Обретенное время / Le Temps retrouve |
режиссер: Рауль Руис
1999, экранизация романа М. Пруста
в ролях: Эммануэль Беар, Катрин Денев, Венсан Перес, Паскаль Грегори, Мари Франс Пизье, Кьяра Мастрояни, Мельвиль Пупо, Ариэль Домбаль, Эдит Скоб, Эльза Зальберштейн, Джон Малкович
.
фильм-участник конкурсной программы каннского фестиваля
.
о шедевре Пруста все уже многажды сказано, и написано, и разжевано, иногда даже больше, чем нужно, и, разумеется, я не буду пересказывать содержание этого трехтысячестраничного монстра. Впрочем, если в 2-х словах, Пруст учит нас, что время не существует. Что все возрасты нашей жизни, вплоть до смертного часа, остаются при нас. И что только мы сами вольны выбрать для себя тот миг, который нам дороже всего.
То что Пруста взялся экранизировать Рауль Руис уже говорит о многом. Все вы в курсе, что Пруст писал слишком длинными фразами, отчего многие люди с трудом вникают в его текст вообще, и чтобы его читать, нужно просто привыкнуть к ритму его прозы. Точно также нужно привыкнуть и к Руису, который за 2 часа вкратце пересказывает весь роман, одновременно и импрессионистский, и кубистский, автобиографический и вымышленный. Руис снял гениально — все образы подобраны точно такими же, какими представляются при чтении Пруста, кроме разумеется Денев. Одним словом она портит эту энциклопедию упадочных нравов аристократического общества до и во время Первой мировой войны 1914 —1918 годов, где все герои выглядят не вульгарными буржуа, а романтическими эстетами. На этом же фоне идет рассказ о жизни молодого человека, рассказывающего, как он стал писателем, ибо спотыкался о булыжники мостовой вместо того, чтобы забрасывать ими спецназовцев. Он вспоминает про множество самых разных вещей: тоска по детству, накатившая в тот миг, когда ты грызешь миндальное пирожное; смерть, когда снова встречаешься с одряхлевшими снобами; эрозия любовной страсти или как превратить страдание в скуку; Он вспоминает и о том, как рождается история о любви, доведенной ревностью до безумия, — любви Свана к Одетте (Денев), Рассказчика к Альбертине (Мастрояни); Это также история Марселя, светского выскочки, жаждущего получить приглашение к принцессе Германтской, но, поскольку это ему не удается, он стал литератором-мизантропом и coming-out стыдливого гомосексуалиста, который описывает декадентов своего времени, барона де Шарлю (Маоклвич) и его друга Жюпьена, дабы за их счет обелить самого себя…
Грубо говоря, Руис отлично, по-прустовски показал, что память — настоящая машина для странствий во времени, которое можно побороть, только когда пишешь, слушаешь сонату Вентейля или колокол Мартенвиля.
Рубрики: | ЗАЛ СЛАВЫ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |