Суздальский кремль |
Местом проведения нашего отпуска в 2022 году стал Суздаль — город во Владимирской области, расположенный на реке Каменке, притоке Нерли, в 26 км к северу от областного центра. Самый красивый город Золотого кольца.
Городок небольшой, население его — 9286 человек (2021). Но у Суздаля долгая и драматичная история, за которую он получил уникальный герб, на нём красуется коронованный сокол – символ красоты, храбрости, благородства и власти. На гербе райцентра не было и нет областного символа (во Владимирской области это лев), чем подчеркивается, что Суздальская земля являлась старинным русским княжеством, а город Суздаль — древней княжеской столицей.
Название города, безусловно, исконно русского происхождения (раньше бытовала и форма «Суждаль» женского рода). Но до сих пор нет единства среди лингвистов, от какого же слова происходит этот топоним. Предлагаются в качестве источников глаголы «создать», «зиждать», «судить», «ждать», «ссудить». Подтверждения ни одной версии не найдено. Так что можно трактовать по-разному. По мне, Суздаль – то, что создали.
Впервые Суздаль упоминается в древнейшей известной русской книге – в «Новгородском кодексе»: «Въ лѣто ҂ѕ҃ф҃з҃ азъ мънихъ исаакии поставленъ попомъ въ сѹжъдали въ цръкъве свѧтаго александра арменина…» (год, записанный буквами, – 999). Дату эту принял на вооружение один из первых русских историков Василий Татищев, который написал в «Истории Российской», что в 982 году — по его расчётам — киевский князь Владимир «иде в Поле, и покорил землю Польскую, град Суздаль утвердил».
Но эти даты современными историками проигнорировались. Годом основания города стал 1024 год, упомянутый в «Повести временных лет» как начало восстания волхвов: «В се же лето въсташа волъсви в Суждали, избиваху старшую чадь къ дыяволю наущенью и беснованью глаголяще яко си держать гобино. Бе мятежь великъ и голод по всеи тои стране». Нестор, создавший сборник занимательных рассказов по истории от библейских времен до XII века, к восстанию относился крайне негативно. Но если убрать эмоциональную составляющую его сообщения, то выходит, что восстание в уже существующем Суздале, поводом к которому стал искусственно вызванный местными богатеями (старшей чадью) голод, было кровавым, а во главе его стояли волхвы.
Волхвы – не языческие жрецы, а прорицатели, врачеватели, астрологи, метеорологи, психологи и аналитики. «Стоглав» описывает их деятельность так: «…волхвы и чародейники бьют в аристотелевы врата и в рафли смотрят и по звездам и по планитам гадают и смотрят дней и часов». («Аристотелевы врата» — это популярное на Руси сочинение по астрологии, рафли — метод гадания). Почему именно волхвы возглавили восстание – неизвестно. Можно предположить, что это были люди, которым верили, которых уважали. Как там у Пушкина:
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Якобы восстание волхвов на современной фреске в музее.
Событие это было отражено и в других летописях. Современные историки предполагают, что это был мятеж против христианизации и феодализации общества. Однако событие это в стране, где господствующей религией является христианство, трактовалось как «богопротивное». Волхвам приписывались разные злодеяния: человеческие жертвоприношения, убийства жён влиятельных людей, разграбление и реквизиция богатых дворов, запрет на обработку полей и прочее. Опять же подтвердить эти факты невозможно, как и опровергнуть. Так что мели, Емеля…
Дальнейшее развитие событий в летописях описано по-разному. Одни утверждают, что мятеж погас сам собой: власти закупили хлеб у волжских болгар и отдали голодающим суздальцам («Идоша по Волзи вси людье в Болгары и привезоша жито и тако ожиша»). Другие – что этот «мятежь велик» распространился, охватив огромные территории от Верхней Волги до Белоозера (в конце 60-х годов волхвы подняли мятеж в Новгороде, в 1071 – в Ростове), и его подавление было долгим и трудным.
Князь Ярослав пришёл в Суздаль, захватил в плен волхвов, одних изгнал (неизвестно куда), а других казнил, говоря так: «Бог за грехи посылает на какую-либо страну голод, или мор, или засуху, или иную казнь, а человек же ничего не ведает».
Очевидно, вторая версия ближе к истине. Где-то в это время были срыты первые суздальские городские укрепления (их обнаружили археологи: детинец и три линии рвов, окружавшие площадь около 1,5 га) и сожжён город, а затем по приказу Ярослава сооружены более мощные укрепления с погостами и опорными пунктами. Эта стройка на рубеже X – XI веков и стала считаться началом возведения города. Всё с чистого листа.
Строительство Суздаля началось с возведения кремля – крепости, защищающей город от внешних врагов. Место было выбрано удачно: с трёх сторон город защищали естественные преграды (крутой берег реки Каменки, холмы и овраги). По внутреннему краю Медвежьего оврага были поставлены укрепления – валы высотой до 4 метров с внутривальными конструкциями из дерева («городня»). По валу кремля был сооружен деревянный дубовый «заборол» — тын из брёвен с заострёнными вверху стояками. В цепи этого «заборола» находились деревянные башни и двое ворот – Волжские и Подзеленские, позднее переименованные в «Ильинские ворота», ведущие на посад, и «Дмитриевские ворота», через которые приходили торговые люди на базар (образовавшаяся позже слобода на правом берегу Каменки получила название «Щупачихи», там «ощупывали» товары, с которых нужно было взять пошлину). Протяженность валов – 1400 метров, замыкали они территорию в 14 гектаров. С юго-востока был прорыт искусственный ров, соединявшийся с рекой Каменкой.
Сначала новая крепость была густо заселена. Простой люд ютился в полуземлянках с поднимавшейся над землей задернованной кровлей, внешне похожей на курганы городского кладбища. Среди этих хижин высились рубленые хоромы городской знати, а над всей крепостью господствовал грандиозный по сравнению с жилищами смердов «дом бога» — каменный собор.
Со временем простой люд переселился за валы, а кремль стал административным и религиозным центром поселения. Внутри валов размещались главный собор, дворы князя и епископа и княжеская дружина.
Достроенный и перестроенный кремль дожил до наших дней и сейчас является филиалом Владимирского музея-заповедника и объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (с 1992 года).
Частично сохранились и валы. Во второй половине XV века они были укреплены и досыпаны, возведена рублёная сосновая стена с 15 башнями и воротами,
но в 1719 году деревянные стены сгорели и после этого не восстанавливались. Древний вал в XVIII веке местами был срезан (землю использовали для засыпки рва) и обращён в место для прогулок. Таким он сохранился до наших дней.
По гребню вала проложена дорожка.
Но забраться на вал непросто, очень уж он крут. Зато сверху открывается панорама и реки Каменки,
и города,
и ярмарки.
Можно себе представить, какой обзор с крепостных стен был до того, как их «срыли».
Сейчас кремль окружён невысоким каменным забором, выполняющим, скорее, декоративную функцию.
Судя по кирпичам, это постройка новейшего времени.
Вход на территорию Кремля платный (как не вспомнить добрым словом Кирилло-Белозерский музей-заповедник, где платные только экскурсии и экспозиции, о нём тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/rubric/6981592/ ).
У входа план-схема, где можно прикинуть, что и в каком порядке посмотреть. А рядом – бронзовый макет современного кремля. В нём всего четыре постройки – собор, колокольня, Архиерейские палаты и стоящая поодаль деревянная церквушка.
В первую очередь, конечно, заслуживает внимания Богородице-Рождественский собор XIII века – самый древний из сохранившихся в Суздале памятников архитектуры так называемого домонгольского периода.
Пять огромных синих куполов, усеянных золотыми звёздами, видны издалека. Кстати, общее количество звёзд, изображённых на луковичных главах, – 365, по числу дней в году.
Купол не оригинальный. Сначала была одна главка, потом две… Пять глав появились в середине XVI века, но и они сильно пострадали в годы войны, когда собор, в то время уже являвшийся музеем, был приспособлен под казарму Винницкого военно-пехотного училища (1942 – 1944 гг.). Курсанты изрядно похулиганили. Например, для тренировки стреляли по звёздам на куполах Рождественского собора. После этих развлечений в соборе были пробиты купола, краска вместе с листами металла начала коррозировать и практически исчезла, текла крыша, вода уничтожала фрески и росписи внутри собора. Пострадали и фонды, куда курсанты ВВПУ постоянно стремились попасть, чтобы разжиться бумагой для самокруток и другими полезными в быту предметами.
Курсанты Винницкого военного пехотного училища у Рождественского собора. 1942 г.
Удивительно, что после этого хоть что-то уцелело. Или не уцелело?
Итак, что же можно увидеть сегодня? Собор Рождества Богородицы был возведён в 1222 - 1225 из туфообразного известняка на прочном фундаменте более старого храма, который, по мнению исследователей, обрушился из-за ошибок в планировке.
За свое существование храм пережил немало реконструкций. Облик его значительно изменился даже с 1912 года, когда его запечатлел на фотографии С. Прокудин-Горский.
Что называется, почувствуй разницу.
От постройки XIII века сохранилась нижняя часть, ограниченная аркатурным поясом.
Древняя часть богато декорирована резьбой из гладкотёсаного белого камня. Фасады украшают затейливые орнаменты,
женские маски,
(удивительно, что у них не только восточные черты сохранились, но и носы!)
фигуры львов,
интересные обрамления окон.
Двери храма – продукт более поздней эпохи, красные кирпичики просвечивают.
Южный вход
Считается, что к XVI веку своды и главы собора совершенно обветшали и угрожали обрушением. К тому же великий князь Василий III Иванович приказал «возвысить» храм. Здание разобрали до аркатурно-колончатого пояса и надстроили красным кирпичом. Собор превратился в пятиглавый (главы покрыты оловом), своды были укреплены на шести столбах, в то же время, видимо, появился и алтарь.. Но в 1577 году отстроенный собор пострадал от пожара, и его пришлось снова восстанавливать.
В начале XVII века храм был ограблен отрядом поляков и литовцев под предводительством пана Лисовского. Лишившийся древних икон и богатой церковной утвари собор стоял опустошённым и осквернённым более полугода, пока город не был очищен от захватчиков. В 1636 году его привели в порядок, при этом пристроили апсиду к южному притвору, образовав придел в честь святых Иоанна и Феодора, суздальских чудотворцев.
В ХХ веке «реставрацией» собора тоже занимались. Сначала в 1922 – 1931 годах, перед открытием музея.
А затем с 1946 года процесс исследования и реставрации почти не прерывался.
Сейчас реставрации музея посвящена небольшая экспозиция. Здесь можно увидеть людей, которые спасали суздальский кремль в годы борьбы с религией и пережитками прошлого,
фрагменты древних украшений собора,
остатки первоначальных фресок (в рекламных буклетах сказано, что в соборе сохранились фрески XIII века, так вот это они и есть)
и этапы изменения внешнего облика собора.
Во внутреннюю часть храма ведут Златые врата XIII века,
изготовленные в технике огневого золочения, которую на Русь привезли из Византии (с подобным мы уже встречались в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре XIII века в Костроме, подробнее о нём тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post435010640/ )
Евангельские сюжеты, расположенные рядами на створках врат, рассказывают о жизни и чудесах Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.
На нижних клеймах врат изображены мифические грифоны и крылатые собаки – хранители божественных святынь.
Ручки также необычны – это массивные кольца, установленные в пастях львиных масок.
А внутри собор ослепляет золотом, яркими красками и каким-то невообразимым смешением действующей церкви и музея (с 1992 года храм используется Владимиро-Суздальским музеем-заповедником совместно с Владимирской епархией РПЦ).
Роспись собора не раз «возобновлялась», то есть переписывалась, особенно масштабно в 1775, 1818 и 1850 годах. При этом прежние фрески уничтожались полностью (сбивались) или густо записывались сверху.
Так что большинство икон и фресок храма созданы в XIX веке.
Они, без сомнения, красивы. Однако от храма XIII века ожидаешь чего-то постарше.
К счастью, кое-где сохранились фрагменты фресок XVII века. Непереписанной осталась роспись левой половины северной стены с декоративным поясом «завес» с растительным орнаментом.
Хороши летящие ангелы с трубами и фигуры двух людей, забирающихся на деревья (тоже фрагмент XVII века, но «поновлённый»),
и поясные изображения святых в больших медальонах.
