-ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать

      Показать все (1)

       -Поиск по дневнику

      Поиск сообщений в ЛенаЛена

       -Подписка по e-mail

       

       -Статистика

      Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
      Создан: 05.05.2007
      Записей:
      Комментариев:
      Написано: 372


      Иераполис, святой город у "Врат ада"

      Среда, 29 Апреля 2020 г. 00:38 + в цитатник

      На территории Турции 33 400 археологических памятников и 440 000 историко-археологических объектов. Вряд ли какая ещё страна  похвастается таким богатством. Можно сказать, что эта земля перенасыщена артефактами.

      1652032_h1 (700x397, 281Kb)

      Одним из ценнейших объектов древнего мира является город Иераполис (он же Иераполь, Хиераполис  или Гераполис, тур. Hierapolis, греч. Ἱεράπολις), находящийся на территории Культурно-природного комплекса Памуккале и занесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

      1652032_h2 (640x640, 364Kb)

      В античные времена эта местность была населена лувисами (1900г. до н.э.). В 550-500 гг. здесь находился большой богатый город Гидрала (Кидрала). Его жители, называемые гидралитарами, правили обширными землями в округе, включая Манису на севере, Колоссию на востоке и Лаодикию на юге. Они построили в центре города удивительный храм, слава о котором разносилась далеко за пределы Гидралы. Но со временем город потерял свою важность, люди начали покидать эти места.

      В 190 году до н. э.  царь Пергама Евмен II из династии Атталидов

      1652032_h3 (424x700, 193Kb)

      построил здесь уже «новый» город и назвал его Иера́полис. Это наименование встречалось на найденных при раскопках монетах.

      Но вот что обозначает  такое название?

      По основной версии, Иераполис – Святой город. С таким же названием были и другие города  (например Иераполь Сирийский — главный город Евфратской провинции; сохранились его развалины у нынешнего Мембиджа). Так что вполне правдоподобно. Только  для такого названия нужна святыня… Может, ею был храм, построенный гидралитарами?

      Высказываются и другие предположения. Например, город назвали в честь  Гиеры, жены Телефоса,  легендарного основателя Пергама. Она была очень высокого роста, «красивее Елены», в бою командовала женщинами Мисии. Филострат пишет в диалоге «О героях»: «…Мисийские женщины сражались с колесниц вместе с мужчинами, и предводительствовала этим конным войском жена Телефа — Гиера». Она была убита Ниреем во время Троянской войны.

      1652032_h4 (426x700, 208Kb)

      Некоторые связывают название с шумерским словом «йеру» — 'поселение', встречающимся, например, в названии Иерусалима. Почему бы и нет? Места-то библейские…

      Расположился город на обширном плато между реками Ликусом и Меандром, у истоков термальных вод, образовавших травертиновые террасы Хлопкового замка, на высоте 370 метров над уровнем моря. Через город проходили сухопутные торговые пути. Удобное географическое положение способствовало быстрому росту и расцвету города. Благо строительного материала было вдоволь – травертин залегал буквально под ногами. 

      1652032_h5 (700x438, 325Kb)

      Другими источниками дохода горожан были сельское хозяйство, производство изделий из меди, гончарное дело, животноводство и «текстильная» промышленность: производство шерсти, прядение, ткачество, стирка и крашение тканей.

      А ещё город располагал горячими термальными источниками, обладавшими целительными свойствами.

      Но вот беда – оказалось, что город вырос в одной из самых геологически активных зон. И поэтому несколько раз разрушался до основания мощнейшими землетрясениями. Виновата здесь и манера строительства: здания возводили из плотно подогнанных друг к другу блоков без связующего раствора; устойчивость всего сооружения достигалась только силой тяжести каменных глыб.

      Первое разрушительное землетрясение в новой эре произошло в 17 году. Тогда были уничтожены все элементы эллинистической архитектуры. Город возродился уже в римской традиции, так как к тому времени был завоеван римлянами.

      В 395 году Иераполис переходит под управление Византии. Константин Великий сделал город столицей области Фригия и одновременно центром епископства. За время правления византийцы  видоизменили облик города. Они открыли несколько христианских церквей, построив новые или приспособив под культовые сооружения сохранившиеся римские здания, и разрушили языческие храмы. В VIII веке город был разрушен персами, а восстановили его уже в византийском стиле.

      С VIII века Иераполис неоднократно переходил от византийцев к сельджукам и обратно. В этот период турки начали сооружать оборонительные стены и башни, надеясь с их помощью держать под контролем город, всю долину у подножья гор и торговые пути. Хотя Иераполис  ещё являлся спорной территорией. Окончательно город стал турецким в 1210 году.

      Но в 1354 году город был разрушен землетрясением. Уже окончательно. Восстанавливать его никто не стал. Жители покинули эти места. После серии землетрясений и полного коллапса городской водопроводной системы термальные воды вырвались наружу и затопили улицы и дома. Высыхая, кристаллы минеральной воды сотни лет образовывали многометровую корку, которая, как панцирь, покрыла всё вокруг, сохраняя фундаменты сооружений для археологов будущих поколений.

      В 30 годах XIX  века французский художник Александр де Лаборд совершил путешествие по Малой Азии. На его литографиях запечатлены трагически прекрасные руины Иераполиса.

      1652032_h6 (700x555, 314Kb)

      1652032_h7 (700x544, 325Kb)

      1652032_h7a (700x510, 288Kb)

      1652032_h8 (700x500, 312Kb)

      Первые археологические исследования начались в 1887 году немецкой раскопочной группой под руководством профессора Карла Хумана,  ведущей раскопки по всей территории эгейского побережья современной Турции. Результаты были опубликованы в 1897 году. Но сам Хуман увлекся раскопками в Сирии, и Иераполис опять был забыт.

      Современный этап исследований  начался в 1957 году. Институт археологии Италии отправил на раскопки группу под руководством профессора Паоло Верцоне. С 1973 года археологические и реставрационные (!) работы продолжаются  членами MAIER (Итальянская миссия в Иераполисе) под руководством профессора Франческо Д'Андрия. Впрочем, археологическими они были только до момента обнаружения захоронения апостола Филиппа. Потом стали, скорее, строительными...

      1652032_h9 (700x525, 347Kb)

      Автобус останавливается у огромных валунов. Когда-то они были частью крепостной стены, построенной сельджуками.

      1652032_h10 (525x700, 288Kb)

      Холм, украшенный гребнями разрушенных стен, похож на пирамиду.

      1652032_h11 (700x525, 262Kb)

      Камни имеют странную форму. Когда-то они были частью построек древнего города, а потом их использовали для строительства укреплений.

      1652032_h12 (700x525, 298Kb)

      А здесь огромный блок. В нём, скорее всего, остатки ликийских гробниц. Накренило его, вероятно, предпоследнее землетрясение,

      1652032_h13 (525x700, 272Kb)

      так как к нему примыкает кладка стены.

      1652032_h14 (700x525, 254Kb)

      Вот как бывает: строили-строили, а никто так и не напал. Кроме стихии, всё разрушившей.

      1652032_h15 (700x525, 276Kb)

      1652032_h16 (700x525, 270Kb)

      Вокруг города стену восстановили, укрепили.

      1652032_h17 (700x506, 280Kb)

      Через Южные ворота заходим в Иераполис. Ещё по пути к Памуккале я изучала карту-буклет, прикидывая, что мне обязательно надо посетить в городе. Но когда увидела нынешний Иераполис, просто испугалась. Во-первых, он огромный! До самого горизонта. Таких больших древних городов я ещё никогда не видела.

      1652032_h18 (700x525, 332Kb)

      А во-вторых, всё пространство, бывшее некогда процветающим городом, сейчас представляет собой поле, щедро засыпанное каменными обломками. Это ж какое воображение надо иметь, чтобы понять, что это перед тобой и как оно выглядело до разрушения?

      1652032_h19 (700x525, 300Kb)

      Сначала помог гид. Первый объект – гимназия. В античности этим словом называли место, где юноши занимались гимнастикой. Главной дисциплиной были борьба (наверное греко-римская), упражнялись мальчики и в беге, метании диска, копья, стрельбе из лука и прыжках. Учитель тогда назывался Παιδοτρίβης (педотриб).

      1652032_h20 (700x525, 273Kb)

      Классов в гимназии не было. Была только небольшая площадь, огороженная по периметру широким портиком. В 2009-2016 годах команда MAIER частично восстановила облик портика. О том, что это гимназия, узнали по надписи на одном из блоков. 

      1652032_h21 (700x525, 307Kb)

      Дальше туристическая мостовая идёт мимо остатков древней дороги. Здесь видно, что она «двуслойная». Внизу – более древние плиты. Сверху положена каменная кладка. В центре улицы, под плитами, был проведен сток канализационных вод, городская клоака.  Этот сток залегал под мостовой главной улицы и вместе с ней тянулся через весь город, принимая в себя маленькие канальцы, идущие от фонтанов, бань, жилых кварталов.

      1652032_h22 (700x525, 353Kb)

      Параллельно этому замурованному «водоотведению» шёл ещё один канал – водопровод. Строился он из плотно подогнанных друг к другу блоков и выглядел примерно так.

      1652032_h23 (700x525, 375Kb)

      Правда, то, что можно увидеть сейчас, полностью современное творение.

      1652032_h25 (700x525, 387Kb)

      Такой магистральный водопровод тоже шёл через весь город. От него отходили многочисленные каналы, которые, вероятно, были открытыми.

      1652032_h26 (700x525, 347Kb)

      Они петляли между домами, поэтому форма у них иногда весьма причудливая.

      1652032_h27 (700x525, 325Kb)

      Кстати сказать, водопровод участвовал и в производстве. Например, существовала мастерская по нарезке травертина.

      1652032_h24 (600x380, 116Kb)

      Схема устройства изображена на саркофаге горожанина Марка Аврелия Аммиана в северном некрополе города. Это самая ранняя из известных машин, в которой используется кривошипно-шатунный механизм.

      1652032_h28 (467x700, 375Kb)

      Каналы пронизывают весь город. Почему-то вспомнился Маяковский: «Мой труд громаду лет прорвёт и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошёл водопровод, сработанный ещё рабами Рима».

      1652032_h30 (700x525, 294Kb)

      Не знаю, эту ли конструкцию имел в виду классик, но и к ней все эпитеты подходят.

      Правда, в одном месте встретилось вот такое.

      1652032_h29 (700x525, 376Kb)

      И русло, и металл – явно представители уже нового времени. Судя по всему этот канал уже давно не используется, но его не демонтировали. И это как-то подрывает доверие ко всем остальным артефактам.

      Следующий объект – античный бассейн.

      1652032_h31 (700x525, 329Kb)

      Буклеты, да и наш гид рассказывают, что этот бассейн здесь находился уже 4 тысячи лет назад и что сама царица Египта Клеопатра принимала здесь ванны, чтобы сохранить молодость и красоту.

      1652032_h32 (700x394, 286Kb)

      Мол, раньше он был украшен красивыми колоннами, которые во время землетрясения упали в воду да так там и лежат.

      Вода здесь действительно целебная. А всё остальное – мистификация. Бассейнов в древнем мире не строили. Для купаний были термы.  Царица Клеопатра в этих местах не бывала.

      1652032_h33 (600x413, 339Kb)

      Это фото сделано в середине прошлого столетия. Нетрудно заметить, что бассейна  ещё не было, а люди купались в естественном озерце, абсолютно не обустроенном по периметру. Очевидно, что размеры и глубина водоёма  были довольно скромными.

      В 1960-х годах на этом месте был построен огромный отель, а озерцо с термальным источником стало его бассейном. Затем отель снесли (по экологическим причинам), а бассейн остался. Теперь в нём можно искупаться всем желающим.

      1652032_h34 (700x525, 331Kb)

      Так как большинство нашей группы пожелало отправиться в бассейн, организованная экскурсия на этом закончилась. Дальше пришлось разбираться самой.

      В принципе это было несложно.

      1652032_h35 (700x525, 326Kb)

      Есть указатель. Можно следовать по его стрелочкам.

      Иераполис был построен по гипподамовой системе — способу планировки с пересекающимися под прямым углом улицами, равными прямоугольными кварталами и площадями. Наверное, эта планировка – то немногое, что осталось от греков.

      Главная улица, известная как улица Фронтина (проконсула Малой Азии) или улица Колоннад, делит Иераполис на две части. Она проходит через весь город от Южных до Северных ворот.

      1652032_h36 (700x525, 332Kb)

      С обеих сторон мощёная улица была оборудована тротуарами и однотипными портиками – крытыми навесами, прилегающими к зданиям.

      1652032_h37 (700x525, 353Kb)

      1652032_h38 (700x525, 368Kb)

      Это один из таких портиков. Потом мне встретились и другие.

      1652032_h39 (700x525, 344Kb)

      Некоторые были уже стоящими, хотя и незакрепленными,

      1652032_h40 (700x525, 365Kb)

      некоторые только готовились к установке. И огромное количество их обломков на всей территории комплекса. 

      1652032_h41 (700x525, 383Kb)

      Хотя не все колонны казались древними и мраморными.

      1652032_h42 (700x525, 374Kb)

      Улица Колоннад привела к вот такому интересному сооружению.

      1652032_h43 (700x466, 265Kb)

      Остатки древнего нимфея (нимфениума), датированного II веком н.э. Это римское сооружение было построено над источником и являлось и водохранилищем, и фонтаном, и местом собраний, и святилищем. Названы такие постройки в честь мифических водных фей – нимф, но посвящались и нимфам, и богам, и титанам, и героям (предполагают, что этот был посвящен Тритону, сыну бога Посейдона). Использовали их и для празднования свадеб (слово какое-то современное, наверное, уместнее сказать «для празднования заключения брачных союзов»).

      1652032_h44 (700x466, 280Kb)

      Когда-то этот нимфей имел двухуровневую колоннаду, ниши для скульптур  и наверняка был очень красивым (обычно они украшались картинами, мозаиками, скульптурами, барельефами). Сейчас же здесь только фрагменты стен и лестниц.

      1652032_h45 (700x524, 330Kb)

      Вообще-то по сравнению с остальными объектами этот сохранился довольно хорошо. Возможно, потому, что его постоянно ремонтировали и реконструировали до VII века. Всё-таки источник воды.

      1652032_h46 (700x524, 357Kb)

      Правда, есть и другая причина: его специально укрепили и достроили, чтобы замаскировать вид с главной улицы на разрушенный храм Аполлона… Тот самый, который и весь Иераполис сделал Святым городом. Христиане варварски стёрли его с лица земли, а нимфей должен был закрыть, как ширма, следы этого преступления.

      1652032_h47 (700x531, 375Kb)

      Бедняга храм. То, что осталось после расправы христиан, уничтожило землетрясение. Да и османы руку приложили – все крупные осколки использовали на строительство крепостной стены…

      1652032_h48 (700x525, 258Kb)

      1652032_h49 (700x525, 266Kb)

      Аполло́н (др.-греч. Ἀπόλλων, лат. Apollo) — в древнегреческой и древнеримской мифологиях златокудрый сребролукий бог света (отсюда его прозвище Феб — «лучезарный», «сияющий»), покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев, олицетворение мужской красоты. Это наиболее почитаемый античный бог, носящий одно имя и у греков, и у римлян.

      Кто из них, римляне или греки, выстроил этот храм, точно неизвестно. Но место было выбрано как раз над геологическим разломом. Можно только представить, какая там энергетика!

      Это священное место находилось в центре города и включало большую открытую площадь, с трёх сторон огороженную портиком. Для него использовались мраморные колонны в дорическом стиле, которые имеют более высокое качество, чем колонны на главной улице.  Теперь можно увидеть остатки портика.

      1652032_h50 (700x525, 288Kb)

      Вход в святилище обращён на восток. Оно и понятно, Аполлон – олицетворение Солнца.

      Храмовый комплекс состоял из трёх небольших храмов. Главный  посвящался Аполлону, он был украшен барельефами, повествующими о его происхождении, жизни, подвигах, чудесах (сейчас они находятся в Археологическом музее), и четырёхметровой статуей бога.

      Второй храм был посвящён какой-то богине. Одни считают, что Артемиде/Диане, сестре-близняшке Аполлона. Потому что барельефы этого храма рассказывают о ней. Другие утверждают, что храм посвящён Лето/Латоне, матери близнецов, поэтому барельефы с изображениями обоих детей вполне оправданы. Третьи уверены, что храм воздвигнут в честь Кибелы, матери богов. Но все ученые сходятся во мнении, что в этом храме происходили жертвоприношения (ритуально убивали молодых ягнят или бычков).

      1652032_h51 (600x348, 186Kb) (Реконструкция)

      Третий храм был посвящён Аиду/Плутону, богу царства мёртвых. Святилище  расположено над пещерой, которая считалась входом в потусторонний мир, «Вратами ада». А сам храм был центром предсказаний и общения с мёртвыми. Такой вот портал.

      1652032_h52 (652x403, 254Kb)

      Здесь жрецы (в основном скопцы) могли предсказать судьбу или установить контакт с уже умершим человеком. Для этого жрецу стоило лишь войти во «Врата ада» и выйти оттуда с нужной информацией, сообщённой богами.

      В путеводителях говорится, что для демонстрации силы божества, живущего в подземном мире, использовали птиц или животных. Помещённое на несколько секунд за врата существо погибало.

      1652032_h53 (600x393, 219Kb)

      Сдается мне, что в этом объяснении что-то не так. Люди приходили в храм не фокусы смотреть. При всём нашем взгляде свысока на людей прошлого, наивными дурачками они не были. Чтобы увидеть смерть воробья или быка, пусть даже и бесконтактным способом, не стоит тащиться в далёкий Иераполис.

      А попасть в этот мистический храм стремились многие. Одни – за предсказаниями, другие – ради исследований. Великий историк античности Страбон описал своё посещение этого храма. Он заглянул в «врата» и увидел, что за ними располагается «проход достаточного размера, чтобы через него прошёл человек, ведущий на большую глубину. Пространство прохода заполнено облаками пара, ядовитого настолько, что животные, попавшие внутрь, умирают мгновенно».

      Он описал всё точно. Ученые из Германии и Турции обследовали храм и нашли засыпанные христианами врата. За ними располагается небольшая пещера (3 м²), переходящая в глубокую расщелину в скале. Из этого места, находящегося прямо над разломом, постоянно и под большим давлением  вырывается наружу поток ядовитого вулканического газа. Газоанализатор показал, что основным в этой парообразной смеси является углекислый газ, но присутствует и угарный газ, и метан. Концентрация туманной дымки достигает минимума в полдень, а ночью увеличивается до максимума.

      Почему не погибали жрецы, заходившие в «Врата ада» и спускавшиеся довольно глубоко в расселину, судя по находке огромного количества масляных ламп у портала? На то они и жрецы. А если серьезно, то ученые высказывают три предположения: либо они были натренированы задерживать дыхание на довольно продолжительное время, либо использовали какие-то средства защиты, либо это связано с изменениями в их организме, вызванными кастрацией. Они не умирали, но, возможно, после соприкосновения с ядом галлюцинировали. И в изменённом состоянии сознания прорицали или связывались с умершими.

      А может быть, галлюцинации и видения под действием газа настигали всех посетителей храма, а жрецы только следили за их состоянием и уровнем загазованности. А вот птички и бычки, на мой взгляд, служили индикаторами загазованности.

      А может, здесь действительно Врата ада и портал связи с мёртвыми...

      В общем, эта тема требует изучения.

      1652032_h54 (600x395, 230Kb) (Фото из Интернета)

      Вход для простых смертных во «врата» был запрещён. Охраняли портал в царство мёртвых трёхглавый Цербер и свернувшаяся в клубок змея. Изувеченные христианами стражи теперь находятся в музее.

      К сожалению, сейчас пройти на территорию храма нельзя. Несколько лет назад трое британских туристов погибли при попытке пройти через «Врата ада». Теперь вход замурован и огорожен.

      1652032_h55 (700x519, 322Kb) (фото из Интернета)

      Да и вся территория храма Аполлона огорожена.

      1652032_h56 (700x525, 304Kb)

      Несколько раз обошла вокруг, пытаясь понять, что здесь и как расположено.

      1652032_h57 (700x466, 273Kb)

      Не очень помогла и табличка.

      1652032_h58 (700x525, 317Kb)

      1652032_h58a (700x467, 240Kb)

      1652032_h59 (700x525, 337Kb)

      1652032_h60 (700x446, 590Kb)

      Понятно, что идёт какая-то работа. Что-то строят.

      Уже позднее, дома, прочла, что мэр Денизли выделил средства на восстановление храма Плутона. Выглядеть это будет примерно так.

      1652032_h61 (655x408, 262Kb) (Реконструкция)

      Наверху, над лестницей, установят огромную статую Аида/Плутона. 

      Считается, что именно так храм и выглядел. В соответствии с фундаментом.

      1652032_h62 (639x360, 261Kb)

      Но пещеру, конечно, не откроют. Потому что современных туристов, в отличие от античных, ни Цербер, ни змеи не напугают… Но на протяжении столетий люди приходили на руины храма Аполлона и к Плутониуму, оставляли подношения, молились, веря, что силы Солнца и Царства мёртвых способны помочь им именно в этом месте. Теперь это можно будет делать легально.

      1652032_h63 (700x525, 274Kb)

      Только вряд ли что удастся восстановить из таких обломочков. Скорее всего, будет новодел.

      Сразу за бывшим триединым храмом Аполлона возвышается громада римского театра. Из-за ограждения приходится идти в обход.

      1652032_h64 (700x525, 305Kb)

      Театр был построен в 206 году в период правления императора Адриана.

      1652032_h65 (700x525, 308Kb)

      Это один из крупнейших античных театров в Турции. Его вместимость — 12-15 тысяч зрителей.

      1652032_h66 (700x525, 362Kb)

      Он и по современным меркам очень внушительный.  Общая высота трибун составляет около 100 метров. Зрительские места расположены на 300 ступенях, поделённых на два сектора – верхний и нижний.  Нижний сейчас перекрыт. Так что погулять можно только на верней части трибун.

      1652032_h67 (700x525, 285Kb)

      Я даже прониклась уважением к этой громадине. Только театр и сохранился в бесконечной череде катаклизмов.

      1652032_h68 (700x525, 383Kb)

      Вот на этих нагретых солнцем каменных ступенях на своих подушечках сидели жители древнего Иераполиса, проливая слезу над трагедиями из жизни великих героев. А спустя какое-то время здесь же требовали расправы над своим бывшим кумиром, потерпевшим поражение в гладиаторском поединке (за городом большое гладиаторское кладбище)…

      1652032_h69 (700x525, 315Kb)

      Театр украшен скульптурами, барельефами, колоннами. В большинстве своем украшения восстановлены в период с 1960 по 2013 год. Во время реконструкции выяснилось, что часть декоративных элементов и 25 рядов второго уровня  были  взяты из другого театра, его называют «старым» или «греческим», его остатки и сейчас можно увидеть где-то на окраине.

      А мой путь сейчас лежит сюда –

      1652032_h70 (700x525, 347Kb)

      к ещё одной легенде Иераполиса.

      В первом-втором веках в городе проживала значительная еврейская община. Известно, что именно в ней остановился апостол Филипп (греческое имя Φίλιππος на древнееврейском פינחם Пинхас), проповедовавший Евангелие в Скифии и Фригии вместе с апостолом Варфоломеем и сестрой Мариамной.

      1652032_h71 (450x586, 197Kb)

      Проповедовать христианство в городе, населённом язычниками, страстно верящими в Аполлона и Плутона, – дело непростое. И апостол не справился. Горожане побили престарелого Филиппа (ему тогда было уже 87 лет) и его сподвижников камнями и распяли вниз головой. Он принял мученическую смерть в 90 году (по другим источникам, в 87 году).

      1652032_h72 (600x389, 303Kb)

      А в V веке, когда христианство окрепло, на месте гибели апостола Филиппа построили мартирий (сооружение в честь христианских мучеников над местом их мучения, смерти или погребения).  Он построен на высоком холме за пределами города. У подножия – источник, подозреваю, что святой. Сейчас пересохший.

      1652032_h73 (524x700, 361Kb)

      Мартирий разрушен. Но его руины впечатляют.

      1652032_h74 (700x525, 319Kb)

      Он такой огромный, что целиком его никак не взять в кадр.

      Храм имел восьмиугольную форму, и его диаметр равнялся 20 метрам.

      1652032_h75_1_ (700x420, 225Kb)

      На туристической табличке помещён вид храма сверху, это помогает представить его конструкцию. Таких храмов я ещё не видела. Похож на атомный реактор…

      1652032_h76 (600x444, 410Kb)

      Архитектура сооружения связана с какой-то сложной числовой или геометрической символикой: основание имеет форму двойного креста; восемь сторон; восьмиугольник, вписанный в квадрат; треугольные внутренние дворы…

      1652032_h77 (600x429, 210Kb)

      Предполагают, что строительство велось под руководством архитекторов, связанных с императорским двором в Константинополе.

      1652032_h78 (700x509, 208Kb) (реконструкция)

      Церковь была построена из местного золотистого травертина. Высокие столбы поддерживали деревянный купол, покрытый свинцом (!). Восьмиугольная конструкция была окружена 28 кельями для пилигримов, образующими квадрат, окруженный снаружи  мраморными колоннами. Стены внутри были покрыты мраморными плитами, а конха (перекрытие в виде купола)  украшена мозаикой.

      Сейчас от храма остались лишь восемь столбов со сквозными арками.

      1652032_h79 (468x700, 293Kb)

      Каждый столб венчает древнехристианский символ.

      1652032_h80 (700x549, 366Kb)

      1652032_h81 (700x462, 330Kb)

      Внешняя стена храма сейчас частично восстановлена.

      1652032_h82 (700x463, 275Kb)

      Или, точнее сказать, построена заново.

      1652032_h83 (700x468, 228Kb)

      Хотя мощи апостола Филиппа в 560 году были перенесены в Рим, где и находятся в настоящее время в храме Двенадцати Апостолов (Санти-Апостоли), место это паломническое.

      1652032_h84 (691x458, 332Kb)

      Многие христиане приезжают сюда посмотреть на руины мартирия. Православные паломники устраивают здесь молебны и крестные ходы.

      1652032_h85 (700x476, 311Kb)

      Что ж, «храм оставленный – всё храм, /Кумир поверженный – всё бог!»

      Как-то непонятно мне только то, что, пройдя через гонения и мучения, построив такую красоту, христиане не умягчились сердцем, не прониклись прощением и смирением, не пришли к мирному сосуществованию с представителями других религий. После распада Римской империи они стали "насаждать" в городе новую веру, причем жестоко и варварски. Именно христиане Иераполиса разрушили главную святыню города – языческий храм Аполлона. 

      1652032_h86 (700x394, 224Kb)

      А потом и этот великолепный мартирий был разрушен… Сначала сельджуками, потом землетрясением.

      1652032_h87 (700x525, 329Kb)

      Теперь опять иду вниз. Надо посмотреть ещё несколько интересных мест.

      Северные ворота города. Их ещё называют Домицианские ворота, потому что они построены во время императора Домициана, и Ворота Фронтина – по имени Секста Юлия Фронтина, римского инженера-строителя, бывшего проконсулом Малой Азии.

      1652032_h88 (700x525, 267Kb)

      Две круглые башни, соединенные тремя арками, являлись некогда монументальным входом в город.

      С обеих сторон над центральной аркой ворот были укреплены мраморные доски с надписями, восхваляющими Домициана. Однако после смерти императора вышло постановление римского сената, согласно которому всякое упоминание об умершем стиралось, в том числе с мемориальных досок. Это было сделано и в Иераполисе. Но остатки этих досок нашли археологи. И водрузили на место.

      1652032_h89 (700x439, 297Kb)

      Круглые башни по обе стороны ворот были сложены из крупных блоков и соединены между собой тремя высокими арками.

      1652032_h90 (467x700, 300Kb)

      Предполагается, что раньше башни были соединены между собой переходом (над арками), который был богато декорирован белоснежными мраморными плитами.

      1652032_h91 (700x525, 260Kb)

      Ворота сейчас, естественно, реконструированы.

      За воротами начинался путь в соседний город  Лаодикию, от них берёт начало широкая (около 14 метров) центральная улица города.

      1652032_h92 (700x466, 322Kb)

      По сторонам улицы были расположены высокие колонны агоры, поражающей своими размерами – 170x280 метров. Агора  использовалась как место для гуляний и собрания горожан. В ней находился огромный  фонтан Тритона,  магазины, громадная арена для состязаний, парадов, выступлений артистов, окружённая трибунами для сидения горожан, и общественный туалет. Кто-нибудь думает, что ТРЦ – изобретение нашего времени?

      1652032_h93 (600x450, 184Kb) (реконструкция)

      К сожалению, агора пока лежит в руинах. Восстановили только латрину – городской общественный туалет, обязательное публичное заведение любого римского города. Построено оно было по типичному проекту и представляло собой сооружение размерами 20 х 6 метров.

      1652032_h94 (700x525, 292Kb)

      1652032_h95 (700x525, 336Kb)

      1652032_h96 (700x525, 303Kb)

      Два ряда мраморных скамеек с характерными отверстиями располагались вдоль стен сооружения. Под скамейками по специальным желобам непрерывно текла вода, смывая всё в канализацию. По полу перед скамейками по небольшим канавкам тоже текла вода.

      1652032_h97 (519x700, 331Kb)

      В ней посетители мочили губки, привязанные к палкам, выполнявшие роль туалетной бумаги. Обычно горожане использовали свои губки. Но в каждом туалете находились ведра с губками, которыми при необходимости можно было воспользоваться.

      Туалет был общим для мужчин и женщин, бедных и богатых. Правда, богатые горожане имели небольшое преимущество: их рабы согревали мраморное сидение туалета перед тем, как им воспользуется хозяин.

      1652032_h98 (378x700, 187Kb)

      Посещение латрины было платным; с середины I века римский император Веспасиан ввел известный налог на посещение уборных. В это время родилась знаменитая поговорка: "Pecunia non olet" ("деньги не пахнут"). Стоимость одного визита обычно составляла одну медную монету. Не знаю, дорого ли это. Два визита в туалет оценивались равносильно услугам самой дешевой городской проститутки. То ли туалет дорогой, то ли девушки дешёвые…

      В  VII веке латрину перестали использовать по прямому назначению. Византийцы превратили её в склад, а в османские времена тут размещались стойла для скота.

      1652032_h99 (600x401, 184Kb)

      Напротив латрины расположен склеп горожанина Флавио Зеуксиса.  Надпись на склепе рассказывает, что он в течение тридцати лет фрахтовал в Эфесе торговый корабль, который доставлял в сердце Римской империи не имеющие аналогов по соотношению цена/качество шерстяные нити. Семьдесят два раза корабль Флавио Зеуксиса огибал мыс Малеа - южную оконечность Пелопоннеса, и бог Нептун оберегал негоцианта от штормов и пиратов.

      1652032_h100 (467x700, 238Kb)

      Внутри склепа находятся три каменных постамента, на которых некогда покоились саркофаги. Считается что, в склепе должны были покоиться три саркофага с телами Тита Флавия Зеуксиса и его сыновей Тита Флавия Теодора и Тита Флавия Теуда. Однако сохранился только один саркофаг, который находится в археологическом музее.

      Дальше начинается городское кладбище. Соблазн его осмотреть был. Но некрополь очень большой. 1200 гробниц тянутся на 2 километра…  Либо некрополь, либо музей. Я выбрала второе.

      1652032_h101 (700x525, 362Kb)

      По пути к центру города попадаются фундаменты неведомых зданий,

      1652032_h102 (700x525, 303Kb)

      замшелые остатки прежних домов,

      1652032_h103 (700x525, 372Kb)

      и даже целые улицы руин.

      1652032_h104 (700x525, 255Kb)

      Это, похоже, спальный квартал.

      Иногда можно увидеть местных жителей, неторопливо гуляющих по улицам

      1652032_h105 (700x525, 400Kb)

      или греющихся на солнышке.

      1652032_h106 (700x525, 347Kb)

      А это уже центр города. Остатки нимфея.

      1652032_h107 (700x525, 250Kb)

      Источник, который бил в нём, теперь выведен в питьевой фонтанчик.

      1652032_h108 (700x525, 354Kb)

      Он расположен как раз напротив того места, куда я направляюсь.

      Во времена правления императора Нерона во 2 веке (время расцвета Иераполиса) был построен большой комплекс римских бань (термы) в центре города рядом с травертиновым склоном. Термы вмещали одновременно до 2 тысяч человек (это не единственный банный комплекс в городе, но самый сохранившийся).

      1652032_h109 (700x525, 246Kb)

      Своды здания, сделанные из стекла и дерева, обрушились, а вот стены, благодаря невероятной толщине, уцелели до настоящего времени. Так что можно увидеть, как были устроены термы.

      1652032_h110 (700x525, 301Kb)

      Они состояли из двух отделений. Первое – собственно бани, 36х12х52 метров, включавшие три помещения.

      Центральный зал – тепидарий (Tepidаrium) — тёплая сухая комната, предназначенная для разогрева тела. Тепидарий нагревался до 40—45°С от гипокауста – печи, расположенной за пределами помещения и имеющей систему каналов и труб, проводивших тёплый воздух под пол и в стены здания. Тепидарий был центральным залом римских терм, вокруг которого группировались все остальные.

      Следующий зал – фригидарий (frigidarium) — холодный зал, предназначенный для охлаждения тела.

      Горячий зал кальдарий (Caldarium) — основное помещение римских терм. Он имел купольное покрытие, а в верхней части стен имелся ряд окон, которые можно было открывать и закрывать. В зале располагались ванны с горячей минеральной водой, да и температура воздуха была сопоставима с температурой в наших парилках.

      1652032_h111 (700x393, 237Kb)

      Археологические исследования показали, что к сооружению был подведена специальная ветка водовода, которая снабжала термы теплой и сильно минерализованной водой.

      1652032_h112 (600x458, 175Kb)

      Комнаты к северу и к югу, находящиеся рядом с большим залом, были предназначены для императора. Наверное, они использовались для местной знати, так как ни один император в Иераполисе не появлялся.

      Стены бани были облицованы мрамором,  залы  окаймлены арками. Перед каждым залом располагалось по шесть четырехугольных каменных колонн. Некоторые четырехугольные ниши, находившиеся в комнатах, были декоративными, а в некоторых стояли ванны.

      Второе отделение занимала палестра, где занимались спортом и гимнастическими упражнениями.

      1652032_h113 (700x525, 331Kb)

      В термы можно зайти и осмотреть их изнутри.

      1652032_h114 (700x392, 242Kb)

       Но когда туда попадаешь, уже не до устройства терм. Потому что в этом бывшем банном комплексе сейчас расположен Археологический музей. Всё то, что находили во время полуторавековых раскопок в Иераполисе, находится сейчас в нём – статуи, барельефы, монеты, предметы домашнего обихода, оружие… В общем, об этом следующий пост.

      1652032_DSC00441 (700x525, 362Kb)

      P.S. Все реконструкции выполнены сотрудниками  INRC и MAIER. (опубликованы на открытых ресурсах и находятся в свободном доступе).

       

      Серия сообщений "Турция 2017":
      Часть 1 - Осенняя Турция. Тур по цене перелёта.
      Часть 2 - Анталия - жемчужина турецких курортов
      ...
      Часть 6 - Денизли. Турецкие ковры.
      Часть 7 - Памуккале, Хлопковая Крепость
      Часть 8 - Иераполис, святой город у "Врат ада"
      Часть 9 - Памуккале. Археологический музей Иераполиса.
      Часть 10 - Памуккале: кружащиеся дервиши и отель "Tripolis"
      ...
      Часть 13 - Хаммам "Катре" (Белек)
      Часть 14 - Экскурсия в Манавгат
      Часть 15 - Гостинцы из Турции (+ разговорник)

      Метки:  
      Понравилось: 1 пользователю

       

      Добавить комментарий:
      Текст комментария: смайлики

      Проверка орфографии: (найти ошибки)

      Прикрепить картинку:

       Переводить URL в ссылку
       Подписаться на комментарии
       Подписать картинку