-ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать

      Показать все (1)

       -Поиск по дневнику

      Поиск сообщений в ЛенаЛена

       -Подписка по e-mail

       

       -Статистика

      Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
      Создан: 05.05.2007
      Записей:
      Комментариев:
      Написано: 372


      Суздаль. Ризоположенский монастырь

      Понедельник, 15 Мая 2023 г. 14:32 + в цитатник

      В Суздале сейчас четыре действующих монастыря – два мужских и два женских. По сравнению с временами Грозного это мало, тогда их было 11. По нашим же временам для маленького райцентра это много. Все монастыри в советское время закрывались, но на рубеже ХХ – ХХI веков открылись вновь.

      Самый старый монастырь – Ризоположенский (в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне). Во время основания в 1207 году он находился за крепостной стеной Суздаля,

      1652032_rp1 (450x649, 256Kb)

      на берегу рва, получившего название Нетёка (в этом месте глубина рва оказалась недостаточной, и вода по нему не текла).

      1652032_rp2 (525x700, 283Kb)

      Сейчас монастырь оказался в самом центре города, напротив  зданий Администрации Суздальского района

      1652032_rp3 (700x525, 245Kb)

      и мэрии.

      1652032_rp4 (700x524, 263Kb)

      И именно на него взирает бронзовый Ильич.

      1652032_rp5 (525x700, 275Kb)

      Основан девичий монастырь епископом Владимирским и Ростовским Иоанном I, очевидно, в связи с демографической проблемой (постоянные войны и набеги привели к переизбытку женского населения города).

      Со времени обустройства обители на содержание монахинь городом тратились немалые деньги. Своего заработка у монастыря не было, особых рукоделий (вроде золотошвейного или иконописного), которые могли бы давать средства для жизни, не имелось, монахини занимались только «пряжей», обычным для каждого домохозяйства делом. До XVIII века монастырь был ружным, то есть получавшим денежную ругу (фиксированную плату) «из большого приходу, а хлебную из дворца». Размер этой руги давал возможность безбедно существовать монастырю и способствовал его благоустройству.

      В церковной истории Ризоположенский монастырь прославлен именем преподобной Евфросинии Суздальской (княжны Феодулии Михайловны Черниговской; годы жизни, взятые с потолка, 1212 — 25 сентября 1250).

      1652032_rp6 (450x517, 231Kb)

      Она была «вымоленной» дочкой черниговского князя Михаила, долго не имевшего детей и часто посещавшего с супругой Феофанией Киево-Печерскую обитель, где молился о даровании чад. С детства девочку готовили в жены князю, а потому дали ей хорошее образование.  Житие сообщает, что «она познала все книги Вергилийски и витийски, сведуща была в книгах Аскилоповых и Галеновых, Аристотелевых и Омировых и Платоновых...» (то есть изучала философию Платона и Аристотеля, поэзию Гомера (Омира) и Вергилия, риторику, медицинские труды Эскулапа и Галена).

      В женихи княжне был выбран брат Александра Невского Фёдор Ярославич, и семья отправилась в Суздаль, где должны были играть свадьбу. Однако в день свадьбы князь-жених неожиданно умер: «Свадьба пристроена бе, меды посычены, невеста приведена, а князья позваны. И бысть в веселия место плач и сетование».

      Феодулия домой не вернулась, осталась в Суздале, в монастыре, приняв постриг с именем Евфросинии. Со временем стала игуменьей. Ей приписывают разделение монастыря на два – девический Ризоположенский и вдовий Троицкий. Стояли монастыри рядом, но были разделены стеной и вели раздельное хозяйство, чтобы беседы вдовиц не оставляли ненужных и даже вредных мыслей в невинных сердцах девственниц.

      Другое достижение, приписываемое Евфросинии, – спасение монастыря от татаро-монгольского разорения в 1238 году.

      1652032_rp7 (414x700, 312Kb)

      Взятие Батыем Суздаля.

