Прозвучал такой вопрос: почему некоторые люди (верующие, воцерковленные, душой стремящиеся к Богу) иногда так эгоистично себя ведут, замыкаясь лишь на своих интересах? Почему при внешней набожности, не делая никому зла, они и добра никому не делают? Такой человек получается, как кокон – сам в себе. Может, это путь к монашеству – такая внутренняя изоляция от всего?
Нельзя делать обобщения – люди слишком разные. У одного путь – только к Небу, на отсечении всего внешнего, и это монахи. Но и они отсекают себя от мира достаточно условно, оставляя за собой возможность внешних контактов и посильной помощи ближнему.
Есть миряне, которые вообразили себя «монахами в миру». Это не истинное монашество в миру, когда человек, душой и сердцем принадлежащий Богу, выполняет земную работу в силу обстоятельств, помогая посильно людям.
Тот, кто берет на себя больше, чем может понести, иногда фантазирует, воображая себя «монахом в миру», предпочитая отсекать ненужные, тяжелые для него обязательства, прикрываясь ложной «святостью». Такой человек никогда не придет к Богу в истинном понимании, если он сконцентрирован лишь на себе, отгоняя людей, мешающих ему «исполнять долг» перед Богом. Это эгоизм, и тут нельзя говорить об истинной вере.
Но бывают и другие ситуации, когда человека принимают за «ложного святошу», а на самом деле он тот, кто живет на Небе уже при жизни. Слепой не увидит солнца, даже если приподнимет веки.
И поэтому обобщать никогда нельзя. А лучше – вообще не судить. Пусть сам человек разберется в себе, если он этого захочет. Другое дело – как выстраивать отношения, если тебя игнорируют, если тебе кажется, что это близкий тебе человек, который должен был бы понять, помочь, раскрыться перед тобой.
И тут нужно быть осторожным. Близкий для тебя не означает, что ты близок ему. Может, его отношение к тебе несколько иное? Может, он остерегается тебя и не пускает в свою душу? Может, он боится обидеть тебя лишними вопросами и навязчивостью?
Нет двух одинаковых людей. И нет двух одинаковых путей к Богу. Пусть каждый заглянет в свою душу, не осуждая другого, не требуя от него непосильного. Можно ошибиться, расценивая чужой поступок со своей колокольни – интерпретация может быть ложной. Человек не оглянулся, проходя мимо чужой беды – и ты казнишь его, не спросив при этом: может он нуждается в помощи больше, чем ты, только другие об этом не знают? Может, его ресурсов сейчас хватает только для своего выживания, а то, что ты хочешь взвалить на его плечи, станет непосильным грузом? Не всем быть «тяжеловесами»…
И потому один молится в миру о ближнем – и это то, что может он дать другим. А другой взваливает на себя «тонны» чужих проблем, решает их и выживает сам, не забывая при этом молиться. И ему даны для этого силы.
Не нужно рассматривать чужие возможности и реакции со своей колокольни. Если ты более силен, то и отдача от тебя велика. Да и молитва может быть разная: иногда сила ее такова, что не нужно прикладывать руки – решить проблему помогут другие благодаря такой молитве.
Нужно быть милосерднее друг к другу, чтобы не вешать ярлыки, чтобы не обижаться и не интерпретировать «наизнанку» очевидные факты.