Эти чудом сохранившиеся фрагменты позволяют представить, как был расписан собор в XVII веке. Хотя подлинность некоторых фресок вызывает сомнения. Вот это – явно стилизация под старину.
К XVII веку относятся Царские врата из иконостаса собора
и ещё несколько экспонатов: большие выносные кресты из позолоченного серебра,
три малых выносных фонаря
и один большой царь-фонарь в виде пятиглавого храма.
Его реальный размер хорошо виден на архивном фото, запечатлевшем визит императорской семьи в Суздаль.
Привлекает внимание большая водосвятная чаша XIX века, изготовленная в виде самовара, с четырьмя кранами для раздачи святой воды прихожанам.
Долгое время собор был местом захоронения знатных людей, в нём было до 40 гробниц князей и епископов. Здесь были похоронены князь Святослав – сын Юрия Долгорукого, княгиня Феврония – жена князя Михаила (сына Юрия Долгорукого), князь Андрей Ярославич — брат Александра Невского, князья Шуйские, Бельские… Надгробные камни, расставленные по храму, делали его весьма тесным, не хватало места прихожанам во время службы. В период реконструкции собора знатные горожане были перезахоронены за пределами собора, внутри остались только гробницы святых – Иоанна и Фёдора Суздальских (для которых в XVII веке была пристроена апсида, образовавшая придел в честь этих чудотворцев, и в XIX веке устроены впечатляющие роскошью раки),
митрополита Илариона Суздальского
и архиепископа Арсения Элассонского (его мощи в 2014 году перенесены в церковь Успения, находящуюся рядом с кремлём).
Кстати сказать, раки пустые, мощи святых тоже были захоронены, но экскурсоводы говорят, что в раках остались частицы "духа святости", поэтому к ним можно прикладываться.
К югу от Рождественского собора расположена восьмигранная колокольня, увенчанная огромным шатром. Некогда она была самым высоким строением во всем городе.
Удивило, что у колокольни покрашена только сторона, обращённая к улице, откуда кремль чаще всего фотографируют.
На колокольне расположены часы XVII века, которые оглашают звоном округу каждые 15 минут. Ну и циферблат у них интересный.
На среднем ярусе монументального восьмигранного столпа колокольни раньше помещалась домовая церковь, поэтому здание сообщалось с митрополичьими покоями галереями и переходом.
Ансамбль архиерейского двора – Архиерейские палаты – складывался в течение нескольких столетий (XV–XVIII вв.). Это целый комплекс жилых и хозяйственных построек, части которого соединяются друг с другом под углом.
Сейчас в Архиерейских палатах располагаются экспозиции музея. Вход в него через бывшую трапезную церковь с редким для Суздаля восьмискатным покрытием, маленькой главкой, живописной галереей на арках и «всходним» крытым крыльцом с черепичным шатром.
Вот какая картина, напоминающая икону Богородицы в житиях, встречает посетителей.
В комплексе Архиерейского дома расположено несколько экспозиций, самая важная для знакомства с городом – «История Суздальской земли». В восьми залах экспозиции, построенной по хронологическому принципу, представлены наиболее важные страницы истории Суздаля с древнейших времен до начала ХХ века.
Тут и феодальная раздробленность, пестрящая именами князей – Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого, Александра Невского, Юрия Долгорукого, Всеволода Большое Гнездо, Андрея Боголюбского, Дмитрия Пожарского, – все отметились в Суздале;
и татаро-монголы,
и экипировка защитника Суздаля,
и старинные монеты,
и история местных монастырей,
и даже легенда о непризнанном «брате Ивана Грозного», рожденном Соломонией Сабуровой, первой супругой великого князя Василия III, уже в монастыре.
Можно увидеть волосник – женский головной убор, надевавшийся под кокошник,
красивые старинные книги (например, «Житие митрополита Илариона», XVIII в.),
и учебники.
Эта «География» 1710 года – первое печатное издание по географии в России.
Очень мне понравился стул, сделанный местными мастерами к приезду в Суздаль императора Николая II,
и подаренное царю местными купцами блюдо.
С удовольствием прочла страничку из дневника юной горожанки.
В общем, каждый посетитель сможет найти то, что ему интересно.
