-ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать

      Показать все (1)

       -Поиск по дневнику

      Поиск сообщений в ЛенаЛена

       -Подписка по e-mail

       

       -Статистика

      Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
      Создан: 05.05.2007
      Записей:
      Комментариев:
      Написано: 372


      Хаммам "Катре" (Белек)

      Пятница, 19 Июня 2020 г. 00:13 + в цитатник

      В Турции в каждом городе существует место, где душа приходит в согласие с телом. И название этому месту – турецкая баня, или хаммам.

      Мое знакомство с хаммамом и турецкой банной культурой состоялось благодаря подарочному сертификату на посещение комплекса «Катре» в Белеке.


      1652032_h1 (325x700, 213Kb)  1652032_h2 (321x700, 224Kb)

      Вообще-то в каждом отеле, где мы останавливались, был хаммам. Но до них у меня ноги не доходили. А тут уж…

      Нам велели снять украшения и собрать вещи: купальник и шлёпанцы. Остальное, по словам гида, нам выдадут на месте. Я ещё и фотоаппарат взяла. Потому что для меня поход в это место не просто гигиеническая или косметическая процедура, но ещё и экскурсия.

      Хотя хаммам называют турецкой баней, изобрели его не турки. Они стали строить парилки по примеру арабов, а те, в свою очередь, подсмотрели, как устроены римские термы, прообразом которых были греческие бани.

      Первые бани появились в арабских странах в VII веке. Назывались они «хаммам», дословно «распространяющий тепло» (слово вошло и в турецкий язык, но уже с одной буквой «м»). Так вначале назывался большой котёл с водой, под которым горел огонь, поддерживаемый сосновыми дровами и оливковыми косточками. Находился котёл под полом. Пар от кипящей воды подавался через небольшие отверстия, находящиеся в стенах, и обогревал все помещения бани. При этом каменный пол мог нагреваться до 80 градусов, его поливали водой, и всё окутывал мягкий густой пар.


      1652032_h3 (450x556, 301Kb)


      Распространению бань способствовал ислам, где чистота тела считалась добродетелью, обязательной для праведника, ещё пророк Мухаммед утверждал: «Чистота — половина веры» (Муслим, Тахарет, 1). Таким образом, хаммамы в Османской империи имели такое же большое значение, как и мечети. Они были неотделимой частью архитектурного ансамбля любого населённого пункта: мечеть—медресе—хаммам—рынок. "Город хорош тогда, когда в нём есть баня", — говорил арабский историк Абу Сир. В древности о процветании города судили по числу бань.

      Входная плата в хаммам всегда была низка, и даже самый бедный человек мог позволить себе это удовольствие. В Средние века существовал обычай не устанавливать определенной таксы – каждый платил, сколько мог. Если открывался новый хаммам, глашатай объявлял эту новость всему городу, и три дня посещение было бесплатным.

      Впоследствии развилась и особая философия хаммама, с ней были связаны свои традиции и ритуалы.

      Бани обычно сооружались на средства города, мечети или государственной казны, а иногда и на пожертвования богатых покровителей. Постройка хаммама считалась богоугодным поступком, достойным уважения окружающих. В турецком языке до сих пор бытует присказка «быть обладателем ханского хаммама», то есть иметь большое состояние и славу.

      Арабский писатель Юсуф Абдалхади поучал: "Кто совершил много грехов, пусть построит баню, чтобы смыть их". В старину владелец бани направлял часть прибыли от бани на нужды мечети, медресе, а также вкладывал деньги в постройку других бань.


      1652032_h4 (640x427, 272Kb)

       

      В Турции порядок и чистота в хаммаме поддерживались законом. Представитель власти обязан был следить, чтобы помещения бани часто мылись, мраморные поверхности и полы очищались от остатков мыла и грязи специальным скребком. Служащие не должны были употреблять в пищу чеснок, чтобы не создавать дискомфорта клиентам. Дважды в день хаммамы окуривали благовониями. В Турции для этой цели использовали масло кедра или сосны. Хаммам поддерживался в полной готовности каждый день с раннего утра, чтобы принять огромное количество желающих совершить омовение перед утренней молитвой. Особый наплыв посетителей наблюдался в четверг вечером, чтобы на следующий день каждый мусульманин уже очищенным мог пойти на пятничную молитву. Перед праздником жертвоприношения хаммамы были открыты до утра.

      Хаммам являлся такой неотъемлемой частью городской жизни, что даже богатые люди, имевшие собственные бани, обязательно посещали и общественную. Считалось, что этим они показывали всему городу, что чисты телом и душой.

      Для турка хаммам является местом, где отмечаются все знаменательные события жизни: в бане празднуется свадьба, рождение ребенка, появление у младенца первого зуба, окончание траура,  уход на службу и возвращение из армии или с войны, выздоровление от болезни, выход из тюрьмы, исполнение желания. В хаммам отправляются перед дальней дорогой. Процессия обрезания мальчика, проходящая по улицам, начинается с посещения местного хаммама. Совместное посещение бани с гостем – обязательный атрибут гостеприимства.

      Женщины и мужчины посещали хаммам отдельно. Для женщин строились свои помещения или выделялись специальные дни/часы в общем хаммаме, тогда и персонал менялся: мужчин обслуживали банщики-мужчины, а женщин только женщины (банщицами разрешалось работать только пожилым вдовам).


      1652032_h5 (620x408, 198Kb)

      (A Female Hammam 1785 Jean-Jacques-François Le Barbier)

      Каждый турок раз в неделю был обязан отпустить свою жену в баню. Существовал закон о том, что если в Турции мужчина не пускает свою жену в хаммам, то она вполне может подать на развод.

      В банный день с самого утра в женской части дома начиналась суета. Женщины собирались в хаммам. Там они проводили по целому дню, поэтому с собой нужно было взять всё необходимое и собрать детей. А требовалось множество вещей:  ковры и коврики, сундучок с мыльницей, мочалки разной жесткости, расписной таз для обливания водой, кремы для косметических процедур, большие банные полотенца и шелковые пештемали, специальную обувь, гребни, сменную чистую одежду для себя и для детей, еду (как сладости и фрукты, так и полноценные обеды и ужины – баранину, яйца, долму, сыр и многое другое). Все это аккуратно складывалось в большие атласные сумки. Такие вот основательные сборы. Поэтому и появилась поговорка о «копушах» – «собирается как турчанка в баню».

      В жизни женщин баня играла не меньшую роль, чем в жизни мужчин. И даже большую: общение в хаммаме прекрасно сочеталась с косметическими процедурами. Женщины вели светские беседы, обсуждали новости и слухи, присматривали будущих невест сыновьям, по животам беременных (а им разрешалось посещать хаммам) гадали о поле будущего ребенка, демонстрировали новые украшения и наряды, пили кофе, курили, красили глаза, ногти и ладони…


      1652032_h6 (700x572, 393Kb)

      ( художник Фаббио Фабби)

      В Турции существовал предсвадебный обряд купания невесты – джалим хамами. Невесту, направляющуюся в хаммам, под музыку сопровождала целая процессия родственников. Девушка надевала обрядовый костюм – жилет и шальвары из войлока, подарок семьи жениха, предназначенный только для этого дня. Невесту мыли и парили родственницы со стороны жениха. После этого, одетую в шёлковую рубаху, её усаживали на возвышение посреди зала, а молодые женщины – подруги или служанки – зажигали свечи и выстраивались в процессию. Пока горели свечи, они с песнями, содержащими пожелания счастливой жизни в замужестве, под звук тамбурина ходили вокруг бассейна в хаммаме. После этого незамужние бросали в бассейн мелкие деньги, чтобы их собственное замужество наступило скорее и оказалось удачным.


      1652032_h7 (700x535, 290Kb)

      (художник Guglielmo Zocchi)

      Но, естественно, за всеми этими делами турчанки не забывали, что главное в хаммаме – уход за телом. Чтобы отбелить кожу (во всех южных странах белокожесть считается красивой), женщины подолгу втирали сок лимона. Обязательной процедурой было удаление всех волос на лице (за исключением бровей, их нельзя было трогать и подщипывать) и теле. Даже в носу и ушах удаляли волосы. Для этого использовали особую смесь, в состав которой входил мышьяк. Держать её на коже нужно было 15 минут. Достаточно для того, чтобы волосы отпали, но не слишком долго, чтобы не получить отравление мышьяком (это средство было на вес золота в Европе). Другим, более безопасным средством была ада – сваренная по особому рецепту смесь из сахара и лимона. Такая депиляция была хороша тем, что быстро убирала абсолютно все нежелательные волоски, и они подолгу не отрастали.

      Мужчины тоже удаляли все волосы на теле и лице (кроме бороды), но с помощью бритья.

      Кстати, и женщины, и мужчины в хаммаме не могли находиться вообще без одежды. Согласно исламу, показывать некоторые части тела (в частности, от пупка до колен, так называемый аврат) запрещено даже при представителях своего пола. Обнажение интимных мест считалось оскорблением окружающих и греховным поступком, за который могли  выгнать из бани или поколотить.

      В начале ХХ века хаммамы распространились по всей Европе, даже на легендарном «Титанике» была роскошная турецкая баня. А вот в Турции, наоборот, настали времена их упадка. От хаммамов отвернулись богатые спонсоры, которые почувствовали дыхание западной цивилизации. Былая роскошь – мозаики и роспись, ковры и музыка – постепенно уходила из бань. Состоятельные люди заводили в своих домах ванны и души по типу европейских. А в 20-х годах XX века законы Мустафы Кемаля Ататюрка закрепили европеизацию турецкой общественной жизни и, казалось, окончательно похоронили хаммамы в этой стране. За последующие 50 лет многие бани разрушились, а те, что продолжали функционировать, находились в жалком состоянии. Они не окупались экономически, поскольку подогрев такого количества воды был разорительным для владельцев.

      Однако хаммам оказался слишком ярким и самобытным явлением восточной культуры, чтобы исчезнуть без следа. С развитием туризма турецкие бани начали возрождаться. Сегодня  реставрируются старые исторические здания и строятся новые, при этом старательно сохраняются национальный колорит и каноны классической архитектуры.


      1652032_h8 (635x320, 225Kb)

      («Катре», фото из Интернета)

      Внутреннее устройство турецкой бани европейцам открыл Эдвард Уильям Лейн, или Мансур-эфенди – британский востоковед, переводчик, путешественник.


      1652032_h9 (395x700, 113Kb)

      A.  Вход

      B.  Холл

      C.  Касса

      D.   Холодный фонтан

      E.  Кофе-бар

      F.   Туалет

      G.  Первая парилка

      H.   Центральная парилка

      I.    Горячий фонтан

      J.   Бассейн

      K.   Котельная

      И любой современный хаммам строится по этому «принципу ладони» – от круглого центра отходят пять помещений. Хотя сейчас есть хаммамы, совмещенные с саунами, косметическими салонами, ресторанами – приспособленные «под туристов». Вот одним из ориентированных на большой туристический поток хаммамов и является «Катре».


      1652032_h10 (700x524, 175Kb)

      Согласно поверьям, не следует посещать баню между предпоследней (после захода солнца) и последней молитвой, потому что в этот час там парится дьявол вместе с приятелями. И именно в это время мы и были приглашены на процедуры. Правда, дьявола не увидели. Или искуситель принял вид менеджера Нели?


      1652032_h11 (700x525, 337Kb)

      Именно она встретила нашу группу и проводила в специальное помещение, где стоял огромный удобный диван с подушками.


      1652032_h12 (700x525, 270Kb)

      Перед входом в хаммам нужно оставить все заботы и повседневные дела. Поэтому мы, развалившись на диване, слушали сладкий голосок Нели, обещавшей нам райское наслаждение и обновление всего организма.

      Как и во всех туристических местах, в «Катре» тоже навязывают дополнительные платные услуги – массаж, обертывание… Для этого и работает здесь Неля, одна из наших соотечественниц. Правда, предлагает услуги она мастерски. Вроде бы как о пользе хаммама рассказывает.

      Древний восточный трактат гласит, что посещение хаммама даёт десять преимуществ: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. Неля добавляет ещё сотню: избавляет от бессонницы и целлюлита, повышает иммунитет, улучшает кровообращение, лечит простуду, мигрени, астму, бронхит, ринит, заболевания опорно-двигательного аппарата, нервной системы, способствует снижению веса, общему омоложению организма, выводит накопившиеся в организме шлаки и токсины… Говорит убедительно, страстно (даже не вспоминаешь, что такой же эффект дает любая баня). Но не забывает добавлять, что эффект будет ещё лучше с платными услугами.


      1652032_h13 (700x525, 324Kb)

      Впрочем, сообщает менеджер и полезную информацию. Хаммам почти не имеет противопоказаний благодаря комфортному температурному режиму – от 30 до 55 градусов. В общем, вводная лекция прошло успешно. Кое-кто (и я в том числе) заказал платные услуги.

      Оплачивали их в очень красивой кассе, поблёскивающей в приглушённом свете золотом.

      1652032_h14_1_ (700x525, 317Kb)
       

      На руку всем посетителям надевают пластиковые браслеты в зависимости от оплаченных услуг. Мой – зелёный, с массажем.

      Теперь мы отправляемся в джамекян, аналог предбанника-раздевалки, но с подогревом – 30-35 градусов. Здесь посетители раздеваются (вещи запираются в шкафчик с кодовым замком), принимают душ.


      1652032_h15 (525x700, 320Kb)

      Стенки душевой кабины тоже блистают золотом. А вот дверцы прозрачные. Впрочем, мы в купальниках. Ведь голышом в хаммаме не ходят.

      Кстати, в душе можно только обливаться, мыло или гель использовать нельзя: они оставят на коже плёнку, которая помешает очистке пор и выведению токсинов.

      Затем мы заворачиваемся в выданные большие полотенца пештемаль.


      1652032_h16 (700x506, 300Kb)

      На стенке есть плакат, как это сделать.


      1652032_h17 (700x466, 138Kb)

      Вообще-то полотенец должно быть три: одним оборачивается тело, вторым прикрываются плечи, а третьим – голова. Но, видимо, полотенца – это тоже дополнительно оплачиваемая услуга, которую нам не предложили.

      Разочаровало и то, что знаменитых деревянных тапочек для хаммама «налин» нам не дали.


      1652032_h18 (700x525, 211Kb) (фото из интернета)

      В прежние времена их делали из ореха, самшита, сандала. Женские украшались кожаными лентами, перламутром, жемчужинами и черепаховым панцирем, серебряными колокольчиками и декоративными гвоздиками.  Такая обувь позволяла не поскользнуться на мраморном полу и не соприкасаться с грязной водой. Интересно было бы походить в таких.

      Впрочем, сошли и свои, российские, пляжные.

      Пока мы находились в джамекяне, тело привыкло к теплу и влажности, согрелось. В прежние времена к посетителям, которые здесь пили кофе и курили трубки или наргиле за неторопливой беседой, подходил теллак (билетёр, швейцар, массажист, вышибала, консультант и бармен одновременно) и в течение получаса массировал и разминал им колени и руки.

      Сейчас теллаков нет, есть узкие специалисты. А вместо разминания суставов нас приглашают в соляную комнату.


      1652032_h19 (700x525, 264Kb)

      Хотите – разминайте суставы, хотите – просто сидите и дышите солью, релаксируйте. Мне эта процедура быстро наскучила. Хотелось уже париться и мыться.

      Процедура хаммама состоит из пяти шагов: разогрев тела, массаж, пилинг, мытьё, релаксация.

      Первый шаг – парилки-«сикалики». В «Катре» их две – сухая (похожая на сауну, она считается тёплой) и влажная (похожая на баню – горячая).  

      1652032_h20 (650x302, 110Kb)


      Обе устроены по одному плану – узкая длинная комната, по двум сторонам которой стоят скамейки. Сидишь на них и греешься, окутанный  расслабляющим медитативным паром хаммама. Температура невысокая. 40-55 градусов. Прогрев тела в хаммаме происходит не от высоких температур, а от высокой влажности. Насыщенный влагой воздух препятствует испарению пота, поэтому механизм терморегуляции организма не включается. Влажный пар размягчает верхний слой кожи, и омертвевшие клетки впоследствии легко удаляются.

      Из парилок попадаешь в огромный круглый зал («согуклюк»)


      1652032_h21 (700x466, 265Kb)

      с большим восьмиугольным мраморным столом – «гёбек-таши» (в переводе с турецкого – камень для живота). На него можно лечь. Он, говорят, горячий.

      Здесь особенно чувствуется, что турецкий хамам услаждает не только тело, но и взгляд. Все отделано мрамором: пол, стены, лежанки. Красивый орнамент, купол над головой (впрочем, форма потолка, скорее, необходимость, она обеспечивает стекание конденсата по стенам).

      Но не успела я до камня дойти. Меня подхватила банщица и увела в одну из небольших ниш, окружающих зал. В прежние времена такие ниши были устроены для цирюльников (в хамаме это и врачи, и аптекари, и банщики). Здесь они брили клиентов, постригали волосы, пускали кровь, делали массаж, депиляцию, скоблили подошвы ног… Сейчас цирюльников в банях нет (хотя кое-какие услуги, например парикмахера, можно заказать). А ниши используются для основного действа хаммама.

      В нише стоит мраморная скамья. Банщица стелет на неё простыню и укладывает меня. Процедура начинается с обливания водой – горячей, тёплой, прохладной, горячей… Мыться в стоячей воде в хаммаме нельзя, так как там, согласно восточным суевериям, живут злые духи — ифриты (похожие на наших чертей). Ванн нет, зато очень много настенных раковин, украшенных оригинальными кранами для горячей и холодной воды, которые называются девебойну («шея верблюда»).

      1652032_h22 (700x464, 189Kb)


      После обливаний начинается массаж. Я думала, что это будет настоящий турецкий массаж, когда тело посетителя месят, как тесто: выполняется множество поворотов в суставах, вытягиваются руки, ноги, позвоночник, иногда клиента бьют кулаком, резко дергают за голову, становятся коленями на его плечи, швыряют из стороны в сторону, сгибают так, что ноги достают задней поверхности шеи. Искусство турецкого массажа заключается в том, чтобы работать с человеческим телом у самой границы боли, но никогда не переходить её. Поскольку нагрузка чередуется с расслаблением, ощущения клиента колеблются от сдерживаемого крика до стона наслаждения. Такой массаж эффективно и надолго избавляет от болей в мышцах, пояснице, суставах.


      1652032_h23 (700x412, 233Kb)

      (Эдуард Бернар Деба-Понсан. В бане гарема)

      На деле массажик оказался лёгоньким и несерьёзным – растирания, поглаживания. Приятно, конечно. Но распаренному телу хотелось большего.

      Затем меня в очередной раз окатили тёплой водой из таза, и банщица (кстати, тоже русскоговорящая) надела на руку специальную варежку – кесе. Раньше такие варежки изготовлялась из верблюжьей или козьей шерсти, пеньки или конского волоса. Теперь, как мне показалось, просто синтетика. На кесе наносят сефидаб, некую субстанцию из белой глины, спинного мозга животных и свинцовых белил (в последнее время их заменили соком алоэ вера). Сефидаб позволяет легко снять верхний слой отмерших клеток кожи (их называют «черк» - «чёрный, грязный»).

      Начинается пилинг. Массажистка тщательнейшим образом растирает всё тело от пяток к затылку. Варежка не была жесткой, но под действием энергичных движений омертвевшие частички кожи начали скатываться. Даже стыдно стало. Но банщица пояснила, что кожа скатывается всегда, и успокоила: у меня катышков совсем мало.

      Пемзой санге-па («камень для ног») проходятся по моим пяткам. Считалось, что это одна из важнейших процедур хаммама: удаление огрубевшей кожи на подошвах, во-первых, даёт возможность злым духам покинуть тело человека и уйти в землю, а во-вторых, избавляет от мигрени и усталости. В хаммамах раньше особенно ценилась пемза из Казвина, иранского города. На Востоке до сих пор есть любопытное выражение для обозначения наглого, бесстыдного человека: «Да у него не лицо, а пемза из Казвина!». Откуда «моя» пемза, я не знаю.

      Опять окатывание водой – и новый этап. Намыливание. В турецкой бане мочалка (рукавичка) и мыло применяются отдельно. Для взбивания пены используется специальный полотняный пузырь (почему-то подумалось: наволочка). Им зачерпывается разведенное в горячей воде мыло (в идеале – чёрное мыло бельди из масляного раствора солей, листьев эвкалипта и растёртых маслин), оно энергично взбивается и «выдавливается» на спину, ноги…


      1652032_h24 (700x525, 231Kb)

      В результате оказываешься в облаке ароматной пены. После жесткого растирания прикосновение нежной тёплой пены по контрасту вызывает приятные ощущения.

       Но намыливание производится очень быстро, чуть полежал в облачке – и сразу многократное обливание водой.

      Потом надо встать, и тебя ещё несколько раз окатят из тазика (как привет из детства: «С гуся вода – с Алёнушки вся хворь-худоба»).

      Вот, в принципе, и всё. Помылась в хаммаме. Кожа, правда, гладкая и нежная. Но вся процедура заняла минут 15 максимум. Хотелось бы подольше… Да и положено 30-40 минут…

      Летом после мытья можно поплавать в бассейне, расположенном во дворе «Катре». Но сейчас осень, к тому же ночь… В общем, бассейн нам даже не предлагали.

      Теперь следующий этап. Закручиваюсь в полотенце и иду пить чай.


      1652032_h25 (675x700, 385Kb)

      Из пакетиков, к сожалению. Неподалёку стоит кофеварка.


      1652032_h26 (525x700, 246Kb)

      Но кофе не предлагают. Наверное, только для сотрудников.

      Так что пью чай, а тут как раз в следующий зал приглашают. Я с этим стаканчиком прохожу в комнату отдыха. Перед входом в неё всем (и мужчинам тоже) наносят на лицо маску болотного цвета, но называемую голубой глиной. Недопитый чай отнимают: надо, чтобы лицо оставалось неподвижным.


      1652032_h27 (600x356, 190Kb)

      Нужно лечь на одну из кушеток и расслабиться. Летом можно прилечь на террасе и наслаждаться видами. Сейчас пейзаж заменён аквариумом.


      1652032_h28 (700x525, 289Kb)\

      Маска начинает подсыхать, стягиваться. Кое-кто из женщин отправился «смываться». Ну и я пристроилась.

      У «бесплатников» программа закончилась. Мне ещё предстоит лимфодренажный массаж. Для этого нужно пересечь холл и подняться на второй этаж.

      Холл в хаммаме потрясает красотой и роскошью. Мрамор, ковры, золото, орнамент – всё на высоте.


      1652032_h29 (700x524, 347Kb)

      Очень красивы люстра


      1652032_h30 (450x601, 272Kb)

      и светильники в виде птиц.


      1652032_h31 (700x525, 313Kb)

       

      1652032_h32 (393x700, 177Kb)

      Массажная комната немного разочаровала своей простотой, контрастирующей с холлом.


      1652032_h33 (700x536, 239Kb)

      Вскоре появился массажист. Он мне понравился.


      1652032_h34 (525x700, 303Kb)

      А вот массаж не очень. Конечно, парень – профессионал. Быстро нашёл все мои проблемные зоны, дал несколько дельных советов (он курд, но по-русски говорит бойко), руки у него сильные. Но чувствовалось, что он такой уставший… Позёвывал, вздыхал и поглядывал на часы… Но зато отработал все положенные 45 минут.

      Теперь опять через шикарный холл


      1652032_h35 (700x525, 331Kb)


      1652032_h36 (700x466, 330Kb)


      1652032_h37 (494x576, 710Kb)

      отправляюсь в раздевалку. Телу хорошо, его и напарили, и помыли, и помяли...

      Наши туристы расслабляются в холле в ожидании тех, чьи процедуры ещё не закончены. Здесь много приятных мест для сидения.


      1652032_h38 (700x525, 286Kb)


      1652032_h39 (700x506, 320Kb)

      И есть на чём задержаться взгляду. Говорят, здесь снимали какой-то голливудский фильм о восточном гареме.


      1652032_h40 (600x375, 261Kb)


      1652032_h41 (700x525, 281Kb)

      А ещё можно сфотографироваться в костюмах.


      1652032_h42 (700x469, 261Kb)

      Разлечься на диване, чтоб получилась иллюстрация к пушкинскому

      В тиши восточного гарема —

      В плену безудержных страстей —

      Однообразен каждый день,

      И медленно часов теченье.

      В гареме жизнью правит лень;

      Мелькает редко наслажденье.

      Младые жёны, как-нибудь

      Желая сердце обмануть,

      Меняют пышные уборы,

      Заводят игры, разговоры…



      А можно и без костюмов.


      1652032_h44 (700x517, 308Kb)

      Если оценивать моё знакомство с хаммамом, то принцип я поняла. Но «поточность», когда турист быстрей-быстрей передаётся из рук в руки, мне очень не понравилась. В отличие от славянских стран, где принято в сфере обслуживания оставлять персоналу деньги «на чай», в Турции дают «на баню». Так вот, дать «на баню» не хотелось никому из персонала «Катре». Когда в следующий раз я отправлюсь в хаммам, сначала удостоверюсь, что это место не работает с турпотоком. Чтобы, покидая турецкую баню, можно было сказать словами Теофиля Готье: «От усталости не осталось и следа, и, выходя, я чувствовал себя таким бодрым, легким и свежим, как будто ангелы со мною рядом шли».

      А еще я узнала много новых слов и предметов:


      1652032_h45 (700x524, 271Kb)



      1652032_h46 (630x553, 311Kb)

      Серия сообщений "Турция 2017":
      Часть 1 - Осенняя Турция. Тур по цене перелёта.
      Часть 2 - Анталия - жемчужина турецких курортов
      ...
      Часть 11 - Богазкент: отель "Throne Seagate" и его пляж
      Часть 12 - Прогулка по приморскому Богазкенту
      Часть 13 - Хаммам "Катре" (Белек)
      Часть 14 - Экскурсия в Манавгат
      Часть 15 - Гостинцы из Турции (+ разговорник)

      Метки:  
      Понравилось: 8 пользователям

       

      Добавить комментарий:
      Текст комментария: смайлики

      Проверка орфографии: (найти ошибки)

      Прикрепить картинку:

       Переводить URL в ссылку
       Подписаться на комментарии
       Подписать картинку