5х2 / Cing fois deu / Пять на два |
режиссер: Франсуа Озон
2004, экзистенциализм
в ролях: Валерии Бруни Тедески, Стефан Фрез, Франсуаза Фабиан, Жеральдин Пеляс, Майкл Лонсдэйл
.
Золотой лев и приз за лучшую женскую роль на кинофестивале в Венеции
.
видели фильм Бергмана "Сцены из супружеской жизни"? Озон просто переставил их в обратном порядке. А "Необратимость" видели? Обратили внимание как там снято все задом наперед – так вот Озон тоже такой трюк сделал. И вообще, Пруста читали? Так вот, это он научил Озона начинать с финала и продолжать с середины.
.
и тем не менее, Озон, как мне кажется, из них всех вместевзятых, снял по-настоящему экзистенциальный фильм, тем самым показав что у каждой пары своя иллюзия, что все начатое — конечно, что мы просто ловим кайф жизни не задумываясь о причинах и следствиях. А жизнь тем временем просто идет и все в ней случается само собою: люди знакомятся, затем женятся, затем заводят детей, затем разводятся или не разводятся, а живут рутинной жизнью или бездумной жизнью… Причем все это циклично и предсказуемо, и нет в этом никакой тайны, — одни параллели. Пример такой параллели — родители Валерии Бруни Тедески: самый что ни на есть банальный союз, моногамный брак, который держится на взаимных оскорблениях и словесном садомазохизме. Мать играет Франсуаза Фабиан — актриса второго ряда новой волны, почти забытая современной публикой, но все равно из эпохи революции нравов. Мы видим, что в нравах ТОГО поколения ничего не изменилось: муж с женой живут по привычке, терпят друг друга и даже не думают расходиться. Вторая параллель — однополая пара: брат мужа и его молодой любовник. Казалось бы, вот уж свободный союз, но нет, он точно такой же рутинный: та же зависимость от партнера (в том числе материальная), те же обиды, — все тоже самое что и у обычной пары. И вот на фоне устаканившихся отношений мамы с папой и свободных гейских отношений, Озон показывает как пара Тедески-Фрез пытаются что-то противопоставить своей рутине. Они не хотят сохранять иллюзию счастливого семейства, они ведь поначалу тоже не верили в любовь, но верили в отношения… А примитивные зрители (среди них есть и критики) хватаются за эпизод брачной ночи, мол, жених на свадьбе напился, а Валерия вышла в лунную ночь и переспала со случайным гостем, и вот где она, трещина в брачном союзе! Озон достаточно умен, чтобы иметь основания сказать: а вы видели, что она изменила мужу? Держали свечку? Измена в фильме не показана, а значит, не факт, что она была, и не в ней дело. Ведь и намеки бывают ложными… Вот об этом собственно фильм — лже-измена, лже-иллюзия, лже-оптимизм, лже-вера. Ведь есть удивительное человеческое свойство — упрямо верить, что всякое новое чувство, всякая новая авантюра, а тем более влюбленность и привязанность, закончится хорошо... Так не бывает. Нельзя в это верить. Нельзя вообще верить в подобную метафизику.
трейлер: http://www.commeaucinema.com/bandes-annonces=21668.html
Рубрики: | ЗАЛ СЛАВЫ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |