-ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать

      Показать все (1)

       -Поиск по дневнику

      Поиск сообщений в ЛенаЛена

       -Подписка по e-mail

       

       -Сообщества

      Участник сообществ (Всего в списке: 3) Вокруг_Света Клуб_Фотопутешествий Questions_LiveInternet

       -Статистика

      Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
      Создан: 05.05.2007
      Записей:
      Комментариев:
      Написано: 372


      Суздальский кремль

      Воскресенье, 23 Апреля 2023 г. 20:11 + в цитатник

       Местом проведения нашего отпуска в 2022 году стал Суздаль — город во Владимирской области, расположенный на реке Каменке, притоке Нерли, в 26 км к северу от областного центра. Самый красивый город Золотого кольца.

      1652032_kr1 (700x525, 347Kb)

      Городок небольшой, население его — 9286 человек (2021). Но у Суздаля долгая и драматичная история, за которую он получил уникальный герб, на нём красуется коронованный сокол – символ красоты, храбрости, благородства и власти. На гербе райцентра не было и нет областного символа (во Владимирской области это лев), чем подчеркивается, что Суздальская земля являлась старинным русским княжеством, а город Суздаль — древней княжеской столицей.

      1652032_kr2 (450x572, 106Kb)

      Название города, безусловно, исконно русского происхождения (раньше бытовала и форма «Суждаль» женского рода). Но до сих пор нет единства среди лингвистов, от какого же слова  происходит этот топоним. Предлагаются в качестве источников глаголы «создать», «зиждать», «судить», «ждать», «ссудить». Подтверждения ни одной версии не найдено. Так что можно трактовать по-разному. По мне, Суздаль – то, что создали.

      Впервые Суздаль упоминается в древнейшей известной русской книге – в  «Новгородском кодексе»: «Въ лѣто ҂ѕ҃ф҃з҃ азъ мънихъ исаакии поставленъ попомъ въ сѹжъдали въ цръкъве свѧтаго александра арменина…» (год, записанный буквами, – 999). Дату эту принял на вооружение один из первых русских историков Василий Татищев, который написал в «Истории Российской», что в 982 году — по его расчётам — киевский князь Владимир «иде в Поле, и покорил землю Польскую, град Суздаль утвердил».

      1652032_kr3 (700x457, 202Kb)

      Но эти даты современными историками проигнорировались. Годом основания города стал 1024 год, упомянутый в «Повести временных лет» как начало восстания волхвов: «В се же лето въсташа волъсви в Суждали, избиваху старшую чадь къ дыяволю наущенью и беснованью глаголяще яко си держать гобино. Бе мятежь великъ и голод по всеи тои стране». Нестор, создавший сборник занимательных рассказов по истории от библейских времен до XII века, к восстанию относился крайне негативно. Но если убрать эмоциональную составляющую его сообщения, то выходит, что восстание в уже существующем Суздале, поводом к которому стал искусственно вызванный местными богатеями (старшей чадью) голод, было кровавым, а во главе его стояли волхвы.

      1652032_kr4 (624x416, 296Kb)

      Волхвы – не языческие жрецы, а прорицатели, врачеватели, астрологи, метеорологи, психологи и аналитики.  «Стоглав» описывает их деятельность так: «…волхвы и чародейники бьют в аристотелевы врата и в рафли смотрят и по звездам и по планитам гадают и смотрят дней и часов». («Аристотелевы врата» — это популярное на Руси сочинение по астрологии, рафли — метод гадания). Почему именно волхвы возглавили восстание – неизвестно. Можно предположить, что это были люди, которым верили, которых уважали. Как там у Пушкина:

      Волхвы не боятся могучих владык,

      А княжеский дар им не нужен;

      Правдив и свободен их вещий язык

      И с волей небесною дружен.

       

      1652032_kr5 (700x462, 214Kb)

      Якобы восстание волхвов на современной фреске в музее.

      Событие это было отражено и в других летописях. Современные историки предполагают, что это был мятеж против христианизации и феодализации общества. Однако событие это в стране, где господствующей религией является христианство, трактовалось как «богопротивное». Волхвам приписывались разные злодеяния: человеческие жертвоприношения, убийства жён влиятельных людей, разграбление и реквизиция богатых дворов, запрет на обработку полей и прочее. Опять же подтвердить эти факты невозможно, как и опровергнуть. Так что мели, Емеля…

      1652032_kr6 (617x355, 251Kb)

      Дальнейшее развитие событий в летописях описано по-разному. Одни утверждают, что мятеж погас сам собой: власти закупили хлеб у волжских болгар и отдали голодающим суздальцам («Идоша по Волзи вси людье в Болгары и привезоша жито и тако ожиша»). Другие – что этот «мятежь велик» распространился, охватив огромные территории от Верхней Волги до Белоозера (в конце 60-х годов волхвы подняли мятеж в Новгороде, в 1071 – в Ростове), и его подавление было долгим и трудным.

      1652032_kr7 (525x700, 248Kb)

      Князь Ярослав пришёл в Суздаль, захватил в плен волхвов, одних изгнал (неизвестно куда), а других казнил, говоря так: «Бог за грехи посылает на какую-либо страну голод, или мор, или засуху, или иную казнь, а человек же ничего не ведает».

      Очевидно, вторая версия ближе к истине. Где-то в это время были срыты первые суздальские городские укрепления (их обнаружили археологи: детинец и три линии рвов, окружавшие площадь около 1,5 га) и сожжён город, а затем по приказу Ярослава сооружены более мощные укрепления с погостами и опорными пунктами. Эта стройка на рубеже X – XI веков и стала считаться началом возведения города. Всё с чистого листа.

      1652032_kr8 (450x649, 195Kb)

      Строительство Суздаля началось с возведения кремля – крепости, защищающей город от внешних врагов. Место было выбрано удачно: с трёх сторон город защищали естественные преграды (крутой берег реки Каменки, холмы и овраги). По внутреннему краю Медвежьего оврага были поставлены укрепления – валы высотой до 4 метров с внутривальными конструкциями из дерева («городня»).  По валу кремля был сооружен деревянный дубовый «заборол» — тын из брёвен с заострёнными вверху стояками. В цепи этого «заборола» находились деревянные башни и двое ворот – Волжские и Подзеленские, позднее переименованные в «Ильинские ворота», ведущие на посад, и «Дмитриевские ворота», через которые приходили торговые люди на базар (образовавшаяся позже слобода на правом берегу Каменки получила название «Щупачихи», там  «ощупывали» товары, с которых нужно было взять пошлину). Протяженность валов – 1400 метров, замыкали они территорию в 14 гектаров. С юго-востока был прорыт искусственный ров, соединявшийся с рекой Каменкой.

      Сначала новая крепость была густо заселена. Простой люд ютился в полуземлянках с поднимавшейся над землей задернованной кровлей, внешне похожей на курганы городского кладбища. Среди этих хижин высились рубленые хоромы городской знати, а над всей крепостью господствовал грандиозный по сравнению с жилищами смердов «дом бога» — каменный собор.

      1652032_er9 (700x350, 462Kb)

      Со временем простой люд переселился за валы, а кремль стал административным и религиозным центром поселения. Внутри валов размещались главный собор, дворы князя и епископа и княжеская дружина.

      Достроенный и  перестроенный кремль дожил до наших дней и сейчас является филиалом Владимирского музея-заповедника и объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (с 1992 года).

      1652032_kr9 (700x524, 309Kb)

      Частично сохранились и валы. Во второй половине XV века они были укреплены и досыпаны, возведена рублёная сосновая стена с 15 башнями и воротами,

      1652032_kr10 (700x461, 216Kb)

      но в 1719 году деревянные стены сгорели и после этого не восстанавливались. Древний вал в XVIII веке местами был срезан (землю использовали для засыпки рва) и обращён в место для прогулок. Таким он сохранился до наших дней.

      1652032_kr11 (700x525, 314Kb)

      По гребню вала проложена дорожка.

      1652032_kr12 (700x525, 289Kb)

      Но забраться на вал непросто, очень уж он крут. Зато сверху открывается панорама и реки Каменки,

      1652032_kr13 (700x525, 298Kb)

      и города,

      1652032_kr14 (700x525, 327Kb)

      и ярмарки.

      1652032_kr15 (700x525, 342Kb)

      Можно себе представить, какой обзор с крепостных стен был до того, как их «срыли».

      Сейчас кремль окружён невысоким каменным забором, выполняющим, скорее, декоративную функцию.

      1652032_kr16 (700x465, 231Kb)

      1652032_kr17 (700x525, 358Kb)

      Судя по кирпичам, это постройка новейшего времени.

      1652032_kr18 (700x525, 369Kb)

      Вход на территорию Кремля платный (как не вспомнить добрым словом Кирилло-Белозерский музей-заповедник, где платные только экскурсии и экспозиции, о нём тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/rubric/6981592/  ).

      1652032_kr19 (700x525, 252Kb)

      У входа план-схема, где можно прикинуть, что и в каком порядке посмотреть. А рядом – бронзовый макет современного кремля. В нём всего четыре постройки – собор, колокольня, Архиерейские палаты и стоящая поодаль деревянная церквушка.

      1652032_kr20 (700x525, 290Kb)

      В первую очередь, конечно, заслуживает внимания Богородице-Рождественский собор  XIII века – самый древний из сохранившихся в Суздале памятников архитектуры так называемого домонгольского периода.

      1652032_kr21 (700x525, 285Kb)

      Пять огромных синих куполов, усеянных золотыми звёздами, видны издалека. Кстати, общее количество звёзд, изображённых на луковичных главах, – 365, по числу дней в году.

      Купол не оригинальный. Сначала была одна главка, потом две… Пять глав появились в середине XVI века, но и они сильно пострадали в годы войны, когда собор, в то время уже являвшийся музеем,  был приспособлен под казарму Винницкого военно-пехотного училища (1942 – 1944 гг.). Курсанты изрядно похулиганили. Например, для тренировки стреляли по звёздам на куполах Рождественского собора. После этих развлечений в соборе были пробиты купола, краска вместе с листами металла начала коррозировать и практически исчезла, текла крыша, вода уничтожала фрески и росписи внутри собора. Пострадали и фонды, куда курсанты ВВПУ постоянно стремились попасть, чтобы разжиться бумагой для самокруток и другими полезными в быту предметами.

      1652032_kr22 (600x408, 302Kb)

      Курсанты Винницкого военного пехотного училища у Рождественского собора. 1942 г.

      Удивительно, что после этого хоть что-то уцелело. Или не уцелело?

      1652032_kr23 (700x525, 266Kb)

      Итак, что же можно увидеть сегодня? Собор Рождества Богородицы был возведён в 1222 - 1225 из туфообразного известняка на прочном фундаменте более старого храма, который, по мнению исследователей, обрушился из-за ошибок в планировке.

      За свое существование храм пережил немало реконструкций. Облик его значительно изменился даже с 1912 года, когда его запечатлел на фотографии С. Прокудин-Горский.

      1652032_kr24 (450x454, 194Kb)

      Что называется, почувствуй разницу.

      1652032_kr25 (525x700, 281Kb)

      От постройки XIII века сохранилась нижняя часть, ограниченная аркатурным поясом.

       1652032_kr26 (700x525, 245Kb)

      Древняя часть богато декорирована резьбой из гладкотёсаного белого камня. Фасады украшают затейливые орнаменты,

      1652032_kr27 (700x465, 278Kb)

      1652032_kr28 (700x525, 283Kb)

      1652032_kr29 (525x700, 258Kb)

      1652032_kr30 (525x700, 272Kb)

      женские маски,

      1652032_kr31 (545x587, 284Kb)

      (удивительно, что у них не только восточные черты сохранились, но и носы!)

      1652032_kr32 (525x700, 235Kb)

      фигуры львов,

      1652032_kr34 (700x525, 278Kb)

      1652032_kr36 (700x525, 266Kb)

      интересные обрамления окон.

      1652032_kr37 (487x536, 206Kb)

      Двери храма – продукт более поздней эпохи, красные кирпичики просвечивают.

      1652032_kr38 (525x700, 295Kb)

      Южный вход

      Считается, что к XVI веку своды и главы собора совершенно обветшали и угрожали обрушением. К тому же великий князь Василий III Иванович приказал «возвысить» храм.  Здание разобрали до аркатурно-колончатого пояса и надстроили красным кирпичом. Собор превратился в пятиглавый (главы покрыты оловом), своды были укреплены на шести столбах, в то же время, видимо, появился и алтарь.. Но в 1577 году отстроенный собор пострадал от пожара, и его пришлось снова восстанавливать.

      В начале XVII века храм был ограблен отрядом поляков и литовцев под предводительством пана Лисовского. Лишившийся древних икон и богатой церковной утвари собор стоял опустошённым и осквернённым более полугода, пока город не был очищен от захватчиков. В 1636 году его привели в порядок, при этом пристроили апсиду к южному притвору, образовав придел в честь святых Иоанна и Феодора, суздальских чудотворцев.

      В ХХ веке «реставрацией» собора тоже занимались. Сначала в 1922 – 1931 годах, перед открытием музея.

      1652032_kr39 (444x600, 357Kb)

      А затем с 1946 года процесс исследования и реставрации почти не прерывался.

      Сейчас реставрации музея посвящена небольшая экспозиция. Здесь можно увидеть людей, которые спасали суздальский кремль в годы борьбы с религией и пережитками прошлого,

      1652032_kr40 (525x700, 202Kb)

      фрагменты древних украшений собора,

      1652032_kr41 (525x700, 233Kb)

      остатки первоначальных фресок (в рекламных буклетах сказано, что в соборе сохранились фрески XIII века, так вот это они и есть)

      1652032_kr42 (700x375, 180Kb)

      и этапы изменения внешнего облика собора.

      1652032_kr43 (700x466, 236Kb)

      Во внутреннюю часть храма ведут Златые врата  XIII века,

      1652032_kr44 (525x700, 345Kb)

      изготовленные в технике огневого золочения, которую на Русь привезли из Византии (с подобным мы уже встречались в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре XIII века в Костроме, подробнее о нём тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post435010640/ )

      Евангельские сюжеты, расположенные рядами на створках врат, рассказывают о жизни и чудесах Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.

      На нижних клеймах врат изображены мифические грифоны и крылатые собаки – хранители божественных святынь.

      1652032_kr46 (525x700, 253Kb)

      Ручки также необычны – это массивные кольца, установленные в пастях львиных масок.

      1652032_kr47 (525x700, 345Kb)

      А внутри собор ослепляет золотом, яркими красками и каким-то невообразимым смешением действующей церкви и музея (с 1992 года храм используется Владимиро-Суздальским музеем-заповедником совместно с Владимирской епархией РПЦ).

      Роспись собора не раз «возобновлялась», то есть переписывалась, особенно масштабно в 1775, 1818 и 1850 годах.  При этом прежние фрески уничтожались полностью (сбивались) или густо записывались сверху.

      1652032_kr48 (700x513, 328Kb)

      Так что большинство икон и фресок храма созданы в XIX веке.

      1652032_kr49 (525x700, 318Kb)

      1652032_kr50 (525x700, 323Kb)

      1652032_kr52 (700x525, 269Kb)

      Они, без сомнения, красивы. Однако от храма XIII века ожидаешь чего-то постарше.

      К счастью, кое-где сохранились фрагменты фресок XVII века. Непереписанной осталась роспись левой половины северной стены с декоративным поясом «завес» с растительным орнаментом.

      1652032_kr53 (700x525, 239Kb)

      Хороши летящие ангелы с трубами и фигуры двух людей, забирающихся на деревья (тоже фрагмент XVII века, но «поновлённый»),

      1652032_kr54 (700x525, 278Kb)

      и поясные изображения святых в больших медальонах.

      1652032_kr56 (525x700, 265Kb)

      Эти чудом сохранившиеся фрагменты позволяют представить, как был расписан собор в XVII веке. Хотя подлинность некоторых фресок вызывает сомнения. Вот это – явно стилизация под старину.

      1652032_kr57 (700x525, 276Kb)

      К XVII веку относятся Царские врата из иконостаса собора  

      1652032_kr58 (437x654, 343Kb)

      и ещё несколько экспонатов: большие выносные кресты из позолоченного серебра,

      1652032_kr59 (525x700, 257Kb)

      три малых выносных фонаря

      1652032_kr60 (700x525, 320Kb)

      и один большой царь-фонарь в виде пятиглавого храма.  

      1652032_kr61 (525x700, 287Kb)

      Его реальный размер хорошо виден на архивном фото, запечатлевшем визит императорской семьи в Суздаль.

      1652032_kr62 (700x453, 262Kb)

      Привлекает внимание большая водосвятная чаша XIX века, изготовленная в виде самовара, с четырьмя кранами для раздачи святой воды прихожанам.

      1652032_kr63 (700x525, 269Kb)

      Долгое время собор был местом захоронения знатных людей, в нём было до 40 гробниц князей  и епископов. Здесь были похоронены князь Святослав – сын Юрия Долгорукого, княгиня Феврония – жена князя Михаила (сына Юрия Долгорукого), князь Андрей Ярославич — брат Александра Невского, князья Шуйские, Бельские… Надгробные камни, расставленные по храму, делали его весьма тесным, не хватало места прихожанам во время службы. В период реконструкции собора знатные горожане были перезахоронены за пределами собора, внутри остались только гробницы святых – Иоанна и Фёдора Суздальских (для которых в XVII веке была пристроена апсида, образовавшая придел в честь этих чудотворцев, и в XIX веке устроены впечатляющие роскошью раки),

      1652032_kr64 (525x700, 316Kb)

      1652032_kr65 (525x700, 260Kb)

      1652032_kr66 (700x525, 292Kb)

      митрополита Илариона Суздальского

      1652032_kr67 (433x700, 260Kb)

      и архиепископа Арсения Элассонского (его мощи в 2014 году перенесены в церковь Успения, находящуюся рядом с кремлём).

      Кстати сказать, раки пустые, мощи святых тоже были захоронены, но экскурсоводы говорят, что в раках остались частицы "духа святости", поэтому к ним можно прикладываться.

      К югу от Рождественского собора расположена восьмигранная колокольня, увенчанная огромным шатром. Некогда она была самым высоким строением во всем городе.

      1652032_kr68 (700x525, 235Kb)

      Удивило, что у колокольни покрашена только сторона, обращённая к улице, откуда кремль чаще всего фотографируют.

      На колокольне расположены часы XVII века, которые оглашают звоном округу каждые 15 минут. Ну и циферблат у них интересный.

      1652032_kr69_1_ (525x700, 308Kb)

      На среднем ярусе монументального восьмигранного столпа колокольни раньше помещалась домовая церковь, поэтому здание сообщалось с митрополичьими покоями галереями и переходом.

      1652032_kr70 (525x700, 197Kb)

      Ансамбль архиерейского двора – Архиерейские палаты – складывался в течение нескольких столетий (XV–XVIII вв.). Это целый комплекс жилых и хозяйственных построек, части которого соединяются друг с другом под углом.

      1652032_kr71 (700x525, 247Kb)

      Сейчас в Архиерейских палатах располагаются экспозиции музея. Вход в него через бывшую трапезную церковь с редким для Суздаля восьмискатным покрытием, маленькой главкой, живописной галереей на арках и «всходним» крытым крыльцом с черепичным шатром.

      Вот какая картина, напоминающая икону Богородицы в житиях, встречает посетителей.

      1652032_kr72a (700x525, 272Kb)

      В комплексе Архиерейского дома расположено несколько экспозиций, самая важная для знакомства с городом – «История Суздальской земли». В восьми залах экспозиции, построенной по хронологическому принципу, представлены наиболее важные страницы истории Суздаля с древнейших времен до начала ХХ века.

      Тут и феодальная раздробленность, пестрящая именами князей – Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого, Александра Невского, Юрия Долгорукого, Всеволода Большое Гнездо, Андрея Боголюбского, Дмитрия Пожарского, – все отметились в Суздале;

      1652032_kr73 (525x700, 275Kb)

      и татаро-монголы,

      1652032_kr74 (700x536, 284Kb)

      и экипировка защитника Суздаля,

      1652032_kr75 (525x700, 239Kb)

      и старинные монеты,

      1652032_kr76 (700x525, 216Kb)

      и история местных монастырей,

      1652032_kr77 (525x700, 199Kb)

      1652032_kr78 (700x524, 230Kb)

      и даже легенда о непризнанном «брате Ивана Грозного», рожденном Соломонией Сабуровой, первой супругой великого князя Василия III, уже в монастыре.

      1652032_kr80 (525x700, 233Kb)

      Можно увидеть волосник – женский головной убор, надевавшийся под кокошник,

      1652032_kr81 (700x525, 241Kb)

      красивые старинные книги (например, «Житие митрополита Илариона», XVIII в.),

      1652032_kr82 (544x700, 255Kb)

      и учебники.

      1652032_kr83 (700x496, 254Kb)

      Эта «География» 1710 года – первое печатное издание по географии в России.

      Очень мне понравился стул, сделанный местными мастерами к приезду в Суздаль императора Николая II,

      1652032_kr83a_2 (525x700, 216Kb)

      и подаренное царю местными купцами блюдо.

      1652032_kr84 (401x568, 206Kb)

      С удовольствием прочла страничку из дневника юной горожанки.

      1652032_kr85 (525x700, 248Kb)

      В общем, каждый посетитель сможет найти то, что ему интересно.

      Очень хороша коллекция икон,  представленная в экспозиции "Древнерусская живопись". Путь к ней лежит по длинному коридору к Благовещенской церкви, тоже входящей в комплекс Архиерейских палат. Очень удивили полы, выложенные кирпичом. Видимо, использовали излишки.

      1652032_kr86 (700x525, 187Kb)

      Выставка включает 56 икон XV–XVII веков из храмов и монастырей Владимира, Суздаля и их окрестностей. Открывает экспозицию знаменитая икона «Богоматерь Владимирская».

      1652032_kr87 (700x525, 211Kb)

      Но, к сожалению, все иконы под стеклом и с подсветкой. Сфотографировать без бликов и своего отражения невозможно. То ли музейщики боятся, что туристы будут использовать фотографии для получения коммерческой выгоды, то ли просто не придают этому значения (хотя есть музеи, где тоже стекло и подсветка, но фотографии получаются отлично из-за небольшого наклона витрин, облегчающего фотосъёмку, например, здесь https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post470005709 ). Так что я только полюбовалась, ничего на память не осталось.

      Есть в музее два уникальных экспоната. Один из них – «Иорданская сень XVII века», единственная сохранившаяся в России.

      1652032_kr88 (490x700, 243Kb)

      Такие декоративные навершия, или сени, ежегодно ставились в праздник Крещения над прорубью («иорданью»), а в остальное время хранились в разобранном виде.

      1652032_kr89 (700x525, 241Kb)

      Эта сень представляет собой навес в виде пятиглавого храма на четырёх круглых резных столбах. Навес окружён оградой с четырьмя воротами. Высота сени – 8,5 метров, она изготовлена из 260 деталей, вырубленных из обтёсанных сосновых бревен. Детали крепятся в пазы без гвоздей, с помощью кованых железных крюков и пробоев, а между собой отдельные доски соединены шпонками и железными скрепами. Для последовательности сборки на всех деталях сделаны зарубки.

      1652032_kr90 (525x700, 280Kb)

      Сень и ограда расписаны темперными красками «травами» – орнаментом из сплетённых ветвей, листьев, цветов, растительных завитков. Росписи XVII века не сохранились на кокошниках сени, они в XIX веке покрыты масляной живописью, представляющей библейские сюжеты: Господь Саваоф, Господь Вседержитель, Богоматерь «Знамение», Схождение ангела в купель.

      1652032_kr91 (525x700, 300Kb)

      В музее хранится и другая реликвия — большое напрестольное рукописное Евангелие XVII века. По преданию, его пожаловала в Рождественский собор царевна Софья Алексеевна, сестра Петра Великого, правившая Россией в 1682-1689 годах. Щедрый царский дар, как предполагается, был сделан в 1684 году, когда регентша посещала  Суздаль.

      1652032_kr92 (525x700, 206Kb)

      Это самая большая рукописная книга, хранящаяся на территории современной России: размеры позолоченного серебряного оклада — 105×79 сантиметров, вес  — около 12 кг, а вся книга весит 35 кг.

      Оклад создан мастером Оружейной палаты, гравером  Афанасием Трухменским. На верхней крышке помещены 23 многофигурные композиции, изображающие Деисуса, Бога Отца, апостолов. На нижней расположен крест с распятием, по сторонам от которого в клеймах Богоматерь и Иоанн Богослов. В подножии креста череп с костями, подпись «I. Афанасiи Трухъменскiи» и нерасшифрованная монограмма.

      1652032_kr93 (700x466, 217Kb)

      Эта богослужебная книга содержит текст четырех Евангелий. Каждый из 76 листов книги представляет собой бумажное полотнище, склеенное из четырёх листов. Текст написан от руки искусным каллиграфом и дополнен пышным  растительным орнаментом и 12 иллюстрациями, изображающими Христа, евангелистов и их символы.

      Одна из экспозиций музея – Крестовая палата, торжественная приемная Архиерейского дома.

      1652032_kr94 (700x525, 289Kb)

      Это огромное помещение – более 300 квадратных метров, с высоким сводом без опорных столбов. При этом оно очень бедно обставлено. Создается впечатление, что сотрудники музея и представить не могли, как это помещение использовалось, поэтому соорудили нечто напоминающее зал для приёмов.

      1652032_kr95 (700x421, 160Kb)

      В центре огромного зала стоит стол под красным сукном, на котором расставлены необходимые для работы вещи: чернильницы, перья, песочница, ларцы-«теремки», книги. Стол окружают стулья XVIII века.

      1652032_kr96 (525x700, 260Kb)

      Во главе стола на возвышении стоит кресло архиерея.

      Предполагается, что в Крестовой палате зачитывались царские указы, проходило хиротонисание (назначение епископов и священников), рассматривались челобитные, после обедни принимались люди, пришедшие за благословением. Здесь шёл приём духовных лиц по случаю храмовых праздников, проводились торжественные церемонии. В праздничные дни накрывали столы для почётных гостей, подавали мёды, церковное и рейнское вино.

      Для неведомых целей в палате установлен старинный сундук, украшенный славянской вязью.

      1652032_kr99 (700x525, 214Kb)

      Но особого внимания заслуживают две изразцовые печи-голландки, одна голубая,

      1652032_kr100 (525x700, 302Kb)

      другая коричневая.

      1652032_kr101 (525x700, 336Kb)

      Понятно, что раньше они стояли где-то в другом месте: двумя маленькими печками такое помещение не обогреешь. Да и роспись на изразцах явно не соответствует помещению. Такие простенькие, но милые картиночки.

      1652032_kr103 (525x700, 335Kb)

      «Сие мне просьба…» «Указую тебе мужа…»

      1652032_kr104 (525x700, 310Kb)

      «Старость моя не руши меня», «Госпожа японская»

      1652032_kr105 (525x700, 261Kb)

      «Японские купцы»

      1652032_kr106 (546x700, 277Kb)

      «Желаю милости получити»

      1652032_kr109 (525x700, 279Kb)

      «Не хочу старого любити»

      1652032_kr110 (525x700, 292Kb)

      «Пришла посетительница»

      1652032_kr112 (700x525, 318Kb)

      «Сильного победил»

      1652032_kr114 (525x700, 325Kb)

      «Сие мне про себя»

      1652032_kr115 (525x700, 299Kb)

      «Музыку умножаю»

      1652032_kr116 (700x525, 367Kb)

      «Родное мое со мною», «Лев дикий»

      Рассматривать эти печи можно часами. Тут и картиночки со смыслом, и узоры красивые. Даже представить сложно, для какой цели эти голландки так украсили.

      Следующая экспозиция «Евфросиньевская ярмарка». Она принадлежит Детскому музейному центру «Суздаль 100 лет назад», и оформление у неё соответствующее. Наглядно показано, как выглядели управляющие купеческих лавочек,

      1652032_kr117 (700x525, 281Kb)

      чем торговали в Суздале,

      1652032_kr118 (700x525, 285Kb)

      как развлекались на ярмарках.

      1652032_kr119 (700x525, 276Kb)

      А это школьник с «Земским букварём».

      1652032_kr120 (525x700, 229Kb)

      Он приглашает в класс.

      1652032_kr121 (700x525, 249Kb)

      Сейчас парты Эрисмана – музейный экспонат. А мы за ними ещё учились. Очень удобные парты: и крышка откидывается, и место для портфеля предусмотрено, и подставка для ног, и углубления для ручек и чернильницы. Такие парты не портили осанку и приучали к порядку (положил не на место – скатилось).

      1652032_kr122 (700x525, 221Kb)

      Есть в кремле и временные выставки. Я застала экспозицию «Куй железо, пока горячо!». На ней представлено кузнечное искусство.

      Русские кузнецы начали обрабатывать углеродистую сталь в раннее Средневековье, раньше, чем в Европе.

      1652032_kr123 (700x525, 187Kb)

      На Руси кузнечество занимало почётное место, ведь именно кузнецы изготавливали те «потребительские товары», без которых в хозяйстве не обойтись.

      1652032_kr124 (700x525, 269Kb)

      А как красивы современные произведения художественной ковки!

      1652032_kr126 (525x700, 237Kb)

      1652032_kr127 (700x525, 217Kb)

      Очень тонкая, изящная работа. Трудно представить, что эти ажурные картины создавались «молотом и наковальней».

      1652032_kr128 (700x525, 198Kb)

      Кстати, здесь очень красивый мозаичный пол.

      1652032_kr129 (700x525, 357Kb)

      А над входом старинные (или «под старину») кованые фонари.

      1652032_kr130 (525x700, 208Kb)

      Последний «объект» кремля стоит чуть поодаль от основного ансамбля. Это Никольская церковь из села Глотово, перевезённая в Суздаль, — памятник деревянной архитектуры середины XVIII века.

      1652032_kr131 (700x525, 284Kb)

      Храм был построен в 1766 году в селе Глотово Юрьев-Польского района Владимирской области. В 1960 году церковь восстановлена архитектором М. М. Шароновым и перевезена в Суздаль, где планировалось создание музея деревянного зодчества.

      1652032_kr132 (700x525, 279Kb)

      Это «клетский» храм, в основе которого рубленая клеть – обычная русская изба. Она расположена на высоком подклете и с трёх сторон обнесена открытой галереей. С запада к ней примыкает более низкая трапезная, а с востока — гранёная апсида алтарной части. Тесовые кровли, крутые и остроконечные, придают простой постройке стройность и соразмерность. Крыши крыты лемехом и имеют небольшую главку на коньке.

      1652032_kr133 (525x700, 280Kb)

      Место для церкви выбрано удачно. Она стоит в отдалении от основного комплекса кирпичных строений кремля на высоком берегу Каменки, находится в естественном окружении «сельского пейзажа». Поэтому переносить её в музей деревянного зодчества не стали, так и оставили в кремле.

      1652032_kr136 (700x525, 295Kb)

      Вот и осмотрен суздальский кремль. Экспозиции очень информативные, много красивого и необычного. Суздаль стал понятнее, вписавшись в историческую картинку, заученную ещё в школе. Но вот извечных вопросов: «откуду есть пошла руская земля и хто в ней почал первее княжети и откуду руская земля стала есть» – он не решает, более того – добавляет новых.

      1652032_kr137 (588x700, 309Kb)

      Серия сообщений "Суздаль, город-музей":
      Часть 1 - Суздаль. Отель "Медный двор"
      Часть 2 - Суздальский кремль
      Часть 3 - Суздаль. Спасо-Евфимиев монастырь
      Часть 4 - Суздаль. Ризоположенский монастырь
      ...
      Часть 14 - Суздаль. Прогулка по улице Ленина
      Часть 15 - Суздаль. Кое-что о еде
      Часть 16 - Боголюбово. Храм Покрова на Нерли.

      Метки:  

       

      Добавить комментарий:
      Текст комментария: смайлики

      Проверка орфографии: (найти ошибки)

      Прикрепить картинку:

       Переводить URL в ссылку
       Подписаться на комментарии
       Подписать картинку