Насколько я поняла, самые древние из надгробий датируются 1 в. н.э., несмотря на то, что один из первых исследователей этого кладбища, гахам и газзан Авраам Фиркович, много лет собирал документы и изучал надписи, чтобы доказать, что кладбищу более 2500 лет.
На почве этого его потом неоднократно обвиняли в многочисленных фальсификациях, целью которых якобы было доказательство того, что караимы – потомки евреев, поселившихся в Крыму задолго до Рождества Христова, а значит, в распятии не участвовавших. Следовательно, караимы не должны подвергаться одинаковым с евреями ограничениям.
В сети можно найти определения караимов как отдельного этноса (преимущественно проживавшего на территории Крыма) и как просто общности людей разных национальностей, но придерживающихся караимской веры.
Что касается происхождения караимов, то нашлось вот что: «На самом деле караимы это потомки переселенцев из Саркела и Итиля (Хазарский каганат). Представляли собой помесь хазар (европеодный реликт Западной Евразии),северокавказских племён (в основном народности Дагестана), тюркютами рода Ашина, управляющими Хазарией в 650-810 гг. и евреев-рахдонитов изгнанных из Персии Аббасидами. Иудаизм стал государственной религией Хазарии после переворота Обадии в 808, когда наравне с каганом из рода Ашина иудейская община поставила царя-еврея.Крым был частично оккупирован к средине 9 в.Тогда то и появились первые караимы.»
Видимо, подобной точки зрения придерживался и знаменитый газзан Леви-Бабович, который «считал караимов потомками древних тюрков. По этому поводу он не раз вступал в горячие споры с египетскими караимами-евреями.»
Кладбище находится в Иософатовой долине, которая названа так благодаря своему сходству с одноимённой долиной неподалёку от Иерусалима. Когда-то здесь росли древние священный дубы, отчего возникло название «Топор не тронет» («Балта теймез»). Сейчас, к сожалению, от них осталось несколько поваленных прямо на надгробия огромных стволов, а само кладбище густо поросло стройными молодыми деревьями.
В позапрошлом веке местные рассказывали путешественникам, что на этом кладбище более 40 тысяч могил, однако сейчас учёные насчитали примерно пять тысяч. Многие из них повалены, перевёрнуты и разрушены, большая часть находится под толстым слоем почвы и листвы.
На надгробиях высечены строки из Ветхого Завета, на более поздних есть надписи и на русском языке.
Долгое время это кладбище было священным местом, и даже в советские времена здесь хоронили выдающихся караимов, таких, например, как Яков Абрамович Дубинский — потомственный смотритель Чуфут-Кале, проживший там 40 лет, основатель музея пещерных городов (Историко-Археологического музея Юго-Западного Крыма).
К счастью, это место, скорее всего, совершенно не интересно «чёрным археологам», так как караимы хоронили умерших в соответствии с правилом «как пришёл, так и ушёл» - никаких ценностей в гроб не укладывали.