-ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать

      Показать все (1)

       -Поиск по дневнику

      Поиск сообщений в ЛенаЛена

       -Подписка по e-mail

       

       -Статистика

      Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
      Создан: 05.05.2007
      Записей:
      Комментариев:
      Написано: 372


      Констанца: Римская мозаика и Большая мечеть

      Пятница, 17 Мая 2019 г. 21:20 + в цитатник

      Осколки былой роскоши древнего города Томиса – Констанцы до сих пор проглядывают сквозь культурный слой, кое-где вырываясь наружу потрясающими античными артефактами и даже кварталами. Одно из чудес прошлого мы увидели в Музее римской мозаики ("Muzeul Edificiul Roman Cu Mozaic"), находящемся в неброском одноэтажном павильоне на площади Овидия, рядом с Музеем национальной истории и археологии (о нём тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post454771327/ ).

      1652032_mo1 (700x525, 246Kb)

      Прочитав  «Muzeul», мы ожидали увидеть что-то традиционное – экспонаты, скульптуры, картины из мозаики… Но в павильоне оказались руины древнего здания.

      В 1959 году во время проведения ремонтных работ на юго-западном утёсе города были обнаружены остатки большого строения, расположенного на нескольких террасах.

      1652032_mo2 (692x700, 330Kb)

      Археологи, исследовав кладку стен и перекрытий, определили, что имеют дело с трёх- или четырёхуровневым зданием, которое было возведено в III - IV веке при императоре Константине Великом, в период поздней античности и упадка Римской империи.

      1652032_mo3 (469x700, 115Kb)

      Особую ценность находке придавала замечательная мозаика, покрывающая пол его обширного зала.

      1652032_mo4 (700x462, 207Kb)

      После множества обследований, согласований и дискуссий было решено сделать находку достоянием общественности.

      Над ярусом с мозаикой в 1976 году была сооружена защитная конструкция из стекла и бетона. Она позволяет осмотреть мозаику и защищает её от непогоды.

      1652032_mo5 (700x525, 152Kb)

      Некогда это был огромный комплекс, соединяющий центральную площадь города (форум) с портом. Он совмещал функции торгово-развлекательного и логистического центра. А так как торговля в Томисе-Констанце процветала, то и размеры здания внушительные – это самое большое римское здание в Восточной Европе.

      До наших дней сохранилось только одна треть постройки, всё остальное было уничтожено сильнейшим землетрясением в VII веке. Тогда и часть города ушла под воду.

      На этом макете в цвете показано, что сохранилось от здания, серым – всё утраченное.

      1652032_mo6 (700x525, 249Kb)

      1 - стена с пилястрами, 2 – зал с мозаикой, 3 – сводчатые залы, 4 – склады, 5 – мраморная облицовка.  Предполагают, что был ещё ярус погребов, но его оставили под землей.

      Считается, что здание выглядело как-то так:

      1652032_mo7 (700x516, 130Kb)

      В плане комплекс представлял собой вытянутое вниз по склону трапециевидное сооружение, длина его, видимо, превышала 100 м, ширина 20 м.

      Сейчас посетителям предлагается осмотреть то, что осталось от «парадного» яруса здания. Стены опираются на фундамент шириной 3 метра и глубиной 2 метра, сложенный из каменного бута на известковом растворе. Толщина стен около 2 м.  Они укреплены широкими пилястрами, сложенными из квадратного кирпича. Стены и пилястры изнутри были облицованы белым и цветным мрамором.

      1652032_mo8 (700x466, 296Kb)

      Сейчас можно увидеть кое-где фрагменты подлинных стен. Правда, мраморная облицовка не сохранилась. А ровненькими рядами лежит современная кладка.

      1652032_mo9 (700x466, 201Kb)

      Что поделаешь, нужно же как-то смотровые площадки поддерживать (посетители рассматривают римскую мозаику сверху, с двух уровней).

      1652032_mo10 (521x700, 165Kb)

      Но самое главное – это пол, выложенный мозаикой, созданной из цветного натурального камня пессария  белого, красного, чёрного, зеленовато-синего, желтовато-бежевого цвета. Безупречный художественный замысел, гармония цвета и орнаментального рисунка позволяют относить мозаику  к лучшим образцам римско-византийского искусства.

      1652032_mo11 (525x700, 293Kb)

      Правда, со временем краски потускнели и стали шестью оттенками серого. Хотя узоры хорошо различимы.

      1652032_mo12 (700x525, 306Kb)

      Мозаика представляет собой огромный (около 2 тыс. кв. м), удивительный по красоте и стройности композиции ковёр. В основе мозаичной композиции геометрические и растительные узоры. Центральная часть ковра занята прямоугольным полем, по краям которого расположены круги.

      1652032_mo13 (700x452, 202Kb)

      Поле мозаичного ковра обрамлено бордюром из шести полос.

      1652032_mo14 (700x525, 300Kb)

      Поражает богатство орнаментальных мотивов: классические орнаменты, плетёнки, листья, цветы, ромбы, квадраты, шашки.

      1652032_mo15 (700x525, 280Kb)

      Среди переплетения орнаментальных мотивов встречаются изображения птиц, стилизованных античных сосудов, оружия.

      1652032_mo16 (700x508, 146Kb)

      Смотришь на это великолепие – и только удивляешься. Неужели кто-то вот так сидел и ручками эти камешки в раствор вдавливал? Они такие маленькие!

      Увидела в Интернете фотографии с «раскрашенной» мозаикой.

      1652032_mo17 (700x466, 263Kb)

      Наверное, такой она и была 18 веков назад. 350-400 лет её топтали ногами купцы и мореходы, грузчики и зеваки, да потом столько времени в земле пролежала… Наша современная плитка по сравнению с этим творением древнего мира проигрывает не только по красоте, дай Бог, до следующего года долежала бы…

      1652032_mo18 (700x420, 179Kb)

      На балконах, с которых туристы смотрят на мозаику, выставлены старые проржавевшие якоря,

      1652032_mo19 (700x525, 262Kb)

      фрагменты мраморных украшений,

      1652032_mo20 (700x525, 258Kb)

      монеты, керамика, плиты с высеченными орнаментами и письменами,

      1652032_mo21 (700x465, 151Kb)

      найденные в складских помещениях амфоры с товарами. Вот эти серые комки – бывшее зерно, смолы, краска, пряности…

      1652032_mo22 (700x525, 212Kb)

      Красота мозаики и огромный размер помещения говорят о значимости зала, где купцы, чиновники, заморские гости, моряки, ремесленники встречались и договаривались о покупке, продаже и перевозке различных товаров.  Здесь же и отмечали удачные сделки (не могу представить как, но что-нибудь из разряда «хлеба и зрелищ»). В общем, это «парадный фасад» торговли города.

      1652032_mo23 (700x525, 312Kb)

      На следующем ярусе располагались торговые площади (для оптовой торговли), здесь же находились мастерские, происходила упаковка товаров для перевозки на кораблях (или распаковка).

      1652032_mo24 (700x525, 353Kb)

      Ярусом ниже были складские помещения, связанные с портом, откуда товары отправлялись прямиком на корабли. Входы в склады были со стороны склона, обращенного в сторону порта. Над одним из входов сохранилось высеченное на камне имя покровителя торговли Гермеса.

      1652032_mo25 (700x466, 220Kb)

      Существовал и нижний ярус с погребами, который выполнял функции холодильника и хранилища вин.

      У одной из стен можно увидеть остатки римских терм (бань).

      1652032_mo26 (700x525, 333Kb)

      И часть акведука, по которому пресная вода подавалась  в город и в порт. Он имел протяженность более 10 км.

      1652032_mo28 (700x525, 240Kb)

      Даже будучи превращенным в руины, это здание убеждает, что все современные торгово-развлекательные центры – не наше изобретение, они существовали ещё в античности.

      Со смотровой площадки музея открывается вид на сердце города - порт. Сейчас он располагается дальше от здания с римской мозаикой, чем в античные времена.

      1652032_mo29 (700x525, 263Kb)

      Да и конфигурация берегов изменилась. Даже по сравнению с серединой XIX века.

      1652032_mo30 (700x509, 175Kb)

      И порт стал гораздо больше. Площадь нынешнего порта составляет  3926 га, в нём действует 133 причала, общей протяжённостью — 29,8 км, суммарный годовой грузооборот – 60 млн тонн (без учета филиалов порта – Мидии и Мангалии). С юга к порту примыкает русло канала «Дунай — Чёрное море». По нему приходят ежедневно десятки громадных судов и сухогрузов из стран, не имеющих выхода к морю, но делящих между собой Дунай: Австрии, Словакии, Венгрии, Сербии.

      С берега порт целиком взглядом не охватить. Увидеть эту громаду позволяют только снимки из космоса.

      1652032_mo31 (462x700, 239Kb)

      Благодаря тому что пирсы вынесены далеко в море, порт кажется компактным и не уродует город. А «туристическая гавань» - пирсы для яхт и прогулочных корабликов – вообще является достопримечательностью.

      1652032_mo32 (700x525, 220Kb)

      Ею мы полюбовались, вернувшись на площадь Овидия.

      1652032_mo33 (700x525, 256Kb)

      Слегка передохнув, снова отправляемся знакомиться с историческим прошлым Констанцы. На сей раз – в мечеть.

      1652032_mo34 (700x525, 189Kb)

      Её высокий минарет хорошо виден с площади. У Великой Мечети Констанцы несколько названий: Мечеть Кароля I (Moscheea Regală Carol I), мечеть Махмуда II, мечеть королей («Kralcamisi»). Почему? Всё объясняется историей.

      Четыре с половиной столетия Констанца-Кюстендже входила в состав Османской империи (1419-1878). На месте сегодняшней мечети стояла другая, посвящённая Махмуду II, легендарному султану-преобразователю, которого часто сравнивают с нашим Петром I. Она была разрушена вместе с турецкой крепостью в ходе бомбардировок во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов (после этой войны Румыния стала самостоятельным государством).

      Наследие турецкого владычества ощущается до сих пор: в Румынии проживает значительное количество мусульман, это потомки турок со времён Османской империи (25 тысяч человек), крымские татары (30 тысяч человек) и исповедующие ислам цыгане (около 15 тысяч человек), ну ещё и мигранты, хотя их статистика не учитывает. В Румынии 80 мечетей, 108 мусульманских кладбищ. Город Констанца является исламским центром, здесь живет довольно большая община мусульман, можно увидеть несколько мечетей и медресе.

      1652032_mo35 (700x525, 225Kb)

      Большая мечеть была построена в 1910 году, уже после того как Румыния стала независимым государством. Инициировано строительство королём Каролем I, пожелавшим создать символ веротерпимости румын.

      Мечеть была построена инженером  Гогу Константинеску и архитектором Виктором Штефанеску. До начала строительства архитектор Штефанеску (православный христианин) изучил структуру мусульманских религиозных сооружений, посетил несколько городов в Турции, осмотрел множество мечетей. Только после этого приступил к строительству храма, взяв за основу мечеть Конья в Анатолии.

      1652032_mo36 (467x621, 114Kb)

      Мечеть в Констанце – уникальное строение. Это не только самая большая мечеть в Румынии. Это архитектурный шедевр, занесённый в учебники. Инженер Константинеску впервые в истории использовал железобетон при строительстве тонкого свода толщиной 4-5 см. Стены здания сложены из камня и кирпича, а вот купол и минарет целиком из железобетона. И это первое бетонное здание в Добрудже. Кроме того, в оформлении мечети сочетаются турецкие, византийские и румынские стилистические элементы. Истрачено на строительство было 250 тысяч леев.

      Открытие (не знаю, как у мусульман называется освящение) храма состоялось 31 мая 1913 года в присутствии короля Кароля I и королевы Елизаветы.

      1652032_mo37 (627x424, 44Kb)

      Над главными воротами мечети арабской вязью написано: «Во имя аллаха милосердного», - формула, с которой мусульмане начинают любое дело.

      1652032_mo38 (700x525, 221Kb)

      Мечеть состоит из двух частей: внутреннего двора с двумя портиками, где верующие могут совершить омовение и подготовиться к молитве, прочтя цитату из Корана (с румынским переводом и транскрипцией),

      1652032_mo39 (699x439, 301Kb)

      и самой мечети общей площадью 450 квадратных метров.