      Войска хана Батыя подошли к Суздалю с юга. Город подожгли и разграбили, стариков и больных перебили, остальных увели в рабство. А незащищённый Ризоположенский монастырь, примыкавший к городу с севера, татаро-монголы просто не заметили из-за дыма пожарищ. Но в житиях этот факт трактуется так: Евфросиния с сёстрами стали усердно молиться, и по их молитве на захватчиков сошёл мрак в виде облака, а над обителью воссиял нестерпимый свет, в котором был виден крест. Устрашённые видением татаро-монголы не могли даже приблизиться к обители, теснили и давили друг друга, а их кони падали. Хан Батый с холма пытался разглядеть монастырь, но и от него он был сокрыт. Тогда хан приказал более не пытаться овладеть монастырем и отойти.

      Когда на Руси случилась эпидемия и мор, Евфросинии «явилась Божья Матерь и обещала дар исцелений» (возможно, вспомнились и труды Асклепия и Галена), и Евфросиния начала лечить не только сестёр в монастырской больнице, но и приходивших в обитель горожан с тяжкими недугами.

      1652032_rp8 (450x646, 359Kb)

      В середине XVI века преподобную Евфросинию канонизировали, над её могилой стали служить молебны. А в 1699 году суздальский митрополит Иларион решил, что Ризоположенскому монастырю следует иметь свою святыню, а потому велел «открыть мощи» преподобной Евфросинии через 450 лет после её захоронения (сам решил или было какое-то указание сверху, неизвестно, но «открытия мощей» в то время имели массовый характер). В результате могилу раскопали и, естественно, обрели нетленные мощи. Их переложили в раку и поставили в соборе как главную святыню, к которой усердно стекались богомольцы, и монастырь сделался более известным под названием Преподобенского.

      Мощи и сейчас в монастыре. К ним приходят паломники и туристы. Считается, что молитва у раки Евфросинии Суздальской помогает желающим завести детей и страдающим тяжёлыми болезнями.

      1652032_rp9 (700x525, 314Kb)

      Рака, правда, не такая богатая, как в прежние времена. Описи сообщают, что в XIX столетии она со всех сторон была обложена серебром; на двух сторонах изображён герб города Чернигова, а в клеймах тексты из жития преподобной Евфросинии; крышка на раке серебряная 28 фунтов весу.  Над ракой сделан роскошный столярный вызолоченный балдахин (подарок известной благотворительницы и украсительницы церквей, московской купчихи, уроженки Суздаля А.А. Шишкиной).

      1652032_rp10 (600x476, 270Kb)

      Фото начала ХХ века

      В феврале 1919 года мощи преподобной были обследованы  Ликвидационной комиссией (с приглашением представителей уездного исполкома, отдела здравоохранения, духовенства, монашествующих Ризоположенского монастыря и местного отделения компартии).  Комиссией обнаружены несколько костей, «завёрнутых в чёрную мантию и схиму, обвязанных чёрной шёлковой лентой, концы которой опечатаны сургучной печатью» (всё было сфотографировано и запротоколировано, а «после осмотра публикой рака с вышепоименованным содержимым была закрыта и заперта на ключ»). После закрытия монастыря мощи были переданы в единственную действующую церковь Суздаля – церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. После возобновления монастыря мощи вернулись с ненарушенными печатями. Но вот странное дело:  в 2007 году по случаю юбилея обители один из паломников пожертвовал монастырю частицу мощей святой Евфросинии, о чём сообщалось в прессе. Когда, где, на каком этапе происходила «утечка» святых мощей, которые теперь жертвуют монастырю, в котором эти мощи, нетленные и нетронутые, хранятся?

      В 1982 году появилась ещё одна святая, жизнь которой связана с Ризоположенским монастырём,  – блаженная Евдокия Суздальская. Она включена Собор Владимирских святых.

      1652032_rp11 (686x700, 262Kb)

      Жила эта Христа ради юродивая в первой четверти XVIII века, подвизалась в Преподобенском монастыре. О жизни её и подвигах сведений не сохранилось. Дошли предания, что Евдокия  часто била себя по голове деревянной палкой или камнем. На портрете, хранившемся до 1923 года в настоятельских кельях обители (не сохранился), она была изображена с обломком палки в руке; на её голове выше лба заметны два желвака (рожки?).

      Евдокия была похоронена в другом монастыре – во имя святителя Василия Великого. Так что, возможно, именно там найдут её могилу и святые нетленные мощи (там сейчас как раз идёт бурный процесс восстановления монастырских построек). Канонизировали эту юродивую, потому что в Суздале не было «почти ни одного помянника, где бы ни было вписано имя» Евдокии Суздальской, и «не бывает в городских храмах ни одной заупокойной литургии, во время которой при поминовении усопших по нескольку раз ни возглашалось бы имя этой юродивой».

      Другой блаженной повезло меньше. Хотя известность юродивой Марфы (Сониной), жившей в конце XVIII – начале XIX века, была гораздо шире, а свидетельств о её поучениях, предсказаниях и других деяниях сохранилось немало, её не канонизировали. Возможно, потому что основные её подвиги – это обличение пороков духовной и светской властей. А может, просто ещё время не пришло.

      Ризоположенский монастырь не защищал город от врагов, в нём никогда не было тюрем, насильственного пострижения и находящихся на принудительном лечении безумцев. Более того, желающие стать монахинями девицы, которые не могли осмысленно убедить семью и монастырское руководство в искренности и твёрдости своего решения, в обитель не принимались. Слуг из крестьян, как это бывало в других монастырях, в Ризоположенском монастыре не было, в нём числился только один дворник, которому платили в год по 1 руб. «за часовождение монастырских колоколенных часов». В петровские времена при обители появилось  благотворительное заведение, где содержались нищие, калеки, подкидыши, а после шведской войны 1701 — 1721 года увечные и больные отставные солдаты (из описи известно, что в монастыре жил отставной подпоручик Дмитрий Афонин, от роду 42 лет, «из купечества», женатый «на солдацкой дочери», отставленный из полку «за слабостию здоровья»; он получал из монастырских средств определённое жалованье по 16 рублей 66 копеек в год).В общем, жил монастырь небогато, но и не бедствовал.

      В середине XVIII века, когда другие обители страдали от секуляризации, Ризоположенскому неожиданно повезло: к нему приписали два разорившихся монастыря – соседний вдовий Троицкий и мужской Васильевский (при этом он стал женским) со всеми их вотчинами и строениями. В результате количество монахинь в обители резко возросло (до 200 человек) и появились поля под огороды, покосы и пастбища. Все полевые и сенокосные работы монахини выполняли сами, а также заведено было большое молочное хозяйство. А потом ещё казна выделила обители 200 десятин леса в полную собственность.

      Словом, монастырь правильно повел хозяйственную деятельность и не только перестал нуждаться, но и стал получать приличный доход. Появились средства на ремонт зданий и новое строительство. Кроме того, обитель заполучила самый красивый храм в городе – Троицкий собор, принадлежавший ранее Троицкому монастырю.

      1652032_rp12 (700x657, 325Kb)

      Фото Прокудина-Горского, 1912 год.

      В XIX веке Ризоположенский монастырь, переживавший период расцвета, стал украшением разросшегося города.

      А в 1923 году по решению новых властей был закрыт. Строения и имущество передали музейному отделу Главнауки, но фактически с мая 1924 года распоряжением Владимирского губисполкома в монастыре был расквартирован особый дивизион войск ОГПУ по охране суздальского политизолятора в Спасо-Евфимиевском монастыре (о нём рассказано тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post499322170/ ). Бойцы ОГПУ обживались всерьёз и надолго. Главным «архитектором» бывшего монастырского комплекса стал старший лейтенант ГБ Ян Янович Брамбат, начальник Суздальского политизолятора. По его инициативе в бывшем монастыре появились не только жилые здания, но и электростанция, подсобное хозяйство, клуб, кинотеатр, каток… В это время бывший монастырь стал называться  Коммунальным городком.

      В конце 40-х годов охрана была выведена, а постройки заняли под жильё горожан. К восстановлению исторического облика зданий приступили только в конце 70-х годов ХХ века. А в 1999 году комплекс был возвращён РПЦ и в нём снова открылся женский Ризоположенский монастырь.

      1652032_rp13 (563x563, 134Kb)

      Сейчас архитектурных объектов у монастыря немного, но все они имеют свою драматическую историю.

      Самым древним сохранившимся сооружением считается собор Положения риз Пресвятой Богородицы, возведённый в начале XVI века (на схеме № 1).

      1652032_rp14 (527x700, 249Kb)

      Это бесстолпный храм, а потому увенчан облегчёнными тонкими высокими главками с шлемовидными куполами.  К алтарной части примыкают три апсиды, гладкие стены прорезаны простыми амбразурами окон.

      1652032_rp15 (700x525, 277Kb)

      Боковые фасады украшены ложными закомарами и разделены пилястрами на три части с порталами в центральной из них.

      1652032_rp16 (700x525, 349Kb)

      Простенький такой храм получился, и его строгий и сдержанный облик показался горожанам излишне скупым.  Поэтому в 1688 году храм с юга и запада окружили галереей с богатым декором.

      1652032_rp18 (700x466, 310Kb)

      1652032_rp18a (700x561, 282Kb)

      Здесь и каменные наличники, и «дыньки», и «косицы», и полихромные изразцы…

      1652032_rp17 (700x332, 218Kb)

      В начале ХХ века храм выглядел так.

      1652032_rp20 (700x567, 188Kb)

      Окошки со ставнями, скаты крыши, купола-луковки, придел святой Евфросинии справа…

      А в 1929 году в нём открыли электростанцию.

      1652032_rp21 (600x385, 269Kb)

      Главки с тремя золотыми куполами были снесены, так как от вибрации своды потрескались и угрожали обрушением.

      В 1969 году собор был отреставрирован… и сдан под склад культтоваров. Внутреннего убранства не сохранилось, сейчас здесь всё новое.

      1652032_rp22 (700x525, 295Kb)

      1652032_rp23 (525x700, 250Kb)

      В конце XVII века под руководством трёх известных суздальских зодчих Андрея Шмакова, Ивана Мамина и Ивана Грязнова были возведены Святые врата, служившие главным входом в монастырь.

      1652032_rp24 (700x525, 288Kb)

      Основой врат служит вытянутый четверик с двумя разновеликими арками, украшенными каменной резьбой и поливными изразцами. Над пролётами установлены два восьмигранных шатра с маленькими главками. В плоскостях шатров вырезаны декоративные оконца.

      1652032_rp25 (525x700, 350Kb)

      Во времена Коммунального городка в Святых вратах находился сначала крольчатник, а потом склад горючего.

      Сейчас Святые врата, несмотря на ржавые створки, не закрываются – посетить монастырь можно в любое время и бесплатно.

      1652032_rp26 (700x525, 292Kb)

      Первоначально ограда монастыря была деревянной, поставленной на валунный фундамент. В середине XVIII века она постепенно начала заменяться каменной (на том же фундаменте).

      1652032_rp27 (525x700, 330Kb)

      Стены, ограждавшие монастырь от внешнего мира,  «в высоту 2 сажени с полуаршином»  и неширокие.

      1652032_rp28 (525x700, 307Kb)

      Местами они поддерживаются такими вот современными контрфорсами.

      1652032_rp29 (700x525, 373Kb)

      В ограде сохранилось несколько башен. Вот эта – совсем развалюшка, она даже в путеводителях не отмечена.

      1652032_rp30 (525x700, 283Kb)

      А это угловая, форму пока ещё держит. Даже новые купол и шпиль.

      1652032_rp31 (700x525, 330Kb)

      Но посещают её, похоже, только голуби.

      1652032_rp32 (700x525, 320Kb)

      Стены окружают огромную территорию, явно избыточную для монастырского комплекса. Большая часть просто пустует.

      Этот пустырь возник на месте взорванного в 1934 году Троицкого монастыря. Так было,

      1652032_rp33 (700x539, 289Kb)

      так стало.

      1652032_rp34 (700x401, 283Kb)

      Кирпич пошёл на строительство мастерской тракторной школы и устройство коровника. На освободившемся месте был залит каток.

      По перспективному плану создания туристического центра в Суздале, утвержденному Правительством РСФСР в 1967 году, на территории ансамбля Ризоположенского монастыря проектировался крупный центр народных ремёсел и художественных промыслов. После переселения жильцов из старых домов – бывших келий в новый жилой район началась работа по расчистке территории для сооружения благоустроенных мастерских и ателье. Однако с началом Перестройки работы прекратились.  До сих пор здесь пустырь в обрамлении остатков каких-то построек,

      1652032_rp35 (700x525, 345Kb)

      в которых сейчас хозяйничают кусты.

      1652032_rp36 (525x700, 290Kb)

      От всего Троицкого монастыря остались только въездные ворота.

      1652032_rp37 (525x700, 279Kb)

      А на месте уничтоженного Троицкого собора сейчас стоит поклонный крест в память о 15 взорванных в 20-30 годах ХХ века храмах Суздаля.

      1652032_rp38 (525x700, 365Kb)

      Главной архитектурной достопримечательностью комплекса сегодня является 72-метровая Преподобенская колокольня – самая высокая постройка Суздаля.

      1652032_rp39 (525x700, 233Kb)

      Экскурсоводы рассказывают легенду о том, что во время Отечественной войны 1812 года после Бородинского сражения в Суздале оказался один из отошедших в тыл полков русской армии, и жители города, видя страдания и смерть офицеров и солдат, дали обет в случае победного завершения войны построить в городе самую высокую колокольню.

      Это всего лишь легенда. Строить колокольню начали ещё до войны. Игуменья Апполинария обратилась в духовную консисторию за разрешением о её возведении в 1803 году. Колокольня должна была быть «грандиозной», так как возведение её планировалось в самом центре Суздаля. Проект утверждала специальная комиссия из представителей местного духовенства.

      Несколько лет шла закупка и доставка стройматериалов. Сохранилась архивная запись о том, что «куплено у крестьянина Григория Иванова со товарищи под колокольню бутового дикого камня сто тридцать шесть возов разными ценами, всего заплачено пятьдесят четыре рубли сорок четыре копейки».  И это только часть фундамента.

      На возведение колокольни ушло около 10 лет и очень много средств. Строительство вели местные каменщики, хотя называются разные артели. Одни исследователи утверждают, что это были суздальцы под руководством крестьянина Кузьмина, другие – крестьяне села Ставрово с Иваном Филипповым, но чаще называются каменщики-бобыли из Никольской слободы  Михаил, Егор и Николай Ивановы Пономарёвы.

      1652032_rp40 (525x700, 247Kb)

      Колокольня выполнена в стиле классицизма и является типичной для своего времени, хотя и не совсем вписывается в общий архитектурный стиль города. Фасады звонницы выкрашены в цвет жёлтой охры и декорированы белыми колоннами с фронтонами.

      1652032_rp41 (527x700, 256Kb)

      Нижний этаж Преподобенской колокольни заключает в себе арку и Святые ворота.

      По бокам нижнего этажа колокольни для большей устойчивости здания пристроены особые палатки флигеля с помещениями.

      Второй этаж состоит из трех глухих частей, постепенно сужающихся. Третий ярус с пролётами украшен такими же колоннами с фронтоном, как  на первом этаже.

      В четвёртом ярусе подвешены колокола. Раньше их было 12,  самый большой весил 289 пудов 9 фунтов (в 1931 году все колокола были отправлены в переплавку). Сейчас колокола новые.

      1652032_rp42 (700x525, 257Kb)

      Венчает колокольню высокий шпиль с крестом. За этот шпиль шли серьёзные бои между обитателями Коммунального городка и музеем Суздаля в 30-е годы. Среди красноармейцев родилась мысль снять со шпиля крест и водрузить на его место красный стяг. Директору музея В.И. Романовскому пришлось потратить немало сил, чтобы убедить командование не делать этого: если снять крест со шпиля, то от влаги скоро начнет разрушаться памятник архитектуры. Командование выразило неудовольствие, но согласилось.

      В 2016 году на колокольне был открыт Музей колоколов.

      1652032_rp42a (525x700, 279Kb)

      Поднимаясь по лестнице (удивительно напоминающей лестницы в брежневских пятиэтажках) на колокольню,

      1652032_rp43 (700x556, 355Kb)

      заодно знакомишься и с экспонатами.

       В музее представлена история предшественников колоколов – клепал,

      1652032_rp44 (700x525, 199Kb)

      1652032_rp44a (525x700, 231Kb)

      рассказывается об основах колокольного литья,

      1652032_rp46 (525x700, 268Kb)

      1652032_rp47 (525x700, 282Kb)

      и создания на них изображений;

      1652032_rp48 (700x525, 243Kb)

      Стенд знакомит с особенностями звучания колоколов,

      1652032_rp49 (525x700, 219Kb)

      при этом немалую роль играет то, как колокол крепится.

      1652032_rp50 (700x459, 267Kb)

      Интересное объявление об открытии колокольного завода мещанина Петра Тимофеевича Никуличева в Суздале (на заводе трудился сам мастер и двое рабочих).

      1652032_rp51 (700x445, 203Kb)

      А это балка, на которой висел большой колокол.

      1652032_rp52 (700x508, 324Kb)

      Часть выставки посвящена периоду возрождения русского колокольного искусства в конце XX века.

      1652032_rp53 (700x525, 301Kb)

      Несколько стендов с фотографиями посвящены Юрию Юрьевичу Юрьеву, человеку, возродившему колокольные звоны в Суздале. Послушать его перезвоны приезжали со всей России. На фото с знаменитым звонарём (слева)  С.Н. Рерих с сопровождающими.

      1652032_rp54 (600x370, 190Kb)

      О Юрьеве писали поэмы и снимали документальные фильмы (их можно посмотреть прямо здесь: музей оснащён кинотеатром и интерактивным оборудованием).

      1652032_rp55 (700x525, 275Kb)

      На колокольне настроена профессиональная система ручного звона, а также создана современная автоматизированная система управления колоколами, которая исполняет звоны при отсутствии настоящего звонаря (у меня создалось впечатление, что все колокольни Суздаля пользуются либо такой автоматизированной системой звонов, либо фонограммой).

      1652032_rp56 (525x700, 242Kb)

      Благодаря тому что монастырская колокольня является архитектурной доминантой города, а ярус звона находится значительно выше городских построек, звук расходится на многие километры вокруг. Но, как говорят звонари, главное, чтобы звон доходил до человеческих сердец.

      В особенностях распространения звука я убедилась на практике, попробовав докричаться до сидевшей на лавочке Марии.

      1652032_rp57 (700x525, 248Kb)

      Вроде и не особо большое расстояние, но как я ни старалась, меня она не услышала. Зато, по словам местного экскурсовода, услышал весь Суздаль (ветер, довольно сильный, дул в сторону города).

      И, конечно, здесь, на колокольне, лучшая смотровая площадка, все окрестности видно.

      1652032_rp58 (700x525, 310Kb)

      Но меня так раздражали пыль и птичий помёт… Просто хотелось взять ведро и помыть там всё. Или хотя бы подмести мокрым веником. Понятно, что от голубей на колокольне никуда не денешься, но всё равно неприятно.

      1652032_rp59 (700x468, 215Kb)

      Преподобенская колокольня стала для нас главным ориентиром в городе. Её отовсюду видно.

      1652032_rp60 (700x525, 264Kb)

      Отыщешь взглядом её шпиль – и сразу понятно, куда двигаться дальше.

      1652032_rp61 (700x525, 244Kb)

      В 1882 году на территории Ризоположенского монастыря была выстроена тёплая Сретенская трапезная церковь, выполненная из красного кирпича в русском стиле по проекту владимирского архитектора Н.А. Артлебена.

      1652032_rp62 (696x700, 434Kb)

      Сейчас от неё остались только стены.

      1652032_rp63 (700x525, 276Kb)

      Главы церкви разобрали в 30-х годах, когда в здании открылся клуб сотрудников ОГПУ. Позднее здесь размещался городской кинотеатр. А потом здание было заброшено. Сейчас оно в плачевном состоянии.

      1652032_rp64 (700x525, 309Kb)

      Насмешкой выглядит табличка на ней.

      1652032_rp65 (700x525, 302Kb)

      В 2002 году перед храмом появился памятник в честь 190-летия Бородинской битвы.

      1652032_rp65a (527x700, 252Kb)

      1652032_rp66 (525x700, 263Kb)

      Он воздвигнут по инициативе военно-исторических клубов в память Суздальского Суворовского и Московского гренадерских полков. Он изготовлен из белого камня и имеет вид георгиевского креста с золотым Георгием Победоносцем в центре. Крест этот стоит на  трёх каменных цоколях с посвящениями. Главная надпись – «Сынам Отечества, чудо-богатырям».

      1652032_rp67 (700x525, 332Kb)

      Смотрится этот памятный знак неплохо – сразу за колокольней перед собором.  Но как-то не очень военный обелиск сочетается с сугубо гражданскими окружающими его могилами игумений, купцов, врачей, юродивых…

      1652032_rp68 (700x525, 384Kb)

      1652032_rp69 (700x525, 376Kb)

      1652032_rp69a (493x600, 414Kb)

      В 1979 году в бывшем келейном корпусе открылась гостиница «Ризоположенская».  

      1652032_rp70 (700x525, 313Kb)

      Во время нашего пребывания в Суздале в ней проживали беженцы. Было удивительно рядом с храмом в женском монастыре видеть с утра пораньше неопрятных людей с пивом, довольно громко и с использованием ненормативной лексики обсуждающих свои нехитрые новости в ожидании кормежки в кафе.

      1652032_rp71 (700x525, 293Kb)

      Мы несколько раз пытались зайти в кафе «Суздальская трапеза», где, по отзывам, очень вкусно и недорого можно пообедать и приобрести монастырский сыр. Но то кормили детский лагерь, то беженцев… Так что не судьба.

      Зато посетили монастырь, приложились к мощам, полюбовались Суздалем с высоты птичьего полёта и узнали, чем живут пять насельниц Ризоположенского монастыря.

      1652032_rp72 (700x478, 286Kb)

      Ну и немного срезали путь.

      1652032_rp73 (700x383, 162Kb)

       

      Серия сообщений "Суздаль, город-музей":
      Часть 1 - Суздаль. Отель "Медный двор"
      Часть 2 - Суздальский кремль
      Часть 3 - Суздаль. Спасо-Евфимиев монастырь
      Часть 4 - Суздаль. Ризоположенский монастырь
      Часть 5 - Действующие монастыри Суздаля
      Часть 6 - Суздаль. Речка Каменка
      ...
      Часть 14 - Суздаль. Прогулка по улице Ленина
      Часть 15 - Суздаль. Кое-что о еде
      Часть 16 - Боголюбово. Храм Покрова на Нерли.

      Метки:  

       

      Добавить комментарий:
      Текст комментария: смайлики

      Проверка орфографии: (найти ошибки)

      Прикрепить картинку:

       Переводить URL в ссылку
       Подписаться на комментарии
       Подписать картинку