-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Записки_легионера

 -Интересы

black templars. сталин dwarf. warhammer 40000 акм арабо - израильские войны ария армия блицкриг бмп-2 бтр-70. войны группа виа гра дварфы дшкм ересь хоруса жанна фриске ил-2 забытые сражения история кипелов кожедуб король и шут

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Выброс

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.04.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 1925




Если ты захочешь обо всем мне рассказать - ветер знает где меня искать.

Осталось чуть чуть...

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 10:36 + в цитатник
В колонках играет - Сектор газа - пора домой.
Настроение сейчас - Натянуто радостное.

Осталось 50 дней до дома. Часть расформировывают военных увольняют тяжело видеть такое... А еще сегодня день пожарной охраны. В некотором роде это мой профессиональный праздник. И хочу заодно поздравить с ним всех огнеборцев и пожелать сухих рукавов тем кто сейчас на сутках. Удачи мужики.
Рубрики:  мысли о жизни


Понравилось: 34 пользователям

Вот и все...

Среда, 28 Января 2009 г. 11:34 + в цитатник
В колонках играет - Гимн легионеров
Настроение сейчас - Параллельное...

Отпуска осталось еще четыре дня а сидеть здесь неохота..... Жизнь вроде сделала еще один скачок чуть не скинув меня с седла и я понял что пора многое менять... Не погулял я конечно на славу но так жить тоже нельзя... Я не добился от нее ответа и сам сказал ей нет, без меня ее жизнь будет проще... Вчера гуляли потом я сказал пойдем нам есть о чем поговорить... А потом я ушел а она смотрела мне в след.... Но лучше резко вырвать больной зуб чем ходить с ним всю жизнь.... Я сделал лучше говорю я себе и сам в это не верю....
Рубрики:  мысли о жизни

Отпуск.

Среда, 21 Января 2009 г. 09:36 + в цитатник
Утро начинается с двух вопросов: Где я? Девушка а вы кто?. Надо завязывать.

Все еду.

Воскресенье, 11 Января 2009 г. 18:58 + в цитатник
Завтра в 23 40 сяду на поезд, 13го утром буду в москве.

Лыжи мля!

Среда, 07 Января 2009 г. 19:52 + в цитатник
В колонках играет - Адаптация так горит степь.
Настроение сейчас - Замерз

Ранее утро, снег искрится в первых лучах утреннего солнца, я стою на лыжах, в руках две палки за спиной АКМ. Товарищ старший лейтенант ну не умею я на лыжах, давайте я лучше на урале! Старлей молча отворачивается от меня, слышится треск. Товарищ старший лейтенант я лыжи сломал, говорил же не мое это... Так, кричит он мне в ответ, лыжи в руки и бегом марш! Есть отвечаю я и бодро скрываюсь за ближайшим ангаром... Спустя сорок минут: товарищ старший лейтенант ну долго мне еще бегать? До посинения слышится ответ. Оборачиваясь к слонам, все поняли? Как посинеете придете в казарму, а я пойду чай пить. Все таки в армии хорошо, после первого года службы.
Рубрики:  мысли о жизни

Деды отдыхают.

Воскресенье, 04 Января 2009 г. 23:01 + в цитатник
Настроение сейчас - Супер

Это у нас пельмени.

 (700x525, 97Kb)

За что?!?

Суббота, 03 Января 2009 г. 12:18 + в цитатник
Помоему кто то или что то решило меня зае...ть. 3 января шесть утра, отправили слонов на уборку территории сами спим, слышу звук удара в направлении соседней кровати, резко открываю глаза и рывком скатываюсь на пол над головой пролетел небольшой шкафчик, всем встать!! Построение через минуту на плацу, выбегаем, получаем оружие, и строимся. Старикам три километра бегом марш! Утро началось подумал я:(. После завтрака кросс на лыжах, пять километров ада для того кто впервые встал на лыжи. После трех километров я сломал лыжи. Остальные два пробежал бегом... За что мне такое счастье

Да!

Воскресенье, 28 Декабря 2008 г. 20:52 + в цитатник
Настроение сейчас - Почему то очень плохое.

Рапорт подписали! Осталось купить билеты. Если не купят поеду своим ходом. Язык он ведь и до киева доведет. А до москвы то раз плюнуть.

Фотка.

Суббота, 20 Декабря 2008 г. 10:59 + в цитатник
В колонках играет - Колокольчик в голове звенит.
Настроение сейчас - Нормально. Выходные начинаются.

Всем смотреть мою новую фотку в альбоме.

Отпуск.

Пятница, 19 Декабря 2008 г. 11:57 + в цитатник
Пишу рапорт на двенадцатое января. Если все подпишут то после праздников приеду отдыхать.

Сто дней до приказа!

Среда, 17 Декабря 2008 г. 20:45 + в цитатник
Настроение сейчас - Радостное.

Сегодня началась сто дневка!
Рубрики:  мысли о жизни

День придет.

Воскресенье, 30 Ноября 2008 г. 08:25 + в цитатник
В колонках играет - Главная тема из форсажа
Настроение сейчас - Умиротворение

И этот день пришел. В пятницу уезжают дембеля, в субботу переводят в пожарную команду. Еще полгода и домой, год пролетел как мгновение, сижу пью чай и понимаю что все что я в жизни сделал было в принципе правильно. У меня появились и новые друзья и профессия и девушка:) восемнадцать лет для разгона это конечно много но теперь пора в отрыв:) кстати всех артиллеристтов и себя в том числе поздравляю с прошедшим днем артиллерии:) всех люблю по всем скучаю:)

Повысили в звании

Воскресенье, 13 Июля 2008 г. 15:25 + в цитатник
Ефрейтор это недоебаный сержант, переебаный солдат

Хочу такую.

Вторник, 24 Июня 2008 г. 17:39 + в цитатник
От нечего делать посмотрел в третий раз охоту на пиранью. И только щас обратил внимание... Видали какая прелесть у прохора ? Не я не про бабу я про g-36, тоже хочу такую.

Везет блин:(

Понедельник, 23 Июня 2008 г. 21:21 + в цитатник
Уронил цинк на ногу, разворотил палец на ноге сижу в казарме пью чай и считаю дни до приказа. Тяжела участь слона.
Рубрики:  мысли о жизни

БЛЯ, УЖЕ ПОЧТИ ПОЛГОДА.

Суббота, 31 Мая 2008 г. 09:49 + в цитатник
Ох какой
же армия дурдом! Но здесь весело! сегодня у нас учения, весь автопарк стоит на ушах, ночью был транспорт,опять не пришлось выспаться. планирую попасть на закрытие сезона, сестрен а вот письма я от тебя не получал:( обидно. пишите, не забывайте!
Рубрики:  мысли о жизни

Ну что черти не ждали?!?!?!?!?

Суббота, 12 Апреля 2008 г. 13:00 + в цитатник
Да это я! Живой здоровый и такой же отмороженый!!!!!!! Диктую почтовый адресс: Нижегородская область володарский район поселок Юганец в/ч 64469!!!! Теперь буду стараться хотя бы раз в месяц появляться!!!! Коротко о главном: Живой и здоровый , служу водителем вожу боеприпасы на КрАЗе Дико похудел!:) Ах да еще у мну седня др))))) Фотки постараюсь в скором времени выложить) Ну для начала все. Пишите письма, всех помню, всех люблю ценю и уважаю!!!!!
Рубрики:  бредятина

Ну чтож...

Понедельник, 17 Декабря 2007 г. 21:50 + в цитатник
В колонках играет - конец фильма- Здравтвуй юность в сапогах.
Настроение сейчас - Блеклое.

Вот и настала пора прощаться, не знал я что настанет она так неожидано.... мне будет вас очень нехватать... вообще я заметил что каждый раз когда я собираюсь уходить меня все время кто то кидает вот и в этот раз вроде всем кому мог сказал что ухожу и результат: друг с которым с детского сада дружили был под "спидами" в день проводов. А девушка которая вроде рассказывала что будет ждатьт просто сказала что ей все равно... Лажа блин но не оглядываться... Бывайте народ. А еще отпишите в коментах свои адреса мне их потом в письме перешлют и я вам буду письма слать)
Наверно следующая запись будет только к лету....
Рубрики:  мысли о жизни

Где бы еще стока денег взять.

Пятница, 07 Декабря 2007 г. 15:20 + в цитатник

Его больше нет...

Вторник, 04 Декабря 2007 г. 18:00 + в цитатник
В колонках играет - Коловрат- Кровь патриотов.
Настроение сейчас - Мне очень плохо.

У вас когда нибудь умирали друзья? Не физически... он просто перестал существовать для меня, иногда я вижу его, он идет по улице не замечая окружающих... Наркотики это действительно отвратительно... Если бы его не стало физически мне было бы легче ибо он жил бы в моем сердце а пустоту в сердце восполнить уже нельзя...
Он был моим лучшим другом...
Прощай братишка.

 (650x488, 83Kb)
Рубрики:  мысли о жизни

Фраза сказаная за 45 секунд до месива.

Воскресенье, 02 Декабря 2007 г. 17:05 + в цитатник
В колонках играет - Чиж и Ко. Фантом.
Настроение сейчас - Бешеное.

Х: Слышь че то там народу до х%я.
У: Да не ссы это ОМОН!
Рубрики:  мысли о жизни

Скоро в армию.

Понедельник, 26 Ноября 2007 г. 11:29 + в цитатник
В колонках играет - Голобуе береты - погоны.
Настроение сейчас - За прошедшую неделю я ел 4 раза и спал в общей сложности десять часов.

Спите "духи" дорогие - ваших баб ебут другие
Спите милые "деды" - ваших баб ебали мы.
Рубрики:  мысли о жизни

M1A Abrams

Четверг, 22 Ноября 2007 г. 13:46 + в цитатник
В колонках играет - Ария- Что же случилось с мечтой.
Настроение сейчас - Хорошее.

И так я возвращаюсь а в честь своего возвращения предлагаю вашему вниманию статью об основном танке армий США.


В отличие от своих более старых собратьев М48 и М60М1 не так довелось повоевать на поле брани. Впервые «Абрамс» понюхал пороха в 1982 году. По рассказу одного советского военного советника, принимавшего в это время участие в обучении сирийских танкистов на только что поступившие в Сирию танки Т-72, этот случай произошел при совершении обкаточного марша тремя танками Т-72 в районе Южного Ливана незадолго до агрессии Израиля против этой страны (операция «Мир Галилее»). Колонна, двигаясь по дороге, огибала большой холм, и когда первый танк, в котором находился рассказчик, начал выходить из-за холма, то совершенно неожиданно он обнаружил на удалении примерно 800 метров три неизвестных танка, которые не были похожи на израильские. Эти танки также двигались в колонне и, обнаружив сирийские машины, быстро начали перестраиваться в линию для атаки. Первыми открыли огонь неизвестные машины, попадание в башню получил третий наш танк, который только что вышел из-за холма. Снаряд танк не пробил, однако из-за сильного динамического удара машина заглохла. Экипаж при этом получил контузию средней степени. Второй танк противника, произведя почти сразу с первым выстрел, поразил средний в колонне танк Т-72 в кормовое отделение, выведя из строя двигатель.
Видя столь агрессивное поведение незнакомцев, рассказчик, будучи командиром танка, отдал приказ открыть огонь по крайнему правому танку и после его поражения по среднему. Здесь советник отметил высокую выучку сирийского наводчика, который не допустил ни одного промедления во время прицеливания и ведения огня. Решено было использовать БПС. Произведя с интервалом примерно 7 секунд два выстрела, добились два попадания, причем оба в башни. Оставшийся целым третий танк, отойдя за два подбитых, постарался эвакуировать раненых и убитых. Однако сделать полностью этого не смог, так как Т-72 открыл огонь из спаренного пулемета. Забрав раненых, неизвестный танк быстро ретировался.
Подъехав к подбитым машинам и убедившись, что никто не опасен, экипаж, выбравшись наружу, осмотрел танки. Сомнения, что это были не израильские танки подтвердились, так как они не были похожи ни на «Центурион», ни на М60, ни тем более на только что появившийся «Меркаву», его фотографии советник видел и поэтому спутать он не мог. Форма у двух убитых танкистов также не была похожа на израильскую. Хотели взять один танк на буксир, однако посчитав остатки топлива (надо было буксировать и свой танк) решили добраться до части и доложить начальству о местоположении вражеской машины, после чего принять меры к эвакуации. Контуженный экипаж, придя в себя, смог завести танк, и колонна выдвинулась в обратный путь. Однако запланированное время на маршрут по техническим причинам увеличилось втрое, и танки прибыли домой только ночью. Доложив по форме о случившемся, решили сразу утром выслать разведку. Однако сомнений в том, что что-нибудь останется, было много, которые на следующее утро и подтвердились. В том квадрате, где произошел бой, подбитых танков не было, однако было много следов от колесных машин, видимо тягачей, которые и эвакуировали танки.
В последствии при сравнении фотографий по опознаванию танков, с которыми произошло столкновение, в нем был опознан, на удивление многих, американский М1 «Абрамс». Видимо он проходил испытание в Израиле с целью ознакомления израильских специалистов с танком, но для чего нужно было начинать бой, если танк секретный, никто так и не понял. Некоторые предполагали, что имея более скоростной танк и, как полагали экипажи «Абрамсов», более надёжное бронирование, они хотели навязать бой на выгодных для них дистанциях и по возможности, наверно, взять трофей, ведь Т-72 ни у американцев, ни у израильтян на тот период не было. Исход этого поединка, который можно с уверенностью сказать, остался за сирийцами, поднял в них на более высокий уровень оценку защищенности и эффективности оружия новых советских танков.
Другим более значительным и известным эпизодом боевой деятельности танков М1 стало проведение наземной фазы войны против Ирака,захватившего в 1990 году Кувейт. После объявления войны Ираку коалицией стран-участниц, куда помимо США входили Великобритания, Франция, Сирия и т. д., была собрана мощная танковая группировка, составлявшая 5600 танков. Ее основу составляли американские танки серии М1.
Первые «Абрамсы» в модификации М1 и 1РМ1 из состава 24-й механизированной дивизии прибыли в августе 1990 года в Саудовскую Аравию, где были сосредоточены основные силы американского экспедиционного корпуса. К ноябрю их количество составляло 580 танков М1 и 123 М1А1. Однако возможная угроза применения иракской стороной химического и бактериологического оружия заставило американскую сторону пересмотреть отношение к дальнейшему использованию в боевых действиях М1, оснащенных 105-мм пушкой. Последние имели ограниченные возможности по обеспечению защиты экипажа от ОМП, а также низкие поражающие свойства 105-мм пушек при возможной встрече с танками элитных подразделений Ирака, коими являлись бронетанковые части Республиканской гвардии, оснащенные танками советского производства Т-72М и Т-72М1. Эти машины в 1988-89 гг. прошли модернизацию по усилению защищенности верхних лобовых деталей корпуса танка. Это достигалось путем приварки дополнительного броневого листа толщиной 30 мм с воздушной прослойкой, равной тем же 30 мм. Эта мера была предпринята иракцами после изучения возможности защиты танков от поражения различными боеприпасами 120-мм английской нарезной танковой пушки L11A5, установленной на иранских танках «Чифтен», захваченных Ираком в ходе последней войны между обеими странами. Проведенное усиление корпуса, а башня танка Т-72 держала английские снаряды, позволило добиться не пробития теми же снарядами на дистанции с 1000 метров.
Поэтому армией США было принято решение использовать прибывшие танки М1 и его усовершенствованную модель IP M1 во втором эшелоне наступающих сил, делая на них ставку по уничтожению второстепенных целей, а также устаревших танков Т-54 и Т-55, которые использовались как долговременные огневые точки. В первом эшелоне наступающих сил было решено использовать танки в модификациях М1А1 и М1А1 НА, так как они имели более совершенную систему коллективной защиты от ОМП, более эффективные 120-мм пушку и бронирование. Для этого части 7-го корпуса, составлявшего основу американских сил в операциях «Щит пустыни» и «Буря в пустыне», а также подразделения экспедиционных сил морской пехоты США, в срочном порядке были переоснащены вышеуказанными танками. К февралю 1991 года американские войска в Саудовской Аравии имели 1956 танков М1А1 (1223 М1А1 НА и 733 М1А1). По мере прибытия новых машин, которые были в основном из Западной Германии, происходила их модернизация. Зная низкие ходовые качества гусениц Т156, танки «переобували» на новые Т158. Однако к началу наземной фазы войны данное переоснащение прошли только 20% всех машин.
Большую опасность для наступающих частей представляли минные заграждения, установленные иракскими войсками в первой полосе своей обороны. Для решения столь сложной задачи, как прорыв таких препятствий, часть «Абрамсов», вошедших в танковые противоминные роты, прошла дооборудование под установку минного трала типа «плуг». Решение об оснащении именно таким устройством для траления было выбрано после сравнительных испытаний с колесным минным тралом израильского производства, который в свою очередь был создан на основе советского трала КМТ-6. Официальное заключение по выбору в пользу минного плуга было основано на том, что первый был легче на 7 тонн (4 против 11 у колесного). Однако в последнее время в печати появились сообщения, что причиной явилась не только меньшая масса. При взрыве, который сопровождается во время траления колесным тралом, передние торсионы и гидроамортизаторы «Абрамса» не выдерживали, и машина выходила из строя.
Наличие минного плуга накладывало на танк ограничения при применении противником ОМП, так как конструкция трала предусматривала демонтаж перископа у водителя для проводки гидравлического шланга управления тралом. Для приведения плуга в рабочее положение одному из членов экипажа необходимо выйти из танка и убрать предохранительные чеки. Наличие трала типа плуг хоть и предохраняло танк от взрыва мины, однако при этом возникал повышенный расход мощности при тралении, что в свою очередь в условиях высокой температуры воздуха в пустыне вызывало перегрев масла в системе двигателя и трансмиссии, так как масса танка возрастала до 67 тонн (в варианте М1А1НА). Поэтому применение минного трала было ограниченным и использовалось тогда, когда грунт был сыпучим. В других случаях использовались удлиненные заряды и штатные миноискатели.
Начавшаяся 17 января 1991 года наступательная воздушная операция МНС продолжалась 43 дня. Ее задачей было уничтожение средств ПВО Ирака, стратегически важных объектов страны и целей в оперативно-тактической обороне иракских войск. Всего, по заявлением американской прессы, было уничтожено во время проведения воздушных бомбардировок около 500 танков, свыше 500 орудий, выведены из строя практически все аэродромы, радиолокационные станции ПВО, зенитно-ракетные комплексы и уничтожено 476 самолетов. 24 февраля того же года боевые действия против Ирака вступили во вторую фазу воздуш-но-наземной операции «Буря в пустыне». Американские войска были сведены в три оперативные группы: основной из них, как уже говорилось, был 7-й корпус , состоявший из 2-го бронекавале-рийского полка, 1-й бронекавалерийской дивизии, 1-й бронетанковой дивизии, 3-й бронетанковой дивизии и 1-й механизированной дивизии. Второй группой был 18-й воздушно-десантный корпус, включавший 3-й бронекавалерийский полк и 24-ю механизированную дивизию. На приморском направлении действовали экспедиционные силы морской пехоты в составе двух танковых батальонов морской пехоты и частей второй танковой дивизии США. Группы действовали на трех разных направлениях: на Центральном – 7-й, на Западном – 18-й и на Приморском направлении – экспедиционные силы.
Главный удар был возложен на 7-й армейский корпус США, действовавший совместно с 1-й танковой дивизией Великобритании. Их совместное действие осуществлялось из района стыка границ Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака с задачей отсечения и окружения иракских войск в Кувейте. 18 ВДК наступал в направлении населенных пунктов Эш-Шуба, Эн-На-сария с задачей разгрома во взаимодействии с 7 АК США, 7 АК Ирака и на пятый-восьмой день выйти на рубеж конечной задачи, к реке Евфрат. Другой удар в направлении населенных пунктов Вафра, Эль-Джаха, Эль-Кувейт наносили экспедиционные силы, с задачей разгромить иракские дивизии первого эшелона 3 АК и во взаимодействии с воздушным десантом 82 ВДД США, а также с египетскими и саудовскими войсками к исходу третьих суток овладеть столицей Кувейта.
Сухопутная группировка Ирака на юге страны и в Кувейте имела задачу ведением жестокой обороны удержать занимаемые позиции, нанести ощутимый урон МНС при переходе их в наступление и заставить руководство США и союзных ей в этой войне стран пойти на приемлемый для Багдада компромисс. Однако в условиях захвата МНС стратегической инициативы и полного господства ее авиации в воздухе решение этой задачи оказалось невозможным. Понеся в течение 38 суток непрерывных авиаударов МНС тяжелые потери, будучи отрезанными от стратегического тыла и испытывая в связи с этим серьезные нехватки боеприпасов, топлива, воды и других предметов обеспечения, иракское командование тем не менее предприняло отчаянный шаг – организовать централизованный вывод войск из окруженных противником районов, что в конечном итоге ей и удалось. Правда, большую часть техники пришлось оставить из-за нехватки топлива, американцы же преподносили для прессы такое количество якобы уничтоженной техники успешным действием своей армии и авиации.
Иракское командование для обеспечения отхода своих основных сил организовывало отдельные попытки выхода за линию своей обороны с целью контратак и сковывания боем передовые подразделения МНС. Так 25 февраля один из мотопехотных батальонов 12-й танковой дивизии Ирака, оснащенный танками «Тип 59», вошел в боевое соприкосновение со 2-м бронекавалерийским полком, имевшим на вооружении танки М1А1 и действовавшим в авангарде 7 АК США. Несмотря на почти полный разгром, иракцы, тем не менее, смогли выиграть время для отвода основных сил дивизии. Порой случалось, что иракским танкистам в борьбе с сильным противником, коим являлся, в частности, «Абрамс», приходилось применять самые настоящие чудеса выдумки и отваги. Например, примечательно боевое столкновение, прошедшее 26.02, около 6 часов утра, на окраинах Эль-Кувейта в районе столичного аэропорта. Танковое подразделение 16-й иракской мотопехотной дивизии, оснащенное 9 танками Т-62 и пытавшееся выйти из окружения, применило против роты М1А1 1-го батальона морской пехоты США, стоявшей в боевом дозоре, необычный тактический маневр. Чтобы усыпить бдительность противника, иракцы, развернув башни назад и выкинув белые флаги, выдвинулись в направлении прорыва. Американские танкисты, поверив, ослабили контроль над приближающимся противником, за что и поплатились. Когда дистанция между машинами противоборствующих сторон сократилась до 300 метров, иракские танки, неожиданно развернув стволы своих орудий, нанесли мощное огневое поражение противнику. В этом скоротечном бою было уничтожено 5 М1А1 и почти столько же получило различные повреждения. Иракцы, пройдя порядки египетских войск, соединились с частями 3 АК Ирака.
В общем же, в виду того что иракское командование в сложившейся ситуации основной своей задачей ставило сохранение боевых частей и отвод их в оперативную глубину обороны на территории Ирака, то серьезного сопротивления практически оказано не было. В результате этого более или менее крупных танковых боев было мало, около 3. Наиболее примечательным было боевое столкновение между М 1А1 и иракскими Т-72 в районе иракской военно-воздушной базы Саман, что в 300 км. восточное Багдада. По словам советского военного атташе в Ираке полковника В. Поцалюка, в том бою американцы потеряли 68 танков, в большинстве своем это были «Абрамсы». В подтверждение тому в Москву под грифом «секретно» были отправлены фотографии уничтоженных М1. Остальные 2 сражения происходили ночью в районе Басры, противниками американцев были подразделения РНГ Ирака. Точных данных о боевых потерях в тех боях нет, тем не менее иракские представители МО заявили, что очень довольны боевой живучестью советских танков Т-72, которые без труда поражали «Абрамсы». В правдивость этих слов можно сказать, что американские подразделения так и не добились поставленных целей, в частности, разбить подразделения РНГ и оказать помощь оппозиционным правительству Ирака шиитским повстанцам, попавшим в окружение, – подтверждает справедливость мнения иракской стороны.
Всего же за все время проведения операций в Кувейте и Ираке американские танковые части безвозвратно потеряли чуть больше 50 танков «Абрамс». Несмотря на значительное превосходство над противником, у которого на том театре военных действий были в основном устаревшие образцы, такие как Т-54/ 55/ 62, такое количество потерянных машин можно считать большим. Тем более в последнее время экологи говорят о том, что в Аравийской пустыне, на месте боевых действий, разбросано около 20000 урановых сердечников от танковых пушек, грозя окружающей среде экологической катастрофой. Путем нехитрой арифметики можно посчитать, сколько боеприпасов приходилось на каждый из 500 подбитых Т-72, для Т-55 вряд ли применяли столь дорогие снаряды. «Абрамс» не оправдал присвоенного ему титула «самого непробиваемого и надежного танка», первоначальные утверждения западной прессы о том, что не был потерян ни один танк, в последствии были ими же и опровергнуты. Чуть позже оказалось, что советские 125-мм БПСы первых поколений, которые имелись в иракских Т-72, все же пробивают броню танка «Абрамс», правда, на дистанции примерно в 800 метров, да и техническая надежность самого танка оставляла желать лучшего, о чем мы писали чуть выше. «Вышибные» панели, которые по замыслу должны были стать радикальным средством спасения экипажа во время детонации боезапаса, также показали сомнительную значимость, примером может служить фото уничтоженного «Абрамса» как раз из-за внутреннего взрыва выстрелов. Несмотря на вылет пластин, корпус башни танка треснул, а все внутренности уничтожены взрывом, в конечном итоге танк сгорел.
Последующие эпизоды применения танков М1 в Югославии, Косово и Сомали, несмотря на все заверения западной прессы, боевыми назвать можно лишь с большим натяжением. Использование танков в виде передвижных огневых точек на блок-постах после того, что было испытано в Ираке, никак не подтвердило мнение американцев о «лучшем» танке мира. Так что утверждение о том, что в М1 хороши только немецкая пушка и английская броня, заслуживает самого серьезного одобрения.


Серийные модификации танка М1:
• M1, принят на вооружение в 1980 году - базовый танк, вооруженный 105-мм нарезной пушкой М68.
• M1IP (Improved Production), производился с 1984 по 1986 гг., переходный вариант к М1А1.
• M1A1, 1985 год. Танк, вооруженный 120-мм гладкоствольной пушкой М256.
• M1A1HA (Heavy Armour), 1988 г. Танк с усиленной бронезащитой, оснащенный урановой броней.
• M1A2, 1992 г. Усовершенствованная СУО, панорамный прицел командира с тепловизором, спутниковая навигационная система и пр.
• M1A2SEP (System Enhancement Package), 2002 г. Оснащен автоматизированной системой управления тактического звена сухопутных войск, системой опознавания «свой–чужой», системой предупреждения о нападении и пр.


Модификации танка М1 М1А1 М1А2
Год принятия на вооружение 1980 1985 1992
Боевая масса, тонн 54,5 57,15 62,5
Длина наибольшая, мм 9780 9828 9828
Ширина, мм 3650 3650 3650
Высота без зенитного пулемета, мм 2690 2690 2690
Клиренс, мм 482 482 482
Вооружение:
- пушка (боекомплект, выстр.)
105-мм М68Е1 (55)
120-мм М256 (40)
120-мм М256 (40)
- 7,62-мм пулемет (боекомплект, патр.) два (11400) два (11400) два (11400)
- 12,7-мм пулемет М2НВ (боекомплект, патр.) один (1000) один (1000) один (1000)
Двигатель:
Газотурбинный «Лайкоминг» AGT-1500
Мощность двигателя, л.с. 1500 1500 1500
Удельное давление на грунт, кг/кв.см 0,97 0,97 1,07
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 72 67 67
Запас хода по шоссе, км 490 440 440
Преодолеваемые препятствия:
- стенка 1 м
- ров 2,7 м
- брод 1,2 м

 (510x267, 48Kb)
Рубрики:  Броня.

Всем всем всем!!!!

Среда, 21 Ноября 2007 г. 19:14 + в цитатник
В колонках играет - Юта - Я тебя.
Настроение сейчас - Устал я! Устал...

Народ простите гада за то что пропал на долго. Инет отрубили, иногда выхожу от тети. С бабой своей расстался теперь надо вернуться к прежней жизни. Гуляю, пью, дерусь пока все нормально. Очень хочу к вам вернуться. Вообщем люблю скучаю и привет моим новым ПЧ. Надеюсь скоро буду.
Рубрики:  мысли о жизни

М-551 "SHERIDAN"

Воскресенье, 11 Ноября 2007 г. 12:16 + в цитатник
В колонках играет - nightwish-wishmaster
Настроение сейчас - Положительное ( от слова положить)

ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ
Военные хотели как можно быстрее завершить испытания танка. Поэтому в дополнение к шести предусмотренным первоначальным контрактом прототипам заказали еще шесть опытных машин. Испытания проходили по очень напряженной программе: пробеги в жарком климате пустынь и на морозах Аляски, марши на продолжительность и на скорость, преодоление водных преград, десантирование с военно-транспортных самолетов, наконец – стрельбы. Больше всего танки «покатались» на полигонах Уайт-Сэндс (ракетные стрельбы), Абердин. Эри, Юма, Форт-Нокс и Эль-Сентро. Конечно, как при испытаниях любого нового образца техники, проблем с ходовой частью, силовой установкой выявилось масса. Но все они были решаемы, то, что называется – «детские болезни». Настоящие же пороки выявились в системе оружия М81. Сгораемые гильзы артиллерийских выстрелов сгорать не желали, а ракеты демонстрировали низкую надежность.
Несмотря на наличие принципиальных недоработок в системе вооружения танка, в середине 1965 г. с отделением Аллисон Мотор Кар Дивижн фирмы Дженерал Моторс был заключен контракт серийное производство танков для нужд армии США. Танк получил обозначение М551 «Генерал Шеридан». Позже станет ясно, насколько ошибочным оказалось решение начать серийное производство страдающей неустранимыми пороками машины.
Серийное производство «Шериданов» было налажено на танкостроительном заводе в Кливленде. Первые машины начали сходить со сборочной линии в 1965 г.
Они предназначались для войсковых испытаний. А изготовление танков для строевых частей армии США началось в июне 1966 г.; всего изготовили 1700 машин.
Внешне серийные танки резко отличались от прототипов более плавной формой корпуса, который, к тому же, получил характерный излом лобового бронелиста, новыми опорными катками, установленными на передней части башни дымовыми гранатометами и наличием водонепроницаемого ограждения. В поднятом положении образующие короб полиуретановые экраны предотвращают заливание танка водой на плаву; пушка при поднятом коробе обязательно должна устанавливаться на максимальный угол возвышения и стрельба из нее исключается. На приведение ограждения в рабочее положение требуется пять-десять минут. В походном положении ограждение свернуто в специальные чехлы, уложенные по периметру корпуса.
Кроме того, на бортах башни крепились коробки с патронами к пулемету и канистры с водой или горючим.
Американские танкисты получили сырую машину с недоведенным вооружением. Представители строевых подразделений настаивали на устранении хотя бы основных недостатков до начала поступления «Шериданов» на вооружение, но на самом верху решили, что быстрый ввод техники в эксплуатацию будет способствовать быстрому устранению дефектов. По-прежнему, основным недостатком, являлось неполное сгорание гильз артиллерийских выстрелов. Одной из причин неполного сгорания являлось отсыревание по сути бумажной гильзы. После того как выстрелы стали помещать в индивидуальные пластмассовые контейнеры, случаев неполного сгорания стало меньше, однако проблему в целом снять не удалось. Следующим усовершенствованием системы вооружения стала установка мощного устройства продува ствола сжатым воздухом. Устройство предназначалось не только и не столько для удаления пороховых газов после выстрела, а для выброса через ствол остатков несгоревшей гильзы. «Шериданы» комплектовались такими устройствами начиная с конца 1967г.
Изначально «Шеридан» разрабатывался применительно к Европейскому театру военных действий. Но его первой войной стал Вьетнам.
Прежде чем отправлять легкие танки во Вьетнам были организованы испытания «Шериданов» в Панаме, имеющей сходный с Индокитаем климат и природные условия. Здесь в дополнение к недоведенности оружия выявились серьезные недочеты в конструкции ходовой части и силовой установки. В условиях жары и повышенной влажности перегревались и выходили из строя двигатели, ненадежно работали система зажигания и противооткатный механизм орудия; надежность ПТУР «Шиллела» стала еще меньше. Военные стали настаивать на замене орудия или хотя на внедрении снарядов с обычной металлической гильзой. Замена орудия сулила резкое снижение огневой мощи, практически танк не смог бы тогда выполнять изначально поставленную задачу – бороться с Т-54, а внедрить выстрелы с металлическими гильзами не представлялось возможным, поскольку пушка и боеприпасы унифицировалась с танком МВТ-70, на котором было нельзя использовать металлические гильзы из-за наличия автомата заряжения. Тем не менее, по крайней мере один вооруженный 76-мм пушкой «Шеридан» испытания проходил.
Примерно в одно время с панамскими испытаниями «Шеридан» прошел обкатку в Великобритании и Австралии, где также получил отзывы, далекие от хвалебных. Австралийцы получили те же результаты, что и американцы на испытаниях в Панаме, кроме того, им не понравился прицел наводчика. Представители Зеленого континента на сделанное им предложение о поставках танков М551 дипломатично ответили, что, дескать, единственный вооруженный конфликт, в котором может принять участие Австралия – это Вьетнам, а «Шеридан» мало пригоден для ведения противопартизанской войны. Англичане также не сочли возможным принять на вооружение «Шеридан».
В США первым серийные «Шериданы» получил учебный центр бронетанковых войск в Форт-Ноксе. Чем больше танкисты познавали новую технику, тем больше претензий к ней у них появлялось. Требовалось какое-то нестандартное решение, дабы реально оценить боевые качества «Генерала Шеридана». Выходом стали войсковые испытания во Вьетнаме.

ВЬЕТНАМ

Испытания новых образцов военной техники в разнообразных «горячих точках» – практика давняя и общемировая, так почему же решение направить «Шериданы» во Вьетнам являлось «нестандартным»? Дело в том, что танк этот никоим образом не предназначался для ведения противопартизанских действий, что не преминули отметить критики всей программы М551, особо подчеркнув отсутствие в боекомплекте осколочных снарядов. Могучая на бумаге 152-мм пушка не имела в конкретных условиях Индокитая ровным счетом никаких преимуществ перед 90-мм орудием «Паттона». Решение о проведении испытаний легких танков во Вьетнаме было принято только после поспешной разработки шрапнельного выстрела М6552, содержащего 10.000 готовых поражающих элементов.
В январе 1969 г. 54 «Шеридана» подготовили к отправке на театр военных действий. Первоначально ими предполагали вооружить два бронекавалерийских эскадрона, однако командующий американским контингентом в Индокитае генерал Крейтон Абраме распорядился иначе – новые танки получили 3-й кавалерийский и 1-й танковый эскадроны; 3-й эскадрон входил в состав 4-го кавалерийского полка, а 1-й – в состав 11-го бронекавалерийского полка «черных лошадей» (Blackhorse). Каждое подразделение получило по 27 «Шериданов», в 1-м эскадроне замена техники проходила из расчета вместо одного М48 – один М551, в 3-м – три танка заменяли два БТР М113. Оба эскадроны достигли состояния боеготовности в феврале 1969 г.
Отношение к новым танкам в эскадронах, получивших их на вооружение, было диаметрально противоположное. Экипажи БТР охотно сменили М113 на пусть легкие, но все же танки. Другое дело в 3-м эскадроне: личный состав упорно не хотел пересаживаться с надежных и хорошо бронированных М48АЗ на алюминиевые танкетки. Негативное отношение к новой технике танкистов 3-го эскадрона еще более усилилось после подрыва одного «Шеридана» на мине. От взрыва мины сдетонировал боезапас танка – в результате погиб механик-водитель, а другие члены экипажа получили ранения. Танк М48АЗ в аналогичном случае отделался бы потерей одного-двух опорных катков.
Впервые в настоящем бою «Шериданы» 3-го эскадрона побывали в ночь с 9 на 10 марта. В реальных боевых условиях проявились сильные стороны этих танков. Обнаружив с помощью ИК приборов ночного видения вьетконговцев, танкисты 3-эскадрона буквально смели атакующих шрапнелью. Утром перед солдатами, оборонявшими укрепленный пункт Тай Нинь Сити предстала местность, густо усеянная трупами. Но даже успешный бой не переубедил танкистов в их резко негативном отношении к «Шеридану», легкий танк был слишком уязвим от мин и гранат РПГ-7.
Личный состав 1-го эскадрона опробовал новые танки в бою двумя неделями раньше. В начале февраля «Тэск форс Привитт» в составе 1-го и 2-го взводов 1-го эскадрона перебросили в Бьен Хоа. Первый бой произошел 23 февраля: в ходе поисковой операции янки обнаружили подразделение партизан, которое было обстреляно «Шериданами». На поле боя американцы насчитали более 80 убитых вьетнамцев – результат поражающего действия снарядов М6552.
Официальные испытания «Шериданов» в боевых условиях закончились в мае. Командование, как и следовало ожидать, получило два совершенно различных отзыва: положительный и отрицательный. Естественно, в качестве средства огневой поддержки «Шеридан» лучше БТР М113 даже в варианте ACAV, вооруженном тремя пулеметами, но хуже танка М48АЗ. По результатам боевого опыта была доработана система охлаждения двигателя, на днища танков стали дополнительно устанавливать титановые экраны, что несколько снижало риск детонации боезапаса от взрыва мины. К серьезным недостаткам относилась коррозия электропроводки и высокая вибрация, возникавшая при движении танка. Танкисты потребовали установить бронещиток на башенный крупнокалиберный пулемет.
Несмотря на серьезнейшие недостатки «Шеридана», прежде всего – уязвимость от мин и гранат, командование предпочло поверить отзыву танкистов 1 -го эскадрона – легкие танки потоком пошли в Индокитай, а сам танк М551 в 1970 г. был официально принят на вооружение армии США. В 1970 г. около 200 танков М551 находилось на вооружении во всех бронекавалерийских частях армии США, действовавших во Вьетнаме.
Недовольство в США «грязной войной» росло, надо было что-то делать. Выход был найден во «вьетнамизации» – замене американских подразделений южновьетнамскими. Янки начали сворачивать монатки: в 1970-1971 гг. из Вьетнама в США вернулось более 300.000 человек. Оставшиеся в Индокитае американские подразделения уже не брали на себя роль «локомотива» в ведении войны, они осуществляли лишь поддержку южновьетнамских частей и проводили небольшие локальные операции. Оказалось, что в наибольшей степени такому характеру боевых действий отвечают бронекавалерийские подразделения, обладающие высокой огневой мощью и мобильностью; неудивительно, что в 1971 г. среди американских подразделений, оставшихся во Вьетнаме больше половины были бронетанковыми.
Последней крупной операцией, в которой принимали участие американские танки (в основном – «Шериданы») и БТР, стало вторжение в Лаос весной 1971 г. Операция получила кодовое название Лам Сон 719. Предполагалось, что удастся повторить успех кратковременной войны в Камбодже и разгромить базы Вьет Конга, расположенные на территории Лаоса, а также перерезать знаменитую «тропу Хо Ши Мина», прекратить подвоз снабжения по которой американцы безуспешно пытались в течении всей войны. Главная роль в планах вторжения отводилась южновьетнамцам -немногочисленные американские части предназначались для поднятия духа не очень надежного союзника. Правительственные войска, выделенные для проведения операции Лам Сон 719, включали две пехотных дивизии, одну дивизию морской пехоты и одну бронетанковую бригаду. Перед ними ставилась задача захватить города Алу и Тхепон, где находились перевалочные базы снабжения на «тропе Хо Ши Мина». Наступление предполагалось вести вдоль старого колониального шоссе N9.
Операция Лам Сон 719, еще не начавшись, была обречена на провал. Разбитая, не знавшая со времен французов ремонта дорога не могла обеспечить прохождение большой массы войск за короткое время, а обходных путей в покрытых горами окрестностях шоссе не было. Самое же главное – отлично сработала разведка Вьет Конга и ДРВ: время наступления, маршруты движения, количество войск противника – известно было буквально все. Командование северовьетнамцев перебросило на угрожаемый участок дополнительные силы, в том числе танки, артиллерию, усилило ПВО и сумело сохранить эти приготовления в тайне. Впервые, кроме Т-34/85 и легких ПТ-76, в боях должны были принять участие танки Т-54 и их китайские копии «Тип 59».
Наступление началось 8 февраля 1971 г. атакой 1-й бронетанковой бригады, 1-го и 17-го кавалерийского полков армии Южного Вьетнама. Несмотря на сильное сопротивление, танкистам при поддержке аэромобильных подразделений 10 февраля удалось захватить Алу. Этим успехи южновьетнамцев и ограничились. Город и вертолетные зоны высадки вблизи него с двух направлений атаковали танковые части армии ДРВ. По американским данным, янки и их союзники уничтожили десятки Т-54 и ПТ-76 и не потеряли при этом ни одного своего танка. «Вдохновленные» таким успехом они начали планомерное отступление, превратившееся в паническое бегство (видимо, испугались десятков сгоревших танков противника). Так, в районе зоны высадки «32» без потерь со своей стороны было уничтожено шесть Т-54 и шестнадцать ПТ-76, посадочная площадка оставлена 16 февраля; в боях за Алу уничтожено 30 Т-54 и ПТ-76, потеряно девять М113, город оставлен 19 февраля.
Неизвестно, слышали или нет непрошенные гости о возвращении Наполеона из России, но в последующие за 19 февраля дни шоссе № 9 очень напоминало старую смоленскую дорогу 1812 г. Командование армии Южного Вьетнама пришло к выводу, что еще неделя-другая таких «оглушительных» побед и воевать будет некому, надо отступать, а путь назад один – шоссе №9, где полуразбитую армию уже ждали. Обратный путь оказался даже тяжелее: только в первую неделю апреля уцелевшие подразделения южновьетнамской армии смогли вырваться из Лаоса. Ни танков, ни БТР у них на вооружении уже не было. Операция Лам Сон 719 ускорила вывод бронекавалерийских подразделений армии США из Индокитая: последние танки были погружены на транспортные суда в 1972 г. «Шериданы» покинули Индокитай еще раньше – в конце 1971 г. Безвозвратные потери в боевых действиях составили около сотни танков М551.

ПОСЛЕ ВЬЕТНАМА

С начала 70-х годов "Шериданы" начали поступать на вооружение подразделений армии США, размещенных на континентальной части страны и в Западной Европе, а также в части Национальной гвардии. Карьера легких танков в подавляющем большинстве подразделений оказалась короткой – в 1978 г. начался массовое снятие машин с вооружения. В конечном итоге "Шериданы" уцелели лишь в 82-й воздушно-десантной дивизии, поскольку в США не существовало другого танка, который можно было сбрасывать с парашютом. Попытка продать снятые с вооружения машины за рубеж, в частности в Южную Корею, успехом не увенчалась.
Второе рождение легкий танк обрел на полигонах Национального учебного центра в Форт-Ирвине, шт. Каролина, и танкового учебного центра в Форт-Ноксе, шт. Кентукки.
В американских вооруженных силах уделялось и уделяется большое внимание "визуализации" вероятного противника. Солдат должен четко знать, в кого он будет целиться, и не менее четко определять тип боевой техники этого самого "противника". Во времена "холодной войны" вероятный противник был очевиден – Советская Армия. Достаточно хорошо известны краснозвездные "агрессоры" ВВС и ВМС США, имитировавшие на истребителях F-5E, раскрашенных под МиГ-21, тактику летчиков стран Варшавского договора. Нечто подобное существовало и в сухопутных войсках: так называемые "Opposing Forces" (OPFOR) – противостоящие силы. Впрочем у них было и другое название – 32-й гвардейский мотопехотный полк армии США!!! Гвардейцы на учениях играли, естественно, за агрессора, то бишь за Красную Армию. Вооружение у них было соответствующее – танки Т-72, БПМ-1, 122-мм самоходные гаубицы, "Шилки". Где же американцы набрали советской военной техники на целый полк? А нигде: все это многообразие являлось не чем иным, как визуальными макетами на основе "Шеридана". Характерные черты внешнего облика советской военной техники имитировались накладными металлическими и пластиковыми конструкциями, фальшивыми стволами орудий, макетами ПТУР и антенн.
На учениях танки М551 выступали и в своем "истинном" обличий. Оказалось, что легкие танки гораздо больше подходят посредникам, чем традиционные джипы.
Типовая военная игра на полигонах Форт-Ирвина продолжалась три недели. Чаще всего "победу" одерживали гвардейцы – аналогичный результат наблюдался и на учениях "Рэд Флэг" ВВС США. Ничего странного в этом нет: в "агрессоры" отбирали лучших, кроме того, учения проходили постоянно в одном и том же районе, который личный состав OPFOR, в отличие от "командированных", изучил вдоль и поперек.
Вьетнам и Форт-Ирвин не стали последними точками в боевой карьера "Шеридана". В декабре 1982 г. "Шериданы" 82-й дивизии принимали участие в операции "Джаст Коз" – публичной порке панамского "друга" США диктатора Мануэля Норьеги. При планировании операции не исключалось использование в Панаме основных боевых танков М1 "Абрамс". Однако остановились на "Шериданах". Причин было несколько: танки М551 состоят на вооружении 82-й дивизии и у десантников отработано взаимодействие с танковыми экипажами, более маневренный легкий танк сможет лучше действовать на узких городских улицах и извилистых горных дорогах.
После Панамы, как и после Вьетнама, на "Шеридан" обрушился шквал критики. Но другой бронетехники, подходящей для сил быстрого реагирования, у американцев просто не было – вот и оказался многократно и основательно оплеванный "Шеридан" первым американским танком, переброшенным в Саудовскую Аравию после захвата Кувейта Саддамом Хуссейном.
Первой в район Персидского залива самолетами С-5 и С-141 перевезли в полном составе 82-й воздушно-десантную дивизию; 3 августа 1990 г. 3-я легкая танковая рота 73-го танкового батальона выгрузилась на саудовском аэродроме. В боях легкие танки участия не принимали, но факт и остается фактом – первым американским танком, грозящим стволом своей пушки непосредственно Саддаму, стал не М60 или "Абрамс", а неказистый М551.

В 1994 г. "Шериданы" 3-й роты восстанавливали демократию на Гаити – операция "Uphold Democracy". В ходе этой операции танкисты тесно взаимодействовали не только с десантниками, но и с пехотой 10-й горной дивизии. Основные задачи, выполнявшиеся танками: поддержка действий легких подразделений в условиях ограниченной видимости (ночью), эскортирование конвоев, охрана блок-постов и лагерей. Поскольку демократия никак не желала восстанавливаться, "Шериданы" задержались на карибском острове надолго: в конце 1996 г. на Гаити все еще оставалось 29 танков для демонстрации силы.
По состоянию на 1999 г. на вооружении 82-й и 101-й воздушно-десантных дивизий армии США числилось порядка 500 танков "Шеридан" и еще 1000 машин этого типа находится на хранении.


Год принятия на вооружение 1966
Боевая масса, тонн 15,83
Длина наибольшая, мм 6299
Ширина, мм 2819
Высота без зенитного пулемета, мм 2272
Бронирование, мм 13
Вооружение:
– 152-мм пушка-пусковая установка М81 (8-10 ПТУР «Шиллела» и 20-22 снарядов);
– 7,62-мм пулемета М73;
– 12,7-мм пулемет М2НВ;
Двигатель:
Дизельный «Детройт Дизель» 6V-53T (6 цилиндров, V-образный)
Мощность двигателя, л.с. 300
Удельное давление на грунт, кг/кв.см 0,49
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 70
Максимальная скорость на плаву, км/ч 6
Запас хода по шоссе, км 600
Преодолеваемые препятствия:
– стенка 0,84 м
– ров 2,54 м
– брод 1,2 м

 (510x231, 42Kb)
Рубрики:  Броня.

Все блин....

Вторник, 06 Ноября 2007 г. 14:51 + в цитатник
В колонках играет - ддт. В последнюю осень.
Настроение сейчас - Плохое.

Мне нужен психолог причем хороший. Я так больше немогу. Или психолог или гильотина. Я трус. Обжогшись с одной я не верю всем остальным. Я боюсь снова обжечься.
Рубрики:  мысли о жизни

М-26 Першинг.

Пятница, 02 Ноября 2007 г. 13:00 + в цитатник
В колонках играет - Queen-How can i go on.
Настроение сейчас - Раздрожоное.

В самом начале своей боевой карьеры в 1942 году танк M4 считался превосходным сочетанием бронирования, огневой мощи и подвижности. 75-мм пушка могла поразить любой из существующих германских танков, включая PzKpfw IV, его броня выдерживала обстрел из стандартной немецкой 50-мм противотанковой пушки Pak 38, он имел скорость и подвижность на пересеченной местности, сопоставимую с немецкими танками и, часто, лучшую, чем существующие британские машины. В соответствии с критериями "боеспособности" наземных войск США М4 оказался чрезвычайно прочной и надежной конструкцией. Танк хотя и предназначался для использования, как американскими бронетанковыми дивизиями, так и отдельными танковыми батальонами, его особенности более подходили к требованиям бронетанковых дивизий. Пехотные офицеры предпочитали танк с более толстой броней, устойчивой к воздействию вражеского противотанкового оружия, даже если это означало снижение скорости. В результате Артиллерийский департамент армии США разработал тяжелый танк M6, который был стандартизирован в феврале 1942 года. Это была, мягко говоря, весьма посредственная машина. Довоенные инструкции обязали проектировщиков ограничить его ширину, и в результате получилась высоченная и неуклюжая конструкция. Его техническая надёжность было низкой, а 3-дюймовая пушка, хотя и превосходила по бронепробиваемости 75-мм пушку среднего танка M4, было явно недостаточной для тяжёлого танка. Артиллерийский департамент продолжал переделывать "Тяжелый танк M6" до второй половины 1943 года, даже при наличии слабого интереса вооружённых сил.

Британская танковая доктрина заметно отличалась от американской и предусматривала использование тяжело бронированных танков для поддержки пехоты. По соглашению о ленд-лизе Артиллерийский департамент начал разработку Штурмового танка T14, определенно идя навстречу потребностям британской пехоты. Он имел такую же огневую мощь, как Средний танк M4, но был оснащён 100-мм лобовой бронёй, вдвое более толстой, чем M4. Год спустя, в конце 1942 года, Артиллерийский департамент начал прорабатывать похожий проект для американской армии также с более толстой лобовой бронёй. Однако, так как танк предполагалось использовать и для поддержки пехоты и для решения других задач, требовалась более высокая подвижность, включая максимальную скорость по шоссе 35 миль в час (56 км/ч). Проектом предусматривался более компактный, чем у танка М4, корпус, для установки на новый танк испытывались по крайней мере три различных орудия, включая автоматическую 75-мм "3-дюймовую" пушку применявшуюся истребителе танков M10 и тяжелом танке M6 и новую 76-мм пушку, разрабатываемую для истребителя танков M18. Новый танк должен был оснащаться новым 500-сильным двигателем "Форд V8" используемым на среднем танке M4A3 и на штурмовом танке T14.

Новый проект, названный T20, предусматривал использование гидромеханической трансмиссии с преобразованием крутящего момента подобной установленной на тяжелом танке М6. Позже программа была расширена, рассматривались варианты T22 с механической трансмиссией и T23 с электрической трансмиссией. В дальнейшем проект усложнился, один из опытных образцов, T20E3, был приспособлен для установки новой торсионной подвески вместо традиционной для Департамента вооружений пружинной. Другое существенное различие между новым семейством T20 и танком M4 было в расположении трансмиссии. На M4 трансмиссия размещалась в передней части танка, из-за чего карданный вал проходил внизу по центру боевого отделения и вынуждал приподнимать башню. Это вело к более высокому профилю корпуса, большему объему корпуса и большему весу (прим.: Высокий силуэт М4 вызывался отнюдь не прохождением карданного вала по полу боевого отделения. "Пантере" переднее расположение трансмиссии вовсе не мешало иметь достаточно низкий силуэт. Но у М4 кардан шёл не параллельно полу, а с наклоном, что и вынуждало чрезмерно поднимать полик башни и саму башню. Это следствие плохо продуманной компоновки). С размещением трансмиссии в корме расстояние между днищем корпуса и крышей башни могло быть уменьшено. Понижение силуэта танка позволяло уменьшить внутренний объем корпуса и увеличивать толщину брони без решительного увеличения в полного веса танка. К тому же танк становился менее заметным на поле боя.

Работы по T20, T22, и T23 шли в течение весны 1943 года. Из всех проектов единственным, заслуживающим серьезного внимания армии США был T23. Хотя он и имел некоторые существенные преимущества перед танком M4, имелись и проблемы. На T23 использовалась электрическая трансмиссия, которая добавила приблизительно 1,9 тонны к весу танка по сравнению с более традиционными вариантами. Электрические передачи испробовали на танках начиная с французского "Сен Шамон" (St. Chamond) времён Первой мировой войны, немцы экспериментировали с подобной системой на своём истребителе танков "Elefant". Обычный бензиновый двигатель был связан с электрическим генератором, который подавал энергию на тяговые электрические двигатели, приводившие в движение гусеницы. В теории электрическая передача обещала передавать больше мощности с двигателя на ведущее колесо, но практически, все эти проекты оказывались сложными и дорогими.

В апреле 1943 года экспериментальную модель показывали командованию американской армии, включая начальника генштаба армии генерала Джорджа К. Маршалла, командующего сухопутных войск генерал-лейтенанта Лесли Макнэйра и командующего бронетанковыми силами генерал-лейтенанта Джекоба Деверса. Новые тяжелый танк M6 и средний танк M7, оказались полным провалом, очищая путь для нового проекта танка. Департамент вооружений утверждал, что T23 готов к производству даже при том, что испытания ещё и не начинались. Пришли к неформальной договорённости о строительстве 250 танков T23.

Ко времени начала серьёзных работ над пилотным образцом T23E3 американская армия участвовала в своих первых крупных танковых сражениях в Северной Африке. Поражение в Проходе Кассерин в Тунисе в феврале 1943 года не было отнесено на счёт качества танка, скорее причиной сочли неопытность американских экипажей и командиров. В течение тунисской кампании, американская армия впервые столкнулась с новым немецким тяжёлым танком "Тигр". "Тигр" был значительно мощнее средних танков M4 и мог поражать M4 на любой дистанции реального боя, в то же время, будучи неуязвимым от огня 75-мм пушки танка M4 кроме стрельбы в упор или с тыла. К счастью "Тигр" был развернут в очень малых количествах и редко встречался на поле боя.

Контакт с "Тигром" привел к переоценке проекта T23E3. Танкисты изменили своё мнение о машине, требуя более сильного бронирования и вооружения. Несмотря на это T23 оставался любимым детищем Артиллерийского департамента, и производство 250 танков, начатое в ноябре 1943 года продолжалось до декабря 1944 года. Однако, с учётом мнения бронетанковых сил, в мае 1943 года получили развитие еще две ветви семейства T20. T25 был оснащен 3-дюймовой (75-мм) лобовой бронёй, весил 36 тонн и был вооружен 90-мм пушкой. T26 был, по существу, аналогичен первому, но с 4-дюймовой (100-мм) лобовой бронёй и массой 40 тонн. Испытание T23 летом 1943 года показало серьезные недостатки электрической трансмиссии, и хотя некоторые опытные образцы T25 и T26 были построены с электротрансмиссией, стало очевидно, что это тупик, и главные усилия были направлены на развитие T25E1 и T26E1 с гидравлической трансмиссией. Последняя использовала жидкостный трансформатор и планетарную передачу с ручным включением скоростей. С февраля по май 1944 года на предприятии "Гранд Бланк танк арсенал" всего было закончено 40 опытных образцов T25E1 и 10 T26E1.

К запланированному на лето 1944 года вторжению во Францию американская армия начала заключительные шаги по подготовке своих сил к боевым действиям на главном европейском театре военных действий. Новый танк должен был быть готов в конце 1943 года, в противном случае было мало шансов на его ввод в строй к следующему лету. Бывший глава бронетанковых сил генерал-лейтенант Деверс был временным командующим американских войск на европейском ТВД до последовавшего назначения Эйзенхауэра. Деверс хорошо знал, что американские силы вновь столкнулись с "Тиграми" на Сицилии в июле 1943 года, и очень хотел быть уверенным, что они смогут справиться с этой угрозой. Он требовал, чтобы работы по T26E1 были ускорены и чтобы 250 машин были изготовлены как можно быстрее в соотношении одна на пять Средних танков M4. Департамент вооружений согласился, но хотел выпустить ещё и 1000 T23. Министерство обороны отправило эти противоречивые рекомендации армейцам для обзора, но генерал-лейтенант Макнейр отклонил запрос. Его пояснения помогают пролить свет на официальную политику американской армии того времени. Генерал заявил: "Танк M4, особенно M4A3, на сегодняшний день был провозглашен лучшим боевым танком. Есть признаки, что противник полагает так же. Очевидно, что M4 идеальная комбинация подвижности, надёжности, скорости, бронезащиты и огневой мощи. Кроме этого странного, представляющего британский взгляд на проблему, запроса ни с одного ТВД не поступало свидетельств о потребности в 90-мм танковом орудии. По моему, никакого страха перед германскими танками Т.VI ("Тигр") наши войска не испытывают... Никакой основы для производства танка Т26 нет и быть не может, кроме концепции танка-истребителя танков, которая, я уверен, является необоснованной и не нужной. И британский и американский боевой опыт продемонстрировал, что противотанковые пушки в достаточном количестве и на правильно выбранных позициях полностью превосходят танки. Любая попытка создания сильно бронированного и вооружённого танка, способного превзойти противотанковое орудие неминуемо ведёт к неудаче. Нет никаких признаков того, что 76-мм противотанковое орудие является неадекватным против германского Т.VI ("Тигр")".

Кроме своей технической безграмотности, аргументация Макнейра отражает самоуспокоенность и самодовольство, присутствовавшие в американской армейской доктрине до вторжения в Нормандию. Макнэйр не был одинок в своей уверенности; идея, что 76-мм пушка вполне способна управиться с "Тигром", широко бытовала в американской армии 1943 года, хотя и была совершенно неверной. Танкисты не поддерживали полную замену 75-мм пушки 76-мм орудием, согласились только на дополнение танкового парка в соотношении приблизительно один танк с 76-мм пушкой на три обычных танка с 75-мм пушками. В бронетанковых войсках полагали, что единственное преимущество 76-мм орудия состояло в несколько большей бронепробиваемости, могущество осколочно-фугасного снаряда было ниже. Кроме того, пушка давала такую сильную вспышку дульного пламени, что точное нацеливание второго снаряда делалось проблематичным. Предпочтение старого 75-мм орудия базировалось на той доктрине, что главная роль танка это борьба с пехотой и огневыми точками, а борьба с танками вторичная задача. 76-мм пушка стреляла бронебойным снарядом M62 APC (Armor-piercing, capped), имевшим номинальную бронепробиваемость на дистанции 500 ярдов 109 мм под углом 20 градусов. Маска орудия "Тигра" была 120-мм толщины, лоб корпуса имел толщину 100 мм. Практически, 76-мм орудие могло пробить маску пушки "Тигра" на дистанции 100 м или меньше, а корпус на дистанции 400 м, в то время как "Тигр" мог пробить броню M4 "Sherman" на вдвое большей дистанции. До появления в конце 1944 года в малых количествах нового 76-мм "гиперскоростного" бронебойного снаряда (HVAP) 76-мм пушка была обычно неэффективна в бою против "Тигра".

В то время как Макнейр продолжал рассуждать об эффективности истребителей танков, подтвердить его рассуждения было нечем. Деятельность истребителей танков в Тунисе не впечатляла, хотя Макнейр отнёс это на счёт использования ненадлежащей тактики. Однако проблема крылась в самой концепции. Идея о создании истребителя танков появилась летом 1940 года, как возможное противоядие против германского блицкрига в войне с Францией. Согласно этой концепции, буксируемые или самоходные истребители танков находились бы в резерве корпуса, и в нужный момент массированно выдвигались бы для отражения германского танкового прорыва. По существу оборонительный характер этой тактики подрывал её ценность для американской армии в 1944 году, так как оставалось непонятным место и задачи истребителя танков в наступательной мобильной войне. В боях 1944 года немецкие танки редко использовались большими массами, и истребители танков часто не поспевали туда, где они были необходимы. После войны от концепции истребителя танков отказались, как от неудачной.

Тупая убеждённость армейского командования в адекватности 76-мм пушки смущала строевых командиров, которые, возможно, иначе поддержали бы просьбу Деверса о производстве T26E1. В декабре 1943 года Эйзенхауэр отказался поддерживать запрос о T26E1, так как его единственным преимуществом полагал более сильное бронирование. Он не видел необходимости в таком тяжёлом танке только ради более сильной бронезащиты, и недооценивал существенное преимущество, которое давала 90-мм пушка. Эйзенхауэр неоднократно был проинформирован, что 76-мм пушка более чем достаточна для борьбы с новыми немецкими танками, и после Нормандии всё сокрушался, что был так обманут.

Деверс продолжал настаивать на доводах в пользу T26E1 и Army Service Forces наконец потребовали, чтобы само военное ведомство попыталось уладить проблему. 16 декабря 1943 года военное ведомство выпустило директиву, которая санкционировала производство 250 танков T26E1 к апрелю 1945 года. Командование сухопутных войск продолжало выступать против директивы, на сей раз выдвигая технические аргументы. Они утверждали, что торсионная подвеска никогда не использовалась на танках даже вдвое более лёгких, чем T26E1, что мощность силовой установки недостаточная, и что гидравлическая трансмиссия применялась только на лёгких машинах вроде истребителя танков M18. Те факты, что на таких тяжёлых танках, как немецкий "Тигр" и советские "КВ" и "ИС", применена торсионная подвеска, и что гидротрансмиссия была более доведённой, чем ненадёжная электротрансмиссия T23, игнорировались начисто. К чести его, Макнейр отказался от дальнейшего противодействия программе, когда вышестоящее командование отклонило его аргументы.

В то время как Деверс стремился максимально ускорить программу T26E1, среди боевых генералов не было консенсуса. После презентации нового танка в Англии в январе 1944 года будущий командир 3-ей Бронетанковой дивизии бригадный генерал Морис Роуз, ранее уже сталкивавшийся с "Тиграми" в боях на Сицилии, решительно поддержал ускорение программы. С другой стороны, будущий командующий Третьей Армией генерал Джордж С. Паттон выступал против. Паттон был намного более влиятельным танковым командиром, чем Роуз, и его мнение господствовало среди старших американских армейских командиров в Англии. Паттон также выступал против развертывания новых средних танков M4 с 76-мм пушками, утверждая что существующей 75-мм пушки вполне достаточно. Хотя Паттон был бесспорно лучшим практиком механизированного боя в американской армии во Второй Мировой войне, его технические суждения часто бывали убогими. Генерал Брюс Кларк, который командовал американскими бронетанковыми соединениями в ходе танковых сражений в Лотарингии в сентябре 1944 года и у Сен-Вита в Арденнах в декабре 1944 года, позже отмечал: "Из всех, кого я знаю, Паттон хуже всех разбирался в танках".

Хотя армия и не препятствовала больше производству нового танка, попытки вмешательства в программу отнюдь не закончились. Генерал-лейтенант Макнейр предпочитал более лёгкий T25E1 более тяжелому и лучше бронированному T26E1, он предложил отказаться на T25E1 от 90-мм орудия в пользу более лёгкой 76-мм пушки и установить более широкие гусеницы от T26E1. Его аргумент был в том, что окончательный проект будет почти столь же мобилен как средний танк M4 и соответственно вооружён. Военное ведомство пренебрегло его рекомендациями, увеличив вместо этого производство T26E1 до 2000 танков, из которых 200 должны быть вооружены 105-мм гаубицами, а остальные 90-мм пушками.

Эти споры, носившие вполне академический характер, совершенно не принимали во внимание то, с чем немцы вступили в летнюю кампанию 1944 года. На восточном фронте шло непрерывное соревнование танковых и противотанковых орудий и танковой брони. Летом 1943 года на восточном фронте в ходе колоссальных танковых сражений на Курской дуге Вермахт наконец ввел в бой новый средний танк "Пантера". "Пантера" создавалась, как ответ на советский T-34, и была, возможно, лучшим танком периода войны. Разведка армии США была знакома с тактико-техническими характеристиками "Пантеры", с тех пор как военному атташе в Москве разрешили осмотреть захваченный экземпляр на выставке, а подробности содержались в широко распространённых отчётах технической разведки, изданных осенью 1943 года. Хотя лобовая броня "Пантеры" была тоньше, чем у "Тигра", она имела рациональные углы наклона, дававшие большую приведённую толщину брони. Её лобовая плита имела толщину 80-85 мм, а приведённая толщина достигала 185 мм. В результате маска орудия "Пантеры" была уязвима от огня американской 76-мм пушки только на дальности менее 100 м, а лоб корпуса не пробивался на любых дистанциях.

Хотя технические особенности "Пантеры" были правильно отмечены, американская армия игнорировала новую угрозу. Сначала "Пантера" рассматривалась как тяжелый танк, который будет развернут, подобно Тигру, в отдельных батальонах и в небольших количествах. Это была ошибка. "Пантера" предназначалась для замены PzKpfw IV в качестве среднего танка. В отличие от Тигра, она выпускалась массово, так что ко времени вторжения в Нормандию в июне 1944 года почти половина немецких средних танков во Франции были "Пантерами". В отличие от в относительно редких столкновений американцев с "Тиграми" в 1943 году, Пантера стала главной угрозой американским танковым соединениям во Франции.

Эта недооценка "Пантеры" явилась крупным проколом американского армейского руководства перед вторжением в Нормандию. Американским командирам не хватало опыта, чтобы оценить динамику развития танков, к тому же они оказались дезориентированы глубоко ошибочными американскими концепциями развития танков и их истребителей. Британская армия, которая наблюдала непрерывное с 1939 года увеличение огневой мощи германских танков, ещё до появления "Пантеры", уже работала над более мощной танковой 17-фунтовой пушкой. Начиная программу создания 17-фунтовой пушки, на основании своего боевого опыта британцы предполагали, даже не имея определённых сведений о "Пантере", что к 1944 году в строй вступят германские танки с более мощным вооружением и бронированием. Ко времени вторжения в Нормандию британцы включали в состав каждого танкового эскадрона один танк "Sherman", вооруженный 17-фунтовой пушкой. Это решение, может быть и далёкое от совершенства, давало неплохие шансы британским танковым соединениям при столкновениях с "Пантерами" и "Тиграми".

Крайне маловероятно, что танк Т26Е1 мог попасть в Нормандию в 1944 году, и дело не только в сопротивлении армейского командования. Осенью 1943 года работы по проекту были слишком далеки от завершения, чтобы рассчитывать на быстрое развёртывание. Для сравнения, работа над "штурмовым танком" М4А3Е2 более сильно бронированной версией среднего танка М4А3 была начата в феврале 1944 года, а первые танки поступили в войска восемь месяцев спустя - ранней осенью 1944 года. И это при том, что М4А3Е2 был лишь модификацией М4, а не совершенно новым проектом, как Т26Е1. Если же сравнивать с другими новыми конструкциями, такими, как германская "Пантера", британский "Центурион" или советский ИС-2, то проектирование "Пантеры" началось летом 1941 года, а в бой она вступила только через два года летом 1944 года. Британский "Центурион", который начал разрабатываться позже Т26Е1, в конце 1943 года, был впервые испытан вскоре после окончания войны в Европе в мае 1945 года. Красная Армия после столкновения с "Тиграми" и "Пантерами" под Курском ускорила разработку ИС-2, который вступил в строй за 7 месяцев, с лета 1943 года до февраля 1944 года. Разработку "Першинга" нельзя считать необычно долгой по сравнению "Пантерой" или "Центурионом", но и особой срочности, как в случае советского ИС-2, при этом не наблюдалось.

Если бы американская армия вовремя оценила угрозу, исходящую от "Пантеры", можно было бы оснастить M4 более мощным орудием, как это было сделано с советским танком T-34-85. На короткий срок выходом из положения стало ускоренное внедрение 76-мм бронебойных снарядов HVAP, рассматривался также вопрос об установке на М4 90-мм орудия. Имей армейское командование больше энтузиазма в отношении нового танка T26E1 осенью 1943 года, первые соединения, вооружённые этими машинами, могли бы быть развернуты в ходе Арденского сражения в декабре 1944 года, а не три месяца спустя. Для того, чтобы M26 мог принять участие в боевых действиях в июне 1944 года, его производство должно было начаться осенью 1943 года, фактически же первые прототипы строились до февраля 1944 года.

Кризис в Нормандии
К началу боёв в Нормандии в июне 1944 года армия США развернула две танковые дивизии и семь отдельных танковых батальонов. После многократных заклинаний о том, что М4 "лучший танк на поле боя", первые же бои обернулись тяжёлыми потерями и стали настоящим шоком. М4 оказался уязвим для практически всех типов германского противотанкового оружия, в том числе 75-мм противотанковых пушек Pak 40 и ручных противотанковых гранатомётов "Panzerschreck". В первые месяцы боёв потери достигали 32 % от общего числа имевшихся танков, против ожидавшихся 7%. В принципе М4 мог на равных бороться с танком PzKpfw IV, но лобовую броню "Пантеры" не пробивала ни 75-мм пушка, ни новая 76-мм. Многочисленные живые изгороди в Нормандии чрезвычайно осложняли манёвры, которые позволили бы атаковать германские танки в борт, и поэтому столкновения с "Пантерами" носили односторонний характер.

Бои в Нормандии раз и навсегда покончили с дебатами о возможности истребителей танков самостоятельно бороться с танками. Им это было не по зубам. Худо-бедно на равных с германскими танками сражались танки как танковых дивизий, так и отдельных танковых батальонов. Концепция истребителя танков может и сработала бы в обороне, но для наступательных действий, которые вела армия США, она была малопригодной.

На американские танки обрушился шквал критики. В отчёте бронетанкового подразделения 12-й армейской группы позже сообщалось: "Опыт первых столкновений в районе живых изгородей показал, что пушки наших танков ничего не могли поделать с лобовой бронёй германских "Пантер" и "Тигров", мы поняли, что на открытой местности ситуация будет ещё хуже". Большая часть германских танковых дивизий в Нормандии противостояла британской армии, но всё могло измениться, если бы американцы вышли на оперативный простор. 12 июня 1944 года из офицеров первой американской армии была сформирована специальная комиссия, чтобы определить тип американского вооружения, пригодный для уничтожения "Пантер" и "Тигров". Захваченные экземпляры этих танков поставили в поле и стреляли по ним с использованием орудий и снарядов различных типов. В лобовые проекции "Пантеру" не удалось поразить ничем, только в борт или в корму в зависимости от дистанции. Когда результат довели до сведения Эйзенхауэра, он горько заметил: "Вы хотите сказать, что наши 76-миллиметровки не могут подбить "Пантеру"? Я-то думал, что это будет чудо-пушка... И почему я об этом узнаю последним? Вооруженцы сказали мне, что 76-миллиметровка разберётся с любым "немцем". Теперь я обнаруживаю, что вы из этой пушки вообще ни хрена подбить не можете".

В качестве быстрого временного решения была ускорена программа ввода в строй нового истребителя танков. САУ М36, вооружённая такой же, как и Т26, 90-мм пушкой, поступила в войска осенью 1944 года. Хотя новая пушка были оценена очень высоко, танкисты уже разочаровались в идее истребителя танков. Они хотели "танк-убийцу, а не убийцу танков".

Хотя уже стоял август 1944 года, и во всю шли танковые бои в Нормандии, командование наземных войск придолжало оказывать давление на департамент вооружений по поводу доводки Т25Е1 и Т26Е1 с 75-мм и 76-мм пушками. Однако, когда из Европы хлынул поток жалоб, эти требования наконец-то канули в давно заслуженную Лету. Вместо этого стремились как можно скорее развернуть в Европе экспериментальный взвод танков Т26Е1, но этот план встретил решительное сопротивление AGF. Армейское командование также противостояло попыткам Департамента вооружений ускорить стандартизацию Т26Е1 ещё до завершения технических испытаний. Усиливая путаницу, Департамент ещё и стремился по возможности развернуть выпуск ненадёжного Т23 с 76-мм пушкой. Войсковые испытания Т23 в 758-м танковом батальоне весной 1944 года убедили бронетанковые войска в том, что этот проект страдает врождёнными дефектами, а электротрансмиссия для применения в боевых условиях непригодна. Однако, настаивая на постройке 250 этих танков, Департамент вооружений никак не успокаивался, и продолжал приводить доводы в пользу проверки танка в бою аж до 1945 года. Тем не менее, ни один танк не был послан за пределы США, из-за постоянных проблем на вооружение никогда принят не был, и упрямая защита неудачного Т23 со стороны вооруженцев только подрывала доверие к их суждениям о Т26Е1.

 (700x511, 65Kb)
Рубрики:  Броня.

понравился мне сцуко тестик))))

Пятница, 02 Ноября 2007 г. 10:38 + в цитатник
В колонках играет - nightwish-wishmaster
Настроение сейчас - Такое чувство что меня разделили и повластвовали.

Что о тебе думают девушки

Твое имя
В их глазах ты:Терминатор
Ты занимаешься сексом, как:Лесбиянка
Они говорят подругам, что ты:Просто знакомый
Когда тебя замечает девушка, она:Поправляет волосы
Ты достоин любви:Известной ТОП-модели
Когд девушка думает о тебе, ей нужно:Поскорее обнять тебя

Рубрики:  бредятина

Цитата сообщения Lexsandr

ЧиЖ и Ко-Фантом

Цитата

Четверг, 01 Ноября 2007 г. 12:09 + в цитатник
Просмотреть видео
1217 просмотров
ЧиЖ и Ко-Фантом (видео из к/ф Перл-Харбор)





Комментарии (0)

Поиск сообщений в Записки_легионера
Страницы: [9] 8 7 ..
.. 1 Календарь