Очень хороша коллекция икон, представленная в экспозиции "Древнерусская живопись". Путь к ней лежит по длинному коридору к Благовещенской церкви, тоже входящей в комплекс Архиерейских палат. Очень удивили полы, выложенные кирпичом. Видимо, использовали излишки.
Выставка включает 56 икон XV–XVII веков из храмов и монастырей Владимира, Суздаля и их окрестностей. Открывает экспозицию знаменитая икона «Богоматерь Владимирская».
Но, к сожалению, все иконы под стеклом и с подсветкой. Сфотографировать без бликов и своего отражения невозможно. То ли музейщики боятся, что туристы будут использовать фотографии для получения коммерческой выгоды, то ли просто не придают этому значения (хотя есть музеи, где тоже стекло и подсветка, но фотографии получаются отлично из-за небольшого наклона витрин, облегчающего фотосъёмку, например, здесь https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post470005709 ). Так что я только полюбовалась, ничего на память не осталось.
Есть в музее два уникальных экспоната. Один из них – «Иорданская сень XVII века», единственная сохранившаяся в России.
Такие декоративные навершия, или сени, ежегодно ставились в праздник Крещения над прорубью («иорданью»), а в остальное время хранились в разобранном виде.
Эта сень представляет собой навес в виде пятиглавого храма на четырёх круглых резных столбах. Навес окружён оградой с четырьмя воротами. Высота сени – 8,5 метров, она изготовлена из 260 деталей, вырубленных из обтёсанных сосновых бревен. Детали крепятся в пазы без гвоздей, с помощью кованых железных крюков и пробоев, а между собой отдельные доски соединены шпонками и железными скрепами. Для последовательности сборки на всех деталях сделаны зарубки.
Сень и ограда расписаны темперными красками «травами» – орнаментом из сплетённых ветвей, листьев, цветов, растительных завитков. Росписи XVII века не сохранились на кокошниках сени, они в XIX веке покрыты масляной живописью, представляющей библейские сюжеты: Господь Саваоф, Господь Вседержитель, Богоматерь «Знамение», Схождение ангела в купель.
В музее хранится и другая реликвия — большое напрестольное рукописное Евангелие XVII века. По преданию, его пожаловала в Рождественский собор царевна Софья Алексеевна, сестра Петра Великого, правившая Россией в 1682-1689 годах. Щедрый царский дар, как предполагается, был сделан в 1684 году, когда регентша посещала Суздаль.
Это самая большая рукописная книга, хранящаяся на территории современной России: размеры позолоченного серебряного оклада — 105×79 сантиметров, вес — около 12 кг, а вся книга весит 35 кг.
Оклад создан мастером Оружейной палаты, гравером Афанасием Трухменским. На верхней крышке помещены 23 многофигурные композиции, изображающие Деисуса, Бога Отца, апостолов. На нижней расположен крест с распятием, по сторонам от которого в клеймах Богоматерь и Иоанн Богослов. В подножии креста череп с костями, подпись «I. Афанасiи Трухъменскiи» и нерасшифрованная монограмма.
Эта богослужебная книга содержит текст четырех Евангелий. Каждый из 76 листов книги представляет собой бумажное полотнище, склеенное из четырёх листов. Текст написан от руки искусным каллиграфом и дополнен пышным растительным орнаментом и 12 иллюстрациями, изображающими Христа, евангелистов и их символы.
Одна из экспозиций музея – Крестовая палата, торжественная приемная Архиерейского дома.
Это огромное помещение – более 300 квадратных метров, с высоким сводом без опорных столбов. При этом оно очень бедно обставлено. Создается впечатление, что сотрудники музея и представить не могли, как это помещение использовалось, поэтому соорудили нечто напоминающее зал для приёмов.
В центре огромного зала стоит стол под красным сукном, на котором расставлены необходимые для работы вещи: чернильницы, перья, песочница, ларцы-«теремки», книги. Стол окружают стулья XVIII века.
Во главе стола на возвышении стоит кресло архиерея.
Предполагается, что в Крестовой палате зачитывались царские указы, проходило хиротонисание (назначение епископов и священников), рассматривались челобитные, после обедни принимались люди, пришедшие за благословением. Здесь шёл приём духовных лиц по случаю храмовых праздников, проводились торжественные церемонии. В праздничные дни накрывали столы для почётных гостей, подавали мёды, церковное и рейнское вино.
Для неведомых целей в палате установлен старинный сундук, украшенный славянской вязью.
Но особого внимания заслуживают две изразцовые печи-голландки, одна голубая,
другая коричневая.
Понятно, что раньше они стояли где-то в другом месте: двумя маленькими печками такое помещение не обогреешь. Да и роспись на изразцах явно не соответствует помещению. Такие простенькие, но милые картиночки.
«Сие мне просьба…» «Указую тебе мужа…»
«Старость моя не руши меня», «Госпожа японская»
«Японские купцы»
«Желаю милости получити»
«Не хочу старого любити»
«Пришла посетительница»
«Сильного победил»
«Сие мне про себя»
«Музыку умножаю»
«Родное мое со мною», «Лев дикий»
Рассматривать эти печи можно часами. Тут и картиночки со смыслом, и узоры красивые. Даже представить сложно, для какой цели эти голландки так украсили.
Следующая экспозиция «Евфросиньевская ярмарка». Она принадлежит Детскому музейному центру «Суздаль 100 лет назад», и оформление у неё соответствующее. Наглядно показано, как выглядели управляющие купеческих лавочек,
чем торговали в Суздале,
как развлекались на ярмарках.
А это школьник с «Земским букварём».
Он приглашает в класс.
Сейчас парты Эрисмана – музейный экспонат. А мы за ними ещё учились. Очень удобные парты: и крышка откидывается, и место для портфеля предусмотрено, и подставка для ног, и углубления для ручек и чернильницы. Такие парты не портили осанку и приучали к порядку (положил не на место – скатилось).
Есть в кремле и временные выставки. Я застала экспозицию «Куй железо, пока горячо!». На ней представлено кузнечное искусство.
Русские кузнецы начали обрабатывать углеродистую сталь в раннее Средневековье, раньше, чем в Европе.
На Руси кузнечество занимало почётное место, ведь именно кузнецы изготавливали те «потребительские товары», без которых в хозяйстве не обойтись.
А как красивы современные произведения художественной ковки!
Очень тонкая, изящная работа. Трудно представить, что эти ажурные картины создавались «молотом и наковальней».
Кстати, здесь очень красивый мозаичный пол.
А над входом старинные (или «под старину») кованые фонари.
Последний «объект» кремля стоит чуть поодаль от основного ансамбля. Это Никольская церковь из села Глотово, перевезённая в Суздаль, — памятник деревянной архитектуры середины XVIII века.
Храм был построен в 1766 году в селе Глотово Юрьев-Польского района Владимирской области. В 1960 году церковь восстановлена архитектором М. М. Шароновым и перевезена в Суздаль, где планировалось создание музея деревянного зодчества.
Это «клетский» храм, в основе которого рубленая клеть – обычная русская изба. Она расположена на высоком подклете и с трёх сторон обнесена открытой галереей. С запада к ней примыкает более низкая трапезная, а с востока — гранёная апсида алтарной части. Тесовые кровли, крутые и остроконечные, придают простой постройке стройность и соразмерность. Крыши крыты лемехом и имеют небольшую главку на коньке.
Место для церкви выбрано удачно. Она стоит в отдалении от основного комплекса кирпичных строений кремля на высоком берегу Каменки, находится в естественном окружении «сельского пейзажа». Поэтому переносить её в музей деревянного зодчества не стали, так и оставили в кремле.
Вот и осмотрен суздальский кремль. Экспозиции очень информативные, много красивого и необычного. Суздаль стал понятнее, вписавшись в историческую картинку, заученную ещё в школе. Но вот извечных вопросов: «откуду есть пошла руская земля и хто в ней почал первее княжети и откуду руская земля стала есть» – он не решает, более того – добавляет новых.
Серия сообщений "Суздаль, город-музей":
Часть 1 - Суздаль. Отель "Медный двор"
Часть 2 - Суздальский кремль
Часть 3 - Суздаль. Спасо-Евфимиев монастырь
Часть 4 - Суздаль. Ризоположенский монастырь
...
Часть 14 - Суздаль. Прогулка по улице Ленина
Часть 15 - Суздаль. Кое-что о еде
Часть 16 - Боголюбово. Храм Покрова на Нерли.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |