Каждый раз, когда бываю на Крымской набережной и вижу памятник Петру I, то вспоминаю слова поэта XVIII века о Петре: «Се – бог твой, о Россия!». Но если Пётр бог, то каков, в таком случае, дьявол?
«Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор» — полуофициальный орган для увеселения государя в часы его досуга, во время праздников и торжеств был создан молодым царем Петром (ещё в Москве, с шествиями по Красной площади)в начале 1690-х годов и существовал практически до его смерти. Деятельность Собора продолжалась даже тогда, когда Пётр уже был сильно болен, и врачи запретили ему употреблять спиртное. Принято считать, Собор пародировал церковные установления и обряды.
Однако особо любопытен язык «соборян» и их «духовные» имена. У самого Петра I были звание протодиакон и имя Пахом Пихайхуй . Никита Зотов полностью титуловался так: «Всешутейший и всесвятейший патриарх кир-ети Никита Пресбургский (Плешбургский), Заяузский, от великих Мытищ и до мудищ».
Вот лишь один из опубликованных документов из архивов этого «собора»
«Архикнязь-папа. При нем служители: протокопайхуй Михайлов, духовник Иринархуй, архидиякон Идинахуй Строев, протодиякон Пахом Пихайхуй Михайлов, дьякон Иоиль Попирайхуй Бутурлин.
Ключари: Починихуй Опраксин, Брихуй Хилков, Ионийхуй Субота, ризничий Изымайхуй Мусин-Пушкин, уставщик Неоманхуй Репнин, поп Феофанхуй Шушерин.
Дьяконы: Посаднилхуй Головин, Ловихуй Воейков, Ройхуй Ронов, Дуйнахуй Шемякин.
Иподдьяконы: Филарет Яритцанахуй Прозоровской.
Посошники: Медведьхуйвытащи.
Благочинной: Анаспихуй Юшков.
Грозныи: Сомнихуй Тургенев, кречетник Изымайхуй Колтовской.
Лампадники: Хуй Полибин, Иванахуй Губин, Розманихуй Васильев, Возмихуй Тимашев, камисар Суйхуй Ключарев, Имайхуй Лихарев, новогородский подьячий Пасихуй Козырев, сибирский комендант Григорей Калетин, Розломихуй Траханиотов.
Дьяки: Иван Лосев, Осип Метлин"
Перечень соборян здесь явно не полон. В список не попали такие известные участники царских забав, как Франц Лефорт, Патрик Гордон, Александр Меншиков, Борис Голицын и многие другие.
За скобками остались «архимандриты» и «монахи великой обители», а также «суфраны» — видимо, лица, которые ходили с кадилами, но дымили не ладаном, а серой (от французского слова soufrer — окуривать, пропитывать серой) – неизменным атрибутом чертей.
В списке не отражен и тот факт, что у Собора была своя «женская группа» Иерархия среди них была следующей: «князь-игуменья» (до конца декабря 1717 года ею была старая развратница и пьяница Дарья Гавриловна Ржевская, а потом Анастасия Петровна Голицына), «диаконисы» и «монахини». Помимо этого к участию в потешных церемониях периодически привлекались жены «служителей Бахуса».
В среде «сумасброднейших» соратников Петра бытовал своеобразный жаргон. Так, пьянство именовалось «Ивашкой Хмельницким» или просто «Ивашкой», а распутство — «Еремкой». Широко использовался и русский мат — как в переписке и живом общении, так и во время «соборных» заседаний. В благочестии царь и его команда замечены не были: вместо «монахиня» они предпочитали говорить и писать «монахуйня», а вместо «анафемствовать» (проклинать) — «ебиматствовать».
И вот эдак более 30 лет - изо дня в день… Что это, просто - похабный юмор или совсем иное?
Сам Петр отличался широтой взглядов на интимные отношения и обозначающие их слова: он чрезвычайно любил представительниц прекрасного пола, не брезгуя при этом и гомосексуальными контактами.
Польский историк К.Валиптевский пишет не только об интимных отношениях Петра с Меншиковым, но и о некоем красивом мальчике, которого он содержал "для своего удовольствия", а также о "неистовых припадках похотливости" царя, во время которых "пол становился для него безразличным". В отсутствие жены, Петр неизменно укладывал на ее место кого-нибудь из своих денщиков. В 1722 году Петр поручил саксонскому художнику Данненгауеру запечатлеть одного такого сожителя в обнаженном виде.
Однако «соборянами» были и представители знатнейших и достойнейших русских дворянских фамилий. Им то вся это похабель зачем?
Русская матерщина является не просто грубыми ругательствами. Матерщина представляет собой сакральный, религиозный язык славян-язычников – язык их магических ритуалов на удачу, колдовства. Именно исходя из своего языческого и магического значения, мат строжайше запрещался христианской церковью. Но активно использовался «соборянами» в собственных ритуалах и именах, которые явно указывают на их отождествление себя с фаллосом. А это также сугубо магическая традиция – до сих пор сохранившаяся в восточной мистике.
В ритуальной практике индуизма линги – стилизованные изображения (скульптуры) эрегированного полового члена считаются священнями символами Шивы. Согласно легенде у трех богов пантеона — Брахмы, Вишну и Шивы зашёл спор, кто из них главный. В разгар перебранки вдруг возникает пылающий лингам-фаллос бога Шивы. Чтобы определить его величину, Вишну кабаном вгрызается в землю, Брахма гусем взлетает к облакам. Поразившись величию фаллоса, они хором признают, что самый могущественный бог — Шива. Верующие целуют и гладят их, приносят им в жертву рис, цветы и плоды, красят красной охрой, поливают топлёным маслом, мёдом и соком сахарного тростника. Некоторые продвинутые адепты (йоги) поклоняются своему собственному эрегированному пенису как воплощению Шивы. На юге Индии с древности распространена шиваитская школа Лингайята, основной принцип которой поклонение линге бога Шивы. Её последователи стремятся к полному отождествлению себя с объектом поклонения.
Индуистами ни Пётр, ни остальные «соборяне», конечно же, не были. Сдаётся, что единственно возможное объяснение их поведения – магическая подоплёка их «соборных» имён и всей деятельности Собора.
Шива лингамурти. Камень. I в. до н. э.