-ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать

      Показать все (1)

       -Поиск по дневнику

      Поиск сообщений в ЛенаЛена

       -Подписка по e-mail

       

       -Статистика

      Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
      Создан: 05.05.2007
      Записей:
      Комментариев:
      Написано: 372


      Кирилло-Белозерский музей-заповедник. Экспозиции Трапезной палаты

      Вторник, 20 Декабря 2022 г. 02:33 + в цитатник

      Самый большой каменный комплекс Большого Успенского монастыря состоит из церкви Введения в храм Пресвятой Богородицы с трапезной, колокольни, церкви Архангела Гавриила, домика келаря и поварни.

      1652032_e1 (600x500, 373Kb)

      Пять зданий «приросли» к Введенской церкви (1519 г.) – второму после Успенского собора (о нём подробно здесь https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post496798474/ )  каменного сооружения монастыря.

      1652032_e2 (525x700, 257Kb)

      Украшенный широкими лопатками мощный восьмигранный столп храма напоминает башню, единственным украшением которой являются окна. Когда-то были и другие декоративные элементы, но все они исчезли, как и внутреннее убранство, и иконостас, и стенопись. Первоначально внутренняя часть церкви была высокой, но позже устроили пониженный свод для лучшего отопления.

      Чуть ли не важнее этого тёплого храма была пристроенная к нему Трапезная палата (на фото справа от колокольни).

      1652032_e3 (700x525, 295Kb)

      Наличие огромной тёплой трапезной палаты, одной из крупнейших для своего времени, было продиктовано внутренними потребностями богатого общежительного монастыря. Число братии неизменно росло. По описи 1601 года в Кирилло-Белозерском монастыре проживали около 180 монахов, а также большое количество послушников и монастырских слуг – всего до 1000 человек. Общежительный устав предполагал ежедневные совместные молитвы иноков и общую трапезу, на которую нередко приглашались монастырские гости и паломники. На трапезе все были равны («всем брашно и питие ровно»), поэтому в жизни общины ей придавалось важное дисциплинирующее значение.

      1652032_e4 (466x700, 205Kb)

      Трапезная представляла собой огромный квадратный зал (17.5х17.5 м),  в котором стоял большой общий стол. Под трапезной находилась хлебня. В ней в двух больших печах пекли для братии хлеб, а  теплом обогревался верхний этаж трапезной палаты и Введенская церковь. Также под трапезной размещались чуланы и погреба, хранилась хозяйственная утварь (кочерги, заслоны, лохани, рукомойники, ножи). Под келарской находилось помещение, в котором держали лук, чеснок и бочки конопляного масла. Под папертью хранили «масло красное да рогожи с солью».

      Сейчас трапезная отреставрирована,  одни помещения восстановлены в стиле XVI века, другие в стиле «ампир» с позолотой колонн, с дубовыми полами.

      1652032_e5 (465x700, 192Kb)

      Это центральный выставочный зал музея-заповедника.

      Сразу у входа, рядом с кассой и сувенирной лавкой,

      1652032_e6 (600x450, 258Kb)

      мы застали выставку Заслуженного художника России череповчанина Евгения Мартышева, живописца, графика. Работы художника находятся в государственных и частных коллекциях в России и за рубежом, так что увидеть коллекцию «Истоки» целиком удается редко.

      1652032_e7 (596x405, 200Kb)

      Работает художник в различных техниках: линогравюра, офорт, сухая игла, акварель, гуашь, коллаж.

      1652032_e8 (700x676, 484Kb)

      Картины органично вписаны в интерьер, от них холл кажется праздничным, ярким.

      1652032_e9 (700x525, 243Kb)

      * * *

      Самой посещаемой является экспозиция «История Кирилло-Белозерского монастыря, окрестных и приписных обителей». Её осмотр входит в план всех организованных туристических групп.

      Мы ходили по залам сами, ориентируясь по табличкам-подписям к экспонатам и таким образом углубляя свои знания об истории монастыря (о ней подробно тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post492603898 и тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post492605040 ).

      Составлять каталог экспозиции или полный отчёт в мои цели не входит. Остановлюсь только на том, что привлекло внимание, удивило или восхитило.

      Во-первых, это уникальные вещи святого Кирилла Белозерского, которым уже шесть веков. Поверить в это трудно. Но утверждается, что они подлинные. И анализ материалов, и описи монастыря, и воспоминания паломников прошлых веков подтверждают это. Личные вещи преподобного бережно сохранялись в монастыре, к ним относились как к святыням. Но всё равно от скепсиса избавиться трудно.

      Очень удивила овчинная шуба преподобного Кирилла. Простенькая, не боярская, а ведь Кирилл происходил из боярского рода Вельяминовых. И тоненькая, не по местным морозам.

      1652032_e10 (450x618, 201Kb)

      И как не истлела, не рассыпалась за столько лет? И моль с мышами до неё не добрались. Видимо, действительно, за ней ухаживали.

      А ещё шуба позволяет представить фигуру самого святого Кирилла – невысокий, худощавый. Это же подтверждает и икона-портрет, написанная Дионисием Глушицким в 1424 году, за три года до смерти преподобного.

      1652032_e11 (450x618, 275Kb)

      В музее представлена копия, оригинал – в Третьяковке.

      Поразило и то, что в течение всей своей монашеской жизни Кирилл Белозерский носил вериги. Неужели старцу в 90 лет нужно было с их помощью бороться со страстями?

      В музее представлен полный комплект, принадлежавший святому: поясные, нашейный крест и нагрудные.

      1652032_e14 (635x668, 207Kb)

      Общий вес вериг  – 10 кг 200 г.

      Настораживает и другое: как церковь не востребовала себе личные вещи преподобного в качестве предмета поклонения? Или неважно, где они выставляются – в церкви или в нескольких метрах от неё, паломник и в музее может к ним подойти?

      Кирилл Белозерский, будучи человеком образованным, занимался просветительством. До наших дней дошли Духовная грамота (в экспозиции её копия), ряд поучений и книги из его библиотеки.

      1652032_e15 (459x652, 328Kb)

      Первые книги преподобный Кирилл принёс из Москвы. Он сам занимался книгописанием и ввёл переписывание книг как одно из послушаний грамотных иноков.

      Кирилл был владельцем древнейшей дошедшей до нас русской личной библиотеки из 12 книг: два Евангелия, Псалтирь, три Канонника, Лествица с Аввой Дорофеем, Святцы и четыре четьих сборника. В одном из сборников есть диетические рекомендации на разные времена года, руководство по практической медицине.

      Со временем в стенах обители сложилась одна из самых богатых библиотек на Руси, по описи 1664 года здесь находилось 2 000 книг.

      1652032_e16 (700x525, 283Kb)

      Большая часть Библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря находится в Отделе Рукописей Российской Национальной Библиотеки.

      Очень впечатлил макет-реконструкция монастыря. На нём можно увидеть, как выглядела обитель во времена расцвета.

      1652032_e17 (700x524, 301Kb)

      Экспозиция рассказывает и о жизни монастырской общины. Все монахи имели послушания, благословения на которые иноки ежедневно получали у настоятеля обители или духовника. За пятисотлетнюю историю монастыря сменилось 78 настоятелей. Многие из них были людьми яркими, неординарными, разносторонними.

      1652032_e18 (601x340, 164Kb)

      И каждый из них «продвигал» какую-либо отрасль монастырского хозяйства: монахи трудились в поварне и пекарне, изготовляли и продавали свечи, иконы и книги, деревянную посуду, ловили рыбу, ухаживали за огородом и скотом, строили и чинили здания, работали в кузнице, вели торговлю, наблюдали за работами в вотчинах, на соляных и рыболовецких промыслах, принадлежавших обители, исполняли послушания надзирателей и сторожей в монастырской тюрьме. В экспозиции можно увидеть предметы, связанные с этими монашескими послушаниями.

      Кирилло-Белозерский монастырь служил местом ссылки реформатора русской церкви шестого Патриарха Московского и всея Руси Никона. В декабре 1666 года церковный собор официально лишил его патриаршего сана и отправил в Ферапонтов монастырь. В 1676 году, после смерти царя Алексея Михайловича, Никон был переведён в Кириллов монастырь под более строгий надзор, где и провёл последние пять лет своей жизни (его содержание влетело монастырям в копеечку).

      Никон был 15 лет в ссылке, но никак не мог смириться с опалой и своим новым положением. Его протесты и обращения к царю и друзьям не приносили никаких результатов. Тогда Никон решил обратиться к народу и для этого придумал изготавливать церковную и домашнюю утварь с надписями, где он называл себя патриархом, «заточённым за слово Божие и святую церковь». Несколько деревянных крестов с такими надписями были установлены около дорог. Но в 1676 году новый патриарх Иоаким приказал эти кресты уничтожить.

      В Кирилло-Белозерском музее-заповеднике хранится трон или кресло  Никона ‒ единственный предмет, свидетельствующей о пребывании патриарха в ссылке. На нижней части съёмных подлокотников кресла сохранилась надпись краской:  «7176 (1668)-го года марта в 1-й день сий стул зделан смиренным Никоном патриархом в заточении за слово Божие и за святую церковь в Ферапонтове монастыре в тюрьме».

      1652032_e19 (600x449, 187Kb)

      А сохранилась надпись потому, что о ней никто не знал. Сидел на этом деревянном кресле с обтянутым кожей сиденьем только сам Никон.  Кресло тогда считалось почётным, статусным атрибутом богатых и значительных персон. А патриарх, хоть и лишенный сана, к таким относился.

      Часть экспозиции рассказывает об истории соседних монастырей – Нило-Сорской пустыни, Горицкого монастыря (сейчас в них открыты действующие монастыри, и часть экспонатов передано им), Кирилло-Новоезерского монастыря (церкви были разрушены, а на территории бывшей обители сейчас располагается колония для отбывающих пожизненное заключение «Вологодский пятак»), Ферапонтова монастыря (там сейчас филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника). После знакомства с выставкой очень захотелось посетить и их.

      В целом музей очень информативный. И если уж добрался до Кирилло-Белозерского монастыря, стоит потратить время на осмотр экспозиции, посвященной его официальной истории.

       

      * * *

      В этом же архитектурном комплексе расположена выставка «Ткани иностранного производства XV-XVII веков из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника». Не знаю, что здесь для меня было интереснее – ткани или помещение. Экспонаты располагаются в Введенской церкви.

      После реставрации здесь мало что напоминает храм. Люстра да интересные окошки остались.

      1652032_e20 (525x700, 221Kb)

      В ризнице и многочисленных храмах Кирилло-Белозерского монастыря хранилась богатейшая коллекция предметов церковного убранства и священнических облачений. Многие из них были изготовлены из тканей, произведённых в Италии, Франции, Персии, Турции. Часть дорогих материй приобреталась на монастырский счёт, часть поступала в качестве вкладов. Впоследствии богослужебные одеяния многократно перешивались, что позволяло использовать ценные древние ткани на протяжении нескольких веков, нередко комбинируя их с более поздними.

      1652032_e21 (700x525, 264Kb)

      Здесь представлены подобные «сборные» памятники ‒ фелони, стихари, епитрахили.

      Турецкие ткани ‒ самая большая группа тканей иностранного производства. Торговые связи между Османской империей и средневековой Русью установились к 1495, и ткань была одним из самых распространенных товаров импорта. Турецкие материи отличаются яркостью и бьющей в глаза декоративностью: на чистых синих, красных, голубых фонах тюльпаны с волнообразно изогнутыми листьями, гвоздики, гиацинты и цветы шиповника.

      1652032_e22 (700x525, 262Kb)

      Наиболее ранний из представленных на выставке памятников ‒ фрагмент генуэзской камки «куфтери» XV века. Камкой на Руси называли однотонные узорные шёлковые (без использования золотых нитей) ткани, куфтерь считалась лучшим сортом итальянской камки. Города-государства Венеция, Генуя, Флоренция были основными производителями драгоценных узорных шёлковых тканей в Европе вплоть до XVI века. Поступал итальянский текстиль и на русский внутренний рынок.

      1652032_e23 (631x340, 253Kb)

      В основе этой куфтери, как сообщается, лежит крупный орнаментальный мотив цветков и плодов граната, обрамленных лиственными побегами. Но вот повторяющихся элементов заметить не удалось.

      Удивительно, что повсеместно выращиваемый в этих краях лён в церковных облачениях не использовался. Зато льняная одежда у простых людей пользуется спросом до сих пор.

      * * *

      На первом этаже Трапезной палаты выставка современного модельера и художника Валентины Лисиной – «Возвращение к истокам».

      На выставке представлены женские летние пальто. Казалось бы, они давно вышли из моды, но какие же красивые модели!

      1652032_e24 (600x358, 242Kb)

      1652032_e24a (600x340, 219Kb)

      Материалы для работы мастером приобретались в обычных хозяйственных магазинах: бельевая верёвка, шнур. Фактурная ткань, вышитые вручную пуговицы, трикотажные ленты, жемчуг, бисер, вышивка делают каждое пальто уникальным.

      1652032_e26 (640x340, 281Kb)

      1652032_e25 (699x340, 236Kb)

      А если их ещё дополнить воротниками, пуговицами

      1652032_e27 (700x525, 279Kb)

      брошами и сумочками,

      1652032_e29 (700x511, 299Kb)

      1652032_e28 (627x340, 508Kb)

      1652032_e30 (700x525, 300Kb)

      они смогут выглядеть современно, элегантно, богато и женственно. Даже захотелось что-нибудь такое приобрести себе.

        1652032_e31 (525x700, 263Kb)

       

      * * *

      В этом же архитектурном комплексе расположена экспозиция «Белозерский край по материалам археологических исследований». Она располагается в четырёх залах, и в ней много интересного.

      1652032_e32 (700x525, 238Kb)

      Вот такой юноша в украшениях из зубов лося встречает посетителей. Считается, что так выглядели местные жители в X – XIII веках. Экспонаты, карты, схемы, реконструкции рассказывают о заселении края финно-уграми и славянами задолго до прихода Кирилла. На картах отмечено около 500 археологических памятников. А в житии святого говорится, что места эти были глухими и безлюдными…

      В первом зале представлены реконструкция погребения эпохи мезолита

      1652032_e33 (700x525, 307Kb)

      и керамика неолита с простенькими украшениями в виде точек.

      1652032_e34 (700x525, 249Kb)

      Археологические материалы свидетельствуют о развитии в этих местах косторезного ремесла, ткачества, обработки чёрных и цветных металлов, о занятиях жителей земледелием, охотой и рыболовством.

      1652032_e35 (700x525, 320Kb)

      Правда, некоторые из приспособлений для рыбалки мне непонятны.

      1652032_e36 (545x700, 242Kb)

      Многочисленные находки товарных пломб и монет свидетельствуют о развитии торговли.

      1652032_e37 (700x525, 224Kb)

      Удивительно, но в коллекции  большинство монет иностранные. Тут дирхем Х века, английский серебряный денарий ХI века, денарий из Германии 1059 года. Отечественные деньги этого периода почему-то не сохранились. Или их тут не было в ходу?

      А какие замечательные украшения!

      1652032_e38 (700x531, 264Kb)

      В основном в виде уточек и коней.

      1652032_e39 (700x525, 230Kb)

      Удивили восьминогие кони. Уж не Слейпнир ли это,  восьминогий конь бога Одина?

      1652032_e40 (700x539, 293Kb)

      Впрочем, есть и двухголовые, и обычные кони.

      1652032_e41 (700x495, 220Kb)

      Есть и другие виды языческих подвесок-оберегов.

      1652032_e42 (506x700, 228Kb)

      О грамотности населения Белозерья говорят находки железных застёжек для книжных переплётов (я думала, что это пряжки ремней, но в те времена пользовались поясами)

      1652032_e43 (700x525, 241Kb)

      В музее экспонируются погребальные памятники из некрополя Кирилло-Белозерского монастыря.  Несколько надгробных плит разной формы с различающимися по стилю надписями, хотя все принадлежат XVII веку:

      1652032_e44 (700x525, 342Kb)

      надгробная плита старца Афанасия Бобоедова,

      1652032_e45 (700x525, 331Kb)

      фрагмент плиты инока Федосия

      1652032_e46 (700x525, 348Kb)

      и надгробье архимандрита Порфирия. По плитам можно сделать выводы об отношении к разным представителям церковной иерархии. Удивляет то, что в монастыре на памятниках нет крестов.

      Зато есть поклонный крест.

      1652032_e47 (700x525, 280Kb)

      Распятие с предстоящими. А вот над головой у Спасителя Лик. Чей? Его же?

      Ещё один поклонный крест сохранился фрагментарно. На нём интересны ладони распятого.

      1652032_e48 (700x564, 282Kb)

      Любопытным показался фрагмент барельефа.

      1652032_e49 (525x700, 320Kb)

      Здесь ещё рыбка – символ раннего христианства, и какой-то солярный символ.

      А это просто часть украшения сводов Трапезной палаты. 

      1652032_e50 (700x525, 232Kb)

       

      * * *

      В Трапезной палате находится и вход на колокольню,

      1652032_e51 (463x700, 234Kb)

      построенную довольно поздно, в эпоху императрицы Елизаветы Петровны (1757 – 1761 гг.).  В монастыре долго пользовались не колоколами, а билом, изображение которого сохранилось на гербе города Кириллова.

      1652032_e52 (400x515, 103Kb)

      Для такой металлической ударной доски колокольня была не нужна. Но, видимо, новые веяния победили – появились колокола. Кирилло-Белозерский монастырь получал их в дар или  заказывал лучшим русским мастерам в Новгород, Псков, Москву. Местные кузнецы делали колокольные языки и выполняли ремонтные работы.

      Колокола повесили на церкви Сергия Радонежского (о ней подробнее тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post496639899/ ), ставшей главной звонницей Горнего Ивановского монастыря,  и на церкви святого Архангела Гавриила, расположенной в Большом Успенском монастыре.

      А затем появилась и отдельная колокольня.

      1652032_e53 (525x700, 231Kb)

      Строила её вологодская артель во главе с каменщиком Спасо-Прилуцкого монастыря Фёдором Жуковым. Получилось довольно грузное здание, выдержанное в формах провинциального северно-русского барокко. Отдельно взятое, оно не кажется особенно удачным, однако хорошо вписывается в общий силуэт монастыря.

      1652032_e54 (700x466, 280Kb)

      Колокольня состоит из 4 глухих этажей, над которыми возвышается один открытый. Под колокольней устроен проход, ведущий от Успенского собора к  Сиверскому озеру. Опись 1773 года сообщает: «Под оною колокольнею проход, по сторонам оного келья да палатка малые... Над оной кельей и палаткою... три палаты... Палата книгохранительная, в неё двери, в дверях щит деревянный на крюках и петлях железных с лица обит жестью, в нем нутряной двоевалишной замок. При оном щите снаружи затвор железный... В оных трех палатах 17 окошек, в них оконницы стекольчатые выкрашены краскою зеленой тверды». У библиотеки сейчас отдельное помещение, а в келье да палатке малой – церковная лавка.

      В XVIII веке на колокольне висело 26 колоколов общим весом около 2000 пудов. Колокольный звон Кириллова монастыря был слышен на 20 верст в округе.

      Сейчас знаменитого кирилловского звона не услышишь. Часть колоколов была снята самими монахами в трудные времена, а остальные исчезли в 1930 – 1931 годах, когда из монастыря было вывезено свыше 31 тонны колокольной бронзы, лишь два колокола 1644 – 1646 годов голландского производства сохранились.

      1652032_e55 (700x483, 251Kb)

      Однако сейчас на колокольне есть выставка колоколов. Они поступали из закрытых церквей, с обветшавших колоколен. В последние десятилетия XX века в музей поступило 11 колоколов XIX – XX веков и 11 новых, отлитых в Воронежском кооперативе «Вера», один из которых весом 112 килограммов представлен на выставке. В настоящее время в музее экспонируется более двух десятков церковных колоколов.

      1652032_e56 (700x466, 243Kb)

      Фрагмент бронзовой юбки колокола, XIX век.

      1652032_e57 (523x700, 247Kb)

      Коллекцию дополняет собрание ямских и поддужных колокольчиков, которое сформировалось во второй половине XX века за счёт экспедиционной и собирательской работы сотрудников музея.

      1652032_e58 (700x525, 243Kb)

      1652032_e60 (700x461, 222Kb)

      И бонусом – саночки.

      1652032_e61 (525x700, 268Kb)

       

      * * *

      Среди экспонатов выставки – детали механизма башенных часов Кирилло-Белозерского монастыря, которые можно увидеть на четвёртом ярусе колокольни. Но мы их даже и не заметили, потому что вокруг этих деталей располагалась экспозиция «Деревянный народец Жени Кудриной».

      1652032_e62 (525x700, 232Kb)

      Увидев раз работы московского скульптора Евгении Кудриной, их уже не забудешь и с другими не спутаешь. Её «народец» рождается из дерева, такого обычного и привычного материала на Севере, где из него всё: и посуда, и игрушки, и прялки, и кресты. Наверное, поэтому такими родными, знакомыми кажутся волхвы,

      1652032_DSC02321 (503x700, 305Kb)

      в которых чувствуется связь с языческими идолами.

      Такая простота и необычайная выразительность, даже эмоциональность в «Искушении».

      1652032_e63 (525x700, 294Kb)

      Ещё не откусила, но так эта Ева к груди яблочко прижимает, столько энергии в сжатом кулачке и упрямства (и даже вызова) во взгляде, что понятно – она уже решилась.

      1652032_e64 (525x700, 328Kb)

      А это «Зимушка».

      1652032_e65 (525x700, 230Kb)

      Она в платке, но разве сомневаешься в том, что она седая?

      В глазах «Лесных людей», прижавшихся друг к другу, застыла обречённость.

      1652032_e66 (525x700, 217Kb)

      Грустит «Ангел», он, конечно, в очередной раз спасёт, но сколько ж можно?!

      1652032_e67 (525x700, 254Kb) 1652032_e68 (376x700, 183Kb)

      Печаль в глазах «Девочки без котёнка», а её руки ещё обнимают невидимое маленькое существо.

      1652032_e69 (525x700, 256Kb)

      Берегиня распростёрла руки над домишками деревеньки,

      1652032_e70 (450x595, 176Kb)

      населённой такими разными и в то же время напоминающими кого-то из знакомых мужиками и бабами, занятыми своей обычной работой, но на секундочку застывшими, чтобы отдохнуть и осмотреться.

      1652032_e71 (450x678, 209Kb)

      От этих скульптур исходит что-то магическое, мощное, наивное, древнее и мудрое.

      1652032_e72 (488x700, 248Kb)

      У каждой скульптуры свой характер, своё отношение к миру,

      1652032_e73 (437x700, 220Kb)

      своя жизнь, свои радости…

      1652032_e74 (525x700, 336Kb)

      Когда смотришь на деревянные фигурки, создается впечатление, что они возникли сами собой, при минимальном вмешательстве мастера. Однако в действительности это далеко не так. Фотографии Жени за работой убеждают, что от бревна до скульптуры большой и сложный путь.

      1652032_e75 (650x488, 375Kb)

      Но соприкасаясь с живым материалом,  автор не травмирует его, не делает в нём дыр и вставок, не нарушает структуру дерева. Оттого народец и получился таким замечательным.

      А тут человечек ещё не закончен. И уже никогда не обретёт свою окончательную форму.

      1652032_e77 (525x700, 288Kb)

      Накануне открытия этой выставки скульптор Женя Кудрина умерла.

      Когда уходит художник, остается его мир. Нам остался мир, населённый деревянным народцем.

      1652032_e79 (525x700, 233Kb)

      * * *

      Верхний ярус колокольни в летний период открыт как смотровая площадка.

      Безусловно, стоит подняться для осмотра  панорамы окрестностей и Сиверского озера.

      1652032_e80 (700x525, 255Kb)

      Правда, вид не слишком хорош. Озеро заслоняют то Преображенский храм с водяными воротами,

      1652032_e81 (700x525, 280Kb)

       то крыши соседних строений.

      1652032_e82 (700x525, 234Kb)

      1652032_e83 (700x525, 254Kb)

      По этой же причине не видно ни город Кириллов, ни монастырь целиком. Зато хорошо просматривается центральная площадь Большого Успенского монастыря,

      1652032_e84 (700x525, 269Kb)

      купола Успенского собора,

      1652032_e85 (700x525, 229Kb)

      Введенской церкви

      1652032_e86 (525x700, 214Kb)

      и придела преподобного Кирилла.

      1652032_e87 (700x525, 197Kb)

      С этой продуваемой ветром площадки приятно сверху смотреть на  дозорные вышки башен и пролетающих совсем рядом птиц.

      1652032_e89 (700x525, 150Kb)

      Здесь много простора, который физически ощущаешь, поднявшись над «статусными» стенами монастыря.

      1652032_e90 (700x525, 257Kb)

      Ну и как не сделать селфи?

       

      * * *

      1652032_e91 (525x700, 239Kb)

      При спуске с колокольни через решётчатое окошко можно увидеть высокое крыльцо самой красивой палаты монастыря – Келарского корпуса (конец XVII в.). Это расположенный между церквями Преображения и Введения двухэтажный домик в форме буквы «Г» с проездными воротами. В документах XIX века он называется по-разному: «пустопорожние кельи в два этажа внизу с подвалом», «древний домик», «домик с воротами». Название «Домик Келаря» появилось в начале XX века.

      Келарь – это монах, заведующий монастырским хозяйством, «эконом» или управляющий. Он принадлежал к числу соборных старцев и между ними занимал одно из первых мест. Все низшие чины хозяйственного управления  в монастыре – житник, конюший, поваренный старцы, монастырские слуги были подчинены ему. Он заведовал трапезою, погребами, кладовыми, сушилом, хозяйственными постройками, продуктами, которые получал монастырь с вотчин, например хлебом, сырами, яйцами, маслом, квасом, солью, мукой, крупой, солодом, скотом и т.п. Он же заведовал покупкой провизии и её расходами, выдавал продукты и на содержание стариц Воскресенского Горицкого монастыря. Келарь должен был наблюдать за исправностью построек. Поэтому ему принадлежало право взыскивать штрафы с виновных "в небрежении о монастырском имуществе".

      1652032_e92 (700x525, 296Kb)

      Здание построено из большемерного кирпича. Проезд имеет деревянные ворота, созданные в 60-е года XX века по подобию существующих в Святых вратах под церковью Иоанна Лествичника (о ней подробнее тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post496798474/ ). Арка для проезда не используется с XIX века: были сооружены контрфорсы для трапезной палаты, которые перекрыли проезд.

      1652032_e93 (525x700, 277Kb)

      Арка проезда обрамлена со стороны украшенного фасада валиком из тёсаного кирпича и двумя полукруглыми столбами, как бы вырезанными из общего объёма.

      На первом этаже находились два больших отапливаемых помещения с отдельными входами, а на втором 6 небольших кладовых с дверями в общий коридор. Что складировал в них келарь и почему здание раньше называлось «пустопорожними кельями», осталось неизвестным.

      Все окна южного фасада обрамлены килевидными наличниками.

      1652032_e94 (525x700, 233Kb)

      Они подлинные, сохранились без переделок и утрат. Фасад только подкрашивают периодически. Неизвестно, заменён ли при реставрации красавец-охлупень (конёк) из сосны диаметром 40 см, на которое обращают внимание все экскурсоводы.  А вот всё остальное подверглось капитальной реставрации и переделке.

      1652032_e95 (700x525, 242Kb)

      После реставрации вход на второй этаж осуществляется через деревянную лестницу, установленную перпендикулярно фасаду. Почему-то это крыльцо особенно привлекает туристов, здесь всегда кто-то фотографируется.

      Внутри здания сейчас располагаются какие-то офисы музея-заповедника, поэтому посетителей в него не пускают.

      * * *

      К колокольне с противоположной от Трапезной палаты стороны примыкает Церковь Архангела Гавриила с приделом Константина и Елены (1531-1534 гг.).  На фото слева.

      1652032_e96 (700x525, 231Kb)

      Она была возведена на вклад великого князя Василия III. В 1528 году великий князь с княгиней Еленой Глинской специально приезжал в монастырь помолиться о «разрешении от бесчадия». В память о рождении сына –  будущего царя Ивана Грозного – он пожертвовал в Кирилло-Белозерский монастырь тысячу рублей на строительство церквей.

      Первоначально храм имел две главы – большую и малую (сейчас одна, вторая глава на фото – это колокольня).

      1652032_e97 (525x700, 211Kb)

      Первоначально церковь была оформлена в стиле итальянского зодчества, имела звонницу, была украшена боевыми часами.  Но уже через пятьдесят лет вид её начал меняться. Церковь Архангела Гавриила стала жертвой… монастырского строительства. Сначала рядом, метрах в пяти, была выстроена церковь преподобного Кирилла, а затем к западной стене пристроили колокольню. Поэтому немногочисленные элементы украшения церкви сохранились только в северной части. Всё внутреннее убранство церкви также утрачено.

      1652032_e98 (525x700, 249Kb)

      Одним из основных доходов монастыря была продажа мест на монастырском кладбище именитым людям. Места отводились за церковью Архангела Гавриила (более престижные) и в Ивановском монастыре.  В обители хоронили представителей княжеских династий (Шуйских, Палецких, Кемских, Кубенских, Елецких, Прозоровских) и местных купцов.

      До настоящего времени за алтарем церкви Архангела Гавриила сохранились мраморные памятники над могилами купцов Сизьминых.

      Известны три поколения купцов этой династии. Сизьмины торговали мукой «нижегородских, саратовских и самарских фирм», крупами, солью, красками, железом, стеклом. В лавке у них можно было купить бумагу для письма, перья, карандаши, сургуч, «орехи и купорос для чернил». Большие партии товаров они ежегодно доставляли по Мариинской водной системе в Кирилло-Белозерский и Горицкий монастырь. Наряду с «хлебной провизией» привозили красное церковное вино, деревянное масло (елей), ладан, свечи, мыло, кожи «для башмаков», огородные семена, лекарственные травы, медикаменты.

      Когда в 1880 году скончался купец М. И. Сизьмин, в приходо-расходной книге монастыря появилась запись: "Положен вклад братьями Сизьмиными за кладбищенские места на монастыре для их фамилии 1500 рублей".

      1652032_e99 (525x700, 333Kb)

      Мраморные кресты (чёрный восьмиконечный и белый четырёхконечный) венчали надгробия Михаила Ивановича и Фёклы Семёновны. Сейчас они «убраны в хранилище».

      1652032_e100 (525x700, 324Kb)

      Интересно то, что на надгробьях фамилия купцов пишется без мягкого знака – Сизминъ. Но в документах и описях с мягким знаком – Сизьмин.

      Неподалёку от купеческих беломраморных надгробий стоит памятник из серого мрамора,

      1652032_e101 (525x700, 244Kb)

      поставленный над могилой архимандрита монастыря Иакова. В надписи указано: "Здесь покоится прахъ почившаго архимандрита Iакова въ мире Василiя Ивановича Поспелова родившагося 31 декабря 1817 года въ селе Кадномъ Тульской губернии и Эпархии скончавшегося 16 января 1896 года". В правом нижнем углу – фамилия исполнителя и адрес мастерской: "Раб. Игнатьевъ Митрофаниевское шоссе".

      1652032_e102 (700x524, 198Kb)

      Архимандрита Иакова уважали не только в обители, но и за её пределами. Говорили, что он обладал даром предвидения. В брошюре, посвящённой его памяти, рассказывается такая нравоучительная история. Одному купцу, ведущему обширную торговлю водкой, старец при встречах постоянно советовал оставить неправедное занятие. Купец же и особенно его жена отговаривались тем, что не они, так другие будут торговать водкой, а ведь и им надо же чем-то заниматься. Иаков говорил им на это: "Придёт время – сами пожелаете оставить торговлю... но поздно будет". Старец как будто заглядывал в будущее, потому что сам купец, будучи ещё сравнительно нестарым вскоре умер, сын его "впал в распутство", а дом купца со всем имуществом за долги "опечатали".

      Сейчас некрополь у церкви Архангела Гавриила неухоженный. Покосившиеся памятники с нечитаемыми надписями, вросшие в землю плиты, безымянные кресты. Музей планирует к юбилею монастыря привести монастырское кладбище в порядок.

      * * *

      Есть ещё одно хозяйственное сооружение, примыкающее к комплексу – поварня (XVI в., достраивалась вплоть до XVIII века), специальное хозяйственное помещение для приготовления пищи, кухня.

      1652032_e104 (700x466, 279Kb)

      Здание поварни состоит из нескольких помещений, различных по размеру и назначению. Самая древняя часть здания – собственно  поварня, где было установлено 6 каменных очагов. В середине свода проделано широкое отверстие, над которым выложена кирпичная труба. Снаружи древняя часть здания выглядела просто: гладкие лопатки, которые членили стены, объединены вверху карнизом. Между ними расположены небольшие окна.

      С запада к поварне была пристроена квасоварня, в которой готовили напиток, получивший широкое употребление в Кирилло-Белозерском монастыре. За квасной поварней сейчас располагается одностолпная палата, в которой в прошлом находился  квасной ледник, где летом охлаждали «квас про братию». 

      1652032_e105 (700x518, 251Kb)

      Как сообщают древние документы, на территории, прилегающей к поварне, находились небольшие кельи, в которых жили «поваренные старцы» и «служебники». Вдоль северной стены монастыря тянулись каменные погреба, где хранили продукты.

      В поварне мы застали две совмещенные выставки – предметы крестьянской утвари,

      1652032_e106 (700x525, 274Kb)

      на фоне которых экспонировались работы вологодской художницы Джанны Тутунджан.

      Помимо 26 графических работ, хранящихся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике на выставке представлены картины из собрания Вологодской областной картинной галереи, Вологодского музея-заповедника и музея фресок Дионисия.

      1652032_e107 (525x700, 242Kb)

      Джанна Тутунджан – художник самобытный, интересный. Она самую суть видела в человеке и открывала её другим. Её картины – портреты простых людей, переживших войну, и голод, и смерть близких, и несправедливость власти. Людей, на плечах которых держится Русская земля.

      1652032_e108 (700x525, 214Kb)

      Триптих «Последний снег»

      Вологодские старушки на картинах Джанны – исстрадавшиеся, иссохшие, мудрые, так мало счастья в жизни видевшие – заставляют сжиматься сердце. Потому что есть в них что-то неуловимо родное.

      1652032_e109 (525x700, 240Kb)

      «Корень рода»

      Как мудро и стойко переносят они своё одиночество…

      1652032_e110 (525x700, 250Kb)

      «Пристань Брусинец слушает»

      У этой картины я вдруг отчетливо вспомнила голос своей бабули: «Алё-и, Нина! Алё-и!». Да, внешне эта женщина на мою бабушку не похожа, но вот энергетика картины, её эмоция…

      Каждое полотно – человеческая судьба, целая история жизни. Все вместе – история целого поколения.

      1652032_e111 (700x525, 239Kb)

      Эта картина – «Чёрный ворон». Вся трагедия человека прочитывается и в седине, и в изработавшихся руках, и в лихой растяжке мехов…

      Такие простые, ясные лица смотрят с полотен.

      1652032_e112 (525x700, 237Kb)

      В них светится то, о чём сейчас вообще забыли, – радость от труда, гордость за хорошо сделанную работу.

      1652032_e113 (700x525, 235Kb)

      А как хороши дети у Джанны Тутунджан!

      1652032_e114 (525x700, 254Kb)

      1652032_e116 (525x700, 267Kb)

      И крестьянская утварь, попадающая в поле зрения, усиливает впечатление от картин, расширяет ассоциативный ряд, становится «дополненной реальностью». Кстати, некоторые предметы мне незнакомы.

      1652032_e117 (700x525, 253Kb)

      1652032_e118 (700x525, 272Kb)

      А кое к чему даже хочется приложить руку.

      1652032_e119 (700x525, 273Kb)

      В общем, это одна из немногих выставок, после которых ещё долго находишься в плену эмоций, вспоминаешь детали, хочешь вернуться и снова взглянуть…

       * * *

      Вот такой комплекс. Внешне - неуклюжий. Как грибы, жмутся друг к другу здания. Постепенно возводились, ветшали, достраивались и перестраивались, становясь всё больше. Когда мы ходили по монастырю, всё время путались - куда идти, в какую сторону короче.

      Но внутри сейчас он очень хорош. Одного дня на неторопливый осмотр всех сокровищ, которые в нём хранятся, мало. У меня даже какая-то зависть появилась к жителям Кириллова. Живут в таком месте, где столько возможностей для удовлетворения эстетического голода. Не нужно ждать лета, чтобы что-то интересное увидеть, подпитаться эмоциями, а потом весь год вспоминать и мечтать о будущей встрече с прекрасным…

      1652032_DSC02313 (525x700, 226Kb)

      Серия сообщений "Северная Фиваида":
      Северная Фиваида
      Часть 1 - Кириллов. Отель "Феникс" и его окрестности
      Часть 2 - История Кирилло-Белозерского монастыря (начало)
      ...
      Часть 6 - Кирилло-Белозерский монастырь. Малый Горний Иванов монастырь.
      Часть 7 - Кирилло-Белозерский монастырь. Большой Успенский монастырь.
      Часть 8 - Кирилло-Белозерский музей-заповедник. Экспозиции Трапезной палаты
      Часть 9 - Кирилло-Белозерский музей-заповедник. Окончание прогулки по комплексу.
      Часть 10 - Город Кириллов. Исторические штрихи
      ...
      Часть 15 - Ферапонтов монастырь
      Часть 16 - Ферапонтово. Музей фресок Дионисия
      Часть 17 - Горицы. Монастырь и гора Маура

      Метки:  

      Аноним   обратиться по имени Вторник, 20 Декабря 2022 г. 21:27 (ссылка)
      Как здорово , Леночка. спасибо тебе за такое чудо! Как будто побывала там и все потрогала!
      Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
      ЛенаЛена   обратиться по имени Вторник, 20 Декабря 2022 г. 23:06 (ссылка)

      Ответ на комментарий

      Спасибо)))
      Ответить С цитатой В цитатник
       

      Добавить комментарий:
      Текст комментария: смайлики

      Проверка орфографии: (найти ошибки)

      Прикрепить картинку:

       Переводить URL в ссылку
       Подписаться на комментарии
       Подписать картинку