      1652032_mo40 (700x525, 248Kb)

      Я впервые была в мечети. Перед входом в молитвенный зал нужно снять обувь, большего от туристов не требуется (ни покрытой головы, ни закрытых плеч и коленей, ни запрета на фото-видео).

      На южной стене (по направлению к Мекке) расположен алтарь. Перед ним сидел человек. Не уверена, что молился, потому что поза у него какая-то расслабленная.

      Справа от алтаря стоит кафедра, с которой мулла проповедует по праздникам, слева – кафедра для ежедневных служб. По кругу висят чёрные восьмиугольники, на которых золотом написаны 99 атрибутов (имён) аллаха.

      Мечети не содержат изображений богов, святых или героев. Поэтому украшения здесь простые – витые  мраморные колонны, красивый орнамент на стенах, роспись купола

      1652032_mo41 (700x525, 253Kb)

      И мраморные плитки с резным орнаментом.

      Ещё ковры. В мечети лежит 200-летний турецкий ковер ручной работы. Он 16 метров в длину и 9 метров в ширину, весит 490 кг – самый большой ковёр в Европе.  Некогда принадлежавший султану Абдул Хамиду, он подарен мечети в 1965 году.  Видимо, его расстилают по праздникам, а так он лежит в скатке.

      1652032_mo42 (700x447, 299Kb)

      У входа стоит макет мечети. Наверное, он помогает экскурсоводам объяснять уникальность мечети и её отличие от прототипа.

      1652032_mo43_1_ (700x525, 258Kb)

      Охранник (или служка?) оказался очень добродушным и общительным человеком, слегка говорившим по-русски. Он предложил нам подняться на минарет.

      Минарет (башня) высотой 50 м служит для призвания верующих к молитве. Муэдзин пять раз в день поднимается на минарет, преодолевая при этом 140 ступеней вверх по винтовой лестнице, чтобы огласить окрестности своим звонким голосом. Проделав этот путь, я подумала, что муэдзину проще было жить на минарете, чем каждый раз подниматься. Сейчас, правда, включают запись (динамики висят).

      Со смотровой площадки хорошо виден купол мечети, покрытый  медью, его высота 25 метров и диаметр 8 метров.

      1652032_mo44 (700x525, 267Kb)

      И потрясающая панорама старого города.

      1652032_mo45 (700x525, 247Kb)

      Виден порт и дом со львами.

      1652032_mo46 (700x525, 260Kb)

      Площадь Овидия и ратушная башня,

      1652032_mo47 (700x525, 213Kb)

      квадратная колокольня католического собора святого Антония и золотые луковицы православного храма Петра и Павла,

      1652032_mo48 (700x525, 211Kb)

      серебряные купола греческой православной церкви святой Елены. И, конечно, море.

      1652032_mo49 (700x525, 197Kb)

      Здесь хорошо думать о чём-то возвышенном и прекрасном, в то время как всё житейское остается далеко внизу.

      1652032_mo50 (700x525, 321Kb)

       

       

       

      Серия сообщений "Румыния 2017":
      Часть 1 - На отдых в Румынию!
      Часть 2 - Мамая, отель "Кондор"
      ...
      Часть 7 - Проплывая над Мамаей. После грозы (видео)
      Часть 8 - Констанца: история, Овидий, археологический музей
      Часть 9 - Констанца: Римская мозаика и Большая мечеть
      Часть 10 - Констанца: исторический центр и набережная
      Часть 11 - Трансильвания. Замок Бран.
      ...
      Часть 21 - Пансионат "Тамарин" в дельте Дуная (видео)
      Часть 22 - Загадочная крепость Энисала
      Часть 23 - Мамая. Немного о еде и сувенирах (+разговорник)

      Метки:  

       

      Добавить комментарий:
      Текст комментария: смайлики

      Проверка орфографии: (найти ошибки)

      Прикрепить картинку:

       Переводить URL в ссылку
       Подписаться на комментарии
       Подписать картинку