Две вещи Лютер понимал лучше, чем многие другие люди. Во-первых, христианин действительно жив только благодаря личному общению с Богом, явившим Себя во Христе. По этой причине Лютер боролся с римским учением о том, что средства благодати сообщают человеку благодать ex opere operato, без личной веры, которая воспринимает благодать, предлагаемую в средствах благодати. Во-вторых, Лютер лучше многих других людей понимал, что любое «личное общение с Богом», которое происходит не через средства благодати или, иначе говоря, не является верой в прощение, предлагаемое ради Христа в Слове Евангелия и в Таинствах, — заблуждение и самообман. В Шмалькальденских артикулах он пишет:
И в том, что касается устного, внешнего Слова, мы должны твердо верить, что Бог никому не дает Своего Духа и Свою благодать иначе, нежели через предшествующее внешнее Слово и в этом Слове, дабы таким образом защитить себя от энтузиастов, т. е. духов, которые хвалятся, что получили Дух без Слова и прежде Слова… Все это старый дьявол и старый змей, который и Адама с Евой сделал энтузиастами, уведя их от внешнего Слова Божьего к общению с духами и самодовольству [proprias opiniones]… Одним словом, энтузиазм пребывает в Адаме и его потомках от начала [от первого падения] до конца мира, поскольку старый дракон внедрил и вживил в них [его яд], и является источником, силой [жизнью] и мощью всех ересей, в особенности папства и магометанства. Таким образом, нам должно постоянно утверждать мысль о том, что Бог не желает действовать в нас иначе, чем посредством устного Слова и Таинства. Без Слова и Таинства под именем Духа превозносится не кто иной, как диавол (III:VIII:3-10).
— Francis Pieper. Christian Dogmatics, Vol. 3