Болгария. Этыр - музей под открытым небом. |
В архитектурно-этнографический комплекс «Этыр» мы заехали по пути с Шипки. Он находится около города Габрово, известного в советские времена как столица юмора.
Это музей под открытым небом, и нам не повезло – шёл дождь. Гид собрал деньги и купил всем одинаковые плащи. Поэтому наша группа была похожа на отряд пришельцев.
По мокрой улице вдоль канала
заходим в музейный комплекс. Очень интересно оформлена дверь – заходишь сквозь венок. Видимо, канун Ивана Купалы сказывается.
Первое, что видим, - прилавок с колбасками.
Запахи обалденные. Очень хотелось остановиться. Но гид предложил сделать это попозже, когда нам сообщат все необходимые сведения и дадут свободное время.
Музей создан в 1964 году, с 1971 года является памятником культуры. Идея создания живого музея под открытым небом принадлежит Лазару Донкову. Ему хотелось, чтобы музейные экспозиции давали возможность зрителю быть в непосредственном контакте с прошлым, чтобы было понятно, как это работает, что из этого получается.
В музее расположены 50 объектов. Это технические сооружения, приводимые в движение водой, дома с ремесленными мастерскими, строения общественного значения. Цель музейной экспозиции показать архитектуру, быт и хозяйственное прошлое города Габрово и Габровского региона второй половины ХVІІІ-ХІХ веков. Это время, когда в городе развивалось свыше 26 ремёсел, а изделия и товары находили свой рынок в Бухаресте, Вене, Марсилье, Анатолии.
Первым музейным экспонатом стала отреставрированная уже существовавшая на этом месте мельница, а позже построили или перенесли сюда другие объекты.
Вот к мельнице мы и направились в первую очередь. Мне показались интересными здесь два момента. Во-первых, возможность эту мельницу «выключить», когда необходимость в её работе отпадает. Для этого нужно просто присоединить желобок – и вода не будет крутить колесо. Второе – это крыша. Она покрыта плоскими тесаными камнями, ничем не закрепленными между собой. Держатся они собственным весом. Так покрыты почти все строения Этыра.
Мельница является только первым водяным механизмом в целой системе из 10 объектов. Все они действуют благодаря двухуровневому каналу: с верхнего уровня вода устремляется к механизмам, а в нижний стекает после "работы".
Рядом с мельницей вода вращает точильный станок.
А это – «стиральная машина».
Она стоит рядом с валяльнями, в которых производят шерстяные ткани - одеяла, накидки "кебе", "олюви", ковры с длинным ворсом "китеници", "халища". При обработке водой в течение 5 - 10 часов ткани смягчаются и приобретают мохнатую и пушистую поверхность. С 30-х годов ХІХ века валяльни стали использовать эти приспособления и для стирки половиков и покрывал. Стирка проводится без использования порошка или мыла, но чистит хорошо, потому что напор воды очень сильный.
Смотреть на это чудо можно бесконечно. Вот как здорово жить в горах! Сразу вспоминаются наши женщины, стиравшие в корытах и полоскавшие на речках…
Ещё вода вращает станки для производства галунов (или гайтанов? Мастерская называется «Гайтанджийская одая»).
Мы заглянули внутрь.
Несколько станочков очень лихо двигались, плетя шнурки. Каждая катушка движется по заданной траектории, в полу люк – можно увидеть водяной механизм. Правда, меня несколько озадачило такое ремесло. У нас как-то традиционно плетеные вручную верёвки в дело шли, а тут производство галунов!
Неужели их так много требуется? Для меня галун – позумент, атрибут военного парадного мундира. Как-то это далеко от повседневного использования...
Оказывается, что этими галунами или гайтанами расшивают болгарские национальные костюмы. Для образца все станки заправлены белыми нитками, но для таких, как я, сделано панно с разными видами изделий.
Выглядит интересно.
Ещё вода вращает токарный станок.
Предметы из дерева, вырезанные на токарном станке, разнообразны по форме, величине и по предназначению: гаванки (деревянные миски), крышки, деревянные тарелки, низкие обеденные столики, баклаги и т.д.
В экспозиции музея показаны два токарных станка - для выработки деревянных мисок и для выработки баклаг.
Запомнился потрясающий запах дерева. Очень приятный.
Нам рассказали и про водяную лесопилку. Но её в работе мы не увидели. Только на дровяник посмотрели.
Далее мы идём на «Улицу мастеров». Это центральная улица комплекса. Она состоит из 16 домов, каждый из которых является и образцом местной архитектуры, и мастерской, где работает какой-либо ремесленник, здесь же он и продает свои изделия. Мне показалось интересным, что, идя по улице, ты заглядываешь в окошки, которые служат и витринами.
Здесь обитает жестянщик.
В его окошечке выставлено много интересного, и даже карликовый самогонный аппаратик.
А здесь работает гончар
В его лавке можно приобрести и уникальные кружки:
Первая (крайняя слева) – для гостей, в неё только на пару глотков налить можно; вторая – для влюблённых, чтоб вместе из одной кружки пили; потом – для усатых. Ну и последняя для тёщи.
Расписные тарелки. Яркие, весёлые. Прекрасное украшение.
Но нам пока не велено останавливаться. Мы идём знакомиться с ещё одним производством.
Изготовление подсолнечного масла из семечек, его называют «шарлан». Нам подробно описывают процесс.
Сначала семечки лущили. Потом жарили. Для этого печь перегорожена по диагонали на две части.
Их непрерывно помешивали специальными грабельками. Когда ядрышки становились желтыми, они готовы для помола. Мололи с помощью жерновов, приводимых в движение лошадью. Один помол – 60-70 кг.
Затем варили в большом котле с водой, дрожжами (этот ингредиент очень удивил) и солью своеобразную кашу. Когда каша «свернётся», масло остается на поверхности. После этого кашу остужают и фильтруют через мешки из козьей шерсти, помещённые под пресс.
Готовый шарлан должен отстояться. Для этого его переливают в «кюп» - глиняный сосуд, вкопанный в землю, чтобы поддерживалась постоянная температура.
Таким же способом можно получать масло из кунжута, льна, мака, орехов.
Всё понятно, даже простым кажется. Мелькает мысль, не попробовать ли в домашних условиях?
На центральной площади музея нам рассказывали про устройство традиционного дома болгарского Возрождения. Но подобных домов мы видели в Несебре немало. Слушала невнимательно, запомнила только, что балкон называется "чардак", а «водник» - это место для вёдeр с водой.
После этого нам показали часовую башню
Это главный ориентир, чтобы не заблудиться и не опоздать. И дали свободное время.
На дожде особо не разгуляешься. Поэтому мы постояли под навесом мастера кузнеца-ножовщика.
Полюбовались его работой. Был соблазн чего-нибудь купить.
Но красивые в заоблачной ценовой категории. А обычных не хотелось.
Рассмотрели изделия тележно-слесарной мастерской.
Увидели интересные весы на крылечке.
Мы бы что-нибудь и взвесили, да гирек нет…
Побродили по красоте
А увидев питьевой фонтанчик, вспомнили про горячий чай и еду.
Но до колбасок, к сожалению, не дошли. В пекарне зависли. Или в мастерской сахарных изделий? Не знаю.
Взяли по калачу. Это была ошибка. Они оказались посредственными. А вот если бы не поспешили, то могли бы или в кафе посидеть
Или у колбасок постоять.
Где-то на территории еще располагались иконописная, скорняжная, шорная, ткацкая, прядильная мастерские и изготовление музыкальных инструментов.
Но, как мне показалось, они не работали. Время уже шло к вечеру, шёл дождь, туристов, кроме нас, не было… Или просто надо было самим стучаться и просить, чтобы всё показали. Говорят, что лучше всего музей посещать в то время, когда здесь проводятся фестивали и ярмарки. Тогда тут и концерты, и анимация, и базар...
В любом случае место интересное. Меня удивила и восхитила инженерная мысль габровцев, сумевших особенности ландшафта применить с пользой.
Жалею только, что погода не та была. Впрочем, она стала налаживаться, как только мы загрузились в автобус.
А на побережье приехали уже солнечным тёплым вечером.
Серия сообщений "Болгария 2015":
Часть 1 - Болгария вчера и сегодня.
Часть 2 - Болгария. Несебр. Отель "Мелницата".
...
Часть 15 - Болгария. Шипка.
Часть 16 - Болгария. Шипка (видео)
Часть 17 - Болгария. Этыр - музей под открытым небом.
Часть 18 - Болгария. Музей "Этыр" (видео)
Часть 19 - Болгария. Камчия - болгарская Амазонка.
...
Часть 23 - Болгария. Белослав. Как работает стеклодув.
Часть 24 - Болгария. Несебр. Гастрономические заметки.
Часть 25 - Болгария. Несебр. Язык и нравы.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |