РАЙ |
Как человек,который в жизни придерживался, как минимум семи Библейских Заповедей, я, в будушей загробной жизни хотел бы получить неплохое тепленькое (не настолько теплое как в Аду) местечко в курортной зоне под названием - Рай!
Отправляясь в отпуск, мы, обычно, справляемся у друзей и знакомых о месте предстоящего отдыха. Но кто из моих, или ваших друзей может похвастаться, что он был в Раю? Могут, конечно, заявить, что на Гаити, в Турции, или, на худой конец, у бабы Глаши под Полтавой - чем не Рай? А вкус шоколадного батончика "Баунти" - райское наслождение, но... Зачем нам пыжик из кошки, а дубленка из дерюжки? Решено в Рай - значит в Рай!
Итак, что мы знаем о рае?
Рай — посмертное место воздаяния праведников, совершенное состояние блаженства и легендарная прародина человечества. Традиционное местоположение рая — небеса, хотя существует представление о Земном Рае (Эдем). Противопоставляется аду.
Ян Брейгель "Рай"
Эдем — место первоначального обитания людей. Расположено на Востоке (Бытие 2:8). Обитающие в нём люди, Адам и Ева, были безгрешны, бессмертны, но ещё не совершенны - им только предстояло таковыми стать - совершенные уже не согрешают, так как уже сделали свой окончательный выбор.Однако соблазнённые змеем, они съели плод с запретного Дерева познания добра и зла, в результате чего они обрели смерть и страдание. По некоторым толкованиям, Бог налагал только временное ограничение на вкушение вожделенных плодов с Дерева познания добра и зла. Эти плоды приравниваются к евхаристическим Телу и Крови, Которые для богоуподобления необходимо всем людям вкушать, но с обязательной духовной подготовкой (которой ещё и не было). Поэтому с теми благодатными плодами прародители приняли в себя уже не Бога, а дьявола, получившего, при этом, над людьми значительную власть. Бог закрыл Рай для людей, поставив на страже Ангела — херувима с пламенным мечом .
Грехопадение и изгнание из рая
Мои поиски картин связанных с Раем можно сказать не увенчались большим успехом. Почти все они посвящены грехопадению Адама и Евы и изгнанию их из Рая. Кроме того я увидел сколько вещей в нашей обыденной жизни называются "раем"! Тут и лифтовые кабинки, и пожарные приспособления и вообще всякая всячина. Но не будем отвлекаться. Вот несколько иллюстраций старинных художников на эту тему:
Как видим, тут наши предки покидают Рай одетыми. Слева они в одеждах от "версаче" райской трикотажной фабрики "Красный Рай", а справа (что более логично) в шкурах животных, что отрицает только что сделанное заключение о логичности - так, как следует тогда предположить, что кто-то (не будем показывать пальцем ) нарушил запрет Бога и отправил на тот (на какой?) свет невинных бессмертных(!) живых тварей.
Ну тут все в порядке - прикрылись банными веничками и идут... Только вот яблочко... То самое яблочко из-за которого их объявили персонами "нон грата" - вот оно валяется, целое и невредимое.
Изгнание из Рая, 1510. Дюрер
А здесь они его и сорвать не успели.
Изгнание из рая,Джованни ди Паоло
Вот потрясающий рисунок! Ангел - садовый сторож, видимо взял день отгула и за садом следил сам Саваоф-Бог. Он вовремя увидал чем занимаются детишки и решил выгнать их с помощью микро вселенной, которой он в это время трамбовал лужайку. Можно представить какие катаклизмы в это время происходили в этой вселенной!
Эдем - всего лишь прекрасный сад, где произрастало Дерево жизни, ставшее недоступным прародителям после их грехопадения - чтобы они не вечно мучались в своих грехах, но, спустя определённое время, умерли, и в аду ожидали своего спасения воплотившимся Сыном Божиим. До воскресения Христова души всех умерших людей, даже ветхозаветных праведников, попадали в ад. Но это не значит, что рай перестал существовать в момент грехопадения Адама и Евы, так как сонмы бесчисленных ангелов Божиих продолжали пребывать в райском блаженстве, т.е., с вездесущим Богом. Но даже в Ветхозаветное время два человека - Енох и Илья, - были живыми взяты на Небо (в рай), хотя им ещё предстояло вернуться на землю и, как умереть как обычные люди. Во время преображения на Фаворе, со Христом было два пророка: Моисей, как тогдашний представитель ада и Илья - представитель рая. После сошествия во ад Христа, из преисподней были выведены души всех праведников, живших по совести и уверовавших во Спасителя, и приняты в райские обители. Во время Страшного Суда эти души соединятся с прежними своими умершими и уже истлевшими телами и будут в полноте наслаждаться и утверждаться вечной жизнью в Боге. После наступления новозаветного времени, также 2 человека воцарились в раю вместе со своими воскресшими из мертвых, уже преображёнными земными телами - это Иисус Христос (новый Адам) и пресвятая Богородица (новая Ева) . Бог для каждого человека и для каждого ангела приготовил неповторимые райские обители, многие из которых окажутся пустующими по причине добровольного отпадения от Бога части ангелов (бесов) и части людей (грешников). И это, конечно же, будет печалить и Бога и всех святых людей и ангелов, которые смогут радоваться уже не за всех, и не со всеми иметь радостное общение. Христос сказал, что после всеобщего воскресения люди уже не будут ни жениться, ни выходить замуж, ни размножаться (что в большей степени свойственно материальным телам), но будут как ангелы.
Ян Брейгель "Рай"
Все ангелы и души всех людей призваны реализовать себя как неповторимые невесты Бога, чтобы навечно соединиться в раю с Самым прекрасным Женихом в неизреченной любви. Церковь учит, что не все праведники будут иметь в Раю равные блаженства, но кто - какое заслужил при своей земной жизни: «Иная слава солнцу (Христу), иная слава луне (Божией Матери), иная слава звёздам (ангелам, святым и всем спасённым), звезда от звезды различается в славе (величине и яркости)». «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.» (1Кор.2:9). Спасшихся людей и святых ангелов ждёт бесконечное обожение, т. е., богоуподобление, когда тварная человеческая природа, по дару от Бога, наделяется божественными свойствами (богообщением, всеведением, вездесущием, всемогуществом, всеблаженством, справедливостью, вечностью и др.), способностью быть невидимыми, проходить сквозь двери затворенные со своими преображёнными телами, и т. п. Иначе, все люди по благодати Бога должны стать богами (когда змий в Эдеме искушал Еву, он врал ей правдоподобно). По замыслу Бога люди творились Им чтобы «владычествовали они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.» (Быт.1:26). Кроме того, Христос обещает посадить апостолов на 12 престолов судить 12 колен израилевых.
Кранах-старший Лукас . Рай
Коран описывает рай следующим образом: «Для богобоязненных есть место спасения — сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и кубок полный. Не услышат они там ни болтовни, ни обвинения во лжи… В садах благодати — толпа первых и немного последних, на ложах расшитых, облокотившись на них друг против друга. Обходят их мальчики вечно юные с чашами, сосудами и кубками из текучего источника — от него не страдают головной болью и ослаблением… среди лотоса, лишённого шипов, и тaлxa, yвeшaннoгo плoдaми, и тeни пpoтянyтoй, и вoды тeкyчeй, и плoдoв oбильныx, нe иcтoщaeмыx и нe зaпpeтныx, и кoвpoв paзocтлaнныx, Mы вeдь coздaли иx твopeниeм и cдeлaли иx дeвcтвeнницaми, мyжa любящими, cвepcтницaми…» (Коран, 78:31-35; 56:12-19; 28-37)
Вкачестве путеводителя по Раю приведу еще концепцию Рая у Данте:
Данте и Беатриче у последнего круга рая.Gustave Doré (1832-1883)
Рубрики: | Культурный феномен memento mori |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |