кое-что о колоколах довелось узнать в экспозициях Кирилло-Белозерского монастыря (о нём тут  https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post497059020 ) и суздальской Преподобенской колокольни (о ней тут  https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post499388973/ ). Но экспозиции в монастырских стенах не касались дохристианской колокольной традиции, тесно переплетённой с языческими верованиями. Думалось, что уж в этом специализированном музее посчастливится узнать подлинную колокольную историю Руси. Но нет. И здесь, в, казалось бы, светском музее, история начинается с рассказа о том, что в России колокола появились только в конце XVI – начале XVII века, их привозили из Европы и называли «кампанами».

      А до этого людей на службу в церковь созывали с помощью  била.

      1652032_ko36 (700x448, 176Kb)

      По закреплённым на подвесе длинным деревянным (а позднее – железным) доскам ударяли молотком. В XVI-XVII веках била начали заменять колоколами.

      1652032_ko37 (700x525, 212Kb)

      Сначала Россия приобретала готовые колокола у западных мастеров или самих мастеров приглашала для отливки колокола. А к XVII веку появились свои колокололитейщики в Пскове, Пурехе, Касимове. Новгородская колокольная школа сложилась позже, зато сразу с размахом.

      В Валдае находились крупные колокольные заводы Смирновых, Стуколкиных, Усачёвых, Андреевых, мастерские Терских, Лебедевых, Чистюниных, Нефёдовых, Митрофановых и множество небольших частных производств. В городе отливались и большие церковные, и маленькие поддужные колокола. И все они пользовались большим спросом. Почему?

      Обычно в качестве объяснения рассказывают такую историю. В 1478 году после завоевания земель вольной Новгородской республики войсками московского великого князя Ивана III новгородский вечевой колокол  был снят и отправлен в Москву – это должно было символизировать утрату Новгородом независимости. Когда государево войско дошло до Валдая, большой колокол упал и раскололся на множество мелких частей. Осколки подобрали валдайцы и стали лить из них свои колокола, которым суждено было вечно скитаться по долгим российским дорогам и петь о вольности. Наступит день, вернутся они в Новгород, чтобы слиться воедино и возродить вечевой колокол Свободы. Тогда вновь поплывёт над Россией его вольный звон…

      1652032_ko38 (329x700, 198Kb)

      Фрагмент памятника Тысячелетию России в Новгороде. Марфа-Посадница у разбитого вечевого колокола.

      Это, конечно, легенда. Потому что колокол был благополучно доставлен в Москву и помещён на церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле. А потом в XVI или в XVII веке он был переплавлен. Но, видимо, народу не хотелось верить, что со свободой и независимостью можно так просто и навсегда расправиться…

      Наверное, есть и другое объяснение популярности валдайских колоколов. Например, местоположение Валдая – на оживлённой дороге, связывающей Санкт-Петербург и Москву. Может, ещё хорошая местная глина, многовековой опыт работы с металлом, покровительство государей…

      Экспозиция рассказывает о строении подвесных колоколов:

      1652032_ko39 (450x409, 98Kb)

      1 хомут,

      2 корона (ухо),

      3 голова,

      4 поясок,

      5 талия,

      6 звуковое кольцо,

      7 губа,

      8 устье (4 – 8 вместе – юбка или сарафан),

       9 язык,

      10 заплечики.

       

      Способы размещения колоколов были разными. Кроме известных сейчас колоколен, были специально сооруженные деревянные звонницы, размещавшиеся на земле рядом с церковью.

      1652032_ko40 (604x700, 292Kb)

      Существовали и очапные звоны – размещённые в барабане церкви колокола, звонили в которые с помощью специальных приспособлений с земли.

      1652032_ko41 (413x700, 196Kb)

      Так выглядели печи для получения колокольной бронзы.

      1652032_ko42 (545x700, 268Kb)

      Отливка колокола – только первый этап работы мастера. Ещё нужно было колокол перевезти и поднять, не повредив.

      1652032_ko43 (461x700, 201Kb)

      Подъём колокола в 1674 году.

      А потом подвесить и настроить.  Если же в звоннице производился ремонт или появлялись новые колокола, проводили повторную подвеску и настройку. Сохранилось письмо владельца колокольного завода Николая Усачёва с рекомендациями по перевеске колоколов на колокольне Ивана Великого в Москве.

      1652032_ko44 (515x700, 256Kb)

      Чтобы колокола хорошо звучали и долго служили, необходимо было создать новую систему балок. Кроме того, «для сохранения звуковой правоспособности следует: а) чтобы от нижнего края колокола до настила полов было бы расстояние равное высоте колокола, считая с ушами, б) чтобы балки, на которых имеет быть повешен колокол, были бы заделаны заподлицо с арками окон, в) чтобы голова колокола не прикасалась к балке, д) чтобы между головой колокола и балкою была устроена глухая подшинья, дабы в колокольне не было бы тяги воздуха вверх, уносящей туда звук».

      Как всё, оказывается, сложно. Кстати, к рекомендациям Усачёва в Кремле прислушались, всё переделали.

      Репутация у завода братьев Усачевых была безупречная. Они могли отлить и потрясающий по красоте колокол к 300-летию дома Романовых для царской звонницы (732 пуда), и стопудовый колокол для маленькой приходской церквушки. Но с одинаково высоким качеством изготовления и обслуживания (о чём свидетельствуют благодарственные письма приходских священников, размещённые в витринах).

      1652032_ko45 (466x700, 216Kb)

      Колокола предприятия братьев Усачёвых в дореволюционный период можно было найти во всех епархиях европейской части России, Кавказа, Закаспийского края, Туркестана и Дальнего Востока. Завод  был закрыт в 1930 году, последним в стране (братьев арестовали, имущество конфисковали, а колокола переплавили).

      В музее старые колокола стоят на специальных постаментах. Их голос услышать нельзя.

      1652032_ko46 (700x465, 230Kb)

      Но можно прочесть надписи, увидеть клеймо или подпись мастера, рассмотреть орнамент.

      А современные колокола разных размеров и различных производителей можно послушать, после лекции экскурсовода можно позвонить в любой понравившийся колокол.

      1652032_ko47 (700x525, 292Kb)

      Большую славу заслужили и валдайские ямщицкие колокольчики, распространившиеся по всей России во второй половине XVIII века.

      1652032_ko48 (700x525, 202Kb)

      Ямщицкие колокольчики выполняли несколько функций. Во-первых, сигнальную — хорошие образцы было слышно за две версты, так заранее подавался сигнал на станцию, что пора готовить подставу (сменных лошадей). В ненастную погоду  звон служил ориентиром, что было особенно важно в снежные бураны.

      Колокольчики были самых разных размеров и форм и носили разные имена: воркуны, глухари и т.д. Глухари вешались на шею последней идущей в обозе лошади, и если та начинала отставать, то глухарь звенел всё тише и тише. Тогда обоз останавливался и поджидал отстающих.

      1652032_ko49 (700x525, 185Kb)

      Вторая функция была развлекательной. Поддужные колокольчики вешали по три рядом и настраивали в терцию и квинту (малиновый звон). Они совместно с пением ямщиков (ямщицкие песни – особый жанр народного творчества с богатейшим репертуаром) заменяли современные аудиосистемы в автомобиле.

      В-третьих, по их звуку определялся владелец тройки. Чехов в рассказе «Соседи» писал: «Это был затейливый и очень удачный подбор колокольчиков и бубенчиков, издававших стеклянные звуки. С таким звоном ездил один только исправник Медовский».

      1652032_ko50 (538x700, 229Kb)

      1652032_ko51 (700x425, 258Kb)

      А ещё колокольчики корректировали ход лошадей, задавая им тот или иной темп.

      Колокольчики снабжались рисунками и поучительными или забавными надписями: "Нет барыша, зато слава хороша", "Прощай, милая моя, еду в дальние края", «Кого люблю, того дарю» (колокольчики с такой надписью дарили невестам), «Купи не скупись, езди веселись», «Нелюбо – не звени, нравится — так прими»,  ”Сдалеча весточку собою подавай”, ”Кто колокол купит, тот счастлив будет”,  "Езжай – поспешай, звони – утешай",  "Звону много – веселей дорога", "Купи, денег не жалей – со мной ездить веселей", "Спеши на родину"…  А надпись на этом колокольчике сделана человеком, не очень прилежно учившимся в школе.

      1652032_ko52 (626x700, 301Kb)

      Видимо, хотел написать «Колокольчик, дар Валдая, звени уныло под дугой».

      Слова "Дар Валдая" появились после опубликования стихотворения поэта-декабриста Фёдора Глинки "Сон русского на чужбине" в 1825 году.

      И мчится тройка удалая

      В Казань дорогой столбовой,

      И колокольчик — дар Валдая —

      Гудит, качаясь под дугой…

       

      Потом стихотворение, несколько изменённое, было положено композитором А. Н. Верстовским на музыку:

      Вот мчится тройка удалая

      Вдоль по дороге столбовой.

      И колокольчик, дар Валдая,

      Звенит уныло под дугой.

       

      «Дар Валдая» в песне сохранился, но прилип к нему эпитет «уныло»…

      Интересный факт: в XIX веке правительство пыталось ограничить использование поддужных колокольчиков, вышло даже специальное постановление Сената, запрещающее употреблять колокольчики для собственных и вольнонаемных экипажей: их имели право использовать только почтовые курьерские экипажи и полицейские кареты, и наличие колокольчиков давало приоритетное право на дороге. Правда, постановление как-то быстро позабылось, и уже к концу века колокольчиками пользовались все желающие.

      Когда эпоха конных экипажей прошла, ямщицкие колокольчики перешли в разряд сувенирных и благополучно дожили до наших дней.

      У валдайских колокололитейных заводов была и другая продукция, пользовавшаяся спросом: наддверные колокольчики,

      1652032_ko53 (541x700, 253Kb)

      железнодорожные и почтовые,

      1652032_ko54 (573x700, 219Kb)

      корабельные и пожарные, школьные и комнатные для вызова слуг (сонетки).

      И, конечно, ботала и клепала – пастушьи колокольчики. Они подвязывались на шею скоту и выполняли не только "сигнальную", но и магическую функцию – считалось, что они оберегают от сил зла. Голос у таких колокольчиков глухой, неяркий: дикие звери больше боялись глухих звуков, чем звонких и мелодичных.

      1652032_ko55 (483x700, 204Kb)

      В музее есть ботало, сделанное в 1941 году из немецкой гильзы, расстрелянной в прифронтовом Валдае.

      Отдельный стенд знакомит с подарками музею от предприятий и частных лиц, как-то связанных с производством колоколов.

      1652032_ko56 (507x700, 281Kb)

      Колокольчик настольный «Памяти 11 сентября 2001 года» (модель памятника на Манхеттене).

      Вот мы и познакомились с историей валдайских колокольчиков и их особенностями. А в конце лекции трио туристов (и я в том числе) под руководством гида исполнило на колоколах «Вечерний звон» Александра Алябьева.

      1652032_ko57 (527x700, 231Kb)

      Мне досталось вызванивать «бом-бом».

      1652032_ko58 (528x700, 192Kb)

      Кстати, в музее (церкви) замечательная акустика. Высота зала – 30 метров! Есть где звуку разгуляться.

      1652032_ko59 (600x400, 86Kb)

      Поэтому здесь часто проходят музыкальные вечера и концерты.

      В общем, без экскурсовода в этом музее делать нечего. Для нас экскурсию проводила старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Надежда Петровна Яковлева. Она и пела, и подражала колокольчикам, и звонила в колокола, и стучала, и рассказывала весьма эмоционально.

      1652032_ko60 (525x700, 223Kb)

      А так там особо и смотреть нечего. Кроме сувенирной лавки.

      Зато в нескольких метрах от Музея колоколов находится Колокольный центр. Вот там-то море всякой колокольной красоты. Но об этом в другой раз.

      1652032_ko61 (700x525, 355Kb)

      Серия сообщений "На небе рай, на земле Валдай":
      Часть 1 - Валдай. Отель "Мара"
      Часть 2 - Валдай. Музей уездного города.
      Часть 3 - Валдайский Летний сад и Музей колоколов
      Часть 4 - Валдай. Музейный колокольный центр
      Часть 5 - Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь

      Метки:  

      lider28   обратиться по имени Среда, 17 Апреля 2024 г. 21:26 (ссылка)
      Как здорово описана история колоколов! Спасибо, Леночка!!!
      Ответить С цитатой В цитатник
      ЛенаЛена   обратиться по имени Среда, 17 Апреля 2024 г. 23:43 (ссылка)

      Ответ на комментарий lider28

      Спасибо, мне и самой интересно было)
      Ответить С цитатой В цитатник
       

      Добавить комментарий:
      Текст комментария: смайлики

      Проверка орфографии: (найти ошибки)

      Прикрепить картинку:

       Переводить URL в ссылку
       Подписаться на комментарии
       Подписать картинку